Использование блоков Дьенеша с целью развития логико-математических представлений у детей

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Использованиелогических блоков с целью развития логико-математических представлений у детей
2. Общаяхарактеристика системы игр и упражнений, направленных на развитие логическогомышления детей
3. Методическиерекомендации по организации игровой деятельности с блоками в группах детейстаршего дошкольного возраста
Заключение
Списокиспользованной литературы

ВВЕДЕНИЕ
Одна из важнейших задачвоспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование мыслительныхумений и способностей, которые позволят легко освоить новое. На решение этойзадачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышлениядошкольников к школьному обучению, в частности предматематической подготовки.
По своему содержанию этаподготовка не должна исчерпываться формированием представлений о числах ипростейших геометрических фигурах, обучением счету, сложению и вычитанию,измерениях в простейших случаях. Не менее важным, чем арифметические операции,для подготовки их к усвоению математических знаний является формированиелогического мышления. Детей необходимо учить не только вычислять и измерять, нои рассуждать.
Предматематическаяподготовка детей представляется состоящей из двух тесно переплетающихсяосновных линий: логической, т.е. подготовкой мышления детей к применяемым вматематике способам рассуждений, и собственно предматематической, состоящей вформировании элементарных математических представлений. Можно отметить, чтологическая подготовка выходит за рамки подготовки к изучению математики,развивая познавательные способности детей, в частности их мышление и речь.
Анализ состояния обучениядошкольников приводит специалистов к выводу о необходимости развития вдидактических играх функции формирования новых знаний, представлений и способовпознавательной деятельности. Речь идет о необходимости развития обучающихфункций игры, предполагающей обучение через игру.
Обучающиелогико-математические игры специально разрабатываются таким образом, чтобы ониформировали не только элементарные математические представления, но иопределенные, заранее спроектированные логические структуры мышления и умственныедействия, необходимые для усвоения в дальнейшем математических знаний и ихприменения к решению разного рода задач.
В дошкольной дидактикеимеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однаковозможность формировать в комплексе все важные для умственного, в частностиматематического, развития мыслительные умения, и при этом на протяжении всегодошкольного возраста, дают немногие. Наиболее эффективным пособием являютсялогические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешемдля ранней логической пропедевтики, и прежде всего для подготовки мышлениядетей к усвоению математики.
В данной работепредставлена характеристика блоков Дьенеша, показано использование логическихблоков с целью развития логико-математических представлений у детей; дана общаяхарактеристика системы игр и упражнений, которые направлены на развитиелогического мышления; выявлено, насколько развито словесно-логическое мышлениев старшем дошкольном возрасте; представлены методические рекомендации поорганизации игровой деятельности с блоками.

1. Использование логических блоков с целью развитиялогико-математических представлений у детей
Логические блоки Дьенеша– абстрактно-дидактическое средство. Это набор фигур, отличающихся друг отдруга цветом, формой, размером, толщиной. Эти свойства можно варьировать,однако чаще всего на практике используются три цвета (красный, желтый, синий),четыре формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), по две характеристикивеличины (большой и маленький) и толщины (тонкий и толстый).
В названном комплекте 48блоков: 3х4х2х2. Можно ограничиться и меньшим числом блоков: взять меньшецветов, форм или исключить различие по толщине. Каждая фигура характеризуетсячетырьмя свойствами: цветом, формой, размером и толщиной. В наборе нет дажедвух фигур, одинаковых по всем свойствам.
Для работы с детьми однойгруппы на протяжении всего дошкольного детства требуется один-два набораобъемных логических фигур – блоков и набор плоских логических фигур на каждогоребенка.
Логические блоки лучшеизготовить из дерева или пластика.
Наборы плоских логическихфигур можно сделать из картона или пластика по примеру логических блоков.Отличительная особенность таких наборов – одинаковая толщина всех фигур.
Кроме логических блоков дляработы необходимы карточки (5х5 см), на которых условно обозначены свойстваблоков (цвет, форма, размер, толщина).
Использование такихкарточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированиюсвойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности иумения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровыхдействий.
Карточки-свойствапомогают детям перейти от наглядно-образного мышления кнаглядно-схематическому, а карточки с отрицанием свойств – мостик ксловесно-логическому мышлению.
Логические блоки помогаютребенку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в планепредматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуальногоразвития. К таким действия относятся: выявление свойств, их абстрагирование,сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование, а такжелогические операции «не», «и», «или». Используя блоки, можно закладывать всознание малышей начала элементарной алгоритмической культуры мышления,развивать у них способность действовать в уме, осваивать представления о числахи геометрических фигурах, пространственную ориентировку.
Комплект логическихблоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования однимсвойством предмета к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. Впроцессе разнообразных действий с блоками дети сначала осваивают умениявыявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер,толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному из этихсвойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать,классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме,форме и размеру, размеру и толщине и т.д.), несколько позже – по трем (цвету,форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и почетырем свойствам (цвету, форме, размеру и толщине).
В зависимости от возрастадетей можно использовать не весь комплект, а какую-то его часть: сначала блокиразные по форме и цвету, но одинаковые по размеру и толщине (12 штук), затемразные по форме, цвету и размеру, но одинаковые по толщине (24 штуки) и в конце– полный комплект фигур (48 штук). Это важно, так как чем разнообразнеематериал, тем сложнее абстрагировать одни свойства от других, а значит, исравнивать, и классифицировать, и обобщать.
2.Общая характеристика системы игр и упражнений, направленных на развитиелогического мышления детей
 
Охарактеризуем три группыпостепенно усложняющихся игр и упражнений:
1) для развитияумений выявлять и абстрагировать свойства,
2) для развитияумений сравнивать предметы по их свойствам,
3) для развитияспособности к логическим действия и операциям.
Игры и упражнения даны втрех вариантах (I, II, III). Игры упражнения I варианта развивают у малышей умения оперировать однимсвойством (выявлять и абстрагировать одно свойство от других, сравнивать,классифицировать и обобщать предметы на его основе). С их помощью дети получатпервые представления о замещении свойств знаками-символами, освоят умениестрого следовать правилам при выполнении действий, приблизятся к пониманиютого, нарушение правил не позволяет достичь верного результата. Можно отнеститакие игры и упражнения, как «Найди клад», «Помоги муравьишкам», «Необычныефигуры» и другие. С помощью игр и упражнений II варианта развиваются умения оперировать сразу двумясвойствами (выявлять и абстрагировать два свойства; сравнивать,классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам). Они даются втакой последовательности, что обеспечивают овладение ребенком умениями сначаласравнивать, затем классифицировать и обобщать предметы. При этом сначаларебенок осваивает сравнение предметов по заданным свойствам, затем – посамостоятельно выделенным, постепенно переходит от сравнения двух предметов ксравнению трех. Можно предложить такие игры и упражнения, как «Дорожки»,«Домино» и другие. Игры и упражнения III варианта формируют умения оперировать сразу тремя свойствами. Подробнеео играх и упражнениях этого варианта смотрите в разделе «Методическиерекомендации по организации игровой деятельности с блоками в группах детейстаршего дошкольного возраста».
Упражнения, заисключением третьей группы (логические действия и операции), не адресуютсяконкретному возрасту. Так как дети одного календарного возраста могут иметьразличный психологический возраст. Поэтому, прежде чем начать работу с детьми,следует установить, на какой ступеньке интеллектуальной лестницы находитсякаждый малыш.
3.Методические рекомендации по организации игровой деятельности игровой деятельностис блоками в группах детей старшего дошкольного возраста
Для старшего дошкольноговозраста предназначены игры и упражнения с логическими действиями и операциями.Они помогут развить у детей умения разбивать множества на классы по совместимымсвойствам, развить умение производить логические операции «не», «и», «или»,умения с помощью этих операций строить истинные высказывания, кодировать идекодировать информацию о свойствах предметов.
В старшем дошкольномвозрасте можно использовать такие игры и упражнения, как «Помоги фигурамвыбраться из леса», «Угадай, какая фигура», «Раздели блоки» и другие.
Рассмотрим методическиерекомендации по проведению некоторых игр и упражнений.
Помоги фигурам выбратьсяиз леса
Цель: развить логическоемышление и умение рассуждать.
Материал: логическийфигуры, таблицы (см. приложение).
Содержание:
1. Перед детьмитаблица 1.а. На ней лес, в котором заблудились фигурки. Нужно помочь имвыбраться из чащи. Сначала дети устанавливают, для чего на разветвлениях дорограсставлены знаки. (Каждый знак разрешает идти по своей дорожке только такимфигурам, как он сам.) Затем дети разбирают фигуры и по очереди выводят их излеса. При этом рассуждают вслух, на какую дорожку каждый раз нужно свернуть.
2. Используетсятаблица 1.б. Штриховкой обозначен цвет фигур.
3. Используетсятаблица 1.в.
Раздели блоки – 1.
Цель: развить умениеразбивать множество по одному свойству на 2 подмножества, производитьлогическую операцию «не».
Материал: логическиеблоки, 2 игрушки (Буратино, Незнайка).
Содержание:
На полу или на столе нарасстоянии метра друг от друга расположены игрушки – Буратино и Незнайка. Онисобрались строить для себя дома из блоков, но поссорились из-за того, что немогут разделить блоки между собой. Взрослый предлагает детям помирить Буратинои Незнайку и помочь им разделить блоки так, чтобы у Незнайки оказались всекрасные.
После выполнения заданиядети рассказывают, какие блоки у Незнайки (все красные) и какие у Буратино (всене красные).
Если дети прихарактеристики блоков Буратино начинают называть несколько свойств (желтые исиние), взрослый говорит, что нужно отвечать одним словом. Если дети отвечаютневерно, он еще раз обращает их внимание на блоки Незнайки (все красные) ипредлагает назвать, какие все блоки у Буратино в отличие от тех, которые уНезнайки.
При повторении упражненияменяется свойство, по которому дети разбивают слово: разделить блоки так, чтобыу Буратино оказались все треугольные, или так, чтобы у незнайки были всежелтые.
Сначала правиларазделения блоков предлагает взрослый, а затем – дети.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Математика по правузанимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачиваетум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качествапригодятся детям и не только при обучении математике. Математическое развитиеребенка не сводится к тому, чтобы научит дошкольника считать, измерять и решатьарифметические задачи. Это еще и развитие способности видеть, открывать вокружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать»предметами, знаками, словами.
Особая роль при этомотводится нестандартным дидактическим средствам. Нетрадиционный подходпозволяет раскрыть новые возможности этих средств.
Словесно-логическое мышлениеребенка, которое начинает развиваться в конце дошкольного возраста,предполагает уже умение оперировать словами и понимать логику рассуждений. Издесь обязательно потребуется помощь родителей и воспитателей, так как известнанелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количествапредметов.
Развитиесловесно-логического мышления у детей проходит как минимум два этапа. На первомиз них ребенок усваивает значения слов, относящихся к предметам и действиям,научается пользоваться ими при решении задач, а на втором этапе им познаетсясистема понятий, обозначающих отношения, и усваиваются правила логикирассуждений.
К 6 годам лексиконребенка состоит примерно из 14 000 слов. Он уже владеет словоизменением,образованием времен, правилами составления предложений. К концу старшего дошкольноговозраста многие из детей оказываются в состоянии выделить и назвать все частиречи и члены предложения.
Дети старшего дошкольноговозраста отличают настоящие слова, имеющиеся в языке, от придуманных,искусственно созданных слов. Дети, которым меньше 7 лет, обычно считают, что услова есть только одно значение, и не видят ничего смешного в шутках,основанных на игре слов.
Усвоению достаточносложных математических знаний, формированию интереса к ним помогает игра – одноиз самых привлекательных для детей занятий.
В предлагаемой работепоказано, как блоки Дьенеша можно использовать в процессе развитияматематических представлений в игровой деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ
 
1. Логика иматематика для дошкольников: Методическое пособие / Авт.-сост. Е.А. Носова,Р.Л. Непомнящая. – СПб.: Акцидент, 1997. – 79 с.
2. Математика дошколы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. – Ч.1: СмоленцеваА.А., Пустовойт О.В.; Ч.2: Игры-головоломки / Сост. З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая.СПб.: Детство-Пресс, 2002. – 191 с.
3. Немов Р.С.Психология. – В 3-х кн. – Кн.2. – 2-е. изд. – М.: Просвещение: Владос, 1995. –496 с.
4. Тихомирова Л.Ф.,Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль: ТОО «Академияразвития», 1996. – 240 с.