Исполнение уголовных наказаний в Германии

Исполнение уголовных наказаний в Германии.

Исполнение уголовных наказаний в Германии находится в компетенции Министерства юстиции ФРГ и регламентируется Федеральным законом, вступившим в силу с 1 января 1977 г. Перед учреждениями, исполняющими наказания, законодатель поставил главную задачу, состоящую в такой организации исполнения наказаний, при которой осужденный после освобождения был бы способен нести социальную ответственность за свое поведение и жить в обществе, не нарушая законов. Наиглавнейшая задача системы исполнения наказаний – помочь осужденному жить в дружбе с законом после освобождения.

С этой целью в земле Северный Рейн-Вестфалия создана психологическая служба, имеется специальная тюрьма-распределитель, являющаяся одновременно диагностическим центром. Поэтому все совершеннолетние, имеющие гражданство ФРГ, осужденные к лишению свободы на срок более двух лет, после вступления приговора в законную силу направляются в эту тюрьму. Она расположена в г. Хаген.

В тюрьме Хаген работает специальная комиссия, в которую входят юрист, советник по трудоустройству, педагоги, психологи, социальные работники, ученые-социологи, сотрудники общей службы исполнения наказаний. Члены комиссии в течение шести недель проводят всестороннюю и тщательную диагностику личности каждого осужденного и определяют, какие ресоциализационные мероприятия являются для него наиболее подходящими. На основании полученных сведений комиссия разрабатывает рекомендации по дальнейшей работе с осужденным. Они содержат характеризующие данные с указанием основных отклонений и главных направлений работы по их устранению, что дает возможность осуществлять долгосрочное планирование работы с осужденным. Рекомендации направляются вместе с осужденным по месту отбывания наказания. Комиссия определяет также и наиболее подходящее для конкретного осужденного учреждение, где он будет отбывать наказание. При этом принимается во внимание специализация учреждения и его месторасположение (как можно ближе к месту жительства осужденного).

Результаты работы с осужденным проявляются только после его освобождения. Лица, отбывшие длительный срок заключения, не всегда могут правильно ориентироваться на свободе. А если учитывать режимные ограничения в тюрьмах закрытого типа, зарегламентированность всей жизни и большие сроки наказания, то нормальное поведение и ориентация осужденного в условиях свободы становятся проблематичными. Именно поэтому Уголовно-исполнительный кодекс ФРГ предусматривает возможность помещения осужденного в учреждения открытого типа, где он имеет возможность проявить больше самостоятельности и личной

ответственности за свое поведение. Тюрьмы открытого типа отличаются от закрытых отсутствием ограждения (либо оно является символическим). Внутри учреждений практически отсутствует постоянный контроль за осужденными. Они проживают в комнатах общежитий по одному-два человека. У них появляется возможность работать на условиях свободного найма, как и у любого свободного гражданина. Они могут также иметь наличные деньги, посещать церковные богослужения, ходить в увольнения в город с приехавшими навестить их друзьями или родственниками.

Особой формой открытого содержания осужденных являются созданные так называемые «переходные дома». Исполнение наказаний в подобных учреждениях имеет целью помочь осужденным к длительным срокам заключения быстрее адаптироваться к жизни на свободе. Туда направляются за 6–12 месяцев до окончания срока такие осужденные, к которым может быть применено условно- досрочное освобождение. Общий срок лишения свободы у них должен быть не менее трех лет. Надзор за осужденными в этих тюрьмах ограничен периодическим контролем. Осужденные, как обычные граждане, могут работать на предприятиях либо учиться в школе или ПТУ. С помощью администрации учреждения работающие осужденные заключают с работодателем трудовой договор и получают заработную плату по полному тарифу. Однако они должны полностью оплачивать свое содержание в тюрьме и по мере возможности восполнять нанесенный пострадавшему ущерб.
Система наказаний в УК ФРГ включает основные и дополнительные наказания, а также дополнительные последствия как вид уголовно-правовых мер.

Действующий УК ФРГ содержит в Общей части раздел третий, который включает в себя уголовно-правовые предписания о правовых последствиях деяния.

В гл. 1 «Наказание» рассматриваемого раздела предусмотрено два вида наказаний, которые по своей природе являются основными — лишение свободы (§ 38, 39) и денежный штраф (§ 40-43). Смертная казнь отменена ст. 102 Конституции ФРГ 1949 г. К дополнительным наказаниям относится одно — запрещение управлять транспортным средством (§ 44). Кроме того, новеллой УК ФРГ является такое специфическое для германского уголовного права наказание, как имущественный штраф (§ 43а), который имеет особую правовую природу, так как его нельзя отнести ни к основным, ни к дополнительным наказаниям. Специфичным для системы правовых последствий деяния по УК ФРГ является и такой ее элемент, как дополнительные последствия, к которым относятся лишение права занимать определенные должности, права пользоваться правами, полученными в

результате публичных выборов, права публично избирать или голосовать, права быть избранным и права голоса (§ 45).

Дополнительными являются такие наказания, которые не могут быть назначены судом в качестве самостоятельных, а только наряду с лишением свободы или денежным штрафом. Помимо указанного в § 44 дополнительного наказания в виде запрещения управлять транспортным средством, в некоторых случаях может быть также назначено изъятие предметов преступления, если оно не носит обеспечивающий характер. Запрещение управлять транспортным средством назначается наряду с лишением свободы или денежным штрафом в том случае, если преступное деяние было совершено при использовании или в связи с управлением транспортным средством, на срок от одного года до трех лет. Это наказание начинает исполняться с момента вступления приговора в законную силу.

170

УК ФРГ неизвестны телесные наказания. Они отсутствовали уже в первой редакции УК 1871 г.48

Дополнительными являются такие последствия, которые наступают для осужденного, как правило, без специального назначения этих мер в приговоре (т. е. автоматически). Подобный институт существовал в уголовном праве Франции до момента принятия УК Франции 1992 г. Такие наказания именовались вспомогательными и следовали за назначением некоторых основных видов наказания. К дополнительным последствиям в уголовном праве Германии относятся лишение права занимать определенные должности, лишение права пользоваться правами, полученными в результате публичных выборов, лишение права публично избирать или голосовать, лишение права быть избранным и права голоса (§ 45). Такое дополнительное последствие, как поражение в гражданских правах, с 1 апреля 1970 г. исключено из УК ФРГ. УК ФРГ различает следующие виды дополнительных последствий.

Лицо, осужденное к лишению свободы на срок не менее одного года, лишается на срок до пяти лет права занимать публичные должности, пользоваться правами, полученными в результате публичных выборов (абз. 1 § 45). При наличии соответствующих условий, данное дополнительное последствие, которое можно определить как утрату пассивного избирательного права, наступает автоматически. С утратой права пользоваться правами, полученными в результате публичных выборов, осужденный одновременно утрачивает соответствующие права и правомочия должности, которыми он обладал, если иное не предусмотрено УК ФРГ. Причем не требуется специальное назначение этого правового последствия в приговоре. Утрата права занимать публичные должности прежде всего

касается должностей, которые выполняют публичные задачи, например, связанные с государственным управлением или деятельностью органов юстиции.

В некоторых случаях, специально указанных в УК ФРГ, например, § 358 предусматривает дополнительные последствия, наступающие в связи с осуждением за определенные в этой норме должностные преступные деяния, наряду с лишением свободы на

48

См.: Уголовное право зарубежных государств. Указ, источ. — Вып. 4.

171

срок не менее шести месяцев суд может лишить лицо, совершившее деяние, права занимать публичные должности на срок от двух до пяти лет (абз. 2 § 45). Данное правовое последствие не наступает автоматически, и поэтому требуется назначение этого дополнительного последствия в приговоре.

Суд может лишить осужденного и права публично избирать или голосовать (то есть активного избирательного права) на срок от двух до пяти лет (абз. 5 § 45), если это специально предусмотрено УК ФРГ (например, § 108с — дополнительные последствия, которые могут быть назначены в связи с осуждением за определенные в данной норме преступные деяния против конституционных органов, а также связанные с выборами и голосованием, а также § 101 — дополнительные последствия, которые могут быть назначены в связи с осуждением за измену Родине или угрозу внешней безопасности).

Лишение правового положения и прав действительны с момента вступления приговора в законную силу. Продолжительность утраты прав исчисляется со дня отбытия лишения свободы, истечения давности или освобождения от наказания. Определенная специфика исчисления лишения указанных прав как дополнительных последствий существует для случаев, когда наряду с наказанием в виде лишения свободы были назначены меры исправления и безопасности, связанные с лишением свободы. Тогда срок лишения указанных выше прав исчисляется со дня окончания исполнения данных мер. Целям ресоциализации служит правовое предписание § 45Ь о восстановлении в правах, если фактически истекла половина срока или «суд ожидает, что в будущем осужденный не совершит более умышленных преступлений». Представляется также, что по своей правовой природе специфическим дополнительным последствием является и опубликование приговора по уголовным делам об оскорблении (§ 200).

По действующему УК ФРГ наказание в виде лишения свободы может быть пожизненным или на определенный срок. Низший предел наказания на определенный срок составляет один месяц, а верхний — пятнадцать лет (§ 38). При этом общее наказание в виде

175

лишения свободы, назначаемое на определенный срок при совокупности деяний, также не может превышать пятнадцати лет (§ 54). Следует отметить, что § 47 УК ФРГ содержит особые предписания о возможности назначения краткосрочного лишения свободы лишь в исключительных случаях, «когда особые обстоятельства, касающиеся деяния и личности, совершившей деяние, делают неизбежным назначение лишения свободы для воздействия на это лицо или для защиты правопорядка».

Пожизненное лишение свободы может быть назначено за совершение ряда преступлений, предусмотренных в Особенной части УК ФРГ. В настоящее время таких норм 14: подготовка агрессивной войны (§ 80), государственная измена Федерации (§ 81), измена Родине (§ 94), разбой, повлекший за собой смерть потерпевшего (§ 251), особо тяжкий поджог (§ 307), создание взрывоопасной ситуации при использовании ядерной энергии (§ 31 Ob), злоупотребление ионизирующим излучением (абз. 3 § ЗИа), наводнение, опасное для жизни (§ 312), разбойное нападение на водителя автомобиля (§ 316а), нападение на воздушный или речной транспорт (абз. 2 § 316с), общеопасное отравление (§ 319), геноцид (абз. 1 § 220а), тяжкое убийство (§ 211); убийство (особо тяжкий случай, абз. 2 § 212). Причем наказание в виде пожизненного лишения свободы за последние три преступных деяния является безальтернативным.

Исчисление срока лишения свободы производится следующим образом: лишение свободы на срок менее одного года исчисляется полными неделями и месяцами, а лишение свободы на более длительный срок — полными месяцами и годами.

Штраф. Денежный штраф как вид наказания в Англии назначается не только за малозначительные преступления, но и за деяния, ранее относившиеся к фелониям (когда существовало деление преступлений на фелонии и мисдиминоры). Исключение составляют лишь деяния, которые наказываются абсолютно определенными санкциями (смертной казнью или пожизненным заключением).

Согласно ст. 13 Закона 1948 г. об уголовной юстиции, штраф может быть назначен: а) вместо другого наказания (например, тюремного заключения) и б) в дополнение к другому наказанию, то есть одновременно с другим.

176

Применение штрафа в дополнение к другому наказанию ^или к мере, не имеющей карательного характера) имеет ряд ограничений. Так, штраф не может быть назначен одновременно с пробаци-ей (в случае условного осуждения). Запрещено применять штраф в случае освобождения от ответственности под условием не совершения лицом нового преступления в течение определенного времени. Размер штрафа по общему праву ограничивается лишь указаниями, содержащимися в Великой Хартии вольностей, о том, что «наказания не должны быть чрезмерными», и в Билле о правах, запрещающими применение «наказаний чрезмерных, жестоких или необычных», т. е. практически не ограничен. В нормах статутного права иногда определяется_максимальный размер штрафа.

Неуплата штрафа влечет его замену наказанием в виде тюремного заключения. Максимальная продолжительность тюремного заключения взамен неуплаченного штрафа не может быть более 12 месяцев. Штраф назначается в среднем за каждое третье преступление, расширяется и круг преступлений, за которые может быть назначен штраф. В 1987 г. за 39% преступлений, преследуемых с обвинительным актом, и за 90% суммарных преступлений суды назначили штраф в качестве наказания.

Штраф может быть как основной, так и дополнительной мерой наказания. В большинстве случаев он предусматривается наряду с лишением свободы и может быть назначен в качестве основного наказания в сочетании с другим основным (лишением свободы), а иногда и с пробацией.

В виде общего правила законодательство не устанавливает общий максимальный предел штрафа.

Штраф применяется, как правило, в случаях, когда подсудимый в состоянии его выплатить. Если же он не имеет средств, суды прибегают к тюремному заключению. Кроме того, назначение штрафа не означает того, что лицо избежало лишения свободы.

Список использованной литературы:

1. Власов И.С. Преступление и наказание в Англии, США, Франции, ФРГ.

Общая часть уголовного права. — М., Юрид. Лит., 1991.

2. Квашис В. Смертная казнь в США // Российская юстиция, 1996, № 6.

3. Ледях И. Новый Уголовный кодекс РФ и международные стандарты по правам

человека // Российская юстиция, 1997, № 1.

4. Поздняков В.М. Пенитенциарные системы зарубежных стран. М., 2000.

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Казахский национальный университет им. Аль-Фараби

ДОКЛАД

На тему: Исполнение наказаний в Германии.

Выполнила: Каримова М.

ЮП-214

Проверила: Жугралина Б.М.

Алматы 2011