Исполнительное производство в Российской Федерации

МОСКОВСКИЙГУМАНИТАРНО-ЭКОННОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ НИЖНЕКАМСКИЙ ФИЛИАЛ
Факультет:юридический
Кафедра:гражданско-правовых дисциплин
КУРСОВАЯРАБОТА
Тема:Исполнительное производство в Российской Федерации
Дата защиты                                                                                    Оценка
«___»_________ 2009 г.                                               «_____________»
Нижнекамск- 2009

Содержание
Введение
Глава 1. Понятие и сущность российского исполнительного производства
1.1     Характеристикаисполнительного производства в системе гражданского процессуального права
1.2     Общиеправила исполнительного производства
Глава 2. Исполнение решений в отношении граждан и юридических лиц
2.1 Обращение взысканияна имущество граждан
2.2 Особенности исполнения исполнительных документов о взысканииалиментов
2.3 Особенности исполнения юрисдикционных актов в отношении организаций
2.4 Защита прав взыскателя, должника и других лиц в исполнительномпроизводстве
Заключение
Список использованной литературы

Введение
Один из выдающихсяроссийских процессуалистов профессор Е.В. Васьковский утверждал, что принятиемер государством по осуществлению требования истца к ответчику, признанногосудом правомерным, образует производство по исполнению решений, или исполнительное,принудительное производство.[1]
Однако,история развития человеческого общества знала периоды, когда принудительноеосуществление кредитором своих претензий проводилось личными силами исредствами самого кредитора, причем сначала даже без какого бы то ни было предварительногоразбора и подтверждения правильности самой претензии, а затем с введением предварительного,чаще всего, судебного признания права кредитора ограничения пределовдопустимого самоосуществления права, т.е. самоуправства со стороны кредитора.
В древнейРоссии исполнением занимались отроки, мечники Русской Правды, приставы иподвойские судных грамот и княжеского Судебника.
К XVIII в.практически единственным органом принудительного исполнения судебных решенийстала общая полиция.
Большим шагомв развитии российского права, в том числе исполнительного производства, сталосоздание, начиная с 20-х годов 19-го века, Свода законов, в один из разделовкоторого вошли «законы гражданские и межевые», включавшие в себя «законы о судопроизводствегражданском и законы о мерах гражданских взысканий». В Своде законов гражданскоеправо впервые было выделено как особая отрасль права, хотя материальное право ещене было отделено от процессуального.
Дальнейшее развитиегражданское процессуальное право получило в принятом в ходе судебной реформы Уставегражданского судопроизводства, вошедшем в силу 20 ноября 1864 года. В дальнейшемв Устав гражданского судопроизводства вносилось множество изменений идополнений. Устав состоял из 5-ти Книг. В Книге 1 имелась глава, посвященная исполнениюрешений Мировых судей, в Книгу 2 входил раздел «Об исполнении судебныхрешений».
После 1917 годафункции судебного пристава выполняли судебные исполнители, состоявшие присудах.
Судебныеисполнители исполняли решения судов и судебные приказы по гражданским делам,исполнительные надписи нотариусов, определения судов, решения арбитражных иземельных комиссий и третейских судов, другие акты.
Исполнение судебныхрешений и решений земельных комиссий могло быть возложено в случае отсутствиясудебных исполнителей на волостные исполкомы и органы милиции.
Затемпорядок исполнения регламентировался в ГПК РСФСР 1964 года, ряде подзаконныхактов, например инструкциях Министерства юстиции СССР о порядке исполнения судебныхрешений от 24 апреля 1973 года, об исполнительном производстве от 15 ноября 1985года. В тот период окончательно и сложилась действовавшая до середины 90-хгодов XXв. система исполнительного производства СССР и России.
Экономическиеи политические преобразования привели к необходимости изменения системы принудительногоисполнения, выявив неэффективность существовавших организационно-правовых форм исполнения,что привело к принятию нового исполнительного законодательства.
6 ноября1997 года в Российской Федерации вступил в законную силу новый Федеральныйзакон «Об исполнительном производстве». Применение нового законодательства,подтвердило, прежде всего, его необходимость, на практике показало реальновозросшие возможности судебных приставов-исполнителей и уже привело к некоторымположительным результатам в деле обеспечения принудительными мерами исполнения судебныхактов и актов других органов.
Исполнительноепроизводство представляет собой установленный законом порядок принудительной реализацииактов юрисдикционных органов, имеющей своей целью обеспечение реальной защиты нарушенныхили оспоренных субъективных материальных прав или охраняемых законом интересов.
Актуальностьданной работы состоит в том, что экономические и политические преобразованияпривели к необходимости изменения системы принудительного исполнения, выявивнеэффективность существовавших организационно-правовых форм исполнения, чтопривело к принятию нового исполнительного законодательства.
Объектоми предметом исследования данной работы выступает: понятие исполнительногопроизводства в Российской Федерации.
Цельюданной работы является характеристика исполнительного производства в РоссийскойФедерации, как важнейшего института современного гражданского процесса.
Даннаяцель достигается путем решения следующих задач:
1.        определитьпонятие исполнительного производства в РФ;
2.        рассмотретьосновные положения в исполнительном производстве;
3.        рассмотретьособенности исполнения решений в отношении граждан и юридических лиц.
Вкурсовой работе были использованы методы: анализ, синтез и сравнение.
Теоретическойбазой исследования являются работы следующих ученых: Осипова Ю. К., ТреушниковаА. М., Шерстюка В., Цихоцкого А. В.
Структура курсовой работы состоит из следующихэлементов: введения, главы 1, главы 2, заключения.

Глава 1. Понятие и сущность российского исполнительногопроизводства
 
1.1     Характеристикаисполнительного производства в системе гражданского процессуального права
Исполнительноепроизводство, представляет собой установленный законом порядок принудительнойреализации актов юрисдикционных органов, имеющей своей целью обеспечениереальной защиты нарушенных или оспоренных субъективных материальных прав илиохраняемых законом интересов.
Нормативнуюоснову исполнительного производства составляет недавно принятыйГражданско-процессуальный кодекс Российской Федерации, а также Федеральныйзакон РФ «Об исполнительном производстве», который является основнымнормативным актом, детально регламентирующим отношения, возникающие припринудительном исполнении судебных актов и актов других органов. К правовойбазе исполнительного производства относится также Федеральный закон «О судебныхприставах».
Вопросо месте исполнительного производства в системе российского законодательстваносит не теоретический, а сугубо прикладной характер, поскольку определяетсодержание и характеристику мер принудительного исполнения. Если рассматриватьисполнительное производство как составную часть гражданского и арбитражногопроцессов, то этим можно объяснить до сих пор сохраняющееся наличие рядасущественных гарантий прав должника и в стадии исполнения. Если же считатьисполнение административной процедурой, тогда главной его целью являетсяобеспечение реализации положений соответствующего судебного или несудебногоакта без соблюдения тех гарантий, которые свойственны судебной процессуальнойформе. Ряд специалистов относят стадию исполнения к правосудию.[2]
Изложенноепоказывает, что реформа исполнительного производства носит не узкоспециальный,а сквозной межотраслевой характер, затрагивая область реализации прав в самыхразличных сферах юридической деятельности. Ведь в рамках исполнительногопроизводства реализуется не только решения судов общей юрисдикции, но иарбитражных судов, третейских судов, органов административной юрисдикции и т.д.
Впользу самостоятельного и вне процессуального характера исполнительногопроизводства свидетельствует наличие многих специфических черт, в частности егопринципиальных положений, правовое положение субъектов, характер ихдеятельности и норм, регулирующих ее. Исполнительное производство несостязательно по своему характеру, иной характер носят принципы, права иобязанности его участников.
Исполнительноепроизводство в основном устанавливает правила специальной юридическойправореализационной деятельности для обязательных субъектов. Диспозитивностьхарактерна только для действий взыскателя — она заключается в его правевозбудить или не возбудить исполнительное производство, в возможности выбораправовых средств воздействия на должника при каких-либо сбоях процессаисполнения, в праве отказаться от взыскания, заключить мировое соглашение.Выбор вариантов поведения для должника практически ограничен, поскольку онобязан исполнить юридический акт — исполнительный документ. Практическипринудительное исполнение не является единым производством, это целая системаопределенных производств по исполнению конкретных юридических актов.
Такимобразом, более верно характеризовать исполнительное производство какюридическую деятельность, происходящую вне рамок судебного процесса, судебнойвласти и требующую целостного правового регулирования. Исполнительноепроизводство в доктриальном, нормотворческом и правоприменительном аспектеследует понимать как относящееся к сфере действия органов исполнительной властисо всеми вытекающими отсюда последствиями. Такой вывод определяет вконцептуальном плане правовую политику в данной сфере и взаимоотношения системыпринудительного исполнения с властью судебной.[3]
1.2     Общиеправила исполнительного производства
Непосредственноеосуществление функций по исполнению судебных актов и актов других органоввозложено на судебных приставов-исполнителей, которые объединяются в районные,межрайонные или соответствующие им согласно административно-территориальномуделению субъектов Российской Федерации подразделения судебных приставов. Этиподразделения возглавляются старшим судебным приставом. Специальное внимание вЗаконе «Об исполнительном производстве» уделено возбуждению исполнительногопроизводства. Судебный пристав-исполнитель обязан принять к исполнениюисполнительный документ от суда или другого органа, выдавший его, либовзыскателя.[4]
Однако,применение данной нормы закона на практике — показывает ее недостаток.
Так,например, 12.07.2000г. Кировским судом Ярославской области вынесено решение овзыскании с Попова Н.В., проживающего в г.Борисоглебске в пользу Макарова С.Ф.370 000 рублей 00 копеек. К исполнению исполнительный лист предъявлен Кировскимсудом. В ходе исполнительных действий установлено, что по указанному адресу: г.Ярославль ул. Машиностроилей д. 115 кв. 10 взыскатель не проживает. Черезпаспортный стол г. Ярославля судебный пристав-исполнитель установила новоеместо жительства Макарова С.Ф.
Однако,на запросы судебного пристава-исполнителя Макаров не отвечал. Так женевостребованными остались почтовые переводы. Следует вывод, что взыскатель неимеет претензий к должнику, поэтому не реагирует на запросы.
Необходимостьприсутствия понятых при производстве описи и ареста имущества должниказакреплено в Федеральном законе «Об исполнительном производстве».[5] Имимогут быть только дееспособные граждане, достигшие возраста 18 лет, незаинтересованные в совершении исполнительных действий и не состоящие междусобой или с участниками исполнительного производства в родстве, подчиненностиили подконтрольности. В Федеральном законе РФ «Об исполнительном производстве»закреплены права и обязанности понятых. Таким образом, согласно новому закону,судебный пристав-исполнитель прежде, чем пригласить понятых (не менее двух) дляучастия в производстве описи и ареста, должен выяснить у них все вопросы,перечисленные нами выше.[6]
Учитывая,что на практике необходимость присутствия не менее двух понятых припроизводстве описи и ареста имущества должника и так вызывает значительныетрудности, введение новых требований для судебного пристава-исполнителя,связанных с личностью понятых, серьезное препятствие при совершенииисполнительных действий. Поэтому, для ускорения процесса реализации судебных идругих актов, а так же для упрощения порядка описи и ареста имущества должника,а также укрепления позиций судебного пристава-исполнителя как должностноголица, некоторые ученые предлагают вообще отказаться от участия в описи и арестеимущества должника понятых, а судебного пристава-исполнителя наделитьединоличными полномочиями по совершению исполнительных действий, указанных вФедеральном законе «Об исполнительном производстве».[7] А также внести данную норму в проект Исполнительного кодекса для рассмотрения вПравительстве.
Внастоящее время очевидно, что при принудительном исполнении судебных и иныхактов произошло оттеснение на второй план защиты интересов взыскателя. Помнению Яркова В.В, узловые проблемы в исполнительном производстве возникли всвязи со значительным завышением уровня гарантий интересов должника,недостаточностью санкций за неисполнение судебного решения и иного акта,реализуемого в исполнительном производстве, узким кругом мер принудительногоисполнения, которые могли бы быть более разнообразны.[8] Яркимпримером завышения уровня гарантий интересов должника является предложение одобровольном исполнении содержащихся в исполнительном документе требований,направляемое судебным приставом-исполнителем должнику при возбужденииисполнительного производства. Согласно ст.9 Федерального закона «Обисполнительном производстве», срок для добровольного исполнения устанавливаетсядо пяти дней, и только по истечении этого срока судебный пристав-исполнительможет приступить к исполнительным действиям. Для недобросовестного должникаэтого срока вполне достаточно, чтобы принять меры к сокрытию имущества,денежных средств и т.д., чем воспрепятствовать исполнению исполнительногодокумента. Для какой цели законодателем установлен срок для добровольногоисполнения должником возложенных на него обязанностей? Если бы должник хотелосуществить добровольное исполнение, то он сделал бы это либо в течении срокавступления, например, судебного решения в законную силу, либо сразу послеэтого.
Вст.29 Федерального закона РФ «Об исполнительном производстве» предусмотрено,что в исполнительном производстве могут участвовать несколько взыскателей. Внастоящее время это положение закона приобрело большую значимость, так как всудебной практике в связи с становлением финансового рынка и созданиемвсевозможных финансовых компаний возникло достаточно новое явление — массовыепотери населением денежных средств, помещенных в различные инвестиционныеинституты.

Глава 2. Исполнение решений в отношении граждан и юридических лиц
 
2.1 Обращение взыскания на имущество граждан
ВФедеральном законе «Об исполнительном производстве» отсутствует самостоятельноеи полноценное нормативное регулирование процедуры обращения взыскания наимущество должника — физического лица. При осуществлении данной процедурысудебному приставу-исполнителю следует в комплексе применять нормы Федеральногозакона, а также руководствоваться целым рядом иных нормативных актов.
Обращениевзыскания на имущество должника состоит из его ареста (описи), изъятия ипринудительной реализации. Взыскание по исполнительным документам обращается впервую очередь на денежные средства должника в рублях и иностранной валюте ииные ценности, в том числе находящиеся в банках и иных кредитных организациях.Наличные денежные средства, обнаруженные у должника, изымаются. При наличиисведений об имеющихся у должника денежных средствах и иных ценностях,находящихся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитныхорганизациях, на них налагается арест.[9]Если сведений о наличии или об отсутствии у должника — организации счетов ивкладов в банках и иных кредитных организациях не имеется, судебный пристав —исполнитель запрашивает указанные сведения у налоговых органов. Налоговыеорганы обязаны в трехдневный срок представить судебному приставу — исполнителюнеобходимую информацию. Такая же информация в порядке, определяемомГосударственной налоговой службой Российской Федерации, может быть представленавзыскателю по его заявлению при наличии у него исполнительного листа с неистекшим сроком давности. При отсутствии у должника денежных средств в рублях,достаточных для удовлетворения требований взыскателя, взыскание обращается наденежные средства должника в иностранной валюте.
Приотсутствии у должника денежных средств, достаточных для удовлетворениятребований взыскателя, взыскание обращается на иное принадлежащее должникуимущество, за исключением имущества, на которое в соответствии с федеральнымзаконом не может быть обращено взыскание.
Должниквправе указать те виды имущества или предметы, на которые следует обратитьвзыскание в первую очередь. Окончательно очередность обращения взыскания наденежные средства и иное имущество должника определяется судебным приставом —исполнителем. Взыскание на имущество должника, в том числе на денежные средстваи иные ценности, находящиеся в наличности либо на счетах и во вкладах или нахранении в банках и иных кредитных организациях, обращается в том размере иобъеме, которые необходимы для исполнения исполнительного документа с учетомвзыскания исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительныхдействий.[10]
Вслучае, когда должник имеет имущество, принадлежащее ему на праве общейсобственности, взыскание обращается на его долю, определяемую в соответствии сфедеральным законом. Обращение взыскания на заработную плату и иные видыдоходов должника является одной из мер принудительного исполнения, не связаннойс описью и арестом имущества должника. Порядок обращения взыскания назаработную плату и иные доходы должника — физического лица регулируется ст.64-69 Федерального закона «Об исполнительном производстве». Взыскание назаработную плату и иные виды доходов должника обращается при исполнении решенийо взыскании периодических платежей, взыскании суммы, не превышающей двухминимальных размеров оплаты труда, при отсутствии у должника имущества илинедостаточности имущества для полного погашения взыскиваемых сумм.[11]Данная норма изложена не очень удачно, и по нашему мнению гораздо болееэффективным было бы обращение взыскания на заработную плату, если размервзыскания не превышал той доли месячной заработной платы или иного заработка,пенсии или стипендии, на которую по закону может быть обращено взыскание. Напрактике возможны случаи, когда сумма долга составляет, к примеру, 1200 рублей,а заработная плата должника равняется 7000 рублей. Формально по смыслуФедерального закона «Об исполнительном производстве» в этом случае необходимообращение взыскания на имущество должника, однако смысла в совершении этихисполнительных действий нет, поскольку в данном случае требованияисполнительного документа возможно исполнить путем обращения взыскания назаработную плату должника и такой способ исполнения будет безболезненным длядолжника и наиболее экономичным и эффективным для судебногопристава-исполнителя. Согласно ст. 65 Федерального закона РФ «Об исполнительномпроизводстве» указано, что удержания из заработной платы и иных доходовдолжника осуществляется только после уплаты всех налогов. В комментарии кданному Закону кроме налогов, указывается на удержание сбора в пенсионный фондв размере одного процента заработка. Полагаю, что удержания по исполнительнымдокументам должны производиться не только после уплаты налогов, но и другихобязательных для граждан платежей в государственные внебюджетные фонды. Тем более,что ряд граждан обратились в Конституционный Суд РФ с вопросом отчислениявзносов в различные фонды, и в постановлении которого было отмечено, чтостраховые взносы и налоговые платежи имеют достаточно много общих признаков,сближающих их правовые характеристики.

2.2 Особенности исполнения исполнительных документов о взысканииалиментов
Исполнительныедокументы о взыскании алиментов составляют существенную часть от общегоколичества исполнительных документов, поступающих в производство судебныхприставов-исполнителей. Кроме того, алименты по своему характеру являютсявзысканием, имеющим первостепенное социальное значение.
Зачастуюисполнительные листы и судебные приказы на взыскание
алиментов всилу длительности исполнения сопутствуют судебному приставу-исполнителю напротяжении долгих лет работы. Алиментные взыскания имеют периодический характер,отсюда и основная особенность данного рода исполнения, выражающаяся в том, чтоосновным способом взыскания алиментов является обращение взыскания назаработную плату.
Однако, какправильно отметил В.В. Ярков, исполнительный документ о взыскании алиментовможет находиться в производстве судебного пристава-исполнителя долгие годы,причем на вполне законных основаниях. Подобная ситуация он объясняет, во-первых,кризисом материального производства, поразившим большинство отраслей промышленности,где ранее была задействована большая часть трудоспособного населения, а во-вторых,принципиально изменившийся в настоящее время схемой трудовых отношений, гдеглавным действующим лицом стал частный работодатель, который вместе сработником в силу сложившихся правовых условий не заинтересован в обнародованииреальных доходов и выплате нормальной заработной платы.[12]
Следует отметить,что исполнение исполнительных документов о взыскании алиментов в настоящеевремя, как правило, протекает в одной из трех основных форм:
1) путемобращения взыскания на заработную плату должника;
2) путемвыплаты алиментов через судебного пристава-исполнителя при условии нахождения унего исполнительного документа;
3) путем обращениявзыскания на иное имущество должника.
Реализация первоймодели является идеальным способом исполнения алиментного взыскания. Ксожалению, в последнее время на практике ее реализация встречается все реже иреже. Необходимым условием ее реализации является наличие у должника основногои постоянного места работы. В этом случае, получив исполнительный документ, судебныйпристав-исполнитель должен направить его для исполнения по месту работы должника,а исполнительное производство окончить. Сразу возникает законодательный вопрос:в каком порядке возбуждать исполнительное производство и если возбуждать, токакой срок устанавливать для добровольного исполнения? По этому поводу выскажемследующее. Алиментные взыскания носят периодический характер, предполагающийежемесячные выплаты. В решении суда или судебном приказе об их взыскании всегдауказывается дата, с которой следует начинать взыскание.
Следовательно,при первичном поступлении исполнительного документа о взыскании алиментов к судебномуприставу-исполнителю при возбуждении исполнительного производства судебныйпристав-исполнитель обязан определить должнику дату добровольного исполнения неранее чем через 1 месяц от даты, с которой согласно исполнительному документуследует производить взыскание.
Размер задолженностипо алиментам рассчитывается, исходя из средней заработной платы в Российской Федерациина момент взыскания (уплаты) задолженности.[13]
Размерсредней заработной платы в Российской Федерации может быть гораздо вышереальных доходов должника, следовательно, и размер алиментов, которые емупридется уплачивать, будет выше. По мнению Яркова В.В., это принудит должникаобнародовать свое место работы либо, если такового нет, будет понуждать его устроитьсяна работу, поскольку средняя заработная плата в Российской Федерации гораздовыше средней заработной платы в том или ином субъекте Российской Федерации.
Однако на практикесуществует другая тенденция. В районах, а особенно в сельской местности найтиработу, даже при большом желании, не предоставляется возможным. При этом задолженностьрассчитывается из среднего заработка по Российской Федерации. Мы предлагаем производитьрасчет задолженности из среднемесячного заработка по данным статистики в даннойместности. Это позволит реально приблизить суммы долга по алиментам к условиямжизни в данной местности.
В правовом отношенииинтересна проблема динамики исполнительного производства о взыскании алиментов втом случае, когда имеющаяся задолженность по алиментам выплачена должником. На нашвзгляд, в данном случае юридически будет правильным оканчивать исполнительноепроизводство в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документана данный период времени, поскольку требования исполнительного документа будутдействительно исполнены, задолженность по алиментам погашена, а обязанностьплатить алименты вновь возникнет у должника только по истечении одного месяца смомента погашения задолженности (или даты последнего платежа, если алименты выплачиваютсядолжником регулярно). В том случае, если исполнительное производство неоканчивать, то будет нарушен двухмесячный срок, установленный ст.13 Федеральногозакона «Об исполнительном производстве», в который должны быть совершены всеисполнительные действия.
Поэтому мыпредлагаем для данной категории дел, выносить судебным приставом-исполнителемпостановление о приостановлении исполнительного производства на срокпредъявления квитанций. При образовании задолженности по вине должника,обязанного уплачивать алименты по решению суда (судебному приказу), виновное лицоуплачивает получателю алиментов неустойку в размере одной десятой процента от суммыневыплаченных алиментов за каждый день просрочки. Помимо этого получательалиментов вправе также взыскать с должника, виновного в несвоевременной уплате алиментов,все причиненные просрочкой исполнения алиментных обязательств убытки в части,не покрытой неустойки. Нередко на практике возникают споры о том, в каком порядкевзыскивать с должника неустойку. Необходимо ли для этого судебное решение, или судебныйпристав-исполнитель вправе самостоятельно применить к должнику данную меруответственности. На наш взгляд, исчислять и взыскивать неустойку судебныйпристав-исполнитель вправе самостоятельно без обращения в суд, посколькуалиментное правоотношение в данном случае имеет бесспорный характер,обязанность должника платить алименты подтверждена вступившим в законную силусудебным актом, определение размера задолженности законом отнесено ккомпетенции судебного пристава-исполнителя, размер неустойки определен законом,установление вины должника в образовании задолженности также может быть осуществленосудебным приставом-исполнителем, поэтому взыскание неустойки возможно безобращения в суд путем вынесения соответствующего постановления судебногопристава-исполнителя.[14]
Субъектомуголовной ответственности в сфере алиментных правоотношений в основномвыступает должник. Уголовная ответственность является крайней и самой строгоймерой ответственности за нарушение алиментных обязательств.
Онаустановлена ст. 157 УК, согласно которой злостное уклонение родителя от уплаты порешению суда средств на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособныхдетей, достигших восемнадцатилетнего возраста, наказывается обязательнымиработами на срок от 120 до 180 часов, либо исправительными работами на срок доодного года, либо арестом на срок до трех месяцев.[15]
Основанием дляпривлечения должника к уголовной ответственности помимо прочих элементов составапреступления будет выступать критерий злостности. Под злостностью посложившейся правовой практике применительно к данной статье Уголовного кодексапонимаются наличие задолженности свыше 4 месяцев, сокрытие и частая смена местаработы, частая смена и сокрытие места жительства, неявки по неоднократным вызовамсудебного пристава-исполнителя, объявление розыска должника и т.п.
Однако на практикедела обстоят по-другому. По представлению судебного пристава-исполнителявозбуждают уголовное дело по ст.157 УК при наличии задолженности у должника свышевосьми месяцев, в остальных случаях в возбуждении уголовного дела отказано.
Даже приналичии за должником задолженности, примерно, десять месяцев, органы внутреннихдел отказывают в возбуждении уголовного дела по ст. 157 УК РФ если им предъявленаквитанция на оплату алиментов в минимальном размере.
2.3 Особенности исполнения юрисдикционных актов в отношенииорганизаций
Согласно ГКюридические лица в Российской Федерации могут существовать только вопределенных законом организационно-правовых формах. Все юридические лица вРоссийской Федерации классифицируются на коммерческие и некоммерческие. Статьей56 ГК провозглашен принцип полной имущественной ответственности юридическоголица, за исключением финансируемых собственником учреждений. Судебныйпристав-исполнитель при обращении взыскания на имущество должникаруководствуется порядком обращения взыскания на денежные средства и иноеимущество должника, предусмотренным ст.57 Федерального закона РФ «Обисполнительном производстве». Ст. 57 устанавливает, что взыскание обращается впервую очередь на денежные средства должника в рублях и иностранной валюте ииные ценности, в том числе находящиеся в банках и иных кредитных организациях.Согласно ст.57 Федерального закона «Об исполнительном производстве» обращениевзыскания на имущество юридического лица возможно только в случае отсутствия удолжника денежных средств либо недостаточности денежных средств для полногоудовлетворения требований взыскателей. Ценные бумаги являются имуществом,непосредственно не участвующим в производстве и арест на них налагается впервую очередь. Однако, действующая в настоящее время система обращениявзыскания на ценные бумаги представляется несовершенной.
Порядокналожения ареста на ценные бумаги утвержден постановлением ПравительстваРоссийской Федерации № 934 от 12 августа 1998 года.
Одним изнеурегулированных вопросов остается вопрос об оценке ценных бумаг. Проводяоценку ценных бумаг в соответствии со ст. 52 Федерального Закона РФ «Обисполнительном производстве», возникает трудность в определении их рыночных ценс учетом колебания цен на эти бумаги. Встает вопрос, по каким торговымплощадкам определять рыночную стоимость ценных бумаг определенного эмитента?Представляется целесообразным разработать и утвердить Положение о порядкеоценки арестованных ценных бумаг. В Положении следует оговорить переченьторгующих ценными бумагами организаций с указанием ценных бумаг, котирующихсяна них, зафиксировать порядок определения цены бумаги, например по последнейцене сделки, прошедшей на день, предшествующей оценке ценных бумаг, а такжеобязать торгующие организации выдавать официальные справки в ответ на запроссудебного пристава-исполнителя. В ст.52 «Оценка имущества должника»Федерального Закона РФ «Об исполнительном производстве» имеется изъянюридической техники. П.1 ст.52 говорит, что «оценка имущества должникапроизводится судебным приставом-исполнителем по рыночным ценам, действующим надень исполнения исполнительного документа». Что понимает законодатель под днемисполнения исполнительного документа, и когда в этом случае должнапроизводиться оценка имущества должника? Авторы Комментария к ФедеральномуЗакону РФ «Об исполнительном производстве» считают, что «оценка имуществадолжника — это обязательный реквизит акта описи и ареста имущества». Поэтому,по их мнению, днем исполнения исполнительного документа является день наложенияареста на имущество должника. Однако, с точки зрения логики, было бы болееправильным считать днем исполнения исполнительного документа день фактическогоисполнения.
Поэтому,во избежание неточностей, следовало бы дать редакцию п.1 ст.52 ФедеральногоЗакона «Об исполнительном производстве» таким образом: «оценка имуществадолжника производится судебным приставом-исполнителем в день наложения арестана имущество должника и отражается в описи имущества. Оценка имущества должникапроизводится по рыночным ценам, действующим на день совершения исполнительногодействия».
Неурегулирована законодательством об исполнительном производстве и реализацияценных бумаг. При реализации ценных бумаг по общим правилам, предусмотреннымст.54 Федерального Закона «Об исполнительном производстве», возникаетвозможность для злоупотреблений специализированной организацией, осуществляющейпродажу ценных бумаг должника. П.2 ст.54 гласит, что «продажа имуществадолжника, за исключением недвижимого имущества, осуществляетсяспециализированной организацией на комиссионных и иных договорных началах, предусмотренныхфедеральным законом». В случае с ценными бумагами такой порядок неприемлем.Поэтому, мы предлагаем осуществлять продажу ценных бумаг должника на фондовойбирже, либо иной специализированной торгующей организацией, имеющейсоответствующую лицензию. Если в законодательство были бы внесенысоответствующие изменения, либо законодатель возложил бы на Правительство РФопределение порядка реализации арестованных ценных бумаг, то это изменило быдействующий порядок, и количество злоупотреблений, связанных с реализациейарестованных ценных бумаг.
Определениерыночной стоимости дебиторской задолженности также является весьмазатруднительной, так как это сложная многоуровневая процедура, требующая целогоряда экономических факторов, знания рыночной конъюнктуры. Поэтому, специалист,которого мы предлагаем ввести в штат подразделений судебных приставов,рассматривал бы и данный вопрос. Тем самым экономилось бы время на отправлениезаявок и получение заключения специалистов. Федеральный Закон РФ «Об исполнительномпроизводстве» в п.1 ст.46 определяет, что обращение взыскания на имуществодолжника состоит из его ареста (описи), изъятия и принудительной реализации.Арест недвижимого имущества производится по общим правилам, установленным вст.51 указанного федерального закона. Применительно к недвижимому имуществуст.51 данного закона следовало бы дополнить обязанностью судебногопристава-исполнителя направлять копию постановления о наложении ареста нанедвижимое имущество в день его вынесения в органы, осуществляющиегосударственную регистрацию прав на недвижимое имущество. Федеральный Закон РФ«О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»регулирует этот вопрос в п.3 ст.28: «Вступившие в силу решения и определениясудов в отношении прав на недвижимое имущество подлежат в трехдневный срокобязательному направлению судебными органами в учреждение юстиции порегистрации прав. Органы, наложившие арест на недвижимое имущество, обязаны втрехдневный срок направить заверенную копию решения о наложении ареста вучреждение юстиции по регистрации прав».
Вызываетвопрос, чем обусловлено предоставление трехдневного срока для направленияпостановления о наложении ареста. Целесообразно было бы направлятьпостановление в органы государственной регистрации немедленно, в деньвынесения, для уменьшения вероятности регистрации возможных сделок принаправлении постановления в трехдневный срок.
Несмотряна то, что Федеральный Закон РФ «О государственной регистрации прав нанедвижимое имущество и сделок с ним» обязывает судебных приставов-исполнителейнаправлять постановление о наложении ареста на недвижимое имущество вучреждение юстиции по регистрации прав, подобную норму необходимо внести и вФедеральный Закон РФ «Об исполнительном производстве» для избежание возможныхнеточностей.
ВФедеральном Законе РФ «Об исполнительном производстве» отсутствует методикаоценки недвижимого имущества. Все фактически сводится к назначению судебнымприставом-исполнителем специалиста для определения стоимости имущества, в томслучае, если оценка отдельных предметов является затруднительной, либо должникили взыскатель возражают против произведенной самим судебнымприставом-исполнителем оценки (п.2 ст.52 ФЗ РФ «Об исполнительномпроизводстве»).
Следуетзаметить, что вопрос об участии специалиста является дискуссионным и вгражданском процессе. М.К. Треушников считает, что «при наличии специалиста какучастника процесса суд может использовать его знания и опыт в процессеисследования вещественных доказательств.
Всоответствии с действующим законодательством порядок проведения торговопределяется Гражданским кодексом РФ, который выделяет две формы торгов: онимогут быть проведены в форме конкурса либо аукциона.
Пословам В.В. Витрянского, «разница между ними заключается в том, что на аукционевыигравшим признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу —лицо, которое по заключению конкурсной комиссии предложит лучшие условия. Всвою очередь, и аукцион, и конкурс может быть открытым или закрытым. В первомслучае участником аукциона или конкурса, а следовательно, и его победителемможет быть любое лицо; во втором — только лица, специально приглашенные дляучастия в конкурсе (аукционе). Аукцион или конкурс, в которых принял участиетолько один участник, признается несостоявшимся»2. Наиболее целесообразным былобы обратить внимание и внести в проект Исполнительного кодекса следующие нормы:
1)проведение торгов только в форме открытого аукцион;
2)для признания торгов состоявшимися достаточно одного желающего, сделавшегонадбавку против оценочной суммы;
3)возможность внести в счет оплаты вместо наличных денег взыскания, которые былибы обращены на проданное недвижимое имущество (вместо наличных денег внести всчет покупной цены свое взыскание по исполнительному листу).
2.4 Защита прав взыскателя, должника и других лицв исполнительном производстве
Надействия (бездействие) судебного пристава-исполнителя по исполнению судебногопостановления, постановления государственного или иного органа либо на отказ всовершении таких действий взыскателем или должником может быть подана жалоба.Жалоба подается в суд, в районе деятельности которого исполняет своиобязанности судебный пристав-исполнитель, в течение десяти дней со днясовершения действия (отказа в совершении действия) или со дня, когда взыскателюили должнику, не извещенным о времени и месте совершения действия судебногопристава-исполнителя, стало о нем известно. Жалоба на действия судебногопристава-исполнителя рассматривается в судебном заседании. Взыскатель, должники судебный пристав-исполнитель извещаются о времени и месте заседания, однакоих неявка не является препятствием к разрешению жалобы. По результатамрассмотрения жалобы принимается решение суда. Отказ в отводе судебногопристава-исполнителя может быть обжалован в суд. Заявление рассматривается всудебном заседании по правилам части второй статьи 441 ГПК РФ. По результатамрассмотрения заявления выносится определение, на которое может быть поданачастная жалоба.[16]
Статья442 ГПК РФ предусматривает защиту прав других лиц при исполнении судебногопостановления либо постановления государственного или иного органа. В случаедопущения судебным приставом-исполнителем при производстве ареста имуществанарушения федерального закона, которое является основанием для отмены арестанезависимо от принадлежности имущества должнику или другим лицам, заявлениедолжника об отмене ареста имущества рассматривается судом в порядке,предусмотренном статьей 441 ГПК РФ. Такое заявление может быть подано дореализации арестованного имущества. Заявленный лицами, не принимавшими участияв деле, спор, связанный с принадлежностью имущества, на которое обращеновзыскание, рассматривается судом по правилам искового производства. Иски обосвобождении имущества от ареста (исключении из описи) предъявляются к должникуи взыскателю. В случае, если арест или опись имущества произведены в связи сконфискацией имущества, в качестве ответчиков привлекаются лицо, чье имуществоподлежит конфискации, и соответствующий государственный орган. В случае, еслиарестованное или включенное в опись имущество уже реализовано, искпредъявляется также к приобретателю имущества.
Вслучае удовлетворения иска о возврате реализованного имущества споры междуприобретателем имущества, взыскателем и должником рассматриваются судом поправилам искового производства. Суд в случае установления независимо отзаявления заинтересованных лиц обстоятельств, указанных в части первойнастоящей статьи, обязан отменить арест имущества в целом или исключить частьимущества из описи.
Статья446 ГПК в качестве дополнительной гарантии защиты прав должника, определяетимущество, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам.Взыскание по исполнительным документам не может быть обращено на следующееимущество, принадлежащее гражданину-должнику на праве собственности:
1.жилое помещение (его части), если для гражданина-должника и членов его семьи,совместно проживающих в принадлежащем помещении, оно является единственнымпригодным для постоянного проживания помещением;
2.земельные участки, на которых расположены объекты, указанные в абзаце второмнастоящей части, а также земельные участки, использование которых не связано сосуществлением гражданином-должником предпринимательской деятельности;
3.предметы обычной домашней обстановки и обихода, вещи индивидуальногопользования (одежда, обувь и другие), за исключением драгоценностей и другихпредметов роскоши;
4.имущество, необходимое для профессиональных занятий гражданина-должника, заисключением предметов, стоимость которых превышает сто установленныхфедеральным законом минимальных размеров оплаты труда;
5.племенной, молочный и рабочий скот, олени, кролики, птица, пчелы, используемыедля целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, атакже хозяйственные строения и сооружения, корма, необходимые для ихсодержания;
6.семена, необходимые для очередного посева; продукты питания и деньги на общуюсумму, не менее трехкратной установленной величины прожиточного минимума самогогражданина-должника, лиц, находящихся на его иждивении, а в случае ихнетрудоспособности — шестикратной установленной величины прожиточного минимумана каждого из указанных лиц;
7.топливо, необходимое семье гражданина-должника для приготовления своейежедневной пищи и отопления в течение отопительного сезона своего жилогопомещения;
8.средства транспорта и другое необходимое гражданину-должнику в связи с егоинвалидностью имущество;
9.призы, государственные награды, почетные и памятные знаки, которыми награжденгражданин-должник.
Переченьимущества организаций, на которое не может быть обращено взыскание поисполнительным документам, определяется федеральным законом.

Заключение
Вопрос оместе исполнительного производства в системе российского законодательства носитне теоретический, а сугубо прикладной характер,
поскольку определяетсодержание и характеристику мер принудительного исполнения. Если рассматривать исполнительноепроизводство как составную часть гражданского и арбитражного процессов, то этимможно объяснить до сих пор сохраняющееся наличие ряда существенных гарантийправ должника и в стадии исполнения. Если же считать исполнение административнойпроцедурой, тогда главной его целью является обеспечение реализации положенийсоответствующего судебного или несудебного акта без соблюдения тех гарантий, которыесвойственны судебной процессуальной форме. Ряд специалистов относят стадиюисполнения к правосудию.
Изложенноепоказывает, что реформа исполнительного производства носит не узкоспециальный,а сквозной межотраслевой характер, затрагивая область реализации прав в самыхразличных сферах юридической деятельности. Ведь в рамках исполнительногопроизводства реализуется не только решения судов общей юрисдикции, но и арбитражныхсудов, третейских судов, органов административной юрисдикции и т.д.
В пользу самостоятельногои вне процессуального характера исполнительного производства свидетельствует наличиемногих специфических черт, в частности, его принципиальных положений, правовое положениесубъектов, характер их деятельности и норм, регулирующих ее. Исполнительноепроизводство не состязательно по своему характеру, иной характер носятпринципы, права и обязанности его участников. Исполнительное производство восновном устанавливает правила специальной юридической правореализационнойдеятельности для обязательных субъектов. Диспозитивность характерна только длядействий взыскателя – она заключается в его праве возбудить или не возбудить исполнительноепроизводство, в возможности выбора правовых средств воздействия на должника прикаких-либо сбоях процесса исполнения, в праве отказаться от взыскания, заключитьмировое соглашение. Выбор вариантов поведения для должника практическиограничен, поскольку он обязан исполнить юридический акт – исполнительный документ.Практически принудительное исполнение не является единым производством, это целаясистема определенных производств по исполнению конкретных юридических актов.
Таким образом,более верно характеризовать исполнительное производство как юридическуюдеятельность, происходящую вне рамок судебного процесса, судебной власти итребующую целостного правового регулирования.
Исполнительноепроизводство в доктриальном, нормотворческом и правоприменительном аспекте следуетпонимать как относящееся к сфере действия органов исполнительной власти со всемивытекающими отсюда последствиями. Такой вывод определяет в концептуальном планеправовую политику в данной сфере и взаимоотношения системы принудительногоисполнения с властью судебной.
Предлагаетсявыделить исполнительное производство в самостоятельную отрасль права. Такого жемнения В.В. Ярков, который предложил проект
Исполнительногокодекса. Исполнительный кодекс Российской Федерации, по его мнению, должен объединитьв себе различные способы реализации исполнительных документов и разнообразныеисполнительные процедуры, учитывающие особенности Гражданского, Налогового, Финансового,Инвестиционного, Земельного, Жилищного и иного законодательства, а такжеспособствовать образованию административной системы исполнительной власти сцелью решения проблем существующих в исполнительном производстве.

Списокиспользованной литературы
1.         Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г.
2.         Федеральный закон Российской Федерации «Об исполнительномпроизводстве» от 21.07.1997 (в ред. от 30.07.2001 № 119-ФЗ).
3.         Федеральный закон «О судебных приставах» от 21.07.1997 (в ред. от07.11.2000 № 118-ФЗ).
4.         Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации. – Москва:Омега-Л, 2008. – 165с.
5.         Семейныйкодекс Российской Федерации. – М: Омега – Л, 2008. – 64с.
6.         Уголовныйкодекс Российской Федерации. – Москва: Омега – Л, 2007. – 176с.
7.         Комментарий к ФЗ Российской Федерации «Об исполнительном производстве»— М., 2006.
8.         Лесницкая Л. Комментарий к Федеральному закону «Об исполнительном производстве»// Право и экономика. — 2000, №1.,121с.
9.         Осипов Ю.К. Гражданский процесс. — М., 2007. – 575с.
10.      Треушников А.М. Исполнительное производство. — М., 2007. – 783с.
11.      Цихоцкий А.В. Теоретические проблемы эффективности правосудия погражданским делам. — Новосибирск, 2000. – 245с.
12.      Ярков В.В. Настольная книга судебного пристава-исполнителя. – М.:Издательство БЕК, 2007. – 637с.
13.      Васьковский Е. В.Гражданский процесс. — М., 2005.