Исполнительная ветвь государственной власти в Российской Федерации полномочия, структура, опыт

–PAGE_BREAK–1.2 Понятие исполнительной власти, функции, принципы функционирования.

Исполнительная ветвь власти является одной из разновидностей государственной власти. Её сущность заключается не только в исполнении законов, но и в государственном управлении, основывающемся на принципе законности. Также исполнительная власть выполняет и общие, специальные управленческие функции.

Исполнительная власть, как и любая другая, имеет свои отличительные признаки: [4]

·                   Исполнительная власть — неотъемлемый признак существования правового государства, в котором существует разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Ведь выполнение в государстве различных функций невозможно возложить   только на одну ветвь, ибо это будет уже пренебрежением демократическим традициям.

·                   Исполнительная власть- это самостоятельный вид единой государственной власти, которая находится в постоянном взаимодействии с властями законодательной  и судебной. Самостоятельность исполнительной власти проявляется в наличии у неё собственного поля деятельности, а также средств управления и воздействия на общественные отношения. И хотя исполнительная власть выполняет особую роль в механизме государственного управления, она постоянно находится под контролем со стороны других ветвей государственной власти.

·                   Исполнительная власть не может отождествляться с административной властью.

·                   Исполнительная власть осуществляется органами исполнительной власти, которые при этом являются и органами управления.

·                    Исполнительная власть характерна тем, что в непосредственном распоряжении ее субъектов находятся все наиболее существенные атрибуты государственной власти: финансы; важнейшие сред­ства коммуникации; армия и иные воинские формирования, милиция, службы внутренней и внешней безопасности, исправительно-трудовые учреждения и т.п.

·                   Это подзаконная власть, т.е. ее организация и функции должны основываться на нормах Конституции РФ, федерального закона и иных нормативно-правовых актах.

·                   Организующая деятельность и реализация властных полномочий.

·                   Применение норм административного принуждения

При рассмотрении функций исполнительной власти необходимо отметить, что её функции определяются  функциями государственного управления, хотя есть и собственные функции, которые задают основные направления деятельности её органов.

«Если сопоставить  развитие «властей»  в  современном  мире,  то  без  особого  труда  обнаружится,  что наибольшим  динамизмом  отличается  исполнительная  власть,  ибо  она  более восприимчива,  чувствительна к ходу  событий, связана с ними тысячами нитей, видимых и невидимых. Она отвечает своему назначению  именно тогда, когда  не только улавливает и отражает перемены,  происходящие как в обществе в целом, так  и  в отдельных его  сферах,  но  и  предвидит  такие  перемены, создает предпосылки для их прихода и видоизменяется вместе с ними, приспосабливается к новым временам.»[5]

Исходя из этого, мы можем выделить основные функции современной исполнительной власти:

1)                Правоприменительная, то есть эта функция позволяет исполнять Конституцию РФ, федеральные законы, законы субъектов РФ.

2)                Функция, обеспечивающая соблюдение конституционного строя в стране.

3)                Юрисдикционная, которая заключается в том, что органы исполнительной власти наделены полномочиями применять меры административного принуждения к юридическим и физическим лицам, если нарушаются нормы законодательства.

4)                Обеспечительная, то есть создающая условия для социально-экономического развития.

5)                Нормотворческая, в соответствии с которой органы исполнительной власти  осуществляют деятельность по принятию нормативно-правовых актов.

6)                Административный контроль соблюдения правовых норм и общеобязательных правил в целях обеспечения правопорядка и законности в государственном управлении (инспектирование и проведение расследований);

7)                Осуществление разрешительной политики государства (лицензирование, регистрация, сертификация);

8)                Непосредственное обеспечение безопасности граждан и общества и охрана правопорядка (полицейская функция);

9)                Информационное обеспечение органов государственной власти и информационно-аналитическая деятельность.

В основу функционирования исполнительной власти положены принципы, отражающие закономерности деятельности государственной власти и развития системы государственного управления.

В институциональном плане исполнительная власть имеет иерархическую структуру, которая включает:

·       органы исполнительной власти и организационно-правовые отношения между ними (отношения субординации, координации, контроля и т.д.);

·       корпус государственных служащих;

·       юридическую структуру, которая представлена системой норм, определяющих различную по объему компетенцию органов и должностных лиц.

 Властные полномочия, характеризующие иерархическую подчиненность, представлены целым спектром административных правомочий, среди которых выделяются:

·        право решать, т.е. определять содержание деятельности, осуществлять волевой акт с целью позитивного или негативного решения проблемы;

·        право командовать, т.е. отдавать обязательные к исполнению распоряжения;

·        право назначать;

·        право осуществлять легитимное принуждение;

·        право замещать, т.е. возможность действовать вместо нижестоящей инстанции, когда ее деятельность осуществляется неправильно;

·        право отменять акты нижестоящей инстанции в случае их незаконности или нецелесообразности;

·        право расходовать вверенные ресурсы;

·        право контролировать деятельность нижестоящей инстанции;

·        право разрешать конфликты между нижестоящими по вопросам их прав и компетенции.

Принципы функционирования исполнительной власти определяются  правовым путем, закрепленным в Конституции РФ, федеральных законах и иных нормативных актах.

В целом эти принципы можно разделить на две группы:[6]

1.                 Социально- политические.

2.                 Организационные. 

К первой группе относятся те принципы, которые установлены Конституцией РФ, а ко второй – организационные связи между звеньями системы государственного управления, возникающие в процессе управленческой деятельности

Таким образом, рассмотрев основные понятия и признаки исполнительной власти мы пришли к выводу, что  исполнительная власть – это деятельность по управлению государством и обществом, подчиненная контролю со стороны других ветвей власти (законодательной и судебной) и состоящая в состоящая в осуществлении специально созданными органами государственной власти особых функций и установленной законом компетенции.

Итак, исполнительная власть, являясь одной из разновидностей государственных, имея при этом ряд отличительных черт, выполняет функции, которые  определяются  функциями государственного управления, хотя есть и собственные функции, которые задают основные направления деятельности  органов исполнительной власти.

 

    продолжение
–PAGE_BREAK–