Исследование функций менеджмента на примере IT-компаний Hewlett-Packard, Acer Group и ASUSTeK Computer

Кафедраэкономики и менеджмента
Исследованиефункций менеджмента на примере IT-компаний Hewlett-Packard, AcerGroupи ASUSTeKComputer

Введение
Для исследовательскойработы я выбрала три компании, относящиеся к отрасли информационных технологий(Hewlett-Packard Co., Acer Group и ASUSTeK Computer Inc.). Эта отрасль на данное время являетсябыстроразвивающейся и прибыльной. Однако приближающийся мировой кризис являетсясамой главной угрозой для всех IT-предприятий.В условиях кризиса упадёт покупательская способность как розничных покупателей,так и оптовых. Упадёт спрос на продукты и услуги. Потребность населения от КПКдо ПК и ПО уйдёт на один из последних планов.
Так как ассортиментпредлагаемых этими компаниями товаров и услуг очень разнообразен, проведёмисследование на самом обширном рынке – рынке ПК и ноутбуков.
 

Компания
Hewlett-Packard Co.
США, 1939 г.
Acer Group
Тайвань, 1976 г.
ASUSTeK Computer Inc.
Тайвань, 1989 г.
  Продукция Основные бизнес-группы: подразделение устройств печати и цифровой обработки изображений (IPG); подразделение персональных систем (PSG); подразделение технологических решений (TSG). Персональные компьютеры, ноутбуки, серверы, мониторы, проекторы, периферийное оборудование и электронные решения для бизнеса, государства, образования и дома. Решений класса 3С: компьютеры, коммуникации, потребительская электроника (computers, communications, consumer electronics).
  Конкуренты Американская корпорация Dell: в 2006 г. формально оставалась крупнейшим поставщиком ПК, хотя HP стала обходить её по объему продаж уже начиная с III квартала. В 2007 г.  HP закрепила лидерство. На данный период времени доля Dell на мировом рынке составляет 14,6% (темпы роста 1,5%, рентабельность продукции 8,6%, падение прибыли) и шатко занимает второе место в мире. Четвёртое место отводится китайской компании Lenovo (20,2 млн ПК), а на пятом месте, по версии Gartner, — японская Toshiba.
  Положение на мировом рынке
1-е место (19,2% рынка)
темпы роста 32,7%
3-е место (ок. 12,5%)
темпы роста 68,8%
6-е место (ок. 5,5%)
темпы роста ок. 10,5%
  Российский рынок По данным Gartner на III квартал 2007 г.
  4-е место (5,1% рынка) 1-е место (18,6% рынка) 2-е место (8,9% рынка)
  Рентабельность продукции 2,5% 2% 6,2%
  Миссия Предлагать технологии и услуги, которые повышают эффективность бизнеса, способствуют благополучию общества и улучшению качества жизни клиентов Объединять людей и технологии Выпускать инновационные IT решения, которые позволят людям и компаниям использовать весь свой потенциал
Hewlett-PackardCo.
 
Сильные стороны (Strengths)
Слабые стороны (Weakness)
 
1. широкий ассортимент предлагаемых продуктов и услуг;
2. огромный опыт работы;
3. известный бренд на мировом рынке;
4. высокая прибыль;
5. большие темпы роста продаж;
1. затруднён контроль структуры управления;
2. дорогостоящая продукция;
 
Возможности (Opportunities) Создание новых рынков сбыта за счёт использования в этих целях уже сформированного на мировом рынке статуса и широкого ассортимента предлагаемых продуктов и услуг. Выпуск продукции более низкой стоимости для завоевания сегмента более дешёвой продукции, а также рынков других стран (Россия).
  1. наличие неохваченных рынков сбыта;
 
Угрозы (Treats)
Увеличение темпов роста продаж.
Выход на новые рынки за счёт сформированного бренда и широкого ассортимента предлагаемых продуктов и услуг. Снижение стоимости существующей продукции. Выпуск новой продукции по более низкой цене. Сокращение штата.
 
1. мировой кризис;
2. увеличение темпов доли рынка главных конкурентов;
3. снижение потребности в продукции;
  /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
стратегия менеджментмотивация управленческий
Acer Group
 
Сильные стороны (Strengths)
Слабые стороны (Weakness)
1. самые высокие темпы роста продаж;
2. развитая система логистики;
3. концепция «глобальный бренд, но местный подход»;
4. жёсткое отслеживание ценообразования по продукции в каждой торговой компании;
5. опыт работы;
1. маленькая доля продаж, приходящаяся на США и Китай;
2. низкая рентабельность продукции;
3. большая часть доходов приходится на ноутбуки;
4. демпинг;
Возможности (Opportunities) Расширять ассортимент и использовать налаженный маркетинг компании в целях завоевания новых рынков сбыта. Повышение прибыли как следствие повышения рентабельности продукции и расширения ассортимента. Расширение рынка сбыта (США, Китай) за счёт выхода на более высокий ценовой сегмент.
1. наличие неохваченных рынков сбыта;
2. наличие возможностей для расширения ассортимента;
3. наличие возможностей для повышения прибыли;
Угрозы (Treats)
Выход на новые рынки сбыта.
Расширение ассортимента.
Расширение ассортимента продукции.
Вертикальная интеграция.
1. мировой кризис;
2. изменение вкусов потребителей;
3. постоянные финансовые риски;
4. низкое качество продукции поставщиков;
5. снижение потребности в продукции;
ASUSTeK Computer Inc.
 
Сильные стороны (Strengths)
Слабые стороны (Weakness)
1. высокое качество продукции;
2. внедрение фирменных технологий в продукцию и их разнообразие;
3. широкий ассортимент продукции;
4. медленное, но уверенное продвижение;
5. эффективная реклама;
1. плохо развита система логистики;
2. низкие темпы роста продаж;
Возможности (Opportunities) Создание новых рынков сбыта за счёт высокого качества продукции, эффективной рекламы и широкого ассортимента предлагаемых продуктов. Завоевание сегмента рынка более дешёвой продукции.
1. наличие возможности для увеличения темпов роста рынка;
2. наличие неохваченных рынков сбыта;
3. наличие возможностей для расширения ассортимента;
Угрозы (Treats) Выход на новые рынки за счёт рекламы, качества и ассортимента.
Расширение ассортимента продукции.
Повышение темпов роста.
1. мировой кризис;
2. появление нового конкурента;
3. снижение потребности в продукции;

Стратегия компании
 
Стратегия фирмы – эторассчитанная на перспективу система мер, обеспечивающая достижение конкретныхнамеченных компанией целей. Сущность выработки и реализации состоит в том,чтобы выбрать нужное направление развития из многочисленных альтернатив инаправить производственно-хозяйственную деятельность по избранному пути.
Для определения положениякомпании среди конкурентов необходимо обратиться к матрице БКГ:
/>
По рынку ноутбуков и ПК Hewlett-Packard Co. и Acer Group размещаютсяв правом верхнем квадранте: «звезды» зaнимaют лидиpyющee пoлoжeниe в oтpacли.Они пpинocят знaчитeльныe пpибыли, нo oднoвpeмeннo тpeбyют знaчитeльныx oбъeмoвpecypcoв для финaнcиpoвaния пpoдoлжaющeгocя pocтa, a тaкжe жёcткoгo кoнтpoлянaд этими pecypcaми co cтopoны pyкoвoдcтвa. Стpaтeгия компаний нaпpaвлeнa нayвeличeниe дoли нa pынкe. Оcнoвнaя зaдaчa фиpм зaключaeтcя в пoддepжaнииoтличитeльныx ocoбeннocтeй cвoeй пpoдyкции пpи pacтyщeй кoнкypeнции. Пo мepeзaмeдлeния тeмпoв paзвития «звeздa» будет превращаться в «дoйнyю кopoвy».
ASUSTeK Computer Inc. занимает правый нижний квадрант – для этой компаниипродукт относится к «дойным коровам». Пocкoлькy cбыт oтнocитeльнo cтaбилeн бeз кaкиx-либo дoпoлнитeльныx зaтpaт, тo этo пpинocит пpибылибoльшe, чeм тpeбyeтcя для пoддepжaния eгo дoли нa pынкe. Стpaтeгия нaпpaвлeнa нa длитeльнoe пoддepжaниe cyщecтвyющeгo пoлoжeния и oкaзaниe финaнcoвoй пoддepжки paзвивaющимcяпродуктам. Основные задачи сводятся к предложению новых моделей, рекламе и ценовымскидкам.
Цели по доходам:
1) увеличение объёмов продаж;
2) повышение темпов ростаприбыльности;
3) обеспечение оптимальнойрентабельности;
4) снижение издержек производства;
5) ИТ-аутсорсинг;
6) ИТ-консалтинг;
7) услуги по системной интеграции исервисной поддержке.
Цели по работе с сотрудниками:
1) денежное стимулирование;
2) усиление статуса компании;
3) обеспечение нормальных условийтруда.
Цели по работе с клиентами:
Потребители:
1) увеличение сегмента постоянныхклиентов;
2) улучшение качества продукции;
3) увеличение ассортимента продуктови услуг.
Поставщики:
1) усиление контроля качествапродукции;
2) усиление статуса компании намировом рынке.
Конкуренты:
1) поддержание конкурентоспособностипродукции;
2) увеличение доли рынка;
3) обеспечение лидирующих позиций;
4) внедрение новых технологий;
5) совершенствованиематериально-технической базы.
 
Организация как функция менеджмента
 
Организация — это процесссоздания структуры предприятия, которая дает возможность людям эффективноработать вместе для достижения его целей.
Сущность функции состоитв том, чтобы обеспечить выполнение решения с организационной стороны, то естьсоздать такие управленческие отношения, которые бы обеспечили наиболееэффективные связи между всеми элементами управляемой системы.
Организовать значитразделить на части и делегировать выполнение общей управленческой задачи путемраспределения ответственности и полномочий, а также установления взаимосвязеймежду различными видами работ.
Содержанием функцииявляется приспособление организационной структуры фирмы к задачам намечаемойдеятельности, а также подбор людей для конкретной работы и делегирование имполномочий, прав использования ресурсов организации.
Организационная структураопределяет состав и соотношение различных уровней в организации производства, атакже формы этой организации.
В силу того, что все трикомпании являются крупными компаниями с широким ассортиментом продукции и ведутсвою деятельность в мировом масштабе, для них оптимальна дивизиональнаяструктура управления. Дивизиональные структуры основаны на выделении крупныхавтономных производственно-хозяйственных подразделений и соответствующих имуровней управления с предоставлением этим подразделениямоперативно-производственной самостоятельности и с перенесением на этот уровеньответственности за получение прибыли. В присущей этим компаниям структуренациональный рынок рассматривается как региональное подразделение.
Приведённая ниже схемаотражает общий план построения структур управления трёх компаний.
/>
Использованиедивизиональных структур позволяет компаниям уделять конкретному региону столькоже внимания, сколько уделяет небольшая специализированная компания, врезультате чего возможно быстрее реагировать на изменения, происходящие вовнешней среде, и адаптироваться к изменяющимся условиям. Этот вид структурыориентирует на достижение конечных результатов деятельности компании (в данномслучае: насыщение товарами конкретного регионального рынка). Однако он можетвызвать противопоставление целей отделений общим целям развития компании; увеличениезатрат на содержание управленческого аппарата вследствие дублирования одних итех же функций в подразделениях и соответствующего увеличения численностиперсонала; затруднение осуществления контроля сверху донизу; действие в рамкахподразделений всех недостатков линейно-функциональных структур.
 
Контроль как функция менеджмента
Контроль — это процесс,обеспечивающий достижение целей организации. Он необходим для обнаружения иразрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьезными, иможет также использоваться для стимулирования успешной деятельности.
Процесс контроля состоитиз установки стандартов, изменения фактически достигнутых результатов ипроведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенноотличаются от установленных стандартов.
Контроль — это критическиважная и сложная функция управления. Одна из ваднейших особенностей контроля,которую следует учитывать в первую очередь, состоит в том, что контроль долженбыть всеобъемлющим. Каждый руководитель, независимо от своего ранга, долженосуществлять контроль как неотъемлемую часть своих должностных обязанностей,даже если никто ему специально этого не поручал.
Контроль естьфундаментальный элемент процесса управления. Ни планирование, ни созданиеорганизационных структур, ни мотивацию нельзя рассматривать полностью в отрывеот контроля. Действительно, фактически все они являются неотъемлемыми частямиобщей системы контроля в данной организации.
Выделяют следующие видыконтроля:
1) предварительныйконтроль. Осуществляется до фактического начала работ. Средства осуществления —реализация определенных правил, процедур и линий поведения. Используется поотношению к человеческим (анализ профессиональных знаний и навыков, необходимыхдля выполнения должностных обязанностей, отбор квалифицированных людей),финансовым (составление бюджета) и материальным ресурсам (выработка стандартовминимально допустимых уровней качества, проведение проверок);
2) текущий контроль.Осуществляется непосредственно в ходе проведения работ. Базируется на измерениифактических результатов, полученных после проведения работы. Для осуществленияконтроля аппарату управления необходима обратная связь;
3) заключительныйконтроль. Одна из функций состоит в том, что контроль дает руководствуинформацию, необходимую для планирования, если аналогичные работыпредполагается проводить в будущем. Также способствует мотивации, так какизмеряет достигнутую результативность.
Наиболее хорошо контролькачества продукции организован в ASUSTeK ComputerInc. Как определяет сама компаниякачество зарождается на стадии разработки. Контроль осуществляется на каждойстадии производства, но также в число компании входит огромное количествотестировщиков, дабы свести к минимуму возможные погрехи и создавать статус компаниикак производителя качественной продукции. Такой контроль затруднён для компанийHewlett-Packard Co. и Acer Group.
Таким образом у ASUSTeK Computer Inc. есть все шансы в ближайшем будущем достичьлидирующих позиций. Это достаточно молодая компания, а судя по тому, как наданном этапе развивается Acer,то нельзя отрицать, что возможно такое развитие позиций. Для HP очень важно, чтобы их не постиглатакая же участь как Dell. Пока в этойотрасли идёт сильная конкуренция, но не известно, к чему приведётприближающийся кризис.
 
Мотивация как функция менеджмента
Мотивация — это особыйвид управленческой деятельности, имеющий целью активизировать людей, работающихв организации, и побуждающий их эффективно трудиться для выполнения целей,поставленных в планах. Для этого осуществляется их экономическое и моральноестимулирование, обогащается само содержание труда и создаются условия дляпроявления творческого потенциала работников и их саморазвития. Осуществляя этуфункцию, менеджеры должны постоянно воздействовать на факторы результативнойработы членов организации. К ним, в первую очередь, относятся: разнообразиеработы по содержанию, рост и расширение профессиональной квалификацииработающих, удовлетворение от полученных результатов, повышениеответственности, возможности проявления инициативы и осуществления самоконтроляи т.д.
Мотивацией для персонала Hewlett-Packard Co. является высокий статус компании на мировой арене. Поэтомуочень важным для фирмы является сохранение своего статуса.
Acer Group выбирает для себя путь материального стимулирования.
ASUSTeK Computer Inc. создаёт для своего персонала особые условия труда:тёплый коллектив, возможность проявления инициативы.
 
Планирование как функция менеджмента
Планирование — процессопределения целей и приоритетных направлений развития организации, а такжепрограммы действий по их достижению.
Планирование предполагаетобоснованный выбор целей, определение политики, разработку мер и мероприятий(образа действий), методов достижения целей, обеспечение основы для принятияпоследующих долгосрочных решений. Планирование заканчивается перед началомдействий по реализации плана. Планирование – это начальный этап управления,однако, оно представляет собой не единственный акт, а процесс, продолжающийсядо завершения планируемого комплекса операций. Планирование направлено наоптимальное использование возможностей фирмы, в том числе наилучшееиспользование всех видов ресурсов и предотвращение ошибочных действий, могущихпривести к снижению эффективности деятельности фирмы.
В зависимости отдлительности планового периода выделяют следующие формы планирования:перспективное, или стратегическое (прогнозирование); среднесрочное; текущее(бюджетное, оперативное).
Стратегическоепланирование представляет собой набор действий и решений, предпринятыхруководством, которые ведут к разработке специфических стратегий,предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей. Процессстратегического планирования является инструментом, помогающим в принятииуправленческих решений. Его задача — обеспечить нововведения и изменения ворганизации в достаточной степени.
Нашей задачей в работеявляется планирование новой стратегии фирмы в соответствии с её положением намировом рынке и перспективами.
Все три компании занимаютлидирующее положение на мировом рынке. Определим для них эталонные стратегии –это наиболее распространенные и выверенные практикой стратегии развитиябизнеса. Они отражают четыре различных подхода к росту фирмы и связаны сизменением состояния одного или нескольких следующих элементов: продукт, рынок,отрасль, положение фирмы внутри отрасли, технология. Каждый из данных пяти элементовможет находиться в одном из двух состояний: существующее состояние или новоесостояние.
Hewlett-PackardCo. в настоящее время является абсолютным лидером нарынке ноутбуков и ПК, занимает первое место по прибыльности среди IT-компаний. По моему мнению, этойфирме на данный момент нужно следовать стратегии концентрированного роста, аточнее стратегии развития рынка. По этой стратегии компании необходимоискать новые рынки сбыта для уже существующей продукции. Очень хорошим рынкомдля неё будет являться рынок России. В настоящее время эта компания абсолютноне уделяет внимания нашей стране. Однако если ей удастся завоевать наш рынок,то она сможет отвоевать огромную часть рынка сбыта у самого главного на данномэтапе конкурента Acer.
Главной проблемойкомпании AcerGroup сейчас является не всегда хорошеекачество продукции поставщиков – комплектующих для сборки ПК и ноутбуков. Тогдаэтой компании следует выбрать для себя стратегию интегрированного роста, аточнее – стратегию обратной вертикальной интеграции. Эта стратегиянаправлена на рост фирмы за счёт приобретения либо же усиления контроля надпоставщиками, а так же за счёт создания дочерних структур, осуществляющихснабжение. Реализация стратегии обратной вертикальной интеграции может датьфирме благоприятные результаты, связанные с уменьшением зависимости отколебания цен на комплектующие и запросов поставщиков, а также контролемкачества продукции. При этом поставки как центр расходов для фирмы могутпревратиться в случае обратной вертикальной интеграции в центр доходов.
ASUSTeKComputerInc. также необходимо следовать стратегииконцентрированного роста, однако, эта стратегия уже будет относиться к усилениюпозиций на рынке. В этом случае фирма стремится сделать всё возможное, чтобы сданным продуктом на данном рынке усилить свои позиции. Для реализации этойстратегии требуются большие маркетинговые усилия.