Оглавление 1. Введение 2. Вассалитет Власть короля Заключение 3. Библиография Введение Почти восемь веков испанской истории связано с Реконкистой — героической борьбой христианских народов
Испании за отвоевание захваченных арабами земель. В этот период, первоначально возникнув в горах северной Испании, куда не докатилась волна арабского нашествия, закалившись в беспрестанных войнах с маврами, сложились и окрепли христианские “государства Реконкисты” . Неудивительно, что многие черты экономики, культуры и социально-экономического устройства этих государств формировались под воздействием необходимости противостояния грозному мусульманскому соседу, испытав
в то же время сильное арабское влияние. Очевидно, что два фактора были главнейшими среди всех существенных обстоятельств формирования социальной структуры и политической организации христианских государств Испании и предопределили своеобразия “испанского феодализма” . В данной работе рассматривается лишь один из аспектов этой сложной исторической проблемы — организация и внутренняя структура испанского рыцарства, господствующего класса средневековой
Испании. Проведение такого исследования требует анализа правового положения рыцарства в четырех главных “ключах” : внутренняя структура рыцарства, особенности вассалитета, отношения рыцарства и королевской власти, семейно-классовая структура рыцарства, — которые раскрывают все особенности социально-правового положения этого общественного слоя. При этом более точно определить действительный вес тех или иных правовых норм, определявших положение рыцарей, помогает изучение их нравственно-правовых воззрений.
Исследование проводится применительно к концу ХI века, переломного в истории Реконкисты: в ХI веке христианские государства перешли в решительное наступление на ослабленный внутренними смутами мусульманский юг Пиренейского полуострова. К этому времени сложился и обрел “черты устойчивости” (В. К. Пискорский) социально-политический строй Кастильского королевства, главенствующая роль которого
в Реконкисте утвердилась также в этот период. Итак, задачей данной работы является исследование социально-правового положения, структуры кастильского рыцарства и его нравственно-правовых воззрений, а ее целью — выявление особенностей организации этого социального слоя. Характеристика источника Источниковой основой данной работы является “Песнь о моем Сиде” . Сам выбор эпического произведения как источника для изучения социально-правового положения общественного
слоя может показаться странным. Действительно, “Песнь о Сиде” не свод законов, и рассчитывать на то, что в ней содержаться четко зафиксированные правовые нормы и точные юридические формулировки, не приходиться. Но дело в том, что в подобного рода источниках можно почерпнуть массу сведений о таких сторонах истории права, какие находят отражение далеко не во всех собственно правовых источниках.
Независимо от того, было ли право записанным или устным, литературное произведение фиксирует его не как сочетание абстрактных, оторванных от реальной жизни юридических понятий и положений, подобно сборникам законов, а как некую совокупность обычаев, определявших поведение людей в повседневных жизненных ситуациях, которые, однако, чрезвычайно психологически достоверны, поскольку являются своеобразными “слепками” с “усредненной” действительности. Это позволяет очень точно оценить реальное значение, которое те или
иные правовые нормы имели в общественной жизни людей. Далее, специфика любого литературного произведения как источника по истории социальных отношений и права состоит еще и в том, что оно может выражать критическое отношение к некоторым реально действовавшим правовым нормам, характеризуя их как “несправедливые” . Очевидно, подобные оценки отражают нравственно-правовые взгляды автора произведения, а через него —
и того социального слоя, выразителем идей которого он являлся, поскольку представления о справедливости в разделенном на антагонические классы обществе носят социально обусловленный характер. Иными словами, изучение представлений о справедливости, содержащихся в литературном произведении, дает возможность исследовать нравственно-правовые воззрения того социального слоя, взгляды которого нашли отражение в этом произведении. Итак, эпическое произведение, в принципе, содержит сведения о реально
действовавших в период его создания правовых нормах и, в тоже время, передает морально-правовые воззрения того общественного слоя, в среде которого оно бытовало, что позволяет использовать его для исследования социально-правового положения этого слоя. “Песнь о моем Сиде” дошла до нас в единственном списке, сделанном в 1307 году неким Педро Аббатом. Памятник до 1755 года хранился в одном францисканском монастыре близ
Бургоса, где его нашел Томас Антонио Санчес, который в 1779 году осуществил первое издание поэмы. Сделанный Педро Аббатом список крайне неисправен — отчасти по вине переписчика, из-за небрежности которого некоторые стихи, несомненно, выпали, другие переставлены, перепутаны. Кроме того, рукопись дошла до нас в неполном виде — не хватает одного места в самом начале и еще двух в середине. Для восполнения этих пропусков и восстановления правильного порядка стихов исследователи
пользуются текстами испанских хроник ХШ-ХIV веков, которые дают прозаический пересказ “Песни о Сиде” , иногда настолько подробный, что в некоторых местах еще различаются остатки стихов. На русский язык текст поэмы был переведен выдающимся советским ученым Б. И. Ярко, который всякий раз опираясь на серьезные научные соображения, внес ряд текстологических поправок, переставил стихи и т.д. Отсюда — различия в нумерации строк поэмы в его переводе и оригинальном
издании Р. Менендеса Пидаля, возникшие по этой причине, что Р. Менендес Пидаль нумерует строки манускрипта, а Б. И. Ярко — стихи поэмы. Рукопись Педро Аббата — несомненная копия с ныне утерянного оригинала. В связи с этим долгие споры вызывал вопрос о происхождении и времени возникновения поэмы. В настоящее время общепринятой является точка зрения
Р. Менендеса Пидаля, считавшего, что “Песня ” была составлена около 1140 года в районе упоминающегося в поэме города Медины (современный Мединасем) , в ту пору бывшего пограничной крепостью Кастильского королевства. Что же касается проблемы происхождения поэмы и ее связи с романсами (песенным жанром средневековой испанской литературы) , то этот вопрос до сих пор горячо дискутируется, являясь частью сложной и запутанной проблемы формирования эпических произведений.
Очевидно, стилистическое и композиционное единство “Песни о Сиде” указывает на то, что она была плодом творчества одного, притом весьма одаренного поэта-хуглара (жанр пера) , обработавшего и записавшего устные предания о Сиде, жившие в народной среде. Поэма состоит из трех частей, которым испанские ученые дали названия: “Изгнание Сида” , “Свадьба дочери Сида” и “Оскорбление в лесу
Корпес” . В первой части рассказывается о том, как Сид, несправедливо обвиненный в расхищении дани, им же самим собранной с мусульманских государей, по приказу короля покидает Кастилию. Удаляясь в изгнание вместе со своими преданными вассалами, Сид оставляет в королевстве свою жену и двух дочерей — Эльвиру и Соль. В землях мавров он одерживает ряд блестящих побед и завоевывает несколько городов, в
том числе — уже во второй части — Валенсию. Между тем постепенно восстанавливаются добрые отношения Сида с Альфонсом, к которому он три раза направлял послов с богатыми дарами и мольбами о разрешении вернуться в Кастилию. Наконец, Альфонс мирится с Сидом и отпускает его жену и дочерей в Валенсию. Растущая слава и богатство Сида пробуждают зависть у его давних врагов, а двое знатных инфантов из рода каррионскиих графов, надеясь на богатое наследство, просят короля посватать за них дочерей
Сида. Повинуясь приказу короля, Сид неохотно соглашается на этот брак. В третьей части поэмы рассказывается о том, как приехавшие в Валенсию инфанты, получая от Кампеадора богатые подарки, во всех опасных ситуациях проявляют себя жалкими трусами. Не выдержав насмешек дружинников Сида, они решаются отомстить ему, выместив обиду на своих женах — его дочерях. Под тем предлогом, что они хотят показать своим женам владения в
Каррионе, они отправляются из Валенсии в Кастилию. В лесу Корпес они избивают своих жен и бросают их на съедение диким зверям. Чудом им удается спастись. Сид требует у короля созыва кортесов, чтобы публично обвинить каррионскиих инфантов в злодеянии и отомстить им. На заседании кортесов король и его судьи заставляют инфантов вернуть Сиду все, что он им подарил, и назначают судебный поединок.
Неожиданно, на кортесы являются посланцы из Наварры и Арагона, которые от имени своих королей просят Сида выдать дочерей замуж за наследников престолов этих государств. Сид и Альфонс дают согласие на брак. В судебном поединке бойцы Сида побеждают инфантов. Поэма заканчивается воспеванием Сида, не только защитившего свою честь, но и породнившегося с королями
Испании. Таким образом, “Песнь о Сиде” , несмотря на некоторое упрощение цепи исторических событий и полное умолчание о некоторых из них, все же довольно точно передает реально последовавшие за изгнанием Сида из Каталонии события. На глубокий историзм поэмы указывали многие видные ученые. Как вполне достоверное историческое произведение поэму рассматривали и средневековые хронисты, использовавшие ее при составлении исторических летописей. Это позволяет считать “Песнь о
Сиде” надежным историческим источником. Причем, если внешняя канва событий подвержена в поэме определенным искажениям — результату забвения и путаницы, происшедших в течение сорока-пятидесяти лет, пока рассказ ходил из уст в уста, то по количеству и качеству содержащихся в “Песне ” сведений об юридических, военных и социальных институтах, обычаях и правах людей того времени, ее можно считать настоящей энциклопедией испанской действительности ХI-ХП веков. Как отмечал
Р. Менендес Пидаль, “Песнь о моем Сиде” является необходимым источником для любого труда по истории Испании ХI века. Степень достоверности черпаемых в поэме фактических сведений проверяется и получает подтверждение с помощью собственно исторических документов. Испанский исследователь-правовед Эдуардо де Инохоса, используя разнообразные юридические источники ХI-ХП веков, подтвердил достоверность сообщающихся в поэме сведений о юридических институтах того времени.
Следовательно, “Песнь о Сиде” может служить достоверным источником по истории феодального права Испании и особенностей ее социально-политического устройства. В то же время поэма сообщает много сведений о бытовавших среди испанского рыцарства воззрений на справедливость как на требование соответствия между практической ролью отдельных социальных групп и их общественным признание, между трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием.
Рассматривая выраженные в поэме представления о справедливости, необходимо помнить, что “Песнь о Сиде” — прежде всего художественное произведение, автор которого располагал целым арсеналом средств для выражения своих взглядов и представлений о справедливости, к их числу относятся прямые суждения автора, характеристики действующих лиц, наконец, композиция и сам сюжет поэмы, по которым можно составить достаточно полное представление о морально-правовых воззрениях поэта.
Но насколько взгляды самого поэта соответствуют бытовавшим среди рыцарей представлений о справедливости? По-видимому, можно утверждать, что воззрения хуглара достаточно точно соответствуют воззрениям самих рыцарей, поскольку “Песнь о Сиде” — типичное произведение рыцарской культуры, написанное целиком о рыцарях и для рыцарей. Один из стихов поэм гласит: 1178 — Mala cuenta es, senores, aver ninguna pan Вряд ли поэт имел в виду деревенские низы. Однако и у высшей знати поэма тоже, вероятно, не имела бы
успеха: слишком уж заметна неприязнь хуглара к высшей аристократии, отмечавшаяся многими исследователями. Учитывая же нескрываемую симпатию и уважение автора к простому рыцарству, вассалам Кампеадора, включая тех, кто получил личное дворянство за военные заслуги, следует согласиться с мнением профессора А. А. Смирнова, писавшего, что “поэт адресовался в первую очередь к демократическим низам рыцарства, ущемленным высшей аристократией, а также к тем активным кругам горожан и состоятельного крестьянства,
которые в своей патриотической борьбе за освобождение и объединение родных смыкались с названным мелким рыцарством” . Сам же автор поэмы либо происходил из рыцарских кругов, либо тесно сжился с ними, создав для них свои творения. Таким образом, “Песнь о Сиде” отражает морально-правовые воззрения мелкого испанского рыцарства, в то же время являясь ценным источником по социально-правовому строю Испании ХI-ХП веков. Исторический Сид Жизнь Родриго
Диаса де Бивара легла в основу цикла сказаний о Сиде, представленного знаменитой “Песнью о моем Сиде” , поэмами “Родриго” и “Охада Саморы” , целой серией романов. Само прозвище “Сид” происходит от арабского слова, означающего “господин” . Реальный, исторический Сид — прототип главного героя этих произведений — принадлежал к высшей кастильской знати. После смерти короля Фернанда I в развернувшейся между его наследниками междоусобице он встал
на сторону старшего сына умершего монарха — короля Кастилии Санчо II. Когда между Кастилией и Наваррой возник спор из-за одного замка, который обе стороны согласились разрешить посредством поединка, Родриго Диас победил наваррского рыцаря и за это был прозван Кампеадором (“Ратоборцем” ) . После смерти Санчо II (1064) к власти пришел изгнанный им его родной брат
— Альфонс VI, с воцарением которого при дворе выдвинулась леонская знать. Отношения Альфонса VI и Родриго складывались непросто, и дело закончилось тем, что король изгнал своего вассала из королевства (1081) . В течение нескольких лет Сид со своей дружиной служил попеременно то христианским, то мусульманским властителям Испании, дважды мирился с АльфонсомVI, но оба раза — ненадолго.
Наконец, в 1094 году он завоевал Валенсию, подчинил себе ряд других мусульманских городов и окончательно примирился с Альфонсом. В эти годы он и получил прозвище “Сид” , обычно дававшееся тем испанским сеньорам, у которых были мусульманские вассалы или данники. Все годы своего правления в Валенсии Родриго провел в непрерывных войнах с маврами. Он умер в своих владениях в 1099г оставив после себя двух дочерей, из которых старшая —
Кристина — вышла замуж за Рамона, инфанта Наваррского, а младшая — Мария — за Раймонда, графа Барселонского. Обзор литературы Двойственность задачи данной работы — исследование социально-правового строя Испании конца XI века и морально-правовых воззрений испанского рыцарства — является причиной того, что вся привлекаемая литература довольно четко делится на две группы: обобщающие труды по истории средневековой
Испании и литературно-исторические исследования “Песни о моем Сиде” . К числу последних относится самый ранний из использованных научных трудов — статья П. Грановского “Испанский эпос” , представляющая собой отклик на книгу Дози об историческом Сиде, в которой французский ученый, опираясь на арабские источники, развеял витавший над Сидом ореол героя и “разоблачил” его как алчного и кровожадного завоевателя.
Полностью попав под влияние идей Дози и распространив его выводы и на эпического Сида, русский ученый констатировал, что Сид “был не что иное, как смелый, мало заботившийся о соблюдении уставов рыцарской чести” и “совершавший подвиги из любви к чужому добру” . В конце концов, Грановский приходит к выводу, что “честность и правдолюбие не считались на Пиренейском полуострове в эпоху Сида необходимыми принадлежностями феодального воина” .
Подобных же взглядов на исторического Сида придерживался и другой русский ученый прошлого века — В. К. Пискорский. Такой сверхкритический подход в отношении Сида долгое время был господствующим. Конец этому положили труды выдающегося испанского историка и филолога Рамона Менендеса Пидаля. Его перу принадлежат несколько фундаментальных исследований “Песни о моем Сиде” , а также целый ряд статей, посвященных различным аспектам изучения этого памятника испанской
литературы. Пожалуй, наиболее известный его труд о Сиде — “Испания Сида” , посвященный истории Испании второй половины XI века. Среди всех исторических источников, используемых автором для реконструкции политической истории и общественных институтов Испании того времени, эпические сказания о Сиде занимают особое место. Сид для автора — великий национальный герой, выдающийся участник
Реконкисты. Р. Менендес Пидаль тщательно исследует родственные и придворные связи Сида, состав его дружины, взаимоотношения с королем и властителями мусульманских княжеств. Предметом особого внимания испанского ученого является историчность сообщений “Песни о Сиде” относительно первого, неудачного брака дочерей Сида, о которых нет упоминаний в других источниках того времени.
По его мнению, в основе данных, приводящихся в поэме, вполне могло лежать реальное историческое событие. Некоторые статьи Менендеса Пидаля были изданы в переводе на русских язык. Резкую антиаристократическую направленность поэмы исследователь рассматривал как выражение “демократического кастильского духа” , символизировавшего борьбу народа против привилегий высшей знати. Носители идеи равенства в поэме, по мысли Менендеса
Пидаля, выступает король: именно ему главный герой доверяет свою месть за оскорбление, нанесенное от каррионских инфантов. Покорность королю, которую Сид сохраняет даже будучи изгнанным из Кастилии, воплощает в себе возвеличенную в поэме идею вассальной верности, доверия и преданности монарху как главе государства. Определенную близость взглядам Менендеса Пидаля обнаруживают статьи русского ученого
А. А. Смирнова, посвященные испанскому эпосу. Большое значение исследователь придает определению того социального слоя, в недрах которого родились выраженные в поэме идеи. Этот социальный слой, по его мнению, — своеобразное “демократическое рыцарство” , порожденное особенностями социально-политического развития Испании эпохи Реконкисты, когда рыцарями считались все конные воины, независимо от происхождения. Этот слой был тесно связан с народом, выступая за прекращение внутригосударственных
усобиц и более активную борьбу с маврами, чем и объясняется враждебное отношение поэмы к строптивой высшей аристократии — источнику постоянных смут и подчеркнуто уважительное отношение к королю, в котором народ видел защитника от притеснений знати. Преданность Сида королю, по мнению А. А. Смирнова, символизирует глубокое понимание народом необходимости объединения “всех сил нации для решительной борьбы с маврами” .
Наконец, в статье Н. Томашевского “Героические сказания Франции и Испании” , выраженное в “Песне о Сиде” презрение к высшей знати и уважительное отношение к королю так же, как и в статьях А. А. Смирнова, объясняются определенной социальной направленностью поэмы, причем автор полностью согласен с А. А. Смирновым в том, что “Песнь о Сиде” выражает интересы “демократического рыцарского сословия” .
Другая часть привлеченной литературы — обобщающие труды испанских и русских историков, разносторонне освещающие историю феодальной Испании. Важность этих работ, написанных на широчайшей источниковой базе, в том, что они позволяют систематизировать содержащуюся в поэме информацию о праве. Среди сомнений такого рода в первую очередь необходимо упомянуть монументальное творение Рафаэля Альтамира-и-Кревса “История Испании” , в котором много внимания уделяется различным юридическим
вопросам: особенностям социальной стр