Исследование факторов эмоционального выгорания педагогов

Министерство общего и профессионального образования РФТюменский областной государственный институт
развития регионального образования
Кафедра практическойпсихологии
Дипломная работа
Исследование факторов эмоционального
выгорания педагогов
                                             Исполнитель:       МитченкоЛ.Э.
                             Научныйруководитель:
                                               к. п. н., доцент     Просекова В.М.
Тюмень 2003 г.                         Министерство общего ипрофессионального образования РФТюменский областной государственный институт
развития регионального образования
Кафедра практическойпсихологии
Дипломная работа
Исследование факторов эмоционального
выгорания педагогов
                        Подпись исполнителя______________________________
         Подпись научногоруководителя_____________________
                      Подпись рецензента _______________________________
      Подпись заведующего кафедрой_______________________
 
                                                            Тюмень 2003 г.
                                       ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
Введение……………………………………………………………………………4
Глава 1.  Психологические особенностиразвития синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельностипедагога..6 
1.1 Понятие синдрома эмоциональноговыгорания. История вопроса…………7
1.1.1   Факторы, инициирующие возникновениесиндрома эмоционального выгорания……………………………………………………………………9
1.1.2   Симптомы эмоционального выгорания………………………………….14
1.2 Эмоциональное выгорание как стресс………………………………………16
1.3 Требования профессии к личностипедагога……………………………….24
1.3.1   Учитель в напряженных условиях……………………………………….28
1.4 Возможные меры профилактики синдромаэмоционального выгорания…33Выводы……………………………………………………………………………37Глава 2. Экспериментальная часть…………………………………………..39
2.1                                                    Гипотеза исследования…………………………………………….39
2.2                                                    Цели и задачи исследования………………………………………39
2.3 Методики исследования……………………………………………39
2.4 База исследования………………………………………………….41
2.5 Результаты исследования и их анализ……………………………42
2.6 Выводы……………………………………………………………..64Заключение…………………………………………………………………..65Литература……………………………………………………………………66
Приложения………………………………………………………………….68              ВВЕДЕНИЕ
  Современная школа предъявляет значительныетребования ко всем аспектам деятельности учителя: знаниям, педагогическимумениям и способам деятельности и, конечно, к личностным особенностям. Вусловиях реализации принципов личностно-ориентированного обучения, особуюактуальность на наш взгляд приобретает изучение факторов, препятствующихгуманизации отношений в диаде “учитель-ученик”.
   Можно предположить, чтосиндром эмоционального выгорания, характеризующийся эмоциональной сухостьюпедагога, расширением сферы экономии эмоций, личностной отстраненностью,игнорированием индивидуальных особенностей учащихся, оказывает достаточносильное влияние на характер профессионального общения учителя. Даннаяпрофессиональная деформация мешает полноценному управлению учебным процессом,оказанию необходимой психологической помощи, становлению профессиональногоколлектива. Реальная педагогическая практика показывает, что сегодня довольночетко прослеживается факт потери интереса к ученику как  к личности, неприятие его таким, какой онесть, упрощение эмоциональной стороны профессионального общения. Многиепедагоги отмечают у себя наличие психических состояний, дестабилизирующихпрофессиональную деятельность (тревожность, уныние, подавленность, апатия,разочарование, хроническая усталость).
    Мы считаем, что обязательнымусловием на современном этапе развития педагогики является ориентациядеятельности учителей на личность воспитанника. Выполнение этой роли требует отпедагога способности противостоять влиянию эмоциональных факторов современнойпрофессиональной среды. На наш взгляд существует некоторое противоречие междутем как выполнить все требования, предъявляемые профессией и при этом  оптимально реализовать себя в профессии иполучать удовлетворение от своего труда. С учетом данного противоречия былавыбрана тема дипломной работы, в которой автор попытается исследовать факторы,оказывающие наибольшее влияние на развитие синдрома эмоционального выгорания.
  Объектом исследования  является синдром эмоционального выгорания.
   Предмет исследования–  организационные факторы в профессиипедагога и личностные качества педагогов.
   Цель исследованиязаключается в исследовании  синдромаэмоционального выгорания и выявлении влияния на него организационных иличностных факторов. Достижение поставленной цели предполагает решениеследующих задач:
1.    Изучение литературы по заявленнойтеме.
2.    Проведение исследования синдромаэмоционального выгорания педагогов, работающих в школе и детском саду.
3.    Проведение исследования личностных иорганизационных факторов, инициирующих синдром эмоционального выгорания упедагогов.
4.    Обработка и анализ результатовисследования.
Гипотезой исследованияпослужили следующие предположения:
–        
–        на формирование синдромаэмоционального выгорания оказывают влияние, как личностные качества педагогов,так и организационные характеристики их деятельности.
База исследования.Исследование проводилось в учебных и воспитательных учреждениях города Тюмени.В них приняли участие 40 педагогов различного возраста и с разным стажемработы.
 
Глава 1.  ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИРАЗВИТИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПЕДАГОГА
     Поскольку основным в данной дипломной работеявляется понятие “эмоциональное выгорание”, то логичнее всего начать ее сопределения эмоций и их значения в жизни человека. Психологический словарь даетнам такое определение эмоций (от лат.emoveo –потрясаю, волную) – психическое отражение в форменепосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений иситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностямсубъекта.
    Говоря о том, для чего человеку нужныэмоции, следует различать их функции и роль. Функция эмоций – это узкоеприродное предназначение, работа, выполняемая эмоциями в организме, а их роль –это характер и степень участия эмоций в чем-либо, определяемая их функциями,или же их влияние на что-то помимо их природного предназначения. Роль эмоцийможет быть положительной и отрицательной. Функция эмоций, исходя из ихцелесообразности, предопределена природой, быть только положительной, иначе,зачем бы они появились и закрепились?
   “Отрицательные” (гнев, злость и т.п.)эмоции, по мнению Б.И. Додонова, играют более важную биологическую роль посравнению с “положительными” эмоциями. Не случайно механизм “отрицательных”эмоций функционирует у ребенка с первых дней появления его на свет, а“положительные” эмоции появляются значительно позднее (цит. по Макаровой,1968). “Отрицательная” эмоция – это сигнал тревоги, опасности для организма.“Положительная” эмоция – это сигнал возвращенного благополучия. Ясно, чтопоследнему сигналу нет необходимости звучать долго, поэтому эмоциональная адаптацияк хорошему наступает быстро. Сигнал же тревоги должен подаваться до тех пор,пока опасность не устранена. Вследствие этого застойными могут оказаться только“отрицательные” эмоции. При этих условиях здоровье человека действительнострадает. Отрицательные эмоции вредны лишь в избытке, как вредно все, чтопревышает норму ( в том числе и положительные аффекты).
    С точки зрения П.В. Симонова, нервныемеханизмы положительных эмоциональных реакций более сложные и тонкие, чемотрицательных. Он считает, что “положительные” эмоции имеют самостоятельноеприспособительное значение, т.е. роль “положительных” эмоций отлична от роли“отрицательных” эмоций: “положительные” эмоции побуждают живые системы активнонарушать достигнутое “уравновешивание” с окружающей средой: “Важнейшая рольположительных эмоций – активное нарушение покоя, комфорта, знаменитого“уравновешивания организма с внешней средой” (1970). “Отрицательные эмоции, — пишет Симонов, — как правило, обеспечивают сохранение того, что уже достигнутоэволюцией или индивидуальным развитием субъекта. Положительные эмоцииреволюционизируют поведение, побуждая искать новые, еще не удовлетворенныепотребности, без которых немыслимо наслаждение… Социальную ценность эмоцийвсегда определяет мотив, вызвавший ее к жизни”.
    Данная дипломная работа посвященаисследованию синдрома эмоционального выгорания и как видно из его названия –это эмоциональное состояние человека. Только вот какое? Для чего оно даночеловеку, какую роль выполняет в жизни профессионала? На этот вопроспостараемся ответить в следующей главе.
1.1. Понятиесиндрома эмоционального выгорания. История вопроса.
       Термин ‘’эмоциональноевыгорание’’ введен американским психиатром Х.Дж.Фрейденбергером в 1974 году дляхарактеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся винтенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально насыщеннойатмосфере при оказании профессиональной помощи. Первоначально этот терминопределялся как состояние изнеможения, истощения с ощущением собственнойбесполезности.
  К 1982 г. ванглоязычной литературе было опубликовано свыше тысячи статей по“эмоциональному сгоранию”. Представленные в них исследования носили главнымобразом описательный и эпизодический характер. Первоначально количество профессионалов, относимых к подверженным ‘’эмоциональному сгоранию’’, было незначительно это были сотрудники медицинскихучреждений и различных благотворительных организаций. Р.Шваб (1982 г.)расширяет  группу профессиональногориска: это – прежде всего учителя, полицейские, юристы, тюремный персонал,политики, менеджеры всех уровней. Как пишет К Маслач, одна из ведущихспециалистов по исследованию “эмоционального сгорания’’, “ деятельность этихпрофессионалов весьма различна, но всех их объединяет близкий контакт с людьми,который, с эмоциональной точки зрения, часто очень трудно поддерживатьпродолжительное время”.
 Таким образом, кнастоящему времени существует единая точка зрения на сущность психическоговыгорания и его структуру. Согласно современным данным, под “психическимвыгоранием” понимается состояние физического, эмоционального и умственногоистощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы.Этот синдром включает в себя три основные составляющие, выделенные К.Маслач: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм) иредукцию профессиональных достижений.
   Под эмоциональнымистощениемпонимается чувство эмоциональнойопустошенности и усталости, вызванное собственной работой.
   Деперсонализацияпредполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда. Всоциальной сфере деперсонализация предполагает бесчувственное, негуманноеотношение к клиентам, приходящим для лечения, консультации, полученияобразования и т.д. Контакты с ними становятся формальными, обезличенными;возникающие негативные установки могут поначалу иметь скрытый характер ипроявляться во внутренне сдерживаемом раздражении, которое со временемпрорывается наружу и приводит к конфликтам.
   Редукцияпрофессиональных достижений– это возникновение у работниковчувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха вней.
   Исследованияпоследних лет позволили существенно расширить сферу распространения этойструктуры, включив профессии, не связанные с социальной сферой, что привело кнекоторой модификации понятия ‘’выгорания’’ и его структуры. Психическоевыгорание понимается как профессиональный кризис, связанный с работой в целом,а не только с межличностными взаимоотношениями в процессе ее.Такое понимание несколько видоизменило и его основные компоненты:эмоциональное истощение, цинизм, профессиональная эффективность. С этих позицийпонятие деперсонализации имеет более широкое значение и означает отрицательноеотношение не только к клиентам, но и к труду и его предмету в целом.
1.1.1.Факторы, инициирующие возникновение синдрома эмоциональноговыгорания
После того как феномен стал общепризнанным, закономерновозник вопрос о факторах, способствующих развитию или, наоборот, тормозящихего. Традиционно они группировались в два больших блока, особенностипрофессиональной деятельности и индивидуальные характеристики самихпрофессионалов.Чаще эти факторы называют внешними ивнутренними или личностными и организационными (Орел, 2001г.; Решетова, 2002г.) Некоторые авторы выделяли и третьюгруппу факторов, рассматривая содержательные аспекты деятельности каксамостоятельные. Так, Форманюк Т.В. выделяет личностные, ролевые иорганизационные факторы (у К. Кондо (1991г.) соответственно: индивидуальные,социальные и “характер работы и рабочего окружения”).
Рассмотрим в качестве примера классификацию В.В.Бойко,который
выделяет ряд  внешних ивнутреннихфакторов предпосылок, провоцирующихэмоциональное выгорание.
 Группаорганизационных(внешних) факторов, куда включаютсяусловия материальной среды, содержание работы и социально-психологическиеусловия деятельности, является наиболее представительной в области исследованийвыгорания. Не случайно в некоторых работах подчеркивается доминирующая рольэтих факторов в возникновении выгорания. Рассмотрим их:
–        хроническая напряженная психоэмоциональнаядеятельность:такая деятельность связана с интенсивнымобщением, точнее, с целенаправленным восприятием партнеров и воздействием наних. Профессионалу, работающему с людьми, приходиться постоянно подкреплятьэмоциями разные аспекты общения: активно ставить и решать проблемы, внимательновоспринимать, усиленно запоминать и быстро интерпретировать визуальную,звуковую и письменную информацию, быстро взвешивать альтернативы и приниматьрешения.
–        дестабилизирующая организация деятельности:основные ее признаки общеизвестны – нечеткая организация ипланирование труда, недостаток оборудования, плохо структурированная ирасплывчатая информация, наличие в ней “ бюрократического шума” – мелкихподробностей, противоречий, завышенные нормы контингента, с которым связанапрофессиональная деятельность, например, учащихся в классе. При этомдестабилизирующая обстановка вызывает многократный  негативный эффект: она сказывается на самомпрофессионале, на субъекте общения – клиенте, потребителе, пациенте и т.д., азатем на взаимоотношениях обеих сторон (Решетова, 2002г.).
–        повышенная ответственность за исполняемые функции иоперации: представители массовых профессий обычноработают в режиме внешнего и внутреннего контроля. Прежде всего, это касаетсямедиков, педагогов, воспитателей и т.д. Процессуальное содержание ихдеятельности заключается в том, что постоянно надо входить и находиться всостоянии субъекта, с которым осуществляется совместная деятельность. Постоянноприходится принимать на себя энергетические разряды партнеров. На всех, ктоработает с людьми и честно относится к своим обязанностям, лежит нравственная июридическая ответственность за благополучие вверенных деловых партнеров –пациентов, учащихся, клиентов и т.д. Плата высока – нервное перенапряжение.Например, школьный учитель за день проведения уроковсамоотдача и самоконтроль столь значительны, что к следующему рабочему днюпсихические ресурсы практически не восстанавливаются (Решетова, 2002г.,Чернисс 2003 г.).
  — неблагополучная психологическая атмосфера профессиональнойдеятельности: таковая определяется двумя основными обстоятельствами –конфликтностью по вертикали, в системе “ руководитель – подчиненный”, и погоризонтали, в системе “ коллега – коллега”. Нервозная обстановка побуждаетодних растрачивать эмоции, а других – искать способы экономии психическихресурсов. Рано или поздно осмотрительный человек с крепкими нервами будетсклоняться к тактике эмоционального выгорания: держаться от всего и всехподальше, не принимать все близко к сердцу, беречь нервы.
–        психологически трудный контингент, с которым имеетдело профессионал в сфере общения:у педагогов ивоспитателей это дети с аномалиями характера, нервной системы и с задержкамипсихического развития. В процессе профессиональной деятельности почти ежедневнопопадается клиент или пациент, который “портит вам нервы” или “ доведет до  белого каления”. Невольно специалист начинаетупреждать подобные случаи и прибегать к экономии эмоциональных ресурсов,убеждая себя при помощи формулы: “ не следует обращать внимание…” В зависимостиот статистики своих наблюдений, он добавляет, кого именно надо эмоциональноигнорировать: невоспитанных, распущенных, неумных, капризных илибезнравственных. Механизм психологической защиты найден, но эмоциональнаяотстраненность может быть использована неуместно, и тогда профессионал невключается в нужды и требования вполне нормального партнера по деловомуобщению. На этой почве возникают недоразумение и конфликт – эмоциональноевыгорание проявилось своей дисфункциональной стороной (Решетова, 2002г.; Орел,2001г.).
К внутренним факторам,обуславливающим эмоциональное выгорание, в своей статье “Энергия эмоций вобщении: взгляд на себя и на других”, В.В.Бойко относит следующие факторы:
    — склонностьк эмоциональной ригидности:естественно, эмоциональноевыгорание как средство психологической защиты возникает быстрее у тех, ктоменее реактивен и восприимчив, более эмоционально сдержан. Например,формирование симптомов  “выгорания” будетпроходить медленнее у людей импульсивных, обладающих подвижными нервнымипроцессами. Повышенная впечатлительность и чувствительность могут полностьюблокировать рассматриваемый механизм психологической защиты и не позволяет емуразвиваться. Жизнь многократно подтверждает сказанное. Нередко случается так,что проработав “в людях” до пенсии, человек, тем не менее, не утратилотзывчивость, эмоциональную вовлеченность, способность к соучастию исопереживанию (Форманюк,1994г.; Орел, 2001 г.; Решетова 2002г.).
–              интенсивная интериоризация (восприятие и переживание)обстоятельств профессиональной деятельности:данноепсихологическое явление возникает у людей с повышенной ответственностью запорученное дело, исполняемую роль. Часто встречаются случаи, когда помолодости, неопытности и, может быть, наивности, специалист, работающий слюдьми, воспринимает все слишком эмоционально, отдается делу без остатка.Каждый стрессогенный  случай из практикиоставляет глубокий след в душе. Судьба, здоровье, благополучие субъектадеятельности вызывает интенсивное соучастие и сопереживание, мучительныераздумья в бессонницу. Профессор Решетова Т.В. называет это безграмотнымсочувствием – полным растворением в другом, слабыми границами “Я”. Постепенноэмоционально-энергетические ресурсы истощаются, и возникает необходимостьвосстанавливать их или беречь, прибегая к тем или иным приемам психологическойзащиты. Так, некоторые специалисты через какое-то время меняют профиль работы идаже профессию. Часть молодых учителей покидает школу в первые 5 лет трудовогостажа. Но типичный вариант экономии ресурсов – эмоциональное выгорание. Учителяспустя 11-16 лет приобретают энергосберегающие стратегии исполненияпрофессиональной деятельности.
         Нередко бывает,что в работе профессионала чередуются периоды интенсивной интериоризации ипсихологической защиты. Временами восприятие неблагоприятных сторондеятельности обостряется, и тогда человек очень переживает стрессовые ситуации,конфликты, допущенные ошибки. Например, педагог, научившийся спокойно реагироватьна аномалии характеров подросткового возраста, вдруг “срывается” в общении сопределенным ребенком, возмущен его бестактными выходками и грубостью. Нослучается – тот же учитель понимает, что надо проявить особое внимание кученику и его семье, однако не в силах предпринять соответствующие шаги.Эмоциональное выгорание обернулось безразличием и апатией.
–        слабая мотивация эмоциональной отдачи впрофессиональной деятельности:здесь  имеется два аспекта. Во-первых, профессионалв сфере общения не считает для себя необходимым или почему-то не заинтересованпроявлять соучастие и сопереживание субъекту своей деятельности.Соответствующее умонастроение стимулирует не только эмоциональное выгорание, нои его крайние формы – безразличие, равнодушие, душевную черствость. Во-вторых,человек не привык, не умеет поощрять себя за сопереживание и соучастие,проявляемые по отношению к субъектам профессиональной деятельности. Системусамооценок он поддерживает иными средствами – материальными или позиционнымидостижениями. Альтруистическая эмоциональная отдача для такого человека ничегоне значит, и он не нуждается в ней, не испытывает от нее удовлетворения.Естественно, “ выгорать” ему просто и легко. Иное дело личность сальтруистическими ценностями. Для нее важно помогать и сочувствовать другим.Утрату эмоциональности в общении она переживает как показатель нравственныхпотерь, как утрату человечности.
–        нравственные дефекты и дезориентация личности:возможно, профессионал имел нравственный изъян еще до того, как сталработать с людьми, или приобрел в процессе деятельности. Нравственный дефектобусловлен неспособностью включать во взаимодействие с деловыми партнерамитакие моральные категории, как совесть, добродетель, добропорядочность,честность, уважение прав и достоинств другой личности. Нравственнаядезориентация вызывается иными причинами – неумением отличать доброе отплохого, благо от вреда, наносимого другой личности. Однако как в случаенравственного дефекта, так и при наличии нравственной дезориентации, формированиеэмоционального выгорания облегчается. Увеличивается вероятность безразличия ксубъекту деятельности и апатии к исполняемым обязанностям.
           К этомуперечню можно добавить  факторы,выделенные   Решетовой Т.В. (2002 г.):
–        неэмоциональность или неумение общаться;
–        алекситимия во всех проявлениях (невозможностьвысказать словами свои ощущения), всегда связано с тревогой;
–        трудоголизм, когда происходит камуфлированиекакой-либо проблемы работой (трудоголик чаще всего прикрывает темпом своюпрофессиональную несостоятельность);
–        люди без ресурсов (социальные связи, родственныесвязи, любовь, профессиональная состоятельность, экономическая стабильность,цель, здоровье и т.д.)                1.1.2.   Симптомы эмоционального выгорания
К Маслач (1978 г.) условно разделяет симптомы эмоционального выгоранияна:  физические, поведенческие ипсихологические.К физическим относятся:
–        усталость;
–        чувство истощения;
–        восприимчивость к изменениям показателей внешнейсреды;
–        астенизация;
–        частые головные боли расстройства желудочно-кишечноготракта;
–        избыток или недостаток веса;
–        одышка;
–        бессонница.
К поведенческим и психологическим:
–        работа становится все тяжелее, а способностьвыполнять ее все меньше;
–        профессионал рано приходит на работу и остаетсянадолго;
–        поздно появляется на работе и рано уходит;
–        берет работу на дом;
–        чувство неосознанного беспокойства;
–        чувство скуки;
–        снижение уровня энтузиазма;
–        чувство обиды;
–        чувство разочарования;
–         неуверенность;
–        чувство вины;
–        чувство невостребованности;
–        легко возникающее чувство гнева;
–        раздражительность;
–        человек обращает внимание на детали;
–        подозрительность;
–        чувство всемогущества (власть над судьбой пациента);
–        ригидность;
–        неспособность принимать решения;
–        дистанционирование от пациентов и стремление кдистанционированию от коллег;
–        повышенное чувство ответственности за пациентов;
–        растущее избегание;
–        общая негативная установка на жизненные перспективы;
–        злоупотребление алкоголем и (или) наркотиками.
       Выгорание очень инфекционно и может быстро распространяться средисотрудников. Те, кто подвержен выгоранию, становятся циниками, негативистами ипессимистами; взаимодействуя на работе с другими людьми, которые находятся подвоздействием такого же стресса, они могут быстро превратить целую группу всобрание “выгорающих”. Наибольшая вероятность того, что это случится,существует в организациях с высоким уровнем стресса. Профессор К. Чернисс всвоей статье “Профессиональное выгорание: беспокойство за работников и боссоврастет”(2003г.) говорит о том, что большая ответственность за развитиевыгорания в организации лежит на руководителе, потому что существуют такиерабочие места и ситуации, которые, в некотором смысле, просто созданы длявыгорания. Большинство людей, работающих в этих местах, очень уязвимы. Онинаходятся в высоко-стрессовых ситуациях, где от них ожидается высокий уровеньвыполнения работы, и где они имеют небольшой контроль над тем, что или как ониделают. К числу таких профессий относится и профессия педагога (например,недостаток контроля, который мог бы испытывать преподаватель в классе с 30 активнымидетьми, является главным фактором, способствующим выгоранию).
   В этой же статье, К. Чернисс(2003г.) отмечает, что выгоранием страдают не только люди, но и организации.Также как и у индивидуума, страдающего от выгорания, в организациях проявляютсяразличные симптомы этого явления, они следующие:
–        высокая текучесть кадров;
–        снижение вовлеченности сотрудников в работу;
–        поиск “козла отпущения”;
–        антагонистический групповой процесс и наличие парныхгруппировок;
–        режим зависимости, проявляющийся в виде гнева наруководство и проявлении беспомощности и безнадежности;
–        развитие критического отношения к сотрудникам;
–        недостаток сотрудничества среди персонала;
–         прогрессирующее падение инициативы;
–        рост чувства неудовлетворенности от работы;
–        проявления негативизма относительно роли или функцииотделения (Чернисс, 2003г.).
                       1.2.Эмоциональное выгорание как стресс
     Вернемсяеще раз к определению эмоционального выгорания. Доктор К. Маслач подчеркивает,что выгорание – это не потеря творческого потенциала, не реакция на скуку, а “эмоциональное истощение,возникающее на фоне стресса, вызванного межличностным общением”. Согласно  Гансу Селье (1936г.), основоположнику ученияо стрессе, это неспецифическая (т.е. всеобщего действия) защитная реакцияорганизма в ответ на психотравмирующие факторы разного свойства. Онопределил следующие стадии стресса как процесса:
1)    непосредственная реакция на воздействие (стадиятревоги);
2)   максимальноэффективная адаптация (стадия резистентности);
3)   нарушениеадаптационного процесса (стадия истощения). (“Стресс без дистресса” 1936г.)
Р.М. Грановская отмечает, чторазвивается стресс обычно таким образом: стрессор – накопления – реакция. Впромежутке между стрессором и ответом организма развертываются определенныепроцессы, опосредованные прежним опытом ответов на стрессовые ситуации. Стресс,включает и физиологические, и психологические компоненты. С его помощьюорганизм как бы мобилизует себя целиком на приспособление к новой ситуации,приводя в действие неспецифические защитные механизмы, обеспечивающиесопротивление или адаптацию. (Грановская, 1997г.)
             Основные черты психического стресса:
1)    стресс – состояние организма, его возникновениепредполагает взаимодействие между организмом и средой;
2)   стресс – болеенапряженное состояние, чем обычное мотивационное, оно требует для своеговозникновения восприятия угрозы;
3)   явления стресса имеютместо тогда, когда нормальная адаптивная реакция недостаточн