Использование метода проектов на уроках экономики

Использованиеметода проектов на уроках экономики
(из опытаработы)
Автор АхмадееваЕлена Васильевна
Учительэкономики МОУ ПСОШ г. Перевоза Нижегородской области

Проектный подход – этоспособ обучения и получения знаний, который реализуется в процессе работы надпроектом. Проекты, как правило, включают в себя глубокое изучение отдельнойтемы, выполняются небольшой группой учащихся, работающих совместно. Они собираютинформацию и ищут ответы на вопросы самостоятельно.
Метод проектов – этопедагогическая идея, технология и форма учебной работы, ориентированная наразвитие способностей ребенка решать «здесь и сейчас» свои насущные жизненныепроблемы.
Проектное обучение:
•          Устанавливаетсвязи с реальной жизнью, которая находится за пределами классной комнаты
•          Соответствуетпроблемам и запросам реальной практики
•          Развиваетспособности, необходимые для жизни в реальном мире
Многие из этихспособностей необходимы сегодняшним работодателям, например:
•          способностьпродуктивно работать в командах
•          приниматьосмысленные решения
•          братьинициативу в свои руки
•          решатьсложные проблемы
•          Предполагаетразнообразие стилей обучения
•          Доступнодля всех учащихся
•          Развиваетучебные виды работы, которые:
ü  Длительныпо времени
ü  Ориентированына ученика, его интересы
ü  Интегрированына проблемы реального мира и предполагают интересные вопросы
•          Предлагаетразвитие навыков мышления на высоком уровне и стратегии решения проблем
•          Предлагаетученикам:
Использовать их мозги,использовать то, что они выучили, быть «на ты» с информационными технологиями,обладать самоуважением и другими навыками 21 века
Проектное обучение:
l  Развивает:
¡  Навыкиработы и общения в группе
¡  Навыкиприменения информационных и других технологий
¡  Навыкиобученияисамоорганизации
¡  Позитивныйнастрой
l  НО
¡  Некаждый урок должен проходить в «проектной манере»
¡  Необходимокритично относится к примерам, чтобы найти действительно лучшие проектныеметодики
Само слово «проект»можно перевести с латинского на русский язык, как «брошенный вперед». А девизомк проектному методу вполне может служить древняя китайская поговорка: «Скажимне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, вовлеки меня — и я научусь».
Метод проектовзародился во второй половине ХIХ века в сельскохозяйственных школах США иосновывался на теоретических концепциях «прагматической педагогики»,основоположником которой был американский философ-идеалист Джон Дьюи(1859—1952). Согласно его воззрениям, истинным и ценным является то, чтополезно людям, что дает практический результат и направлено на благо всегообщества. «Обучение должно быть основано на личном опыте учащихся иориентировано на их интересы и потребности, основным способом обучениястановится исследование окружающей жизни в проектной форме».
В 1905 году русскийпедагог Станислав Теофилович Шацкий – русский педагог и последователь идей Дж.Дьюи пытался использовать проектный метод в преподавании. В отечественной изарубежной педагогике метод проектов получил широкое распространение и развитие(особенно в 20-х – 30-х годах прошлого столетия) в силу рационального сочетаниятеоретических знаний и их практического применения для решения конкретныхпроблем в совместной деятельности учащихся. Он называл метод проектов, как «подходк обучению, согласно которому ученик в своей работе должен исходить из факта иего восприятия, а наблюдение и эксперимент – обязательная часть процессаобучения».
В последнее время этомуметоду снова уделяется пристальное внимание во многих странах мира. Основнойтезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многиеобразовательные системы, заключается в понимании учащимися, для чего им нужныполучаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни. Основойметода проектов является развитие познавательных умений учащихся, обучение ихумению конструировать свои знания.
Основными целями проекта как педагогическойтехнологии являются:
1.    научить учащегося самостоятельно достигатьнамеченные цели;
2.    научить учащихся предвидеть мини-проблемы,которые могут возникнуть на пути к достижению цели;
3.    сформировать у учащихся умение работать синформацией (поиск источников; технология работы с информацией);
4.   сформировать у учащихся навыки проведенияисследований, передачи и презентации полученных знаний и опыта;
5.    развиватьнавыки работы и делового общения в группе, умение видеть себя со стороны какчеловека способного и компетентного;
6.   развиватьу каждого позитивный образ себя и других, умение истинно оценивать себя.
Предлагаемая методика работы над проектомвключает 4 этапа:
— планирование;
— аналитический этап;
— этап обобщения информации;
-этап представления полученных результатовработы над проектом (презентация).
Для наиболее успешной реализации проекта,перед тем как приступить к работе, учителю (группе учителей) рекомендуется:
·   продумать учебные и воспитательные цели,которые будут преследовать проект, и возможности их методического идидактического обеспечения;
·   определить число участников проекта (группаучащихся, класс и т.д.);
·         решить, будет ли данный проектосуществляться в рамках одного предмета или потребует интеграции несколькихпредметных областей или это будет надпредметный проект;
·         решить, будет ли данный проект курироватьодин учитель или группа учителей;
·         определить сроки работы над проектом;
·         продумать все возможные источники информации(библиотеки, консультации, лекции, анкеты, опросы, наблюдения, телевидение,интернет, специальная литература, образовательные и другие учреждения и т.д.).
Видыпроектов разнообразны. Как правило, выделяют следующие четыре категориипроектов:
1.информационный и исследовательский проект;
2.обзорный проект;
3.продукционный проект;
4.проекты-инсценировки или организационные проекты.
 Проектымогут быть разнообразными по форме: например, видеофильм, рекламный ролик, плакат,творческая поделка, структурно-логическая схема и т. д.
Разнообразныпроекты и по объёму. Можно выделить три вида учебных проектов:
·         краткосрочные(2-6 ч.)
·         среднесрочные(12-15 ч.)
·         долгосрочные,требующие значительного времени для поиска материала, его анализа и т. п.
В своей педагогическойпрактике я чаще всего использую такие виды проектов, как информационные,игровые, исследовательские, творческие.
Учащиеся, начинаяучиться, имеют очень небольшой опыт. Они открыты для новой информации и меняютубеждения в соответствии с новой полученной информацией.
В процессе обучения прииспользования метода проектов следует обращать внимание на возраст учащихся.Дети среднего школьного возраста (5 — 7 класс) начинают осмысливать окружающее,основываясь на приобретенном опыте. Они мыслят конкретными категориями ивоспринимают информацию через практику, например, трогая что-то руками илипробуя в действии.
Поэтому в этих классахя использую игровой подход к изучению темы, разбивая класс на группы. Так в 5классе, изучая тему «Разделение труда и специализация» для лучшего усвоенияэтих понятий девочки становятся «модельерами», а мальчики «конструкторамиавтомобилей». Игра проводится в несколько этапов. В процессе моделированияодежды или конструирования автомобиля (надо нарисовать, разукрасить и вырезатьсвоё изделие) они через приобретенный опыт сами делают выводы и приходят кизучаемым понятиям, формулируя их определение.
Тот же принциписпользуется в изучении темы «Производительность труда» в 7 классе. Толькоздесь создаются издательские фирмы, а дети становятся писателями, редакторами ииздателями книг. И в том и в другом случае присутствует дух соперничества междугруппами. Учащиеся сами комментируют и оценивают совершаемые действия, аобучение носит творческий характер.
Учащиеся 6 классов втеме «Процесс производства» после моего объяснения также группами описываютэтапы производства какого-то товара. Обычно это тесно переплетается с урокамитехнологии, т.к. они как раз в это время изучают пошив фартука (девочки) ипроизводство подсвечников (мальчики). Полный проект производства вместе срасчетом стоимости товара мы делаем на примере производства оладий. Далее,рассчитав собственную стоимость, они могут ее сравнить с ценой оладий в нашейстоловой. Эта связь с жизнью очень поднимает их заинтересованность в обучении иполучении новых знаний.
Самой интересной темойдля шестиклассников является тема «Деньги». Здесь много возможностей длятворческих заданий. Одним из них является задание «Пословицы и поговорки иденьгах, золоте, богатстве». Но надо не просто выписать эти пословицы, аоформить их, отразить какие функции выполняют деньги в том или ином высказывании(мера стоимости, средство распределения, накопления богатства и т.д.). Этозадание дети также выполняют с удовольствием.
Более старшие ученики(8-11 классы) уже включают абстрактное мышление, в которое входит анализ,оценка и осмысление задач и проблем. Учащиеся могут размышлять логически исистематически проверять гипотезы для решения задачи. Им уже не требуютсяконкретные объекты, чтобы делать выводы. Учащиеся могут анализировать одну и туже проблему с разных сторон, принимая во внимание несколько точек зрения.
В 8-9 классах методпроектов используется мной чаще всего как один из этапов урока из-за нехваткивремени на изучение материала или как творческое домашнее задание. Например, втеме «Инфляция» на основе полученных ранее знаний (в том числе и пообществознанию) учащиеся в группах отвечают на вопрос «Что является причинамивозникновения инфляции?» и разрабатывают какие шаги для государства необходимоприменить в качестве антиинфляционных мер. А для того, чтобы поднять интерес кизучаемой проблеме каждая микрогруппа представляет собой минипарламент, сосвоим «Грызловым», избирается правительство во главе с «Путиным», которомупарламент и передает свои предложения, а те в свою очередь вырабатываютокончательные меры по сокращению инфляции.
Тот же принциписпользую в теме «Безработица и её виды» при разработке проекта по сокращениюбезработицы в стране, если её уровень превышает допустимый.
В старших классах ужеможно выполнять долгосрочные проекты, когда учащимся дается задание, и онивыполняют его поэтапно в течение нескольких уроков или целой четверти.Например, такие задания как разработка рекламы на определенную тему. В прошлыегоды это были темы «Школа — мой дом», «Мир, в котором я живу», в этом году тема«Социальная реклама. Новый взгляд». Один из таких проектов (рекламный щит «Домнужен каждому» Кусковой Ирины учащейся 11 «В» класса) на Всероссийском конкурсеосенью 2009 года занял призовое место в номинации «Возвращение в общество». Асоциальному проекту «Галактика», касающемуся благоустройства нашего города наобластном конкурсе «Зеленая планета» в номинации «Практическая работа научастке» присвоили второе призовое место.
Кстати, младшиешкольники (6 класс) также с удовольствием выполняют проекты по рекламе, но онирекламируют какой-либо товар, например развивающую игрушку для ребенкадошкольного возраста. Обычно такая работа выполняется в парах или небольшихгруппах сначала на уроке, а затем как творческое домашнее задание с последующейзащитой на следующем уроке.
Иногда в качестве проектированияя использую построение структурно-логических схем. Они используются дляобобщения и закрепления пройденного материала.
 СЛС составляетсяучащимися самостоятельно по конкретной проблеме, обозначенной учителем. Этоспособствует развитию у них аналитических способностей. По своей структуресхемы учащихся, как правило, различаются, поэтому необходимо их обсуждение, входе которого может быть разработана оптимальная СЛС. Схемы можно использоватьс применением творческого учебного задания, когда учащимся предлагаетсязакончить схему путем заполнения пропусков необходимыми структурнымиэлементами.
 Составление различныхвариантов схем способствует формированию у учеников умения выделять структурныеэлементы, находить связь между ними, выявлять соотношение частей и целого.Информация в виде СЛС хорошо запечатлевается в сознании обучаемых, как единыйобраз, концентрирующий главное.
На уроках поэлективному курсу «Основы предпринимательства» старшеклассники выполняют двадовольно крупных проекта. Это расчетно-графическая работа «Простейшая модельповедения фирмы в условиях чистой конкуренции» и бизнес-проект какого-либомалого предприятия по выбору учащихся (выполняют по двое-трое учащихся) с дальнейшейпрезентацией.
 В первой работеучащиеся определяют размер максимальной прибыли или минимальных убытковкакой-либо абстрактной фирмы по данным, заданным учителем. Во второй работе онисами выбирают вид производимого товара или услуги и разрабатывают все требуемыеэтапы бизнес-плана по производству данного товара или предоставлению услуги.Затем мы проводим презентацию этих проектов сначала внутри класса, а затем ипоказательную, куда приглашаются учащиеся 10 класса, которым в следующемучебном году предстоит также выполнять такую работу.
Лучшие бизнес-проекты учащихсяпредставляются на областные конкурсы «Юный исследователь» и «Чистая планета»,где как правило они занимают призовые места.
Ежегодно в рамках РМОпо экономике мы проводим ученические конференции. Цель этих конференций – этоактивизация творческой, познавательной и интеллектуальной инициативы учащихся.На конференциях обучающиеся представляют свои презентации проектов по различнымтемам, соответствующим теме конференции. Это или проблемы безработицы и пути еёсокращения, или налогообложение, или пути реализации предпринимательской идеи.