Исполнительное производство РФ

ВВЕДЕНИЕ Исполнительное производство представляет собой установленный законом порядок принудительной реализации актов юрисдикционных органов, имеющей своей целью обеспечение реальной защиты нарушенных или оспоренных субъективных материальных прав или охраняемых законом интересов 1. Один из выдающихся российских процессуалистов профессор Е.В.Васьковский утверждал, что принятие мер государством по осуществлению требования истца к ответчику,
признанного судом правомерным, образует производство по исполнению решений , или исполнительное, принудительное производство2. Однако, история развития человеческого общества знала периоды, когда принудительное осуществление кредитором своих претензий проводилось личными силами и средствами самого кредитора, причем сначала даже без какого бы то ни было предварительного разбора и подтверждения правильности самой претензии, а затем с введением предварительного, чаще всего, судебного признания права кредитора ограничения пределов
допустимого самоосуществления права, т.е. самоуправства со стороны кредитора. В древней России исполнением занимались отроки, мечники и детские Русской Правды, приставы и подвойские судных грамот и княжеского Судебника. К XVIII в. практически единственным органом принудительного исполнения судебных решений стала общая полиция 3. Большим шагом в развитии российского права, в том числе исполнительного производства,
стало создание, начиная с 20-х годов 19-го века, Свода законов, в один из разделов которого вошли «законы гражданские и межевые», включавшие в себя «законы о судопроизводстве гражданском и законы о мерах гражданских взысканий». В Своде законов гражданское право впервые было выделено как особая отрасль права, хотя материальное право еще не было отделено от процессуального. Дальнейшее развитие гражданское процессуальное право получило в принятом в ходе судебной реформы Уставе гражданского судопроизводства, вошедшем в силу 20 ноября 1864 года. В дальнейшем в Устав гражданского судопроизводства вносилось множество изменений и дополнений. Устав состоял из 5-ти Книг. В Книге 1 имелась глава, посвященная исполнению решений Мировых судей, в Книгу 2 входил раздел «Об исполнении судебных решений»1. После 1917 года функции судебного пристава выполняли судебные исполнители, состоявшие при судах. Судебные исполнители исполняли решения судов и судебные приказы по гражданским делам, исполнительные
надписи нотариусов, определения судов, решения арбитражных и земельных комиссий и третейских судов, другие акты. Исполнение судебных решений и решений земельных комиссий могло быть возложено в случае отсутствия судебных исполнителей на волостные исполкомы и органы милиции. Затем порядок исполнения регламентировался в ГПК РСФСР 1964 года, ряде подзаконных актов, например инструкциях Министерства юстиции СССР о порядке исполнения судебных решений от 24 апреля 1973 года ,
об исполнительном производстве от 15 ноября 1985 года. В тот период окончательно и сложилась действовавшая до середины 90-х годов XXв. система исполнительного производства СССР и России. Экономические и политические преобразования привели к необходимости изменения системы принудительного исполнения, выявив неэффективность существовавших организационно-правовых форм исполнения, что привело
к принятию нового исполнительного законодательства. 6 ноября 1997 года в Российской Федерации вступил в законную силу новый Федеральный закон «Об исполнительном производстве»1. Разработка и принятие данного закона преследовала следующие цели: 1) восполнить пробелы в действующем законодательстве, регулирующем отношения, связанные с обращением взыскания на денежные средства и имущество граждан и организаций должников; 2) устранить противоречия в действующем законодательстве и, в частности, противоречия, возникшие между правилами закрепленными в ст. 411-413 Гражданского процессуального кодекса РСФСР и ст. 56 Гражданского кодекса; 3) добиться реального и своевременного исполнения судебных актов и актов других органов; 4) повысить ответственность организаций и граждан по своим обязательствам ;
5) поднять эффективность решения судов и иных органов, а следовательно и их авторитет в обществе. Применение нового законодательства подтвердило прежде всего его необходимость, на практике показало реально возросшие возможности судебных приставов-исполнителей и уже привело к некоторым положительным результатам в деле обеспечения принудительными мерами исполнения судебных актов и актов других органов. Вместе с тем выявились недостатки и просчеты Федерального
Закона «Об исполнительном производстве». Некоторые положения Федерального закона нуждаются, на наш взгляд, в дополнениях, изменениях и корректировке. Поскольку Закон «Об исполнительном производстве» во многом носит рамочный характер и не содержит механизмов действий судебного пристава-исполнителя по каждому виду исполнительных производств, выявилась актуальная потребность принятия полноценного Исполнительного кодекса, в котором содержались бы эти механизмы.
Недостатки Федерального закона затрудняют работу судебных приставов-исполнителей, а иногда ущемляют права участвующих в исполнительных действиях. Целью нашего исследования является – повышение уровня защиты прав граждан и организаций, эффективность и результативность работы органов принудительного исполнения, обеспечение тем самым стабильности отношений гражданского оборота и публично-правовых отношений. Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи : 1)выявление имеющихся недоработок некоторых статей Федерального Закона РФ «Об исполнительном производстве»; 2)дальнейшее их устранение при создании проекта Исполнительного кодекса. Глава 1. Понятие и сущность российского исполнительного производства