СодержаниеВведениеГлава1.Сущность исполнительной власти1.1Структураисполнительной власти1.2Понятие органов исполнительной власти1.3Признаки органов исполнительной власти1.4 Классификация органовисполнительной властиГлава2. Механизм осуществления исполнительной власти2.1Понятие и сущность механизма осуществляющего исполнительную власть2.2Принципы осуществления исполнительной власти2.3Функции исполнительной власти2.4Взаимодействие ветвей властиЗаключениеСписокиспользуемой литературы
Введение
Цель данной работызаключается в том, чтобы исследовать ветвь исполнительной власти.
Согласно статистике 85процентов государственной власти в России принадлежит исполнительной«ветви власти», а парламенту, судам, прокуратуре, другим органам всовокупности — порядка 15 процентов. Подавляющее большинство государственныхорганов являются исполнительными.
В целом структура властипредставляет собой совокупность институтов, осуществляющих воздействие, реализующихдоминирование, обеспечивающих манипулирование в процессах развертывания властныхотношений. Конституция Российской Федерации 1993 г. закрепила вкачестве принципа конституционного строя разделение власти на законодательную,исполнительную и судебную.
По своей сутиисполнительная власть — власть правоприменительная, в задачи которой входит исполнениезаконов. Само понятие исполнительной власти возникло в ходе разработкиконцепции разделения властей. Однако это не означает, что ранее в структуревласти данный элемент отсутствовал.
Актуальность темы.Многие современные проблемы организации государственной власти обусловленысложностями, связанными с глубокими преобразованиями государственногоустройства страны, в том числе и переходом от формальной федерации кфактической, распространением федеративных отношений на всю территориюгосударства — реформ, приведших к созданию двухуровневой модели организациигосударственной власти, при которой последняя реализуется как в РоссийскойФедерации в целом, путем референдума, выборов, функционирования системыфедеральных государственных институтов, так и в субъектах Федерации сиспользованием форм прямого народовластия, а также посредством деятельностиобразуемых субъектами РФ органов государственной власти. Образование,формирование, деятельность исполнительных органов государственной властисубъектов Российской Федерации, их полномочия и ответственность, порядоквзаимодействия между собой и с федеральными органами государственной властиосновываются на Конституции Российской Федерации и регулируются федеральнымиконституционными законами, настоящим Федеральным законом, иными федеральнымизаконами, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовымиактами субъектов Российской Федерации.
Разделение властейпредполагает не только функционально-компетенционную определенность каждойветви единой государственной власти, но и оснащение их определенным механизмом,с помощью которого они воплощаются в конкретной практической деятельности.Государственная власть должна действовать, проявлять себя соответствующимобразом в разнообразных общественных отношениях. Это означает, что необходиммеханизм ее реализации, придающий ее ветвям динамический характер.Государственная власть не реализуется сама по себе. Она всегда воплощается вконкретных действиях различного рода, выражающих ее содержание и направленностьи совершаемых ее субъектами, т.е. соответствующими государственными органами.Данное условие полностью применимо и к исполнительной власти, точнее — кдеятельности исполнительных органов государственной власти, повседневно имногообразно ее реализующих.
Объектомисследования являются теория исполнительной власти и механизм ее осуществления.
Предметомисследования служат закономерности становления и функционированияисполнительной власти и развитие механизма ее осуществления.
Задачиработы:
ü раскрыть структуру исполнительнойвласти;
ü рассмотреть понятие органовисполнительной власти;
ü определить признаки и классификациюорганов исполнительной власти;
ü изучить механизм исполнительнойвласти;
ü исследовать взаимодействие ветвейвласти.
Глава 1.Сущность исполнительной власти 1.1Структура исполнительной власти
«Исполнительную властьРоссийской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации», — гласитст.110 п.1 Конституции РФ[1].
ПредседательПравительства РФ назначается Президентом России с согласия Думы. Этот принципявляется примером проявления принципа сдержек и противовесов, т.к. приназначение Президенту придется считаться с парламентским большинством.Председатель Правительства предлагает кандидатуры Президенту на должности егозаместителей и федеральных министров. Одной из главнейших задач Правительстваявляется обеспечение осуществления полномочий федеральной государственнойвласти на всей территории РФ. Эту функцию Правительство осуществляет совместнос Президентом.
В соответствии сКонституцией Правительство состоит из Председателя Правительства РФ, егозаместителей и министров. Председатели государственных комитетов, комитетов РФ,федеральных служб, агентств в состав Правительства РФ не входят.
Конституцияустанавливает, что Председатель Правительства РФ назначается Президентом ссогласия Государственной Думы. Она также устанавливает и точные сроки, втечение которых Президент должен представить Государственной Думе кандидатуруглавы федерального Правительства. Эти сроки зависят от обстоятельств, в связи скоторыми происходит внесение кандидатуры Председателя Правительства.
Кандидатуру на постПредседателя Правительства представляет Государственной Думе Президент или егополномочный представитель в федеральном собрании. Согласно КонституцииГосударственная Дума рассматривает кандидатуру, предложенную Президентом втечение недели. Кандидат на должность главы Правительства докладываетГосударственной Думе программу основных направлений деятельности будущегоПравительства РФ, отвечает на вопросы депутатов. После чего происходит тайноеголосование за предложенную кандидатуру или против нее. Решение принимаетсябольшинством голосов.
Президент имеет право 3раза предложить кандидатуру. В случае отклонения третьей кандидатуры ПрезидентаРФ на должность Председателя Правительства РФ Президент в праве назначить главуПравительства сам, а Государственную Думу распустить и объявить новые выборыГосударственной Думы. Эту возможность Конституция дает Президенту в связи стем, что при отсутствии Председателя Правительства исполнительная власть неможет эффективно исполнять свои обязанности и это ведет к правительственному, азначит и государственному кризису. Однако есть случаи, когда даже послетрехкратного отклонения Государственной Думой кандидатуры ПредседателяПравительства Президент не имеет права разогнать Думу, например, в периоддействия на всей территории РФ чрезвычайного или военного положения, а также зашесть месяцев до срока окончания полномочий Президента.
В соответствии сКонституцией РФ Председатель Правительства не позднее недельного срока послеего утверждения на данной должности должен представить Президенту предложение оструктуре федеральных органов и исполнительной власти. В эту структуру входятПравительство РФ и федеральные органы исполнительной власти: министерства,государственные комитеты РФ, комитеты РФ, федеральные службы, федеральные агентства,федеральные надзоры.
Федеральные органыисполнительной власти подчинены Правительству РФ. Непосредственно Президенту РФподчинены министерство обороны, внутренних дел, иностранных дел, Служба внешнейразведки, Федеральная служба контрразведки, Главное управление охраны,Федеральное агентство правительственной связи и информации, Государственнаяархивная служба.
В соответствии сКонституцией федеральные органы РФ для осуществления своих полномочий могутсоздавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностныхлиц.
Правительство РФразрабатывает и предоставляет Государственной Думе федеральный бюджет.Последняя в свою очередь принимает федеральный закон о бюджете и направляет егов Совет федерации, где он подлежит обязательному рассмотрению. При подписаниибюджета Президентом и вступлении закона о федеральном бюджете в силу,начинается исполнение закона о бюджете. Он является одним из основополагающихдокументов, на которых государство строит свою жизнь в течение года.
Обеспечение исполнениязакона о бюджете тоже является полномочиями Правительства. Кроме того,Правительство РФ представляет Государственной Думе отчет об исполнении закона обюджете.
Правительствообеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики.А также единой политики в области культуры, науки, образования,здравоохранения, социального обеспечения, экологии.
В прерогативыПравительства РФ также входит осуществление мер по обеспечению обороны страны,государственной безопасности, реализации внешней политики РФ, обеспечениезаконности прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка,борьбе с преступностью. Эти сферы деятельности Правительства в наше время оченьактуальны.1.2 Понятие органов исполнительной власти
Конституция РФ 1993года закрепила принцип разделение властей на три различные ветви — законодательную, исполнительную и судебную, органы которых выполняют своиполномочия самостоятельно. Этот факт привёл к замене старого понятия «органы государственногоуправления» на новое понятие «исполнительные органы государства», «органыисполнительной власти». Но, не смотря на это, в современной российскойлитературе используется как старое, так и новое понятие.
Исполнительная ветвьвласти отличается следующими признаками: — первый признак заключается в том,что исполнительная власть, ее органы действуют непрерывно и везде, на всейтерритории государства.
— другой признакозначает, что исполнительная власть, также в отличие от законодательной исудебной, имеет другое содержание, поскольку опирается на людские,материальные, финансовые и иные ресурсы и имеет в своем распоряжениивооруженные формирования — армию, органы безопасности, полицию.
Следовательно,исполнительная власть — это вторичная подзаконная ветвь государственной власти,имеющая универсальный, предметный и организующий характер и направленная наобеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти.
По разному определяютавторы и сущность органов исполнительной власти. Одни считают, что-«это политическое учреждение, созданное для участия в осуществлении функцийисполнительной ветви государственной власти, и наделённое в этих целяхполномочиями государственно-властного характера». Другие авторы считают, что — «это звенья государственного аппарата, которые в соответствии со своимифункциями осуществляют на основании и во исполнения законов и подзаконных актовисполнительную и распорядительную деятельность». Несмотря на то, что этипонятия, в сущности, не имеют существенных отличий, я придерживаюсь второгопонятия, считая его более полным и правильным. С точки зрения профессора А.Н.Соколова, «исполнительную власть следует определить весьма просто: онаохватывает всю государственную деятельность, которая не относится ни к законодательной,ни к судебной власти.»[2]1.3 Признаки органов исполнительной власти
Важным звеном механизма, через который государствореализует большинство своих функций, являются органы исполнительной власти. Являясьсамостоятельной частью государственного аппарата, органы исполнительной властиобладают характерными для себя определёнными признаками, позволяющие составитьточное представление о них. К таковым признакам относятся:
Ø 1.Органисполнительной власти является частью системы государственных органов;
Ø 2.Исполнительныеорганы обладают своим статусом, закреплённым в нормативном акте;
Ø 3.Органыисполнительной власти обладают определённой организационной структурой;
Ø 4.Органамисполнительной власти свойственна определённая самостоятельность;
Ø 5.Органыисполнительной власти действуют от имени государства;
Ø 6.Органыисполнительной власти наделены компетенцией и властными полномочиями,необходимыми для выполнения возложенных на него задач;
Ø 7.Органыисполнительной власти являются подзаконными органами, ориентированными недеятельность на основе и во исполнения закона;
Ø 8.Впроцессе исполнения законов органы исполнительной власти принимают свойственныетолько им правовые акты;
Ø 9.Органыисполнительной власти действуют на основе принципов государственной службы;
Ø 10.Органыисполнительной власти являются структурно-организованными;
Ø 11.Образование,реорганизация и ликвидация исполнительных органов осуществляется в порядке,установленном действующим законодательством РФ.[3]
1.4Классификация органов исполнительной власти
Вопрос о системеорганов исполнительной власти, так же как и о критериях классификации данныхорганов, хорошо разработан в юридической литературе. В связи с этимклассификация органов исполнительной власти проводится по 4 основным критериям:
I. В соответствии с федеративным государственнымустройством РФ выделяются:
1. федеральные органыисполнительной власти;
2. органыисполнительной власти субъектов;
II. В зависимости от объёма и характера компетенцииразличаются:
1. органы общейкомпетенции;
2. органы специальнойкомпетенции;
3. органы отраслевойкомпетенции;
4. органывнутриотраслевой компетенции;
5. органы межотраслевойкомпетенции;
6. органы смешаннойкомпетенции;
III. По организационно-правовым формам органыисполнительной власти подразделяются на:
1. правительства;
2. советы министров,имеющие статус правительства;
3. министерства;
4. государственныекомитеты;
5. комитеты;
6. службы;
7. главные управления;
8. управления;
9. инспекции;
10. агентства;
11. департаменты;
12. администрации;
13. мэрии;
14. отделы;
15. другие органыисполнительной власти;
IV. По порядку разрешения подведомственных вопросоворганы исполнительной власти делятся на:
1. единоначальные;
2. коллегиальные.
Глава 2. Механизм осуществления исполнительной власти 2.1 Понятие и сущность механизма осуществляющегоисполнительную власть
Исполнительная власть — относительно самостоятельная ветвь власти. Она выступает в качествеорганизующей целенаправленной деятельности системыисполнительно-распорядительных органов государственной власти.
Говоря о сущностиисполнительной власти, кажется, что «водораздел» между законодательной иисполнительной властями проходит в области соотношения двух моментов: решения иисполнения. Деятельность органов исполнительной власти направлена на исполнениерешений, принятых представительными и законодательными органами. При этомисполнительные органы принимают свои решения, направленные на организациюисполнения актов законодательной власти.
Анализируя механизмисполнительной власти, следует иметь в виду, что она осуществляется вовзаимодействии с большим числом социальных систем и сама является таковой. Этопредполагает учет человеческого фактора в процессе изучения исполнительнойвласти.
Любая организация, — это социальная группа, ориентированная на достижение взаимосвязанныхспецифических целей и формирование высоко-формализованных структур на основеспециализации или разделения труда. Учитывая это обстоятельство, следует иметьв виду, что каждый орган исполнительной власти как социальная организацияявляется элементом более крупной системы (более Крупной организации), системыорганов исполнительной власти.
И в рамкахвышеназванной системы между ее управляемым и управляющим элементами возникаютразнообразные связи. Эти связи реализуются через потоки информации, в которыхвыражается процесс осуществления функций.
Функционированиеорганов исполнительной власти — но прежде всего их взаимодействие, воздействиедруг на друга.
Особенностифункционирования той или иной системы определяются содержанием ее деятельности.Находясь в системе, управляющие и управляемые органы воздействуют друг надруга, причем характер воздействия одних на другие не одинаков.
Один из элементов — управляющий — в результате целого ряда объективных условий его существования иместонахождения в иерархической системе органов управления имеет приоритет ввоздействии на управляемый элемент, поскольку любые социальные системы могутсуществовать лишь при условии функционального неравенства их элементов.
Приоритет управляющегоэлемента общественной системы в воздействии на управляемый объект всегдасогласуется с объективными факторами (социально-экономическими возможностями иинтересами людей) и в известной мере определяется ими.
Функциональноенеравенство органов исполнительной власти обеспечивает единство системыорганов, которое организационно закрепляется структурой системы. Структура, какправильно, представляет собой количественный и качественный состав элементов системы,способ организации их связей, особенности их взаимодействия.
Каждый элемент системыобладает определенным функциональным свойством, то есть способен осуществлятьтолько присущий ему комплекс функций.
Большинство ученых подфункцией понимают целенаправленную деятельность органа (элемента системы)управления. Если согласиться с этой общепринятой в литературе гонкой зрения, томожет возникнуть вопрос: обладает ли функциональными свойствами органуправления (элемент системы) в тот момент, когда он не осуществляетопределенную целенаправленную деятельность? Конечно же, обладает, поскольку принеобходимости в любой момент он может осуществить эту функцию. Таким образом,возникает необходимость различать два понятия: «функция управления» и«осуществление (реализация) функции управления».
Под функцией управленияв общественных системах следует понимать потенциальную возможность, а в рядеслучаев и обязанность действовать определенным образом в целях достижениякаких-то заранее предусмотренных (запланированных) результатов.
Такая целенаправленнаяпотенциальная возможность и обязанность органа управления действоватьопределенным образом не безгранична. Она определена объективными условиямиразвития общества (социально-экономическими факторами) и теми задачами, которыеставятся перед органами исполнительной власти. Функции, как правило,закрепляются в компетенции органа управления (совокупности его прав,обязанностей и предмета ведения).
Понятие же«осуществление (реализация) функции управления» обозначает целенаправленнуюдеятельность органа управления, которая осуществляется в данный промежутоквремени и направлена на определенный объект (управляемый элемент системы) илигруппу объектов. Исполнительная власть является одним из видов социальногоуправления. Выяснением его сущности занимались многие ученые, преимущественнопредставители науки административного права. Ими сформулированы основныепризнаки этого вида социального управления, отражающие его сущность.
Одним из признаковисполнительной власти является то, что она осуществляется специальной системойорганов.
Другим признакомисполнительной власти является то, что эта деятельность носит организующий,исполнительно-распорядительный характер. Исполнительно-распорядительнаядеятельность органов исполнительной власти представляет собой повседневнуюработу этих органов и связана с решением задач, стоящих перед системой органовисполнительной власти.
Для любого органаисполнительной власти исполнение предписаний органов законодательной власти ираспорядительство в пределах своей компетенции являются непрерывным процессом.По своему содержанию этот процесс творческий, он выступает как организующаядеятельность, направленная на практическое осуществление функций государства.Организующая деятельность имеет место и в работе других органов государства(органов законодательной власти, суда, прокуратуры).
Для органовисполнительной власти исполнительно-распорядительная деятельность являетсяосновной; они выступают как исполнительно-распорядительные органыгосударственной власти. Такая же организующая работа (планирование, подбор ирасстановка кадров, учет, контроль и т.д.) других органов государства выступаетдля них в качестве вспомогательной, способствующей эффективному выполнениюосновных задач. Так, органы прокуратуры осуществляют надзор за законностью. Этоих основная задача, наряду с которой эти органы реализуют и функции внутреннегоуправления.
Третьим признаком исполнительнойвласти является то, что она представляет собой юридически властнуюдеятельность. Органы, ее осуществляющие, образуются и действуют от именигосударства, а нрава, которыми они наделяются, выступают как государственно-властныеполномочия.
В общей формесодержание государственно-властных полномочий органов исполнительной властискладывается из четырех элементов:
а) права издавать отимени государства отдельные юридические акты;
б) права обеспечитьреализацию юридических актов применением от имени государства мер воспитания,убеждения, разъяснения и поощрения;
в) права осуществлятьот имени государства надзор (наблюдение, контроль) за исполнением юридическихактов;
г) права защищатьюридические акты от нарушения путем применения в необходимых случаях мергосударственного принуждения.
Четвертым признакомисполнительной власти является наделение государством органов управления правомсамостоятельно устанавливать правила поведения (нормы права), обязательные нетолько для нижестоящих органов системы исполнительной власти (нормативные актывнутреннего действия), но и для непосредственно неподчиненных (нормативные актывнешнего действия).
Следует отметить ещеодин, пятый, признак исполнительной власти — ее подзаконность. Органыисполнительной власти действуют строго на основе законов: они могут выполнятьтолько такие задачи и осуществлять такие полномочия, которые отнесены к ихкомпетенции.
Исполнительная властьносит государственно-управленческий характер. Неслучайно поэтому в советскойлитературе (прежде всего административно-правовой) она именовалась какгосударственное управление. С развитием демократических институтовгосударственно-управленческий характер исполнительной власти обретает свойствогосударственного регулирования, хотя в некоторых сферах (оборона, безопасность,охрана общественного порядка) она имеет ярко выраженный государственно-управленческийхарактер.
Исполнительная власть вправовом государстве опирается на широкие слои населения (общественныеорганизации, союзы, товарищества, отдельных граждан). Таким образом, подисполнительной властью следует понимать подзаконную юридически властнуюорганизующую деятельность исполнительно-распорядительных органовгосударственной власти, состоящую в практической реализации актов законодательнойвласти и управленческих функций государства.
Под механизмомисполнительной власти понимается совокупность субъектовгосударственно-управленческих отношений в процессе их взаимодействия, а такжеотношения между органами исполнительной власти (должностными лицами этихорганов) и гражданами (их общественными формированиями).
Источником власти вРоссийской Федерации является ее многонациональный народ. В исполнительнойвласти как относительно самостоятельной ветви власти проявляется этазависимость государственной власти от воли народа. Ее организационный механизмотражает содержание этой воли и в тоже время формируется как профессиональнаяпостоянно действующая структура, В современных условиях ей присущи следующиеважнейшие функции:
· исполнениеКонституции Российской Федерации; защита прав и свобод человека и гражданина;
· обеспечениеблагосостояния населения и удовлетворение публичных интересов;
· соблюдениезаконности и конституционного порядка в стране;
· регулированиепроцессов хозяйственного, социально-культурного и административно-политическогостроительства;
· нормотворчествои регулирование ряда нормотворческих процессов (обеспечение единого правовогопространства);
· охранительная(юрисдикционная) деятельность.
Система органовисполнительной власти в России формируется из следующих звеньев:
а) Президент РоссийскойФедерации;
б) федеральные органыисполнительной власти;
в) органы исполнительнойвласти субъектов федерации;
г) органыисполнительной власти в системе местного самоуправления.
Органы исполнительнойвласти в процессе реализации своих функций активно взаимодействуют с гражданамиРоссийской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства,предприятиями, учреждениями и общественными объединениями. Это взаимодействиепорождает систему административно-правовых отношений. Именно в процессе ихвозникновения и развития осуществляется исполнительная власть.
Административно-правовыеотношения по своей природе являются властеотношениями. Основой их возникновенияявляются нормы права — государственно-властные веления. Именно они побуждаюторганы исполнительной власти, наделенные государственно-властными полномочиями,проявлять свою организующую волю. Однако надо иметь в виду, что в очень сложноммеханизме осуществления исполнительной власти имеют место и координационныеотношения, то есть отношения равенства субъектов. Но они, как правило, либоявляются результатом властной воли вышестоящего органа, либо сразу же порождаютотношения типа «власть — подчинение».
Дляадминистративно-правовых отношений характерно также и то, что у них должен бытьтак называемый «обязательный субъект», то есть субъект, без которого такогоотношения быть не может. Таким обязательным субъектом является органисполнительной власти или его законный и полномочный представитель.
Административно-правовыеотношения возникают только в сфере осуществления исполнительной власти каксоставной части государственной власти.2.2 Принципы осуществления исполнительной власти
Органы исполнительной власти в своей деятельности по выполнению возложенных на них задач и функций руководствуются рядом принципов. Они представляют собой общие положения, идеи, основополагающие требования, которые характеризуют сущность управленческой деятельности, ее предназначение. Важнейшие из них закрепляются в законодательстве.
Принцип народовластия, закрепленный в ст. 3 Конституции, означает, что народ является единственным источником власти, он осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти, одной из ветвей которой является исполнительная власть. Контроль за деятельностью органов исполнительной власти должен усиливаться как со стороны органов законодательной и судебной властей, так и непосредственно со стороны народа и его негосударственных организаций. При этом необходимо использовать различные формы контроля за работой управленческого аппарата и должностных лиц, чтобы решительно искоренять проявления коррупции, бюрократизма, безответственности.
Для этого должен быть установлен порядок регулярных отчетов должностных лиц органов исполнительной власти перед законодательными (представительными) органами, трудовыми коллективами, населением, возможно большей открытости их работы.
Принцип верховенства закона (ст. 4, 15 Конституции) предполагает формирование субординированной правовой системы государства в соответствии с юридической силой тех или иных нормативных правовых актов. Высшей юридической силой обладает главный закон государства — Конституция России, которой должны соответствовать все другие нормативные правовые акты и акты применения права.
Однако пока отсутствует комплексный правовой акт — закон, устанавливающий соподчиненность нормативных актов, определяющий правила их применения, вступления в юридическую силу и действия.
В условиях, когда в стране началась широкая правовая (и судебная) реформа, призванная обеспечить верховенство и торжество Закона во всех сферах жизни общества и государства, крайне важно выработать механизм поддержания законности и правопорядка. Недопустимо, чтобы субъекты Федерации отдавали приоритет своим нормативным правовым актам, а не актам Российского государства. Административное законодательство, находясь в совместном ведении Федерации и ее субъектов, не дает последним права на принятие собственных нормативных актов, противоречащих федеральным законам.
При характеристике принципа верховенства права возникает проблема соотношения норм международного права и национального (внутреннего) законодательства. Конституция (ст. 15) впервые установила общую норму, предусматривающую приоритет международных договоров — разумеется тех, участницей которых является Российская Федерация, — над положениями ее внутреннего законодательства. Это означает, во-первых, что если в международном договоре содержатся иные положения, чем имеющиеся в национальном законе, то действуют положения Договора. Во-вторых, общепризнанные принципы международного права и международные договоры России имеют прямое, непосредственное действие на российской территории. С принятием Конституции 1993 г. органы государственной власти и все должностные лица обязаны руководствоваться положениями международных договоров, участницей которых является Россия.
Принцип разделения и взаимосдерживания властей, закрепленный в ст. 10 и 11 Конституции, выражает существование и самостоятельность трех ветвей государственной власти — законодательной, исполнительной и судебной. Если до принятия Конституции 1993 г. взаимоотношения Правительства как органа исполнительной власти с парламентом как органом законодательной власти характеризовались полной зависимостью первого от второго, то при реальном разделении властей такое положение дел недопустимо. Каждая ветвь государственной власти должна осуществлять свои функции в установленных пределах. Чрезмерное внимание Федерального Собрания — парламента России к вопросам, относящимся к компетенции Правительства, отрицательно сказывается и на законотворчестве, и на исполнении законов. В то же время эти обе ветви государственной власти должны неукоснительно исполнять судебные решения, что особенно важно в сферах федеративных отношений и толкования Конституции страны.
Конституция предусматривает механизмы, направленные на взаимосдерживание властей. Многие функции координации в государственном механизме выполняет Президент. Являясь главой государства, Президент имеет рычаги воздействия не только на исполнительную, но и на законодательную и судебную ветви власти.
Президент, который находится как бы над Федеральным Собранием и Правительством России, должен создавать противовесы для них, обеспечивая их согласованное функционирование, а также способствовать повышению их авторитета.
Принцип разграничения полномочий федеральных и региональных органов, закрепленный в ст. 11, 78 Конституции, проявляется в том, что компетенция органов исполнительной власти и взаимоотношения между ними определяются не по их собственному усмотрению (хотя «мера свободы» здесь достаточно велика), а на основе нормативно-правовых актов. При этом, естественно, акты органов исполнительной власти субъектов Федерации не должны противоречить актам федеральных органов исполнительной власти. Осуществляя свои полномочия, федеральные органы исполнительной власти вправе создавать свои территориальные структуры и назначать соответствующих должностных лиц. Федеральные органы по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции России и федеральным законам. В свою очередь, органы исполнительной власти субъектов Федерации по соглашению с федеральными органами могут передавать им осуществление части своих полномочий.
Принцип законности (ст. 15 Конституции) означает, что органы государственной власти, в том числе исполнительной, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию, законы и подзаконные акты. Безвластие и неуправляемость во многих сферах — результат прежде всего несоблюдения принципа законности и правового нигилизма. Вот почему в деятельности высших opганов государственной власти России стало уделяться больше внимания укреплению законности, правопорядка, соблюдению дисциплины и формированию должного правосознания. Одной из основ поддержания законности и правопорядка является требование личной (персональной) ответственности каждого должностного лица, государственного служащего и гражданина за нарушение законов. Исключительно важна здесь свобода слова, реализуемая, конечно, на основе соответствующих конституционных и других законодательных норм. Соблюдение законности — это главное условие эффективности, результативности деятельности органов исполнительной власти.
Злоупотребление властью, служебным положением и совершение должностными лицами и государственными служащими противоправных действий влекут для виновных установленную законом ответственность.
Принцип гласности предполагает открытость законодательства, доступность и подотчетность государственных учреждений и должностных лиц. Статья 15 Конституции устанавливает, что законы подлежат официальному опубликованию; неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Без расширения гласности, учета общественного мнения, открытости и доступности для контроля не может быть подлинной подконтрольности государственных служащих, работающих в органах исполнительной власти. Все, что делается в центре и на местах, должно находиться под контролем общества, на виду у него. Ни один работник opгaна исполнительной власти не может оставаться вне критики. И здесь трудно переоценить роль свободы слова и гражданской активности населения.
Не подлежат разглашению сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, а также полученные в процессе служебной деятельности сведения, затрагивающие честь и достоинство граждан, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Принцип приоритета и гарантированности прав личности является новым для российского законодательства и административной практики. Правовое государство, которое предполагается создать в России, характеризуется тем, что права личности признаются высшей ценностью, а все государственные органы, в том числе и органы исполнительной власти, ответственны перед гражданами. Права граждан должны быть надежно защищены от любого произвола органов государства, должностных лиц и представителей власти.
Провозглашение человека, его прав и свобод высшей ценностью, признание в качестве главной обязанности Российского государства соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина (ст. 2 Конституции) предопределяют необходимость совершенствования законодательства, приведения его в соответствие с общепринятыми принципами и нормами международного права, международными стандартами, а также разработки и принятия новых нормативных актов, особенно прямо предусмотренных Конституцией или вытекающих из содержания ее норм.
Статья 5 Конституции закрепляет принцип федеративного устройства
государства. Это предполагает последовательное раскрытие в текущем федеральном законодательстве сущности единства основ государственного строя, равноправия субъектов Федерации, верховенства федерального закона, территориальной целостности государства при полной свободе передвижения людей, информации, товаров, денег и услуг. Провозглашенное Конституцией равноправие субъектов Федерации предполагает предоставление им равных возможностей реализации прав народов и каждой личности. Это зависит не только от самих субъектов Федерации, но и от организации власти в едином федеративном государстве. Что касается закрепленной в Конституции модели федерализма, то она обусловлена не только многонациональным составом России, но и компактным проживанием разных народов на данной территории в течение многих веков. Заключение Федеративного договора послужило укреплению Российского государства. Конституция 1993 г. Полностью инкорпорировала Договор в свой текст. Следовательно, Россия — конституционная федерация, а право выхода из нее может быть получено лишь со всероссийского согласия, выявленного путем референдума. Двусторонние договоры между Федерацией и ее субъектами, в том числе республиками, — это документы о разграничении полномочий, и не более того.
Для системы органов исполнительной власти характерен принцип централизации, то есть подчиненности нижестоящих органов вышестоящим. Он вытекает из единства данной системы, когда объем полномочий каждого органа исполнительной власти четко очерчен законодательством. Вне пределов ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения Федерации и субъектов Федерации последние обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73 Конституции).
Принцип централизации имеет большое созидательное значение, ибо в таком многонациональном государстве, как Россия, система органов исполнительной власти, закрепленная Конституцией, законами и указами Президента, является важнейшей гарантией и против центробежных устремлений некоторых местных «элит».
В то же время в ряде случаев законодательство предусматривает сочетание централизации и децентрализации, что организационно обеспечивается системойдвойного подчинения объектов управления, то есть подчиненности по вертикали игоризонтали. Подчинение по горизонтали позволяет соответствующим органамисполнительной власти учитывать местные (региональные) условия и особенностипри осуществлении своей деятельности.
Не утратил своего значения, хотя и стал менее акцентированным, принцип плановости в деятельности органов исполнительной власти, являвшийсяважнейшим в период существования СССР. В условиях перехода к рыночной экономикесфера плановости выражается в разработке программ развития отраслей и сфернародного хозяйства, прогнозировании хода экономической реформы, расчетахнаиболее эффективного использования трудовых, материальных и финансовыхресурсов, определении целей и задач деятельности различных органовисполнительной власти, установлении госзаказа на наиболее значимую продукцию, предоставлении по единому плану льготных кредитов — в целом планируютсяуправленческие акции по наиболее приоритетным укрупненным позициям.
Для организации и функционирования органов исполнительной власти характерен и принцип дифференциации (разделения) и фиксирования функций и полномочийкаждого из этих органов и их должностных лиц, что крайне важно для правильногоподбора и расстановки государственных служащих в соответствии с ихпрофессиональной подготовкой и опытом работы.
К принципам организации и деятельности органов исполнительной власти можно отнести также и некоторые другие принципы, в частности научности, ответственности, учета национальных особенностей.
В числе организационных принципов во многих органах управления действуют принципы единоначалия, сочетания коллегиальности с единоначалием при верховенстве коллегиальности, сочетания межотраслевых, отраслевых и территориальных начал в управлении и некоторые другие.
2.3 Функции исполнительной власти
Проблемафункций исполнительной власти в юридической и политической литературе неосмыслена в полной мере научно и объективно. Объясняется это тем, что многиеюристы — ученые, упрощают проблему и полагают, что само название данной ветвивласти прямо связано с ее функциями: эта власть исполняет законы.
Под функциямиисполнительной власти следует определить ведущее направление в деятельностиорганов исполнительной власти, в которых выражается целевая нагрузка даннойветви государственной власти и с ними напрямую связан предоставляемый органомисполнительной власти объем государственных полномочий. Иначе говоря, подфункциями понимают и цели, которые ставит государство перед исполнительнойвластью, и основные направления ее деятельности, а также правовые средства,которые применяются для достижения поставленных целей.
Каждаяфункция исполнительной власти имеет свою сферу деятельности и осуществляетсясоответствующими методами. Функции отражают содержание деятельностиисполнительной власти и во многом характеризуют ее сущность.
Структурнаясложность и особенности исполнительной ветви власти таковы, что тщательный ееанализ приводит к выводу о двух уровнях ее функций — первом и втором.
Первыйуровень функций исполнительной власти охватывает те функции, которые имеютглобальные значения для жизни общества. Необходимо подчеркнуть в связи с этим,что исполнительная власть гораздо полнее, чем законодательная, представляетединство, сущность, функциональную направленность государства, а потомуосновное назначение государства — охранять внутренний и внешний мир общества,обеспечивать его благосостояние — рельефно и содержательно воплощается в еефункциях.
Каждая изфункций определяется объектом управления и способом воздействия на него органовисполнительной власти.
Один изобъектов — это общественный порядок и национальная безопасность, котораяохраняется и обеспечивается путем наблюдения компетентными органамиисполнительной власти за местами, имеющими общественной значение и путемпостоянного поддержания Вооруженных сил страны для защиты населения итерритории от военного нападения. Это чрезвычайно важный объект управления,являющийся необходимой предпосылкой нормального бытия гражданского общества ифункционирования его политических, экономических и культурных структур.
Другой важныйобъект управления — это определенная отрасль народного хозяйства, социально — культурного и административно — политического строительства (экономика,финансы, образование, здравоохранение, и т.д.), функционирование которойвозможно при постоянном управленческом воздействии на нее органовисполнительной власти, выражающемся в руководстве, планировании, регулировании,координировании, подборе кадров, контроля. Этот объект определяет регулятивно — управленческую функцию исполнительной власти.
Итак, перваяосновная функция — функция охраны общественного порядка и обеспечениенациональной безопасности представляет собой одно из главных направлений вдеятельности органов данной ветви власти. Известно, что общественный порядок,предполагающий также общественную безопасность — фундамент нормальнойсоциальной жизни всех граждан и деятельности всех государственных, общественныхи частных учреждений. Ослабление функции охраны общественного порядка дает осебе знать ростом административных проступков и преступлений, нарушениемсанитарных и экологических правил; отрицательно сказывается и на другихсторонах деятельности государства, а именно на управлении экономикой,финансами, культурой, образованием, социальным обеспечением и т.д.
Охранаобщественного порядка органам исполнительной власти осуществляется методаминаблюдения, надзора и контроля за поведением граждан и деятельности организаций.
Другойстороной рассматриваемой функции является национальная безопасность, котораяопределяется как состояние защищенности интересов личности, общества игосударства от внутренних и внешних угроз. В нее включаются в первую очередьгосударственная и оборонная безопасность, а также другие ее виды:экономическая, информационная, медицинская, экологическая и т.д.
Втораяважнейшая функция исполнительной власти — управленческая, представляющая собойдеятельность «публичных служб» по руководству экономикой, финансами,культурой, образованием, здравоохранением, обороной, внутренними и внешнимиделами государства. Так, статья 21 Закона Российской Федерации «О СоветеМинистров — Правительства РФ» от 22 декабря 1992 года достаточновыразительно подчеркивает организационно — управленческий аспект в деятельностивысшего федерального органа исполнительной власти. Правительство РФ объединяет,направляет и координирует работу министерств, государственных комитетов идругих подведомственных ему органов исполнительной власти. Как видно, даннаядеятельность Правительства РФ является управленческой по характеру,осуществляется непрерывно, на основе и во исполнении закона.
Государственноеуправление как деятельность органов исполнительной власти выступает одновременнои как распорядительная деятельность, то есть органы исполнительной властивыступают не как пассивные исполнители закона, воли законодательного иливышестоящего по вертикали органа, но как органы, обладающие властнымиполномочиями, предпринимающие управленческие действия по собственнойинициативе, реагирующие посредством властных решений на перемены вуправленческой ситуации.
Следуетподчеркнуть, что исполнительная ветвь власти имеет дело с таким объектомуправления, который характеризуется быстрыми изменениями, появлением новыхпроблем, возникновением критических ситуаций. Этим объясняется наделениеорганов исполнительной власти правом издавать предписания для нижестоящихорганов — подзаконные нормативные и индивидуальные акты.
Распорядительнуюдеятельность органов исполнительной власти нельзя противопоставлятьисполнительной, в государственном управлении исполнения и повеления следуетрассматривать как две стороны одной медали: исполняя законы, органисполнительной власти своими предписаниями приводит в движение всюадминистративную машину. Государственное управление — это положительная,организующая и творческая деятельность органов исполнительной власти,осуществляющих руководство хозяйственным, социально — культурным, иадминистративно — политическим строительством.
Бельскийсчитает, что понятие государственное управление является более широким, чемпонятие исполнительная власть, но когда речь идет о государственном управлениикак деятельности органов исполнительной власти, то государственное управление понимаетсяв узком смысле, как форма и основа практической реализации исполнительнойвласти. В понятии государственное управление, по Бельскому, интегрируетсягосударственные аппараты управления законодательной и судебной ветвей власти.
Второйуровень функций исполнительной власти — нормотворчество, оперативно — исполнительная и юрисдикция. Они имеют вспомогательный, инструментарныйхарактер и направлены на обслуживание каждой из основных функций, то естьиспользуются как организационно — технические средства реализации основныхфункций рассматриваемой власти.
Необходимойвспомогательной функцией исполнительной власти является нормотворческаяфункция, которая заключается в издании органами этой власти нормативных актовуправления. Основная особенность этой функции в том, что правотворческаядеятельность органов исполнительной власти продолжает в границах своейкомпетенции деятельность, которую начал законодатель. Если нормы законы нерегулируют непосредственно управленческих и полицейских отношений, а они нуждаютсяв правовой регламентации, то эту функцию выполняют соответствующие органыисполнительной власти. В настоящее время Президент РФ, у которого естьпрерогатива в области исполнительной власти. Правительство РФ, иные органыисполнительной власти издают огромное число актов управления, содержащих нормыправа, причем объем таких нормативных актов непрерывно увеличивается.
Другаявспомогательная, имеющая большее практическое значение функция исполнительнойвласти — оперативно-исполнительная. Она заключается в том, что органыисполнительной власти обеспечивают реализацию правовых норм, содержащихся как взаконах, так и подзаконных актах. Если правотворческий орган (законодательнойили исполнительной власти) закрепляет в праве решения нормативного характера, тодругой орган, а именно орган исполнительной власти, на основании своихгосударственно-властных полномочий обеспечивает применение этих нормативныхпредписаний, продолжает их под нормативное регулирование в случаях, когданеобходима их конкретизация. Центральным звеном правоприменительнойдеятельности является управленческое решение — властный индивидуальный акт,устный или письменный, адресованный определенному лицу и разрешающий конкретнуюпроблему.
Особую роль вреализации основных функций исполнительной власти играет юрисдикция,осуществляемая его органами. Юридическая функция исполнительной власти можетбыть представлена как деятельность ее органов по применению административных,дисциплинарных, материальных и финансовых санкций к гражданам и работникамаппарата государственного управления, совершившим правонарушения. Система такихюрисдикционных воздействий обеспечивает быстрое, простое, своевременное иэффективное наказание нарушителей общественного порядка, служебной дисциплины,а также лиц, посягающих на права и свободы других граждан.
Такимобразом, вопрос о функциях исполнительной власти является ключевым в теорииисполнительной власти и на переходном этапе современной России приобретаетнаучную и практически — политическую значимость в организации деятельностиорганов исполнительной власти. В связи с этим изложением соображения о функцияхисполнительной власти позволяют сделать следующий вывод.
Дляисполнительной ветви государственной власти характерно то, что она осуществляетсвои функции посредством специального аппарата, представляющего собой органыэтой власти. Именно основные функции исполнительной власти могут служить научнообоснованным критерием классификации органов исполнительной власти.
Интересноотметить, что функции, которые на уровне государства воплощены в трехобособленных ветвях власти (законодательство, управление, правосудие),перенесенные на исполнительную власть и встроенные в ее структуры, выполняютскромную вспомогательную, но организационно важную роль в реализации функций первогоуровня. Если в основе функций первого уровня лежат главные направления вдеятельности исполнительной власти, формирования основных видов ее органов, ихспециализация, то в основе функций второго уровня — соображения техническойцелесообразности. В целом же оба уровня функций исполнительной власти можнопредставить как систему взаимных пересечений и уравновешиваний, положительныхвоздействий одних органов исполнительной власти на другие.
Юридическаявласть государства над его гражданами суверенна, но не беспредельна.Государство как в интересах гражданина и общества, так и в собственныхинтересах идет по пути самоограничения и устанавливает область естественныхправ и свобод граждан. Причем государство, выделяя сферу прав и свобод граждан,возлагает на все ветви государственной власти обязанность защищать и охранятьэти права и свободы, в том числе на исполнительную власть, где существеннаяроль принадлежит милиции, относительно защиты прав и свобод, что является еезадачей.
Функциязащиты прав и свобод граждан — особая функция исполнительной власти,особенность ее существования — не «массовость» (как в другихфункциях), а скорее индивидуальность, личностный подход. На этой системепостроена деятельность многих органов исполнительной власти, в частности органовсоциального обеспечения, здравоохранения, милиции.
При этомследует отметить, что эффективная защита прав и свобод граждан в сферахдеятельности исполнительной власти, учитывая многообразие правовых отношенийсубъектов, требует четкого правового закрепления не только прав граждан, но икорреспондирующих этим правом обязанностей соответствующих государственныхорганов. Мы видим, что формально имеются органы исполнительной власти в системесоциальной сферы управления, разрабатываются социальные программы, но наряду сэтим полная ясность о компетенции федерации и субъектов РФ отсутствует, чтодополняется и скудностью финансовых средств на развитие социальной сферы.
В этихусловиях важно иметь в виду три направления нормативного регулирования:законодательное закрепление обязанностей органов исполнительной власти поотношению к гражданам; использование эффективных способов контроля и надзора заработой должностных лиц; установление ответственности государственных служащихи органов государства за нарушение прав и свобод человека и гражданина.
На первомместе находится вопрос о гарантиях прав граждан при защите своих законныхинтересов и формах ответственности должностных лиц: дисциплинарной, уголовной,административной, материальной.
Второйпроблемой является вопрос контроля за законностью действий администрации поотношению к гражданам.
Критическоерассмотрение действующего законодательства позволяет констатироватьнеобходимость отработки процессуального механизма реализации прав граждан,обязанностей органов и должностных лиц исполнительной власти. Процедурамидолжны быть обеспечены не только гражданско-правовые, но и административно — правовые отношения.
Остро стоиттакже и проблема «внешнего» контроля за действиями органов управленияи их должностных лиц по отношению к гражданам, несмотря на введение институтауполномоченного по правам человека.2.4 Взаимодействие ветвей власти
Особенностьюроссийской Конституции является то, что Президент не входит ни в одну из ветвейгосударственной власти, он как бы стоит над ними, выполняя роль арбитра,гаранта обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органовгосударственной власти. Институт президентства для России новый и он не можетсложиться быстро. Для его успешного функционирования необходимо четкоеразделение власти, сложившаяся исполнительная вертикаль, легитимность, опора навлиятельную организацию и парламентскую фракцию. Ни одно из этих условий вРоссии не выполняется. В результате Президент вынужден порой поступатьсяпринципами, подменять указами правотворческую деятельность парламента, вступатьв конфронтацию с ним. Разногласия между властями он может регулировать только спомощью согласительных процедур или путем передачи спора в суд.
В условияхфедеративного государства очень важно не нарушать основополагающих принциповвзаимодействия всех ветвей власти, не допускать появления органов, которые постатусу были бы выше конституционно закрепленных. В России президентскаяадминистрация. Совет Безопасности не являются конституционно закрепленнымиорганами федеральной государственной власти. Но они занимают важное место внынешней системе государственных органов, оказывают заметное влияние на ветвигосударственной власти, что может порождать появление корпоративных структур,вносящих неразбериху в механизмы Частного взаимодействия.
Взаимодействиеветвей российской государственной власти, как правило, ограничиваетсявзаимовлиянием законодательной и исполнительной федеральных властей, а такжевзаимодействием федеральных органов государственной власти с региональнымиорганами государственной власти субъектов Федерации). Механизмы этоговзаимодействия, однако, не отрегулированы, правоте обеспечение не отлажено.Отсюда — низкая эффективность властей.
Взаимодействиеветвей государственной власти представляет собой сложный, неоднозначнотрактуемый, изменчивый процесс. Россия переходит от одного типа политическогорежима к другому. Этот переход совершается быстро и противоречиво, вовзаимодействии ветвей власти можно обнаружить прямо противоположные изменения,тенденции, которые подвижны, составляют многообразие в единстве.
На начальнойстадии российского реформирования взаимодействие ветвей государственной властив России осуществлялось в форме острой, непримиримой борьбы, не допускавшейкомпромиссов, соглашений. Часто политические моменты превалировали надправовыми. Форма и содержание проблем, находившихся в фокусе взаимодействиявластей, часто взаимоотрицали друг друга, в результате чего простые люди непонимали и не принимали реформаторские идеи, положения, программы. Борьба междузаконодательной и исполнительной ветвями власти приняла форму вооруженногостолкновения осенью 1993 г., что побудило власть к принятию новой Конституции.
Послепринятия Конституции, хотя и нельзя сказать, что рубеж непонимания, отчужденияпреодолен, все же многое сделано для того, чтобы власти действовали в режимесогласия и взаимопонимания.
К позитивнымявлениям последних лет, несколько упорядочивающим взаимодействие различныхветвей государственной власти в России, можно отнести принятие ряда такихнормативно-правовых актов, как законы “Об общих принципах организации местногосамоуправления в Российской Федерации” (1996)[4]; “Осудебной системе Российской Федерации” (1996)[5]; “ОПравительстве Российской Федерации”(1997)[6]и др.
В последнемЗаконе определены полномочия Правительства, оговорены вопросы организации егодеятельности, взаимоотношения Правительства с Президентом, ФедеральнымСобранием, с органами судебной власти, органами государственной властисубъектов Федерации. Это закладывает основы для снятия конфронтационности междуисполнительной и другими ветвями власти. В частности, расширяются возможностиГосударственной Думы в формировании кабинета министров; разрабатываемыеПравительством проекты федеральных законов по предметам совместного веденияцентра и субъектов Российской Федерации в обязательном порядке направляютсяПравительством в органы государственной власти этих субъектов. Практикавзаимодействия различных ветвей государственной власти в России позволяетотметить, что заложены хорошие правовые основы для успешного взаимодействиявластей. Речь идет о регулярных встречах руководителей федеральных органовгосударственной власти для обсуждения и принятия решений по наиболеепринципиальным проблемам российской жизни; о расширенных “круглых столах” сприглашением лидеров политических партий, руководителей политических фракцийГосударственной Думы.
Высшимиорганами федеральной государственной власти постепенно снимается ряд проблем посогласованию действий, направленных на обеспечение нормального функционированияорганов государственной власти субъектов Российской Федерации и органовместного самоуправления. Правительство заключает соглашения с отдельнымисубъектами Федерации по решению наиболее сложных проблем их жизни. Таким,например, являемся соглашение Правительства с Ингушетией и Северной Осетией от15 октября 1997 г. по разрешению осетино-ингушского конфликта. Нормойобщественно-политической жизни России становятся выборы. Но если выборы в законодательныеструктуры субъектов Российской Федерации следует признать необходимыми,общественно-полезными, то выборы руководителей исполнительного звена субъектовФедерации являются спорными, поскольку они могут нарушать единую вертикальнуюветвь исполнительной власти. Губернаторов, избранных населением, порой трудноснять с работы за нарушения даже Президенту. Их следовало бы назначать. Тогдабы и вертикаль состоялась, и контроль за деятельностью губернаторов был былучшим, эффективным. В условиях становящегося гражданского общества, отсутствиячеткой гражданской инфраструктуры контроль за ветвями власти берет на себягосударство, которое, изменяясь, модернизирует свои функции.[7]
Из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что тема взаимодействие ветвей власти, весьмаактуальна. По этому поводу есть множество мнений и высказываний, с каждым разомэта система совершенствуется, принимая все новые поправки и подстраиваясь подсовременный мир.Заключение
Итак, я в своейкурсовой работе рассмотрела такую интересную тему как исполнительная ветвьвласти, основные направления, которые я изучила, были такие: сущность исполнительнойвласти и механизм осуществления исполнительной власти. В целом анализируяпроделанную работу, могу сказать, что цель данной работы была достигнута. Намой взгляд, я довольно в полном объеме исследовала ветвь исполнительной власти.
Изложенные в курсовой работе положения и исследования дают возможность в заключении сделать следующие краткие выводы:
Ø Изучая современное состояниеисполнительной власти, необходимо заметить, что в Конституции нет определенияэтой власти, причем мы видим, что исполнительная власть подменяетсяПравительством. Изучая теорию исполнительной власти, я обнаружила, чтоКонституция не дает определения, что такое исполнительная власть, молчат обэтом и юристы, изучающие эту проблему, и только профессор А.Н. Соколова,который определил исполнительную власть как государственную деятельность, котораяне относится ни к законодательной, ни к судебной власти. Следует отметить, чтосогласно с этим определением разрабатывали авторы Конституции концепциюисполнительной власти.
Ø «Исполнительнуювласть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации», —гласит ст.110 п.1 Конституции РФ.
Ø Органы исполнительной власти являютсяважным звеном механизма, через который государство реализует большинство своихфункций.
Ø Существуют 11 признаков органовисполнительной власти.
Ø Классификацияорганов исполнительной власти проводится по 4 основным критериям:в соответствии с федеративным государственнымустройством РФ; в зависимости от объёма и характера компетенции; поорганизационно-правовым формам; порядку разрешения подведомственных вопросов.
Ø Механизм исполнительнойвласти-осуществляется во взаимодействии с большим числом социальных систем исама является таковой. Это предполагает учет человеческого фактора в процессеизучения исполнительной власти.
Ø Органы исполнительной власти в своейдеятельности по выполнению возложенных на них задач и функций руководствуютсярядом принципов.
Ø Под функциями исполнительной властиследует определить ведущее направление в деятельности органов исполнительнойвласти, в которых выражается целевая нагрузка данной ветви государственнойвласти и с ними напрямую связан предоставляемый органом исполнительной властиобъем государственных полномочий.
Ø Взаимодействие ветвей государственнойвласти представляет собой сложный, неоднозначно трактуемый, изменчивый процесс.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в системе органов государственной власти органы исполнительной власти занимают особое место. Главное их назначение — исполнение законов. Эта власть, включая в свою структуру основную массу государственных органов и большинство государственных служащих, фактически организует жизнь в государстве. Для выполнения своих функций она осуществляет большую распорядительную деятельность, затрагивающую права и интересы граждан.
В ходе проделанной работы были решены следующие задачи:
ü была раскрыта структураисполнительной власти РФ
ü было рассмотрено понятие органовисполнительной власти;
ü были определены признаки иклассификация органов исполнительной власти;
ü был изучен механизм исполнительнойвласти РФ;
ü было исследовано взаимодействиеветвей власти.Список используемой литературы
1) АтамановаЭ.Б., Иванова В.И. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА: Учебно практическое пособие/Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. –М.: МЭСИ, 2000.- 313 с
2) АлехинА.П… Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право РоссийскойФедерации: Учебник. — М.: ЗЕРЦАЛО, 1997
3) ВенгеровА.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. – М.:Юриспруденция, 2000. – .528 с.
4) КозловЮ.М. Исполнительная власть: сущность, функции // Вести моек. ун-та. Сер.11Право. 1992. — №4
5) МелехинА.В.ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА: Учебноепособие / Московский государственный университет экономики, статистики иинформатики. – М., 2005. – 250 с.
6) МелехинА.В. Теория государства и права: учебник. – М.: Маркет ДС корпорейшн, 2007. — 633 с.
7) ПротасовВ.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства: Вопросы иответы. — М.: Новый Юрист, 1999. —240с. (Серия «Подготовка к экзамену»)
8) СоколовА.Н. Правовое государство: Идея, теория, практика [Монография], Курск.гос.техн. ун-т. Курск, 1994.
9) КонституцияРоссийской Федерации. Утверждена 13 декабря 1993 г. — М.: Юрид. лит., 2008
10) Собраниезаконодательства Российской Федерации, 2008, N 49, ст. 5500
11) Федеральныйзакон Российской Федерации, 1996 (с изменениями от 15 декабря 2001 г., 4 июля2003 г., 5 апреля 2005 г., 9 ноября, 27 декабря 2009 г.)
Для подготовки данной работы былииспользованы материалы с сайта:
12) www.worldtoday.ruСтатья«Сущность и механизм исполнительной власти» «Все для юриста. Юридический блог».
13) www.i-u.ru/biblio.«Электронная библиотека».
14) www.PravoRF.narod.ru«Общаяхарактеристика трех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной».