Использование стандартов ISO при организации систем экологического менеджмента

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Модельустойчивого развития
1.1 Экологический менеджмент
1.2 Принципы экологического менеджмента
Глава 2.Понятие экологического менеджмента
2.1 Определение экологическогоменеджмента
2.2 Система экологического менеджмента(СЭМ)
Глава 3.Стандарты по экологическому менеджменту
3.1 ISO 14000 — международные стандартыв области систем экологического менеджмента
3.2 Система стандартов ISO 14000
3.3 Системы экологического менеджмента — Environmental Management Systems
Глава 4.Использование стандартов ИСО при организации систем экологического менеджментана предприятии
4.1 НеобходимостьИСО на предприятиях
4.2 Проблемы ISO 14000
Глава 5.Организация системы экологического менеджмента на предприятии
5.1 «ЦиклPDCA» (Plan-Do-Check-Act)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ
Самые разныеорганизации все больше волнует вопрос о том, как через контроль надвоздействиями, которые оказывают их деятельность, продукция или услуги наокружающую среду, и в соответствии со своей экологической политикой и целевымиэкологическими показателями, добиться хорошей экологической эффективности ипродемонстрировать ее. Организации занимаются этим в условиях все большегоужесточения законодательства, развития экономической политики и других мер,направленных на охрану окружающей среды, а также в условиях общего ростаозабоченности заинтересованных сторон вопросами окружающей среды и устойчивогоразвития.
Многие организациипровели экологический “анализ” или “аудит”, чтобы оценить свою экологическуюэффективность. Однако сами по себе эти “анализы” и “аудиты” могут оказатьсянедостаточными для того, чтобы обеспечить организации уверенность в том, что ееэффективность не только удовлетворяет, но и в дальнейшем будет удовлетворятьтребованиям, налагаемым законом и ее собственной политикой. Чтобы бытьдейственными, эти “анализы” и “аудиты” должны проводиться в рамкахструктурированной системы менеджмента, внедренной в организации.
Международныестандарты, распространяющиеся на экологический менеджмент, предназначены дляобеспечения организаций элементами эффективной системы экологическогоменеджмента (СЭМ), которые могут объединяться с другими требованиями из областименеджмента с тем, чтобы содействовать организациям в деле достиженияэкологических и экономических целей. Эти стандарты, так же как и другиемеждународные стандарты, не предназначены для использования в целях созданиянетарифных барьеров в торговле либо увеличения или изменения обязательстворганизации, налагаемых на нее законом.

Глава1. Модель устойчивого развития
1.1 Экологическийменеджмент
Проблема сохраненияприроды актуальна сейчас как никогда, но в тоже время она не должна тормозитьразвитие цивилизации. Обеспечение баланса между возможностями природы иобщественными потребностями определило необходимость формирования и внедренияособого вида управления хозяйственной деятельностью – экологическогоменеджмента.
Его концепция опираетсяна модель устойчивого развития. Устойчивое развитие (более точный перевод –сбалансированное развитие) – это социально-экономическое развитие,осуществляемое в гармонии с окружающей природной средой и предполагающееудовлетворение общественных потребностей без нанесения ущерба интересам будущихпоколений.
Концепция устойчивогоразвития была провозглашена на конференции ООН по окружающей среде и развитию в 1992 г. в Рио-де-Жанейро. В декларации конференции «Повестка дня – XXI век»содержались основные положения новой концепции, предлагаемой всем странам мира.Для реализации этих положений необходим переход к качественно новому способууправления хозяйственной деятельностью, позволяющему учитывать возможностиприродной среды и потребности человеческого общества.
/>

1.2 Принципыэкологического менеджмента
В основе экологическогоменеджмента лежат следующие принципы:
1. Экологическийимператив – приоритет экологических целей.
2.Эколого-экономическая сбалансированность – размещение и развитие производствана любой территории должно осуществляться с учетом ее экологическойтехноемкости.
Основными инструментамиэкологического менеджмента являются:
– экологическаяэкспертиза и оценка воздействия на окружающую природную среду;– экологическийаудит;– экологический контроль;– экологическая сертификация;– экологическаяотчетность;– экологический мониторинг;– экологическая маркировка и реклама.
В России экологическоерегулирование осуществляется на различных стадиях хозяйственной деятельности.Правовой базой регулирования являются Федеральные Законы: «Об охране окружающейсреды», «Об экологической экспертизе», «О сертификации продукции и услуг», «Обособо охраняемых природоохран-ных объектах», «О промышленной безопасностиопасных производственных объектов» и др.
Экологическаяэкспертиза – процедура установления соответствия намеченнойхозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определениедопустимости ее осуществления. Любая хозяйственная деятельность, связанная своздействием на окружающую природную, допускается только при наличии договорана комплексное природопользование, заключаемого между природопользователем иместными органами исполнительной власти.
Под экологическимаудитом (от англ. – проверка, ревизия) подразумевается периодически проводимыйанализ различных аспектов деятельности предприятия с точки зрения соответствиятребованиям охраны окружающей природной среды или соответствия деятельностипредприятия требованиям обеспечения техногенной безопасности окружающей среды иэкологической безопасности предприятия. Экологический аудит осуществляется: присделках с недвижимостью; приватизации; экологическом обоснованииинвестиционного проекта для выявления степени экологического риска предприятия;заключении договора об экологическом страховании; расширении объекта безтехнического перевооружения; оценке соответствия систем экологическогоменеджмента на предприятии нормативным требованиям; анализе финансовыхпоказателей природоохранной деятельности компании.
Экологическая сертификация– это выявление соответствия объекта сертификации предъявляемым экологическимтребованиям. Экологическую сертификацию проводят с той же целью, что иэкологическую экспертизу. Объектами сертификации являются: технологическиепроцессы; продукция предприятия; отходы производства и потребления; объектыокружающей среды; экологические услуги.
Одним из элементовэкологического менеджмента является экологическая маркировка производимойпродукции. Первые экознаки были введены в 1978 г. в Германии для маркировки гигиенической бумаги из макулатуры, изделий повседневного спроса(дезодоранты без фреона). В настоящее время разработаны экологическиемаркировки и знаки, имеющие национальное и международное значение.
В современных рыночныхусловиях эффективность систем экологического менеджмента увеличивается прииспользовании экономических рычагов воздействия на предприятия.
Механизм экономическогостимулирования природоохранной деятельности включает:
– платежи заприродопользование;– налоговые льготы в экологической сфере;– системуфинансирования природоохранной деятельности;– экологическое страхование.
Под экологическимстрахованием понимается страхование ответственности предприятий – потенциальныхзагрязнителей – и имущественных интересов страхователей, возникающих врезультате аварийного загрязнения окружающей природной среды.
Предметомналогообложения являются.
Водные объекты,в том числе: забор воды из водных объектов; удовлетворение потребностейгидроэнергетики; использование водных объектов для лесосплава без судов, длядобычи полезных ископаемых, организованной рекреации, проведения буровых идругих работ на воде; сброс сточных вод в водные объекты.
Использование недр,в том числе: платежи за право пользования недрами; отчисления завоспроизводство минеральной сырьевой базы; акцизы; платежи за пользованиеакваторией и участками морского дна.
Пользование леснымиресурсами, в том числе: плата за древесину, отпускаемую накорню; за сенокошение, выпас скота, промысловую заготовку древесных соков,дикорастущих плодов, ягод, грибов, лекарственных растений, размещение пасек; запользование участками лесного фонда для культурно-оздоровительных,туристических, спортивных целей.
Плата за загрязнение,или экологический налог, взимается за выбросы в атмосферу загрязняющих веществот стационарных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные иподземные водные объекты; подземное размещение загрязняющих веществ.
Основной цельюэкологического законодательства РФ является регулирование отношений в областивзаимодействия общества с окружающей природой средой. Экологическоеправонарушение – это противоправное деяние, нарушающее природоохранноезаконодательство, причиняющее вред окружающей природной среде, здоровью граждани имущественным интересам физических и юридических лиц. Объектамиэкологического правонарушения являются природные объекты, здоровье людей,имущество физических и юридических лиц.
Величина штрафа приадминистративной ответственности за экологическое правонарушение составляет дляграждан – 1–10 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), для должностных лиц –3–20 МРОТ, для юридических лиц – 20–500 МРОТ.
Новый Уголовный кодексРоссийской Федерации от 01.01.97 г. с дополнениями и изменениями от 23.08.2002г., в отличие от Уголовного кодекса РСФСР 1960 г., охраняющего природную среду с точки зрения экономической защиты государственнойбезопасности, признает окружающую природную среду основой здоровья ижизнедеятельности человека.

Глава2. Понятие экологического менеджмента
2.1 Определениеэкологического менеджмента
Экологическийменеджмент — управление природоохранной и природопользовательной деятельностью.Экологический менеджмент включает: — правовой и экономический механизмы охраныприроды; — систему государственных и региональных органов управления; — деятельность руководителей и специалистов предприятий по охране окружающейсреды и рациональному использованию природных ресурсов.
2.2 Системаэкологического менеджмента (СЭМ)
Давайте разберемся, чтоэто такое. Для начала на интуитивном уровне. На первый взгляд возникаетвпечатление, что все очевидно. В действительности, система, как известно, этонекая совокупность взаимосвязанных объектов; экологию можно определить в болеешироком смысле как науку о взаимодействиях живых организмов, человека иокружающей их среды; слово «менеджмент» переводится с английского как«управление», это редко ставится под сомнение, и мало кому приходит вголову проверить себя по словарю.
Подведем первые итогитого, что мы уже имеем, соединив все только что сказанное в одно понятие.Получим, что система экологического менеджмента — это нечто абстрактное, вкотором что-то где-то с чем-то связано, при этом есть кто-то, кто по каким-тозаконам управляет окружающей средой. А многозначительное слово«менеджмент» употреблено лишь как дань моде на все американское,чтобы лишний раз подчеркнуть, что описываемая деятельность в новинку для нашейреальности, пришла из-за границы, но звучит многообещающе и по первому впечатлениюдолжна быть чрезвычайно перспективна.
Этот ассоциативный рядвыглядит несколько абсурдно, но приведен неслучайно, потомучто именно такие аналогии возникали у автора, когда он впервые столкнулся спонятием системы экологического менеджмента. Более того, у автора естьоснование полагать, что он был не одинок в собственных интуитивныхвпечатлениях. Поэтому автор посчитал целесообразным кратко сформулировать всекогда либо возникавшие у него недопонимания и предубеждения в начале работы,чтобы они случайно не проскользнули затем в саму работу. Лишь открытопризнавшись в собственных заблуждениях, можно перешагнуть через них иприблизиться к пониманию истинного положения вещей.
Теперь уже болеесерьезно. Исходя из только что сказанного, можно уже на данномэтапе смело очертить одну из основных проблем данной курсовой работы, то есть,попросту говоря, понять, что же есть такое система экологического менеджмента.Опять-таки, казалось бы, нет ничего проще, если есть определение:
Система экологическогоменеджмента (система управления окружающей средой) — частьобщей системы административного управления, которая включает в себяорганизационную структуру, планирование, ответственность, методы, процедуры,процессы, и ресурсы, необходимые для разработки, внедрения, реализации, анализаи поддержания экологической политики.
Но даже такое четкое ифундаментальное определение не способно дать ясную картину при первом обращениик теме, особенно на фоне аморфных и туманных представлений о понятии«система экологического менеджмента». Поэтому, с точки зрения автора,целесообразно наполнить это определение смыслом, разобраться в нем на уровнепонимания.
Начнем с нуля.Понятие СЭМ звучит на языке оригинала как Environmental management system.Выделим слово management, поскольку в этом словосочетании оно являетсяключевым. В английском языке существительное management является производным отглагола to manage. Он означает не только «управлять»,«руководить» и «заведовать», но и, что важно, «владеть(вопросом)», «ухитряться», «удаваться», «справляться».Стоит отметить, что глагол to manage является полным антонимом глагола to fail(быть несостоятельным, ошибаться, не удаваться, проваливаться, не достигатьцели, пренебрегать). Эти значения помогут раскрыть первоначальный истинныйсмысл слова management и полностью эквивалентного ему понятия«менеджмент» в русском языке. Таким образом, исходя излингвистических особенностей английского языка, менеджмент уже подразумевает непросто управление, а успешную деятельность по достижению поставленной цели.Компетентность, способность с блеском выходить из сложных ситуаций,заинтересованность, постоянный поиск новых возможностей — вот, чтохарактеризует менеджмент. Далее, в словосочетании environmental managementsystem слово environment — английский эквивалент понятия «окружающаясреда». Вопросами взаимодействия окружающей среды и человека традиционнозанимается наука экология. Таким образом, экологический менеджмент, включая всебя все смысловые значения понятия management, приобретает четкую направленность.Здесь уже будет уместно дать следующее определение:
Экологическийменеджмент — комплексная разносторонняя деятельность,направленная на реализацию экологических целей, проектов и программ.
Ключевым аспектомэкологического менеджмента является принцип экоэффективности(eco-efficiency, не путать с environmental performance), который заключает всебе деятельность предприятий по достижению экономической выгоды за счетснижения воздействия на окружающую среду и сокращения использования ресурсов.
Однако экологическийменеджмент сам по себе — это набор различных принципов, идей и методов.Для того, чтобы они воплотились в реальность и заработали, необходим системныйподход. Своеобразным механизмом воплощения идей и принципов экологическогоменеджмента на практике, своего рода, компромиссом стало внедрение системэкологического менеджмента — «нового концептуального подхода кпроизводственной деятельности, основанного на необходимости достижения паритетамежду экономическими интересами предприятия и эколого-социальными потребностямиобщества»

Глава3. Стандарты по экологическому менеджменту
3.1 ISO 14000 — международные стандарты в области систем экологического менеджмента
ИСО (ISO)-Международная организация по стандартизации (International Organization forStandardization). Была учреждена в 1947 г., является неправительственной организацией и пользуется консультативным статусом ООН. Главной целью ИСО являетсяразвитие стандартизации и родственных направлений деятельности во всем мире.
Результатами работы ИСОявляются международные соглашения, публикуемые в статусе международныхстандартов. На сегодняшний день результатом деятельности ИСО стала публикацияболее 11000 международных стандартов. Но наибольшую популярность во всем миреприобрели стандарты на системы менеджмента качества серии 9000.
Что такое ISO 14000
Система стандартов ISO14000, в отличие от многих других природоохранных стандартов, ориентирована нена количественные параметры (объем выбросов, концентрации вещества и т.п.) и нена технологии (требование использовать или не использовать определенныетехнологии, требование использовать «наилучшую доступнуютехнологию»). Основным предметом ISO 14000 является система экологическогоменеджмента — environmental management system, EMS). Типичные положения этихстандартов состоят в том, что в организации должны быть введены и соблюдатьсяопределенные процедуры, должны быть подготовлены определенные документы, долженбыть назначен ответственный за определенную область. Основной документ серии — ISO 14001 не содержит никаких «абсолютных» требований к воздействиюорганизации на окружающую среду, за исключением того, что организация вспециальном документе должна объявить о своем стремлении соответствоватьнациональным стандартам.
Такой характерстандартов обусловлен, с одной стороны, тем, что ISO 14000, как международныестандарты, не должны вторгаться в сферу действий национальных нормативов. Сдругой стороны, предшественником ISO являются «организационные»подходы к качеству продукции, (например, концепция «глобального управлениякачеством» — total quality management), согласно которым ключом кдостижению качества является выстраивание надлежащей организационной структурыи распределение ответственности за качество продукции.
Решение о разработкеISO 14000 явилось результатом Уругвайского раунда переговоров по Всемирномуторговому соглашению и встречи на высшем уровне по окружающей среде и развитиюв Рио-де-Жанейро в 1992 году. Стандарты ISO 14000 разрабатываются Техническимкомитетом 207 (TC 207) Международной Организации Стандартизации (ISO). Модельюдля стандартов послужили британские стандарты BS 7750, опубликованные в 1992году, в осуществлении которых сейчас добровольно участвуют около 500 компаний.Система стандартов ISO 14000 также использовала зарекомендовавшую себя модельмеждународных стандартов по системам контроля качества продукции (ISO 9000) всоответствии с которыми в настоящий момент сертифицировано более 70000предприятий и компаний по всему миру. Первые стандарты из серии ISO 14000 былиофициально приняты опубликованы в конце 1996 года.
Предполагается, чтосистема стандартов будет обеспечивать уменьшение неблагоприятных воздействий наокружающую среду на трех уровнях:
1. Организационный — через улучшение экологического «поведения» корпораций.
2. Национальный — черезсоздание существенного дополнения к национальной нормативной базе и компонентагосударственной экологической политики.
3. Международный — через улучшение условий международной торговли.
3.2 Система стандартовISO 14000
Документы, входящие всистему, можно условно разделить на три основные группы:
принципы создания ииспользования систем экологического менеджмента (EMS);
инструментыэкологического контроля и оценки;
стандарты,ориентированные на продукцию.
В трех названныхобластях разработаны и разрабатываются следующие документы: (см. Приложение 1)
3.3 Системыэкологического менеджмента — Environmental Management Systems
Ключевым понятием серииISO 14000 является понятие системы экологического менеджмента в организации(предприятии или компании). Поэтому центральным документом стандарта считаетсяISO 14001 — «Спецификации и руководство по использованию системэкологического менеджмента». В отличие от остальных документов, все еготребования являются «аудируемыми» — предполагается, что соответствиеили несоответствие им конкретной организации может быть установлено с высокойстепенью определенности. Именно соответствие стандарту ISO 14001 и являетсяпредметом формальной сертификации.
Все остальные документырассматриваются как вспомогательные — например, ISO 14004 содержит болееразвернутое руководство по созданию системы экологического менеджмента, сериядокументов 14010 определяет принципы аудита EMS. Серия 14040 определяетметодологию «оценки жизненного цикла», которая может использоватьсяпри оценке экологических воздействий, связанных с продукцией организации (такаяоценка требуется стандартом ISO 14001).
Основные требования,которые предъявляет к организации ISO 14001, и соответствие которым означает,что организация имеет систему УООС, соответствующую этому стандарту, таковы:
1.Организация должна выработать экологическую политику — специальный документ онамерениях и принципах организации, который должен служить основой для действийорганизации и определения экологических целей и задач (см. ниже). Экологическаяполитика должна соответствовать масштабу, природе и экологическим воздействиям,создаваемым деятельностью, продуктами и услугами компании. Экологическаяполитика, среди прочих, должна содержать заявления о стремлении к соответствиюнормативам, а также к «постоянному улучшению» (continual improvement)системы экологического менеджмента и к «предотвращению загрязнений»(pollution prevention). Документ должен быть доведен до сведения всехсотрудников организации и быть доступным общественности.
2.Организация должна выработать и соблюдать процедуры для определения значимыхвоздействий на окружающую среду (отметим, что здесь и в других местах стандартговорит о воздействиях, связанных не только непосредственно с деятельностьюорганизации, но и с ее продуктами и услугами). Организация должна такжесистематически учесть все законодательные требования, связанные сэкологическими аспектами ее деятельности, продуктов и услуг, а также требованиядругой природы (например, отраслевые кодексы).
3.С учетом значимых экологических воздействий, законодательных и другихтребований, организация должна выработать экологические цели и задачи. Цели изадачи должны быть по возможности количественными. Они должны быть основаны наэкологической политике («включая осознание необходимости илиприверженность предотвращению загрязнений»), и определены для каждойфункции (области деятельности) и уровня организации. При их формулировке должнытакже приниматься во внимание взгляды «заинтересованных сторон» (подкоторыми понимаются любые группы и граждане, чьи интересы затрагиваютсяэкологическими аспектами деятельности предприятия, или озабоченные этимиаспектами).
4.Для достижения поставленных целей организация должна выработать программуэкологического менеджмента. Программа должна определять ответственных, средстваи сроки для достижения целей и задач.
5.В организации должна быть определена соответствующая структура ответственности.Для обеспечения работы этой системы должны быть выделены достаточныечеловеческие, технологические и финансовые ресурсы. Должен быть назначенответственный за работу системы экологического менеджмента на уровнеорганизации, в обязанности которого должно входить периодически докладыватьруководству о работе EMS.
6.Должен выполняться ряд требований по обучению персонала, а также по подготовкек нештатным ситуациям.
7.Организация должна осуществлять мониторинг или измерение основных параметровтой деятельности, которая могут оказывать существенное воздействие наокружающую среду. Должны быть установлены процедуры для периодической проверкисоответствия действующим законодательным и другим требованиям.
8.Должен проводиться периодический аудит системы экологического менеджмента сцелью выяснения, соответствует ли она критериям, установленным организацией, атакже требованиям стандарта ISO 14001, внедрена ли и работает ли она надлежащимобразом. Аудит может проводиться как самой компанией, так и внешней стороной.Результаты аудита докладываются руководству компании.
9.Руководство организации должно периодически рассматривать работу системыэкологического менеджмента с точки зрения ее адекватности и эффективности.Обязательно должен рассматриваться вопрос о необходимых изменениях вэкологической политике, целях и других элементах EMS. При этом должныприниматься во внимание результаты аудита, изменившиеся обстоятельства истремление к «постоянному улучшению». Вообще, в основе требованийстандарта лежит открытый цикл «план — осуществление — проверка — пересмотрплана».
Все процедуры, ихрезультаты, данные мониторинга и т.п. должны документироваться.
Стандартомподразумевается, что система экологического менеджмента интегрирована с общейсистемой управления организацией. Стандарт не требует, чтобы лица,ответственные за работу EMS, не имели других обязанностей, или чтобы документы,связанные с экологическим менеджментом были выделены в специальную системудокументооборота.

Глава4. Использование стандартов ИСО при организации систем экологическогоменеджмента на предприятии
4.1НеобходимостьИСО на предприятиях
Стандарты ISO 14000являются «добровольными». Они не заменяют законодательных требований,а обеспечивают систему определения того, каким образом компания влияет наокружающую среду и как выполняются требования законодательства.
Организация можетиспользовать стандарты ISO 14000 для внутренних нужд, например, как модель EMSили формат внутреннего аудита системы экологического менеджмента.Предполагается, что создание такой системы дает организации эффективныйинструмент, с помощью которого она может управлять всей совокупностью своихвоздействий на окружающую среду и приводить свою деятельность в соответствие сразнообразными требованиями. Стандарты могут использоваться и для внешних нужд- чтобы продемонстрировать клиентам и общественности соответствие системыэкологического менеджмента современным требованиям. Наконец, организация можетполучить формальную сертификацию от третьей (независимой) стороны. Как можнопредполагать по опыту стандартов ISO 9000, именно стремление получитьформальную регистрацию, видимо, будет движущей силой внедрения системэкологического менеджмента, соответствующих стандарту.
Несмотря надобровольность стандартов, по словам председателя ISO/TC 207 (техническойкомиссии, разрабатывающей ISO) Джима Диксона через 10 лет от 90 до 100процентов больших компаний, включая транснациональные компании будутсертифицированы в соответствии с ISO 14000, то есть получат свидетельство«третьей стороны» о том, что те или иные аспекты их деятельностисоответствуют этим стандартам. Предприятия могут захотеть получить сертификациюпо ISO 14000 в первую очередь потому, что такая сертификация (или регистрацияпо терминологии ISO) будет являться одним из непременных условий маркетингапродукции на международных рынках (например, недавно ЕЭС объявило о своемнамерении допускать на рынок стран Содружества только ISO-сертифицированныекомпании).
Среди других причин, покоторым предприятию может понадобиться сертификация или внедрение EMS, можноназвать такие, как:
улучшение образа фирмыв области выполнения природоохранных требований (в т.ч. природоохранительногозаконодательства);
экономия энергии иресурсов, в том числе направляемых на природоохранные мероприятия, за счет болееэффективного управления ими;
увеличение оценочнойстоимости основных фондов предприятия;
желание завоевать рынки«зеленых» продуктов;
улучшение системыуправления предприятием;
интерес в привлечениивысококвалифицированной рабочей силы.
По замыслу ISO, системасертификации должна создаваться на национальном уровне. Судя по опыту такихстран, как Канада, ведущую роль в процессе создания национальной инфраструктурысертификации играют национальные агентства по стандартизации, такие какГосстандарт, а также Торгово-промышленные палаты, союзы предпринимателей и т.д.
Ожидается, чтостандартный процесс регистрации будет занимать от 12 до 18 месяцев, примерностолько же времени, сколько занимает внедрение на предприятии системыэкологического менеджмента.
Поскольку требованияISO 14000 во многом пересекаются с ISO 9000, возможна облегченная сертификацияпредприятий, которые уже имеют ISO 9000. В дальнейшем предполагаетсявозможность «двойная» сертификация для уменьшения общей стоимости.«Сертификация в рамках ISO 9000 — это 70% работы по сертификации в рамкахISO 14000», утверждает одна из консультационных фирм.
4.2 Проблемы ISO 14000
Если компании,работающие в области экологического аудита и консалтинга единодушноприветствовали принятие стандартов ISO 14000, то реакция другихзаинтересованных сторон была не столь однозначной. По поводу ISO 14000 ведутсяострые дискуссии с участием деловых кругов, государственных органов иобщественных организаций
С одной стороны,сертификация на соответствие ISO 14000 создает единую основу для сравненияэкологической политики компаний из разных стран на международном уровне. Сдругой стороны, высказываются опасения, что стандарты создают благоприятныеусловия для «экспорта загрязнений» — переноса вредных производств вразвивающиеся страны. Компания может быть сертифицирована в развивающейсястране, соответствуя гораздо более мягким национальным нормативам. Сертификациюв этих странах может облегчить положительное отношение к крупным иностранныминвесторам, а также развитая коррупции.
Сторонники ISO 14000считают важным достоинством стандарта его гибкость — организация сама ставитдля себя цели в области охраны окружающей среды. Более того, с их точки зрения,следствием положений о «постоянном улучшении» и «предотвращениизагрязнений» является то, что даже компания, уже соответствующаянациональным стандартам, должна продолжать совершенствовать свою системуэкологического менеджмента и сокращать загрязнения. Их оппоненты считают, чтоэта гибкость чрезмерна — предприятие-загрязнитель может, снижая свои выбросы наничтожную величину, тем не менее, формально соответствовать требованиямстандарта. Иногда высказывается мнение, что ISO 14000 с его полным отсутствиемколичественных требований вообще не может считаться стандартом.
Предметом полемикиявляется соотношение ISO 14000 с национальной нормативной базой. Некоторыеконсервативные политики в США полагают, что ISO с его системой добровольнойсертификации должен стать единственным инструментом экологическогорегулирования и на национальном уровне, придя на смену «командным»методам регулирования. Так, глава Департамента охраны окружающей среды штатаПенсильвания заявил, что «компания, получившая сертификацию ISO 14000, недолжна больше сталкиваться с регулирующими органами». Это заявлениевызвало волну возмущения среди экологической общественности штата, и черезнекоторое время Департамент был вынужден выступить с официальным заявлением отом, что он рассматривает ISO 14000 как дополнение к существующим методамрегулирования.
Еще одной темой длядискуссий является достаточность той степени открытости предприятия, котораятребуется стандартом. Согласно ISO 14001, экологическая политика организациидолжна быть доступна общественности, а цели и задачи организации ставятся сучетом мнений «заинтересованных сторон». С другой стороны,отмечается, что экологическая политика, будучи единственным документом,доступным общественности, носит весьма общий характер. Высказываются такжепредложения предусмотреть в стандартах те или иные механизмы общественногоучастия в принятии экологически значимых решений. С этой целью, например,американские неправительственные организации ECOLOGIA и Green Seal принимаютучастие в разработке документа ISO 14031 («Руководство по оценкеэкологических аспектов деятельности»).

/>Глава 5. Организация системы экологическогоменеджмента на предприятии
5.1 «ЦиклPDCA» (Plan-Do-Check-Act)
Международныестандарты, распространяющиеся на экологический менеджмент, предназначены дляобеспечения организаций элементами эффективной системы экологическогоменеджмента (СЭМ), которые могут объединяться с другими требованиями из областименеджмента с тем, чтобы содействовать организациям в деле достиженияэкологических и экономических целей. Эти стандарты, так же как и другие международныестандарты, не предназначены для использования в целях создания нетарифныхбарьеров в торговле либо увеличения или изменения обязательств организации,налагаемых на нее законом.
В основе настоящегомеждународного стандарта лежит методология, известная как «цикл PDCA»(Plan-Do-Check-Act). Цикл PDCA можно кратко описать следующим образом:
·         Планирование:разрабатываются цели и процессы необходимые для достижения результатов всоответствии с экологической политикой организации;
·         Осуществление:данные процессы внедряются;
·         Проверка:процессы контролируются и измеряются в сопоставлении с экологической политикой,целевыми и плановыми показателями, законодательными и прочими требованиями; ополученных результатах докладывается;
·         Действие:предпринимаются действия по постоянному улучшению экологической эффективностисистемы экологического менеджмента.
Многие организацииуправляют своей работой, применяя систему процессов и их взаимодействий, чтоможно называть «процессным подходом». Стандарт ИСО 9001 стимулируетиспользование процессного подхода. Поскольку цикл PDCA применим ко всемпроцессам, это дает возможность считать эти две методики совместимыми.
/>
1.Экологическая политика
Высшее руководстводолжно определить экологическую политику организации и обеспечить, чтобы этаполитика в рамках указанной области применения системы экологическогоменеджмента организации:
·         соответствовалахарактеру, масштабу и воздействиям на окружающую среду от деятельностиорганизации, ее продукции или услуг;
·         включалаобязательство вести постоянное улучшение и предотвращать загрязнения;
·         включалаобязательство соответствовать применимым законодательным и другим принятымиорганизацией требованиям, связанным с ее экологическими аспектами;
·         предусматривалаоснову для установления целевых и плановых экологических показателей ииханализа;
·         документальнооформлялась, внедрялась, поддерживалась;
·         доводиласьдо сведения всех работающих на организацию или от ее лица; была доступнаобщественности
2 Планирование
Организация должнаразработать, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии процедуру(ы) для:
·         идентификацииэкологических аспектов своей деятельности, продукции или услуг в рамкахуказанной области применения системы экологического менеджмента, которые онаможет контролировать и на которые она может влиять, с учетом планируемых илиновых установлений, новых или видоизмененных видов деятельности, продукции илиуслуг;
·         определениятех аспектов, которые оказывают или могут оказывать существенное(ые)воздействие(я) на окружающую среду (т.е. существенные экологические аспекты).
Организация должнадокументально оформлять и постоянно актуализировать эту информацию.
Организация должнагарантировать, что существенные экологические аспекты принимаются во вниманиепри разработке, внедрении и поддержании ее системы экологического менеджмента.
Организация должнаразработать, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии процедуру(ы) для:
·         идентификацииприменяемых к ее экологическим аспектам законодательных и других принятыхорганизацией требований и получения доступа к ним;
·         определениятого, как эти требования применимы к ее экологическим аспектам.
Организация должна обеспечить,чтобы упомянутые выше применяемые законодательные и другие принятые еютребования учитывались при разработке, внедрении и поддержании ее системыэкологического менеджмента.
Организация должнаразработать, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии документальнооформленные целевые и плановые экологические показатели для соответствующихподразделений и уровней в рамках этой организации.
Такие целевые иплановые экологические показатели должны быть по мере практической возможностиизмеримыми и соответствовать экологической политике, в том числе, и в частиобязательств по предотвращению загрязнения, соблюдению применимыхзаконодательных и других принятых организацией требований и постоянногоулучшения.
При установлении ианализе своих целевых и плановых экологических показателей организация должнаучитывать законодательные и другие принятые ею требования, а также своисущественные экологические аспекты. Кроме того, организация должна учитыватьсвои технологические варианты, свои финансовые, эксплуатационные потребности ипотребности бизнеса, равно как и точку зрения заинтересованных сторон.
3. Внедрение и функционирование
Руководство организациидолжно обеспечить наличие ресурсов, необходимых для разработки, внедрения,поддержания и улучшения системы экологического менеджмента. Ресурсы включают всебя людские ресурсы, специальные знания и опыт, организационнуюинфраструктуру, технологию и финансовые ресурсы.
Обязанности,ответственность и полномочия должны быть определены, документально оформлены идоведены до сведения всех, кого это касается, с тем, чтобы содействоватьэффективному экологическому менеджменту.
Высшее руководствоорганизации должно назначить своего(их) специального(ых) представителя(ей),который(ые) независимо от других обязанностей должен(ы) иметь определенныеобязанности, ответственность и полномочия для:
·         обеспечениятого, чтобы система экологического менеджмента разрабатывалась, внедрялась иподдерживалась в рабочем состоянии в соответствии с требованиями настоящегомеждународногостандарта;
·         представленияотчетов о функционировании системы высшему руководству для анализа,включаярекомендации по ее улучшению.
Организация должнаобеспечить, чтобы любое(ые) лицо(а), выполняющее(ие) в организации или от ееимени работу, потенциально способную привести к существенному(ым)идентифицированному(ым) организацией воздействию(ям) на окружающему среду,обладало(и) компетентностью на основании соответствующего образования,подготовки или опыта работы, о чем организация должна сохранять соответствующиезаписи.
Организация должнаопределить свои потребности в обучении персонала, связанные с ее экологическимиаспектами и системой экологического менеджмента. Организация должнапредоставлять обучение и принимать прочие меры для удовлетворения выявленных потребностей,о чем организация должна сохранять соответствующие записи.
Организация должнаразработать, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии процедуру(ы),позволяющую(ие) работающим в ней или от ее имени лицам понимать:
·         важностьсоответствия экологической политике, процедурам и требованиям системыэкологическогоменеджмента;
·         существенныеэкологические аспекты и реальные или потенциальные воздействия наокружающуюсреду, связанные с их работой, а также пользу для окружающей среды отповышения личных показателей экологической эффективности в своей работе;
4 Проведение проверок
Организация должнаразработать, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии документированную(ые)процедуру(ы) регулярного мониторинга и измерения основных характеристик своихопераций, которые могут существенно воздействовать на окружающую среду.Такая(ие) процедура(ы) должна включать документирование информации длямониторинга параметров работы, применяемых мер оперативного контроля исоответствия целевым и плановым экологическим показателям организации. Организациядолжна обеспечить использование откалиброванного и поверенного оборудованиямониторинга и измерений, равно как и сохранение записей, это удостоверяющих.
Согласно взятомуобязательству соответствия организация должна разработать, внедрить иподдерживать в рабочем состоянии процедуру(ы) периодической оценки соответствияприменимымзаконодательным требованиям.
Организация должнасохранять записи результатов таких периодических оценок.
Организация должнаразработать, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии процедуру(ы) по работес действительным(и) и потенциальным(и) несоответствием(ями) и по проведениюкорректирующих и предупреждающих действий. В такой(их) процедуре(ах) должныопределяться требования относительно:
·         идентификациии исправления несоответствия(ий) и принятия действия(ий) по смягчению ихвоздействия на окружающую среду;
·         расследованиянесоответствия(ий) для определения его(их) причин(ы) и проведениясоответствующих действий, чтобы избежать их повторения;
·         оценкипотребности в проведении действия(ий) по предотвращению несоответствия(ий) ипроведение соответствующих действий, чтобы избежать возникновениенесоответствий;
·         записьрезультатов предпринятого(ых) корректирующего(их) и предупреждающего(их)действия(ий);
·         анализэффективности проведенного(ых) корректирующего(их) и предупреждающего(их)действия(ий).
Предпринимаемыедействия должны быть пропорциональны важности проблем и соразмерны возникшемувоздействию на окружающую среду.
Организация должнаобеспечить введение всех необходимых изменений в документацию системыэкологического менеджмента.
Применительно ксобственным экологическим аспектам и системе экологического менеджментаорганизация должна разрабатывать, внедрять и поддерживать в рабочем состояниипроцедуру(ы):
·         внутреннейсвязи между различными уровнями и подразделениями организации;
·         получениянадлежащих сообщений от внешних заинтересованных сторон, ихдокументальногооформления и ответа на них.
Организация должнаопределиться с тем, будет ли она информировать внешние стороны о своихсущественных экологических аспектах, и документально оформить такое решение. Вслучае принятии решения о сообщении такой информации, организация должнаразработать и внедрить метод(ы) внешней коммуникации.
Документация системыэкологического менеджмента должна включать:
·         экологическуюполитику, экологические целевые и плановые показатели;
·         описаниеобласти применения системы экологического менеджмента;
·         описаниеосновных элементов системы экологического менеджмента и их взаимодействия, атакжессылки на соответствующие документы;
·         документы,в том числе и записи, требуемые настоящим международным стандартом;
·         документы,в том числе и записи, определенные организаций как необходимые дляобеспеченияэффективного планирования, эксплуатации и контроля за процессами,связанными с ее существенными экологическими воздействиями.
Подготовленность к аварийнымситуациям и реагирование на них
Организация должнаразработать, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии процедуру(ы),позволяющие идентифицировать возможности возникновения катастроф или аварийныхситуаций, которые могут оказать воздействие(я) на окружающую среду, и того, какорганизация будет на них реагировать.
Организация должнареагировать на действительно наступившие катастрофы или аварийные ситуации, атакже предотвращать или смягчать вызванные ими воздействия на окружающую среду.
Организация должнапериодически анализировать и в случае необходимости пересматривать процедуры,касающиеся ее подготовленности к аварийным ситуациям и реагирования на них,особенно после возникновения катастрофы или аварийной ситуации.
5. Анализ со стороны руководства
Высшее руководствоорганизации должно анализировать систему экологического менеджмента череззапланированные интервалы с тем, чтобы обеспечить ее постоянную пригодность,адекватность и эффективность. В анализ со стороны руководства должна включатьсяоценка возможностей проведения улучшений и необходимости внесения изменений всистему экологического менеджмента, в том числе в экологическую политику ицелевые и плановые экологические показания. Необходимо сохранять записи попроведению анализов со стороны руководства.
Входные данные дляанализа со стороны руководства должны включать:
·         результатывнутренних аудитов и оценок соответствия законодательным и другимпринятыморганизацией требованиям;
·         сообщение(ия),поступившее(ие) в организацию от внешних заинтересованных сторон, включаяжалобы;
·         экологическаяэффективность организации;
·         степеньвыполнения целевых и плановых экологических показателей;
·         статускорректирующих и предупреждающих действий;
·         действияна контроле, оставшиеся с предыдущих анализов со стороны руководства;
·         изменившиесяусловия, включая новые законодательные или другие требования, связанные сэкологическими аспектами организации;
·         рекомендациипо улучшению.
Выходные данные анализасо стороны руководства должны включать любые решения или действия, связанные свозможными изменениями в экологической политике, в целевых и плановыхэкологических показателях и прочих элементах системы экологического менеджментаорганизации в соответствии с ее обязательством постоянного улучшения

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Получение сертификациив системе ISO 14000 может оказаться необходимым для российских предприятий,работающих или планирующих сбыт продукции на внешних рынках. Поскольку внастоящий момент национальная инфраструктура сертификации находится наначальной стадии развития, то такие предприятия склонны приглашать иностранныхаудиторов. Помимо дороговизны предоставляемых услуг зарубежные аудиторызачастую незнакомы с требованиями российского экологического законодательства.
Поэтому в ближайшембудущем представляется целесообразным предпринять следующие шаги:
популяризация ISO14000, в том числе через публикацию русскоязычного текста стандартов;
популяризация основныхпринципов экологического аудита промышленных предприятий;
подготовкаспециалистов-аудиторов;
развитие нормативнойбазы по экологическому аудиту;
внедрение национальнойсистемы экологической сертификации и маркировки продукции, а в качестве первогошага — официальное признание определенных систем экологической маркировкиимпортной продукции.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙЛИТЕРАТУРЫ
1.        БеловГ.В. Экологический менеджмент предприятия — учебное пособие, Москва — “Логос”,2006г.
2.        БабинаЮ.В., Варфоломеева Э.А. Экологический менеджмент. – М.: Перспектива, 2002г.
3.        Экология,охрана природы, экологическая безопасность / Под ред. А.Т. Никитина – М.: Новь,2000.
Электронные ресурсы:
1.        http://bio.1september.ru/articlef.php?ID=200602404
2.        http://ecobez.narod.ru/ponatia.html
3.        Данныепо сертификации EMAS приведены по Европейскому регистру сертификации EMAS:
europa.eu.int/comm/environment/emas/index_en.htm
4.        Данныепо сертификации российских организаций приведены также в Общественном Регистресертификации систем экологического менеджмента.
www.14000.ru/section.php?id=2

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Принципы экологического менеджмента Принят ISO 14001 Системы экологического менеджмента (EMS) — спецификации и руководство по использованию + ISO 14004 EMS — Общие руководство по принципам, системам и методам + ISO 14014 Руководство по определению «начального уровня» экологической эффективности предприятия. Должно использоваться перед созданием формальной системы экологического менеджмента Инструменты экологического контроля и оценки ISO 14010 Руководство по экологическому аудиту — Общие принципы экологического аудита + ISO 14011/1 Руководство по экологическому аудиту — Процедуры аудита — Аудит систем экологического менеджмента + ISO 14012 Руководство по экологическому аудиту — Критерии квалификации экологических аудиторов + ISO 14031 Руководство по оценке экологических показателей деятельности организации Стандарты, ориентированные на продукцию ISO 14020 (Серия документов) Принципы экологической маркировки продукции ISO 14040 (Серия документов) Методология «оценки жизненного цикла» — оценки экологического воздействия, связанного с продукцией, на всех стадиях ее жизненного цикла ISO 14050 Глоссарий + ISO 14060 Руководство по учету экологических аспектов в стандартах на продукцию

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Стандарты ISO серии14000. Сводная таблицаНомер Английское название Перевод названия Статус Номер и название соотв. российского стандарта (если принят) Системы экологического менеджмента ISO 14001:1996 Environmental management systems — Specification with guidance for use Системы экологического менеджмента — Спецификация и руководство по применению Принят ГОСТ Р ИСО 14001—98. Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению ISO/CD 14001 Revision of ISO 14001:1996 Пересмотр стандарта ISO 14001:1996 Проект комитета (Committee draft) ISO 14004:1996 Environmental management systems — General guidelines on principles, systems and supporting techniques Системы экологического менеджмента — Общее руководство по принципам, системам и методам Принят ГОСТ Р ИСО 14004—98. Системы управления окружающей средой. Общие руководящие указания по принципам, системам и средствам обеспечения функционирования ISO/CD 14004 Revision of ISO 14004:1996 Пересмотр стандарта ISO 14004:1996 Проект комитета (Committee draft) Экологический аудит и экологическая оценка ISO 14010:1996 Guidelines for environmental auditing — General principles Руководство по экологическому аудиту — Общие принципы Заменен стандартом ISO 19011:2002
ГОСТ Р ИСО 14010—98
Руководящие указания по экологическому аудиту. Основные принципы ISO 14011:1996 Guidelines for environmental auditing — Audit procedures — Auditing of environmental management systems Руководство по экологическому аудиту — Процедуры аудита — Проведение аудита систем экологического менеджмента Заменен стандартом ISO 19011:2002 ГОСТ Р ИСО 14011—98. Руководящие указания по экологическому аудиту. Процедуры аудита. Проведение аудита систем управления окружающей средой ISO 14012:1996 Guidelines for environmental auditing — Qualification criteria for environmental auditors Руководство по экологическому аудиту — Квалификационные критерии для экологических аудиторов Заменен стандартом ISO 19011:2002 ГОСТ Р ИСО 14012—98. Руководящие указания по экологическому аудиту. Квалификационные критерии для аудиторов в области экологии ISO 14015:2001 Environmental management — Environmental assessment of sites and organizations Экологический менеджмент — Экологическая оценка площадок и организаций Принят ISO 19011:2002 Guidelines on quality and environmental auditing Руководство по аудиту качества и экологическому аудиту Принят Экологическая маркировка и декларирование ISO 14020:2000 Environmental labels and declarations — General principles Экологическая маркировка и декларирование — Общие принципы Принят ГОСТ Р ИСО 14020—99. Экологические этикетки и декларации. Основные принципы ISO 14021:1999 Environmental labels and declarations — Self—declared environmental claims (Type II environmental labelling) Экологическая маркировка и декларирование — Самодекларируемые экологические заявления (экологическая маркировка типа II) Принят ГОСТ Р ИСО 14021—2000. Этикетки и декларации экологические. Самодекларируемые экологические заявления (экологическая маркировка по типу II) ISO 14024:1999 Environmental labels and declarations — Type I environmental labelling — Principles and procedures Экологическая маркировка и декларирование — Экологическая маркировка типа I — Принципы и процедуры Принят ГОСТ Р ИСО 14024—2000. Этикетки и декларации экологические. Экологическая маркировка типа I. Принципы и процедуры ISO/TR 14025:2000 Environmental labels and declarations — Type III environmental declarations Экологическая маркировка и декларирование — Экологические декларации типа III Принят, технический доклад Оценка экологической результативности ISO 14031:1999 Environmental management — Environmental performance evaluation — Guidelines Экологический менеджмент — Оценка экологической результативности — Руководство Принят ГОСТ Р ИСО 14031-2001. Управление окружающей средой. Оценивание экологической эффективности. Общие требования ISO/TR 14032:1999 Environmental management — Examples of environmental performance evaluation (EPE) Экологический менеджмент — Примеры оценки экологической результативности Принят, технический доклад Оценка жизненного цикла продукции и услуг ISO 14040:1997 Environmental management — Life cycle assessment — Principles and framework Экологический менеджмент — Оценка жизненного цикла — Принципы и структура Принят ГОСТ Р ИСО 14040—99. Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Принципы и структура ISO 14041:1998 Environmental management — Life cycle assessment — Goal and scope definition and inventory analysis Экологический менеджмент — Оценка жизненного цикла — Определение цели и области исследования, инвентаризационный анализ Принят ГОСТ Р ИСО 14041—2000. Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Определение цели, области исследования и инвентаризационный анализ ISO 14042:2000 Environmental management — Life cycle assessment — Life cycle impact assessment Экологический менеджмент — Оценка жизненного цикла — Оценка воздействия жизненного цикла Принят ГОСТ Р ИСО 14042—2000. Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Оценка воздействия жизненного цикла ISO 14043:2000 Environmental management — Life cycle assessment — Life cycle interpretation Экологический менеджмент — Оценка жизненного цикла — Интерпретация жизненного цикла Принят ГОСТ Р ИСО 14043—2000. Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Интерпретация жизненного цикла ISO/WDTR 14047 Environmental management — Life cycle assessment — Examples of application of ISO 14042 Экологический менеджмент — Оценка жизненного цикла — Примеры применения стандарта ISO 14042 Рабочий проект (working draft) технического доклада ISO/TS 14048:2002 Environmental management — Life cyle assessment — Life cycle assessment data documentation format Экологический менеджмент — Оценка жизненного цикла — Формат документирования данных по оценке жизненного цикла Принят (Техническая спецификация) ISO/TR 14049:2000 Environmental management — Life cycle assessment — Examples of application of ISO 14041 to goal and scope definition and inventory analysis Экологический менеджмент — Оценка жизненного цикла — Примеры применения стандарта ISO 14041 для определение цели и области исследования, а также инвентаризационного анализа Принят, технический доклад Словарь ISO 14050:1998 Environmental management — Vocabulary Экологический менеджмент — Словарь Заменен стандартом ISO 14050:2002 ГОСТ Р ИСО 14050—99. Управление окружающей средой. Словарь ISO 14050:2002 Environmental management — Vocabulary Экологический менеджмент — Словарь Принят Различные стандарты, технические доклады и руководства ISO/TR 14061:1998 Information to assist forestry organizations in the use of Environmental Management System standards ISO 14001 and ISO 14004 Информация в помощь организациям, работающим в лесном хозяйстве, по использованию стандартов для систем экологического менеджмента ISO 14001 и ISO 14004 Принят, технический доклад ISO/TR 14062:2002 Guidelines for integrating environmental aspects into product development Руководство по интеграции учета экологических аспектов в процесс разработки продукта Принят, технический доклад ISO/CD2 14063 Environmental management — Environmental communications — Guidelines and examples Экологический менеджмент — Обмен экологической информацией — Руководство и примеры Проект комитета (Сommittee draft) ISO/AWI 14064 Guidelines for Measuring, Reporting and Verifying Entity and Project-level Greenhouse Gas Emissions Руководящие указания по измерению, отчетности и подтверждению выделения парниковых газов на уровне отдельных организаций и проектов Принят для разработки (Approved work item) ISO Guide 64:1997 Guide for the inclusion of environmental aspects in product standards Руководство по включению экологических аспектов в стандарты на продукцию Принято, руководство ISO Guide 66:1999 General requirements for bodies operating assessment and certification of environmental management systems Общие требования к органам, выполняющим оценку и сертификацию систем экологического менеджмента Принято, руководство
Примечание.Документы, перечисленные в таблице, разработаны Техническим комитетом 207Международной организации по стандартизации (ISO/TC207), за исключением:
стандарта ISO19011:2002, разработанного ISO/TC207 совместно с техническим комитетомISO/TC176;
руководства ISO Guide66:1999, разработанного Комитетом по оценке соответствия (CASCO) той жеорганизации.
Таблица составлена С. Дайманоми В. Виниченко по материалам технического комитета ISO/TC 207 и Госстандарта РФ.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Количество организаций,сертифицированных на соответствие стандартам ISO 14001 и EMAS
Декабрь 2006 г.Страна ISO 14001 EMAS Япония 13,819 КитайГонконгМакао 5,0642739 (1) Испания 4,860 314 Германия 4,150 2,251 США 3,474 (2) Великобритания 2,917 75 Италия 3,121 162 Франция 2,344 23 Швеция 2,310 190 Корея 1,495 Тайвань 1,337 Канада 1,242 Нидерланды 1,162 29 Швейцария 1,155 (1) Финляндия 1,059 39 Бразилия 1,008 Австралия 835 Таиланд 736 Венгрия 637 (6) ДанияГренландия 7112 121 Чехия 605 (10) Индия 605 Австрия 500 298 Сингапур 473 (2) Польша 434 Аргентина 397 Мексика 369 Малайзия 367 (1) Норвегия 350 42 Бельгия 303 23 ЮАР 264 Португалия 248 10 Индонезия 245 Словения 205 Ирландия 170 8 Филиппины 166 Турция 135 Израиль 112 Египет 105 Новая Зеландия 100 Иран 98 Румыния 96 (1) ОАЭ 92 Колумбия 90 Греция 90 9 Чили 80 Эстония 74 Словакия 73 (1) Литва 72 Вьетнам 56 Хорватия 52 Российская Федерация* 48 Коста-Рика 40 Люксембург 32 1 Уругвай 32 Перу 31 Пакистан 26 Кипр 21 Латвия 20 Лихтенштейн 20 Тунис 18 Болгария 17 Венесуэла 17 Иордания 16 Шри Ланка 13 Сербия и Черногория 12 Марокко 11 (2) Нигерия 10 Зимбабве 10 Саудовская Аравия 9 Сирия 8 Тринидад и Тобаго 7 Оман 6 Азербайджан 5 Бангладеш 5 Боливия 5 Ливан 5 Маврикий 5 Бруней 4 Мальта 4 (1) Намибия 4 Парагвай 4 Пуэрто-Рико 4 Украина 4 Алжир 3 Бахрейн 3 Барбадос 3 Гайана 3 Исландия 3 Кувейт 3 Малави 3 Монако 3 Андорра 2 Белоруссия 2 Белиз 2 Ботсвана 2 Камерун 2 Эквадор 2 Гватемала 2 Гондурас 2 Катар 2 Сенегал 2 Замбия 2 Босния и Герцеговина 1 Камбоджа 1 Доминиканская Республика 1 Фиджи 1 Македония 1 Гана 1 Ямайка 1 Казахстан 1 Кения 1 Мозамбик 1 Мьянма 1 Непал 1 Нигер 1 Палестина 1 Панама 1 Сент-Люсия 1 Судан 1 Танзания 1 Туркменистан 1 Сейшелы 1
Источник: ReinhardPeglau, Федеральное агентство по охране окружающей среды (Umweltbundesamt),Берлин, Германия.Публикуется с разрешения составителя.
Данные по сертификацииEMAS приведены по Европейскому регистру сертификации EMAS:
europa.eu.int/comm/environment/emas/index_en.htm
[*] Данные посертификации российских организаций приведены также в Общественном Регистресертификации систем экологического менеджмента.
www.14000.ru/section.php?id=2