Исследование и анализ внешней среды ОАО Теплоизоляция

–PAGE_BREAK–
2.2. Анализ микроокружения ОАО «Теплоизоляция»

При проведении анализа непосредственного окружения ОАО «Теплоизоляция» в первую очередь необходимо рассмотреть потребителей данной организации, которые оказывают очень сильное влияние на нее. Специфика производимого ассортимента продукции такова, что ОАО «Теплоизоляция» не является производителем товаров народного потребления, поэтому подавляющее число потребителей – это юридические лица различных организационно-правовых форм, занимающихся строительными и ремонтными работами. На долю же физических лиц, приобретающих продукцию ОАО «Теплоизоляция» не приходится и 2% от общего объема выпускаемой продукции. В силу этого остается незадействованной сеть розничной и оптовой торговли, так как реализация продукции осуществляется на основе договоров купли-продажи между ОАО «Теплоизоляция» и организациями-потребителями, а также продукцию отпускают непосредственно с предприятия за наличный и безналичный расчет. В Республике Мордовия крупными потребителями организации являются АО «Саранскстройзаказчик», АО «Домострой», муниципальные унитарные предприятия  «Тепловые сети» г. Саранска и г. Рузаевка, муниципальное предприятие «Госкапстройзаказчик», государственное предприятие «Мордовкоммунэнерго» и МУП жилищно-коммунального хозяйства РМ, Строительное управление саранской ТЭЦ-2.  

Необходимо при анализе потребителей учитывать и тот факт, что более половины продукции реализуется не на региональном, а на федеральном рынке (за 3 квартала этого года 46% изделий было реализовано в Республике Мордовия и 54% за ее пределами).

 Рассматривая вышеприведенные данные можно констатировать тот факт, что наблюдается устойчивый рост потребления продукции ОАО «Теплоизоляция» за пределами республики. Причем изменяется и география потребителей, отмечается тенденция сокращения регионов, куда осуществляются поставки. Но это нельзя считать отрицательным фактором, так как прекращается взаимодействие с регионами РФ, значительно удаленными от РМ.

Крупнейшими потребителями продукции ОАО «Теплоизоляция» являются Нижегородская, Тюменская, Саратовская области и г. Москва, которые потребляют более 20% продукции, вывозимой за пределы РМ. Наибольший рост поставок на 2001 год прогнозируется по Санкт-Петербургу (увеличение на 50% от 2000 года), Саратовской области (на 12,5%), Республики Чувашия (на 10%) и г. Москва (на 7%). Общий же рост прогнозируется на 5,2%.

Далее необходимо проанализировать основных поставщиков ОАО «Теплоизоляция» (таблица 2.3.).

Таблица 2.3.

Поставщики ОАО «Теплоизоляция».

Наименование сырья

Наименование поставщика

Закупочная цена

без НДС, руб./тонна

1

2

3

1

2

3

Доломит

Ковровское карьероуправление

114

Асбест

ОАО «Ураласбест» г. Асбест

2300

Кокс

«Губахинский коксохимический завод» г. Губаха

2253

Смола

«Уралхимпласт» г. Нижний Тагил

4135

Шлак

ОАО «Мечел» г. Челябинск

112

Данная таблица показывает, что все наиболее важные источники сырья для производства основных видов продукции (теплоизоляционные материалы) на ОАО «Теплоизоляция» приходится закупать за пределами региона, что приводит к повышению цен на них из-за транспортных расходов. Исключением является известь, поставляемая из Атемара по цене 640 рублей за тонну. За последнее время организация сменила двух стратегически важных поставщиков наиболее дорогостоящих видов сырья. Поставки смолы до этого года осуществляло АО «Комфи» г. Нижний Тагил, но после истечения срока договора из-за более низкой цены при аналогичном качестве было решено отдать предпочтение другой организации из того же города; также изменился и поставщик кокса, ранее поставки этого сырья на ОАО «Теплоизоляция» производил «Коксогазовый завод» г. Видное (Московская область), что связано с некоторым невыполнением сроков поставок.

Остальные менее значимые виды сырья закупаются на территории РМ.

При анализе микроокружения ОАО «Теплоизоляция» также следует изучить конкурентов. В Республике Мордовия конкурентов у предприятия нет, так как ни одна из местных организаций не занимается производством данных видов продукции. Непосредственными конкурентами являются «Выксинский завод минеральных изделий», Арзамасский завод «Минвата», «Кстовский завод минеральных изделий» и Ульяновский завод. Конкуренция совершенная. Рассмотрим ценовую конкуренцию между этими организациями (таблица. 2.4.)
Таблица 2.4.

Сравнение цен по товарной номенклатуре между конкурентами.

Название предприятия

Плита совелитовая

(цена за м3), руб.

Плита минеральная (цена за м3), руб.

Вата минеральная (цена за м3), руб.

ОАО «Теплоизоляция»

2409

929

377

«Выксинский завод минеральных изделий»

931

355

Арзамасский завод «Минвата»

2300

936

359

«Кстовский завод минеральных изделий»

2420

920

373

Ульяновский завод

2229

892

344

Исходя из вышеприведенной таблицы видно, что ОАО «Теплоизоляция» не является лидером по уровню цен, и многие конкуренты устанавливают цены ниже их уровня, что, естественно, не может не сказываться на уровне спроса. Этот результат обусловлен высокой себестоимостью продукции по сравнению с конкурентами, так как приходится привозить сырье из других удаленных регионов, высокими тарифами на энергоносители в РМ, а также уже длительное время неизменной технологией и медленно обновляемым оборудованием. Ситуация по ценовой конкуренции позволяет организации незначительно отставать, а по некоторым изделиям по сравнению с конкурентами и превосходить их за счет того, что в регионе значительно дешевле рабочая сила, что позволяет ОАО «Теплоизоляция» поддерживать цены на конкурентном уровне. Также нужно оценить ситуацию и с продукцией, заменяющей изделия ОАО «Теплоизоляция». Ею являются теплоизоляционные материалы из пенополиуретана, плиты из пенополистирола по цене. Данный вид продукции производится предприятиями химической промышленности, и на территории РМ не производится.

В завершение анализа определим, какое воздействие (благоприятное или же нет) оказывает сложившаяся ситуация во внешней среде на деятельность ОАО «Теплоизоляция». Осуществим это, применив метод составления профиля среды (таблица 2.5).

Таблица 2.5.

Ранжирование среды ОАО «Теплоизоляция».

Фактор среды

Важность для отрасли (от 1 до 3)

Влияние на организацию (от 0 до 3)

Направление влияния (+1 или –1)

Степень важности (D=A*B*C)

A

B

C

D

Состояние экономики

3

3

+

9

Политика

2

2

+

4

Правовая среда

1

1

_

-1

Соц.  компонент

1

0

_

0

Технология

1

1

_

-1

Природно-географич.

1

1

_

-1

Потребители

3

3

+

9

Поставщики

2

3

_

-6

Конкуренты

3

1

_

-3

Инфраструктура

1

1

+

1

Рынок рабочей силы

1

0

+

0

Общая сумма баллов составляет +11, что говорит об общем благоприятном влиянии внешней среды (этот показатель носит субъективный характер и дает только поверхностную оценку), но все же этот показатель невелик и результаты функционирования ОАО «Теплоизоляция» в большей степени зависят от правильно принятых стратегических решений, а это можно сделать только проанализировав внешнюю среду.

2.3. Задачи

Задача 1. Анализ спроса на продукцию и формирование портфеля заказов

Цена,

тыс. руб.

Объем спроса,

шт.

Темп прироста, %

Коэффициент эластичности спроса (по модулю)

цены

объема спроса

530

160

—-

—-

534

155

0,8

-3,13

3,9

540

150

1,1

-3,23

2,9

555

140

2,8

-6,67

2,4

560

130

0,9

-7,14

7,9

рассчитать темпы прироста цены и объема спроса

вычислить коэффициент эластичности спроса

сделать вывод об эластичности спроса на данный товар
I

(534-530)/530*100=0,8

(540-534)/534*100=1,1

(555-540)/540*100=2,8

(560-555)/555*100=0,9
 (155-160)/160*100= -3,13

(150-155)/155*100= -3,23

(140-150)/150*100= -6,67

(130-140)/140*100= -7,14

II

Ер = %изменения количества спроса на товар/%изменение цен на товар. Если Ер>1, то спрос эластичен, если Ер

1)3,13/0,8=3,9

2)3,23/1,1=2,9

3)6,67/2,8=2,4

4)7,14/0,9=7,9

IIIВывод: спрос на все товары эластичен.
Задача 2. оценка риска невостребованной продукции

Марка продукции

Остаток продукции на складе на 31.12.07, шт.

Объем заказанных поставок в 2008 году, шт.

Фактические продажи товаров в 2008 году, шт.

Объем нереализ. продукции на 31.12.08 г шт. (абсолютное значение)

Объем нереализ. продукции на 31.12.08г, в % к итоговым показателям

A

32

430

450

12

2,6

B

28

240

255

13

4,9

C

35

390

420

5

1,2

D

68

510

560

18

3,1

найдите объем нереализованной продукции на 31.12.08г. (шт. и  %)

оцените, по какой марке продукции объем нереализованности самый большой

посчитайте общий объем нереализованной продукции по всем товарам в 2008 году, шт.

в процентном отношении сравните общий объем нереализованной продукции по всем товарам в 2008 году по сравнению с этим показателем в 2007 году – 250 шт.
I

Vнер.пр.(шт)= остаток + объем заказанных поставок – фактические продажи

Vнер.пр. % = (остаток + объем заказанных поставок)- 100ч

1)(32+430)-450=12

2)(28+240)-255=13

3)(35+390)-420=5

4)(68+510)-560=18
х= 12*100/462=2,6

13*100/268=4,9

5*100/425=1,2

18*100/578=3,1

IIСамый большой объем нереализованности у марки продукции B.
III  В 2008 общий объем нереализованной продукции по всем товарам =48 шт.

IV(48-250)/250*100= — 80,8

общий объем нереализованной продукции по всем товарам сократился на 80,8 % что положительно для компании

Задача 3 анализ конкурентоспособности предприятия

Конкурент

Уровень цены

Весовой показатель

Удобство торговой точки

Весовой показатель

Наличие установочного центра

Весовой показатель

Суммирующий показатель

«Выксинский завод минеральных изделий»

3

0,5

4

0,25

4

0,25

3,5

Арзамасский завод «Минвата»

4

0,5

2

0,25

3

0,25

3,25

«Кстовский завод минеральных изделий»

4

0,5

3

0,25

4

0,25

3,75

определить суммирующие показатели по всем конкурентам и сравнить их при этом 5 баллов поставить тем, у кого показатель самый приемлемый 1 балл — самый слабый

3*0,5+4*0,25+4*0,25=3,5

4*0,5+2*0,25+3*0,25=3,25

4*0,5+3*0,25+4*0,25=3,75
Вывод: «Кстовский завод минеральных изделий» является самым опасным конкурентом

Название компании конкурента

Среднегодовой объем продаж, шт.

Усредненная себестоимость одного изделия, руб.

Усредненная себестоимость всех изделий, руб.

Сумма торговой наценки, руб.

Выручка от продаж, руб.

Торговая наценка, %

«Выксинский завод минеральных изделий»

389

372

144708

8845

153553

6,11

Арзамасский завод «Минвата»

245

567

138915

34390

178865

24,76

«Кстовский завод минеральных изделий»

390

204

79560

39950

119510

50,21

Ульяновский завод

469

71

33299

23200

56499

69,67

вычислите усредненную себестоимость всех проданных изделий по каждому конкуренту

рассчитайте выручку каждого

сравните уровень выручки всех конкурентов

рассчитайте уровень торговой наценки по всем фирмам

I

389*372=144708

245*567=138915

390*204=79560

469*71=33299

II

144708+8845=153553

138915+34390=178865

79560+39950=119510

33299+23200=56499

III

Арзамасский завод «Минвата» получил больше всех выручки. В 1,16 раз больше чем «Выксинский завод минеральных изделий» в 1,5 чем «Кстовский завод минеральных изделий» и в 3,17, чем у Ульяновского завода.

IV

8845*100/144708=6,11

34390*100/138915=24,76

39950*100/79560=50,21

23200*100/33299=69,67
Задача 4. анализ себестоимости продукции

4.1

Объем производства на начало периода- 6000 шт. изделий

Объем производства на конец- 5000 шт. изделий

Сумма затрат на начало- 290000 руб.

Сумма затрат на конец- 260000 руб.

Рассчитайте сумму переменных издержек на единицу изделия.
b= (Z1-Z2)/(x1-x2) где b-сумма переменных затрат на единицу изделия, Z1,Z2- затраты на начало и конец периода, x1,x2- объем производства на начало и конец периода

b=(290000-260000)/(6000-5000)=30 руб.

4.2

Сумма постоянных затрат на весь выпуск продукции (А)- 65000

Удельная структура себестоимости (Уд) = 0, 32

b=30 руб.

общий объем выпуска продукции(Vвп)-6000 изделий.

Найдите общую сумму затрат по предприятию(Зобщ)

Зобщ= b* Vвп*Уд+А=30*6000*0,32+65000=122600 руб.

4.3.

Рассчитайте общую сумму материальных затрат (Мз) по предприятию, если Vвп-6000 шт., Уд = 0, 32, на единицу продукции расходуется 36 м. материала (Ур). Цена 1 метра материала (Ц) – 13 руб.

Мз= Уд *Vвп*Ур*Ц= 0,32*6000*36*13= 898560

Найти долю материальных затрат в общей сумме затрат. Зобщ=1550000

1550000-100ч

898560-хч

х=898560*100/1550000=57,97%
Задача 5. анализ рынков сбыта продукции

 

Марка продукции

Структура рынков сбыта, %

Доходность марки продукции, %

Местный рынок

Региональный рынок

Местный рынок

Региональный рынок

A

54,2

45,8

15,1

30,1

B

44,7

55,3

16,8

31,8

C

89,2

10,8

22,5

37,5

D

88,4

11,6

37,9

52,9

1) определите, сколько процентов продаж приходится на региональный рынок

2) посчитайте доходность каждой марки продукции на региональном рынке если известно что доходность на региональном рынке на 15% выше чем на местном

3) посчитайте общую доходность

Общая доходность

Местный: 15,1+16,8+22,5+37,9=92,3%

Региональный: 30,1+31,8+37,5+52,9=152,3%

Вывод: доходность на региональном рынке выше чем на местном на 60% и в 1,65 раз.

Задача 6. План продаж.

Показатели сбыта

Фактическое выполнение плана, руб.

Ожидаемое выполнение плана, руб.

Проект плана, руб.

2007 г.

2008 г.

% изменения

2009 г.

% к 2008 г.

2010г.

% к 2009 г.

Iквартал

536560

560673

4,49

564689

0,72

573356

1,53

IIквартал

603541

604885

0,22

607332

0,41

612248

0,81

IIIквартал

605428

606772

0,22

610343

0,59

638871

4,67

IVквартал

590387

592148

0,3

601255

1,54

609844

1,43

Итого за год

2335916

2364478

1,22

2383619

0,81

2434319

2,13

2007 г.

2008 г.

% изменения

2009 г.

% к 2008 г.

2010г.

% к 2009 г.

Iквартал

536560

659968,8

23

805161,94

22

950091,09

18

IIквартал

603541

730284,61

21

869038,69

19

1016775,3

17

IIIквартал

605428

762839,28

26

923035,19

21

1107642,2

20

IVквартал

590387

761599,23

29

913919,08

20

1105842,1

21

Итого за год

2335916

2914055,2

24,75

3511436,5

20,5

4178609,4

19

1) посчитать план сбыта, итого за год

 

1) (560673-536560)/ 536560*100=4,49

2) (604885-603541)/ 603541*100=0,22

3) (606772-605428)/ 605428*100=0,22

4) (592148-590387)/ 590387*100=0,3

5) (2364478-2335916)/2335916*100=1,22

6) (564689-560673)/ 560673*100=0,72

7) (607332-604885)/ 604885*100=0,41

8) (610343-606772)/ 606772*100=0,59

9) (601255-592148)/ 592148*100=1,54

10) (2383619-2364478)/264478*100=0,81

11) (573356-564689)/ 564689*100=1,53

12) (612248-607332)/ 607332*100=0,81

13) (638871-610343)/ 610343*100=4,67

14) (609844-601255)/ 601255*100=1,43

15) (2434319-2383619)/ 2383619*100=2,13

1) 536560+23%=659968,8

2) 603541+21%=730284,61

3) 605428+26%=762839,28

4) 590387+29%=761599,23

5) 2335916+24,75%=2914055,2

6) 659968,8+22%=805161,94

7) 730284,61+19%=869038,69

8) 762839,28+21%=923035,19

9) 761599,23+20%=913919,08

10) 2914055,2+20,5%=3511436,5

11) 805161,94+18%=950091,09

12) 869038,69+17%=1016775,3

13) 923035,19+20%=1107642,2

14) 913919,08+21%=1105842,1

15) 3511436,5+19%=4178609,4

    продолжение
–PAGE_BREAK–