Меркушева В.Г. Исследование и сравнение условий и возможностей для предпринимательской деятельности в России и развитых странах Евросоюза. В данной статье сравнивается исследуются и сравниваются возможности для предпринимательской деятельности в Росси и развитых странах Евросоюза. Предпринимательство, предпринимательская деятельность в России, маркетинг, рекрутинговая политика, рынок, поведение потребителя Vera Merkusheva Research and comparison of conditions and potential for the entrepreneurial activity in Russ
ia and developed European Union countries. The present article is devoted to the comparison and examination of conditions and potential for entrepreneurial activity in Russia and developed European Union countries. Entrepreneurship, entreprenuerial activity in Russia, marketing, recruiting,market, consumer behavior. Исследование и сравнение условий и возможностей для предпринимательской деятельности в России и развитых странах Евросоюза. В наше время принято перенимать зарубежный опыт.
Бытует мнение, что в Европе созданы более благоприятные условия для старта и ведения предпринимательской деятельности, чем в России. Основной целью исследования этой статьи является сравнение и исследование возможностей и ведения предпринимательской деятельности в России и странах Европы. Основными задачи данной статьи является исследование отличий рынка, поведения потребителей, политики кредитования и иных банковских услуг, маркетинга. Интересно было бы сравнить, в каких условиях
приходится работать российским и западным предпринимателям, насколько сильна поддержка государства, сильно ли различаются рынки на которых они работают. Полезно было бы проанализировать разницу в подходах к ведению бизнеса. Интересно отметить, что согласно исследованию, проведенному Международным банком реконструкции и развития, докладу от 2011 г Россия заняла 116 место из 189, что уступает почти всем Европейским странам, но все же отслеживается положительная динамика, по сравнению
с предыдущими годами. Для проведения этого исследования, опишем и сравним положение дел в Росси и ряде стран Евросоюза по следующим направлениям: -законодательство, налогообложение, легкость старта и ведения деятельности -состояние рынка -маркетинговая политика -рекрутинговая политика Законодательство, налогообложение Начнем наш анализ с изучения статистики по необходимым нам параметрам. Ниже буду приведены таблицы, отражающий следующие данные[3 ,стр10, 12]. •
Сравнение по временным и денежным затратам, которые необходимы для начала предпринимательской деятельности (таблица 1). • Количество административных процедур, необходимых для учреждения предприятия и времени на их прохождение(таблица 2). Таблица 1 Таблица 2 Проанализировав эту группу факторов, можно сделать следующие выводы. Ситуация на территории Росси уступает по всем показателям странам ЕС. Предпринимателю придется затратить намного больше времени для регистрации своего бизнеса и запо
лнить намного больше бумаг. Однако, стоит отметить, что ситуация в России имеет устойчивую положительную тенденцию. Таблица 3 Рассмотрим сводную таблицу по налогам и сбора[3, стр. 23] (таблица № 3). Изучив эти статистические данные, можно отметить, что общая сумма налога которую необходимо платить предпринимателю в Росси истранах ЕС, находится примерно на одном уровне. Причем в Росси, за последнее время, наметилась тенденция снижения этого показателя.
Так же можно отметить, что в Росси довольно низкий налог на прибыль, зато очень большая сумма налога на зарплату и соц. нужды, что однако не сильно сказывается на уровне жизни граждан. Рассмотрим данные по количеству операций, необходимых для уплаты налогов и времени на их соблюдение[3, стр. 25] (таблица 4-5). Таблица4, 5 Исходя из этих данных, можно сделать вывод, что количество операций, необходимых для соблюдения все формальностей, в Росси и ведущих странах ЕС, примерно одинаков, но од
нако время на их соблюдение в России значительно больше, вероятно это вызвано меньшей автоматизацией возможности оплаты. Состояние рынка Сравнивая состояния рынка в Росси и странах ЕС, стоит отметить, что в России различное положение в крупных столичных городах Москва и Питер, по сравнению с ситуацией в стране в целом, в тоже время как в Европейском наблюдается равномерное распределение.
Европейского потребителя можно оценить как очень взыскательного. Т .к. рыночная экономика существует в ЕС уже давно, представлено много товаров и услуг. Потребитель очень требовательно относится к предлагаемым им услугам и его трудно удивить чем-то новым. Там же отметим большое стремление предпринимателей к оказанию качественных услуг с высоким уровнем сервиса. В Росси в целом совершенно другая ситуация. После многолетнего периода советской власти и плановой эк
ономики, с малым количеством товаров, отсутствием рыночной конкуренции, очень низким уровнем сервиса, российский потребитель получил возможность доступа ко всему разнообразию товаров и услуг. В период с 1991-2000 г. Происходило насыщение, создание рынка, предприниматели начинали оказывать все более качественные услуги, росли и требования потребителя. Можно сказать, что происходило воспитание клиента. Потребители постепенно становились готовы к приобретению новых услуг. На рынок приходили как и крупные западные игроки, та
к и развивались молодые российские компании. Более быстрое развитие происходило в секторах, где не был представлен государственный сектор, или же в новых областях, только зарождающихся . Этим можно и объяснить довольно большую разницу в качестве услуг. Например, на данный момент, в России можно найти огромное количество разнообразных сетей питания, так и не сетевых заведений, с хорошим уровнем качества, ничуть не уступающим Европейски аналогам, однако состояние Российских Железных Дорог , как поездов, так и сопутств
ующих сервисов, оставляет желать лучшего. Тенденция, показанная на этом примере, очень сильно отслеживается во всех сферах. Те сферы бизнеса, где была возможность конкуренции, инноваций, нововведений и свободный приток инвестиций очень сильно развились, и достигли современного международного уровня. В основном, бурное развитие коснулось сфер торговли и оказания услуг. На данный момент, можно с уверенность сказать, что Москва ни чуть не уступает другим городам ЕС по разнообразию и качествутоваров и оказания услуг
почти во всех областях. Другие же российские города и сельские населенные пункты постепенно развиваются, но намного более медленными темпами. Т.к. в них в основном сосредоточены производственные или сельско- хозяйственные предприятия , которые не получили развития. Стоит так же отметить, что в странах ЕС довольно много предпринимателей работают в агарном секторе, в то время как в России он в основном представлен крупными предприятиями. Отметим, что для ЕС характерно очень ровное благосостояние и уровень развития как
центральных областей, так и регионов, деревень. Конечно разница в благосостоянии имеется, но выражается в процентах а не в разах как в России. Подведем итоги анализа рынков ЕС и России.Рынок ЕС можно характеризовать как насыщенный, и очень конкурентный, рынок Росси как развивающийся. Маркетинг Стоит отметить, что европейские американские школы маркетинга формировались десятилетиями, а в Россию эти понятия пришли только 20 лет назад, то естественно были позаимствованы европейские
модели. До сих пор многие компании не уделяют маркетингу должного внимания. Поэтому осталось много областей рынка, где не представлены компании с сильными брендами и позиционированием, что предоставляет возможность для активно развития. Почему же сложилась такая ситуации? Специалисты выделяют следующие основные ошибки в действиях российских предпринимателей можно: Можно выделить следующие ошибки предпринимателей в
России:[5, стр. 25-27 ] -Используется только один, а не все элементыкомплекса маркетинга (чаще всего компании стараютсяиграть с ценами). – Элементы комплекса маркетинга не конгруэнтны, несинхронизированы. Товар, цена, продвижение — все должно быть четко сбалансировано. – Слепое копирование конкурентов. Видят успешный проект и пытаются его скопировать. -Попытки экономить на маркетинге. Возврат на инвестиции, в конце концов, можно получитьтолько тогда,
когда ты делаешь инвестиции. – Излишняя торопливость. Маркетинг в большинстве случаев не дает быстрого результата. Необходимо запастись терпением (маркетеры должны предупреждать руководителей о таких случаях заранее). Рекрутинговая политика Система подбора персонала также довольна различна, хотя тоже была заимствована. По недавним исследованиям были выявлены следующие предпочтения работодателя в странах ЕС [ 4 , стр. 5 ](таблица 6 ) Табл
ица 6 Однако, многие эксперты рынка кадровых услуг отмечатют следующую тенденцию: основным критерием наема персонала на данном этапе в ЕС служит соотвествие взяглдов и ценностей человека с занимаемой должностью, насколько должность подходит человку. В России же больше смотрят на компетентность человека.[ 4 , стр. 7 ](таблица 7) Таблица 7 Вцелом можно сделать следующие выводы [ 4, стр. 56-57][1, стр. 12-24]: • система ценностей в России достаточно близка к европейской, но она более консе
рвативна, традиционна, более склонна к порядку, иерархии и меньше – к правам и свободам личности; во-вторых. • в 90-е годы произошли ощутимые сдвиги в пользу ценностей, полезных для модернизации; • в-третьих, итоги развития в 2000 -2005 гг. противоречивы: интеллектуальная автономия и мастерство в разных направлениях, нарастающий гедонизм взамен развития творческих способностей снижал активность и энергию; • по важнейшим направлениям произошел откат (иерархия, принадлежность), что явно связано с усиление
м давления государства, подавлением независимых источников инициативы, культурные предпосылки модернизации ухудшились. Проанализировав состояние возможностей и перспектив ведения бизнеса и предпринимательской деятельности в Росси и странах ЕС, можно сделать следующие выводы. Предпринимательство в странах ЕС, более стабильно, там легче организовать компанию, легче и понятнее уплатить все необходимые налоги, меньше ставки по кредитам, дают их на более длительный срок и их легче пол
учить. В России предпринимателя может заинтересовать следующее: довольно бурно развивающийся рынок, постепенная готовность к принятие новых идей, свобода многих ниш, относительная дешевизна рабочей силы, и как следствие не большие стартовые бюджеты. Многие идеи, реализованные в Европе, можно адаптировать и перенести на Российский рынок. Однако, для реализации высокобюджетных проектов с большим сроком окупаемости, Российский рынок может быть довольно рискован. Так же надо учест
ь неформальные взаимоотношение, которые имеют большое развитие. Нельзя сказать как их учитывать – как плюс или минус. Для человека с западным представление это конечно огромный минус, российские предприниматели, однако, могут обратить себе в плюс и конкурентное преимущество. Для активизации предпринимательской деятельности в России необходимо государству проводить последовательную политику. Предприниматель в России, хотя и сталкивается с большим рисками, однако, ему необходим
о меньшее количество затрат, идея для его предприятия может быть позаимствована с уже реализованных проекта на западе, и проект может быстро окупиться. Список литературы: 1. Антал «Исследование рынка труда и обзор зарплат» Антал. 2011г. 2. Международный банк реконструкции и развития «Ведение бизнеса 2011г. Улучшение условий для предпринимателей» Вашинктон 2011г IFC 3. Организация объеденных наций « Развитие предпринимательства в регионе ЕЭК ООН»
Нью-йорк и Женева 2008 г 4. Латухина М.О «Управление персоналом», Вестник Санкт-Петербургского университета 2003 г. 5. Фарановская Г.Н. Мировые тенденции развития малого предпринимательства 6. Холл Р.Х. Организации: структуры, процессы, результаты . Р.Х. Холл. – СПб. : Питер, 2001. – 512 с.