Искусство в судьбе человека (По повести В.Г. Короленко "Слепой музыкант")

Искусство в судьбе человека
                                (По повестиВ.Г.Короленко “Слепой музыкант”)
                                                                                                  …Музыка тоже великая сила, дающая воз-
                                                                                                                                    можностьвладеть сердцем толпы… Да, он
                                                                                                                                    прозрел… он чувствует  и  людское горе, и
                                                                                                                                   людскую радость,  он прозрел и сумеет на-
                                                                                                                                    помнитьсчастливым о несчастных …
                                                                                                                                                                         (В. Г. Короленко)
        “Глаза, — сказал  кто-то, — зеркало  души”. Быть может,  вернее  было бы  сравнить их  с  окнами,которыми
вливаются  в душу впечатления яркого,  сверкающегоцветного мира”, — написал В. Г. Короленко в своей чудес-
ной  поэтической  повести “Слепой музыкант” о  слепом  от рождения,  но очень одаренноммальчике. Великий
гуманист Владимир  Галактионович  в этом  произведении  попытался ответить на  вечные вопросы о том, что
такое счастье, какую роль играют в жизни человека искусствои любовь.
        Петрусь  (так звали слепого ) родился  живым и подвижным ребенком, но постепенносделался задумчивым,
стремящимся проникнуть в тайны,  ему недоступные.  Ведь он  был  лишен самого  прекрасного пути  познания
мира — красок, света, всех оттенков живой и прекраснойприроды.
        Два  человека приняли сначала особое участие в судьбе ребенка. Его мать и дядя Максим.Этот мужчина, в
свое  времяизвестный  забияка,  уехал в Италию и примкнул к Гарибальди.Оттуда  вернулся  калекой, “правую
ногу ему  совсемотрезали,  и поэтому  он ходил на костыле, а левая рука былаповреждена и годилась только на
то, чтобы кое-как  опираться на палку”. Дваразных начала — нежность и поэтичность матери и мужество старо-
го воина — помогли Петрусю узнавать мир.
        Сначала  он изучал комнаты,  прислушиваясь ко  всему и ощупывая каждый  предмет. С волнением читаем мы о том,  какзнакомился он с весенним миром,  песнями птиц.Малыш,  не в силах понять всегомногообразия,
“тихо застонал и откинулся назад на траву”. Он был вглубоком обмороке.
        Ему  шел пятый год,  когда искусство вошлов его жизнь.  Тонкий психолог, Короленкоудивительно точно
передает чувства, которые  испытывает  слепой ребенок. Автор подмечает едва уловимые переживания, впечат-
ления  движения  детской души. Благодаря  тому, что несчастный родился в богатой семьеи окружен любящими
людьми, он получает возможность развить в себехудожественный дар.
        На  свирели играл Иохим. И  эта игра на простой дудке, которуюдеревенский парень сделал сам после дол-
гих поисков подходящего  дерева,  положила начало  превращению  слепого мальчика в музыканта. И Петрусь
каждый  вечер приходилв конюшню слушать музыку Иохима. Долго пришлось матери на лучшем заграничном
пианино “бороться  с  куском украшенной вербы”. Мальчик  не признавал ее игры. Своей душой он чувствовал
родное и близкое в  звуках  свирели и пугался  при исполнении шумной и хитрой пьесы. Итолько когда барыня
поняла, что “у мужика Иохима  истинное,  живое чувство” и  открыла и  у  себя такое же,  она сумела заставить
мальчика полюбить свою игру. С помощью звуков ребенок училсяпостигать и состояние души и цвета.
        “Этоувлечение  музыкой стало центром егоумственного роста: онозаполняло и разнообразило его сущест-
вование”. Слепой учился играть на пианино, но любил также идудку.
        Благодарярежиму,  заведенному дядей Максимом, мальчик нормальноразвивался физически и даже позна-
комился с соседской  девчонкой Эвелиной,  которая стала  товарищем всей его жизни. Им  хорошо вместе.Эве-
лина о многом рассказывает Петру, а тот играет для нее,стремясь все свои впечатления переложить на музыку.
        Детская  дружба переросла в юношескую привязанность, а  затем  и  внастоящую  любовь. Эвелина  порой
переставала замечать недостатки своего возлюбленного, да иПетр вместе с ней не чувствовал его так остро.
        Но чем большеПетр становился личностью,  тем большестрадал от своей ущербности. И,  можетбыть, зам-
кнулся бы он в  себе исделал  себя  навсегда несчастным, если бы не дядя. Ведь недаром тот отдал свое здоровье
за счастье людей. Максим постоянно добивался, чтобы иплемянник думал меньше о своем недостатке, а больше о страданиях других,  чтобы научился  чувствовать  чужое горе.  Дядю  беспокоило, что богатая усадьба — недо-
статочный,  тесный мирдля подростка,  а жизнь  здесь совсем не  похожа на ту, которойживет большинство лю-
дей. Поэтому и Петрусь, “ставший уже юношей,  вырос, как тепличный цветок,  огражденныйот резких сторон-
них влияний далекой жизни”.
        И вот в усадьбуприглашаются  различные гости,  в том числе и музыканты.  Петр  и  сам порой  выезжает в
люди. Все  эти  впечатления, с одной  стороны,  развили “замечательную  тонкость ощущений”  у него, “слух его
чрезвычайно обострился”.  С другой — привелик  душевному кризису.  Ему казалось, что жизнь не нужна, в него
вложена  некая  злоба, потому  что  он родился  слепым. Его  мучает желание  видеть. Желание, котороесудьба
удовлетворила в последствии на одно мгновение, когда онузнал, что его ребенок родился нормальным.
        Юноша сталуверять, что ему лучше  было бы, если быон был нищим, потому что в заботах о пропитании и
тепле  ему  некогда было бы думать о своемнесчастье.  Но встреча с настоящим слепымнищим потрясает его. И
твердый,  каксталь,  дядя Максим предлагает  Петру бросить все преимущества богатой жизнии по-настоящему
испытать все тяготы, участь несчастных. “Ты умеешь только кощунствовать со своей сытою завистью к чужому
голоду! …“ — бросает Максим Яценко  племяннику.  И тот в конце концов  присоединяется к  бродячим слепым
музыкантам. Но играл он не  ту  интимную музыку,  что в усадьбе, для себя и близких. Сейчас егоигра веселила народ  в праздники иярмарки,  а порой умиляла  или заставляла грустить. В конце концовстрадания, о которых
он узнал  пособственному  опыту,  излечили его, душа исцелилась, “как будтострашный кошмар навсегда исчез
из усадьбы”, куда  Петр  возвращается. Мы  видим, что  помогла ему обрести душевныймир народная музыка, которой он овладел в совершенстве. А вскоре он овладел ивысотами классической музыки в Киеве.
        Юноше  довелось испытать и другое счастье в жизни. Читателя охватывает удивительная радость, когда он
узнает, что Петр и Эвелина сыграли  свадьбу. И их любовь была  вознаграждена. Родился сын. В течении долгих
месяцев  Петр боялся,что ребенок будет слепым. Но слова доктора: “Зрачок сокращается. Ребенок видит несом-
ненно”, — “будто прожгли в мозгу огненную дорогу”.
        Еще  когда Петрусь  был  очень маленьким,  старый   гарибальдиец мечтал:  “… несправедливо  обиженный
судьбою подымет со временем доступное ему оружие в защитудругих, обездоленных жизнью, и тогда я недаром
проживу на свете, изувеченный старый солдат…”. Мечта старого воина сбылась. Повестькончается эпилогом, в
котором рассказывается, как  в  Киеве состоялся  дебют  слепого музыканта. В  его  музыке публика слышала и
“живое чувство  роднойприроды”, и гремящую гулко бурю в небесах, и мелодию, счастливую и свободную,как
степной ветер. И вдруг находящийся  в  зале Максим  услышал  песню слепых:  “Подайте  слепеньким… р-ради Христа”. И  вместе  с Максимом  Яценко  и публикой  мы  чувствуем, что Петр Яценко действительно прозрел,
потому что его искусство служит людям и напоминает“счастливым о несчастных…”.