Использование наглядных средств обучения в начальных классах

–PAGE_BREAK–Ход урока
I
. Организационный момент и сообщение целей урока

На доске висят перевёрнутые карточки, 11 штук, с буквами. На столе учителя лежат карточки, тоже перевёрнутые, на них — числа от 1 до 11.

Выходит один ученик, вытаскивает любую карточку со стола. Учитель загадывает вопрос под этим номером. Если ученик отвечает правильно, то учитель переворачивает карточку с этим же номером, и дети видят букву. Если ребенок ошибся, то карточка на доске не переворачивается.

Затем выходит другой ученик, и т. д.

Вопросы:

1.     Найдите «лишнее» слово.

НОЧЬ, НОЧНОЙ, НОЧЛЕГ, НОЧЕВКА. (Ночной, так как это имя прилагательное, а остальные слова — имена существительные.) Открывается буква П.

2. Прочитайте предложение.

(Валя и Наташа подруги.) Открывается буква Р.

3.Найдите существительные.

ВОДА ПЕРЕСТАЛА ТЕЧЬ. В ЛОДКЕ ОТКРЫЛАСЬ ТЕЧЬ. (Вода, в лодке, течь (2 предл.) Открывается буква Е.

4.     Назовите противоположное по смыслу слово.

ДРУГ —? (враг)                       ДОБРО —? (зло)        ХОЛОД —? (жара)

РАДОСТЬ —? (горе) ПРАВДА —? (ложь)       ЖИЗНЬ —? (смерть)

Открывается буква Д.

5.     Найдите такое слово.

Мой корень в просьбе заключен

(В ней он озвучен и смягчен).

Приставка — в воппощенье где-то,

На целое — все ждут ответа. (Вопрос.) Открывается буква Л.

6.     Вставить в слова разделительный Ь или Ъ, чтобы получились новые слова.

ПОДЕЛИ —? (подъели)                  СЕЛ —? (съел)

СЕМЯ —? (семья)                                    КОЛЬЯ —? (коля)

Открывается буква О.

7.     Найдите слово без приставки.

ПОЖЕЛТЕТЬ, ПОИЛКА, ПОЛИВКА, ПОЛОМКА. (Поилка.) Обрывается буква Ж.

8.К прилагательному подберите синоним.

СВЕЖИЙ ХЛЕБ (мягкий).

СВЕЖИЙ ВЕТЕР (прохладный). Открывается буква Е.

9. Сколько звуков и букв в словах?

ЮЛА (3 буквы, 4 звука); СОЛНЦЕ (6 букв, 5 звуков).

Открывается буква Н.

10. Составьте «рассыпанное» слово.

ЕЛОНЬ (олень);КОКАШ (кошка).

Открывается буква И.

Кто в лесу живёт? Какого зверя называют так:

СОХАТЫЙ? (лось);                СЕРЫЙ? (волк);       КОСОЙ? (заяц).

Открывается буква Е.

Дети читают получившееся слово «ПРЕДЛОЖЕНИЕ».

II
. Проверка домашнего задания

-Как образовалось слово ВПЕРЕД? (Путем слияния предлога В с формойпредложного падежа единственного числа устаревшего существительного ПЕРЕД.)

-В какие части слова превратились предлог и окончание? (Предлог превратился в приставку, а окончание стало суффиксом.)

— Какие слова с проверяемыми безударными гласными в корне вы нашли(ОСВЕЩАЕТСЯ, КРАСИВЫМ, СЧАСТЛИВЫМ)

III
. Чистописание

а) Вот качели –

 Буква «М»!

 Здесь качаться

 Можно всем! (Е. Тарлапан)

— На «минутке чистописания» мы повторим, как пишутся заглавная буква М и строчная буква м. Но вначале подготовим наши пальчики к работе.

б) Массаж пальчиков.

— Погрейте! (потирание ладошек).

— «Скалка» (покатайте ручку между ладонями).

— Покатайте ручку между двумя пальчиками.

— Похлопайте в ладоши.

в) Письмо в тетради.

Учитель показывает образец письма в тетради.

г) Работа со скороговоркой.

Пальчики обеих рук сомкнуты. Ладони под прямым углом. На каждый слог пальчики поочерёдно прижимаются к большому пальцу (туда и обратно).

IV
. Работа по теме урока

а) Учитель на доске заранее делает следующую запись:

… — это одно или несколько слов, связанных по смыслу и грамматически,

… — это название предмета, признака предмета, действия предмета,

… — это два или несколько предложений, связанных по смыслу.

— Подберите к трем единицам языка (СЛОВО, ПРЕДЛОЖЕНИЕ, ТЕКСТ) определения.

б) Игра «Паровозик».

Класс делится на группы по 4-6 человек. Кто-нибудь произносит короткое предложение, например:

Я ИДУ В ШКОЛУ.

Второй ученик добавляет слово и произносит новое предложение целиком.

Я БЫСТРО ИДУ В ШКОЛУ.

Третий ученик добавляет ещё одно слово, и предложение повторяется вновь.

Я БЫСТРО ИДУ В РОДНУЮ ШКОЛУ.

Четвёртый ученик добавляет новое слово.

УТРОМ Я БЫСТРО ИДУ В РОДНУЮ ШКОЛУ.

Пятый ученик тоже добавляет слово.

РАННИМ УТРОМ Я БЫСТРО ИДУ В РОДНУЮ ШКОЛУ.

Шестой ученик добавляет своё слово.

РАННИМ ОСЕННИМ УТРОМ Я БЫСТРО ИДУ В РОДНУЮ ШКОЛУ.

— Ребята, для чего служат предложения? (При их помощи люди выражают свои мысли и чувства, спрашивают друг друга, советуют, просят.)

в) Виды предложений.

— На какие две группы можно разделить предложение? (По цели высказывания и по интонации.) На доске вывешивается плакат с надписью
    продолжение
–PAGE_BREAK–Предложения
По цели высказывания                                                  По интонации
На какие подгруппы можно разделить эти две группы?

На доске плакат таблица, представленная на рисунке 1.

Таблица 1 – Виды предложений

По цели высказывания
По интонации
Примеры

Повествовательное

С понижением голоса (спокойно)

С чувством (с восклица­тельной интонацией)

Мы пришли в библиотеку

Как много книг!

Вопросительное

С  вопросом (с вопроси­тельной интонацией)

Вы любите читать сказки?

Побудительное

С понижением голоса (спокойно)

С чувством (с восклица­тельной интонацией)

Читай, дружок, книгу перед сном.

Берегите книги, школьники!

Рисунок 1
г)  Работа по учебнику.

— Прочитайте текст. Где в жизни встречались с рисуночным письмом? (До­рожные знаки, вывески «Парикмахерская», «Столовая», «Гостиница»).

–  Какое вопросительное предложение можно составить к этому тексту? (Каким называют современное русское письмо? Почему оно получило

такое название?)

–  Каким по цели высказывания является третье письмо? (Повествова­тельное.)

— Спишите этот текст.

V
. Физкультминутка

Песенка мартышки

Лучшие качели –

Гибкие лианы.

Это с колыбели

Знают обезьяны.

(Дети изображают качели: слегка пружинят в коленях, раскачивают руки вперёд-назад,)

Кто весь век качается,

Да-да-да! (хлопки)

Тот не огорчается

Никогда! (прыгают)

VI
. Словарно-орфографическая работа

а) Послушайте текст. Запомните имена собственные.

Москва.

Свыше 800 лет назад на крутом холме между реками Москвой и Неглинной выросла маленькая крепость с высокими бревенчатыми стена­ми. Её назвали Москвой. Город рос. Деревянные, дубовые стены были за­менены новыми — из белого камня. Много лет прошло с тех пор. Сейчас город Москва является столицей России.

б) Работа по учебнику.

— Озаглавьте текст. Что нового вы узнали из текста? Какие имена собствен­ные встретились в этом тексте? (Юрий Долгоруков, Московское, Москва).

— Найдите в этом тексте восклицательное предложение. Какие чувства оно выражает? (Восторг, восхищение).

— Спишите текст.

VII
. Домашнее задание

Упражнение 5, стр. 5.

VIII
. Итог урока

— Прочитайте предложение с различной интонацией. УРОК ЗАКОНЧИЛСЯ.

-Как это изобразить на письме? (С помощью знака препинания в конце предложения).  [9, с. 69; 14, с. 34-39; 15, с. 45-47;  17, с.69-74].

Урок по русскому языку во 2 «Б» классе.

Цели урока:Повторить знания детей о типах предложений по цели выска­зывания, по интонации. Развивать орфографическую зоркость. Повторить написание слова из словарика.

Ход урока

I
. Проверка домашнего задания

— Какие слова с проверяемыми безударными гласными в корне вы нашли(ДОРОГА, КРАСИВЫМ, СЧАСТЛИВЫМ)

-Как образовалось слово ВПЕРЕД? (Путем слияния предлога В с формойпредложного падежа единственного числа устаревшего существитель­ного ПЕРЕД.)

-В какие части слова превратились предлог и окончание? (Предлог пре­вратился в приставку, а окончание стало суффиксом.)

II
. Чистописание

— На «минутке чистописания» мы повторим, как пишутся заглавная буква М и строчная буква м. Но вначале подготовим наши пальчики к работе.

б) Массаж пальчиков.

Мы писали, мы писали, наши пальчики устали…

(сжимаем и разжимаем пальчика в кулочки)

в) Письмо в тетради.

Учитель показывает образец письма в тетради.

III
.Работа по теме урока
Предложения
По цели высказывания                                                  По интонации

На какие подгруппы можно разделить эти две группы?

На доске появляется плакат, пример которого представлен на рисунке 2.

Таблица 2 – Виды предложения

По цели высказывания

По интонации

Примеры

Повествовательное

С понижением голоса (спокойно)

С чувством (с восклица­тельной интонацией)

Мы пришли в библиотеку

Как много книг!

Вопросительное

С  вопросом (с вопроси­тельной интонацией)

Вы любите читать сказки?

Побудительное

С    понижением    голоса (спокойно)

С чувством (с восклица­тельной интонацией)

Читай, дружок, книгу перед сном.

Берегите книги, школьники!

Рисунок 2
г) Работа по учебнику.

-выполняется ряд упражнений самостоятельно, а затем проверяется всем классом: каждый ученик по очереди отвечает, учитель корректирует ответы

V
. Словарно-орфографическая работа

а) Послушайте текст. Запомните имена собственные.

Москва.

Свыше 800 лет назад на крутом холме между реками Москвой и Неглинной выросла маленькая крепость с высокими бревенчатыми стена­ми. Её назвали Москвой. Город рос. Деревянные, дубовые стены были за­менены новыми — из белого камня. Много лет прошло с тех пор. Сейчас город Москва является столицей России.

б) Работа по учебнику.

— Озаглавьте текст. Что нового вы узнали из текста? Какие имена собственные встретились в этом тексте? (Юрий Долгоруков, Московское, Москва).

— Найдите в этом тексте восклицательное предложение. Какие чувства оно выражает? (Восторг, восхищение).

— Спишите текст.

VI
. Домашнее задание

Упражнение 5, стр. 5.

VII
. Итог урока

— Прочитайте предложение с различной интонацией. УРОК ЗАКОНЧИЛСЯ.

-Как это изобразить на письме? (С помощью знака препинания в конце предложения). [9. с. 69; 14. с. 34-39; 15. с. 45-47; 17. с.69-74]

На примере данных уроков, можно сделать вывод, что в первом случае, учитель 2 «А» использует различные методы наглядности, делая урок более интересным и динамичным, в отличие от урока во 2 «Б». Следовательно, можно предположить, что в первом случае дети усвоили материал лучше, так как методы использования наглядности эффективно влияют на память детей. Для подтверждения этого предположения проведём одинаковый тест (на восприятие информации с помощью методов использования наглядности и без неё [8. с. 72]) в обоих классах. Во 2 «А» будем использовать наглядные пособия, а во 2 «Б» проведём тест без них.

Предложим каждому ученику 2 «А» класса по 10 карточек, в верхней части которой, будет нарисован предмет, учащемуся необходимо будет ответить на вопрос: «что есть у этого предмета?» Внизу на карточке будут представлены три варианта ответа.

1 сапог, ответы: а- каблук, б- ветка, в- труба

2 цветок, ответы: а-стебель, б-верёвка, в- бабочка

3 дом, ответы: а-нора, б-крыша, в- ножницы

4 телефон, ответы: а- якорь, б- лампа, в-провод

5 дерево, ответы а- облако, б-ствол, в- ручка

6 заяц, ответы: а- дом, б- хвост, в- лиса

7 машина, ответы: а- карандаш, б-ветер, в- колесо

8 стул, ответы: а- колесо, б- спинка, в- стол

9 человек, ответы: а- снег, б-нос, в- крыша

10 рубашка, ответы: а-воротник, б-выключатель, в-зонтик

Если ученик ответил на 8 и более вопросов, то его уровень будет считаться высоким, если от 4 до 7-средним, меньше 4 – низким.

Данные результатов проведённого тестирования в этом экспериментальном классе представлены на рисунке 3.

 Таблица 3 – Протокол тестирования восприятие новой информации с использованием наглядности 2 «А» классе

Ф.И. учащихся

Номера вопросов

Уровень

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1. Алексеева Юлия

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

высокий

2. Андрющенко Егор

+

+

+

+

+

+

+

+

высокий

3. Белоусова  Наталья

+

+

+

+

+

средний

4. Байдыш Максим

+

+

+

+

+

средний

5. Вакуленко Алексей

+

+

+

+

+

+

+

средний

6. Захаревич Иван

+

+

+

+

+

+

+

+

+

высокий

Продолжение таблицы 3

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

7. Коваленко Александр

+

+

+

низкий

8. Лукьянчикова Юлия

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

высокий

10. Лузина Дарья

+

+

+

+

+

+

+

средний

11. Миров Борис

+

+

+

+

средний

12. Москаленко  Елена

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

высокий

13. Нестеренко Галина

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

высокий

14. Свистухин Ярослав

+

+

+

+

+

+

средний

15. Синевич Марина

+

+

+

+

+

+

+

+

+

высокий

16. Соловьёв Александр

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

высокий

17. Тимохина Светлана

+

+

+

+

+

+

+

+

+

высокий

18. Фирсова Анна

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

высокий

19. Чистов Василий

+

+

+

низкий

20. Яковлева Вера

+

+

+

+

+

+

+

средний

Рисунок 3
А в другом классе мы провели этот же тест без карточек, т.е. учитель просто называл предмет и предлагать варианты ответов.

Данные результатов проведённого тестирования во 2 «Б» классе на 1-ом этапе эксперимента представлены на рисунке 4.

Таблица 4 – Протокол тестирования восприятие новой информации с использованием наглядности 2 «Б» классе

Ф.И. учащихся

Номера вопросов

Уровень

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1. Бабушкин Сергей

+

+

+

+

средний

2. Бойко Наталья

+

+

низкий

    продолжение
–PAGE_BREAK–