Использование бизнес-анализа на различных этапах оценки инвестиционных проектов (идей)

АннаВасина,  исследовательско-консультационнаяфирма «АЛЬТ», Санкт-Петербург.
Оценкаинвестиционных проектов (вложений средств в ту или иную сферу деятельности,проект, продукт) является одной из актуальных задач управления финансами:предприятия осваивают новые технологии и продукты, кредитующие организации иинвесторы ведут поиск эффективных направлений (компании, проекты) вложениясредств.
Методическиеподходы к расчетам эффективности проектов — западные и российские — известны,доступны и освоены специалистами российских компаний. Однако, как показываетпрактика, разработка и оценка инвестиционных проектов не может ограничиватьсярамками расчетов. На различных этапах работы с инвестиционным проектом — отпоявления первоначальной идеи до анализа итоговых результатов расчета — необходимо использование элементов бизнес-анализа. Бизнес-анализ необходим дляопределения, правильно ли выбрано направление вложения средств и далее — дляподготовки достоверных исходных данных и методически грамотной оценки результатов.
Рассмотримэтапы разработки и оценки инвестиционных проектов и возможные областиприменения бизнес-анализа на каждом из них.
1. Разработка идеи инвестиционногопроекта: выбор направления вложения средств.
Оценкаинвестиционного проекта подразумевает ответ на вопросы, эффективны ли этиинвестиции (когда окупятся первоначальные вложения и какой доход обещают),какие источники финансирования и в каком объеме необходимы для реализациипроекта. Однако, прежде чем отвечать на вопрос, эффективен ли этот проект,необходимо определить, стоит ли рассматривать именно этот проект.
Ситуацияиз практики. На предприятии разработан набор инвестиционных проектов, которыедолжны быть оценены с целью выбора наиболее эффективных — обеспечивающихпредприятию наибольший из возможного прирост прибыли. Наиболее эффективныепроекты, выбранные по результатам оценки, сформируют инвестиционную программупредприятия на ближайшее время. Под эту программу будут изыскиваться источникифинансирования — собственные средства и кредиты.
Значительнаядоля проектов предприятия связана со снижением затрат — проекты строительствасобственных источников энергии и подобные — актуальные проекты для многихпредприятий на сегодняшний момент. Таким образом, постановка задачи оценки итипы оцениваемых проектов — стандартные, повторяющиеся на сотнях предприятий.
Походу работы с предприятием выяснилось, что проекты снижения затрат инициированыпо причине падения объема продаж. Объемы продаж, в свою очередь, сокращаются попричине низкого качества продукции. За последние годы от продукции предприятияотказались несколько постоянных заказчиков, в том числе зарубежных. Причинойпотери заказчиков в значительной мере является низкое качество сборкипродукции. При этом причиной низкого качества сборки являются не исходныекомплектующие или технология (качество которых является приемлемым), нонеудовлетворительное выполнение самой технологической операции сборки.
Дальнейшееуглубление в поиск причин низкого качества продукции упирается в небезызвестныйлозунг: «Кадры решают все». В последние годы предприятие периодическииспытывало финансовые трудности и в качестве рычага оптимизации текущегофинансового положения использовало задолженность по заработной плате — невыплаченная заработная плата направлялась на покрытие затрат на приобретениематериалов и финансирование инвестиционных вложений. Перманентная задолженностьпо оплате труда, наблюдающаяся не один год, вынудила многихспециалистов-производственников покинуть предприятие. Низкий уровень заработнойплаты и возникающие по сей день сбои в ее уплате делают работу на предприятиималопривлекательной для молодых специалистов.
Сравниваянедополученные доходы от потери покупателей и эффект проектов снижения затрат,выяснилось, что они соизмеримы. Кроме того, с учетом среднего возраста рабочихосновных специальностей (50 лет) и низкой возобновляемости кадров, долгосрочныйпрогноз предприятия выглядит неутешительно. Через 7-10 лет предприятие можетпопасть в ситуацию серьезного кадрового кризиса, при этом успешность любогореализуемого проекта становится сомнительной.
Такимобразом, при рассмотрении инвестиционных проектов возник вопрос, наскольковерно расставлены приоритеты инвестирования средств. Не упущен ли важныйэлемент вложения средств — инвестиции в персонал, профессионализм и, какследствие, в качество продукции? Возможно, фонд оплаты и стимулированияперсонала должен рассматриваться не как один из источников финансированиятекущих расходов предприятия, но как направление инвестирования средств совсеми вытекающими особенностями: формированием программы действий (программапополнения профессионального состава за счет дополнительного материальногостимулирования студентов профильных учебных заведений, регулярные выплаты сперспектива повышения заработной платы, создание благоприятных условий трудапрофессиональному составу и прочее), оценкой эффекта, поиском источниковфинансирования.
Выбрави обосновав приоритетные для компании инвестиционные проекты, необходимо в видеконкретных цифр представить, какие доходы принесет тот или иной проект, то естьвыполнить оценку его коммерческой состоятельности. Первым шагом работы сконкретным проектом является сбор исходной информации. На данном этапе такжемогут быть востребованы элементы бизнес-анализа.
2. Выбор точки зрения на проект (условийучастия в проекте) и его влияние на подготовку исходной информации.
Дляпроведения оценки любого инвестиционного проекта, независимо от отрасли,масштаба и направленности, необходимо подготовить четыре блока исходных данных:доходы (выручка от реализации), затраты на производство продукции,инвестиционные затраты (затраты на подготовку производства к работе) иисточники финансирования (кредиты, собственные средства). Случается, что к«наполнению» перечисленных блоков исходных данных подходят формально,не вникая в суть рассматриваемого проекта.
Ещеодин практический пример. Компания, владеющая зданием в престижном районегорода, желает провести реконструкцию этого здания под создание бизнес-центра.Для реализации проекта Компания, владеющая зданием, обращается к Холдингу спредложением участвовать в финансировании проекта создания бизнес-центра. Дляпринятия решения об участии (не участии) в проекте Холдинг должен провестиоценку проекта. Для проведения расчетов необходим сбор исходной информации.
/>
Описаниеисходных данных будет зависеть от вопроса, на каких условиях Холдингупредлагается участвовать в проекте — точнее, будет ли Холдинг участвовать вуправлении бизнес-центром либо ограничится предоставлением средств с цельюдальнейшего возврата средств с определенным процентом.
/>
ЕслиХолдингу предлагается предоставить средства на условиях участия в управлениибизнес-центром, доходами проекта будут выступать арендные платежи съемщиковплощадей центра; текущими затратами — затраты на содержание здания: оплатакоммунальных услуг, услуг охранных организаций, оплата труда обслуживающего иуправленческого персонала, затраты на ремонт здания, арендные платежи за землю.Напомним, что под текущими затратами понимаются затраты на производствопродукции или услуг; в нашем случае продукцией является услуга попредоставлению площадей бизнес-центра арендаторам. Таким образом, дляпроведения расчетов необходимо подготовить данные о планируемой загрузкеплощадей бизнес-центра, назначаемой для арендаторов стоимости различныхкатегорий площадей, величине всех затрат по эксплуатации бизнес-центра. Крометого, в составе платежей из прибыли необходимо предусмотреть выплаты второмусобственнику — Компании-владельцу здания.
Еслипланируется, что Холдинг не участвует в управлении бизнес-центром, но лишьвыступает в роли кредитора, предоставляющего Компании-владельцу средства навозвратной и платной основе, то набор исходной информации для расчетов будетвыглядеть иначе. Доходами проекта будет выступать средства (с процентами),возвращаемые Холдингу Компанией-владельцем здания. Текущие затраты по проекту вданном случае отсутствуют. Продукт, производимый проектом — это возвращаемыеКомпанией-владельцем средства с процентом; для их получения никаких текущихзатрат по Холдингу не требуется. Таким образом, для проведения расчетовнеобходимо уточнить график возврата средств и процент за пользованиепредоставленными средствами, установленный Холдингом для Компании-владельцаздания. В обоих случаях инвестиционными затратами (затратами, связанными сподготовкой проекта к работе) являются средства, предоставляемые ХолдингомКомпании-владельцу на реконструкцию здания.
Проведякорректный сбор исходной информации о проекте, необходимо провести его оценку сточки зрения эффективности инвестиций (когда возвращаются вложенные средства икакой доход обещают), финансовой состоятельности (хватит ли средств дляреализации проекта) и рисков осуществления проектов. При проведении оценкирисков реализации проекта также может понадобиться бизнес-анализ.
3. Анализ рисков реализации проекта
Чтобыминимизировать риск банкротства проекта, необходимо закладывать в расчетреальные данные. Это касается, прежде всего, доходов проекта. Желательно, чтобызаложенные в расчетах объемы реализации продукции были подтвержденыпредварительными договорами, рамочными соглашениями. Однако проверки юридическойдостоверности договоров иногда бывает недостаточно.
Рассмотримреальный инвестиционный проект. Задача контроля объемов реализации, заложенногов расчетах данного проекта, облегчалась (как показалось вначале) тем фактом,что 90% продукции предприятия планировалось поставлять одному покупателю.Достоверность существующих соглашений на поставку продукции была подтвержденапокупателем, а также сторонним анализом соглашений юристами. Платежеспособностьпокупателя также не вызывала сомнений. Проект был принят к реализации, получилкредит банка. В первое время реализации проекта можно было наблюдать, какразработанный финансовый план проекта точно претворяется в жизнь.
Однакочерез некоторое время проект столкнулся с непредвиденным обстоятельством,которое в виде «сухого остатка» можно представить так: напредприятии-покупателе произошла смена собственника и связанная с этимпереориентация на другого поставщика аналогичной продукции. При наличии высокойконкуренции по данной продукции, предприятие не смогло восполнить потерянныйобъем продаж. В результате проект оказался на грани банкротства.
Упущениемв проработке данного проекта — проекта, ориентированного на монопокупателя — явилось то, что анализ монопокупателя ограничился проверкой юридическихаспектов договоров. Анализ покупателя должен был сопровождаться прогнозомстабильности управленческой ситуации на предприятии. Ориентирами для анализаобщей ситуации на крупных предприятиях может быть, в частности, информация,публикуемая в прессе и Internet.
Вкачестве итога хотелось бы отметить, что в вопросах оценки инвестиционныхпроектов (впрочем, как в любом вопросе управления) не существует «жесткихтрафаретов», которые без осмысления можно было бы применять в любойситуации. При решении любого управленческого вопроса необходим интеллект и опыт- какое бы общее определение (бизнес-анализ и проч.) этим качествам специалистане давала наша методическая мысль.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта aup.ru/