Содержание
Введение
1. Органыгосударственной и муниципальной службы РоссийскойФедерации
1.1 Органы государственной службы Российской Федерации
1.1 Органы муниципальной службы
Глава 2. Государственная и муниципальная политика в областиинформатизации
2.1 Понятиеинформационных технологий
2.2 Внедрение информационных технологий в деятельностьорганов государственной службы
2.3 Внедрение информационныхтехнологий в деятельность органов муниципальной службы
2.4 Анализиспользования информационных технологий в деятельности органа муниципальнойслужбы на примере Администрации городского поселения Игрим
Заключение
Библиографический список
Введение
Государственная служба РФ — этопрофессиональная деятельность, состоящая в выполнении государственнымислужащими федеральных органов государственной власти РФ и субъектов РФкомпетенции этих органов, установленной в законодательных и иных нормативныхактах.
Из анализа основных принциповпостроения и функционирования систем государственной и муниципальной службвытекают противоречия между:
принципом открытостимуниципальной службы, их доступности общественному контролю и отсутствием общественногоконтроля и доступа к информации о деятельности органов муниципальной службы;
принципом взаимодействияорганов муниципальной службы с гражданами и временем, затрачиваемым навзаимодействие.
Из противоречий вытекаетпроблема: с помощью чего можно осветить деятельность органа муниципальнойслужбы и сократить время взаимодействия с гражданами.
Поиск путей решения проблемыопределил выбор темы: «Использование информационных технологий вдеятельности органов государственной и муниципальной службы» (на примереАдминистрации городского поселения Игрим).
Цель: разработка предложенийпо использованию информационных технологий в Администрации городского поселенияИгрим для решения проблем.
Объектом исследованияявляется деятельность служб Администрации городского поселения Игрим.
Предмет исследования — использованиеинформационных технологий в деятельности служб Администрации городскогопоселения Игрим.
Для достижения цели былипоставлены следующие задачи:
Рассмотреть деятельность органовгосударственной и муниципальной службы.
Проанализироватьиспользование информационных технологий в деятельности служб Администрациигородского поселения Игрим.
Разработать предложения поиспользованию информационных технологий для организации информационнойоткрытости деятельности Администрации п. г. т Игрим и сокращения временивзаимодействия с гражданами.
Гипотеза: использованиеинформационных технологий для создания WEB-cайтапозволит своевременно освещать деятельность Администрации п. г. т. Игрим,сделает информацию доступной гражданам в любое время. А организация внутреннегосетевого взаимодействия позволит сократить время получения информации вразличных службах Администрации, а, следовательно, и по обслуживанию населения.
1. Органыгосударственной и муниципальной службы Российской Федерации1.1 Органы государственной службы РоссийскойФедерации
Под государственной службойпонимается «профессиональная служебная деятельность граждан РоссийскойФедерации по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральныхорганов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектовРоссийской Федерации; органов государственной власти субъектов РоссийскойФедерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации; лицзамещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральнымизаконами для непосредственного исполнения полномочий федеральногогосударственного органа; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Уставами,Законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполненияполномочий Государственных органов Российской Федерации».
С точки зрения современногозаконодателя, государственная служба РФ — это профессиональная деятельность,состоящая в выполнении государственными служащими федеральных органовгосударственной власти РФ и субъектов РФ компетенции этих органов,установленной в законодательных и иных нормативных актах.
В определении понятия «государственнаяслужба» в качестве ведущего признака выделяется прилагательное «государственная».Это означает, что сущность и значение государственной службы определяютсясущностью и назначения государства. Государственная служба не только отражаетзадачи, функции и основные черты государства, но призвана обеспечивать их практическоеосуществление. Поэтому государственный служащий в рамках полномочий позамещаемой должности всегда выступает от имени и по поручению государства.
Государственная службаосуществляется в аппаратах органов представительной и судебной властей, ворганах исполнительной власти, а также в иных государственных органах,реализующих от имени государства его цели и функции и отнесенных актамизаконодательства РФ и ее субъектов к государственной службе.
/>Системагосударственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:
/>государственнаягражданская служба;
/>военнаяслужба;
/>правоохранительнаяслужба.
/>Государственнаягражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскуюслужбу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.
/>Военнаяслужба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственнойслужбы.
/>Другие видыфедеральной государственной службы устанавливаются путем внесения изменений идополнений в настоящий Федеральный закон.
Должности государственнойслужбы подразделяются на:
/>должностифедеральной государственной гражданской службы;
/>должностигосударственной гражданской службы субъекта Российской Федерации;
/>воинскиедолжности;
/>должностиправоохранительной службы.
/>Основнымипринципами построения и функционирования системы государственной службыявляются:
/>федерализм,обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдениеконституционного разграничения предметов ведения и полномочий междуфедеральными органами государственной власти и органами государственной властисубъектов Российской Федерации (далее — государственные органы);
/>законность;
/>приоритетправ и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие,обязательность их признания, соблюдения и защиты;
/>равный доступграждан к государственной службе;
/>единствоправовых и организационных основ государственной службы, предполагающеезаконодательное закрепление единого подхода к организации государственнойслужбы;
/>взаимосвязьгосударственной службы и муниципальной службы;
/>открытостьгосударственной службы и ее доступность общественному контролю, объективноеинформирование общества о деятельности государственных служащих;
/>профессионализми компетентность государственных служащих;
/>защитагосударственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональнуюслужебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так ифизических и юридических лиц.
/>/>Система управления государственной службой создается на федеральномуровне и на уровне субъектов Российской Федерации в целях координациидеятельности государственных органов при решении вопросов поступления нагосударственную службу, формирования кадрового резерва, прохождения ипрекращения государственной службы, ведения Сводного реестра государственныхслужащих Российской Федерации, использования кадрового резерва для замещениядолжностей государственной службы, подготовки, переподготовки, повышенияквалификации и стажировки государственных служащих, а также в целяхосуществления вневедомственного контроля за соблюдением в государственныхорганах федеральных законов, иных нормативных правовых актов РоссийскойФедерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РоссийскойФедерации о государственной службе.
Государственная службаорганически связана с государством, с его местом и ролью в жизни общества. Онавозникает вместе с государством как институт осуществления государственнойвласти. В деятельности государственных служащих реально осуществляются функциигосударства. Поэтому функции государственной службы в принципиальном плане вцелом адекватны функциям государства.
Функции государства выполняютвсе государственные органы, реализующие государственную власть. Соответственновыделяются виды государственной деятельности, отличающиеся своим назначением,субъектами, методами и формами осуществления государственных функций.
Под функциямигосударственнойслужбы понимаются самостоятельные и относительно обособленные основные видыгосударственно-служебных действий.
Правоприменительная функция — это реальное претворение в жизнь Конституции РФ, законов и иных нормативныхправовых актов государства.
Правотворческая функция — эторазработка и принятие нормативных актов. Государственная служба проявляет себятакже в процессе подготовки законов в Федеральном Собрании и парламентахсубъектов РФ.
Правозащитная функция — этообеспечение прав и свобод граждан.
Регулирующая функция — эторазработка и реализация государственной политики во всех областях жизниобщества. Государственная служба проявляет себя при подготовке разнообразныхконкретных программ государственной деятельности, принятии всехосновополагающих политических решений и при их реальном осуществлении.
Организационная функция — этообеспечение практической реализации компетенции государственных органов, внутреннейсогласованности, их стабильного функционирования и эффективного влияния напроцессы в обществе.
В совокупности перечисленныефункции характеризуют сущность государственной службы. Государство придаетобщеобязательное значение государственно-служебной деятельности игосударственно-служебным полномочиям и доводит эти установления до всегообщества посредством законов и иных нормативно-правовых актов. Государственнаяслужба реализует свои функции в конкретных правоотношениях, используяправоприменение и правоохрану. Таким образом, весь механизм публично-правовогорегулирования выступает формой реализации функций государственной службы.
Государственная служба базируетсяна основополагающих принципах организации и деятельности государственногоаппарата, однако ей присущи и специальные принципы, которые закреплены вФедеральном законе от 27 мая 2003г.
Все федеральные органы иорганы государственной власти субъектов РФ обязаны проводить в жизнь этипринципы. Государственные служащие обязаны руководствоваться ими в своей работе.
Все принципы органическивзаимосвязаны и отражают сущность, содержание формы осуществлениягосударственной службы. Закрепление единых принципов является важнойидейно-теоретической основой, соединяющей виды государственной службы в стройнуюи юридически связанную во всех своих звеньях целостную систему государственнойслужбы Российской Федерации.
Принцип федерализмаобеспечивает единство системы государственной службы и соблюденияконституционного разграничения предметов ведения полномочий между федеральнымиорганами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ.Этот принцип выражается в том, что федеральная служба находится в ведении РФ, агосударственная служба субъектов РФ находится в их совместном ведении. В рамкахразграничения этих предметов ведения объем полномочий РФ должен быть достаточнымдля организации государственной службы как единого организационно-правовогоинститута государственной власти. Реализация этого принципа объективно требуетединого правового регулирования основ организации государственной службы иоснов правового положения государственных служащих Российской Федерации.
Принцип приоритета правчеловека и гражданина это еще и конституционный принцип. Признание, соблюдениеи защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. Отсюдаи обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права исвободы человека и гражданина придается ранг основного принципа государственнойслужбы. В конечном счете, этот принцип определяет социальный смысл и содержаниеслужебной деятельности государственных служащих. С учетом этого при отборекандидатов на государственные должности особое внимание должно уделяться ихспособности и готовности учитывать в своей работе интересы граждан. Важно,чтобы государственный служащий не только на словах, но и на деле защищал праваи свободы человека и гражданина.
Принцип равного доступа кгосударственной службе тоже является конституционным. Он означает равный доступграждан к государственной службе независимо от пола, расы, национальности,языка, происхождения, имущественного и должностного положения, местажительства, отношения к религии, убеждений, и т.п.
Принцип профессионализма икомпетентности обязывает государственных служащих:
быть постоянно готовыми косуществлению должностных правомочий;
хорошо знать предметсобственной государственно-служебной деятельности;
знать свои права иобязанности, активно, в полной мере и качественно осуществлять функции иполномочия, предусмотренные законодательством должностными положениями иинструкциями;
владеть правилами ипроцедурами деятельности в органах государственной власти;
иметь общую ипрофессиональную подготовку;
знать юридические инравственно-этические нормы в сфере служебной деятельности.
Осуществление этого принципаобеспечивается множеством законодательных и иных нормативных правовых актов. Закрепляяэтот принцип в качестве ведущего начала государственной службы, закон признает,что положение государственных служащих в значительной степени зависит от нихсамих, поэтому они должны стремиться к достижению максимально высокого уровнясвоей профессиональной деятельности.
В новый закон не был включентакой принцип, как принцип ответственности государственных служащих за ихрешения. Это неправильно так, как принятие не правильного решения влечет засобой ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей.
Действительность свидетельствует,что причинами многих недостатков в деятельности органов государственнойявляются не только и не столько пробелы и изъяны законов, скольконекачественные решения либо неисполнение государственными служащими должностныхобязанностей.1.1 Органы муниципальной службы
Одним из новшеств, касающихсягосударственных служащих, является Федеральный закон «О муниципальнойслужбе в Российской Федерации»
от 2 марта 2007г. №25-ФЗ.
В этом законе предметомрегулирования являются отношения, связанные с поступлением на муниципальнуюслужбу граждан РФ, граждан иностранных государств — участников международныхдоговоров РФ, в соответствии с которыми иностранные граждане имеют правонаходиться на муниципальной службе, прохождением и прекращением муниципальнойслужбы, а также с определением правового статуса муниципальных служащих.
Толчком для создания, Федеральногозакона «О муниципальной службе в РФ», предшествовал Федеральный закон«Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6октября 2003г. №131-ФЗ, в котором в соответствии с Конституцией Российской Федерацииустанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономическиепринципы организации местного самоуправления в РФ, определяет государственныегарантии его осуществления. Понятие «муниципальная служба» сравнительноновое для нашего законодательства.
До перехода к организацииместной власти на началах самоуправления и становления местного самоуправленияв качестве самостоятельной формы осуществления власти народа понятие «муниципальнаяслужба» в законодательстве не использовалось, т.к в нем не былонеобходимости: служащие местных органов государственной власти — местныхСоветов и исполнительных комитетов — являлись государственными служащими. Государственныйслужащий и муниципальный служащий рассматривались как равнозначные понятия. Согласнотакому взгляду муниципальный служащий — это государственный служащий,работающий в органе местного самоуправления.
В соответствие с Федеральнымзаконом «О муниципальной службе в РФ» от 2 марта 2007г. №25-ФЗ. Муниципальнаяслужба — профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется напостоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путемзаключения трудового договора (контракта).
Основными принципамимуниципальной службы являются:
приоритет прав и свободчеловека и гражданина;
равный доступ граждан, владеющихгосударственным языком Российской Федерации, к муниципальной службе и равныеусловия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения,имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии,убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от другихобстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествамимуниципального служащего;
профессионализм икомпетентность муниципальных служащих;
стабильность муниципальнойслужбы;
доступность информации одеятельности муниципальных служащих;
взаимодействие собщественными объединениями и гражданами;
единство основных требованийк муниципальной службе, а также учет исторических и иных местных традиций припрохождении муниципальной службы;
правовая и социальнаязащищенность муниципальных служащих;
ответственность муниципальныхслужащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностныхобязанностей;
внепартийность муниципальнойслужбы.
Должности муниципальнойслужбы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии среестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации,утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.
Должность муниципальнойслужбы — должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательнойкомиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии суставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей пообеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательнойкомиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.
Должности муниципальнойслужбы подразделяются на следующие группы:
высшие должностимуниципальной службы;
главные должностимуниципальной службы;
ведущие должностимуниципальной службы;
старшие должностимуниципальной службы;
младшие должностимуниципальной службы.
Основными задачамимуниципальной службы являются:
а) обеспечение наряду сгосударственной службой прав и свобод человека и гражданина на территориимуниципального образования;
б) обеспечениесамостоятельного решения населением вопросов местного значения;
в) подготовка, принятие,исполнение и контроль решений в пределах полномочий органов местногосамоуправления;
г) защита прав и законныхинтересов муниципального образования.
Муниципальная служба основанана принципах:
а) законности, верховенстваКонституции Российской Федерации, федеральных законов и законов субъектов РоссийскойФедерации над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциямипри исполнении муниципальными служащими должностных обязанностей и обеспеченииправ муниципальных служащих;
б) приоритета прав и свободчеловека и гражданина, определяющих смысл и содержание деятельности органовместного самоуправления;
в) равного доступа граждан кдолжностям муниципальной службы в соответствии с профессиональной подготовкой,способностями, достижениями по службе;
г) подконтрольностидолжностных лиц местного самоуправления, их ответственности перед населениеммуниципального образования;
д) гласности в осуществлениимуниципальной службы, т.е. предполагает открытость законодательства омуниципальной службе, доступность муниципальных органов;
е) профессионализма икомпетентности муниципальных служащих — основной критерий, который используетсяпри отборе кандидата на вакантную муниципальную должность;
ж) социальной и правовойзащищенности муниципальных служащих;
з) внепартийностимуниципальной службы, — в муниципальных органах не образуются структурыполитических партий и движений, муниципальные служащие не могут при исполнениидолжностных полномочий руководствоваться решениями политических партий идвижений, иных общественных и религиозных объединений.
Глава 2. Государственная и муниципальная политика вобласти информатизации2.1 Понятиеинформационных технологий
Технология — это комплекснаучных и инженерных знаний, реализованных в приемах труда, наборахматериальных, технических, энергетических, трудовых факторов производства,способах их соединения для создания продукта или услуги, отвечающихопределенным требованиям. Поэтому технология неразрывно связана с машинизациейпроизводственного или непроизводственного, прежде всего управленческогопроцесса. Управленческие технологии основываются на применении компьютеров ителекоммуникационной техники. Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, информационнаятехнология — это комплекс взаимосвязанных, научных, технологических, инженерныхдисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятыхобработкой и хранением информации. Сами информационные технологии требуютсложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. Ихвведение должно начинаться с создания математического обеспечения, формированияинформационных потоков в системах подготовки специалистов.
Виды информационныхтехнологий:
Internet Explorer;
Opera;
BAT;
Microsoft Office Outlook;
Adobe Photoshop.
Незаменимость компьютернойтехнологии в том, что она дает возможность оптимизировать и рационализироватьуправленческую функцию за счет применения новых средств сбора, передачи ипреобразования информации.
Современный этап развитияобщества характеризуется интенсивной информатизацией всех сфер егожизнедеятельности. Данный факт определяет необходимость широкого использованияинформационных технологий по всем направлениям развития общества. Использованиеинформационных технологий (ИТ) предоставляет принципиально новые возможностидля повышения эффективности работы органов государственной и муниципальной службыРоссийской Федерации.2.2 Внедрение информационных технологий вдеятельность органов государственной службы
В соответствие с Концепцией использования информационных технологийв деятельности федеральных органов государственной службы до 2010 года определяетсяосновная цель — повышение эффективности механизмовгосударственного управления на основе создания общейинформационно-технологической инфраструктуры, включающей государственные информационныесистемы и ресурсы, а также средства, обеспечивающие их функционирование,взаимодействие между собой, населением и организациями в рамках предоставлениягосударственных услуг.
В настоящее время сложилисьблагоприятные условия для совершенствования системы государственногоуправления, повышения качества предоставления государственных услуг населению иорганизациям, повышения результативности и прозрачности работы государственногоаппарата, последовательного искоренения коррупции на основе широкого примененияинформационных технологий в деятельности федеральных органов государственнойвласти.
Реализуемые в настоящее времяпрограммы социально-экономического развития и модернизации системыгосударственного управления предусматривают мероприятия, направленные на:
повышение квалификациигосударственных служащих и уровня технической оснащенности государственнойслужбы;
обеспечение информационнойоткрытости и прозрачности процедур разработки и принятия государственныхрешений, реализации прав граждан на доступ к информации о деятельностифедеральных органов государственной власти;
формирование современнойтелекоммуникационной инфраструктуры на территории страны;
обеспечение роста объемовфинансирования государственных программ и проектов, предусматривающихиспользование информационных технологий в деятельности федеральных органовгосударственной власти;
распространение опытауспешного использования информационных технологий в деятельности федеральныхорганов государственной власти.
Данные мероприятия создаютнеобходимые предпосылки для широкого внедрения и использования информационныхтехнологий в деятельности федеральных органов государственной власти.
Внедрение информационныхтехнологий в деятельность федеральных органов государственной властиосуществляется интенсивными темпами. В ряде государственных органов созданыосновы информационно-технологической инфраструктуры, формируетсяорганизационно-методическое и кадровое обеспечение эффективного использованияинформационных технологий. Важную роль в повышении эффективности использованияинформационных технологий играет федеральная целевая программа «ЭлектроннаяРоссия» 2002-2010 годы, утвержденная постановлением ПравительстваРоссийской Федерации от 28 января 2002 г. №65, реализация которой позволяетсформировать необходимые предпосылки для внедрения информационных технологий накачественно новом уровне.
Основными целями Программыявляются создание условий для развития демократии, повышение эффективностифункционирования экономики, государственного управления и местногосамоуправления за счет внедрения и массового распространения информационнокоммуникационных технологий (ИКТ), обеспечения прав на свободный поиск,получение, передачу, производство и распространение информации, расширенияподготовки специалистов по ИКТ и квалифицированных пользователей.
В структуре федеральных органовгосударственной власти образованы органы, ответственные за формирование иреализацию государственной политики в сфере использования информационныхтехнологий, формируется основа системы межведомственной координациигосударственных программ и проектов использования информационных технологий,определен порядок создания координационных и совещательных органов в этой сфере.
Повышается качествоуправления процессами использования информационных технологий. Значительноечисло федеральных органов государственной власти реализует соответствующиепрограммы, большинство из них имеет квалифицированный персонал, на которыйвозложена ответственность за создание и внедрение ведомственных информационныхсистем и ресурсов.
Успешно реализуются проектывнедрения автоматизированных информационных систем в сфере электронногодокументооборота, управления материально-техническими, финансовыми и кадровымиресурсами, а также проекты интеграции государственных информационных ресурсовмежду собой в рамках внедрения электронных административных регламентов предоставлениягосударственных услуг.
Создаются прикладные системыинформационно-аналитического обеспечения, формируются базы данных по основнымнаправлениям деятельности федеральных органов государственной власти.
Федеральные органыгосударственной власти создают и используют интернет-сайты для размещенияинформации о своей деятельности, а также для предоставления услуг и обеспеченияинтерактивного информационного обслуживания граждан и организаций.
Проводимая ежегодно оценкаэффективности использования информационных технологий в деятельностифедеральных органов государственной власти является основой для уточнениянаправлений реализации государственной политики и корректировки государственныхпрограмм и проектов в этой сфере.
Обеспечение использованиялицензионных программно-технических средств в деятельности федеральных органовгосударственной власти должно осуществляться на основе:
ускоренной разработкиотечественных программно-технических средств и их применения в государственныхинформационных системах и ресурсах;
свободного распространениятиповых решений, разработанных в рамках создания государственных информационныхсистем и ресурсов за счет средств федерального бюджета;
обеспечения открытости ивозможности анализа кода закупаемого готового программного обеспечениязарубежного производства;
увеличения финансирования постатьям бюджета, обеспечивающим возможность лицензионного сопровожденияпрограммно-технических средств для нужд федеральных органов государственнойвласти;
централизации проведениязакупок в сфере лицензионного программного обеспечения в интересах федеральныхорганов государственной власти;
инвентаризации используемогов федеральных органах государственной власти программного обеспечения,результатов НИОКР, разработанных за счет средств федерального бюджета внаучно-исследовательских организациях;
закупки лицензионныхпрограммно-технических средств, соответствующих открытым стандартамвзаимодействия.
Общий объем финансовыхресурсов, необходимых для реализации Программы, составляет 77179,1 млн. рублей(в ценах 2002 года), в том числе средства федерального бюджета — 39383 млн. рублей,средства бюджетов субъектов Российской Федерации — 22610,1 млн. рублей (2003-2004годы), внебюджетные источники — 15186 млн. рублей. Федеральная целеваяпрограмма «Электронная Россия» 2002-2010 годы.
Государственная политика,сформулированная в настоящей Концепции использования информационных технологий в деятельностифедеральных органов государственной власти до 2010 года нацеленана достижение высоких результатов и показателей эффективности. В результатереализации настоящей Концепции до 2010 года ожидается:
утверждение основополагающихстандартов в сфере использования информационных технологий в деятельностифедеральных органов государственной власти;
внедрение информационныхтехнологий, обеспечивающих для федеральных органов государственной властивозможность интерактивного информационного обслуживания граждан и организаций;
подключение федеральныхорганов государственной власти и их территориальных управлений к единойзащищенной телекоммуникационной инфраструктуре, формируемой для государственныхнужд;
внедрение систем электронногодокументооборота с использованием электронной цифровой подписи в федеральныхорганах государственной власти, в том числе и на межведомственном уровне;
повышение квалификациипользователей и обслуживающего персонала по использованию информационныхтехнологий, организация обучения государственных служащих федеральных органовгосударственной власти на специальных курсах повышения квалификации;
обеспечение поэтапногоперевода открытой архивной информации федеральных органов государственнойвласти в электронный вид;
обеспечение доступа граждан кинформации о деятельности федеральных органов государственной власти;
обеспечение основныхпотребностей федеральных органов государственной власти в персональныхкомпьютерах, серверах, периферийном оборудовании, локальных сетях,компьютеризированной телефонии, а также в базовом и прикладном лицензионномпрограммном обеспечении;
применение сети Интернет вдеятельности федеральных органов государственной власти;
увеличение доли программныхпродуктов отечественного производства, используемых в деятельности федеральныхорганов государственной власти.
Необходимым условием успешнойреализации настоящей Концепции является максимальная открытость процессавыработки и принятия решений по всем поставленным в ней вопросам при широком ихобсуждении с участием общественности, научных и экспертных кругов.
Стратегия развитияинформационного общества РФ, утвержденная Президентом РФ 7 февраля 2008 года №212-Пр,стала основой для подготовки и уточнения доктринальных, концептуальных,программных и иных документов, определяющих цели и направления деятельностиорганов государственной власти, а также принципы и механизмы их взаимодействияс организациями и гражданами в области развития информационного общества вРоссии. Информационное общество характеризуется высоким уровнем развитияинформационных и телекоммуникационных технологий и их интенсивным использованиемгражданами, бизнесом и органами государственной и муниципальной службы.
Международный опытпоказывает, что высокие технологии, в том числе информационные ителекоммуникационные, уже стали локомотивом социально-экономического развитиямногих стран мира, а обеспечение гарантированного свободного доступа граждан кинформации — одной из важнейших задач государств.2.3 Внедрение информационных технологий вдеятельность органов муниципальной службы
На базе общефедеральнойпрограммы в ряде регионов разработаны целевые программы по развитиюинформационных систем для автоматизации деятельности органов местногосамоуправления. Югра являетсяпионером автоматизации государственного управления. Еще в 1996 году былапринята концепция информатизации Xaнты-Мансийского автономного округа. Задвенадцать лет, прошедших после её утверждения, округ превратился в одного излидеров отечественной информатизации. Накопленный за это десятилетие опытпоказал: чтобы быть по-настоящему эффективным, внедрение информационно — коммуникационных технологий должно быть комплексным, а исходное стратегическоерешение — начать информатизацию именно с разработки и утверждения ее правовойконцепции — стало ключом ко всем дальнейшим успехам автономного округа в этойсфере.
Важным шагом в развитииинформатизации стало принятие целевой программы «Электронная Югра» на2006-2008 годы. Разработанная в Югре программа получила положительноезаключение Министерства экономического развития и торговли РФ. И это дало новыйимпульс для ее развития и позволило убедить руководство региона в том, чтонеобходимо идти по пути, который предлагается на федеральном уровне, выделяядля этого дополнительные средства. Сразу после её принятия руководство округаувеличило бюджет. Общий объем финансирования Программы на 2006-2008 годы засчет средств бюджета автономного округа составляет 400268 тыс. рублей, в томчисле на 2006 год — 63520 тыс. рублей, на 2007 год — 162676 тыс. рублей, на2008 год — 174072 тыс. рублей. Окружная программа «Электронная Югра» 2006-2008годы. Особым направлением работы является формирование единого информационногопространства автономного округа.
Реализацией государственнойполитики в сфере информатизации на основе принятой концепции и целевойпрограммы «Электронная Югра» занимается Комитет по информационнымресурсам администрации Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. Для работыс муниципалитетами было создано еще одно государственное учреждение — Окружнойцентр ИКТ. В муниципалитетах не хватает денег, а специалистов, способныхподдерживать разработку системы в единых методологических принципах и стандартах,просто нет.
Основными трудностями,значительно тормозящими развитие информатизации в органах местногосамоуправления являются:
недостаточное финансирование;
ведомственная разобщенность;
низкий уровеньпрофессионализма специалистов по информатизации органов муниципальногоуправления.
Наряду с этим, отмечаетсяотсутствие единого подхода в использовании информационных ресурсов и единойсистемы классификаторов, кадастров и регистров, несовместимость информационныхресурсов, недостаточная открытость информации и многое другое. Кроме того,слабое развитие информационно-коммуникационных технологий и их практическоеиспользование во многом определяется низким уровнем информационной,компьютерной грамотности, как населения, так и муниципальных служащих.
Одним из важнейших факторовповышения эффективности и качества муниципальной службы являетсяинформационно-методическая поддержка деятельности органов местного самоуправленияна основе:
обеспечения доступа кнормативной, правовой, научной, методической и справочной информации повопросам государственного управления и местного самоуправления;
персонифицированного доступак служебной, а также к учебной и образовательной информации;
интеграции управленческихресурсов органов государственной власти различных уровней;
обеспечения согласованнойколлективной работы сотрудников органов местного самоуправления.
Для эффективного управлениягородом необходима полная, достоверная и своевременная информация. Всовременной быстро меняющейся обстановке эти требования становятся чрезвычайноважными. Необходимость развития информационных технологий в масштабахмуниципалитета диктует также тот факт, что Березовский район является территориейприравненной к районам крайнего севера и привлекает к себе повышенное внимание.Муниципальная политика в области информатизации должна быть направлена насоздание единого информационного пространства, представляющего собойсовокупность информационных баз, технологий их ведения, использования ивзаимодействия информационно — телекоммуникационных систем и сетей,функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающиминформационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение ихинформационных потребностей.
Главной целью информатизациимуниципального образования является наиболее полное удовлетворениеинформационных потребностей жителей города, повышение эффективностивзаимодействия органов местного самоуправления с населением, а также междусобой на основе внедрения новых информационных технологий, средстввычислительной техники и телекоммуникаций.
Основными направлениямимуниципальной политики в сфере информатизации являются:
формирование и развитие муниципальныхинформационных ресурсов на основе автоматизации основных видов деятельностиорганов местного самоуправления, внедрения прикладных информационных систем,автоматизированных рабочих мест;
развитие технической базыструктурных подразделений органов местного самоуправления, муниципальныхпредприятий и учреждений;
создание, информационноенаполнение общедоступных информационных ресурсов гарантирующих реализациюконституционных прав граждан на информацию;
развитие муниципальныхинформационных сетей и телекоммуникаций, обеспечение их совместимости,взаимодействия и интеграции с информационными системами регионального уровня;
создание системы защитымуниципальных информационных систем;
создание условий длякачественного и эффективного информационного обеспечения граждан, органовместного самоуправления, организаций и общественных объединений на основемуниципальных информационных ресурсов;
формирование и осуществлениеединой политики в сфере информатизации с учетом современного уровня развитияинформационных технологий;
подготовка и переподготовкаспециалистов, обеспечивающих функционирование и развитие информационныхтехнологий, специалистов в области защиты информации, а также пользователейинформационных систем.
В настоящее время ведетсяработа над новым Проектом целевой программы «Электронная Югра» на2009-2011 годы. Также в стадии разработки:
Проект закона «Обэлектронном информационном взаимодействии органов государственной власти иорганов местного самоуправления автономного округа»
Проект закона «Огосударственной политике и регулировании в сфере индустрии информационныхтехнологий в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре»
Проект закона «Отехнопарках и инновационной деятельности в сфере информационных технологий натерритории Ханты-Мансийского автономного округа — Югры»2.4 Анализиспользования информационных технологий в деятельности органа муниципальнойслужбы на примере Администрации городского поселения Игрим
Городское поселение Игрим всоответствии с законом Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Остатусе и границах муниципальных образований Ханты-Мансийского автономногоокруга — Югры» является муниципальным образованием Ханты-Мансийскогоавтономного округа — Югры наделенным статусом городского поселения.
Главой муниципальногообразования является глава поселения Валерий Викторович Барский, он избираетсяна муниципальных выборах сроком на три года.
Исполнительно-распорядительныморганом муниципального образования, наделенным настоящим уставом полномочиямипо решению вопросов местного значения является администрация поселения. Администрациейпоселения руководит глава поселения. Структура администрации поселения утверждаетсяСоветом поселения по представлению главы поселения (приложение 1).
В целях решения вопросовместного значения администрация обладает следующими полномочиями в области:
бюджета, финансов и учета;
управления имуществом,находящимся в муниципальной собственности поселения, взаимоотношений спредприятиями, учреждениями, организациями;
использования земли, природныхресурсов и охраны окружающей среды, недропользования;
строительства, транспорта,жилищного хозяйства, коммунально-бытового обслуживания населения, защиты правпотребителей;
культуры, физической культурыи спорта;
охраны прав и свобод граждан,защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного итехногенного характера.
В Ханты-Мансийске 7 и 8февраля 2008 года прошел ежегодный семинар «Взаимодействие исполнительныхорганов государственной власти и местного самоуправления по вопросам реализациифедеральной целевой программы „Электронная Россия“ 2002-2010 годы ипрограммы автономного округа „Электронная Югра“ на 2006-2008 годы».Семинар был проведен в целях реализации единой государственной политики в сфереинформатизации, а также организации взаимодействия органов государственнойвласти и местного самоуправления по вопросам реализации мероприятий по указаннымпрограммам.
В большинстве федеральныхорганов государственной власти созданы территориально распределенныекомпьютерные сети, в том числе имеющие доступ в сеть Интернет. Доля затрат назакупку программного обеспечения и услуги системной интеграции в структуребюджетных расходов на использование информационных технологий в деятельностифедеральных органов государственной власти увеличивается, что в целом отражаетразвитие функциональных возможностей и повышение сложности используемых в деятельностифедеральных органов государственной власти информационных систем и ресурсов.
Как сообщила пресс-службагубернатора Югры, в ходе семинара обсуждались вопросы внедрения проектовинформатизации в муниципальных образованиях, а также существующие проблемы иметоды их решения.
В Администрации городскогопоселения Игрим рабочие места во всех структурных подразделенияхавтоматизированы. На рабочих местах имеется Windows 98/2000/XP,установлены полные пакеты Office, используется различная оргтехника. Осуществляетсяантивирусная защита информации с помощью программы Касперского. ПользуютсяИнтернет услугами.
В структурных подразделенияхадминистрации городского поселения Игрим используется специализированноепрограммное обеспечение, такое как: «1С: Бухгалтерия», «АС-Бюджет»,«Грант-Смета», Справочная система Гарант, ЗАО ”ИВЦ ”ИНСОФТ МАИСЗАГС” версия 8.0.05. (рис.2.1)
/>
Рис. 2.1 Использованиеинформационных технологий в отделах Администрации
Обмен информацией междуструктурными подразделениями и внутри происходит с помощью различных носителей,таких как флеш-карты, дискеты, CD-диски. Процесс получения информации даже внутриструктурного подразделения требует времени на поиск нужной информации, записиее на носитель и перемещение служащим по зданию. Вопрос об оперативном доступек информации остается открытым.
Предложение 1.
Для оперативной работыспециалистов и своевременного получения информации в структурных подразделенияхнеобходимо организовать сетевое взаимодействие (рис.2.2) на основе локальнойсети.
/>
Рис.2.2 Организация сетевоговзаимодействия
На сегодняшний деньиспользование локальных информационных систем является одной из самыхинтересных и важных задач в области информационных технологий.
Локальная вычислительная сеть(Local Area Networks (LAN) — этосоединение персональных компьютеров, находящихся на небольшом расстоянии другот друга, в пределах здания. К локальным сетям — относят сети компьютеров,сосредоточенные на небольшой территории (обычно в радиусе не более 1-2 км). Вобщем случае локальная сеть представляет собой систему, принадлежащую однойорганизации.
Организовать локальнуювычислительную сеть можно с помощью кабелей или беспроводная, реализованная наоснове технологий Wi-Fi.
Существует два способаорганизации локальных сетей: это одноранговая сеть и с выделенным сервером.
Одноранговая сетьпредставляет собой сеть равноправных компьютеров, каждый из которых имеетуникальное имя (имя компьютера) и обычно пароль для входа в него во времязагрузки операционной системы (ОС). Одноранговые сети могут быть организованы спомощью таких операционных систем, как LANtastic, Windows’ 3.11, Novell NetWare Lite.Одноранговые сети могут быть организованы также на базе всех современных32-разрядных операционных систем — Windows’95 OSR2, Windows NT Workstation версии OS/2,Windows 2000, Windows XP инекоторых других.
Для организации одноранговойсети необходимо: персональные компьютера; операционная система Windows-9X или Windows-NT Workstation; кабель «витаяпара».
Сеть с выделенным серверомимеет один или несколько специальных компьютеров — серверов, на которыххранится информация, совместно используемая различными пользователями.
Сервер — это постоянноехранилище разделяемых ресурсов. Обычно серверы представляют собойвысокопроизводительные компьютеры, возможно, с несколькими параллельноработающими процессорами, с винчестерами большой емкости, с высокоскоростнойсетевой картой (100 Мбит/с и более). Компьютеры, с которых осуществляетсядоступ к информации на сервере, называются станциями или клиентами. Дляорганизации сети с выделенным сервером необходимо приобретение сетевойоперационной системы типа Windows-NT SERVER.
Преимущество одноранговыхсетей заключается в том, что нет необходимости копировать используемые сразунесколькими пользователями файлы на сервер. В принципе любой пользовательодноранговой сети имеет возможность использовать все данные, хранящиеся надругих компьютерах сети, и устройства, подключенные к ним. Если один компьютервыходит из строя то остальные продолжают работать. Недостаток заключается в«воровстве» информации, т.е. любой пользователь может зайти на Вашкомпьютер и прочитать личную информацию. Для этого нужно ставить пароли на документы.
На рабочих станциях можетиспользоваться любая операционная система, и должна быть запущена программа — драйвер, обеспечивающий доступ к локальной сети.
При выборе компьютера на рольфайлового сервера необходимо учитывать следующие факторы:
быстродействие процессора;
скорость доступа к файлам,размещенным на жестком диске;
емкость жесткого диска;
объем оперативной памяти;
сетевая операционная система;
уровень надежности сервера;
Сервер должен бытьвысоконадежным, поскольку выход его из строя приведет к остановке работы всейсети.
Основным преимуществом работыв локальной сети является использование в многопользовательском режиме общихресурсов сети: дисков, принтеров, модемов, программ и данных, хранящихся наобщедоступных дисках, а также возможность передавать информацию с одногокомпьютера на другой.
Предложение 2.
В результате анализапроведенного опроса среди учащейся молодежи Игрима (опрошено 100 человек) (приложение2) выяснилось, что наша молодежь мало знает о деятельности Администрациигородского поселения /> />
Игрим (рис.2.3)
Рис.2.3 Опрос учащейсямолодежи городского поселения Игрим
Среди информационныхтехнологий, позволяющих организовать доступность к информации существует WEB-сайт.Требования времени диктуют необходимость разработать и реализовать проектсоздания и сопровождения web-сайта Администрации городского поселения Игрим, накоторый будет помещаться информация о деятельности администрации, ее структура,полномочия, а также предоставление услуг и обеспечения интерактивного информационногообслуживания граждан и организаций нормативно — правовая информация и многоедругое.
Сайт — это набор документов,объединенных общей темой и служащих общей цели. Например, на сайте колледжа имеетсяинформация об образовательном учреждении, официальная, о структуре управленияколледжем, об услугах, мероприятиях, для абитуриента, т.д.
Организация сайта и егопостоянная поддержка требует подготовленного специалиста, но для этого необходимовключить в штатное расписание администрации новую ставку специалиста по Информационно- коммуникационным технологиям. Если будет проблема с включением новой ставки,можно рассмотреть вопрос по найму специалиста с оплатой повременно.
Предложение 3.
В рамках Конкурсапрофессионального мастерства, проходящий каждый год в Игримском колледже, можнообъявить конкурс о создании сайта, предоставив информацию о деятельности Администрациигородского поселения Игрим. С обязательным поощрением победителя конкурса. Длядальнейшего
В современных условияхмуниципальные и региональные органы власти, имея в своем распоряженииограниченные ресурсы, сталкиваются со все возрастающими требованиями со стороныобщества. Корпорация Microsoft твердо убеждена в том, что использованиеинформационно-коммуникационных технологий может способствовать разрешениюдилеммы «больше результата с меньшими затратами».
Муниципальные органы властирешают абсолютно различные и сложные по своей природе задачи. Сегоднямуниципальные и региональные органы власти в каждом регионе различным образомкорректируют свои действия в соответствии с задачами, которые ставит перед ниминовая реальность, — в частности, увеличение среднего возраста людей и постояннорастущая мобильность рабочей силы. Общемировые изменения, происходящие в социальной,технологической, экономической, политической сферах и в среде обитания, будутпродолжать оказывать непосредственное влияние на жизнь граждан в каждомотдельном регионе, городе или населенном пункте. Действия властей в новойситуации должны быть четко скоординированы на всех уровнях управления, чтопозволит выработать единую стратегию, которая обеспечит создание эффективных иэкономичных решений — как для достижения краткосрочных целей, так и на болеедолгосрочную перспективу.
Техническое оснащение рабочихмест специалистов аппарата администрации значительно облегчит условия и улучшиткачество их работы. Предложения позволят создать условия, способные обеспечитьпростоту и удобство работы администрации с населением. Реализация данных предложенийпредполагает включение в компьютерную локальную сеть структурные подразделенияадминистрации. Они позволят решить многие проблемы и задачи городскогопоселения Игрим.
В связи с тем, чтоинформационные технологии развиваются очень быстро, необходимо осуществлятьпланомерную переподготовку и обучение специалистов, а также пользователейработающих, со сложными программными комплексами.
На сегодняшний день можноопределить три крупных этапа, которые кратко характеризуются следующим образом:
первый этап — формирование муниципальных информационных ресурсови развитие технической базы;
второй этап — решение вопросов обеспечения взаимодействия междуинформационными системами структурных подразделений органов муниципальнойслужбы, а также с информационными ресурсами подразделений органовгосударственной власти;
третий этап — интеграция в региональную сеть.
С учетом реального положениядел вопросы информатизации городского поселения можно решать поэтапно.
Заключение
Государственная служба РФ — этопрофессиональная деятельность, состоящая в выполнении государственнымислужащими федеральных органов государственной власти РФ и субъектов РФкомпетенции этих органов, установленной в законодательных и иных нормативныхактах.
Федеральным законом «Обосновах муниципальной службы в Российской федерации» определено, чтообязанности муниципального служащего закрепляются уставом муниципальногообразования в соответствии с федеральными законами, законами субъектаРоссийской Федерации.
Их полномочия: федерализм; законность;приоритет прав и свобод человека и гражданина; равный доступ граждан кгосударственной и муниципальной службе; взаимосвязь государственной имуниципальной службы; открытость государственной и муниципальной службы и еедоступность общественному контролю, объективное информирование общества одеятельности государственных служащих; взаимодействие с общественными объединениямии гражданами.
Вычислительная техника и средствасвязи прочно вошли в современную жизнь, и удивление вызывает уже не их наличие,а скорее, отсутствие или недостаточно эффективное использование.
Использование информационныхтехнологий предоставляет принципиально новые возможности для повышенияэффективности работы органов государственной и муниципальной службы РоссийскойФедерации.
Главной целью использования информационныхтехнологий муниципального образования является наиболее полное удовлетворениеинформационных потребностей жителей поселка, повышение эффективности взаимодействияорганов местного самоуправления с населением, а также между собой на основевнедрения новых информационных технологий, средств вычислительной техники ителекоммуникаций.
В структурных подразделенияхадминистрации городского поселения Игрим используется специализированное программноеобеспечение, такое как: «1С: Бухгалтерия», «АС-Бюджет»,«Грант-Смета», Справочная система Гарант, ЗАО «ИВЦ „ИНСОФТМАИС ЗАГС’“ версия 8.0.05.
Обмен информацией междуструктурными подразделениями и внутри происходит с помощью различных носителей,таких как флеш-карты, дискеты, CD-диски. Процесс получения информации даже внутриструктурного подразделения требует времени на поиск нужной информации, записиее на носитель и перемещение служащим по зданию. Вопрос об оперативном доступек информации остается открытым. Поэтому были подготовлены предложения:
1. Для оперативной работыспециалистов и своевременного получения информации в структурных подразделенияхнеобходимо организовать сетевое взаимодействие на основе локальной сети. Насегодняшний день использование локальных информационных систем является однойиз самых интересных и важных задач в области информационных технологий.
Основным преимуществом работыв локальной сети является использование в многопользовательском режиме общихресурсов сети: дисков, принтеров, модемов, программ и данных, хранящихся наобщедоступных дисках, а также возможность передавать информацию с одногокомпьютера на другой.
2. Требования времени диктуютнеобходимость разработать и реализовать проект создания и сопровождения web — сайта Администрации городского поселения Игрим, на который будет помещатьсяинформация о деятельности администрации, ее структура, полномочия, а такжепредоставление услуг и обеспечения интерактивного информационного обслуживанияграждан и организаций нормативно — правовая информация и многое другое.
Организация сайта и егопостоянная поддержка требует подготовленного специалиста, но для этогонеобходимо включить в штатное расписание администрации новую ставку специалистапо информационно — коммуникационным технологиям. Если будет проблема свключением новой ставки, можно рассмотреть вопрос по найму специалиста соплатой повременно.
Предложение 3.
В рамках Конкурсапрофессионального мастерства, проходящий каждый год в Игримском колледже, можнообъявить конкурс о создании сайта, предоставив информацию о деятельностиАдминистрации городского поселения Игрим. С обязательным поощрением победителяконкурса. Для дальнейшего
Использованиеинформационно-коммуникационных технологий позволяет существенно расширить каналывзаимодействия государства и его граждан, повысить качество этоговзаимодействия и способствовать тем самым укреплению гражданского общества,построенного на взаимопонимании, учете интересов каждого и стремлении к общимсозидательным целям.
Реализация данных предложенийпозволят создать условия, способные обеспечить простоту и удобство работыадминистрации с населением. Включение в локальную компьютерную сеть структурныхподразделений администрации, позволит решить многие проблемы и задачигородского поселения Игрим.
Библиографический список
1. Бахрах Д.Н. Государственная служба в Российской Федерации. — Екатеринбург:Издательство Государственной юридической академии, 2004.
2. Вовк Е.Т. „Информатика и основы программирования: Учебное пособие.- М.: “Дополнение», 2000.
3. Закон Ханты-Мансийского автономного округа «Об отдельных вопросахмуниципальной службы в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре» от 20июля 2007года № 113-Оз. — Справочная система Гарант.
4. Закон Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «О программеХанты-Мансийского автономного округа — Югры „Электронная Югра“ на2006-2008 годы». Информационные технологии управления: Учеб. пособие длявузов / Под ред. проф. Г.А. Титоренко. — 2-е изд., доп. — М.: ЮНИТИ — ДАНА,2003.
5. Концепция использования информационных технологий в деятельности органовгосударственной власти до 2010 года.
6. Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: Учебноепособие для среднего профессионального образования. — М.: Издательский центр«Академия», 2005
7. Можаева Н.Г., Богинская Е.В. Муниципальное управление: учебник длястудентов системы СПО / Под редакцией А.А. Скамницкого. — М.: Гардарики, 2006.
8. Нанс Б. «Компьютерные сети» М.: БИНОМ, 2003.
9. Овсянко Д.М. Государственная служба Российской Федерации / Под редакциейД.М. Овсянко. — М.: Юрист, 2002.
10. Устав городского поселения Игрим от 15 ноября 2005 года № 13. Официальнаяинформация // Жизнь Югры. — № 98. — 13 декабря 2005.
11. Фомина В.П. Система государственного управления. М.: Экзамен. 2000.
12. Федеральный закон «О системе государственной службы РоссийскойФедерации» от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ (ред. от 11.11.2003). — Справочнаясистема Гарант.
13. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправленияв Российской Федерации» от 6 октября 2003года №131-ФЗ — Справочная системаГарант.
14. Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации»от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ. — Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономногоокруга №10 от 5 марта 2007 года.
15. Федеральная целевая программа «Электронная Россия» 2002-2010 годы.
16. Шадрин Ю.А. Информационные технологии”: Учебное пособие длясреднего профессионального образования. — М.: «Лаборатория Базовых Знаний»,2000
17. Шафрин Ю. Информационные технологии. Часть 2 Издательство: Бином. Лабораториязнаний, 2002.
18. http://www.studenty.ru
19. http://www.vsereferati.ru
20. http://www.ytchebnik.ru
21. http://www.diplomka.ru
22. http://www.rg.ru