Исследование и экспертиза туалетного мыла (на примере "Торнадо косметик")

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
на тему «Исследование иэкспертиза туалетного мыла
(на примере «Торнадокосметик»)»

Содержание
Введение
1. Теоретические основы анализа ассортиментанепродовольственных товаров
1.1 Состояние рынка туалетного мыла. Тенденцииразвития ассортимента туалетного мыла
1.2 Классификация туалетного мыла
1.3 Требования стандарта к качеству туалетного мыла.Методы оценки показателей качества
1.4 Требования к упаковке и маркировке туалетногомыла
1.5 Санитарно-эпидемиологическая экспертиза исертификация соответствия косметической продукции и туалетного мыла. Показатели,оцениваемые при сертификации. Оформление документов
2. Исследование ассортимента и качестватуалетного мыла (на примере ООО «Торнадо косметик»)
2.1 Особенности формирования ассортиментатуалетного мыла на предприятии. Динамика товарооборота за 2006-2008год
2.2 Товароведная характеристика ассортиментатуалетного мыла
2.3 Анализ структуры ассортимента туалетного мыла
2.4 Организация приемки косметических товаров имыла по количеству и качеству на предприятии. Анализ результатов личной приемки5 партий туалетного мыла
2.5 Оценка органолептических показателей 10наименований туалетного мыла группы «Ординарное»
2.6 Оценка физико-химических показателей:кислотности среды, пенообразующей способности 10 наименований туалетного мыла
2.7 Оценка качества маркировки и упаковкитуалетного мыла различных изготовителей на соответствие требованиям стандартов
2.8 Анализ соблюдения нормативных требований приоформлении санитарно-эпидемиологических заключений и сертификатов соответствияна продукцию различных изготовителей
Выводы и предложения
Библиографический список

Введение
 
В настоящее времяпроизводство косметической гигиенической продукции перешло на новый уровеньразвития. Наряду с известными зарубежными фирмами-производителями в последниегоды появились и российские линии производства гигиенической косметики.
Отечественныекосметические компании осознали важность этой продукции и стали выпускать новыекосметические серии [14].
В 2006году отечественные производители туалетного мыла резко увеличили объемы выпускаготовой продукции.
Проблемы развития потребительского рынка туалетногомыла в настоящее время – высокая конкурентоспособность среди иностранных фирмпо производству исследуемого продукта [14].
Экспертизатакже находит широкое применение в различных сферах, где требуется проведениеэкспертных исследований. При этом экспертиза отличается от научных и иныхисследований тем, что ее результаты оформляются по определенной форме ииспользуются для определенных целей.
При помощиэкспертизы получают новую информацию об основополагающих товаров в форме экспертногозаключения, которая не может быть получена объективными методами, но необходимадля принятия определенных решений в отношении товара.
Приэкспертной оценки товара определяют действительное значение основополагающиххарактеристик товара и установление их соответствия требованиям нормативныхдокументов или информации о них на маркировке и/или в товарно-сопроводительныхдокументах.
В последниегоды продукция гигиенической косметики стала пользоваться большим спросом нарынке, вследствие повышения уровня доходов потребителей.
Именнопоэтому тема дипломной работы «Исследование и экспертиза туалетного мыла» внастоящее время является актуальной.
Цельдипломной работы — исследование и экспертиза туалетного мыла на примереторгового предприятия.
Объектомисследования и экспертизы в дипломной работе является Общество с ограниченнойответственностью «Торнадо косметик».
Задачи дипломной работы:
— оценка теоретическихоснов в области анализа ассортимента непродовольственных товаров;
— оценкаассортимента туалетного мыла;
— изучить стандарты к качеству туалетного мыла;
-оценкаорганолептических и физико-химических показателей туалетного мыла;
— оценкакачества маркировки и упаковки туалетного мыла;

1. Теоретические основыанализа ассортимента непродовольственных
товаров
 
1.1 Состояние рынкатуалетного мыла. Тенденции развития ассортимента туалетного мыла
 
В 2006 годуотечественные производители туалетного мыла резко увеличили объемы выпускаготовой продукции — по предварительным данным Госкомстата, прирост составил88,7%.
Однипредприятия отказывались от производства мыла, как убыточного продукта. Другие— наоборот, приобретали дополнительные линии для увеличения объемов выпускамыла. На предприятия пришли инвесторы. Однако местные производители столкнулисьс большой проблемой — дефицитом отечественных качественных жиров, которые можнобыло бы использовать в производстве туалетного мыла. Поэтому большую частьингредиентов сегодня приходится завозить из-за рубежа, что ставит мыловаров взависимость от конъюнктуры мирового рынка растительных масел.
Перспективы:конкуренция между мыловарами будет усиливаться, продукция будет вытеснять как“серые” поставки мыла, так и официальный импорт; местные производители будутрасширять ассортимент и осваивать внешние рынки.
За последниедва года на рынке туалетного мыла произошли большие изменения. Инвесторы нестеснялись вкладывать средства в обновление мыловаренного оборудования,“раскрутку” торговых марок, развитие сбытовых сетей. И результат не заставилсебя долго ждать. Если 3-4 года назад импортная продукция занимала 70-80%рынка, то сейчас — 40%.
Положительнаядинамика производства наблюдалась на всех отечественных мыловаренных заводах,сумевших привлечь инвесторов. Тем не менее, на большинстве предприятий мощностибыли недозагружены, лишь отдельные компании эксплуатировали свое оборудованиена 100%.
Всего в 2006году потенциал отечественных заводов по производству туалетного мыла составил75,6 тыс.т. Такой объем позволил бы полностью удовлетворить спрос отечественныхпотребителей на эту продукцию.
Естественно,конкуренция на внутреннем рынке ужесточится, часть производителей более активноначнут осваивать рынки ближайших соседей, в первую очередь стран, с которымиподписаны соглашения о режиме свободной торговли. В таких условиях намногосложнее будет выживать предприятиям, оснащенным устаревшим оборудованием
Общая доляэкспорта мыла относительно невелика — 2439 т, или 15% произведенного. Тем неменее, последние 3 года объемы экспорта постоянно растут.
По заверениямнекоторых производителей, ни “белый”, ни “серый” импорт мыла уже существенно неповлияет на работу отечественных предприятий. Они прочно встали на ноги, ивнутренний рынок отдавать не намерены [7].
Продолжающаясяразвиваться тенденция вытеснения отечественного производителя с собственного рынка,вызвана, на наш взгляд следующими причинами.
Существенная зависимостьот поставок импортного жирового сырья и других компонентов привела к тому, чтоэкзотические масла, такие как различные виды пальмового масла, пальмового стеаринаи кокосового масла стали вынужденно традиционными видами сырья при производстветвердого туалетного мыла. Последнее повышение цен на указанные виды масел вочередной раз продемонстрировало слабость отечественной сырьевой базы инеобходимость поиска новых путей снижения себестоимости готовой продукции.
Не совсемкорректный подход при выдвижении новой продукции на рынок во многом определенэтими обстоятельствами. Снижение затрат на производство мыла достигается существеннымуменьшением затрат на научное обеспечение нового вида мыла и его крайне низкимрекламным бюджетом.
Анализ показывает,что в первую очередь успех имеет ограниченный круг мыл, европейские производителикоторых больше денег тратят на рекламу, чем на производство самого продукта и считаютэто нормальным. Широкая телевизионная реклама мыл «Сейфгард» и «Dave» обеспечиваетузнаваемость этих мыл и постоянный потребительский спрос.
В последнеевремя маркетинговые тенденции для мыловаренного бизнеса формируютсяспециалистами развитых стран, определивших здоровье кожи населения как одну изсоставляющих экологического состояния всего государства в целом.
Новые виды туалетногомыла должны обеспечить отсутствие контакта мыла с кожей другого человека прилюбых условиях.
Отечественнымроссийское мыло можно назвать только потому, что вырабатывается оно нароссийских фабриках. Дело в том, что главным компонентом для производства мылаявляются животные жиры и растительное масло. Основными поставщиками этогопродукта в Россию являются Польша и США. Основным же компонентом дляпроизводства туалетного мыла является пальмовое масло. В Россию его везут изстран, где пальмы произрастают — главным образом из Юго-Восточной Азии.
Конкуренциисо стороны западных компаний отечественные производители практически не боятся.Camay, Palmolive, Saveguarde и другие широко «раскрученные» марки занимают вРоссии всего около 5 процентов рынка мыла. Объясняется это тем, что все онинаходятся в сегменте дорогого мыла и пользуются популярностью в основном тольков Москве и некоторых других более или менее благополучных городах. До недавнихпор российские производители даже не делали попыток покушаться на этот сегментрынка. Но сейчас фабрика «Свобода» освоила выпуск мыла с так называемым РН-5,5нейтральным (оптимальным жировым балансом). Чем и потеснила западныхпроизводителей и в привычной для них нише. Что же касается конкуренции мыла сдругими моющими средствами, то здесь мылу по-прежнему нет равных. В Ассоциациипроизводителей масло-жировой и мыловаренной продукции такое положение объясняюттем, что настоящее мыло в отличие от гелей и жидких мыл делается из натуральныхпродуктов, а следовательно, полезнее для здоровья [17].
Рассмотрим болееподробно основные предприятия-изготовители туалетного мыла.
КонцернКалина – один из ведущих российских производителей косметики и парфюмерии. Компанияпредставлена в 9 товарных группах:
— средствадля ухода за кожей;
— средствадля ухода за полостью рта;
— средства поуходу за волосами;
— парфюмерно-косметическаяпродукция для детей;
— мужская иженская парфюмерия,
— средствадля и после бритья;
— декоративнаякосметика;
— туалетное ихозяйственное мыло;
— бытоваяхимия.
Компания былаоснована в 1942 году на базе эвакуированной из Москвы фабрики «Новая Заря». В1970 году фабрика подверглась коренной реконструкции и модернизацииоборудования и получила название «Уральские Самоцветы». В настоящее время ОАОКонцерн «Калина» — крупнейший российский производитель косметической продукциии средств личной гигиены. Концерн является одним из лидеров на российскомпарфюмерно-косметическом рынке с консолидированным объемом продаж 182,6 млн.долларов США по итогам 2004 года. Ведущие бренды — «Черный жемчуг», «Чистаялиния » и «MIA» в средствах по уходу за кожей, «32» и «Лесной бальзам » всредствах по уходу за полостью рта, «Анжелика Варум » в парфюмерии.
Компаниятакже продвигает на рынки России и стран СНГ
бренды немецкого производителя парфюмерии и косметики Dr. Scheller Cosmetics AG–“Manhattan”,” Manhattan Clearface”, “Apotheker Scheller”.
В состав Концерна входят головное предприятие вЕкатеринбурге и дочерние предприятия: «Паллада-Украина» (Ураина), KalinaOverseas Holding B.V. (Нидерланды) и Dr. Scheller Cosmetics AG (Германия),«Главсказка Интернешнл», «Dr.Scheller Beauty Center»
Концернпроводит масштабные рекламные компании, благодаря чему хорошо известен средипотребителей.
Фабрика«Свобода».
Сегодня фабрика«Свобода» – современное мощное российское косметическое производство. Напредприятии работает свыше 1500 человек. Производственную структуру предприятиясоставляют Научный центр и 5 производств: мыловаренное, глицериновое, тубное,косметическое производство и производство зубных паст и шампуней
Научный центркосметического объединения Свобода, объединяющий семь профильных лабораторий,осуществляет разработку и внедрение в производство современных косметическихизделий. Все изделия производятся из натурального экологически чистого сырья иадаптированы для российских климатических условий. Только за последнее времябыли созданы косметические линии – «Диамант, „Молоко и Мед“,»Деловая женщина”, «Зеленый чай», «Русская баня»,«Ночная фиалка», «Нектар», «Алоэ»,«Любимое», «Комильфо», «Роллер», «Детское»,линии зубных паст «Пародонтол», «Каримед» и«Семейная», натуральная линия по уходу за волосами – «Особый натравах», линия кремообразных красок для волос «Гамма»,насчитывающая 25 тонов и др. изделия. Ряд изделий, разработанных в Научномцентре объединения «Свобода», получил патенты на изобретения в областикосметики.
Косметическоеобъединение «Свобода» осуществляет деловое и творческоесотрудничество с ведущими парфюмерно-косметическими компаниями Германии,Франции, Англии, Швейцарии, Египта, Индии и других стран.
«Весна» (г.Самара).
Современнаяистория Компании «Весна» начинается с 1997 года. В этом году была осуществленаполная реконструкция производства туалетного мыла – главного направлениядеятельности компании на протяжении последних десятилетий.
В 1998 годукомпания вышла на рынок синтетических моющих средств. В декабре 1999 года споявлением современного технологического оборудования ведущих мировыхпроизводителей, Компания «Весна» значительно расширила рынки сбыта и предложилароссийскому покупателю широкий ассортимент эффективных моющих средств: жидкогомыла, шампуней и гелей для душа.
В 2000 годупредприятие получает важное конкурентное преимущество: создает Логистическийцентр, позволяющий управлять процессами хранения, учета, приемки и отгрузкипродукции, представленной в полном ассортименте. С 2002 года Компанияприступила к выпуску новых видов продукции: зубных паст и кремов.
Особоевнимание в Компании уделяется многоступенчатому контролю качествавыпускаемой продукции, который осуществляется на всех этапах производственногоцикла: от сырья и материалов до готовой продукции. В результате сегодняКомпания владеет обширным портфелем общенациональных брендов: в твердом ижидком мылах это «Absolut», «Лесная ягода», «Цветы весны» и «Фрутамин», вжидких моющих средствах «Капля VOX» и «Капля Ультра», в стиральных порошках — «Апрель».
«НевскаяКосметика» на сегодняшний день входит в тройку сильнейшихкомпаний — производителей косметики на российском рынке.
В январе2000 года компания «Невская Косметика» первой из всех косметическихпредприятий России получила сертификат в системе ГОСТР, подтверждающий соответствие ее системы менеджмента качестватребованиям МС ИСО 9001–1994, а в январе 2003 года прошларесертификацию в соответствии с требованиями МС ИСО 9001–2000
Постоянныеизменения, совершенствование технологий производства, работа над созданиемновых продуктов, которых не хватает потребителям качественнойи доступной российской косметики и бытовой химии, направленностьна улучшение условий работы персонала, саморазвитие — этоте принципы, с которым компания встретила свой юбилейи с которыми продолжает идти вперед — к новым юбилеями новым успехам и наградам.
«Нефис» (г.Казань).
Сегодня«Нэфис Косметикс» — это высокотехнологичное современное производство.
Предприятиепроизводит высококачественную продукцию: синтетические моющие средства,шампуни, гели для душа, пены для ванн, жидкие моющие средства, туалетное ихозяйственное мыло, декоративные и хозяйственные свечи, жирныевысокомолекулярные кислоты, соответствующие всем отечественным и международнымстандартам и экологическим требованиям.
Трудовые традициии смелость принимаемых современных управленческих решений позволили освоитьновые серии продукции, конкурентные на современном рынке.
В декабре2001 года ОАО «Нэфис Косметикс» осуществило запуск нового завода по выпускужидких моющих средств, равных которому по технологической оснащенности нет внашей стране. Это позволило расширить возможности нашего предприятия длямассового выпуска различной продукции и стать крупнейшим производителем вРоссии товаров бытовой химии. [18].

1.2 Классификация туалетного мыла
 
Рассмотрим классификациютуалетного мыла с точки зрения различных видов классификаций.
ПоОбщероссийскому классификатору продукции ОК-005-93 /1, 321-322/парфюмерно-косметическую продукцию относят к 91 классу.
914400Средства моющие на жировой основе
914401Мыло в пересчете на 40% содержание жирных кислот
914402Мыло туалетное твердое
914403Мыло хозяйственное
914420Средства моющие туалетные
914430 Средства моющиеспециального назначения [2]
Далее рассмотримстандартную классификацию мыла туалетного. Согласно ГОСТ 28546-2002 «Мылотуалетное твердое. Общие технические условия» твердое туалетное мыло в зависимостиот основных потребительских свойствподразделяют на следующие марки: «Нейтральное» (Н),«Экстра» (Э), «Детское» (Д), «Ординарное» (О) [1].
Твердое туалетное мыло каждоймарки должно иметь индивидуальное фирменное наименование.
Классификация по ТН ВЭД.Мыло туалетное входит в раздел6 под названием «Продукция химической и связанных с ней отраслейпромышленности».
В группу 34. Мыло,поверхностно-активные органические вещества, моющие средства, смазочныематериалы, искусственные и готовые воски, составы для чистки или полировки,свечи и аналогичные изделия, пасты для лепки, пластилин, «зубоврачебныйвоск» и зубоврачебные составы на основе гипса.
Подгруппа3401 Мыло; поверхностно-активные органические вещества и средства, применяемыев качестве мыла, в форме брусков, кусков или в виде формованных изделий,содержащие или не содержащие мыло; поверхностно-активные органические веществаи средства для мытья кожи в виде жидкости или крема и расфасованные длярозничной продажи, содержащие или не содержащие мыло; бумага, вата, войлок илифетр и нетканые материалы, пропитанные или покрытые мылом или моющим средством[3]:
Учебнаяклассификация. Ассортимент туалетного мыла разнообразен и широк. Группируют егопо различным признакам.
Поконсистенции различают твердое (кусковое), кремообразное, жидкое ипорошкообразное мыло.
Жидкое мыло — это соли натрия жирных кислот.
Жидкие мыла — это соли калия жирных кислот.
Жидкиетуалетные мыла представляют собой отдушенные водно-спиртовые растворытриэтаноламинового мыла олеиновой кислоты и калийного мыла жирных кислотрастительных масел с различными добавками. Жидкое туалетное мыло содержит до20% жирных кислот, 10-20% этилового спирта, до 1% отдушки, остальное вода.
Туалетныемыла обладают хорошим моющим действием, однако из-за высоких значений рН(9.0-9.5), становятся все менее популярными.
В зависимостиот состава туалетное мыло подразделяется на четыре марки: «Нейтральное» (Н),«Экстра» (Э), «Детское» (Д) и «Ординарное» (О).
Мыла марок Ни Э содержат не менее 78 г жирных кислот на 100 г мыла. Для этих марокиспользуют наиболее высококачественное жировое сырье — топленые пищевыеживотные жиры только высшего и первого сорта, кокосовое масло и др. Дляароматизации мыла используют тонкие высококачественные отдушки.
В мыле маркиН отсутствуют содопродукты, в марке Э — не более 0,20%.
Мыла марок Ни Э наиболее твердые, обладают меньшей набухаемостью, медленно расходуются,имеют высокую моющую способность. Срок годности — не менее 3-х лет.
По назначениютуалетные мыла подразделяют на гигиенические, лечебно-профилактические,дезинфицирующие, дезодорирующие и специальные.
По форме имассе куска. Твердые туалетные мыла фасуют в виде кусков различной формы сноминальной массой до 300г. Мыла массой 100, 125, 150 г считаются наиболееудобными.
Форма кускаможет быть прямоугольной, овальной, круглой. Туалетное мыло может бытьфигурным.
По упаковке.Туалетное мыло выпускают без обертки и в обертке (упаковке), которая в свою очередьразличается по виду и типу.
Бумажнаяобертка мыла может состоять из одного, двух или трех слоев. Чаще всегоиспользуют одно- или двухслойные бумажные упаковки.
Туалетное мылообертывают в однослойную обертку из прозрачных, полупрозрачных и непрозрачныхполимерных пленок (ПЭ, ПП и др.), ламинированную бумагу, в пластиковыекоробочки — мыльницы, в художественно оформленные футляры в виде пачки,используют коробки из картона (1-4 куска и более) [13].
1.3 Требования стандартак качеству туалетного мыла. Методы оценки показателей качества
Туалетноемыло должно вырабатываться из доброкачественного сырья и в соответствии сутвержденной рецептурой, иметь приятный запах, эстетичность, цвет, удобную форму.Мыло должно легко растворяться в холодной воде, легко пениться и отмыватьзагрязнения без особых физических усилий, т.е. иметь высокую моющуюспособность. Мыло не должно оказывать раздражающего действия на кожу, сохранятьопределенную форму, внешний вид, запах при длительном пользовании, нерасслаиваться во влажной среде, не давать трещин при высыхании. Мыла лечебно –профилактические, дезинфицирующие, дезодорирующие должны обладать определеннымэффектом.
Твердое мылодолжно вырабатываться в соответствии с требованиями настоящего стандарта,технологическими регламентами или инструкциями, а также рецептурами и другимитехническими документами на мыло конкретной марки, утвержденными изготовителямипродукции [1].
Всоответствии с ГОСТом 28546-2002 и ГОСТом 790-89 экспертиза качества туалетногомыла осуществляется по органолептическим и физико-химическим показателям сиспользованием органолептического и инструментального (измерительного) метода.
Всоответствии с ГОСТом 28546-2002 органолептические показатели твердоготуалетного мыла должны соответствовать характеристикам, указанным в таблице 1.
Таблица 1 — Органолептические показатели твердого туалетногоНаименование показателя Характеристика Внешний вид Поверхность с рисунком или без рисунка. Не допускаются на поверхности мыла трещины, полосы, выпоты, пятна, нечеткий штамп. Форма Соответствующая форме мыла индивидуального фирменного наименования, установленной в техническом документе Цвет Соответствующий цвету мыла индивидуального фирменного наименования, установленному в техническом документе Запах Соответствующий запаху мыла индивидуального фирменного наименования, установленному в техническом документе, без постороннего запаха Консистенция Твердая на ощупь. В разрезе однородная
·  Допускается потертостьповерхности и наличие на куске мыла облоя (бортика), не ухудшающего товарноговида куска мыла.
·  Допускаются мыльныеточечные крапины для марок «Нейтральное», «Экстра» и «Детское» — не более 10,для марки «Ординарное» — не более 15.
·  Допускаются следы отприсосок на грани куска мыла для всех марок.
·  Допускается для мыла всехмарок ослабление интенсивности запаха мыла к концу срока его годности.
·  Нанесение на поверхностькуска мыла рисунка, специального рефления или узора, художественногооформленного штампа – в соответствии с техническим документом на мылоиндивидуального фирменного наименования.
Реализациятуалетного мыла с предприятия-изготовителя должна производиться не ранее чемчерез 24ч с момента его изготовления.
Кусковое мылодолжно быть твердым на ощупь, однородным в разрезе, без трещин, выпотов, полос,пятен; недопустимы нечеткий штамп и неровный срез.
Поверхностьмыла должна быть гладкой, форма куска правильной, с четким штампом, деформацияформы не допускается. Цвет мыла должен быть равномерным, чистых тонов,неокрашенное мыло – от белого до кремового цвета, запах мыла – приятным. Цвет изапах должны быть свойственными изделию данного наименования. Допукаются посогласованию с потребителем трещины и разнооттечность, приобретенные в результатеразмораживания мыла после воздействия температур ниже -5 0 С.
Жидкое мылодолжно быть прозрачным, однородным, без мути и осадка (допускается выпадениеосадка при температуре ниже 80 С, исчезающего при нагревании), по цвету изапаху – соответствовать изделию данного наименования.
Порошкообразноемыло должно быть тщательно измельченным, без комков, от белого досветло-желтого цвета, сухим на ощупь, с приятным запахом [1].
Физико-химическиепоказатели качества мыла – это качественное число, содержание хлористого натрия,содопродуктов, Тит мыла, первоначальный объем пены.
Качественноечисло мыла – это массовая доля жирных кислот в пересчете на номинальную массукуска 100 грамм. Для группы Экстра качественное число – не менее 78 г, длягрупп Детское, «I», «II» — не менее 74 г, для жидких туалетных мыл содержаниежирных кислот определяется в процентах и должно находиться в пределах 16,0 –21%.
Массовая доляхлористого натрия и содопродуктов в процентах в пересчете на Na2 O нормируется взависимости от группы мыла и должны быть не более для групп Экстра и Детское –40% и 20% соответственно, для группы «I» — 50% и 22%, для групп «II» — 70% и25%.
В туалетныхмылах не допускается большой остаток свободной щелочи (не более 0,05%) инеомыленного жира (не более 0,2% массы жирных кислотдля твердого мыла, а дляжидких мыл – не более 1,5%). Свободная щелочь раздражает кожу человека иразрушает ткани, а неомыленные, особенно ненасыщенные жиры, при хранении мылабыстро прогоркают, вызывая появление пятен и неприятного прогорклого запаха.
Титр мыла(титр жирных кислот) – температура застывания жирных кислот, выделенных измыла, — характеризует правельность подбора состава жировой смеси. Качествомыла, его твердость, растворимость, истираемость, пенообразование, сохранениепервоначальных свойств при длительном хранении в значительной степениопределяются составом жировой смеси, подобранным для мыла. Титр жирных кислотжировой смеси туалетных мыл должен быть в пределах 36-410 С. Мыло с болеенизкой величиной титра имеет недостаточную твердость, повышенные истираемость ирасход. При более высоком титре понижается растворимость и моющая способностьмыла.
Качество мылатем выше, чем больше оно может дать пены и чем более она устойчива. Показательпенообразующей способности характеризуется объемом пены (см3), образующейся привзбалтывании определенного объема 0,5% мыльного раствора (считается на жирныекислоты). Первоночальный объем пены (см3, не более): для мыла группы Детская и«I» — 320, группы «II» — 300 [1].
Показатели безопасности мыла. Присертификации проводится экспертиза показателей безопасностей потреблениятуалетного мыла. Кроме указанных выше показателей химического составатуалетного мыла исследуются на присутствие в их составе соединений свинца,мышьяка, ртути, перекиных соединений. Содержание их в твердом мыле недопустимо.
Для жидкихтуалетных мыл массовая доля суммы тяжелых металлов не должна превышать 0,002%.Для жидкого мыла определяется водородный показатель (рН). Значение его должнонаходиться в пределах 6,0 – 10,0.
Приэкспертизе показателей безопасности туалетного мыла проводится кожноетестирование. Из клинико – лабороторных показателей безопасности определяютсяраздражающее и сенсибилизирующее действие мыла на кожу. Такое действие должноотсутствовать после 24-часовой экспозиции [1].
1.4 Требования к маркировке и упаковке туалетногомыла
Упаковка мыла должна обеспечивать сохранность инеизменность свойств продукта в течение всего возможного срока хранения ипользования. Она должна быть удобной и безопасной в применении. Удачный выбор ипостоянное совершенствование упаковки имеет немловажное значение для общегоуспеха туалетного мыла у потребителя.
Туалетное мыло фасуют в виде кусков номинальноймассой до 200 г. Бумажная обертка мыла может состоять из двух или трех слоев:
·  Внешнего – в видехудожественной оформленной этикетки из бумаги марок М и А или бумаги смикровосковым покрытием, а также пигментированной бумаги;
·  Внутреннего, для которогоиспользуются подпергамент, писчая биостойкая или оберточная бумага, отвечающаятребованиям защиты мыла от воздействия внешних факторов;
·  Третьего(промежуточного), для которого используются коробочный картон или бумагапачечная двухслойная с определенной массой 1м2 .
Твердое туалетное мыло марок «Детское» и«Ординарное» выпускают в обертке и без обертки, а мыло марок «Нейтральное» и«Экстра» — только в обертке.
Краски на этикетке должны быть свето-, водо- ищелочеустойчивыми; щелочеустойчивость красок этикетки должны быть не менеечетырех баллов по ГОСТ 26160. допускается не контролировать щелочеустойчивостькрасок при использовании трехслойной обертки. Печать на этикетке должна бытьчеткой, без смещений, расплывчатости, затеков и пятен.
Туалетное мыло может упаковываться в однослойнуюобертку из прозрачных, полупрозрачных и непрозрачных материалов, ламинированнойбумаги, фольги, бумаги с микровосковым покрытием.
Туалетное мыло упаковывают по 1-4 и более кусковв коробки – мыльницы из синтетических материалов, в художественно оформленныефутляры и коробки из картона.
Для упаковки каждой партии мыла применяюттоварную тару одного вида. Туалетное мыло упаковывается в групповую илитранспортную тару, обеспечивающую его сохранность при транспортировке ихранении (картонные коробки, ящики из гофрированного картона, бумажные пачки), которыеоклеивают бандерольной бумажной лентой, лентой из синтетических материалов иликлеевой лентой.
Жидкие туалетные мыла традиционно разливают впластмассовые флаконы. Материалом для изготовления флаконов может служить:полиэтилен высокой и низкой плотности, полипропилен, сополимеры олефинов,полистирол, поливинилхлорид, полиметилметакрилат, полиэтилентерефталат и другиетермопластичные полимеры с различными пластификаторами и наполнителями. Флаконыи колпачки производятся различных форм, конструкции и расцветок.
Неудобства жидкой товарной формы мыла, связанныес дозированием, с отвинчиванием и завинчиванием колпачка, во многом устраняютсяиспользованием клапанов и дозирующих устройств всевозможных конструкций.
Необходимую порцию туалетного мыла получают черезповоротный клапан, находящийся в пробке, что достигается простым надавливаниемна эластичный контейнер. В другом случае дозирование осуществляется нажатием наклапан, действующий по принципу сифона. Настенный вариант контейнера позволяетполучить порции туалетного мыла, при проведении по шариковому дозатору ладоньюили губкой. Подобная тара обычно емкостью не менее 0,5 литров, закрепляется настенке кроштейном и чаще всего используется для специальных туалетных мыл вбольницах, общественных душевых и туалетных комнатах.
Для детей жидкое мыло выпускается в пластмассовыхфлаконах, выполненных в виде забавных зверюшек и сказочных персонажей.
При соответствующем декоре хорошо смотрятсястеклянная тара, но ее используют сравнительно редко. В последнее времяпоявились стеклянные флаконы с наружной защитой полимерной пленкой, что снижаетвероятность боя при ударе и образования осколков.
Допускается применение возвратной картонной,деревянной и полимерной тары. Возвратная тара должна быть чистой, сухой и не иметьпосторонних запахов. Показатели качества и механической прочности возвратнойтары должны отвечать требованиям документации о порядке использованиявозвратной тары [1].
Маркировочные данные наносятся как на самокусковое мыло, так и на его упаковку.
На поверхности каждого куска мыла, выпускаемогобез обертки или в прозрачной обертке, обозначают:
·  наименования (подгруппапо ОКП, марка и индивидуальное фирменное наименование);
·  наименования предприятия– изготовителя или товарный знак (при наличии);
·  номинальной массы куска;
·  обозначение настоящегостандарта.
На мыло, упакованное в другие виды обертки,допускается наносить только товарный знак предприятия – изготовителя, например:«NC» — Невская косметика.
На фирменное туалетное мыло и мыло массой до 35гдопускается наносить только наименование предприятия – изготовителя илитоварный знак.
На поверхность каждого куска мыла в бумажнойобертке, обертке из полупрозрачных и непрозрачных синтетических материалов,коробках – мыльницах, футлярах и коробках допускается наносить только товарныйзнак предприятии – изготовителя.
На сувенирное, фигурное и нештампованное «мылодля гостиниц» допускается товарный знак предприятия – изготовителя или товарныйзнак не наносить.
На этикетку, футляр, коробку, маркировочный ярлыкили лист-вкладыш наносят:
·  наименование (подгруппапо ОКП, марка и индивидуальное фирменное наименование) на русском языке.Возможно по усмотрению предприятия – изготовителя дополнительно наносятнаименование на другом языке;
·  наименование предприятия-изготовителя,адрес (юридический адрес, наименование страны);
·  номинальная масса куска;
·  обозначения настоящегостандарта;
·  состав (основные группывеществ);
·  товарный знак предприятия– изготовителя (при наличии);
·  штриховой код (приналичии);
·  информацию о сертификации(знак соответствия) для стран, осуществляющих сертификацию мыла;
Возможны сведения о составе мыла и данныерекламного характера. Маркировка транспортной тары для мыла содержитманипуляционные знаки: «Боится сырости», для жидкого туалетного мыла – «Верх»,«Не бросать», «Стекло» [1].
1.5 Санитарно – эпидемиологическая экспертиза исертификация соответствия косметической продукции и туалетного мыла.Показатели, оцениваемые при сертификации. Оформление документов
 
Санитарно –эпидемиологическая экспертиза косметической продукции проводится органами иучреждениями государственной санитарно — эпидемиологической службы РоссийскойФедерации, организациями, аккредитованными в установленном порядке, экспертамии включает в себя:
— проведение экспертизыдокументации;
— лабораторные и инструментальные исследования и испытания;
(при экспертизе косметической продукции с обследованием условий производстваосуществляется обследование условий производства).
Экспертизеподлежит продукция:
— производимаяв Российской Федерации — при постановке продукции на производство; приизменении состава, комплектации, конструкции, технологического процессапроизводства, нормативной или технической документации на продукцию; опытнаяпартия продукции;
— ввозимая натерриторию Российской Федерации;
— приистечении срока действия ранее выданного заключения.
Экспертизакосметической продукции включает:
— прием ирегистрацию заявки на проведение экспертизы продукции;
— определениенеобходимого объема экспертизы;
— оформлениедоговора на оплату работ, связанных с экспертизой;
— проведениеэкспертизы документации;
— проведениелабораторных и инструментальных исследований и испытаний;
— принятиерешения по результатам экспертизы продукции;
— выдачузаключения и внесение его в Реестр санитарно — эпидемиологических заключений напродукцию, прошедшую санитарно — эпидемиологическую экспертизу.
Далеепредставим характеристику содержания санитарно-эпидемиологических заключений.
1 позиция.Номер санитарно-эпидемиологического заключения.
2 позиция.Требования проектной документации.
3 позиция.Соответствие санитарным правилам.
4 позиция.Основание для признания представленных документов санитарным правилам.
5 позиция.Срок действия заключения.
6 позиция.Указание дополнительной информации, наличие приложений.
Объектомобязательной сертификации может быть любая парфюмерно-косметическая продукция,идентифицированная должным образом, предназначенная для реализации в РоссийскойФедерации, требования к качеству и безопасности которой установлены натерритории Российской Федерации.
Всоответствии с п. 4 ст. 7 Закона Российской Федерации «О защите правпотребителей» перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации,утверждается Правительством Российской Федерации.
Парфюмерно-косметическаяпродукция, подлежащая обязательной сертификации, предназначена для нанесения (спомощью вспомогательных средств или без их использования) на различные частичеловеческого тела (кожные и волосяные покровы, ногти, губы, наружные половыеорганы) с целью очищения, придания приятного запаха, изменения их внешнеговида, поддержания здорового состояния, защиты или сохранения в хорошемсостоянии, классифицирована в рамках Системы сертификациипарфюмерно-косметической продукции на 7 групп однородной продукции.
В сертификациипродукции участвуют: Государственный комитет Российской Федерации постандартизации и метрологии (Госстандарт России), Центральный орган системысертификации парфюмерно-косметической продукции Госстандарта России и МинздраваРоссии на базе НИИ медицины труда РАМН, органы по сертификациипарфюмерно-косметической продукции.
Обязательнаясертификация парфюмерно-косметической продукции осуществляется на соответствиенормативным документам, устанавливающим обязательные требования, направленныена обеспечение безопасности для здоровья потребителя на основаниимикробиологических, физико-химических, клинических и токсикологическихиспытаний.
К нормативнымдокументам, используемым при сертификации парфюмерно-косметической продукции,относятся законодательные акты Российской Федерации, государственные стандарты(в том числе признанные в Российской Федерации межгосударственные имеждународные стандарты), санитарные правила и нормы, а также другиенормативные документы, которые в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации устанавливают обязательные требования к продукции.
Токсикологическиеиспытания проводятся для отечественной и зарубежной продукции, представляемойзаявителем для сертификации впервые; испытания не проводятся при наличиидокумента, подтверждающего токсикологическую безопасность продукции всоответствии с требованиями нормативных документов Минздрава России.
Сертификацияотечественной и импортируемой парфюмерно-косметической продукции производитсяпо одним и тем же правилам.
Порядок проведенияобязательной сертификации парфюмерно-косметической продукции включает:
— подачу ирассмотрение заявки на сертификацию с прилагаемыми документами;
— принятиерешения по заявке, в том числе выбор схемы сертификации;
— отборобразцов, идентификацию продукции и ее испытания;
— анализсостояния производства, или сертификацию производства, или сертификацию системыкачества (если это предусмотрено схемой сертификации);
— анализполученных результатов и принятие решения о возможности выдачи сертификата соответствия(далее — сертификат);
— оформлениеи выдачу сертификата соответствия;
-осуществлениеинспекционного контроля за сертифицированной парфюмерно-косметическойпродукцией;
-корректирующиемероприятия при нарушении соответствия продукции установленным требованиям инеправильном применении знака соответствия;
-оповещение(информирование) вышестоящих и других заинтересованных организаций орезультатах сертификации.
Заявку поформе и комплект документов на проведение сертификации парфюмерно-косметическойпродукции по выбранной схеме заявитель направляет в любой аккредитованный органпо сертификации парфюмерно-косметической продукции. Документы предоставляются ввиде оригиналов или их заверенных копий. Орган по сертификации регистрируетпоступившую заявку в журнале учета заявок на проведение сертификации продукции.
Орган посертификации рассматривает заявку и представленные документы в срок не более 10дней с момента их подачи и сообщает заявителю свое решение по форме, в которомуказываются все основные условия сертификации продукции (схема сертификации,нормативные документы, аккредитованные на независимость и компетентностьиспытательные лаборатории (центры), в которых могут проводиться испытания, идругие сведения), либо дается мотивированный отказ в проведениисертификационных работ.
Отборобразцов для испытаний осуществляет орган по сертификации или по его поручениюуполномоченные им другие организации (лица). После отбора образцов составляетсяакт отбора образцов (проб) по форме, образцы кодируются, регистрируются вспециальном журнале, упаковываются, опечатываются печатью органа посертификации или других организаций и транспортируются в аккредитованныеиспытательные лаборатории. Срок хранения контрольных образцов (или испытываемыхобразцов) в органе по сертификации должен соответствовать сроку действиясертификата.
Идентификацияпарфюмерно-косметической продукции осуществляется органом по сертификации наоснове оценки требований к маркировке, упаковке, органолептических показателей,установленных в соответствующих нормативных документах после отбора образцов(проб).
Приотрицательных результатах идентификации дальнейшие работы по сертификациипарфюмерно-косметической продукции не проводятся. Результаты идентификацииоформляются отдельным протоколом или отражаются в акте отбора.
Испытанияпроводятся в лабораториях (центрах), аккредитованных на компетентность инезависимость. Результаты испытаний регистрируются в журнале испытаний иоформляются в виде протоколов испытаний, подписанных руководителем испытательнойлаборатории (центра) и исполнителем. Органы по сертификациипарфюмерно-косметической продукции должны использовать результаты испытаний,полученные в аккредитованных ИЛ (ИЦ) по аттестованным методикам, позволяющимполно и достоверно провести идентификацию продукции и подтвердить соответствиепродукции требованиям, установленным в нормативных документах. При отсутствииаттестованных методик измерений показателей, подлежащих подтверждению присертификации, результаты, полученные испытательной лабораторией, могут бытьпризнаны действительными при условии внедрения в этой испытательной лабораторииприемов и процедур контроля точности получаемых результатов и при условии, чтоиспользуемые не аттестованные методики утверждены Минздравом России.
Результаты испытанийдолжны полно и достоверно подтвердить соответствие парфюмерно-косметическойпродукции требованиям и нормам ее безопасности, установленным в государственныхстандартах, санитарных нормах и правилах и другой нормативной документации.
Сертификатысоответствия оформляются на бланках установленной формы.
Правилазаполнения бланка сертификата заключаются в указании в графах бланка следующихсведений:
Позиция 1 —регистрационный номер сертификата — в соответствии с правилами веденияГосударственного реестра.
В структуререгистрационного номера можно выделить пять элементов:
РОСС XX ХХХХ XХХХХХХ
(1) (2) (3) (4)(5)
1-й элемент —знак регистрации в Государственном реестре Госстандарта России (РОСС);
2-йэлемент—код страны расположения организации—изготовителя данной продукции(оказывающей данную услугу) в виде двухсимвольного буквенного кода (по ОК025—95) латинского алфавита (например, Россия—RU, Индия — IN, Нидерланды—NL);
3-й элемент —код органа по сертификации (используются четыре последних знака регистрационногономера органа);
4-й элемент(одна или две буквы) — код типа объекта сертификации. Например: «У» — услуга(работа), сертифицированная на соответствие обязательным требованиям; «А» —партия (единичное изделие), сертифицированная на соответствие обязательнымтребованиям; «В» — серийно выпускаемая продукция, сертифицированная насоответствие обязательным требованиям;
5-й элемент —номер объекта регистрации (часто пятиразрядный цифровой код).
Позиция 2 —срок действия сертификата устанавливается в соответствии с правилами и порядкомсертификации однородной продукции. Даты записываются следующим образом: число имесяц — двумя арабскими цифрами, разделенными точками, год — четырьмя арабскимицифрами. При этом первую дату проставляют по дате регистрации сертификата вГосударственном реестре. При сертификации партий или единичного изделия втораядата не проставляется.
Позиция3—здесь приводятся регистрационный номер органа по сертификации — поГосударственному реестру, его наименование — в соответствии с аттестатомаккредитации (прописными буквами), адрес (строчными буквами), телефон и факс.
В структуререгистрационного номера аккредитованного органа по сертификации имеются такжепять элементов:
РОСС XX ХХХХXX ХХХХ (1) (2) (3) (4) (5)
1-й элемент —аббревиатура РОСС — принадлежность к Российской Федерации;
2-й элемент —местонахождение ОС (в виде двухсимвольного буквенного кода латинскогоалфавита);
3-й элемент —код национального органа, принявшего решение о внесении в Госреестр (например,«0001» — код Госстандарта России);
4-й элемент —категория ОС в зависимости от области аккредитации (например: «10» — ОСпродукции и услуг, сертификационный центр; «11» — ОС продукции; «12» — ОСуслуг; «13» — ОС систем качества; «14» — ОС производства);
5-й элемент —буквенно-цифровой код конкретного ОС, определенный объектом сертификации ипорядковым номером данного ОС среди органов по сертификации конкретныхобъектов, внесенных в реестр.
Позиция4—здесь указываются наименование, тип, вид, марка продукции, обозначение стандарта,технических условий или иного документа, по которому она выпускается (дляимпортной продукции ссылка на документ необязательна). Далее указывают:«серийный выпуск», или «партия», или «единичное изделие». Для партии иединичного изделия приводят номер и размер партии или номер изделия, номер идату выдачи накладной, договора (контракта), документа о качестве и т.п. Здесьже дается ссылка на имеющееся приложение записью «см. приложение».
Позиция 5 —код продукции (шесть разрядов с пробелом после первых двух) по Общероссийскомуклассификатору продукции.
Позиция 6 —обозначение нормативных документов, на соответствие которым проведенасертификация. Если продукция сертифицирована не на все требованиянормативного(ых) документа(ов), то указывают разделы или пункты, содержащиеподтверждаемые требования.
Позиция 7—9-разрядный код продукции по классификатору товарной номенклатуры внешнейэкономической деятельности (заполняется обязательно для импортируемой иэкспортируемой продукции).
Позиция 8 —наименование, адрес организации-изготовителя (индивидуального предпринимателя).
Позиция 9 —наименование, адрес, телефон, факс юридического лица, которому выдан сертификатсоответствия.
Позиция10—документы, на основании которых органом по сертификации выдан сертификат,например:
— протоколиспытаний с указанием номера и даты выдачи, наименования и регистрационногономера аккредитованной лаборатории в Государственном реестре;
— документы(санитарно-эпидемиологическое заключение, ветеринарное свидетельство,сертификат пожарной безопасности и др.), выданные органами и службамифедеральных органов исполнительной власти, с указанием наименования органа илислужбы, адреса, наименования вида документа, номера, даты выдачи и срокадействия;
— документыдругих органов по сертификации и испытательных лабораторий с указаниемнаименования, адреса, наименования вида документа, номера, даты выдачи и срокадействия;
— декларацияо соответствии с указанием номера и даты ее принятия.
Позиция 11 —дополнительную информацию приводят при необходимости, определяемой органом посертификации. К такой информации могут относиться внешние идентифицирующиепризнаки продукции (вид тары, упаковки, нанесенные на них сведения и т.п.),условия действия сертификата (при хранении, реализации), место нанесения знакасоответствия, номер схемы сертификации и т.п.
Позиция 12 —подписи, инициалы, фамилии руководителя органа, выдавшего сертификат, иэксперта, проводившего сертификацию, печать органа по сертификации.
Приложение ксертификату оформляют в соответствии с правилами заполнения аналогичныхреквизитов в сертификате.
Сертификат иприложение к нему выполняют машинописным способом. Исправления, подчистки ипоправки не допускаются.
Цвет бланкасертификата соответствия при обязательной сертификации — желтый, придобровольной сертификации – голубой.

2. Исследованиеассортимента и качества туалетного мыла
(на примере ООО «Торнадокосметик»)
 
2.1 Особенностиформирования ассортимента туалетного мыла на
предприятии. Динамикатоварооборота за 2006-2008год
ассортимент качествотуалетное мыло
Ассортименттуалетного мыла в данной работе рассмотрим на примере ООО «Торнадо косметик»,расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Северное шоссе, 7.
АссортиментООО «Торнадо косметик» очень широк и включает в себя следующие товарные группы:
– декоративнаякосметика,
– гигиеническаякосметика,
– парфюмерные наборы,
– товары бытовой химии.
В этомпредприятии вся продукция предлагается в виде серий. Ассортимент какотечественных, так и зарубежных фирм достаточно широк.
Туалетноемыло представлено в широком ассортименте согласно фирмам-производителям,ароматическим добавкам, консистенции, ценовому разбросу.
Поставщикамимыла туалетного в ООО «Торнадо косметик» являются: представительства Schwarzkopf & Henkel в г. Новосибирске, представительствUnilever, и Colgate-Palmolive в г. Москве, прямыепоставки осуществляются от отечественных производителей: «Калина», «Краснаялиния». Взаимодействие вышеуказанных представительств зарубежных производителеймыла туалетного заключается в сотрудничестве с торговыми представителями данныхкомпаний на территории г. Красноярска.
Формированиеассортимента туалетного мыла в ООО «Торнадо косметик» происходит на основанииплодотворной работы логистов организации, в обязанности которых входит:
— формированиеассортимента продукции на основании динамики продаж;
— взаимодействие с торговыми представителями поставщиков и непосредственнопоставщиками;
— разработкаконкретного ассортиментного перечня продукции сроком на неделю, в которыхуказаны наименования продукции с наличием цены, количества на складе и кода(приложение А).
Такимобразом, ассортимент продукции формируется на основании динамики продажтоваров, поэтому в таблице 2 целесообразно рассмотреть данную позицию.
Таблица 2 – Динамика продажмыла туалетного в ООО «Торнадо косметик» на конец 2006-2008 года в разрезеизготовителейИзготовители На конец 2006г. На конец 2007г. На конец 2008г. Абсолютное отклонение Темп роста сумма, тыс. руб сумма, тыс. руб сумма, тыс. руб % А 1 2 3 4 5 Калина 32102,7 36392,2 42891,5 10788.8 133.6 Schwarzkopf & Henkel 14026,7 17944,7 21242,0 7215.3 151.4 Colgate-Palmolive 13024,5 15401,3 23805,8 10781.3 182.7 Красная линия 12886,5 14899,2 20113,7 7227.2 156 Unilever 11233,7 12495,8 14618,1 3384.4 130.1 Итого: 83274.1 97133.2 122671.1 3939.7 753.8
В «Торнадокосметик» туалетное мыло представлено в широком ассортименте, как отечественных(«Калина», «Красная линия»), так и зарубежных производителей (Schwarzkopf & Henkel, Colgate-Palmolive, Unilever).
Динамикапродаж мыла туалетного в ООО «Торнадо косметик» на конец 2006-2008 года вразрезе изготовителей показала, что реализация исследуемой продукции за периодвозросла с 83274.1 тыс.руб. до 122671.1 тыс.руб., что связано с увеличениемколичества оптовых покупателей товара.
По всемисследуемым изготовителям мыла туалетного за исследуемый период был установленрост в стоимостных показателях, что связано со стабильным спросом на товар иповышением количества оптовых клиентов.
2.2 Товароведнаяхарактеристика ассортимента туалетного мыла
Рассмотримтовароведную характеристику ассортимента туалетного мыла в ООО «Торнадокосметик» в разрезе изготовителей, результаты оформим в таблицу 3.
В ООО«Торнадо косметик» туалетное мыло представлено в широком ассортименте, как отечественных(«Калина», «Красная линия»), так и зарубежных производителей (Schwarzkopf & Henkel, Colgate-Palmolive, Unilever).
Мылотуалетное разных наименований представлено производителем Schwarzkopf & Henkel, но одной торговоймаркой – это «Fa» в виде жидкой (мыло в полимерном флаконе) и твердой консистенции(обычное кусковое мыло) разной консистенции. Стоимость такого мылаварьировалась от 12 до 85 рублей.
Туалетноемыло различных наименований в широком ассортименте в ООО «Торнадо косметик»было представлено отечественным производителем – концерном «Калина» (г.Екатеринбург). Исследуемый концерн был представлен различными торговымимарками: «Бархатные ручки», «Cosmetic», «L,Aromat», «Nature», «Дракоша», «Чистая линия», «Неженка». Мылотуалетное исследуемых торговых марок было представлено в виде жидкой (мыло вполимерном флаконе) и твердой консистенции (обычное кусковое мыло) разнойконсистенции. Представленные группы: Экстра, детское и ординарное. Стоимостьтакого мыла варьировалась от 8 до 42 рублей.