Исламо-арабская культура Искусство Европы XIX века эволюция видов жанров и стилей

КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
Попредмету: Культурология
Исламо-арабскаякультура. ИскусствоЕвропы XIX века: эволюция видов, жанров и стилей
План

Исламо-арабская культура
1.1 Восточнаяи западнаякультура ихотличия
1.2 СаудовскаяАравия – родинаислама. История.Как зародилсяислам
1.3 Исламскиетрадиции исвященныепраздники
Искусство Европы XIX века: эволюция видов, жанров и стилей
Списоклитературы

1.Исламо-арабскаякультура

1.1 Восточнаяи западнаякультура ихотличия

Историческисложилось, чтовосточнаякультура связанас древнимицивилизациямиКитая, Междуречьяи Египта. Впоследствиина их местевозникли обществамусульманской, индуистской, буддистскойи конфуцианскойрелигиозно-культурныхтрадиций. Несмотряна самобытностьэтих культур, им присущимногие черты.Образцы поведенияи нормы моралипередаютсяот поколенияк поколению.Опыт предковрассматриваетсякак высшаяценность. Обычаи, ритуалы воспроизводятсяв мельчайшихдеталях, иногдаподменяя собойсодержание.
Научнойрациональностина Востокепротивопоставляетсянравственно-волевоеначало. Большоевнимание уделяетсясаморазвитиюличности. Отсюдаустановка насозерцательность, безмятежность, мистицизмнародов Востока.
ДляВостока нехарактерноразделениемира на природуи общество.Человек долженжить в единствес природой, стремитьсяк этому единству.Индивидуализм, стремлениепротивопоставлятьсебя другимна Востокеосуждается.Для восточныхобществ характеренколлективизм, приверженностьчеловека своемуколлективу– семье, роду, общине, касте.
С этимсвязаны особенностиполитическогои социальноэкономическогоразвития Востока.Для восточныхобществ нехарактернадемократияи стремлениек экономическомупрогрессу, прежде всего.Разумеется, характеризуявосточныеобщества вцелом как «идеальныйтип», мы не должнызабывать оразличиях междуними, о своеобразиии неповторимоститаких культур, как культурКитая, Индии, мусульманскихстран и другихнародов Азии.
Запад– это особыйтип развитиякультуры ицивилизации, который сформировалсяв Европе в XV –VII веках. Западнаякультура началаформироватьсяв эпоху Античностии в Средниевека. Ее основнымифакторами сталидемократияантичногополиса, возникшеев эпоху Античноститеоретическоепознание, христианствос его представлениямио человеке како свободнойличности иморальнымипредписаниями.
Немецкийсоциолог М.Вебер относилк основнымценностямзападной культуры: динамизм иуважения личности; индивидуализм, рационализм; идеал свободы, равенства, терпимости; уважение ечастной собственности.
Современнуюзападную цивилизациюможно назватьтехногенной.Быстрое развитиеприкладногознания, техникии технологий, их применениев сфере производстваи услуг – однаиз важнейшиххарактерныхчерт этойцивилизации.Искусственнаясреда все большезамыкает в себежизнь человека, вытесняя природу.
Решающимифакторамиразвития западнойцивилизацииявляютсякапиталистическиеотношения, политическаядемократия, правовое государство.Эти факторыобеспечиваютбыстрый ростблагосостоянияна Западе ипредставляютсобой целостнуюсистему, котораяне может работать, если отсутствуеткакой-либо изтрех основныхэлементов исформировавшаясякультура гражданскогообщества.

1.2 СаудовскаяАравия – родинаислама

СаудовскаяАравия – полуостров, местные жителиназывают её«аль-Джарааль-араб» — «островарабов». Аравийцы, на самом делесчитают свойкрай настоящимостровом, отделенногоот прочего мираморями и пустынями.Эта отгороженностьна протяжениитысячелетийспособствовалавозникновениюособой культурнойсреды.
В регионе– 6 монархическихрежимов и каждыйиз них на свойлад пытаетсямодернизироватьпатриархальныйарабский социум.
Короли, султаны, шейхи, эмиры – ни водном регионенет такогочисла самодержцев.
Приверженностьтакой формеправления истабильностьсамих монархийобъясняютразличнымипричинами: например, тесной, специфическойисламскойсвязью религиии государства, при которомвласть опираетсяна нравоучения, а всякое сопротивлениесуществующемустрою клеймитсякак ересь.
Другаяверсия. Структуравласти в них– это сложнейшиепереплетенияпозиций и интересоввлиятельныхсемей и родов, которое удерживаетсистему равновесий.Сотни плановполучаютгосударственнуюфинансовуюподдержку, астарейшинымногих из нихимеют прямойдоступ к монархам.

История.Как зародилсяислам?
Каксвидетельствуютархеологи, людиобитали наполуостровееще в X-м тысячелетиидо нашей эры.Позже, ко II-мутысячелетиюдо нашей эрывысокого уровнядостигла культураАравии. Применялосьалфавитноеписьмо, схожеес финикийским(писали аравитянев стиле бустрофедон,«поворот быкана пашне», чередуянаправления).На юге сложиласьтрадициямонументальнойархитектуры, а фрески и скульптурыдинамично ивыразительноизображалилюдей и животных.Аравитяненазывали себя«аль-арабами»- «арабы» — и былиязычниками.В древней Меккебыло выставленоболее 300 языческихидолов. Позднее, общаясь сгреко-римским, а затем и византийскиммиром, арабыпознакомилисьс иудаизмоми христианством, распространившихсяна полуостровево II-V веках. Спервых столетийн.э. Аравияутрачиваетбылое величие.Хотя арабы, пословам Геродота,«никогда небыли под игомперсов» и другихиноземцев, полуостровоказался вцентре ирано-византийскогопротивоборства.Вражескиенашествия II-VIвеков разрушилиторговые пути; торговля игорода пришлив упадок.
ВзлетАравии происходитв конце VII века, когда на полуостровезарождаетсяновая вера –ислам, историявозникновениякоторого связанас важнейшимисобытиями вжизни основателярелигии – Мухаммедаибн Абдаллаха(около 570-632 гг.).Детство и отрочествопрошли в городеМекка в Хиджазе(западная Аравия); его откровенияи проповеди, борьба мекканскихверхов противучения, переселенияМухаммеда воазис Ясриб(Медина) в 622 годубыли прологомк стремительномуросту популярностимусульманства.Под знаменемислама пророксобрал племенаи создал централизованноегосударство, объединившуювсю Аравию.
В результатеарабских завоеванийислам распространилсяна Ближнем иСреднем Востоке, позднее в некоторыхстранах ДальнегоВостока, Юго-ВосточнойАзии, Африки.Главные принципыислама изложеныв Коране. Основныедогматы – поклонениеединому всемогущемуБогу-Аллаху.Мусульманеверят в бессмертиедуши и загробнуюжизнь. В 8-9 векевозникло мистическоетечение – суфизм.В 10 веке созданасистема теоретическогобогословия– калам; правоваясистема исламаразработанав шариате.

1.3 Исламскиетрадиции. Ихотношения кженщинам исвященныепраздники

Пятьосновныхобязанностей, предписанныхприверженцамИслама:
Вера в то, нет Бога кроме Аллаха, Мухаммед есть посланник Аллаха (шахада);
Пятикратное ежедневное совершение молитвы (салаты);
Милостыня в пользу бедных (закат);
Пост в месяце рамазан (саум);
Паломничество в Мекку, хотя бы единожды в жизни.
Паломничествов первый храмАллаха совершаетсянакануне праздникаКурбан-байрам.Миллионы паломниковприезжают кглавной святынеислама.
Курбан-байрам– (тюркский)(арабский – идаль-адха), ежегодныйпраздникжертвоприношенияу мусульман, отмечаемый10-го числа 12-гомесяца мусульманскоголунного календаря.
Деньвеликого праздниканачинаетсяс похода в мечеть, где мусульманевоздают хвалыВсевышнемуАллаху и раздаютмилостыню.После этогонадлежит посетитьсвоих родственникови друзей. ОсновнымдействомКурбан-байрамаявляетсяжертвоприношение.Мясо приноситсяв жертву ЕдиномуБогу и по обычаюделится на тричасти: однучасть отдаютбедным, вторуюподают на столкак угощениедля родственников, друзей и соседей, а третью мусульманиноставляет себе.
Обрядпринесенияжертвы сопровождаетсяхвалой Господу, сохранившемужизнь Исмаилу, который сталпредком арабскогонарода и, впоследствии, пророка Мухаммеда.Жертвоприношение– это большоеблагодеяниедля мусульманина, потому как спервыми брызгамижертвеннойкрови все грехичеловека прощаются.В качествежертвенногоживотногоподходят верблюды, коровы (быки), бараны иликозы. Верблюдаи корову режутза семерыхчеловек, а баранаи козу – за одного.Жертвенноеживотное должнобыть взрослыми не иметь никакихфизическихнедостатков.
Каждыймусульманинв этот праздникдолжен съестьмясное блюдо.Обычно этоплов, манты, бешбармак, лагман. А женщиныи дети угощаютсяразличнымисладостями.История этогопраздника, согласно Корану, такова. Аллахпослал испытаниесвоему ПророкуИбрахиму, чтобыукрепить егов вере – емубыло необходимопроизвестижертвенноезаклание своегосына. Пророк, твердый в своейвере, последовалвелению Всевышнегои тот, не желавшийсмерти ребенка, принял в жертвувместо негоживотное. Впамять именноэтого событиямусульманеежегодно совершаютобряд жертвоприношения, отдавая даньи следуя примеруПророка, способногона великоесамопожертвованиеради Всевышнего.
Курбан-байрам– праздникзаботы о ближнем, единения семьии покорностиВсевышнему.В каждом домецарит атмосферагостеприимстваи щедрости.
Искусство Европы XIX века: эволюция видов, жанров и стилей

В первойполовине XIXстолетия вЕвроперазвернулосьневиданноепо размахуградостроительство.Большинствоевропейскихстолиц — Париж, Санкт-Петербург, Берлин — обрелисвой характерныйоблик; в ихархитектурныхансамбляхусилилась рольобщественныхзданий. ДляЕвропы втораяполовина XIX века— время активныхсоциальныхпреобразованийи быстрогоразвитияпромышленности.Во Франции насмену республиканскомустрою, установленномуреволюцией1848 г., пришла империяНаполеона III(1852—1870 гг.).
Развитиепромышленностиво второй половинеXIX в. вызвало притокнаселения вгорода. Старыегорода Европыросли и перестраивались.Тогда появиласьновая формажилого здания- доходный дом, где квартирысдавались внаёмжильцам разногодостатка. Из-задороговизныземли застройкастановиласьплотнее, домаподнималисьввысь — такформировалсясовременныйтип западногомногоэтажногогорода. Архитектурарубежа XIX—XX вв.— особое явлениев истории мировогозодчества.Самоназваниестиля архитектурыэтого периода— модерн —свидетельствуето признанииза ней принципиальнойновизны, непохожестина известныев прошлом стили.Своеобразиеархитектурымодерна — вокончательномпреодолениивлияния античногоордера, в виртуозномвладенииразнообразнымисредствамидекоративногооформленияфасадов и интерьеровзданий.
Именнотогда в кругуфранцузскихпоэтов, в числекоторых былиПоль Верлен, Артюр Рембо, Стефан Малларме, родилось новоехудожественноетечение — символизм(от греч. «симболон»— «знак», «символ»), ведущий искусствов мир мечты ифантазии, виденийи грёз. Ведь воснове художественноготворчества, по мнениюсимволистов, должно лежатьне раж следованиереальной форме, а стремлениепроникнутьв то, что скрываетсяза этой формой, в тайную, непознаваемуюразумом сущностьявлений «изначальнуюидею».
Искусство, утверждалисимволисты, это идеи, облечённыев форму символов.Таким образом, художественныйсимвол служитсредствомвыражения иизображениясмысла, выходящегоза пределыобыденного«Художник открываетего интуитивно, в момент творческогоозарения.
Возникнувв литературнойсреде, символизмвскоре захватилтеатр, музыку, живопись ипревратилсяв широкоекультурно-философскоенаправление.Символизмчерпал вдохновениев религии имифологии, истории и народномтворчестве.И, конечно же, в самой природе.
Подвлиянием эстетикисимволизмана рубеже XIX—XXвв. в архитектуре, изобразительноми декоративно-прикладномискусствесформировалсястиль модерн(франц. «новейший»,«современный»).Впрочем, в различныхстранах онименовалсяпо-разному. ВАнглии и Франции– «ар нуво»(франц. Artnouveau — «новоеискусство»)по названиюмагазина «Maisonde L’ArtNouveau»», открытогов Париже английскимантикваромСэмюэлом Бингом.В Германии этобыл «югендстиль», чьё наименованиепроизошлозвания мюнхенскогожурнала «Югенд»(нем. Jugend —«молодой»)пропагандировавшегоновое искусство.В Австро-ВенгриисуществовалСока (нем. Sezession, от лат. secessio— «уход») —творческоеобъединениевенских художников, архитекторови дизайнеров.
Первыепризнаки новогостиля в живописи, архитектуреи декоративно-прикладномискусствепоявились вомногих странахЕвропы практическиодновременно— в конце 80-х гг.XIX веке. Модернначался в графикеи прикладномискусстве, исподвользаявляя о себеимпульсивными, нервными линиями, украшавшимикнижные, журнальныеобложки, броскимипятнам афиш, мистическиммерцаниемцветного стеклавитражей ипосуды.
В началеXX в. модернраспространилсяв странах ВосточнойЕвропы и Скандинавии, а также в СевернойАмерике. ПередПервой мировойвойной этотстиль обозначилсвои возможностии пределы. Новойна с жестокойочевидностьюпоказала, насколькобесперспективнымв то время былоотвлечённоеискусство.Модерн умер, началось XX столетие.
Списоклитературы

Иллюстрированный энциклопедический словарь. Под ред. Прохорова А.М.
Журнал «GEO» №7,2001 год.
Серия книг «Штрихи времени. Мировая история в датах». Изд. «Росмен»