Международный институт рынкаФакультет экономики и менеджмента Реферат по культурологии Искусство как свидетель истории Выполнила Потехина И.А.группа Ф-11Проверила Подгорная Л.П.оценка дата Самара2004 Оглавление 1. ВВЕДЕНИЕ 2. ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ 1. Литература 1. Повесть временных лет 3 2.1.2.
Слово о полку Игореве 2. Архитектура 3. РУССКОЕ ИСКУССТВО XXVI ВЕКОВ 1. Литература 1. Хождение за три моря 2. Живопись 1. Битва суздальцев с новгородцами 2. Церковь воинствующая 3. Архитектура 1.Храм Василия Блаженного 4. Музыка 4. РУССКОЕ ИСКУССТВО
XVII ВЕКА 1. Литература 1. Синопсис 2. Живопись 3. Музыка 5. РУССКОЕ ИСКУССТВО XVIII ВЕКА 1. Живопись 1. Владимир и Рогнеда А.П. Лосенко 2. Скульптура 1. Бдение Александра Македонского и другие работы М.И. Козловского 11 5.3.
Музыка 6. РУССКОЕ ИСКУССТВО XIX ВЕКА 1. Литература 1. Война и мир Л.Н. Толстого 2. Живопись первой половины XIX века 1. Последний день Помпеи К. Брюллова 3. Живопись второй половины XIX века 4. Музыка 7. РУССКОЕ ИСКУССТВО XX ВЕКА 1. Литература 15 7.2.
Живопись начала XX века 1. Солдатушки, бравы ребятушки Где же ваша слава и др. работы В.А. Серова 3. Живопись 1917 1941 годов 1. Торжественное открытие II конгресса Коминтерна во дворце Урицкого в Петрограде и Расстрел 26 бакинских комиссаров И. Бродского 18 7.4.
Живопись 1941 1945 годов 1. Оборона Севастополя А. Дейнеки 2. Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года К. Юона 3. Бегство фашистов из Новгорода Кукрыниксов 5. Живопись второй половины XX века 6. Скульптура 1. Памятник героическим защитникам Ленинграда 21 7.7. Музыка 8. I ВЕКОВ 9. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 10. Список использованной литературы 1. ВВЕДЕНИЕ Искусство нельзя понимать вне зависимости от экономических и политических основ развития, вне взаимоотношений с другими явлениями общественной жизни, с другими формами идеологии с религией, правом, моралью, наукой и особенно с философией. Искусство каждой эпохи связано с историческими условиями, с национальными культурами, с уровнем художественной
жизни общества. В каждую историческую эпоху одна из форм общественного сознания выступает как главенствующая и влияет на остальные. Подобно этому в разные периоды в искусстве какой-то один из видов становится главным, так как с наибольшей полнотой выражает тенденции времени. В своем реферате я хочу показать, как различные исторические события отражались именно в русском искусстве, потому что преобразования в социально-экономической, политической и культурной жизни российского общества
с неизбежностью пробуждают интерес к культурному наследию, выяснению места и роли искусства в русской истории и современности. 2. ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ 1. Литература Одно из самых значительных явлений древнерусской литературы летописи, появившиеся уже в первой половине XI века. Неправильно представлять себе русского летописца стариком-отшельником, как пушкинский Пимен, записывающим из года в год только те события, современником которых он был.
Летописцами становились и старые и молодые, монахи и люди светские. Древнерусские летописи, описания путешествий, юридические кодексы, полемические трактаты представляют для нас наибольший интерес. Для большинства из них характерны широкий общерусский взгляд на события и явления, сознание необходимости постоянной совместной борьбы против кочевников, стремление к прекращению разорительных междоусобных войн русских князей. 2.1.1. Повесть временных лет Самым значительным памятником летописания является Повесть временных лет, написанная в 1113 году монахом Киево-Печерского монастыря Нестором и дошедшая до нас в составе более поздних летописных сводов XIV XV вв Как и всякая летопись, Повесть временных лет отличается сложностью состава и разнообразием включенного в нее материала. Кроме кратких погодных записей и более подробных рассказов о политических
событиях в нее вошли и тексты дипломатических и юридических документов, и пересказы фольклорных преданий, и выдержки из памятников переводной литературы, и записи о явлениях природы, и самостоятельные литературные произведения исторические повести, жития, богословские трактаты и поучения, похвальные слова. Это позволяет говорить о летописи как о синтетическом памятнике средневековой культуры, как о своеобразной энциклопедии средневековых знаний. Но это не простая механическая сводка разнородного материала, а цельное
произведение, отличающееся единством темы и идейного содержания. Цель труда сформулирована автором в его заглавии Се повести времянных лет, откуду есть пошла Руская земля, кто в Киеве нача первее княжити, о откуду Руская земля стала есть. Из этих слов следует, что происхождение и история Русского государства рассматривались автором в неразрывной связи с происхождением и историей киевской
княжеской власти. При этом история Руси давалась на широком фоне всемирной истории. Повесть временных лет памятник феодальной идеологии. Классовые позиции автора сказались и на отборе материала, и на оценках различных фактов и событий. Основное внимание уделяется событиям политической истории, деяниям князей и других представителей феодальной верхушки. Хозяйственная жизнь и быт народных масс остаются в тени. К массовым народным движениям летописец относится враждебно, рассматривая их как жизнь казнь божию. Отчетливо проявилось в летописи и религиозное мировоззрение ее составителя конечную причину всех событий и поступков людей он видит в действии божественных сил, провидения. Но под покровом религиозных рассуждений и ссылок на волю бога часто скрываются и практический подход к действительности, попытки выявить реальные причинно-следственные связи между событиями.
Повесть, возникшая в период, когда уже начался распад Древнерусского государства на отдельные земли и княжества, проникнута идеей единства Русской земли, которое мыслилось как сплочение всех земель под властью киевских великих князей. Тема героической борьбы с внешними врагами проходит через всю летопись. Эта патриотическая направленность, способность возвыситься до понимания общенародных интересов сближают
Повесть с устным эпосом и становятся ведущей тенденцией всей древнерусской литературы. Послужив основой местных летописных сводов периода феодальной раздробленности, Повесть временных лет сыграла огромную роль в утверждении и сохранении идеи единства Руси в сознании последующих поколений, живших во времена княжеских усобиц и тягчайших испытаний монголо-татарского ига, оказала большое влияние на формирование самосознания русской народности на протяжении
нескольких столетий. 2.1.2. Слово о полку Игореве Наиболее выдающимся произведением древнерусской литературы, в котором нашли яркое воплощение лучшие ее стороны, является Слово о полку Игореве. В нем повествуется о неудачном походе князей во главе с новгород-северским князем Игорем Святославичем против половцев в 1185 году. Но не описание этого похода является целью автора. Оно служит ему лишь поводом для размышлений о судьбах Русской земли. Причины поражений в борьбе с кочевниками, причины бедствий Руси автор видит в княжеских междоусобицах, в эгоистической политике князей, жаждущих личной славы. Слово о полку Игореве произведение общерусское, в нем нет местных черт. Оно свидетельствует о высоком патриотизме ее автора, сумевшего подняться над узостью интересов своего княжества до высоты общерусских интересов. Центральным в
Слове является образ Русской земли. Автор обращается к князьям с горячим призывом прекратить усобицы и объединиться перед лицом внешней опасности. Слово о полку Игореве произведение светское. В нем отсутствуют церковная риторика, христианские символы и понятия. Оно тесно связано с устным народным творчеством, что проявляется в поэтическом одушевлении природы, в широком использовании языческой символики и образов языческой мифологии, типичных для фольклора форм
например, плача и художественных средств. О связи с народным творчеством свидетельствуют и идейное содержание Слова, и его художественная форма. В Слове о полку Игореве воплотились характерные для древнерусской литературы этого периода черты живая связь с исторической действительностью, гражданственность и патриотизм. Появление подобного шедевра свидетельствовало о высокой степени зрелости молодой русской литературы,
о ее самобытности, о высоком уровне развития русской культуры вообще. 2.2. Архитектура Для искусства домонгольской поры характерна одна отличительная черта монументализм форм. Особое место в нем по праву занимает архитектура. Сразу после принятия христианства в Киеве был построен храм Успения Богородицы, так называемая Десятинная церковь 989 996 первый известный каменный храм Киевской Руси. От следующего, XI столетия в Киеве сохранилось несколько памятников, самым известным из которых является София Киевская главный собор, где проходили церемонии посажения на княжеский престол. 3. РУССКОЕ ИСКУССТВО XIV XVI ВЕКОВ 3.1. Литература Историческая победа на Куликовом поле вызвала высокий подъем народного самосознания, отразившийся на всех сторонах духовной жизни народа и прежде всего в литературе.
В конце XIV начале XV веков создается целый цикл летописных повестей и сказаний. Вместе с тем в XV веке были написаны и отдельные жития, лишенные искусственной риторики и близкие по своей основе к устному народному творчеству жития Михаила Клопского, Петра царевича Ордынского, повесть о муромском князе Петре и деве Февронии Житие Петра и Февронии и др Развитие культурных связей с другими странами значительно
расширило географический ареал литературного жанра хождений русских людей за рубеж. Наряду с традиционными хождениями русских церковных деятелей и паломников в Царьград и в Палестину все большее значение занимают описания пребывания русских людей в западноевропейских странах. Среди последних особо выделяются повести о хождении русской церковной делегации в Италию для участия в заседаниях Флорентийского собора.
3.1.1. Хождение за три моря Выдающимся литературным памятником XV века является Хождение за три моря тверского купца Афанасия Никитина, содержащее ценные сведения о народах Индии. Афанасий Никитин около 1471 1474 гг. на свой страх и риск предпринял путешествие в далекие страны с торговыми целями. Переплыв Каспийское и Индийское моря, пройдя
Персию, дошел до самого центра Индии. В основе произведения лежат собственные наблюдения купца о быте и нравах народов Индии. 3.2. Живопись Политическая и идейная обстановка конца XV XVI веков сказалась на развитии живописи. Для живописи этого времени характерно расширение круга тем, возрастание интереса к нецерковным темам из всемирной и особенно русской истории. Все большее влияние на идейное содержание живописи оказывала официальная идеология. Прославление и возвеличение царской власти и церкви становилось основной темой творчества мастеров, выполнявших заказы великого князя и митрополита. Официальная государственная идея об исторической преемственности власти московских князей от князей владимирских и киевский, а через них от византийских императоров воплотилась в росписи Благовещенского собора 1563 1564. Здесь изображены византийские императоры и императрицы и наиболее чтимые русские князья.
3.2.1. Битва суздальцев с новгородцами Битва суздальцев с новгородцами вторая половина XV века первое в русском искусстве живописное произведение на историческую тему. В 1169 году суздальское войско во главе с Андреем Боголюбским было разбито под Новгородом. Согласно легенде, новгородцы вынесли на крепостные стены икону богоматери. Суздальцы застрелища икону. Тогда богоматерь повернулась ликом к городу слепота поразила
суздальцев, их захватили в плен или перебили. Тема композиции страшное братоубийственное побоище, одно из тех грозных событий, что так долго мешали объединению Русской земли. Знаменательно, что именно в XV веке легенда была особенно популярна в Новгороде, боярская верхушка которого упорно сопротивлялась объединительной политике Московской державы. Суздальцы тут, очевидно, отождествлялись с москвичами.
Однако, вольно или невольно, обе воюющие стороны образуют на иконах как бы единое целое. Новгородских бояр или воинов не отличишь от суздальских, и, хотя идут они друг на друга, кажется, что они друг друга естественно дополняют в общем строе этой живописной летописи. Композиция трехъярусная. Наверху торжественное перенесение иконы из церкви Спаса на Ильине-улице в детинец. В среднем ярусе навстречу друг другу едут посланцы обеих сторон, между тем как суздальская рать вероломно пускает стрелы в икону. Внизу мчится на врага новгородская конница, причем суздальцев охватывает смятение, и они поворачивают вспять. Это показано как интересное, волнующее зрелище, состоящее из последовательно развивающегося, богатого отдельными эпизодами действия. Тут проявляется одна из характерных особенностей новгородской иконописи стремление увлечь зрителей яркой наглядностью повествования.
Перед нами сказка, лад которой то торжественный, то эпически покойный, как покоен мерный шаг коней сближающихся парламентеров, то эпически бурный в заключительной схватке. В этом ладе, пожалуй, красота всех трех икон. Каждое войско как бы очерчено резко обособляющим его контуром, над которым частокол копий. Реют знамена. Ангел с мечом победно летит в едином с ними порыве, причем силуэт его идеально вписывается между обеими
ратями. Все это чрезвычайно декоративно и выразительно в своей графической четкости. Да, сказка, о жестоком содержании которой забываешь, глядя на просветленные русские лица, на изящные конские головы, на гармонически вырастающую архитектуру, на белые силуэты священнослужителей, на огненно-алые стяги, на сиреневые и розовые фигуры коней. 3.2.2. Церковь воинствующая В середине XVI века в Москве была написана большая, длиной в четыре метра, икона-
картина Церковь воинствующая, посвященная реальному историческому событию взятию Казани. На ней изображено торжественное шествие победоносного воинства во главе с царем Иваном Грозным. Среди воинов князь Владимир с сыновьями Борисом и Глебом, Александр Невский, Дмитрий Донской и другие прославленные князья-военачальники. Впереди на крылатом коне летит предводитель небесного воинства архангел Михаил. В центре фигура византийского императора Константина с крестом в руке. Навстречу летят ангелы. Войско встречает богоматерь с младенцем. Идейный замысел этой аллегории подчеркнуть значение религии и церкви, истолковать военный успех как результат покровительства небесных сил, а подвиг русских воинов как служение православию. 3.3. Архитектура С конца XV века наступает новый этап в развитии русского зодчества.
Объединение русских земель в едином государстве разрушало замкнутость местных архитектурных школ, способствовало их взаимопроникновении, взаимообогащению и формированию на этой основе общерусского архитектурного стиля, соединявшего простоту конструкций с усилением внешней декоративности. Москва становилась общерусским художественным центром. 3.3.1.Храм Василия Блаженного Посник и Барма авторы созданного в честь взятия
Казани крупнейшего на Руси архитектурного сооружения XVI века, собора Покрова, что на рву, всемирно известного под названием храма Василия Блаженного 1555 1560 гг Что на рву означало соседство со рвом, проходившим перед твердыней Кремля. А Василием Блаженным собор был назван по имени юродивого, особо чтимого церковью и погребенного у стен храма. Казанское взятие наносило решительный удар ханским захватническим вожделениям на юге нашей
страны. Монголо-татары предпринимали опустошительные походы. Еще много пришлось Руси претерпеть от ханов и после Казанской победы, но эта победа рождала уверенность в конечном полном торжестве над ее злейшим врагом. Храм Василия Блаженного являет нам наглядный пример созвучности истинно великого произведения искусства с думами и чаяниями, воодушевляющими народное сознание в данную эпоху. По свидетельству очевидца, Москва с ликованием встречала молодого царя Ивана во главе русского войска по возвращении из Казани. Красоту, силу и славу вот что должен был выражать храм, сооружаемый в честь великой победы, вызвавшей подобное ликование. Истинно ликующим во всем своем облике, прекрасным, как победоносная рать, и сияющим, как слава, надлежало быть этому храму. Впервые в истории древнерусского искусства, благодаря летописи,
получено точное свидетельство как об основном замысле заказчика, так и о претворении этого замысла приглашенными им мастерами. Речь шла о начинании исключительной важности, о деле, именуемом чудным, и о том, что заказчиком был сам царь. Летописец сообщает, что царь, по совету митрополита, повелел зодчим воздвигнуть храм в восемь престолов. Дело в том, что носители высшей светской и церковной власти желали окружить главный, центральный храм семью самостоятельными приделами в честь тех святых, чьи праздники
падали на решающие дни Казанского похода. Однако Посник и Барма основали не семь, а восемь приделов вокруг главного, так как такого числа требовала элементарная симметрия в согласии с задуманной мастерами композицией собора, долженствующей увенчать весь архитектурный ансамбль Москвы. Значит, можно утверждать на основании недвусмысленного текста летописи, что они поступили не так, как было повелено им всемогущим заказчиком, а по своему разумению, как истинные художники, лучше
его разбирающиеся в законах и целях художественного творчества. Воля царская и митрополичья спасовала перед красотой. Легко себе представить восторженный отклик, который храм должен был вызывать в русских сердцах, когда, подобно райскому зданию, это собор, что на рву, возвысился на Красной площади как памятник великой русской победе, кустом своих глав торжественно перекликаясь с многоглавием кремлевских соборов и как бы держа весь город своей легкой и стройной громадой. Подобно тому, как уже тогда держал весь Кремль столп Ивана Великого, воздвигнутый до Василия Блаженного и лишь надстроенный при Годунове. Итак, столп и шатер как символы победного восхождения. 3.4. Музыка В XVI веке сложился жанр исторической песни, которые в отличие от былин или старин, хранивших
память о героическом народном прошлом, непосредственно откликались на события современности Как царь Иван Казань-город брал, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения, Думы Степана Разина. По характеру напевов историческая песня сближалась с былинной и лирической песней. 4. РУССКОЕ ИСКУССТВО XVII ВЕКА В истории русской культуры, как и в истории
Росси в целом, XVII столетие завершает период средневековья и примерно со второй половины XVII века начинается новый период. Во всех сферах общественной жизни происходят заметные изменения, обусловленные глубокими сдвигами в развитии социально-экономических отношений. 4.1. Литература Существенные сдвиги происходили в развитии исторических знаний и исторической мысли. Об усилении интереса к прошлому свидетельствуют многочисленные списки различных исторических сочинений
и их широкое распространение среди представителей разных социальных слоев населения. Из всей светской литературы именно исторические сочинения пользовались наибольшей популярностью. Расширился круг не только их читателей, но и их создателей. Из демократических слоев населения выходили произведения, близкие по своему характеру к устному народному творчеству Повесть об Азовском осадном сидении, Полулегендарные повести о начале
Москвы, Сказание о ранней славянской истории, О начале русской государственности. 4.1.1. Синопсис Большую роль в распространении исторических знаний сыграла книга украинского ученого Иннокентия Гизеля Синопсис, изданная в Москве в 1678 году с киевского издания 1674 года. Эта книга первое печатное исторической произведение содержала краткий обзор русской истории с древнейших времен до 70-х годов XVII века. Она стала одной из самых популярных книг. Выдержав в дальнейшем около 30 изданий, Синопсис на протяжении всего следующего столетия выполнял роль учебника по русской истории. 4.2. Живопись Общий для русской культуры XVII века процесс обмирщения затронул и живопись. Новые явления в живописи начали проявляться с середины столетия. Главным из них было становление и развитие реалистических тенденций. Художники этого времени стремились отразить в своем искусстве и донести до сознания современников прелесть
земного, материального, радость земного бытия. К числу высоких достижений русской живописи относятся стенные росписи ярославских храмов конца XVII века. Особенно восхищают фрески церкви Ильи Пророка, исполненные артелью мастеров во главе с Гурием Никитиным и Силой Савиным, и фрески церкви. Иоанна Предтечи, написанные под руководством Дмитрия
Плеханова. Здесь весьма заметно воздействие светской, посадской культуры, демократические элементы решительно вторгаются в церковно-догматическое искусство. В этих росписях господствует стремление художников изобразить реальный, материальный мир. Религиозные мифы, сюжеты священной истории они используют лишь как повод для изображения бытовых сцен, для рассказа о жизни земных людей во всем ее многообразии. С пробуждением интереса к человеку, к отдельной личности связано появление и развитие портретной живописи
первого собственно светского жанра. В первой половине XVII века портреты писались в старой иконописной манере и в старой иконной технике на доске, яичными красками. Во второй половине столетия изображения стали принимать более реалистический характер, точнее передавать индивидуальные черты. Таковы портреты царя Алексея Михайловича конца 70-х начала 80-х годов и царя Федора Алексеевича 1686 года. Живописцы стали писать портреты по западному образцу масляной краской на холсте. Так, в конце XVII века написаны портреты князя Б.И. Репнина, стольника Г.П. Годунова, Л.К. Нарышкина и многих других. 4.3. Музыка В XVII веке возникают новые жанры и виды музыкального искусства, возрастает его роль в культурной жизни русского общества. В целом же музыка, как и все искусство, преимущественно была поставлена
на службу религии. Это обусловило, наряду с историческими событиями раздробленностью Руси, татаро-монгольским нашествием, ее более медленное, чем в странах Западной Европы, развитие. В то же время развитие русской музыки шло своим чередом. 5. РУССКОЕ ИСКУССТВО XVIII ВЕКА XVIII век значительнейший период в русской истории. Реформы Петра касались не только экономической, государственной, политической, военной и общественной
жизни, но также просвещения, науки и искусства. 5.1. Живопись Новым явлением в художественно-изобразительном искусстве начала XVIII века стала гравюра, широко распространившаяся ввиду сравнительно недорогого способа производства. Изготовление гравюр поощрялось правительством. Художников привлекали, как правило, современные события военные баталии, торжественные марши войск, виды новой столицы.
Наиболее известным мастером в области гравюры был А.Ф. Зубов. Во второй половине XVIII века искусство становится более сложным в жанровом отношении. В академической живописи складывается система жанров портрет, монументально-декоративная живопись, пейзаж, театрально-декорационное искусство, историческая живопись. В исторической живописи проявлялся интерес к историческому прошлому народа и государства.
С 60-х годов темы из российской истории для написания живописных полотен стали ежедневно предлагаться в Академии художеств. 5.1.1. Владимир и Рогнеда А.П. Лосенко Первым русским историческим живописцем был А.П. Лосенко 1737 1773. Одна из наиболее известных его картин Владимир и Рогнеда 1770 год. В ней Лосенко избрал тот момент, когда новгородский князь Владимир испрашивает прощения у Рогнеды, дочери полоцкого князя, на землю которого он пошел огнем и мечом, убил ее отца и братьев, а ее насильно взял в жены. Общий характер картины, конечно, театрально-условный Рогнеда театрально страдает, возведя глаза горе Владимир, написанный, кстати, с драматического актера Дмитриевского, не менее театрален. Похожи на барельефы античных стел фигуры плачущих служанок.
Но само обращение к русской истории и толкование темы прежде всего как осуждение произвола было очень характерно для эпохи высокого национального подъема второй половины XVIII столетия. Имеются и другие более мелкие, но важные находки. Лосенко внимательно изучал не только русскую историю, но и древнерусские костюмы насколько это позволяло знание того времени, искал наиболее характерные типажи интересны фигуры двух воинов новгородских мужиков
в правом верхнем углу композиции. При всех декламационности и патетике в картине Лосенко много искреннего чувства. 5.2. Скульптура Именно в XVIII веке, в петровскую эпоху, для русской скульптуры открылись возможности бурного развития. Городские и загородные царские резиденции, дворцы знати стали украшаться круглой станковой скульптурой, декоративной пластикой и портретными бюстами. В начале
XVIII века особенное распространение получила монументально-декоративная пластика. В это время часто встречается горельеф, причем такой, в котором допускался сильный отрыв пластических объемов от фона. В тех же случаях, когда мастера создавали барельеф, они охотно пользовались типом так называемого живописного рельефа, в котором, как в картинах, чередуются планы, передается перспективное сокращение предметов, используются элементы пейзажа. Наиболее плоскостно решаются чисто орнаментальные композиции. Вторая половина XVIII века период высокого подъема скульптуры. Развиваются все ее виды рельеф, статуя, портретный бюст, наряду с монументально-декоративными становятся излюбленными и станковые произведения. Не дожидаясь, пока сформирует кадры отечественная школа, Петр повелел покупать за границей античные статуи и произведения современной скульптуры.
Русские юноши отправлялись в Европу учиться искусству скульптуры. 5.2.1. Бдение Александра Македонского и другие работы М.И. Козловского Творчество замечательного русского скульптора Михаила Ивановича Козловского 1753 1802 наглядное свидетельство того, как русские мастера перерабатывали античные традиции, как складывался русский классицизм.
Его Бдение Александра Македонского вторая половина 80-х годов, мрамор воспевает героическую личность, тот гражданский идеал, который соответствует морализующим тенденциям классицизма полководец испытывает волю, противясь сну свиток Илиады около него свидетельство его образованности. Но античность для русского мастера никогда не была единственным объектом изучения. В том, как естественно передано состояние полудремоты, оцепенелости полусна, есть живое острое наблюдение,
во всем видно внимательное изучение натуры. А главное нет всепоглощающего господства разума над чувством, сухой рациональности, и это одно из существеннейших отличий русского классицизма. Скульптор дает свое толкование эпизоду из петровской истории в статуе Якова Долгорукого, приближенного царя, возмутившегося несправедливостью одного указа императора 1797, мрамор. В статуе Долгорукого скульптор широко применяет традиционные атрибуты горящий факел и весы символ истины и правосудия, поверженную маску коварство и змею низость, зло. Развивая героическую тему, Козловский обращается к образу Суворова сначала мастер создает аллегорический образ Геркулеса на коне 1799, бронза, а затем памятник Суворову, задуманный как прижизненная статуя 1799 1801. Памятник не имеет прямого портретного сходства. Это скорее обобщенный образ воина, героя, в военном
костюме которого соединены элементы вооружения древнего римлянина и средневекового рыцаря. Энергией, мужеством, благородством веет от всего облика полководца, от его гордого поворота головы, изящного жеста, с которым он поднимает меч. Легкая фигура на цилиндрической формы постаменте создает с ним единый пластический объем. В образе Суворова создан обобщенный образ национального героя, и справедливо исследователи относят его к наиболее совершенным творениям русского классицизма наряду с фальконетовским
Медным всадником и монументом Минину и Пожарскому Мартоса. 5.3. Музыка Под непосредственным воздействием прогрессивных демократических направлений русской общественной мысли, литературы и публицистики в XVIII веке сформировалась национальная композиторская школа. Ее представители стремились соединить в своем творчестве стилистические принципы и формы раннего европейского классицизма с темами и образами из русской жизни, нравами и обычаями своего народа.
6. РУССКОЕ ИСКУССТВО XIX ВЕКА Для искусства XIX века были характерны быстрая смена идейно-художественных направлений по сравнению с предшествующим временем, одновременное сосуществование разных художественных стилей. Основное направление в искусстве первых десятилетий XIX века романтизм. В России он возник в переломную эпоху Отечественной войны 1812 года и формирующейся дворянской революционности. Сутью романтического искусства было стремление противопоставить реальной действительности обобщенный идеальный образ. Русский романтизм неотделим от общеевропейского, но его особенностью был ярко выраженный интерес к национальной самобытности, отечественной истории, утверждение сильной, свободной личности. Внимание к отечественной истории было характерно для искусства в целом. 6.1. Литература К исторической тематике обращались многие писатели, поэты, композиторы.
Отечественная история была предметом раздумий А.С. Пушкина, особенно в последний период его творчества Борис Годунов, Капитанская дочка, Медный всадник, Арап Петра Великого, История пугачевского бунта. С осмыслением исторического прошлого России связаны споры вокруг Философического письма
П.Я. Чаадаева. Пушкин был одним из тех, кто не принял нигилистическую оценку Чаадаева отечественной истории. В первой половине XIX века в русской литературе развивалось новое, могучее и плодотворное направление реализм. В середине 1850-х годов в атмосфере общественного подъема, напряженной идейной борьбы русскими писателями-реалистами было создано небывалое количество выдающихся художественных произведений. 6.1.1. Война и мир Л.Н. Толстого К созданию
Войны и мира Толстой пришел от замысла начатой в 1860 году повести Декабристы. Декабристская тема определяла на раннем этапе работы композицию задуманного монументального произведения о почти полувековой истории русского общества от 1812 до 1856 годов. Пафос Войны и мира в утверждении мысли народной. Глубокий, хотя и своеобразный, демократизм автора обусловил необходимый для эпопеи угол зрения в оценке всех лиц и событий на основе мнения народного.
Уже в процессе поисков начала, составления конспектов и работы над первыми частями будущего большого произведения определились его главные черты как романа-эпопеи, в котором рассказ об отдельных семьях и лицах, вымышленных и действительных, сочетается с раскрытием характера русского народа и войска. Отечественная война 1812 года, когда усилия всей русской нации, всего, что было живого и здорового в ней, были напряжены для отпора наполеоновскому нашествию, представила благодарный материал для такого произведения. Война и мир одно из немногих в мировой литературе XIX века произведений. К которому по праву прилагается наименование романа-эпопеи. События большого исторического масштаба, жизнь общая, а не частная, составляют основу ее содержания в ней раскрыт исторический процесс, достигнут необычайно широкий период русской жизни во всех ее слоях и вследствие этого так велико число действующих лиц, в частности, персонажей из народной среды в ней
показан русский национальный быт, и, главное, история народа и путь лучших представителей дворянского класса к народу являются идейно-художественным стержнем произведения. Мировые события и крупные явления общественной жизни наблюдает в Войне и мире случайный свидетель, обыкновенный смертный, и эта простая, естественная, непредвзятая точка зрения обеспечивает нужный автору человеческий взгляд.
Представляя события с человеческой, нравственной стороны, писатель проникал и в их подлинную историческую сущность. Философия войны у Толстого, при всей отвлеченности некоторых его сентенций на эту тему, сильна оттого, что острием своим направлена против либерально-буржуазных военных писателей, для которых весь интерес сводился к рассказу о прекрасных чувствах и словах разных генералов, а вопрос о тех 50 000, которые остались по госпиталям и могилам, вовсе не подлежал изучению.
Его философия истории, при всей противоречивости, сильна тем, что большие исторические события он рассматривает как результат движения масс, а не деяний царей, полководцев и министров, то есть правящих верхов. И в таком подходе к вопросам исторического бытия видна все та же мысль народная. 6.2. Живопись первой половины XIX века После Отечественной войны 1812 года возрастание интереса к народной жизни, человеческой индивидуальности привело к складыванию нового идеала, в основе которого лежало представление о духовно независимой личности, глубоко чувствующей и страстно выражающей свои чувства. Этот идеал нашел отражение в работах представителей новой творческой концепции романтизма, утверждение которого происходило одновременно с отмиранием классицизма. Наиболее значительным явлением в исторической живописи первой половины XIX века были гигантские полотна Брюллова, Бруни и
Иванова. Оставляя на время в стороне степень субъективности исторических воззрений каждого из трех художников, видно, что во всех трех случаях мы имеем дело с изображением массовой сцены. Внимание художника сосредоточено на событии в той мере, в какой оно преломляется в сознании и в судьбе целого народа, в сознании народной толпы. Не менее характерно то, что сами эти события драматичны и являются переломными, решающими в судьбе изображенного народа.
6.2.1. Последний день Помпеи К. Брюллова Крупнейшим произведением Брюллова и самым знаменитым созданием русской живописи первой половины XIX века стала картина Последний день Помпеи 1830 1833. Реальное событие античной истории гибель города при извержении Везувия в 79 году нашей эры дало возможность художнику показать величие и достоинство человека перед
лицом смерти. Огненная лава надвигается на город, рушатся здания и статуи, но дети не оставляют родителей мать прикрывает ребенка, юноша спасает возлюбленную художник в котором Брюллов изобразил себя уносит краски, но, покидая город, он смотрит широко открытыми глазами, стараясь запечатлеть ужасное зрелище. Даже в гибели человек остается прекрасен, как прекрасна сброшенная с колесницы обезумевшими конями женщина в центре композиции. В картине
Брюллова отчетливо проявилась одна из существенных особенностей его живописи связь классицистической стилистики его произведений с чертами романтизма, с которыми брюлловский классицизм объединяет вера в благородство и красоту человеческой натуры. Отсюда удивительная уживчивость сохраняющей четкость пластической формы, рисунка высочайшего профессионализма, превалирующего над другими выразительными средствами, с романтическими эффектами живописного освещения. Да и сама тема неизбежной гибели, неумолимого рока столь характерна именно для романтизма. Как определенный норматив, устоявшаяся художественная схема, классицизм во многом и ограничивал художника-романтика. Условность академического языка, языка школы, как называли Академию в Европе, в Помпее проявилась в полной мере театральные позы, жесты, мимика, эффекты освещения. Но нужно признать, что Брюллов стремился к исторической правде, стараясь как можно точнее воспроизвести конкретные памятники, открытые археологами и изумившие весь мир, восполнить зрительно сцены, описанные
некогда чудом спасшимся в этой катастрофе Плинием Младшим в письме к Тациту. Экспонировавшаяся сначала в Милане, затем в Париже, картина была привезена в Россию в 1834 году и имела шумный успех. О ней восторженно отзывался Гоголь. Значение произведения Брюллова для русской живописи определяется общеизвестными словами писателя
И стал Последний день Помпеи для русской кисти первый день. 6.3. Живопись второй половины XIX века Во второй половине XIX века направление критического реализма, которое уже ранее утвердилось в русской литературе, провозгласившей необходимость не только объяснения жизни, но и ее оценки, приобрело ведущее значение в отечественной живописи. Страстно и мощно показал в своих картинах судьбы народа
В. Суриков. Глубокий интерес к переломным событиям русской истории, проникновение в дух древности, даже особый колорит, присущие его творчеству, означали поворот к историческому мышлению в живописи Утро стрелецкой казни, Меншиков в Березове, Боярыня Морозова. В.М. Васнецов в своих картинах стремится воскресить историю, романтически былинную Русь и волшебную русскую сказку. Передвижничество ведущее направление в национальном искусстве второй половины XIX века, идейно противостоявшее академизму. Положение революционно-демократической эстетики определили программность творчества передвижников гражданственность, сознание общественных и психологических проблем своего времени, интерес к облику современника. Художники-передвижники неоднократно обращались к исторической тематике, причем в их полотнах преобладала национальная тема. Они использовали в качестве сюжетов реальные события, стремились передать эпоху,
характер исторических персонажей. Передвижникам свойственно было изображение переломных моментов в русской истории. Они по-новому трактовали исторические сюжеты, показывая отечественную историю через психологическую драму отдельной, как правило, выдающейся личности Н.Н. Ге Петр I допрашивает царевича Алексея, 1871 год И.Е. Репин Иван Грозный и сын его Иван, 1885 год. 6.4.
Музыка В музыкальной культуре первой четверти XIX века сохранялись некоторые традиции века прошедшего. В этот период все слои общества были охвачены патриотическим подъемом, вызванным наполеоновскими войнами. В этой же связи усилился интерес к своему историческому прошлому и к различным видам народного творчества. Так, широкий общественный резонанс получило исполнение в Москве в канун Отечественной войны 1812 года оратории
Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы, написанной крепостным музыкантом графа Шереметьева С. Дегтяревым. На волне патриотического подъема, связанного с войной 1812 года, была создана опера К. Кавоса Иван Сусанин. В целом опера занимала одно из главных мест в творчестве русских композиторов этого периода. Вторая треть XIX века по праву может быть названа глинкинской. Могучая творческая личность М.И. Глинки подняла русскую музыку на новую ступень развития, заслонив собой почти все созданное его предшественниками. В опере Жизнь за царя впервые в русской музыке Глинка полностью отказался от разговорного диалога. В образе Ивана Сусанина он воплотил лучшие качества русского народного характера, придав ему реалистические жизненные черты. Демократические идеи второй половины XIX века нашли воплощение в творчестве группы композиторов, получившей название могучая кучка.
Входившие в нее М.А. Балакирев, А.П. Бородин, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, Ц.А. Кюи развивали традиции М.И. Глинки, достижения западноевропейских композиторов и выступали за народность, реализм, национальный стиль в искусстве. Их произведения характеризовались теми коренными свойствами русской музыкальной классики, которые позволили ей занять достойное место на вершинах мировой музыкальной культуры.
Жанр национальной историко-патриотической оперы, сложившийся в опере Жизнь за царя, нашел своеобразное продолжение в операх Князь Игорь А.П. Бородина, Борис Годунов, Хованщина М.П. Мусоргского. 7. РУССКОЕ ИСКУССТВО XX ВЕКА Период переходных культур всегда драматичен, и всегда сложны и противоречивы отношения между традиционной, классической культурой прошлого знакомой, привычной,
но уже не возбуждающей особого интереса, и формирующейся культурой нового типа, настолько новой, что ее проявления непонятны и порой вызывают негативную реакцию. Искусство XX века противоречиво и многогранно. На направленность и сложность культуры в целом свою печать наложила историческая действительность между двумя революциями 1905 1917. История определила страстное неприятие окружающего мира, буржуазной культуры и цивилизации, радикальное
отрицание порядков современного мира и интуитивное предвидение наступления нового времени. Чувство времени в различных вариантах пронизывает все искусство этого периода. Достижения русского искусства XX века огромны и имеют мировое значение. Литература, живопись, скульптура, театр и музыка стали своеобразным прологом искусства XX столетия, как в зеркале отразив противоречия и сложности культуры нового века. Две самых страшных в истории человечества мировых войны, политические взрывы и революции, установление жестокого авторитарного режима в России в значительной мере определяют развитие отечественной культуры XX столетия. 7.1. Литература XX век начинался эпохой смутного времени войны, революции. В литературном процессе в такой период на первый план выходят публицистические, беллетристические и лирические жанры небольшого объема. Первые романы появились только в 1921 году
Два мира В. Зазубрина и Голый лед Б. Пильняка. До этого главное место в прозе занимали очерки, репортажи, рассказы. Интересную прозу писали Л. Леонов, В. Иванов, М. Зощенко, Б. Пильняк. Неожиданно произошел взлет драматургии. Возрождались полузабытые традиции массового площадного действа. Это оказало влияние на первые шаги новой драматургии.
Мистерия-буфф В. Маяковского, Стенька Разин В. Каменского, Фома Компанелла А. Луначарского эти пьесы соответствовали эстетике нового революционного театра. Но наибольший интерес в литературе 1917 1921 годов вызвала поэзия. Это было время стихов. Тема поэтического осмысления революции породила как восторженные оды В. Маяковский, Д. Бедный и др так и проклятья в ее адрес
М. Волошин, И. Бунин, З. Гиппиус и др Начинали звучать новые талантливые голоса Клюев, Багрицкий, Пастернак, Мандельштам, Тихонов и др Литература 20-х годов характеризуется редким жанровым разнообразием и тематическим богатством. В прозе наибольшего расцвета достигли жанры повести, рассказа, очерка. В то же время началась работа над романами, тяготеющими к эпопее
Жизнь Клима Самгина М. Горького, Тихий Дон М. Шолохова, Хождение по мукам А. Толстого, Белая гвардия М. Булгакова. Проза этого времени характеризуется интенсивным, напряженным сюжетом, острым социальным конфликтом. Роман, повесть, рассказ, очерк в том виде, в каком эти жанры сложились в прежней русской литературе, в 20-е годы встречаются редко. В это время уже началось то небывалое смешение жанров, которое со всей определенностью заявило о себе на последующих этапах развития русской литературы XX века. В текст своего романа Чапаев Д. Фурманов, например, включил хронику. Дневниковые записи, очерки, письма. Яркие творческие индивидуальности появились в русской поэзии. В 20-е годы в ней возродился полузабытый жанр баллады. Интересную эволюцию этот период совершила поэма от
Двенадцати А. Блока до Хорошо и Во весь голос В. Маяковского. Великая Отечественная война началась для страны огромной трагедией отступления, громадных человеческих потерь. И писатели стали призывать к защите страны, к победе над врагом, обращаясь к глубинам отечественной истории, к тысячелетнему патриотическому чувству. Это было одной из форм противостояния врагу, возможно, не менее важной, чем на поле боя. Этим временем рождена поэма
Твардовского Василий Теркин, лирика Ахматовой, Пастернака. Наиболее заметной вехой в развитии военной темы в литературе 40 50-х годов стала повесть В. Некрасова В окопах Сталинграда, в которой проявился не только талант художника, но и личный опыт писателя. Эта книга была удостоена Сталинской премии, но вскоре попала в немилость. Здесь мы видим окопную правду о войне. Проза о второй мировой войне в это время была далека от масштабного
осмысления проблем, лишена философичности, ограничена цензурными рамками. И все же, при всех ограничениях, при всем идеологическом давлении на художника, она отразила подвиг солдат и тружеников тыла, подготовив дальнейшее развитие темы в 50 60-е годы. В это время многие писатели обращались к истории. Образуется целый пласт исторической прозы. С. Злобин создает романы
Салават Юлаев 1929 1941 и Степан Разин 1951. В романе Ю. Германа Россия молодая мы видим широкую картину строительства русского флота. Два новых романа опубликовала в это время О. Форш старейший мастер исторического жанра Михайловский замок и Первенцы свободы. В 50-е годы появляется возможность реализовать долго не востребованный опыт писателей военного поколения, по-иному осмыслить события Великой Отечественной войны. Утверждалась правда, которую некоторые критики презрительно называли окопной. Первые повести и рассказы А. Ананьева, В. Богомолова, Г. Бакланова, Ю. Бондарева, Б. Окуджавы, К. Воробьева, В. Курочкина и др В конце 50-х годов в литературу вошло поколение лейтенантов Бакланов, Бондарев, Быков и др которое принесло свое знание войны, свой личный опыт.
Их произведения противостояли одновременно и лакировочным книгам 40-х годов и многотомным эпопеям, продолжавшим утверждать мудрость Генштаба и Сталина. В литературе обозначился поворот к нравственному осмыслению событий. Моральный аспект сделался главным. Это относится к повестям Батальоны просят огня 1957, Последние залпы 1959 Ю.
Бондарева, Журавлиный крик 1960, Третья ракета 1961 В. Быкова, а также к рассказам и повестям К. Воробьева, Г. Бакланова, Ю. Гончарова, В. Астафьева, В. Богомолова повесть Иван 1957 и рассказы. Самое объемное произведение о войне в конце 50 начале 60-х годов принадлежит К. Симонову трилогия Живые и мертвые, Солдатами не рождаются,
Последнее лето. В. Гроссман упрямо боролся за право опубликовать роман о войне Жизнь и судьба текст был арестован. Правда, содержавшаяся в произведении, тщательно скрывалась от народа. Советская проза 60 80-х годов не могла пройти мимо событий коллективизации. Различные аспекты этой темы затронули В. Белов, М. Алексеев, С. Антонов, Б. Можаев и др. Внимание художников устремлено на неоднозначный и болезненный
процесс социальной ломки, в корне изменившей веками складывающиеся устои хозяйственной и нравственной жизни крестьянина. В периоде великого перелома современные писатели находят истоки целого ряда социальных проблем новейшего периода, и не только деревни, но и всей политико-государственной системы страны. Невозможно представить себе литературу 70 80-х годов без произведений исторической прозы. Особенностью осмысления исторических тем и сюжетов в новейшей прозе является интерес писателей к вечным нравственным вопросам, к которым обернулась в современную эпоху вся литература. Проблемы совести и долга, жизни и смерти, любви и ненависти приобретают особую масштабность при проекции на события, от которых зависят судьбы людей и целых народов. Избрав путь нравственно-философского постижения минувшего, Д. Балашов, В. Шукшин, Ю. Давыдов, Ю. Трифонов, Б.
Окуджава вступили в диалог с читателем по проблемам политики и нравственности, народа и власти, личности и государства. Современные исторические романисты в изображении минувшего оказались ближе к традициям русских классиков А. Пушкин, Л. Толстой и к опыту интеллектуального романа XX века Т. Манн, Л. Фейхтвангер. В центре их внимания находится человек, соотношение личности и объективного исторического процесса. В атмосфере нравственных и эстетических исканий 70 90-х годов сложились следующие
типы исторических повествований собственно исторический роман, в котором исследуются в переломные эпохи отечественной истории человеческие судьбы произведения Д. Балашова, Н. Задорнова, В. Лебедева, А. Солженицына и др книги, ищущие ответы на современные вопросы в толще времени произведения В. Шукшина, Ю. Трифонова, Ю. Давыдова, произведения, обращенные к вечным вопросам истории произведения
Б. Окуджавы, О. Чиладзе и др Историческая проза 70 80-х годов привлекает многообразием подходов к минувшему, самостоятельностью исторической и философской концепций, неповторимостью художественных решений, и главное поиском правды о человеке и мире. 7.2. Живопись начала XX века На рубеже веков в исторической теме намечается несколько иной путь развития. Так, например, Андрей Петрович Рябушкин 1861 1904 работает в историко-бытовом жанре, а не чисто в историческом. Русские женщины XVII столетия в церкви 1899, Свадебный поезд в Москве. XVII столетие 1901, Едут. народ московский во врем въезда иностранного посольства в Москву в конце XVII века 1901, Московская улица XVII века в праздничный день 1895 и пр. это бытовые сцены из жизни Москвы XVII столетия. Рябушкина особенно привлекал этот век, с его пряничной нарядностью, полихромией, узорочьем. Художник эстетски любуется ушедшим миром
XVII века, что приводит к тонкой стилизации, далекой от монументализма Сурикова и его оценок исторических событий. Стилизация сказывается у Рябушкина в плоскостности изображения, в особом строе пластического и линейного ритма, в колорите, построенном на ярких мажорных цветах, в общем декоративном решении. Для многих художников значительным этапом в творчестве, а для некоторых и настоящим переворотом в мировоззрении
явилась первая русская революция. Мобильность и доступность графики вызвала ее особую активность в годы революционного подъема. Возникло огромное число сатирических журналов, в которых художники публиковали свои карикатуры на события этих лет. Искусство предреволюционных лет в России отмечено необыкновенной сложностью и противоречивостью художественных исканий. 7.2.1. Солдатушки, бравы ребятушки Где же ваша слава и др. работы
В.А. Серова Совершенно по-своему Серов трактовал историческую тему царские охоты с увеселительными прогулками Елизаветы и Екатерины II переданы художником именно нового времени, ироничным, но и неизменно восхищающимся красотой быта XVIII века. Интерес к XVIII веку возник у Серова под влиянием Мира искусства и в связи с работой под названием Истории великокняжеской, царской и императорской охоты на Руси. Самыми выразительными в революционной графике тех лет следует признать рисунки В.А. Серова. Его позиция была совершенно определенной во время революции 1905 года. Будучи свидетелем расстрела 9 января 1905 года, Серов, действительный член Академии В.А. Серова. Его позиция была совершенно определенной во время революции 1905 года. Будучи свидетелем расстрела 9 января 1905 года, Серов, действительный член
Академии художеств, демонстративно вышел из нее, потому что президент Академии великий князь Владимир как главнокомандующий Петербургского военного округа принимал участие в расправ над безоружным народом. Революция вызвала к жизни целый ряд карикатур Серова 1905 год. После усмирения Николай II с ракеткой подмышкой раздает георгиевские кресты усмирителям
Урожай на поле в снопы уложены винтовки. Самая знаменитая в этом ряду композиция Солдатушки, бравы ребятушки Где же ваша слава 1905. Здесь в полной мере проявились гражданская позиция Серова, его мастерство, наблюдательность и мудрый лаконизм рисовальщика. Серов изображает начало атаки казаков на демонстрантов 9 января 1905 года.
Он запечатлел ее с пронзительной правдивостью свидетеля события. На заднем плане общей массой даны демонстранты спереди, у самого края листа, крупно отдельные фигуры казаков, а между первым и задним планом, в центре призывающий их в атаку офицер на коне, с саблей наголо. Название заключает в себе всю горькую иронию ситуации русские солдаты подняли оружие на свой народ. 7.3. Живопись 1917 1941 годов Историческая живопись занимает одно из важнейших мест в советском изобразительном
искусстве. В исторических картинах наши художники стремятся запечатлеть героическое прошлое своего народа, великие дела современников, выразить идеи своего времени. В 20-е годы XX века ожили передвижнические традиции художественная жизнь страны требовала искусства остросоциального и понятного самым широким не подготовленным эстетически массам. 7.3.1. Торжественное открытие II конгресса Коминтерна во дворце Урицкого в Петрограде и Расстрел 26 бакинских комиссаров И. Бродского Одним из произведений тех лет, сочетавшим в себе групповой портрет и историческую композицию, была картина И. Бродского Торжественное открытие II конгресса Коминтерна во дворце Урицкого в Петрограде 1920 1924. Эта картина, прежде всего, коллективный портрет. Пожалуй, в этом и заключалась основная художественно-
документальная ценность работы. Бродскому удалось решить чрезвычайно сложную задачу скомпоновать в одной картине множество портретно охарактеризованных персонажей, сохранив естественность и живость группировок. Свободное расположение фигур на переднем плане оживляет всю композицию. Картина передает самый дух эпохи, бурный полемический характер заседаний того времени. Большую роль в композиции играет архитектура зала.
Белые вертикали колонн создают четкое пространственное членение и придают картине ритмическую стройность и торжественность. Еще одной заметной работой в историко-революционном жанре второй половины 20-х годов была картина И. Бродского Расстрел 26 бакинских комиссаров 1925. В соответствии с замыслом художника передний план картины занимают организаторы расстрела английские офицеры, глава Закаспийского правительства Фунтиков, комендант
Красноводска Рыбалкин, эсер Седых и др. Их Бродский изображает строго реалистически, но явно враждебно. Перед нами шеренга солдат, направивших винтовки на стоящих поодаль, на пригорке, комиссаров, среди которых можно узнать Шаумяна, Джапаридзе, Азизбекова, Фиолетова, Корганова, Амитьяна, Басина и Зевина. В образах комиссаров художник стремился показать мужество, бесстрашие, веру в поду революции. 7.4. Живопись 1941 1945 годов С началом Великой Отечественной войны художники принимают самое активное участие в борьбе с врагом. События военного времени выдвинули искусство на передовые позиции. Разоблачение истинного лица фашизма, прославление героических подвигов нашего народа на фронте и в тылу стало первейшей задачей художника. Грандиозность совершавшихся на глазах художников событий помогла им осознать не только всемирно-исторический смысл героической современности, но и величие патриотических
деяний наших предков. Война народная, война священная, война за правое дело нашла отражение во всех жанрах и видах искусства. Исторический жанр занял особое положение в живописи военных лет, именно здесь художники достигли наибольших успехов. 7.4.1. Оборона Севастополя А. Дейнеки На выставке Героический фронт и тыл 1943, открытой в залах Третьяковской галереи, всеобщее внимание привлекла картина
А. Дейнеки Оборона Севастополя 1942. Фашистские полчища уже вплотную прижали советских матросов к морю. И все же на этих последних метрах родной земли матросы ведут отчаянный рукопашный бой. Солдатам фашистской армии, подобной тупой механической силе, художник противопоставил сознательный героизм советских моряков, получивший заостренное, почти плакатное выражение в центральной фигуре матроса, бросающего в наступающих врагов связку гранат. В фигуре этой и героика, и исступление боя, и богатырская
сила. Картина сохраняет свое значение как воплощение стойкости и мужества советских моряков защитников Севастополя. 7.4.2. Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года К. Юона Юон одним из первых отразил мысли и чувства, волновавшие советских людей в дни Великой Отечественной войны. Картину Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года он начал писать сразу же по окончании парада, на котором сам присутствовал, и завершил в 1942 году. Общий дух парада 1941 года, когда прямо с площади войска направлялись на фронт, на защиту столицы, Юон выразил с удивительной наглядностью, простотой и убедительностью. Над городом нависло сумрачное ноябрьское небо. По заснеженной и необычайно пустынной площади под звуки небольшого военного оркестра, мимо трибуны Мавзолея проходят войска в походном снаряжении. В четком марше колонн, ясно вырисовывающихся на фоне снежного покрова, устлавшего обширную площадь,
в настороженной тишине пейзажа безошибочно узнаем мы те суровые дни. Пейзаж в картине не только способствует созданию общего настроения. Он несет еще одну и очень важную идейную нагрузку. Громада Василия Блаженного и возносящаяся в небо Спасская башня Кремля выступают как свидетели былых побед русского оружия, напутствующие воинов
Советской Армии. Связь прошедшего и настоящего, славы предков и героизма современников, осознание величия наших дней через исторические воспоминания все это нашло отражение в скромной на первый взгляд, но глубокой по мысли картине Юона. 7.4.3. Бегство фашистов из Новгорода Кукрыниксов Основная идея картины Кукрыниксов Бегство фашистов из Новгорода 1944 1946 во многом совпадала с замыслом юоновского
Парада на Красной площади 7 ноября 1941 года. Главная роль в картине Кукрыниксов отведена не фашистским солдатам, которые с керосином и факелами бегают по обезлюдевшему Новгороду, израненному, оскверненному, но величественному и по-прежнему прекрасному древнему русскому городу. Как раны на живом теле, ощущаются провалы окон и выбоины в стенах зданий. Лежат в снегу разбитые статуи памятника Тысячелетие
России. На фоне озаренного пожарищем неба высится белоснежная громада Софийского собора воплощение древней красоты, могущества и славы русского народа. Кажется, что сами камни великого Новгорода взывают о мщении. Картина Кукрыниксов олицетворяет величие России с ее героическим прошлым и настоящим. 7.5. Живопись второй половины XX века 60-е годы это время наиболее плодотворной творческой работы тех художников, которых сегодня относят к старшему поколению. В своей широкой экспрессивной манере Е. Моисеенко создает овеянные революционной романтикой полотна о гражданской и Великой Отечественной войнах цикл Годы боевые, 1961 Красные пришли, 1963 1964 и др Б. Угаров пишет картину о блокадном городе на Ниве Ленинградка. В сорок первом 1961. Историческое осмысление судеб
России претерпевало такие же изменения, какие испытало наше общество в целом. Примером подобного глубокого процесса является творчество Г.М. Коржева. Искусство Коржева современно осмыслением истории, раздумьем о своем времени, своей гражданственностью, вторжением в жизнь, определенной публицистичностью. Прошедшая война продолжает волновать как людей старшего поколения, так и молодежь, тех, кто не принимал
в ней участия, а в иных случаях еще тогда и не родился. Но знаменательно, что и те и другие изображают войну прежде всего как величайшую трагедию человечества. В 1966 1968 годах В. Попков создает триптих Ой, как всех мужей побрали на войну Воспоминание. Вдовы, Одна, Северная песня, который стал живописным памятником всем вдовам, старым и молодым, не дождавшимся прихода своих мужей с полей сражений.
7.6. Скульптура В скульптуре второй половины XX века все большее место по глубине идеи, по силе и оригинальности художественного выражения занимает архитектурно-скульптурный комплекс, мемориал. Начало им было положено еще в 40-е годы мемориальным комплексом Вучетича в Трептов-парке в Берлине и памятником Микенаса, воздвигнутым в память гвардейских полков, погибших при взятии Кенигсбергской крепости. Современные скульпторы также используют приемы ведущих
стилей прошлого в историческом портрете. Так, несомненно, под впечатлением барокко и даже несколько нарочито исполнен В. Думаняном бюст Петра I гипс. В лучших традициях русской пластики Коненкова, Голубкиной сделан В. Клыковым остропсихологический портрет И. Стравинского бронза, 1981. 7.6.1. Памятник героическим защитникам Ленинграда Монументальная мемориальная скульптура наших дней, как и все монументальное искусство, имеет разные стилевые концепции. Пример жанрового решения в скульптурной композиции 70-х годов, представляющей собой как бы развернутый рассказ о героических днях блокады, дает памятник героическим защитникам Ленинграда 1975, скульптор М. Аникушин, архитекторы С. Сперанский, В. Каменский. В центре композиции обелиск, справа и слева от него располагаются скульптурные группы, олицетворяющие будни тыла и фронта. Внизу в замкнутом круговом пространстве группа
Блокада. Памятный зал украшает фриз с 900 по числу блокадных дней негасимыми факелами в форме снарядных гильз. В торцах зала помещены мозаики, исполненные под руководством А. Мыльникова Блокада, 1941 год и Победа, изображающая встречу войск Ленинградского фронта у Нарвских ворот. О возможностях камерного, лирического образа в монументальной скульптуре свидетельствует памятный ансамбль Доблестным сынам
Куртатинского ущелья, павшим за родину в годы Великой Отечественной войны 1970, скульптор Д. Цораев с одинокой лошадью без всадника в горах. С другой стороны, примером символического решения с конструктивными элементами может служить посвященное блокаде же и Дороге жизни Разорванное кольцо К. Симуна. 7.7. Музыка Новые черты русской музыки начала XX в. нашли наибольшее выражение в творчестве
С. В. Рахманинова и А. Н. Скрябина. В 30-е годы сформировалась так называемая песенная опера, опиравшаяся на интонации и формы, типичные для советской массовой песни Тихий Дон, Поднятая целина И.И. Дзержинского 1935, 1937, В бурю Т.Н. Хренникова 1939. В области ораториально-контатного творчества появились монументальные произведения, посвященные актуальной в предвоенные годы теме борьбы русского народа против иноземных захватчиков кантата Александр Невский С.С. Прокофьева 1939, симфония-кантата На поле Куликовом Ю.А. Шапорина 1939. Высокий пафос отличал симфонии военного времени Седьмую Ленинградскую, написанную в первые месяцы блокады в Ленинграде, и Восьмую 1943 Д.Д. Шостаковича, Двадцать вторую и Двадцать четвертую Н.Я. Мясковского 1941, 1943, Вторую
Т.Н. Хренникова 1942, Пятую С.С. Прокофьева 1944. Патриотическая направленность творчества вызвала интерес к отечественной истории, литературе опера Война и мир С.С. Прокофьева 1943, оратория Сказание о битве за русскую землю Ю.А. Шапорина 1944. Начиная с 80-х годов для музыкального искусства стало характерным углубленное осмысление действительности, обращение к актуальным проблемам современности, что проявилось прежде всего в симфонической
музыке. Сохранился и стал более глубоким интерес композиторов к глубинным слоям фольклора, к музыкальному наследию, выражающийся в новом осмыслении различных исторических стилей. 8. РУБЕЖ XX XXI ВЕКОВ Рубеж XX XXI веков один из наиболее противоречивых периодов в развитии отечественной культуры. Социально-экономические кризисы, политические реформы оказали существенное влияние на культурный процесс. Вместе с тем, уделяется все большее внимание памятникам истории и культуры восстановлен храм
Христа Спасителя, отреставрирован храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге. Наиболее массовым видом искусства является кино, большой популярностью пользуются исторические ленты, критически осмысливающие уроки прошлого. Наиболее заметным явлением в архитектуре стал новый московский стиль, представляющий собой эклектичное соединение постмодернистских архитектурных тенденций, хай-тека и элементов российского исторического зодчества. Развитие искусства конца XX начала XXI веков отразило всю сложность, противоречивость переживаемого страной переходного периода. 9. ЗАКЛЮЧЕНИЕ История отечественного искусства наше духовное богатство. В нем заключена память народа, через него каждое новое поколение, вступая в жизнь, ощущает себя частью этого народа. Овладение культурным богатством человечества становится все более настоятельной потребностью времени, а изучение истории отечественной культуры приобретает исключительно важное общественное значение.
Деятели культуры и искусства осознают свою благородную миссию выразить лучшие искания, чаяния и надежды современного мира. Отрадно сознавать, что чувство ответственности перед миром и человеком одно из принципиальных достоинств русского искусства в общем движении мировой культуры. 10. Список использованной литературы 1. Балакина Т.И. История русской культуры. М. Издат. центр Аз, 1995. 563 с.
Б-ка лицеиста. 2. Дмитриев С.С. Очерки истории русской культуры начала XX века. М. Просвещение, 1985. 256 с ил. 3. Зезина М.Р Кошман Л.В Шульгин В.С. История русской культуры. М. Высш. шк 1990. 432 с. 4. Ильина Т.В. История искусств Отечественное искусство. 2-е изд перераб. и доп. М.
Высш. шк 1994. 461 с ил. 5. История России Под ред. В.А. Кувшинова, С.В. Пронкина, К.А. Соловьева. М. Изд-во МГУ, 2003. С. 521 543. 6. Краснобаев Б.И. Русская культура второй половины XVII начала XIX в. М. Изд-во МГУ, 1983. 223 с. 7. Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. М. Просвещение, 1974. 336 с ил.
8. Мир русской культуры Энциклопедический справочник Науч. ред. А.Н. Мячин. М. Вече, 1997. 618 с. 9. Муравьев А.В Сахаров А.М. Очерки истории русской культуры IX XVII вв. М. Просвещение, 1984. 336 с. 10. Ракова М.М. Русская историческая живопись середины девятнадцатого века. М. Искусство, 1979. 243 с ил. 11. Черейская М.Г. Советская историческая живопись. М. Искусство, 1969. 160 с ил.