Использование
Интернет-технологий учителем-словесником
Мне хотелось бы
остановиться на следующих вопросах: какие преимущества получает учитель,
пользующийся ресурсами Интернета, и как это осуществляется на практике.
Интернет –
такое же величайшее явление в наше дни, каким было, наверное, книгопечатание в
XVI веке. Конечно, современный уровень распространения Интернета не позволяет
применять его широко в школьном образовании. Но, тем не менее, многое можно
делать уже сейчас. Учителю-словеснику всегда необходимо иметь под рукой
различные словари, справочные материалы, обширную библиотеку художественной и
специальной литературы. Почти все это можно найти уже сейчас в Интернете. Для
подготовки к уроку, а также для повышения уровня самообразования открываются
большие возможности. Правда, поиск нужных источников в Сети занимает немало
времени, если не знаешь точного адреса; порой совершенно случайно открываются
полезные и нужные вещи. Но можно сконцентрировать на одном сайте найденные
ссылки и тем облегчить коллегам-словесникам доступ к нужной информации,
максимально сократив время на ее поиск.
Кабинет
русского языка и литературы работает уже более года, объем его в настоящее
время составляет около 1,5 Мбайт (1 печатная страница = 2 Кбайтам). В процессе
создания Кабинета определились следующие направления:
– методические
разработки (учебные тесты по русскому языку и литературе);
– учебные
пособия (редкие, малодоступные поэтические тексты, материалы по древнерусской
письменности);
– творческие
работы учащихся;
–
аннотированные ссылки на родственные, полезные и интересные сайты.
Подробнее
остановлюсь на последнем направлении – аннотированных ссылках. В Кабинете
приведены адреса:
Толкового
словаря Даля,
Словаря
русского языка Ожегова;
Справочно-информационный
портал “Русский язык” содержит Полный электронный орфографический
словарь под ред. В.В.Лопатина;
Словарь
трудностей произношения и ударений в современном русском языке, К.С.Горбачевич,
“Норинт”, 2000. Дан адрес Русского биографического словаря, в котором
содержатся статьи из русских дореволюционных биографических источников:
Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона; Русского биографического словаря
Половцева; Энциклопедии братьев Гранат.
На сайте
Кабинета указаны адреса различных электронных библиотек, кроме того, указаны
адреса “Портала гео-культурной навигации” (включает ссылки на сайты,
посвященные современной русской литературе, живописи, графике; обновляющиеся
сведения о литературных семинарах, художественных выставках и пр.) и сервера
“Литература” (объединяет информацию о лучших литературных ресурсах
русского Интернета: электронные библиотеки, рецензии на книжные новинки,
литературные конкурсы; содержит сетевой литературный журнал
“Словесность”).
Имеется адрес
сайта “Коллекция рукописных и старопечатных книг” Лаборатории
археографических исследований Уральского государственного университета (обзор
двадцати семи книжных собраний с иллюстрацией наиболее интересных памятников).
Указан адрес
сайта “толстых журналов” (“Новый мир”, “Иностранная
литература”и др.) А также другие адреса.
Перехожу к
практическому использованию Интернет-технологии в учебном процессе. Например,
можно провести уроки по повторению изученного материала по русскому языку.
Формально изучение орфографии заканчивается в седьмом классе, но без
систематического повторения орфографические навыки быстро разрушаются. Мною
разработаны уроки по повторению ( правописание безударных личных окончаний
глагола, правописание безударных гласных в корне) на основе интерактивных
тестов. Для проведения полноценных уроков кабинет должен быть оснащен
десятью-двенадцатью компьютерами (два человека за компьютером). Современные
каналы связи, к сожалению, не позволяют пока еще использовать ресурсы Интернета
непосредственно в процессе урока – подключение через модем, то есть через
телефон, слишком медленное. На уроке учитель может работать в локальной Сети,
предварительно скопировав нужные материалы на жесткий диск. Кроме того, собрана
коллекция адресов сайтов, содержащих тесты по русскому языку и литературе
разных уровней сложности, позволяющие учащимся самостоятельно (конечно, если
имеется доступ к компьютеру) определить уровень своей подготовленности.
Стараюсь собрать
в Кабинете адреса сайтов, содержащих интересные методические разработки. Так,
например, приведен адрес сайта московской школы № 57, где даны методические
разработки по литературе (понятие композиции; Н.В.Гоголь “Ревизор”;
Л.Н.Толстой “После бала”; поэзия А.А.Фета) и русскому языку
(упражнения на понимание и построение текста; знаки препинания при причастном и
деепричастном оборотах; лингвистическая пятиминутка).
При знакомстве
учащихся с древнерусской литературой хорошо воспользоваться сайтом Археографической
лаборатории Уральского университета. На сайте выставлены образцы коллекции
рукописных и старопечатных книг. Есть книги XII–XVI веков, все это цветное.
Изображения можно увеличить, просматриваются даже не только отдельные слова, но
даже буквы. Конечно, из-за несовершенства наших каналов связи сайт (не только
этот, но и другие, где много картинок) загружается очень медленно. На уроке
побывать на этом сайте и рассмотреть все подробно невозможно. Но можно
скопировать картинки на диск и рассмотреть их, работая в локальной Сети.
Кроме того, в
Кабинете имеются ссылки на сайты Московских музеев. Можно не только побывать в
музеях , рассмотреть подробно залы Эрмитажа, совершить экскурсии в литературные
музеи, но изображение можно увеличить, приблизить к себе картинку. Помимо
этого, в Кабинете имеются адреса сайтов, связанных вообще с русской культурой,
например, сайт Московской филармонии (где дается расписание концертов),
американский сайт “Маленькая Россия в Сан-Антонио”. Это
университетский сайт, который содержит записи великих русских певцов (Шаляпина,
Козловского и др.).
Я считаю, что
именно учитель-словесник должен способствовать всестороннему развитию учащихся.
Главное – добиться, чтобы учащиеся поняли две вещи:
1) пополнять
знания им придется в течение всей жизни;
2) Интернет
дает для этого новые замечательные возможности.
Винокурова
Ольга Геннадиевна, учитель русского языка и литературы школы № 518 Центрального
округа города Москвы
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.edu.nsu.ru/