Исправление ошибок в учетных регистрах. Предмет и метод бухгалтерского учета

СОДЕРЖАНИЕ
 
1. Исправление ошибок в учетныхрегистрах. 2
2. Предмет и методбухгалтерского учета. 8
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ… 15 
1. Исправление ошибок вучетных регистрах
От ошибок в учете незастрахован никто. Причиной тому могут быть несвоевременное поступление ворганизацию первичных учетных документов, неправильное исчисление облагаемойбазы по налогам, ошибочная корреспонденция счетов и т.д. Нередко к учетупринимаются первичные документы, не оформленные в соответствии с требованиямизаконодательства, что приводит к неправомерному отражению в регистрахбухгалтерского и налогового учета расходов. В результате искажаются данныефинансовой (бухгалтерской) и налоговой отчетности.
Согласно п. 39 Положенияпо ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РоссийскойФедерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, измененияв бухгалтерской отчетности, относящиеся как к отчетному году, так и кпредшествовавшим периодам (после ее утверждения), следует производить вотчетности, составляемой за отчетный период, в котором обнаружены искаженияданных. Иными словами, ошибки в бухгалтерском учете нужно исправлять в томмесяце, в котором они обнаружены.
Если выявленонеправильное отражение хозяйственных операций текущего периода до окончанияотчетного года, исправления производятся записями по соответствующим счетамбухгалтерского учета в том месяце отчетного периода, в котором искажения выявлены(п. 11 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности,утвержденных Приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н, далее — Указания).
Чтобы исправить ошибки,допущенные в отчетном году, достаточно внести исправления в первичные учетныедокументы и регистры бухгалтерского учета.
Запись в учетные регистрыосуществляется ручным или машинным способом. В первом случае операциирегистрируются вручную чернилами или шариковой ручкой (в тех случаях, когданеобходимо сделать несколько экземпляров, — путем копирования). Машинную записьпроизводят при использовании пишущих машин и средств автоматизации.
Записи в учетныхрегистрах производят не позднее следующего дня после получения первичныхдокументов. Они должны быть краткими, аккуратными, четкими, ясными,разборчивыми. После регистрации хозяйственной операции в учетном регистре набухгалтерской проводке или на самом первичном документе делают соответствующуюотметку для облегчения последующей проверки правильности разноски. По окончаниимесяца по каждой странице учетных регистров подводятся итоги. Итоговые записисинтетических и аналитических регистров обязательно сверяются путем составленияоборотных ведомостей или другим способом.
Содержание регистровбухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности являетсякоммерческой тайной.
После утверждениягодового отчета учетные регистры группируют, переплетают и сдают на хранение втекущий архив организации.
Пунктом 3 ст. 10 Закона N129-ФЗ определено, что при хранении регистров бухгалтерского учета следуетобеспечивать их защиту от несанкционированных исправлений. В то же время впрактической деятельности бухгалтеров иногда возникают ситуации, когда врегистры бухгалтерского учета или в отчетность попадают ошибочные данные.
Однако одногоустановления фактов наличия ошибок еще недостаточно, так как неизвестно, гдепроизошла ошибка и в чем она заключается. За выявлением ошибки должно следоватьее нахождение, т. е. отыскание того регистра, в котором произошла ошибка, суммыошибки и т.п. Необходимо также определить сущность и характер ошибки.
Наиболее распространеннымспособом отыскания ошибок является сплошная проверка записей в регистре. Сутьэтого способа состоит в том, что все записи в учетном регистре, содержащемошибку, последовательно сверяются с документами. При такой проверке ошибочнаязапись будет найдена.
На практике применяются идругие способы нахождения ошибок.
В основе их лежатразработанные схемы взаимопроверки счетных записей и итоговых показателейучетных регистров.
После того как ошибканайдена, производится ее исправление. Правильное исправление ошибки в счетныхзаписях имеет большое значение для обеспечения достоверности учетных сведений.
Характер ошибок бываетразличный: нарушение принципа двойной записи, ошибки в корреспонденции счетов,когда сумма хозяйственной операции записывается не на тот счет, на которыйнужно, хотя и в правильной сумме и т.д.
Исправление ошибок врегистре бухгалтерского учета должно быть обосновано и подтверждено подписьюлица, внесшего исправление, с указанием даты исправления. В тексте и цифровыхданных первичных документов и учетных регистров подчистки и неоговоренныеисправления не допускаются.
Для исправления ошибок впервичных документах и учетных регистрах, составленных вручную (за исключением банковскихи кассовых документов), применяется следующий способ:
Корректурный неправильныйтекст или сумма зачеркиваются, над зачеркнутым текстом записываются правильныйтекст или сумма. Зачеркивание производится одной чертой, для того чтобыисправленный текст можно было прочитать. Исправление ошибки оговаривается иподтверждается: в документе подписями лиц, подписавших документ, в учетныхрегистрах г лицом, производившим исправление. Оговорка делается на полях противисправленной записи.
Корректурным способомпользуются в случаях допущенных описок, неправильного подсчета итогов, а такжезаписи операции не в тот учетный регистр, который указан в бухгалтерскойпроводке. В приходных и расходных кассовых ордерах исправления не допускаются.При перенесении итогов в Главную книгу никакие исправления не допускаются. Вэтом случае на сумму допущенной ошибки составляют бухгалтерскую справку, данныекоторой заносятся в Главную книгу отдельной строкой.
Исправление ошибок вучетных регистрах кроме корректурного способа производится способомдополнительной проводки и способом «красного сторно».
Дополнительная проводкаприменяется в тех случаях, когда в бухгалтерской проводке и в учетных регистрахуказана правильная нумерация счетов, но записана сумма операции меньше действительной.Исправление делается путем составления дополнительной записи с той жекорреспонденцией счетов на сумму разницы между правильной суммой операции исуммой, отраженной предыдущей бухгалтерской записью.
Пример. Согласно условиямдоговора с оператором связи организация оплачивает междугородные имеждународные телефонные переговоры ежемесячно после выставления счета-фактурыи расшифровок АТС. За апрель текущего года получен счет на сумму 2784,80 руб.(в том числе НДС — 424,80 руб.).
Данные операции отражаютсяследующим образом:Корреспонденция Сумма, Содержание операции счетов руб. Дебет Кредит 26 60 2360 Отражена в составе расходов организации стоимость услуг связи 19 60 424,8 Отражена сумма НДС 68 19 424,8 Принят к вычету НДС 60 51 2784,8 Оплачены услуги связи согласно счету- фактуре
Бухгалтер ошибочноотразил в составе расходов стоимость услуг связи в сумме 2060 руб. В результатесумма операции занижена на 300 руб.
Предположим, чтодопущенная ошибка обнаружена бухгалтером в мае. В момент обнаружения ошибкиследует сделать дополнительную запись с той же корреспонденцией счетов нанедостающую сумму, т.е. на 300 руб.:
Д-т 26«Общехозяйственные расходы», К-т 60 «Расчеты с поставщиками иподрядчиками» — 300 руб. — отражена в составе расходов стоимость услугсвязи, ошибочно не учтенная в апреле.
«Красное сторно»применяется в тех случаях, если в учетных регистрах указана неправильнаякорреспонденция счетов или большая, чем следовало сумма операции. Суть этогоспособа состоит в том, что ошибочная проводка повторяется в той жекорреспонденции счетов красными чернилами (в автоматизированных системах сознаком «минус»). Эта проводка отражается во всех связанных с ней учетныхрегистрах красными чернилами. При подсчете итогов в учетных регистрах суммы,записанные красными чернилами не прибавляются, а вычитаются из итогов, темсамым неправильная запись аннулируется. После этого составляется новая проводкас правильными данными и записывается в регистры обычным способом.
Способ «красное сторно»применяется в бухгалтерском учете не только для исправления ошибок, но и для корректировкиучетных данных по отдельным счетам.
Пример. Воспользуемсяусловием предыдущего примера, но предположим, что бухгалтер ошибочно отразил всоставе расходов стоимость услуг связи в сумме 2660 руб. Таким образом, суммаоперации превышена на 300 руб.
В мае бухгалтер обнаружилошибку и сделал в учете исправительные записи методом «красногосторно»:Корреспонденция счетов Сумма, руб. Содержание операции Дебет Кредит 26 60 2660 Сторно! Отражена в составе расходов организации стоимость услуг связи за апрель 26 60 2360 Отражена в составе расходов организации стоимость услуг связи за апрель
Все исправления, вносимыев бухгалтерский учет, должны быть оформлены документально. Таким документомможет стать бухгалтерская справка, в которой бухгалтер указывает причины, покоторым возникла ошибка, поясняет смысл вносимых в учет исправлений иизменений, отражает корреспонденцию счетов и суммы.
Как было отмечено,первичные учетные документы принимаются к учету в том случае, если онисоставлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичнойучетной документации. Однако ни один из альбомов унифицированных форм первичнойучетной документации не содержит формы бухгалтерской справки. В данной ситуациипервичный учетный документ может быть разработан организацией самостоятельно.При его разработке необходимо учитывать требование п. 13 Положения обухгалтерском учете и отчетности, а также ст. 9 Закона N 129-ФЗ. В частности,первичный учетный документ будет принят к учету, если он содержит следующиеобязательные реквизиты:
o наименование документа;
o дату составления документа;
o наименование организации, от именикоторой составлен документ, что позволяет определить принадлежность документаконкретной организации;
o содержание хозяйственной операции,вытекающее из названия документа;
o измерители хозяйственной операции внатуральном и денежном выражении;
o наименование должностей лиц,ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ееоформления;
o личные подписи указанных лиц и ихрасшифровки (включая случаи создания документов с применением средстввычислительной техники).
В расшифровке подписивначале следует ставить инициалы и лишь затем фамилию (например: И.С. Петров).
Практика показывает, чтобухгалтеры коммерческих организаций в основном разрабатывают и используюттекстовую форму бухгалтерской справки. Бухгалтеры бюджетных учреждений дляисправления ошибок, обнаруженных в регистрах бюджетного учета, используютсправку (форма 0504833), предусмотренную Приказом Минфина России от 10.02.2006N 25н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету». На основаниисправки производятся бухгалтерские записи, связанные с исправлением ошибок вжурнале операций или ином бухгалтерском документе, при этом делается ссылка наномер и дату исправляемого документа, приводится обоснование внесенияисправлений. 2. Предмет и методбухгалтерского учета
Предметомбухгалтерского учета в обобщенном виде выступает финансово-хозяйственнаядеятельность предприятия, в более конкретном виде предмет состоит измногочисленных и разнообразных объектов.
Под объектамибухгалтерского учета понимаются материальные и де-нежные ценности, которымирасполагает данное предприятие, его юридические отношения с другимипредприятиями, а также те хозяйственные операции, в результате которыхизменяются эти ценности и отношения.
Объекты бухгалтерскогоучета можно объединить в две группы:
1 группа –объекты, обеспечивающие хозяйственную деятельность предприятия (основныесредства, денежные средства, нематериальные активы, различные фонды и резервы,капиталы, юридические отношения, материальные ценности – т.е., это средства иисточники);
2 группа – объекты,составляющие хозяйственную деятельность – хозяйственные процессы и ихрезультаты (процесс снабжения и реализации).
Имуществопредприятия классифицируется по видам: на необоротные активы и оборотныеактивы.
К необоротным активамотносятся: нематериальные активы, основные средства, незавершенныекапиталовложения, долгосрочные финансовые вложения.
Нематериальные активы — патенты, авторские права, товарные знаки, отложенные (организационные) расходы,цена фирмы (деловая репутация фирмы, «гуд-вилл»).
Основные средства — средства труда, участвующие в процессе труда в течение нескольких циклов,сохраняющих свою натуральную форму и постепенно, частями переносящих стоимостьна готовый продукт. Основные средства, в свою очередь, подразделяются наосновные средства производственного и непроизводственного назначения.
К основным средствампроизводственного назначения относятся здания цехов предприятия, зданиезаводоуправления, сооружения, передаточные устройства, оборудование,транспортные средства, измерительные и регулирующие приборы и устройства,вычислительная техника, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарьи принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетниенасаждения и прочие основные средства. В составе основных средств учитываютсянаходящиеся в собственности предприятия земельные участки, объектыприродопользования (вода, недра).
Основные средстванепроизводственного назначения не участвуют не-посредственно в процессепроизводства. Например, жилые дома, спортивные площадки и т.д.
Производственные запасы — предметы труда, которые потребляются в одном производственном цикле и целикомпереносят свою стоимость на продукт. К ним относятся: сырье и основныематериалы, вспомогательные материалы, топливо, запасные части, полуфабрикатысобственного производства, тара.
Малоценные ибыстроизнашивающиеся предметы — объекты бухгалтерского учета стоимостью меньше100 минимальных окладов, сроком службы менее одного года. Например, спецодеждаи спец. обувь, постельная принадлежность, инструменты, приспособления.
Незавершенноепроизводство – продукция, непрошедшая все стадии технической обработки. Готоваяпродукция — изделия, отвечающие государственному стандарту.
Объектомбухгалтерского учета являются денежные средства. Денежные средства поступаютпредприятию от покупателей за реализованную продукцию, оказанные услуги,выполненные работы; от банков в виде кредитов и т.п. К ним относятся деньги,находящиеся в кассе предприятия, на расчетном, валютном счетах банков, наспециальных счетах.
Задолженность предприятиюсо стороны физических лиц, организации, других предприятий называетсядебиторской.
Имущество предприятияклассифицируется по видам на необоротные и оборотные активы.
К необоротным активамотносятся нематериальные активы, основные средства, незавершенные капиталовложения,долгосрочные финансовые вложения (инвестиции в ценные бумаги).
Оборотные активы — материалы, сырье, полуфабрикаты, запчасти, топливо, готовая продукция, товарыотгруженные, дебиторская задолженность, денежные средства, краткосрочныефинансовые вложения, векселя полученные и др.
Имущество предприятияклассифицируется и по месту нахождения: в сфере производства, сфере обращения,внепроизводственной сфере.
К сфере производстваимущество относится: основные средства цехов основного и вспомогательного производства,сырье и материалы, топливо, запчасти, полуфабрикаты собственного производства,незавершенное производство, МБП и др.
К сфере обращенияотносятся готовая продукция, товары отгруженные, денежные средства, дебиторскаязадолженность.
К внепроизводственнойсфере относятся основные средства жилищно-коммунального хозяйства, оборудованиеи инвентарь клуба и т.п.
Имущество предприятияприобретается за счет источников.
По источникам образованияимущество подразделяется на собственные источники и заемные источники.
К собственным источникампредприятия относятся уставный капитал, резервный капитал, добавочный капитал,прибыль, фонд накопления, целевое финансирование.
К заемным источникамотносятся средства, представленные предприятию во временное пользование наопределенные цели, за плату, на определенный срок, по истечению которого онивозвращаются владельцу, т.е. перед предприятием возникают обязательства.
К ним относятся кредитыбанков, кредиторская задолженность, займы.
Кредиты банковподразделяются на долгосрочные и краткосрочные. Кредиторская задолженность — суммы, причитающиеся с данного предприятия в пользу других предприятий и лиц. Кней относят задолженность по оплате труда, бюджету по налогам; отчисления вовнебюджетные фонды, векселя к уплате, авансы полученные.
Дляосуществления производственно-хозяйственной деятельности имущество предприятиянаходится в постоянном движении, совершая кругооборот, который состоит из рядахозяйственных процессов: снабжения, производства и реализации.
Под методом бухгалтерскогоучета понимают совокупность способов, с помощью которых отражаются, исследуютсяи контролируются его объекты.
Научное содержание методабухгалтерского учета в том, что все хозяйственные явления отражаются в учете внепрерывном их движении и развитии, причем хозяйственные процессы исоставляющие их операции отражаются учетом не изолировано друг от друга, а вединстве, взаимосвязи и взаимозависимости.
Бухгалтерский учет имеетсвои собственные приемы и методы исследования, которые вытекают из сущности егопредмета.
Метод бухгалтерскогоучета включает в себя следующие элементы: документацию и инвентаризацию, оценкуи калькуляцию, счета и двойную запись, баланс и отчетность.
Документация –непрерывное, документально обоснованное отражение всех хозяйственных операций,имеющих денежное выражение. Для этого отдельные операции отражаются в первичныхдокументах, являющихся основой дальнейшей группировки данных в учетныхрегистрах с целью получения необходимых показателей. Не все хозяйственныеявления могут быть зафиксированы посредством документации (например,естественная убыль товарно-материальных ценностей, ошибки и просчеты приприемке товарно-материальных ценностей и денежных средств, недостачи ихищения). Все эти изменения можно оформить лишь при выявлении, а не тогда,когда эта недостача произошла. Выявить такие явления позволяет инвентаризация.
Инвентаризация – этопроверка наличия товарно-материальных и де-нежных средств и сопоставление сучетными данными (для получения реальных данных).
Документация иинвентаризация – это способы первичного отражения и контроля объектовбухгалтерского учета.
Оценка представляет собойвыражение в денежном измерении имущества предприятия и его источников. В основеоценки имущества предприятия лежат реальные затраты, выраженные в денежномизмерении. В целях сопоставимости оценка имущества и его источников дляотражения в балансе должна проводится единообразно на всех предприятиях.
Каждыйхозяйственный процесс состоит из ряда затрат, поэтому необходимо установить нетолько величину каждого вида затрат, но и их общую сумму, т.е. исчислитьсебестоимость, или составить калькуляцию, которая позволит определитьфактическую себестоимость объектов в денежной оценке.
Оценка и калькуляцияслужат для стоимостного измерения объектов бухгалтерского учета.
Зафиксированные вдокументах хозяйственные операции необходимо систематизировать, т.е.зарегистрировать на бухгалтерских счетах. Потребность в счетах вызвана тем, чтосведения, содержащиеся в документах, дают разрозненную характеристику учетныхобъектов. Для обобщенного представления эти данные необходимо сгруппировать исуммировать. Такую функцию в бухгалтерском учете выполняют счета.
Хозяйственные операции насчетах бухгалтерского учета отражаются посредством двойной записи. Двойнаязапись – взаимосвязанное отражение двух явлений, вызываемых каждойхозяйственной операцией (запись на двух счетах и более).
Счета и двойная записьиспользуются с целью текущей группировки данных об объектах бухгалтерскогоучета.
Счетадают возможность накапливать и систематизировать данные, но на конкретном счетенет обобщенной информации по предприятию в целом. Для обобщения показателейслужит бухгалтерский баланс, в котором хозяйственные средства показываются вдвух разрезах:
1)по их видам и размещению;
2)по источникам образования и целевому назначению.
Этопозволяет видеть всю совокупность хозяйственных средств во взаимной связи иоблегчает проведение анализа обеспеченности ими предприятия.
Однимиз элементов метода бухгалтерского учета является отчетность, котораяпредставляет собой способ получения различных показателей о разных сторонахдеятельности предприятия за определенный период (месяц, квартал, полугодие,год).
Баланс и отчетностьявляются способами итогового обобщения данных бухгалтерского учета.
Основными задачамибухгалтерского учета являются:
o формирование полной идостоверной информации о хозяйственной деятельности предприятия и егоструктурных подразделений;
o контроль за наличием идвижением имущества, источников его образования;
o предотвращение потерь ивыявление резервов повышения эффективности хозяйственной и финансовойдеятельности;
o формирование фактическойсебестоимости выпускаемой продукции, выполняемых работ и оказанных услуг;
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.   Бебнева Е.Б., Богачева И.В., СоколоваЕ.С. Теория бухгалтерского учета. – М.: ЮНИТИ, 2005.
2.   Теория бухгалтерского учета: Курслекций / Сост. Т.П. Рябова. − Изд-во БГУЭП, 2004. − 61 с.
3.   Базарова А. Исправление ошибоктекущего года в учете // Финансовая газета. Региональный выпуск. – 2007. – №36.
4.   www.platinalog.ru/topic5851.html
5.   www.smolgrad.ru/lawdigest/full/223.html
6.   www.yanakayevs.narod.ru/0005/0005-0007.html
7.   www.yanakayevs.narod.ru/0005/0005-0010.html
8.   www.yanakayevs.narod.ru/0005/0005-0021.html