Курсовая работа На тему: “Исследование мнения потенциальных абитуриентов о качестве высшего образования в городе Сыктывкаре” Введение Каждый год тысячи выпускников школ поступают в вузы с целью удовлетворения своих потребностей в образовании, в творчестве и самореализации, получении в будущем работы. Эти базовые потребности оформляются в виде запросов к наименованию специальности, к характеристике учебного заведения, цене и качеству образовательных услуг, предоставляемых образовательным учреждением.
Новая ситуация, складывающаяся в высшем образовании, требует серьезных исследований рынка образовательных услуг, которые должны привести к совершенствованию управления образовательным процессом, методов привлечения абитуриентов, повышению качества профессионального образования и его доступности для подготовленной молодежи. Изучение факторов, способствующих повышению уровня информированности потребителей образования, весьма актуально в современных условиях. Особенностью современного рынка образовательных услуг также
является возрастающая конкуренция вузов за привлечение потенциальных студентов. В феврале 2010 года студентами Сыктывкарского лесного института было произведено анкетирование учащихся выпускных классов с целью получения данных о потенциальных абитуриентах института, их предпочтениях и мотивах выбора вуза и специальности. Цели нашего исследования: ь Выяснить какой информацией владеют потребители услуг высшего образования, и какой она должна быть, чтобы
повысить роль вуза в управлении этим процессом; ь Выработка «мотивационного профиля» абитуриента; ь Выработать рекомендации вузу по изменению уровня, качества, системности информации о высшем образовании. Задачи исследования: 1. выявить степень и характер информированности абитуриентов о высшем образовании в г. Сыктывкаре; 2. определить основные источники, каналы информированности абитуриентов о вузах и высшем образовании; 3. изучить характер влияния внешних факторов на образовательные стратегии и выбор вуза.
Объект исследования: ученики выпускных классов Предмет исследования: влияние уровня и качества информированности на предпочтения абитуриентов в выборе вуза, мнение абитуриентов о Сыктывкарском лесном институте. Эмпирическая база – анкетный опрос учащихся 11 классов, МОУ школа №36 (Сыктывкар) с углубленным изучением отдельных предметов. Практическая значимость исследования: результаты проведенного исследования и разработанные рекомендации
могут быть использованы: Сыктывкарским лесным институтом при формировании программ развития внешних коммуникаций, центрами профессионального ориентирования при составлении программ по повышению информированности абитуриентов на этапе выбора профессии и вуза; школами, при разработке плана профориентационной деятельности. 1. Маркетинговые исследования Маркетинговые исследования – это систематический сбор, регистрация и анализ данных по проблемам, относящимся к маркетингу.
Задачи исследования маркетинга входят в состав информационной системы маркетинга, являющейся частью информационной системы управления предприятием. Маркетинговые исследования связаны с принятием решений по всем аспектам маркетинговой деятельности. Все маркетинговые в двух разрезах: оценка тех или иных маркетинговых параметров для данного момента времени и получение их прогнозных значений. Маркетинговое исследование – процесс, состоящий из пяти этапов.
На первом происходит четкое определение проблемы и постановка целей исследования. Второй этап – разработка плана сбора информации с использованием первичных и вторичных данных. Сбор первичных данных требует выбора методов исследования (наблюдение, эксперимент, опрос), подготовка орудий исследования (анкеты, механические устройства), составления плана выборки (единица выборки, объем выборки, процедура выборки) и выбора связи с аудиторией (телефон, почта и личное интервью).
Третий этап – сбор информации с помощью внекабинетных или лабораторных изысканий. Четвертый этап – анализ собранной информации для вывода из совокупности полученных данных показателей среднего уровня, переменных составляющих и выявления разного рода взаимосвязей. Пятый этап – представление основных результатов, которые дадут управляющим по маркетингу возможность принимать более взвешенные решения. 1.1 Анкета в системе маркетингового исследования
На втором этапе при сборе первичных данных (информации, собранной впервые для какой-то конкретной цели) выбирают метод исследования. Остановимся на опросе, так как анкетирование является одним из основных инструментов именно данного метода маркетингового исследования. Опрос может последовать в устной или письменной форме. Устные и телефонные опросы называют обычно интервью.
Опросы разделяются: 1) по кругу опрашиваемых (частные лица, эксперты, предприниматели и др.); 2) по количеству одновременно опрашиваемых (единичное или групповое интервью); 3) по количеству тем, входящих в опрос (одна или несколько (омнибус)); 4) по уровню стандартизации (свободная схема или структурированная, полностью стандартизированная); 5) по частоте опроса (одно- или многоразовый опрос).
При письменном опросе участники получают опросные листы, которые они должны заполнить и отослать по назначению. В данном случае используются преимущественно закрытые вопросы, ответ на которые заключается в выборе одного из приведенных вариантов. Вопросы подразделяются следующим образом: · да – нет вопросы (иногда предусматривается ответ типа «не знаю» или «ни да, ни нет»); · альтернативные вопросы, при которых нужно выбрать из ряда возможных ответов один, иногда несколько; · ранжирование объектов сравнения, например
автомобилей, на базе субъективно ощущаемых преимуществ; · шкалирующие вопросы, дающие дифференцированную оценку похожести или различия исследуемых объектов. Разные виды вопросов задают различные уровни шкал, которые можно применить в дальнейшем для измерения величины исследуемого признака. При разработке вопросов нужно исходить из потребности в информации и возможностей опрашиваемых дать правильный ответ. Если исследователя интересует только согласие или несогласие,
то достаточен вопрос вида «да – нет». Если же нужно сделать заключение о мнениях опрашиваемых, то необходимо использовать шкалирующие вопросы. Опросные листы могут включать, кроме вопросов по существу дела, вопросы, помогающие установить контакт с опрашиваемым, и вопросы, контролирующие правильность и подлинность ответов. Кроме того, используются статистические вопросы, касающиеся личности опрашиваемого. Вопросы, которые могут вызвать неприятные чувства, например стыд, недовольство или желание приукрасить
реальность, лучше всего ставить не в прямой, а в косвенной форме, например: вместо вопроса «Имеете ли вы автомобиль?» можно задать вопрос «Кто в вашей семье имеет автомобиль?». При исследовании реальных мотивов и мнений часто используются методы проекции и ассоциации. В первом случае тестируемому лицу предлагается описать какую-либо ситуацию или выразить возможную реакцию третьего лица на эту ситуацию. Как правило, люди приписывают другим те особенности характера, которыми
они обладают сами, свои мнения и представления. На принципе ассоциации основан тест, выясняющий, что напоминает испытуемому то или иное слово, например: что ассоциируется со словом «лето» и т.д. (словесная ассоциация). Ту же основу имеет тест дополнения предложений, в ходе которого опрашиваемому предлагается закончить неполное предложение, например: «Спортивным автомобилем владеют люди, которые…». Время ответа в обоих случаях должно быть ограничено, чтобы получить спонтанные суждения.
В исследовании маркетинга чаще всего употребляется устный опрос, или интервью. Если опрос проходит по строго заданной схеме, то говорят о стандартизированном интервью. Репрезентативность подобной формы сбора данных во многом зависит от лица, проводящего интервью. С одной стороны, хорошая его подготовка способствует уменьшению доли лиц, отказывающихся участвовать в работе. С другой стороны, нужно учитывать влияние интервьюера на опрашиваемых, которое искажает иногда
результаты опроса. Преимущества свободного опроса (имеется только тема и цель; конкретной схемы нет): · возможен индивидуальный подход к каждому из опрашиваемых лиц, что помогает поддерживать атмосферу доверия; · возможно получение добавочной информации. Недостатки подобных опросов: · трудно протоколировать ответы; · плохая сравнимость результатов; · трудность в обработке данных; высокие затраты. При сборе первичных данных у исследователей маркетинга есть выбор
из двух основных орудий исследований – эта анкеты и механические устройства. Анкета – более распространенное орудие. В широком смысле анкета – это ряд вопросов, на которые опрашиваемый должен дать ответ. Анкета – инструмент очень гибкий в том смысле, что вопросы можно задавать множеством разных способов. Анкета требует тщательной разработки, опробования и устранения выявленных недостатков до начала ее широкого использования. В небрежно подготовленной анкете можно всегда найти целый ряд ошибок.
В ходе разработки анкеты исследователь маркетинга вдумчиво отбирает вопросы, их формулирование и последовательность. Самые обычные ошибки – постановка вопросов, на которые невозможно ответить, на которые не захотят ответить, которые не требуют ответа, и отсутствие вопросов, на которые следовало бы обязательно получить ответ. Каждый вопрос нужно проверить с точки зрения вклада, который он вносит в достижение результатов исследования. Вопросы, представляющие собой просто праздный интерес, следует опускать, поскольку они затягивают процедуру
и действуют опрашиваемым на нервы. Форма вопроса может повлиять на ответ. Исследователи маркетинга выделяют два типа вопросов: – Закрытые – Открытые Закрытый вопрос включает в себя все возможные варианты ответов, и опрашиваемый просто выбирает один из них. Открытый вопрос дает опрашиваемым возможность отвечать своими словами. Открытые вопросы ставят в самых разных формах. Открытые вопросы часто дают больше, поскольку опрашиваемые
ничем не связаны в своих ответах. Особенно полезны открытые вопросы на поисковом этапе исследования, когда необходимо установить, что люди думают, не замеряя, какое количество из них думают тем или иным определенным образом. С другой стороны, на закрытые вопросы дают ответы, которые легче интерпретировать и сводить в таблицы. Формулирование вопроса требует осторожности. Исследователь должен пользоваться простыми, недвусмысленными словами, которые не влияют на направление
ответа. Особого внимания требует и установление последовательности вопроса. Первый из них должен по возможности пробудить у спрашиваемого интерес. Трудные или личные вопросы следует задавать в начале анкеты, пока опрашиваемые не успели замкнуться в себе. Вопросы должны задаваться в логической последовательности. Вопросы, классифицирующие опрашиваемых на группы, задают в последнюю очередь, потому что они носят
более личный характер и менее интересны для отвечающих. 1.2 Разработка анкеты. Сбор ответов. Обработка и анализ результатов Анкета должна быть составлена таким образом, чтобы вопросы не могли повлиять на поведение лица, которое будет опрошено. Хорошая анкета должна: – облегчить ответ опрашиваемого лица; – сформулировать вопрос с учетом его влияния на ответ опрашиваемого; – позволить легко провести анализ.
Прежде чем начинать опрос, нужно проверить анкету на небольшом числе лиц, чтобы окончательно доработать ее методом постепенного приближения; таким путем можно избежать многих ошибок. Затем нужно обобщить полученные ответы на вопросы. Каждый ответ нужно тщательно проанализировать и в случае надобности отбросить, если ясно, что он заведомо неверный, из него невозможно что-либо понять или же если опрашиваемый ответил просто «для галочки»,
не зная предмета. После того, как ответы проверены и случае необходимости исправлены, нужно обработать результаты и представить их в форме настолько простой, насколько это возможно, обычно в форме таблиц, графиков. Целью опроса может быть поиск весьма определенной величины или же проверка гипотезы. В первом случае важно определить коэффициент доверия (вероятность ошибки и соответствующий интервал доверия). Во втором случае важно составить то, что статистики называют смысловым тестом.
Написание отчета. Окончательный отчет имеет целью представить результаты опроса в наиболее ясной и наиболее достоверной форме. В любом случае автор не должен поддаваться влиянию своих собственных убеждений. Речь идет не о доказательствах, но об изложении фактов со скрупулезной точностью. 2. Общая информации о СЛИ и школе №36, где проводилось исследование Сыктывкарский лесной институт – филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального
образования «Санкт-Петербургская государственная лесотехническая академия имени С.М. Кирова» является обособленным структурным подразделением государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургская государственная лесотехническая академия имени С.М. Кирова», находящимся вне места ее расположения. Институт: ь реализует образовательные программы высшего, дополнительного образования в полном объеме;
ь осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников и специалистов в области лесного комплекса. За 57 лет своей деятельности Сыктывкарский лесной институт подготовил специалистов для Сыктывкарского лесопромышленного комплекса, лесопильно-деревообрабатывающего комбината, Сыктывкарского механического завода, леспромхозов, лесхозов, министерств, администраций городов и районов, комитетов, научных и образовательных учреждений республики.
Сегодня в институте сложилась четкая структура, которая в дальнейшем будет совершенствоваться, но уже сегодня коллектив Сыктывкарского лесного института, работающий в разных структурных подразделениях, способен дать высшее образование по многим специальностям, подготовить кандидатов наук, повысить квалификацию современным работникам многих отраслей экономики Республики Коми. Местонахождение (фактический и юридический адрес):
167982, Российская Федерация, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Ленина, дом 39, Директор – Жиделева Валентина Васильевна. Наше исследование проходило в МОУ школа №36 (Сыктывкар) с углубленным изучением отдельных предметов, фактический адрес: г. Сыктывкар, Димитрова, 44-а. Директор – Курило Алла
Григорьевна. В анкетировании приняло участие 24 ученика 11-ых классов (11 «е» – с естественнонаучным уклоном, 11 «з» – с гуманитарным уклоном) Школьникам предлагалось ответить на 20 вопросов анкеты (см. Приложение №1) Проанализируем полученные результаты. Всего было опрошено в 36-ой школе 24 потенциальных абитуриентов – возьмем это значение за 100%. 3. Результаты анкетирования школьников 3.1 Параметрические характеристики абитуриента
Часть I 1) Ваш пол. Среди опрошенных оказалось поровну девушек и юношей, по 12 человек (50%) Рисунок 1 – Распределение потенциальных абитуриентов по признаку пола 2) Ваш возраст (полное количество лет): 17 лет – 18 человек (75%), 18 лет – 6 человек (25%) Рисунок 2 – Возрастная структура потенциальных абитуриентов 3) Учебное заведение, в котором вы обучаетесь в настоящее время –
100% анкетируемых – ученики школы №36 г. Сыктывкара. 4) Категория учащихся, к которой вы себя относите (подчеркните нужное): «отличник», «хорошист», «троечник»: «отличник» – 4 (16,6%), «хорошист» – 13 (54,2%), «троечник» – 7 (29,2%) Рисунок 3 – Категория учащихся, к которой Вы себя относите 5) Уровень доходов вашей семьи (подчеркните нужное); «высокий», «средний», «низкий»:
«высокий» – 0 (0%), «средний» – 20 (83,3%), «низкий» – 4 (16,7%). Следовательно, большинство опрашиваемых относят уровень доходов своей семьи к среднему. 6+7) Количество членов вашей семье человек, в том числе работающих человек. Данные представлены в таблице. Таблица 1 – Количество членов семьи абитуриента, в т.ч. работающих Количество членов вашей семьи В том числе работающих
Результаты 6 2 1 чел. (4,16%) 5 2 2 чел. (8,33%) 5 3 2 чел. (8,33%) 4 2 7 чел. (29,16%) 3 2 8 чел. (33,33%) 3 1 3 чел. (12,53%) 2 1 1 чел. (4,16%) 8) Назовите специальность, которую вы хотите приобрести в вузе: «не определились» – 4 чел. (16,7%), Экономист – 4 чел. (16,7%), Бухгалтер – 1 чел. (4,16%), Журналист – 2 чел. (8,33%), Переводчик – 2 чел. (8,33%), Инженер – 2 чел. (8,33%),
Психолог – 2 чел. (8,33%), Другое (дизайнер, архитектор, юрист, врач, следователь, пожарная безопасность, информационные технологии) – 7 чел. (29,16%). Рисунок 4 – Специальность, которую абитуриенты хотели бы приобрести в вузе 9) Назовите вуз, в который вы намереваетесь поступить: СГУ – 11 чел. (45,83%), СЛИ – 5 чел. (20,83%), Академия
МВД – 2 чел. (8,33%), МЧС С-Пб. университет – 2 чел. (8,33%), Другой (Кировский гуманитарный университет, Кир. Филиал мед. академии, БелГУ, УГТУ и пр.) – 4 чел. (16,7%). Рисунок 5 – Вуз, в который Вы собирайтесь поступить Как мы видим, большинство опрошенных школьников (более 45%) намереваются поступать в Сыктывкарский государственный университет, и лишь 20% рассматривают
Сыктывкарский лесной институт как будущее место для получения высшего образования. 10) Какой из трех приведенных ниже стратегий вы придерживались (подчеркните нужное): а) сначала определился с направлением подготовки (экономическое, инженерное, педагогическое и т.д.), затем выбрал вуз, который осуществляет подготовку по данному направлению, а потом конкретную специальность (экономист, бухгалтер, финансист и т.д.) – 5 человек (20,83%) б) сначала выбрал вуз, в который буду поступать, а потом конкретную
специальность – 2 человека (8,33%) в) сначала определился с конкретной специальностью, а затем выбрал вуз, который осуществляет по ней подготовку – 17 человек (70,84%) Рисунок 6 – Стратегия для поступления в вуз Как видно из данной диаграммы – большинство школьников придерживаются такой стратегии, при которой они сначала определились с конкретной специальностью, а затем выбрали вуз, который осуществляет по ней подготовку – более 70%.
3.2 Информация для составления «мотивационного профиля» абитуриента Часть II 1. Для меня важно, чтобы вуз: (5 – наиболее значимому показателю, 1 – наименее значимому (можно все -5 или всем -1) 1.1. был государственным; 1.2. оказывал образовательные услуги на высоком уровне; 1.3. имел хорошую репутацию; 1.4. оказывал содействие в трудоустройстве выпускников;
1.5. учитывал при подготовке специалистов мнение работодателей. По данному вопросу были получены следующие результаты: 1.1 – средний балл 4,083 (5 – 12 чел 4 – 7 чел 3 – 2 чел 2- 1 чел 1 – 2 чел.) 1.2 – средний балл 4,667 (5 – 21 чел 4 – 1 чел 3 – 0 чел 2 – 1 чел 1 – 1 чел.) 1.3 – средний балл 4, 292 (5 –
17 чел 4 – 3 чел 3- 0 чел 2 – 2 чел 1- 2 чел.) 1.4 – средний балл 4,292 (5 – 16 чел 4 – 1 чел 3 – 5 чел 2 – 2 чел 1 – 0 чел.) 1.5 – средний балл 3,458 (5 – 11 чел 4 – 2 чел 3 – 4 чел 2 – 1 чел 1 – 6 чел.) Рисунок 7 – Что наиболее важно для абитуриентов при выборе вуза Как видно из результатов наиболее важно для школьников, чтобы вуз, в который они собираются поступать
оказывал образовательные услуги на высоком уровне, а менее всего важно, чтобы вуз учитывал при подготовке специалистов мнение работодателей, хотя данный показатель также получил достаточно высокий балл. 2. Мне понравилось, если бы в вузе: (5 – наиболее значимому показателю, 1 – наименее значимому. Можно всем-5 или всем -1) 2.1. проводились Дни открытых дверей; 2.2. применялась система скидок и надбавок на платные образовательные услуги;
2.3. внедрялись новые образовательные технологии; 2.4. функционировала молодежная «Биржа труда»; 2.5. организовывались вечера отдыха, дискотеки. По данному вопросу были получены следующие результаты: 2.1 средний балл 2,833 (5 – 8 чел 4 – 2 чел 3- 2 чел 2 – 2 чел 1 – 10 чел.) 2.2 средний балл 3,75 (5 – 11 чел 4 – 7 чел 3 – 0 чел 2 – 1 чел 1 – 5 чел.) 2.3 средний балл 4,458 (5 –
19 чел 4 – 1 чел 3 – 2 чел 2-0 чел 1-2 чел.) 2.4 средний балл 3,458 (5 – 11 чел 4 – 2 чел 3 -4 чел 2 -1 чел 1 – 6 чел.) 2.5 средний балл 3,083 (5 – 9 чел 4 – 3 чел 3 – 1 чел 2 – 3 чел 1-8 чел.) Рисунок 8 – Что бы понравилось абитуриенту в вузе По данным результатам можно сделать вывод, что потенциальным абитуриентам более всего понравилось бы, если бы в вузе внедрялись новые образовательные технологии
– данный пункт получил самые высокие баллы, а менее всего важно проведение Дней открытых дверей. 3. При выборе вуза я буду ориентироваться прежде всего: (5 – наиболее значимому показателю, 1 – наименее значимому. Можно всем-5 или всем -1) 3.1. на уровень конкурса; 3.2. на стоимость обучения; 3.3. на качество преподавания; 3.4. на престижность образовательного учреждения; 3.5. на свою профессиональную пригодность.
По данному вопросу были получены следующие результаты: 3.1 – средний балл 2,667 (5 – 7 чел 4 – 2 чел 3 – 2 чел 2 – 2 чел 1 – 11 чел.) 3.2 – средний балл 3,125 (5 – 9 чел 4 – 3 чел 3 -2 чел 2 -2 чел 1 – 8 чел.) 3.3 – средний балл 4,333 (5 – 18 чел 4 -2 чел 3 – 0 чел 2 – 2 чел 1 – 2 чел.) 3.4 – средний балл 4,208 (5 –
15 чел 4 – 3 чел 3 – 4 чел 2 – 0 чел 1 -2 чел.) 3.5 – средний балл 4,625 (5 -18 чел 4 -5 чел 3 – 0 чел 2 – 0 чел 1 – 1 чел.) Рисунок 9 – На что ориентируются школьники при выборе вуза Как мы видим, при выборе вуза школьники будут ориентироваться прежде всего на свою профессиональную пригодность, а в последнюю очередь на уровень конкурса в высшем учебном заведении. 4. Я считаю важным, чтобы вуз через СМИ: (5 – наиболее значимому показателю,
1 – наименее значимому. Можно всем-5 или всем -1) 4.1. проводил разъяснительную профориентационную работу по перечню выпускаемых специальностей; 4.2. информировал население о стратегии формирования цен за платные образовательные услуги; 4.3. информировал население о результатах комплексной оценки качества образовательных услуг; 4.4. информировал население о востребованности выпускников в разрезе специальностей; 4.5. информировал население о наиболее значимых мероприятиях.
По данному вопросу были получены следующие результаты: 4.1 – средний балл 4,292 (5 – 19 чел 4 – 0 чел 3 – 1 чел 2 – 1 чел 1 -3 чел.) 4.2 – средний балл 3,708 (5 – 13 чел 4 – 3 чел 3 – 2 чел 2 – 0 чел 1 -6 чел.) 4.3 – средний балл 4,167 (5 – 15 чел 4 – 4 чел 3 – 2 чел 2 -0 чел 1 – 3 чел.) 4.4 – средний балл 4,333 (5 –
17 чел 4 – 1 чел 3 – 4 чел 2 -1 чел 1 – 1 чел.) 4.5 – средний балл 3,333 (5 – 10 чел 4 – 3 чел 3 – 2 чел 2 – 3 чел 1 – 6 чел.) Рисунок 10 – Важно, чтобы вуз через СМИ Отметим, что для абитуриентов наиболее важно, чтобы вуз через СМИ проводил разъяснительную профориентационную работу по перечню выпускаемых специальностей и информировал население о востребованности выпускников в разрезе специальностей.
А наименее важно чтобы вуз через СМИ информировал население о наиболее значимых мероприятиях, данный пункт по степени важности находится в районе среднего. 5. На сегодняшние день Сыктывкарский лесной институт я воспринимаю как Вуз (5 – наиболее значимому показателю, 1 – наименее значимому. Можно всем-5 или всем -1) 5.1. с широкой известностью;
5.2. с высокой востребованностью выпускников; 5.3. с высоким конкурсом при поступлении; 5.4. с высоким качеством образовательных услуг; 5.5. с высокой стоимостью образовательных услуг. По данному вопросу были получены следующие результаты: 5.1 – средний балл 3,167 (5 – 9 чел 4 – 3 чел 3 – 2 чел 2 – 3 чел 1 – 7 чел.) 5.2 – средний балл 2,542 (5 -6 чел 4 –
1 чел 3 – 4 чел 2 – 2 чел 1 – 11 чел.) 5.3 – средний балл 2,583 (5 – 6 чел 4 – 0 чел 3 – 6 чел 2 -2 чел 1 -10 чел.) 5.4 – средний балл 2,792 (5 – 6 чел 4 – 3 чел 3 -4 чел 2 -2 чел 1 – 9 чел.) 5.5 – средний балл 2,375 (5 – 5 чел 4 – 2 чел 3 – 2 чел 2 – 3 чел 1 – 12 чел.) Рисунок 11 – Восприятие школьниками СЛИ как вуз По данному вопросу можно сказать, что
Сыктывкарский лесной институт не имеет сильного влияния на рынке образовательных услуг в городе Сыктывкаре, т. к. все пункты получили достаточно маленькие баллы, ниже среднего. Большинство абитуриентов считает что СЛИ – это вуз с широкой известностью, со средним качеством образовательных услуг и средней стоимостью обучения. 6. На формирование моего мнения о Сыктывкарском лесном институте наибольшее влияние оказали (5 – наиболее значимому показателю,
1 – наименее значимому. Можно всем-5 или всем -1) 6.1. Газеты, журналы, телевидение (СМИ) 6.2. Мнения тех, кто там учится 6.3. Мнения моих родителей 6.4. Мнения учителей 6.5. Другое (напишите, что или это) Здесь были получены следующие ответы: 6.1 – средний балл 2,75 (5 – 8 чел 4 – 1 чел 3 – 3 чел 2 – 1 чел 1 – 11 чел.) 6.2 – средний балл 4,083 (5 –
16 чел 4 – 2 чел 3 – 2 чел 2 – 0 чел 1 – 4 чел.) 6.3 – средний балл 2,208 (5 – 5 чел 4 – 1 чел 3 – 2 чел 2 – 2 чел 1 – 14 чел.) 6.4 – средний балл 1,75 (5 – 3 чел 4 -1 чел 3 -1 чел 2 -1 чел 1 -18 чел.) 6.5 – средний балл 1,75 (5 -3 чел 4 -0 чел 3 – 3 чел 2 – 0 чел 1 -18 чел.) В т.ч. в п/п 6.5. «Другое» указывалось: мнение друзей / родственников – 3 человека, а также «перечень специальностей, по которым производят обучение» –
1 человек. Рисунок 12 – На формирование мнения о СЛИ повлияли Как видно из результатов, на формирование мнения будущих абитуриентов о СЛИ в большей степени оказало влияние мнение тех, кто там учится, а менее всего мнение учителей. 7. Наиболее привлекательные в Сыктывкарском лесном институте для меня следующие специальности; (Выбрать 3 наиболее привлекательных) 7.1. Машины и оборудование лесного комплекса 7.2.
Лесное и лесопарковое хозяйство 7.3. Технология деревообработки 7.4. Экономика и управление на предприятии 7.5. Технологий химической переработки древесины 7.6. менеджмент организации 7.7. Бухгалтерский учет и аудит 7.8. Другое (напишите какая) По данному вопросу были получены результаты: 7.1 – 5 голосов (20,83%), 7.2 – 3 голоса (12,5%), 7.3 – 2 голоса (8,33%), 7.4 –
14 голосов (58,33%), 7.5 – 2 голоса (8,33%), 7.6 – 12 голосов (50%), 7.7 – 7 голосов (29,16%), 7.8 – 3 голоса (ПГС – 2, инженер -1) – 12,5%. Рисунок 13 – Наиболее привлекательные в СЛИ специальности Можно сделать вывод, что для абитуриентов наиболее привлекательными являются специальности: «Машины и оборудование лесного комплекса», «Экономика и управление на предприятии» и «Менеджмент организации».
А наименее привлекательными являются специальности «Технология деревообработки» и «Технологий химической переработки древесины». 8. Основным критерием выбора специальности считаю: (5 – наиболее значимому показателю, 1 – наименее значимому. Можно всем-5 или всем -1) 8.1. Возможность найти работу 8.2. Интересное обучение 8.3. Наличие бюджетных мест или невысокая стоимость обучения на коммерческой основе 8.4.
Престижность профессии. 8.5. Качественное обучение по этой специальности По 8-му вопросы мы получили следующие результаты: 8.1 – средний балл 4,75 (5 – 22 чел 4 – 0 чел 3 – 1 чел 2 – 0 чел 1 – 1 чел.) 8.2 – средний балл 4 (5 -16 чел 4 – 1 чел 3 – 2 чел 2 – 1 чел 1 -4 чел.) 8.3 – средний балл 3,792 (5 – 15 чел 4 – 1 чел 3 – 1 чел 2 – 2 чел 1 – 5 чел.) 8.4 – средний балл 4,25 (5 –
16 чел 4 – 4 чел 3 – 1 чел 2 – 0 чел 1 -3 чел.) 8.5 – средний балл 4,25 (5 – 17 чел 4 – 2 чел 3 – 1 чел 2 – 2 чел 1 – 2 чел.) Рисунок 14 – Основной критерий выбора специальности Как видно из диаграммы, для школьников основным критерием выбора специальности является возможность найти работу, после окончания данного высшего учебного заведения, а менее важный критерий – это наличие бюджетных мест или невысокая стоимость обучения на коммерческой
основе. 9. Здесь потенциальным абитуриентам было предложено сравнить Вузы г. Сыктывкара по следующим показателям. Таблица 2 – Сравнение СЛИ с другими вузами г. Сыктывкара Показатели Сыктывкарский лесной институт Другой ВУЗ (указать, какой) В каком ВУЗе г. Сыктывкара обучается больше студентов
В каком ВУЗе г. Сыктывкара самые лучшие учебные корпуса В каком ВУЗе г. Сыктывкара самые востребованные специальности В каком ВУЗе г. Сыктывкара более профессиональные преподаватели В каком ВУЗе г. Сыктывкара самый большой конкурс при поступлении После окончания какого ВУЗа г. Сыктывкара выпускники легче находят работу
По данному вопросу были высказаны следующие мнения: 1) В каком ВУЗе обучается больше студентов: СЛИ – 7 голосов (31,82%), СГУ – 15 голосов (68,18%). 2) В каком ВУЗе самые лучшие учебные корпуса: Сли – 7 голосов (41,18%), СГУ – 9 голосов (52,94%), Мед. академия – 1 голос (5,88%). 3) В каком ВУЗе самые востребованные специальности:
СЛИ – 9 голосов (47,37%), СГУ – 8 голосов (42,11%), Мед. академия – 2 голоса (10,53%). 4) В каком ВУЗе более профессиональные преподаватели: СЛИ – 11 голосов (50%), СГУ – 8 голосов (36,36%), Мед. Академия – 2 голоса (9,09%), КГПИ – 1 голос (4,55%). 5) В каком ВУЗе самый большой конкурс при поступлении:
СЛИ – 9 голосов (50%), СГУ – 8 голосов (44,44%), КГПИ – 1 голос (5,56%). 6) После окончания какого ВУЗа выпускники легче находят работу: СЛИ – 14 голосов (66,67%), СГУ – 5 голосов (23,81%), КГПИ – 1 (4,76%), Мед. академия – 1 голос (4,76%). Более наглядно эти данные можно представить на следующей гистограмме:
Рисунок 15 – Сравнение вузов г. Сыктывкара Как мы видим, основная конкуренция по представленным показателям идет между двумя вузами Сыктывкара – Сыктывкарским лесным институтом и Сыктывкарским государственным университетом, а роль Медицинской академии и Коми государственного педагогического института, по мнению опрашиваемых, в общей доле рынка образовательных услуг незначительна. 10.
Выскажите свое мнение о качестве образовательных услуг в г. Сыктывкаре. По данному вопросы мы получили следующее: «Отличное» – 2 чел. (8,33%), «Хорошее» – 6 чел. (25%), «Удовлетворительно» – 9 чел. (37,5%), «Плохое» – 4 чел. (16,67%), «Затрудняюсь ответить» – 3 чел. (12,5%) Рисунок 16 – Мнение о качестве образовательных услуг в г.
Сыктывкаре В частности, некоторыми школьниками были высказаны более развернутые мнения по поводу качества образовательных услуг в г. Сыктывкаре. Вот некоторые из них: · «Я считаю, что в Сыктывкаре не очень высокий уровень образовательных услуг, но он выше, чем в других небольших городах России». · «Я считаю, что в нашем городе нет хорошего места для получения хорошего образования. Самые распространенные – это СГУ и СЛИ, но в них не высокий уровень и само отношение к студентам тоже.
Хотя СЛИ имеет хорошую репутацию. Просто в нем нет некоторых важных практических специальностей». · «В целом хорошее. Но некоторые вузы потеряли свою престижность. Это не относится к СЛИ». · И т.д. 4. Выводы по проведенному исследованию Как удалось выяснить в ходе нашего исследования, среди факторов, влияющих на поведение потребителей в сфере высшего образования, особо выделяется степень информированности абитуриента о том или ином вузе.
В процессе принятия решения о выборе высшего образовательного учреждения отмечается специфика в восприятии, отборе, использовании различной информации абитуриентом. Характер влияния информированности на выбор образовательной стратегии и вуза в качестве дальнейшего места обучения: при столкновении с проблемой выбора высшего учебного заведения, современный абитуриент, прежде всего, сталкивается с проблемой поиска информации о вузах, а также отбора этой информации для
принятия осознанного решения. Важную роль играют сложившееся в обществе мнение о том или ином вузе, представления ближайшего окружения, мнения учителей, преподавателей, родителей и знакомых. Период сбора абитуриентом информации о вузах можно разделить на несколько этапов: 1. Обращение к СМИ. К ним относятся наиболее доступные каналы массовой информации – это случайно просмотренные телевизионные передачи. Несмотря на осознание необходимости обращения к специальной информации, такая
форма сбора информации используется бессистемно из-за временных и других затрат: «просто надо еще дойти до киоска, почты, заполнить какие-то бланки, потратить время…» Современные исследователи, изучающие последствия воздействия массовой коммуникации на поведение людей, выделяют несколько концепций и теорий. Прежде всего – это влияние на установки. Оно включает в себя интеллектуальный компонент и компонент доверия, значительная часть психологической
динамики носит эмоциональный характер. Иногда интеллектуальный и эмоциональный компоненты могут приходить в противоречие друг с другом. Абитуриенты негативно относятся к организации обучения в некоторых вузах, качеству знаний, которые дает вуз, но выбирают его из-за престижности. По их словам, через средства массовой информации проходит в основном только имиджевая информация, которая не раскрывает сути образовательного процесса в вузе.
Хотя сообщения, которые нацелены только на формирование положительного имиджа вуза не дают всей необходимой информации для принятия решения о выборе вуза, часто вызывают недоверие к вузу. Особое недоверие закрепляется при обнаружении расхождении сведений с действительностью. 2. Обращение к мнениям учителей, родителей, знакомых. В школе на мнение абитуриентов влияют учителя, которые часто заодно с родителями.
Это объясняется высокой степенью доверия к данному источнику получения информации – абитуриенты верят, прислушиваются к мнениям людей из ближайшего окружения потому, что у последних намного больше опыта. Как показал анкетный опрос, большинство респондентов, ответили, что на них при выборе вуза повлияло мнение самих студентов – их знакомых – более 80%. Проведенное исследование позволило прийти к следующему утверждению. Информированность напрямую влияет на предпочтения абитуриентов в сфере высшего образования.
1. Информация, выполняя множество функций, помогает современному абитуриенту адаптироваться в быстроменяющихся условиях рынка образовательных услуг. Особое значение имеет уровень и степень информированности: обладая достоверными и полными сведениями об условиях обучения, перечне специальностей и конкурсе на них, формах вступительных экзаменов, программе обучения, возможностях дальнейшего трудоустройства, достижениях вуза, абитуриент принимает осознанное решение о выборе вуза и выработке дальнейшей образовательной стратегии.
2. Проблема низкой информированности характеризуется: * Отсутствием системной информационной политики в вузах. Высшие учебные заведения зачастую не имеют четкой стратегии позиционирования своего учреждения, рациональных методов управления каналами информации и информирования населения о предоставляемых услугах; * Существованием барьеров разного происхождения в получении информации о вузе.
Экономические – необходимость тратить дополнительные средства на получение достаточного количества информации для принятия решения о поступлении. Временные – требуется время на поиск дополнительных сведений о вузах. Когнитивные – отсутствие полного и подробного описания имеющихся специальностей и содержания профессиональной деятельности, льгот при поступлении, конкурсов на различные специальности, форм вступительных экзаменов, а также семантические – неадекватная интерпретация сведений о вузах; *
Большим влиянием обыденного общественного сознания на предпочтения в выборе вуза и специальности, сложившихся в обществе стереотипов об уровне престижности профессии и доступности высшего образования. 5. Рекомендации СЛИ по результатам опроса В условиях формирования новых механизмов функционирования рынка образовательных услуг перед руководством высших учебных заведений остро встаёт вопрос о необходимости считаться с законами и требованиями современного рынка, овладевая новым типом экономического поведения,
приспосабливая все стороны производственной и управленческой деятельности к меняющейся ситуации в образовательной среде. Сыктывкарский лесной институт занимает достаточно уверенные позиции на рынке образовательных услуг, как в самом Сыктывкаре, так и в Республике Коми. Однако большинство сегодняшних абитуриентов не обладают достаточной информацией о вузе, на их мнение в основном влияет мнение тех, кто учится в данном учебном заведении.
СЛИ в глазах абитуриентов и их родителей не самый престижный вуз, т. к. относительного данного вуза ходят различные негативные слухи, которые ничем не подкреплены, например, что СЛИ не прошел обязательную государственную аттестацию и аккредитацию, что в ближайшем времени институт перейдет из разряда высшего учебного заведения в разряд техникума, хотя данные сведения абсолютно не имеют никаких оснований. Для увеличения желающих обучаться в
СЛИ, для повышения престижности и конкурентоспособности вуза можно предложить следующие рекомендации: · СЛИ необходимо давать как можно больше информации в СМИ об образовательных услугах, условиях поступления, о достижениях вуза, о его научных заслугах и наградах, т. к. это может способствовать формированию положительного имиджа вуза, а, следовательно, увеличить его престижность; · Необходимо вести работу с абитуриентами, проводить тестирования на профессиональную
пригодность и предлагать абитуриентам возможные направления для поступления, варианты специальностей, которые доступны в СЛИ, т. к. некоторые школьники до последнего момента не могут определиться со специальностью, которую они хотели бы получить в вузе; · Важно, чтобы вуз информировал население о востребованности выпускников в разрезе специальностей, т. к. абитуриенты должны быть уверены в том, что их образование значимо для общества и что они смогут найти соответствующую работу; ·
Следует внедрять систему скидок и надбавок на платные образовательные услуги, т. к. большинство абитуриентов все-таки поступают в вуз на условии полного возмещения затрат на обучение, потому что очень мало бюджетных мест и конкурс на эти места очень большой; · Т.к. большинство респондентов ответили, что на формирование их мнения о СЛИ наибольшее влияние оказало мнение тех, кто там учится (более 80%) необходимо вести работу и в самом институте, проводить исследования среди студентов и выяснять их проблемы, их претензии, их
пожелания по усовершенствованию работы преподавательского состава в частности и всего института в целом. · При сравнении вузов большинство респондентов указали, что учебные корпуса СГУ лучше, чем СЛИ, поэтому нужно совершенствовать учебные корпуса и кабинеты, внедрять новые технологии, инновации. Например, в большей мере переходить на компьютерные технологии в подготовке лекций и семинаров, уходить от обычной и неинтересной «начитки» материала. ·
Для формирования положительного имиджа и надежности СЛИ также можно вести работу с бывшими студентами института, которые после окончания вуза открыли свое дело или имеют престижные должности, чтобы те в свою очередь способствовали будущим выпускникам в прохождении практик, устройстве на работу, а также можно завести на страницах сайта СЛИ вкладку о выпускниках, которые бы рассказывали как им в жизни помог институт и чего они достигли
благодаря учебе в СЛИ. · Кроме того, можно вести работу по выпуску газеты о СЛИ (не внутри вуза, а за его пределами), которую можно распространять по школам для старшеклассников и их родителей. Выпуск газеты можно производить несколько раз в год. В данной газете можно печатать маркетинговые исследования СЛИ, достижения вуза, а также информацию по различным специальностям, с комментариями преподавателей
и выпускников вуза. · Также можно проводить различные конференции с участием преподавателей, студентов СЛИ и потенциальных абитуриентов, где бы обсуждались вопросы учебы и поступления в вуз и «горячие линии» со школьниками и их родителями, где те могли бы задать интересующие вопросы, касающиеся института. Причем информацию об этих мероприятиях необходимо освещать в СМИ и в самих школах. Заключение Одной из особенностей российского рынка образовательных услуг является
всевозрастающая конкуренция учебных заведений за привлечение потенциальных студентов, наиболее актуальная для государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования так называемых провинциальных городов, вынужденных вести конкурентную борьбу на два фронта: как с «местными» негосударственными вузами, так и с многочисленными филиалами столичных «собратьев». Очевидно, что отношение к данной проблеме не может быть однозначным, поскольку определяется совокупностью
факторов, главными из которых выступают неудовлетворенная потребность локального рынка труда в профильных специалистах и качество их подготовки, обусловливающее уровень фактической востребованности выпускников учебных заведений. Проведя данное исследования мы: ь Выяснили какой информацией владеют потребители услуг высшего образования, и какой она должна быть, чтобы повысить роль вуза в управлении этим процессом; ь Выработали «мотивационный профиль» потенциального
абитуриента; ь Разработали рекомендации для Сыктывкарского лесного института по изменению уровня, качества, системности информации о высшем образовании, по повышению конкурентоспособности вуза, а также по повышению престижности института. К основным рекомендациям по усилению маркетинговой политики можно отнести следующее: 1. Повышение активности в области PR-публикаций в областных газетах, особенно ориентированных на молодежь, как наиболее значимую целевую группу. 2. Проведение работы в области информированности абитуриентов
о востребованности специальностей, предлагаемых для получения в СЛИ. 3. Внедрение системы скидок и льгот для студентов, поступающих на платной основе. 4. Внедрение компьютерных технологий, расширение роли сети Интернет. 5. Проведение работы с абитуриентами, студентами, а также выпускниками вуза. Сыктывкарский лесной институт – один из самых крупных и известных вузов не только в г.
Сыктывкаре, но и во всей Республике Коми. Выпускники СЛИ широко востребованы на рынке труда. Однако кризис в системе образования дает о себе знать, поэтому как бы ни был хорош институт необходимо вести напряженную работу по привлечению абитуриентов, повышению его конкурентоспособности, формированию положительного имиджа. Именно на это должна быть направлена маркетинговая политика
СЛИ. Библиографический список 1. Большаков, Н.М. Учебно-методическое пособие по подготовке рефератов, контрольных и курсовых работ [Текст]: для студ. всех спец. и форм обучения / Н.М. Большаков, Ю.С. Новиков Сыктывкар: СЛИ, 2001 20 с. 2. Маркетинг в России и за рубежом [Текст]: журнал / Издательство «Финпресс» 2005, №5 М.: Финпресс, 2005 144 с.
3. Маркетинговые исследования на рынке образовательных услуг провинциальных городов (на примере учреждений высшего профессионального образования) [Электронный ресурс]: http://www.dis.ru/library/market/archive /2005/5/3905.html 4. Сайт Сыктывкарского лесного института [Электронный ресурс]: http://www.sli.komi.com/ 5. Маркетинг: электронное пособие [Электронный ресурс]: http://www.aup.ru/books/m21/