Министерство образования и науки Российской Федерации
Департамент образования и науки Пермской области
ГОУ СПО Пермское педагогическое училище №3
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Использование сказки в коррекции отклонения в поведения младшихшкольников
Допущена к защите
“____” ___________
Зам. Директора по НМР
Пермь 2006
Оглавление
Введение
Глава I.Коррекция отклонений в поведении младших школьников
1.1 Причины и типы отклонений в поведениимладших школьников
1.2 Типы отклонений в поведении детей
1.3 Особенности использования сказки в коррекции отклоненийв поведении младших школьников
Глава II.Опытная работа по проверке эффективности использования сказок для коррекцииотклонений в поведении младших школьников
2.1 Констатирующий эксперимент
2.2 Экспериментальная работа по наблюдению за поведениеммладших школьников
2.3 Экспериментальная работа по проверке эффективностиформирования произвольного поведения
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Введение
Актуальность исследования. Насовременном этапе развития образования острой становится проблема увеличенияколичества детей с отклонениями в поведении и соответственно проблемапредупреждения и преодоления школьной дезадаптации, проявляющейся в низкойуспеваемости, в отклонениях от норм поведения, в трудностях взаимоотношений сокружающими.
Центральное место вкоррекционном образовании школьников занимает оптимизация деятельности детей. Приэтом наиболее важным является формирование произвольного поведения, так какименно произвольность позволяет ребёнку более или менее адекватно оцениватьбудущий поступок с точки зрения его результатов и отдельных последствий.
Поэтому недостаточно толькознать, понимать «головой», что быть нравственным, а также тольковысказываться в пользу нравственных поступков, надо воспитывать детей так,чтобы хотеть и уметь им быть, а это уже область чувств, переживаний, эмоций. Какже развить в ребенке отзывчивость, как сделать его добрее? На этот вопрос естьочень общий и, безусловно, правильный ответ. Мы сами, наш пример, нравственныйаспект жизни взрослых и вся окружающая действительность учат этому. А вот каксделать этот процесс целенаправленным? Пусть этот лежит через художественнуюлитературу. Почему именно литературу, и особенно сказки? Да потому, чтоискусство литература — богатейший источник и побудитель чувств, переживаний, иименно высших чувств, специфически человеческих (нравственных,интеллектуальных, эстетических). Сказка для ребенка — это не просто вымысел,фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка выдвигает для ребенка рамкиобычной жизни, только в сказочный форме дети сталкиваются с такими сложнейшимиявлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев исострадание, измена и коварство.
Но в практической литературе по педагогическимнаукам недостаточно описан опыт профилактики и коррекции отклонений в поведениинетрадиционными методами воспитания детей. Центральным новообразованием вмладшем школьном возрасте являются произвольность и осознанность всехпсихических процессов; осознание своих собственных изменений в результатеразвития учебной деятельности.
Как показали исследования [А.Д. Гонеева,Н.И. Лифинцевой, А.А. Осиновой] считают эффективным методом формированияпроизвольного поведения — метод сказкотерапия, т.е. он в значительной степениопределяет эффективность при коррекции поведения.
Однако вопросы, непосредственносвязанные с проблемами формирования произвольности поведения у младшихшкольников недостаточно освящены в специальной литературе по коррекционнойпедагогике.
Исследования формированияпроизвольности поведения у младших школьников представляет определенныйинтерес, т. к, несформированность произвольного поведения является одной изосновных причин отклонений поведения у детей.
Специальные исследованияпроизвольного поведения у младших школьников общеобразовательной школы (Н.П. Слабодни,О.Я. Яшиной, Б.С. Волковой, Л.К. Славинной, А.И. Захаровой) не решают всегокруга вопросов, связанных с коррекцией произвольного поведения у младшихшкольников, поэтому вопрос изучения воспитания и формирования произвольногоповедения у младших школьников приобретают особую актуальность.
Проблема исследования: какформировать произвольное поведение у младших школьников через сказку.
Объект: коррекция поведениямладших школьников.
Предмет: сказки.
Гипотеза: эффективностькоррекционного обучения и воспитания младших школьников будет существенноповышена, если произвольное поведение формировать через сказки.
Цель: теоретически обосновать,проверить возможности по формированию произвольного поведения через сказку иэкспериментально исследовать эффективность данной работы.
В соответствии с поставленной цельюи выдвинутой гипотезой предстояло решить следующие задачи исследования:
изучить передовой научный опыт илитературные рекомендации по данной проблеме;
определить степеньразработанности проблемы в теории и практике педагогических наук;
описать методику работы со сказкой;
выявить изменения в поведениимладших школьников;
наблюдать за особенностямиконтакта между детьми;
сделать выводы.
Структура работы: выпускнаяквалификационная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, спискалитературы и приложения.
Глава I. Коррекцияотклонений в поведении младших школьников1.1 Причины и типы отклонений в поведении младшихшкольников
Типические причины отклонений вповедении младших школьников: недостаточный уровень социальной зрелостиребёнка, неспособность освоиться с социальной ролью ученика, с требованиями инормами школьной жизни, отсутствие психологического настроя на учение,повышенная утомляемость, высокая истощаемость деятельностью, как следствие психосоматическойослабленности, трудности в учении, неспособность справиться с учебнойнагрузкой, «смысловые барьеры» в отношении с учителем, непрестижноеположение среди одноклассников.
В некоторых случаях нарушенияповедения имеют первичную обусловленность, т.е. определяются особенностямииндивидуальных, в том числе нейродинамических свойств ребенка: нестабильностьюпсихических процессов, психомоторной заторможенностью, или наоборот,психомоторной расторможенностью. Эти и другие нейродинамические расстройстваобнаруживают себя преимущественно в гипервозбудимом поведении с характернымидля такого поведения эмоциональной неустойчивостью, легкостью перехода отповышенной активности к пассивности и, наоборот, от полного бездействия кнеупорядоченной активности.
В других случаях нарушенияповедения являются следствием неадекватного (защитного) реагирования ребенка,на те или иные затруднения школьной жизни или на неудовлетворяющий ребенкастиль взаимоотношений с взрослыми и сверстниками. Поведение ребенка при этом отличаетсянерешительностью или негативизмом, упрямством, агрессией. Кажется, что дети стаким поведением не желают вести себя хорошо, специально нарушают дисциплину. Однакоэто впечатление ошибочно. Ребенок действительно не в состоянии справиться сосвоими переживаниями. Наличие отрицательных переживаний и аффектов неизбежноведет к срывам поведения, является поводом для возникновения конфликтов сосверстниками и взрослыми,
Формируясь в деятельности,поведение детей становится произвольным, т.е. осмысленным, целенаправленным,инициативным. Различные недостатки в поведении младших школьников сдерживаютстановление произвольности — важного качества личности, нарушают учебнуюдеятельность, затрудняют ее освоение, отрицательно сказываются на отношенияхребенка с взрослыми и сверстниками.
Произвольное поведениехарактеризуется интеллектуальным «высвечиванием» связей междужеланием что-то сделать и возможными действиями. Это интеллектуальный момент,который позволяет человеку более или менее адекватно оценивать будущийпоступок, поведение с точки зрения его результатов и отдаленных последствий. Смысловаяориентировка в собственных действиях, поступках постепенно превращаетимпульсивное и непосредственное поведение ребенка в произвольное поведение.
Трудности в становлениипроизвольного поведения нередко обусловлены отсутствием или задержкойстановления соответствующих возрасту ребенка интегративных личностныхновообразований.
Типические варианты отклонений вповедении детей — это гиперактивное поведение, а также демонстративноепротестное, агрессивное инфантильное, конформное и симптоматическое поведение. Этосопровождается появлением негативных черт личности, таких, как замкнутость,скованность, конформность, безынициативность, робость, неуверенность в себе,сверхпослушание или, наоборот, импульсивность, непоседливость, безудержность,агрессивность. Как следствие, дети испытывают трудности в принятии и сохранениицели поведения; затрудняются в осуществлении контроля своего поведения, егопоследствий; неспособны правильно, оценить результаты своего поведения, внестив него необходимые коррективы; неспособны вести себя в соответствии с заданнымобразом, правилом или, наоборот, при выборе и осуществлении стратегии поведениячрезмерно зависят от взрослого, сверстника. Поэтому необходимое условиепреодоления этой трудности, успешного становления произвольного поведения — личностноеразвитие ребенка (развитие интегративных личностных образов), целенаправленноевоспитание произвольности — системообразующего качества личности.1.2 Типы отклонений в поведении детей
Гиперактивное поведение. Такиедети отличаются повышенной потребностью в движении. Основные признакигиперактивного ребенка — двигательная активность, импульсивность,отвлекаемость, невнимательность. Ребенок совершает беспокойные движения кистямии стопами, сидя на стуле, корчится, извивается.
Гиперактивный ребенок начинаетвыполнять задание, недослушав инструкцию до конца, но через некоторое времяоказывается, что он не знает, что нужно делать.
Дети с гиперактивным поведениемтрудно адаптируются в школе, плохо входят в детский коллектив, часто имеютпробелы во взаимоотношениях со сверстниками.
Демонстративное поведение. При этомповедении происходит намеренное и осознанное нарушение принятых норм и правилповедения. Внутренне и внешне такое поведение адресовано взрослым. Одним извариантов демонстративного поведения — детское кривляние и капризы.
Протестное поведение. Формы протестногоповедения детей — негативизм, строптивость, упрямство.
Негативизм — такоеповедение ребенка, когда он не хочет что-нибудь сделать только потому, что егооб этом попросили, это реакция ребенка не на содержание действия, а на самопредложение, которое исходит от взрослых.
Типическое проявление детьминегативизма — это беспричинные слезы, грубость, дерзость или замкнутость,отчужденность, обидчивость.
Упрямство — такая реакцияребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильнохочется.
Строптивость отличаетсяот негативизма и упрямства тем, что она безлична, т.е. направлена не столькопротив конкретного руководящего взрослого, сколько против норм воспитания,против навязываемого ребенку образа жизни.
Агрессивное поведение. Агрессивнымназывают целенаправленное разрушительное поведение. Реализуя агрессивноеповедение, ребенок противоречит нормам и правилам жизни людей в обществе,наносит вред «объектам нападения», причиняет физический ущерб людям ивызывает у них психологический дискомфорт.
Инфантильное поведение. Обинфантильном поведении говорят в том случае, когда в поведении ребенкасохраняются черты, присущие более раннему возрасту. Например, у инфантильногомладшего школьника ведущей деятельностью все еще остается игра.
Конформное поведение детейполностью подчинено внешним условиями других людей.
Симптоматическое поведение — своеобразныйсигнал тревоги, который предупреждает, что сложившаяся ситуация далееневыносима для ребенка (например, рвота как отторжение неприятной болезненнойситуации в школе).1.3 Особенности использования сказки в коррекцииотклонений в поведении младших школьников
Одним из эффективных методовработы с детьми, испытывающими те или иные эмоциональные и поведенческиезатруднения, является сказкотерапия.
Сказкотерапия — метод,использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческихспособностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействий сокружающим миром. Основной принцип сказкотерапии — целостное развитие личности,забота о душе.
Выделяют следующие коррекционныефункции сказки: психологическую подготовку к напряженным эмоциональнымситуациям; символическое отреагировал не физиологических и эмоциональныхстрессов; принятие в символической форме своей физической активности. Посредствамсказкотерапии можно работать с агрессивными детьми, неуверенными. Застенчивыми;с проблемами стыда, вины, лжи, а также с различного рода психосоматическимизаболеваниями, энурезами. Процесс сказкотерапии позволяет ребенкуактуализировать и осознать свои пробелы, увидеть пути их решения.
Сказка эффективна при работе сдетьми: во-первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становитсяспецифической деятельностью ребенка, позволяющей ему свободно мечтать ифантазировать.
Сказка для ребенка не тольковымысел и фантазия, это особая реальность, которая позволяет раздвигать рамкиобычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами в доступной дляпонимания ребенка сказочной форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.
Во-вторых, у маленьких детейсильно развит процесс эмоционального объединения себя с другим человеком,персонажем. Поэтому, воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны сравниваетсебя со сказочным героем; с одной стороны ребенку предлагаются выходы изразличных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов.
Специалисты утверждают, что впроцессе восприятия сказки работает левое полушарие, которое извлекаетлогический смысл из сюжета, а правое полушарие свободно для мечтаний, фантазий,воображения, творчества.
При создании истории для каждогоребенка используется общение, внушение на нескольких уровнях.
Первый уровень основываетсяна сюжетной линии сказки, которая должна соответствовать реальной жизниребенка, его интересам и увлечениям. При этом сюжет сказки разворачиваетсяпоследовательно. Очень часто сюжеты для своих историй психотерапевты черпают всказках, баснях, притчах, анекдотах, мифах и легендах, а также из собственнойпрактики.
Второй уровень заключаетсяв использовании слов. Один из способов облегчить ребенку восприятие сказки иидентификацию с ее персонажем — это использование неопределенных,неконкретизированных слов и выражений. При этом ребенку дается возможностьсамостоятельно вообразить, представить себе ситуацию или событие.
В процессе рассказывания сказкиэффективно использование пауз, смены интонации, громкости.
Разработанные циклы сказокдостаточно эффективны, особенно для начинающих психотерапевтов, поскольку онипроверены и адаптированы, содержат музыкальное сопровождение и звуковыеэффекты, позволяют психологу во время прослушивания сказки сосредоточиться нена ее рассказывании, а на наблюдении за поведением и реакцией детей, отмечатьнаиболее значимые для них моменты, следовательно, планировать дальнейшеюработу, ориентироваться на их потребности. С другой стороны, индивидуальныесказки и истории приближены к реальной жизни, поэтому понятны и близки ребенку.
При этом устное рассказываниесказок всегда притягательно для ребенка, позволяет создать так комфортнуюобстановку. Оказывает положительное влияние на детей и позволяет помочь и вразрешении их проблем.
Каждая сказка обладает своейнеповторимостью. Однако взгляд на сказкотерапию как воспитательную системупредполагает общие закономерности.
Автор [Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева]предлагает работать со сказочным материалом, следующим образом:Принцип Основной акцент Комментарий Осознанность Осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета; Понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях. Общие вопросы: Что происходит? Кто хотел” чтобы это произошло? Зачем это было ему нужно? Наша задача показать воспитаннику, что одно событие плавно вытекает из другого, даже, несмотря на то, что, на первый взгляд это незаметно. Важно понять место, закономерность появление и назначение каждого персонажа сказки. Множественность Понимание того, что одно и то же событие, могут иметь несколько значений и смыслов. Наша задача показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон: с одной стороны это так, с другой так. Связь с реальностью
Осознание того, что каждая сказочная ситуация
разворачивает перед нами некий жизненный урок. Наша задача кропотливой терпеливо прорабатывать сказочные ситуации с позиции того, как сказочный урок будет нами использован в реальной жизни, в каких конкретно ситуациях.
А.А. Осипова [5, с. 201] предлагаетследующую работу со сказкой:
Использование сказки какметафоры. Текст и образы сказок вызывают свободные ассоциации, которыекасаются личной жизни ребенка, и затем эти метафоры и ассоциации могут бытьобсуждены.
Рисование по мотивам сказки. Свободныеассоциации проявляются в рисунке, и дальше возможен анализ полученногографического материала
Обсуждение поведение имотивов действий персонажа, что служит поводом к обсуждению ценностейповедения человека, выявляет систему оценок человека в категориях: хорошо — плохо.
Проигрывание эпизодов сказки.Проигрывание эпизодов дает возможность ребенку или взрослому почувствоватьнекоторые эмоционально значимые ситуации и проиграть эмоции.
Использование сказки какпритчи-нравоучения. Подсказка с помощью метафоры варианта размещенияситуации.
Творческая работа по мотивамсказки (дописывание, переписывание, работа со сказкой) Основные приемыработы со сказкой:
1. Анализ сказок. Цель — осознание,интерпретация того, что стоит за сказочной ситуацией, конструкцией сюжета,поведение героев.
Например, для анализа выбираетсяизвестная сказка. При этом ребенку предлагается ответить на ряд вопросов:«Как вы думаете, о чем эта сказка?», «Кто из героев больше всегопонравился и почему?», «Почему герой совершил те или иные поступки?»,«Что произошло бы с героями, если они не совершили бы тех поступков,которые описаны в сказке?».
2. Рассказывание сказок. Приемпомогает проработать такие моменты, как развитие фантазии, воображения,способности к децентированию. Процедура состоит в следующем: ребенку или группедетей предлагается рассказать сказку от первого или третьего лица. Можнопредложить ребенку рассказать сказку от имени других действующих лиц,участвующих или не участвующих в сказке. Например, как Сказку о колобкерассказала бы лиса, Баба Яга или Василиса Премудрая. «Давайте попробуемрассказать историю Колобка глазами Бабы Яги».
3. Переписывание сказок. Переписываниеи дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенкучем-то не нравится сюжет, некоторый поворот событий, ситуаций, конец сказки итак далее. Это — важный диагностический материал. Переписывая сказку, дописываясвой конец, или вставляя, необходимые ему персонажи, клиент сам выбираетнаиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот и находит тотвариант разрушения ситуаций, который позволяет освободиться ему от внутреннегонапряжения — в этом заключается психокоррекционный смысл переписывания сказки.
4. Постановка сказок с помощьюкукол. Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его действие немедленноотражается на поведение куклы. Это помогает ему самостоятельно корректироватьсвои движения и делать поведение куклы максимально выразительным. Работа скуклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которыхобычно ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявлять.
5. Сочинение сказок. В каждойволшебной сказке есть определенные закономерности развития сюжета. Главныйгерой появляется в доме (семье), растет, при определенных обстоятельствахпокидает дом, отправляясь в путешествия. Во время странствий он приобретает итеряет друзей, преодолевает препятствия, борется и побеждает зло и возвращаетсядомой, достигнув цели. Таким образом, в сказках дается не просто жизнеописаниегероя, а в образной форме рассказывается об основных этапах.
Глава II. Опытнаяработа по проверке эффективности использования сказок для коррекции отклоненийв поведении младших школьников2.1 Констатирующий эксперимент
В начале нашей работы по экспериментальномуизучению поведения младших школьников мы приступили к задачам констатирующего эксперимента.
Задачи констатирующегоэксперимента:
1. Изучить медицинскую и психолого-педагогическуюдокументацию на младших школьников.
2. Исследовать все стороныповедения младших школьников и определить преобладающий тип поведения.
3. Выявить:
а) имеются ли у испытуемыхзакономерности поведенческих реакций в различных ситуациях;
б) причины проявлениянеадекватных поведенческих реакций;
в) уровень овладения детьмипроизвольным поведением.
После постановки задач мыперешли к выбору методов констатирующего эксперимента.
Методы констатирующегоэксперимента
1. Изучение медицинской ипсихолого-педагогической документации на учащихся.
2. Беседа с учителем.
3. Наблюдение за учащимися вовремя урока и перемены.
Ход исследования. Мы наблюдаем заподвижной игрой учащихся на переменах.
Схема анализа данных
I. Особенностипроизвольного поведения:
1. Выполняет ли ребенок правилаигры (например, не убегает, пока не прозвучит речевой сигнал)? Умеет ли онсдерживать свои непосредственные побуждения?
2. Какие внешние средствамобилизации волевых усилий использует ребенок: зажмуривает глаза, обхватываетруками голову, приседает и пр.? Применение таких средств говорит о пока еще несовершенных попытках управлять своим поведением.
П. Особенности внимания:
1. Из данных о том, насколькоребенок сосредоточен на процессе игры, погружен в нее (например, не замечаетпосторонних раздражителей) можно сделать вывод о степени концентрации вниманияребенка.
2. Отвлекается ли ребенок отигры, как часто и надолго ли? (это показатель устойчивости внимания) Мыустанавливаем причины отвлечения: отсутствия интереса к игре, усталость,посторонние раздражители, отрицательная оценка взрослого и пр.
3. Как реагирует ребенок наслова о необходимости сменить действие (например, идти и остановиться; затемпобежать)? Мы сможем сделать вывод об умении ребенка переключать внимание.
На основе полученных данных мыпрослеживаем взаимосвязь в становлении произвольности поведения и уровняразвития внимания ребенка.
4. Заполнение сводной таблицы последующим параметрам: активен в общении со сверстниками, сам выбирает себепартнеров для игр и занятий; не провоцирует конфликты со сверстниками, не бьетпервым; имеет постоянных приятелей в классе; уважительно относится к учителю исоблюдает необходимую дисциплину в общении с ним; прислушивается к замечаниям итребованиям учителя, старается их выполнить, соблюдает принятые в классеправила поведения и общения; способен справиться с просьбой к учителю,взрослому; может поставить перед собой конкретную учебную цель ипоследовательно добиться ее достижения; Становления и развития личности.2.2 Экспериментальная работа по наблюдению заповедением младших школьников
Методы:
1 Наблюдения за поведением детейво время изучения сказки.
2 Беседа с учителем
3 Анализ сказок
Задачи:
1. Выявить значение изучениясказок;
2. Наблюдать за детьми во времяразбора сказок;
3. Наблюдать за изменением поведениядетей
4. Сделать выводы.
Анализ сказок:
Во время учебного года детипознакомились со следующими сказками:
1. «Лиса и Котофей Иванович»- русская народная сказка;
2. «Елена Премудрая» — русская народная сказка;
3. «Сказка о мертвойцаревне и о семи богатырях» — А.С. Пушкин;
4. «Сказка о попе и оработнике его Балде» — А.С. Пушкин;
5. «Умная внучка» — Л.Н.Толстой;
6. «Умная дочь крестьянская»- Братья Гримм.
Все изученные сказки несут всебе большой потенциал положительных нравственных поучений. В сказочных сюжетахзашифрованы ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждыйчеловек. Жизненный выбор, любовь, ответственность, взаимопомощь, преодолениесебя, борьба со злом: все это «закодировано» в образах сказки. Будьтевнимательны к тому, кто попал в беду, не пройдите мимо и помогите ему. За доброотплачивают добром. Этому учат все изученные сказки. Вознаграждения и уважениядостоин человек, который хочет трудиться, а ленивый и злой сам себя наказывает- об этом повествует «Сказка о Попе и о работнике его Балде». Небудет счастлив тот человек, который другим желает несчастья и смерти — этомуучат сказки: «Дрозд Еремеевич», сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”.О том, как важны в жизни взаимовыручка и поддержка — рассказывается в сказках:«Лиса и Котофей Иванович», «Елена Премудрая», «Сказкао мертвой царевне и о семи богатырях», «Умная дочь крестьянская».
Во время уроков литературногочтения мы наблюдали за поведением учеников, за ответами, за обсуждениемконфликтной ситуации.
Обсуждение результатов
Базой экспериментальногоизучения поведения младших школьников явился 2 «В» класс МОУ СОШ № 112.
При изучении медицинскойдокументации (медицинских карт) выяснили что, из 12 человек у 7 детей II группа здоровья. Частыми являются такие заболевания как: сколиоз,уплощение свода стопы, различные соматические заболевания, бронхиальная астма,нанизм (низкорослость), нарушение зрения.
По медицинским показаниям видно,что ни кому из учащихся нет противопоказаний обучаться в этом классе.
При изучении психологическойдокументации выявили, что дети, испытывают трудности в обучении и воспитании последующим причинам: несформированность функций планирования и контроля; низкийуровень произвольности, у части детей сохранна игровая мотивация.
По данным социального педагогадва ребенка состоят на внутришкольном учете по поведению и находятся подконтролем социального педагога и психолога школы.
Среди учащихся есть 6 детей сгиперактивным поведением, 1 ребенка с демонстративным поведением, 2 ребенка сагрессивным поведением, 2 с инфантильным поведением и 1 ребенок с конформнымповедением.
После сбора необходимой обучащихся 2 «В» класса МОУ СОШ № 112 мы заполнили таблицу №1. таблица№1 показывает, что 60% учащихся активны в общении со сверстниками, сами выбираютсебе партнеров для игр и занятий, 70% учащихся не провоцируют конфликт, никогдане бьют первым, 23% детей иногда провоцируют конфликт и 7% учащихся провоцируютконфликт, всегда бьют первым. У 23% учащихся нет постоянных приятелей в классе,73% детей всегда уважительно относятся к учителю и соблюдают необходимуюдисциплину в общении с ним, 17% учеников не всегда уважительно относятся кучителю.70% учащихся прислушиваются к замечаниям и требованиям учителя,старается их выполнить, 30% не всегда прислушиваются к учителю.60% учениковвсегда соблюдают принятые в классе правила и поведения и общения, 30% учащихсяне всегда соблюдают принятые правила, 10%не соблюдают принятых правил.63%учащихся способны справиться с просьбой, вопросом к учителю, взрослому, 10% неспособны этого сделать.66% учащихся могут поставить перед собой конкретнуюучебную цель и последовательно добиваться ее достижения, 7% этого сделать немогут.
Из наших наблюдений за учащимисяво время подвижной игры на перемене, видно, что произвольное поведениесформировано не у все детей, у 10% учащихся — низкий уровень произвольности, невыполняют правила игры в целом; у 30% учащихся средний уровень произвольностиповедения и у 60% учащихся — высокий уровень произвольности поведения.2.3 Экспериментальная работа по проверкеэффективности формирования произвольного поведения
Методы
1. Беседа с учителем
2. Наблюдение за учащимися вовремя уроков литературного чтения, перемены, внеклассных мероприятий.
3. Заполнение сводной таблицы последующим параметрам: активен в общении со сверстниками, сам выбирает себепартнеров для игр и занятий; не провоцирует конфликты со сверстниками, не бьетпервым; имеет постоянных приятелей в классе; уважительно относится к учителю исоблюдает необходимую дисциплину в общении с ним; прислушивается к замечаниям итребованиям учителя, старается их выполнить, соблюдает принятые в классеправила поведения и общения; способен справиться с просьбой к учителю,взрослому; может поставить перед собой конкретную учебную цель ипоследовательно добиться ее достижения; Становления и развития личности.
Задачи
1. Выявить изменения в поведениеу младших школьников;
2. Наблюдать за особенностямиконтакта между детьми;
3. Сделать выводы.
Обсуждение результатов
В конце четверти, мы наблюдализа поведением учащихся, беседовали с учителем.
На основе полученных данных мызаполнили сводную таблицу 2 из которой видно, что в течении четверти произошлинекоторые изменения. Активны в общении стали 70% учащихся, сами выбирают себепартнеров для игр и занятий. Стали прислушиваться к замечаниям и требованиямучителя 73% учащихся. Соблюдать принятые в классе нормы и правила поведения иобщения стали 69%. Могут поставить перед собой цель и последовательнодобиваться ее 69%. обратиться с просьбой, с вопросом к учителю, взрослому под силу66%.
Из наших наблюдений за учащимисяна перемене, видно, что уровень произвольности у детей повысился. У 33%учащихся уровень произвольности — средний, у 63% учеников уровеньпроизвольности поведения — высокий.
Заключение
Самые глубокие таинственныеслова в сказках. Они возникли из посвиста ветра, шороха листвы, скрипа колес проселочнойдороге, а также из детских вопросов, на которые надо найти ответ.
Формирование произвольногоповедения является одной из ведущих задач современной школы, т.к именнопроизвольность позволяет ребенку адекватно оценивать будущий поступок с точкизрения его результатов и отдельных последствий.
Формирование произвольногоповедения у младших школьников с отклонениями в поведении через сказку являетсяосновой нашего исследования.
В начале нашего исследования мыизучили педагогическую литературу, в которой выяснили, что типическиеотклонения поведения младших школьников хорошо поддаются коррекции по средствамсказкотерапии.
Целью сказки является не столькозанятие детей каким-нибудь делом, не столько предохранение их от дурныхпривычек и дурного направления, сколько развитие данных им от природы элементовчеловеческого духа, — развитие чувства любви, и чувства бесконечного. Прямое инепосредственное действие таких книжек должно быть обращено на чувство детей, ане на их рассудок.
Авторы уверены, что сказкаразвивает оценочные суждения, особое внимание обращают на литературоведческоеобразование, считая, что смысл коррекции и развивающей работы состоит в том,чтобы понять и правильно интерпретировать суть, сказочную ситуацию, образов,конструкций сюжета. Данные положение легли в основу нашей экспериментальнойработы.
В ходе констатирующегоэксперимента мы выявили младших школьников среди учащихся 2 класса, у которыхобнаружили отклонения от норм поведений, связанные с недостаточным развитиемпроизвольности.
В экспериментальной работе поформированию произвольного поведения через сказку мы наблюдали за тем, какиспытуемые анализируют сказку и поступки героев во время уроков; на перемененаблюдали за особенностями поведенческих реакций испытуемых и выявили, чтосказки положительно влияют на поведение детей. Это проявлялось в уступчивостидруг другу, изменению поведения, после замечаний учителя и, наконец, всамостоятельном осознании собственных действий большей части испытуемых, т.е. ввозникших конфликтах дети сами находили выход из сложившейся ситуации.
Сказка для ребенка — это непросто вымысел, это особая реальность мира чувств. Сказка выдвигает для ребенкарамки обычной жизни, только в сказочной форме дети сталкиваются с такимисложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гневи сострадание, измена и коварства. Поэтому те уроки, которые дает сказка, — этоуроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.
В ходе констатирующегоэксперимента по выявлению эффективности коррекционной работы по формированиюпроизвольного поведения мы выявили, что поведение детей становилось более осознанным,т.е. уровень произвольного поведения большей части учащихся повысился. Проведенныеисследования свидетельствуют о правильности выдвинутой гипотезы.
Список использованной литературы
1. Аншакова С.Ю. Работа над эпитетомкак средство раскрытия жанровых особенностей сказки. М., 2004, стр.55-58.«Журнал Начальная школа» № 6
2. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детскаялитература., М.: Издательство «Академия», 2000.
3. Бачков И.В. Сказкотерапия развитиясамосознания через психологическую сказку. — М.: Ось, 2003
4. Белинский В.Г. Статья о народнойпоэзии. // Полн. собр. соч., М., 1953-1956.
5. Брокет 3. Шрейбер Г. Целительнаясила сказок. — М.: Аквариум Бук, 2003
6. Бушуева Л.С., Блощицина Л.П. Развитиетворческого воображения в процессе обучения младших школьников; стр.50-53. Журнал«Начальная школа + До и после». М., 2003.
7. Емельянова С.М. Что за прелестьэти сказки! М., 2000.
8. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикумпо сказкотерапии. — С. Петербург, 2001
9. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь кволшебству АОЗТ Златоуст, 1998
10. Капица О.И. Русская народнаясказка. М., 1959.
11. Кащенко В.П. Педагогическаякоррекция. — М.: 2000
12. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учимдетей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей ипедагогов. Ярославль, 1996
13. Коррекционная педагогика вначальном образовании под редакцией Кумариной Г.Ф., — М.: Академия, 2001
14. Никифоров А.И. Сказка, еебытование и носители.
15. Пропп В.Я. Фольклор идействительность // Русская литература, 1963, № 3.
16. Психокоррекция и развивающая работас детьми под редакцией Дубровиной И.В., — М.: 1998
17. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемныедети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога — М.: Арктики,2001
18. Сидорина Н. Сказки русскихписателей. М. ООО Издательство «Астрель», 2002.
19. Стрелкова Л.П. Уроки сказки. М.:1989
20. Усольцева М.Э. Вспоминаем сказкиПушкина. М., 2000.
Приложение
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ.
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сераяшейка»
Один из первых исследователейтворчества писателя для детей И.А. Саввин отметил не только его обостренноевнимание к природе, но и особый дар вовлекать читателя в этот мир-” Маминзаражает и подкупает своего читателя прежде всего исключительной любовью кприроде”.
Природа в сказке «Сераяшейка» не имеет ничего общего с условным традиционным фольклорным пейзажем.Мамин-Сибиряк обстоятельно рисует полнокровную жизнь реальной природы сопределенными приметами места, времени, событий: поэтому пейзажи удивительномногообразны и выразительны. С живописной конкретностью воссоздана уральскаяприрода с горной бурливой речкой, болотом в низине, лесом у подножия высокойгоры. В этих пейзажах блеклые осенние краски, сумрак дождливых дней,серебристый иней на деревьях, трепетный свет луны на замерзающей реке. Авторпередает поступательное движение природы. Ее различные состояния в непрерывномтечении времени. Несмотря на то, что пространственно место действия ограничено,сказка густо населена. Птицы и звери наделены трудолюбием, неиссякаемойжизненной силой в борьбе за существование. Писатель внимателен к каждому из них:видит, как собираются к отлету «лебеди, гуси, утки» и как «старыеи бывалые птицы учили молодых», как «умные вожаки сначала обучалиотдельные партии, а потом всех вместе».
Сказка проникнута теплымчувством автора: на протяжении всего повествования он горячо сочувствуетбеззащитному существу, внимательно и восхищенно вглядывается в разноликую жизньприроды.
«Серая шейка» близка кнародной сказке о животных — персонажи наделены человеческими мыслями,чувствами, поступками. Действуют в ней и традиционные персонажи в духеприписанных им психологических и нравственных свойств — это Лиса, Заяц.
Задачи работы над текстом:
Детям нужно помочь увидеть,почувствовать полноту, непрерывное течение жизни природы
Пробудить искреннее состраданиек участи маленькой уточки
Помочь увидеть, эстетическипережить пейзаж, способствуя формированию вкуса к поэтическому слову
Показать эмоциональноебогатство, разнообразие настроений, которыми окрашены разные эпизодыпроизведения (грусть, восхищение, юмор)
Работа над текстом начинается сподготовки читательского восприятия, которая осуществляется путем активизацииимеющейся у детей наблюдений над природой с одновременным обогащении ихсловарного запаса. Мы вспоминали и нарисовали последовательные перемены вприроде на протяжении всей осени. При этом мы не только помогали вспомнитьувиденное, пережитое, но и дали на доске слова, вписывающиеся в контекстученического рассказа: порывистый ветер, моросящий дождь, густой туман,желтеющиеся листья, хмурое небо, унылые деревья, морозный воздух, застывшийлес, грустные крики птиц, неяркое солнце.
После чтения сказки основнойгруппой приемов работы над текстом стали те, которые способствуют развитиювоображения, а также сопереживанию детей. Усиление эмоциональной активности ичитательского воображения — важнейшее условие эстетического освоенияпроизведения учащимися младших классов. Углубление первичного восприятия велипо следующим вопросам и заданиям (они сгруппированы в соответствии споставленными задачами):
1. Найдите строчки, по которымвидно, как быстро летело время, как менялась природа.
2. О каких птицах рассказываетписатель? Какими вы видите лес, болото, речку, на которых они живут?
3. Расскажите от лица Серойшейки, что она думала, чувствовала после отлета уток, после того как выпалпервый снег и наступили морозы.
Подсказывали детям, что длятакого рассказа надо понять, представить себе состояние птицы, о чем говорятслова: думала с ужасом, была в отчаянии, начала бояться, замерло сердце,трепетала. Объясните, почему подружились Серая шейка и Заяц? Перечитайтеописание горной речки ночью. Почему повторяются слова тихо-тихо?
Почему писатель говорит чуднохорошо было кругом?
Лес сравнивается со стражей«из великанов». Вам нравится это сравнение? Почему?
Как вы думаете, окружающаяприрода (лес, наступившая зима) помогает или мешает Серой Шейке?
Какие места сказки показалисьвам особенно печальными? Где было смешно? Почему?
Как относится писатель к СеройШейке, Лисе, Зайцу, Старой утке? Как вы узнали это?
В каких сказках вы ужевстречались с такими животными? Можно ли назвать это произведение сказкой? Почему?
Обобщая ответы детей, мы помоглиим увидеть сказку в очеловеченных персонажах. Ученики были подведены и к следующемуитогу: жизнь природы, перемены в ней осенью, зимой писатель рисует правдиво, аисторию уточки рассказывает как сказку.
Таким образом, организациянаблюдений над изображением жизни природы предполагает следующие условия:
активизацию личного опытаучащихся и их впечатлений от природы
четко определили детали,составные части пейзажа, так как конкретность мышления детей не терпитнеопределенных картин
обращали внимание на словесноеоформление пейзажей, отдельные слова текста становятся опорно-ключевыми ввоссоздаваемой картине
определяли настроение описанияприроды (печальные осенние дни, торжественно-прекрасная ночь,таинственно-мрачный лес).
Формирование интереса кизображению природы в литературном произведении обогащает маленького читателяне только эстетически. Чуткость ко всему живому, сочувствие, сострадание кнеразумным, беззащитным, слабым существам проявляется тем сильнее, чемполноценнее художественное восприятие этих произведений, чем ярче читательскиеобразы.
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ.
А. Гайдар «Горячий камень»
Литературное развитие-процессдлительный и сложный, который начинается с первых шагов приобщения младшихшкольников к настоящей литературе на уроках чтения. Это движение обусловленоактивностью мыслей и чувства, памяти и воображения, степенью наблюдательности иобщим речевым развитием читателя. Однако учащиеся младших классов имеютограниченный круг жизненный и художественный впечатлений, язык их беден,эмоциональный их опыт недостаточен. Именно поэтому в начальных классахвосприятие произведения происходит чаще всего на уровне его сюжетно-событийнойосновы, с наивной верой в подлинность героев и происходящих с ними событий. Темне менее практика показывает, что уже с первых лет обучения, основываясь наискреннем доверии детей к автору, можно начать формирование творческих, «талантливых»,по определению С. Маршака, читателей. Конкретность мышления младших школьников,естественная потребность расширить свои впечатления об окружающейдействительности дают возможность оживить в их воображении художественный мирпроизведения и этим способствовать обогащению новыми эстетическими инравственными чувствами.
Вся работа со сказкой строитсяна выявлении и осмыслении авторской оценки сказочных событий. Впрочем,сказочными они могут быть названы достаточно условно, во всяком случае напервый взгляд. Как важно помочь детям увидеть это чудо, понять его особый,одновременно сказочный и жизненный смысл. В противном случае от сказки ничегоне останется, кроме фабулы. А сказка очень мудра.
Мы попытались донести довтороклассников мудрость гайдаровского «Горячего камня».
Вначале мы предложили детямвдуматься, что же в заглавии убеждает читателей в том, что перед ними именносказка. А затем дали возможность учащимся внимательно прочитать и осмыслить 1-юи 2-ю части сказки: представить себе старика сторожа, Ивашку Кудряшкини,выделить то, что особенно поразило в их внешности, поведении, осознатьавторскую оценку этих персонажей. Тем самым второклассники получилиперсональные представление о героях и о событии, столь печальном для Ивашки,которое послужило своеобразным толчком к появлению волшебного камня,совершившего чудо. Какое?
Дальнейшая работа строиласьследующим образом, чтобы ученики смогли найти ответ на этот непростой вопрос. Передчтением вслух 3-й части перед учащимися была поставлена проблемная ситуация:«Почему горячий камень встретился на пути Ивашки именно тогда, когда емубыло горько и стыдно?» Дети при чтении почувствовали, что появлениеволшебного камня не случайно. Горячий камень — это своеобразное испытание дляИвашки, а позже для сторожа, рассказчика и всех людей. Учащиеся внимательновчитывались в описание волшебного камня, в удивительную надпись на нем ипытались понять, какие же чувства пробудил этот камень у нашего героя: радостьли, облегчение ли в тот самый момент, когда ему было горько и стыдно.
В итоге всей работы учащиесяотвечали на такие вопросы:
Какое же чудо совершилось спомощью горячего камня здесь на горе?
Кто же главный герой в этойсказке?
О чем мог думать старик,предлагая Ивашке оставить камень на виду?
Почему автор назвал сказку«Горячий камень»?
Вот как ответили учащиеся нанекоторые из этих вопросов:
«Камень сделал Ивашкудобрее и умнее и помог всем людям по-другому взглянуть на себя»; «Ядумаю, если бы не было горячего камня, Ивашка не знал бы, как старику помочь. Всказке просто не было бы волшебства»; «Сказка называется так потому,что в ней главное лицо — камень. Он такой яркий, голубой, красивый. И горячий»;«Главную роль здесь играет горячий камень. Если бы камень был холодный, онбы делал зло, а не добро. И потом, если бы он был холодный, Ивашка бы необратил на него внимания».
Анализ данных ответовсвидетельствует о том, что мы выбрали верное направление работы со сказкой,сконцентрировав основное внимание на волшебном камне, его удивительныхсвойствах. Чудесный предмет в сказке не сказал ни слова, но чудо все жесвершилось при его помощи и участии. Оно не лежит на поверхности, поэтому темболее важно вскрыть его, понять особый нравственный и социальный смысл этогочуда. Именно по такому пути мы и пошли при анализе сказки, поэтому и сумелипомочь второклассникам понять, почувствовать, как мудра и умна эта сказка,вызвать у них живой эмоциональный отклик.
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ.
Ненецкая сказка «Кукушка»
Сюжет этой сказки на первый взглядпрост. Мать любила своих детей и все делала для того, чтобы им жилось хорошо. Нокогда сама заболела от тяжелой работы, дети не подали ей даже воды. Вот иобратилась она в кукушку, покинула своих ленивых, эгоистичных детей навсегда.
Впрочем, так ли прост сюжет? Нет.Если прочитать сказку внимательнее, то можно почувствовать, понять, чтозначительно глубже, сложнее. В «Кукушке» есть очень непростой,суровый подтекст. Он по вине матери, которая, любя своих детей, постояннозаботясь о них, в своей занятости забыла о главном: их с детства надо готовитьк взрослой жизни, к труду, иначе они не смогут достойно прожить эту нелегкуюжизнь. Поняв это, мать ужаснулась. Она решила искупить свою вину и обратилась вкукушку. Оставила любимых детей навсегда в надежде на то, что они ужедостаточно взрослые, чтобы суметь выжить, не ожесточатся, а станут добрее,умнее, серьезнее. Сказка не говорит, выдержали ли дети испытание матери. Но онадает понять и почувствовать, что это испытание стало для них подлиннымпотрясением. Вряд ли они теперь будут легкомысленными и беззаботными. Для детейнаступила иная жизнь, и от них, только от них зависит, какой она будет.
Конечно, трудно донести довтороклассников эмоциональный контекст, но мы были уверены, что в такомвозрасте уже возможно глубокое почтение и скупой по своим выразительнымсредствам сказки, тем более что произведением этого жанра на уроках уделялосьособое внимание.
При чтении и анализе «Кукушки»ученики пытались разобраться, кого же им по настоящему жалко, за кого ониособенно переживали, почему. В процессе этой работы учащиеся все болеепроникались уважением к матери, ласковой, доброй, заботливой, трудолюбивой,беззаветно любящей своих детей, очень сдержанной. И надо было видеть, какучащиеся осуждали этих детей, эгоистичных, ленивых, беззаботных, равнодушных,капризных и жестоких (даже воды не подали больной матери, да еще засмеялись приэтом!).
На наш вопрос о том, как такслучилось, почему дети выросли такими бездельниками, они задумались, а потомответили: «Мать очень заботилась о них. Она не заставляла их работать, вседелала сама».
Эти размышления учащихсяпослужили источником для их дальнейших раздумий. Ученики, вчитываясь в детали,предположили, что мальчику стало страшно, когда он увидел, что матьпревратилась в птицу, поэтому он зовет своих братьев: «Братья, смотрите,смотрите, улетает наша мать птицей!»
Учащиеся, только что осуждавшиедетей за жестокое отношение к матери, проникаются к ним сочувствием. И этоестественно. Они невольно ставят себя на место братьев. Каково им теперь безматери? Наверное, очень трудно. А матери, каково оставлять детей? Тоже нелегко.Ведь приходится от сердца отрывать самое дорогое. Так сказка наводит насерьезный разговор о жизни, об ответственности людей друг перед другом, о цене жестокости,равнодушия, беззаботности и о цене всепоглощающей любви. Заканчивается урок навысоком эмоциональном подъеме словами учителя: «Спешите делать людям добро!Берегите матерей!»
Подобные уроки — результатбережного и внимательного отношение к произведениям сказочного жанра. Учительтолько тогда может живо и интересно провести работу с текстом сказки, когда оносознанно учитывает особенности данного типа сказки и выбирает в связи с этимнеобходимые формы, методы и приемы анализа, продумывает содержание беседы. Главное- проникнуть в глубину сказочного мира, а не скользить по его поверхности.
Обобщая ответы детей, мы помоглиим увидеть сказку в очеловеченных персонажах. Приемы работы могут быть и иные,но важно их подчинить намеченным выше задачам, например:
Составление картинок к отдельнымчастям произведения. Предлагается подобрать краски, объяснить их выбор.
Сопоставление с другой сказкой,Учащиеся приводят примеры из сказок.
Инсценировка или чтение в лицах.Работа эта требует выяснение состояния, настроения персонажей.
Таким образом, это обогащаетмаленького читателя не только эстетически. Чуткость ко всему живому,сочувствие, сострадание, проявляется тем сильнее, чем полноценнеехудожественное восприятие этих произведений, чем ярче читательские образы.
ТАБЛИЦА № 1 Активен в общении со сверстниками Не провоцирует конфликт Уважительно относится к взрослым Имеет постоянных приятелей в классе Прислушивается к требованиям учителя Соблюдает принятые нормы и правила Способен справиться с просьбой Может поставить перед собой цель Ведерников В. + +/- + + +/- + + +/- Веснин П. +/- + + +/- +/- + + +/- Ефимова Л. + + + + + + +/- Копысев Т. +/- +/- + + +/- +/- +/- +/- Кустов Д. + +/- + + +/- +/- Мальцев Д. + +/- + +/- +/- +/- + +/- Притужалов А. +/- + + + + +/- +/- Тудвасева В. +/- + + + +/- + + +/- Хозеева А. + +/- +/- +/- Черницын В. + +/- +/- Чудинов В. +/- + + +/- +/- +/- +/- Яковлев В. +/- +/- + +/- + +/- +/- +/-
“+” — да
“-” — нет
“+/-” – иногда
ТАБЛИЦА № 2 Активен в общении со сверстниками Не провоцирует конфликт Уважительно относится к взрослым Имеет постоянных приятелей в классе Прислушивается к требованиям учителя Соблюдает принятые нормы и правила Способен справиться с просьбой Может поставить перед собой цель Ведерников В. + + + + + + + + Веснин П. + + + + + + + +/- Ефимова Л. + + + + + + + +/- Копысев Т. +/- + + + +/- +/- + + Кустов Д. + + + + +/- +/- + + Мальцев Д. + +/- + + +/- +/- + + Притужалов А. +/- + + + + + +/- +/- Тудвасева В. + + + + + + + + Хозеева А. + +/- +/- + +/- +/- + +/- Черницын В. +/- + + +/- +/- +/- +/- Чудинов В. + + + + +/- + +/- +/- Яковлев В. + + + +/- + + + +
“+” — да
“-” — нет
“+/-” — иногда