Исследование мотивации студентов нефизкультурных вузов, избравших своей специализацией спортивные единоборства

Исследование мотивации студентов
нефизкультурных вузов, избравших своей специализацией спортивные единоборства

Доктор педагогических наук,
профессор Ю.Г. Коджаспиров, кандидат педагогических наук, доцент В.И. Сытник,
Е.Я. Крупник, Московский авиационный институт (технический университет)

С целью выяснения причин,
повлиявших на выбор специализации “спортивные единоборства”, а также
для оптимизации учебно-тренировочного процесса нами было проанкетирова-но 2364
студента нефизкультурных вузов Москвы (см. анкету).
Образец анкеты

УКАЖИТЕ МОТИВЫ, КОТОРЫЕ ПОВЛИцЛИ
НА ВЫБОР ТОГО ВИДА ЕДИНОБОРСТВ, КОТОРЫМ ВЫ ЗАНИМАЕТЕСЬ В НАСТОцЩЕЕ ВРЕМц
(ОТВЕТЬТЕ САМОСТОцТЕЛЬНО). Если дополнительные формулировки совпадают с Вашей
мотивацией, обведите номера пунктов (но не более трех), с которыми Вы согласны.

1. ДАННЫЙ ВИД СПОРТА НАИБОЛЕЕ
ПРИВЛЕКАТЕЛЕН В ПРИКЛАДНОМ ПЛАНЕ ПО СРАВНЕНИЮ С ДРУГИМИ ВИДАМИ СПОРТА (такими,
как лыжные гонки, легкая атлетика, конькобежный спорт, тяжелая атлетика и
т.д.).

2. СТРЕМЛЕНИЕ БЫТЬ МУЖЕСТВЕННЫМ.

3. ЗАНЯТИЯ НОСЯТ ТОЛЬКО
РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР, ОТВЛЕКАЮТ ОТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ПЕРЕГРУЗОК.

4. ЖЕЛАНИЕ НАУЧИТЬСЯ САМОЗАЩИТЕ.

5. СПОРТИВНЫЙ ЗАЛ РАСПОЛОЖЕН
БЛИЗКО К МЕСТУ УЧЕБЫ (работы, дома).

6. ЗАНЯТИЯ ПРОВОДЯТСЯ В БОЛЕЕ
КОМФОРТАБЕЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ПО СРАВНЕНИЮ С ДРУГИМИ ВИДАМИ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(лыжи, кросс и т.п.).

7. ВОЗМОЖНОСТЬ ИМЕТЬ БОЛЕЕ ТЕСНЫЕ
КОНТАКТЫ СО СВОИМИ СВЕРСТНИКАМИ, БЫТЬ ЧАСТЬЮ ИХ КОЛЛЕКТИВА.

8. ЗАНИМАЛСЯ РАНЕЕ, ХОЧУ
СОВЕРШЕНСТВОВАТЬСЯ В ДАННОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ.

9. СЧИТАЮ, ЧТО ДАННЫЙ ВИД
СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРЕБУЕТ МАКСИМАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И
ФИЗИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ, В СВЯЗИ С ЧЕМ ОПЫТ, ПРИОБРЕТЕННЫЙ НА ЗАНЯТИЯХ, В
ДАЛЬНЕЙШЕМ МОЖЕТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАН В ДРУГИХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ.

10. ДАННОМУ ВИДУ СПОРТА СВОЙСТВЕН
ИГРОВОЙ ХАРАКТЕР СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, И СУЩЕСТВУЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАТЬ
В ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ СПОРТИВНЫЕ И ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ.

11. БОРЬБА НАИБОЛЕЕ ГАРМОНИЧНО
ВЛИЯЕТ НА РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЧЕЛОВЕКА (силу, ловкость, быстроту и
т.д.).

12. ПОЛУЧАЮ УДОВЛЕТВОРЕНИЕ (ПРИ
ПРЕОДОЛЕНИИ ПРЕПЯТСТВИЙ ИЛИ В СЛУЧАЕ ДОСТИЖЕНИЯ ПОБЕДЫ НАД СОПЕРНИКОМ).

13. БОРЬБА СТИМУЛИРУЕТ ЧЕЛОВЕКА К
ВЫСОКОМУ УРОВНЮ РАЗВИТИЯ МОРАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ, НАСТОЙЧИВОСТИ В РЕШЕНИИ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАДАЧ.

14. ЗАНЯТИЯ БОРЬБОЙ ПОВЫШАЮТ
ПРЕСТИЖ В ОБЩЕСТВЕ.

15. ЖЕЛАЮ ВЫПОЛНИТЬ НОРМАТИВ
МАСТЕРА СПОРТА (при положительном ответе на данный вопрос напишите в анкете
свою фамилию и инициалы).

16. ДОСТИЖЕНИЕ ВЫСОКИХ
РЕЗУЛЬТАТОВ В ДАННОМ ВИДЕ СПОРТА ПРИВЕДЕТ К ЗНАЧИТЕЛЬНОМУ МАТЕРИАЛЬНОМУ
ВОЗНАГРАЖДЕНИЮ.

17. ВОЗМОЖНОСТЬ В ДАЛЬНЕЙШЕМ
РАБОТАТЬ ИНСТРУКТОРОМ ИЛИ ТРЕНЕРОМ ПО ДАННОМУ ВИДУ СПОРТА.

18. ДАННЫЙ ВИД СПОРТИВНЫХ
СОСТЯЗАНИЙ ЯВЛЯЕТСЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫМ (НАЦИОНАЛЬНЫМ) ВИДОМ СПОРТА.

Опрос был проведен среди
занимающихся такими видами спортивных единоборств, как самбо, дзюдо, вольная и
греко-римская борьба.

В процессе аналитического опроса
были получены результаты, представленные в таблице.

На первый вопрос, направленный на
включение респондентов в работу: “Укажите мотивы, которые повлияли на
выбор того вида единоборств, которым Вы занимаетесь в настоящее время”,
участники опроса должны были ответить самостоятельно. Почти все ответы (98%) на
него совпадали с дополнительными вопросами, представленными в анкете.

На предпоследнем месте по уровню
значимости оказались два вопроса, на которые 4,4% учащихся дали абсолютно
одинаковое количество положительных ответов: “Возможность в дальнейшем
работать инструктором или тренером по данному виду спорта” и
“Достижение высоких результатов в данном виде спортивной деятельности
может привести к значительному материальному вознаграждению”.

10,9% опрошенных борцов указали,
что данный вид спорта позволяет им установить более дружественные контакты с
остальными студентами.

С аргументом, что “Занятия
борьбой повышают престиж в обществе” согласились 13,1% респондентов.

Что занятия спортивной борьбой
проводятся в более комфортных условиях по сравнению с видами спорта,
проводимыми на открытом воздухе, считают 15,2% опрашиваемых.

Формулировка “Занятия носят
только развлекательный характер, отвлекают от интеллектуальных перегрузок”
выполняла в анкете функцию ловушки. Сочетание утвердительных ответов на два
пункта говорит о ненадежности ответов респондента, и такая анкета не
подвергалась статистической обработке.

Подавляющее большинство
участников опроса (71,7%) выразили согласие с мнением, что единоборства
наиболее гармонично (по сравнению с другими видами спорта) влияют на развитие
физических качеств человека.

Статистическая группировка результатов
анкетирования

№ вопроса

Содержание
вопроса

Положительные
ответы, %

Место
ответов в зависимости от их значимости

4

ЖЕЛАНИЕ
НАУЧИТЬСЯ САМОЗАЩИТЕ

86,96

1-е

10

ДАННОМУ
ВИДУ СПОРТА СВОЙСТВЕН ИГРОВОЙ ХАРАКТЕР СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СУЩЕСТВУЕТ
ВОЗМОЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАТЬ В ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ СПОРТИВНЫЕ И ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

84,44

2-е

11

БОРЬБА
НАИБОЛЕЕ ГАРМОНИЧНО ВЛИЯЕТ НА РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЧЕЛОВЕКА (силу,
ловкость, быстроту и тд)

71,74

3-е

9

СЧИТАЮ,
ЧТО ДАННЫЙ ВИД СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРЕБУЕТ МАКСИМАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И ФИЗИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ, В СВЯЗИ С ЧЕМ ОПЫТ, ПРИОБРЕТЕННЫЙ
НА ЗАНЯТИЯХ, В ДАЛЬНЕЙШЕМ МОЖЕТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАН В ДРУГИХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ

56,52

4-е

12

ПОЛУЧАЮ
УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПРИ ПРЕОДОЛЕНИИ ПРЕПЯТСТВИЙ ИЛИ В СЛУЧАЕ ДОСТИЖЕНИЯ ПОБЕДЫ НАД
СОПЕРНИКОМ

47,83

5-е

8

ЗАНИМАЛСЯ
РАНЕЕ, ХОЧУ СОВЕРШЕНСТВОВАТЬСЯ В ДАННОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ

43,48

6-е

2

СТРЕМЛЕНИЕ БЫТЬ
МУЖЕСТВЕННЫМ

39,13

7-е

13

БОРЬБА
СТИМУЛИРУЕТ ЧЕЛОВЕКА К ВЫСОКОМУ УРОВНЮ РАЗВИТИЯ МОРАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ,
НАСТОЙЧИВОСТИ В РЕШЕНИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАДАЧ

36,96

8-е

5

СПОРТИВНЫЙ
ЗАЛ РАСПОЛОЖЕН БЛИЗКО К МЕСТУ УЧЕБЫ (работы, дома)

30,44

9-е

15

ЖЕЛАЮ
ВЫПОЛНИТЬ НОРМАТИВ МАСТЕРА СПОРТА

21,74

10-е

1

ДАННЫЙ
ВИД СПОРТА НАИБОЛЕЕ ПРИВЛЕКАТЕЛЕН В ПРИКЛАДНОМ ПЛАНЕ ПО СРАВНЕНИЮ С ДРУГИМИ
ВИДАМИ СПОРТА (такими, как лыжные гонки, легкая атлетика, конькобежный спорт,
тяжелая атлетика и т.д.)

21,64

11-е

18

ДАННЫЙ
ВИД СПОРТИВНЫХ СОСТЯЗАНИЙ ЯВЛЯЕТСЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫМ (НАЦИОНАЛЬНЫМ) ВИДОМ СПОРТА

2,17

16-е

Важным стимулом, привлекшим
занимающихся к тренировкам по спортивной борьбе, следует считать игровой
характер спортивной деятельности и возможность использовать в тренировочных
занятиях спортивные и подвижные игры. Такое обоснование одобрили 84,4%
представителей единоборств.

На вершине гистограммы (см.
рисунок) оказался вопрос о наличии у обучающихся желания изучать приемы
самозащиты: положительный ответ дали 87% занимающихся.

По оси Y отложены срединные значения положительных ответов на вопросы анкеты.

Цифры на оси X соответствуют номерам формулировок анкеты.

Таким образом, на основании
обработки полученных ответов мы пришли к следующему заключению:

1. В план действующей официальной
программы следует внести существенные коррективы.

2. Студенты, занимающиеся
единоборствами, достаточно высоко оценивают значение игрового метода в
спортивной подготовке. Помимо того, еще более высокий уровень значимости, по их
мнению, занимает изучение приемов самозащиты, которые преподавателями
используются достаточно редко и в ограниченном количестве.

3. Владение приемами самозащиты и
использование игрового материала на занятиях с борцами выдвигают на первый план
потребность в дополнительной разработке специализированной игровой методики.

4. В действующих программах по
спортивной борьбе для секций и коллективов физической культуры имеется
существенный резерв для увеличения объема изучаемых приемов, имеющих прикладную
направленность, и для включения специализированных подвижных игр без ущерба для
освоения программного материала. Более того, включение в программу обучения
студентов специализированных игровых комплексов, а также увеличение количества
учебных часов, выделяемых на изучение приемов самозащиты, будет способствовать
повышению как технико-физической подготовленности занимающихся, так и их
интереса к занятиям борьбой.

5. Учебно-тренировочные занятия,
предусматривающие подбор игровых средств в соответствии с изучаемыми
техническими действиями, более эффективны при совершенствовании
технико-тактического мастерства спортсменов.

6. Расширение учебного материала
в сторону изучения приемов самозащиты, вероятно, повлечет за собой потребность
в проведении параллельных соревнований, по отношению к состязаниям с чисто
спортивной направленностью, что, в свою очередь, послужит причиной для
разработки спортивными федерациями дополнительных правил по данному
направлению, а в перспективе – и новых учебно-методических программ.
Практические рекомендации

1. Одной из форм применения
спортивно-игрового метода являются специализированные подвижные игры, которые включают
в себя специальные упражнения борцов, направленные на развитие и
совершенствование их физических качеств и технико-тактической подготовки
обучающихся.

2. При планировании
учебно-тренировочного процесса по спортивной борьбе 30-35% общего времени, отводимого
на развитие физических качеств и формирование навыков единоборства, можно
реализовать путем применения специализированных подвижных игр, включая их в
начальную, основную и заключительную части тренировки.

3. С целью совершенствования и
закрепления навыков спортивной деятельности предлагаем проводить внутри
коллектива мини-соревнования, включающие в себя специализированные игры с
элементами единоборств или контрольных нормативов для определения развития
физических качеств испытуемых.

4. Для ознакомления учащихся с
правилами соревнований, а также при подготовке судей и повышении их
квалификации из числа обучающихся рекомендуем привлекать спортсменов к
судейству соревнований, поручая им обязанности арбитра, секретаря, счетчика
очков и т.д.

5. При проведении
специализированных игровых комплексов следует обращать особое внимание на
правильное выполнение элементов изучаемых технических действий. Контроль
возлагается на тренера-преподавателя, который может выступать в роли как
организатора, так и судьи или секунданта.

6. Изучение приемов рукопашного
боя рекомендуем довести до 20-25% от количества учебных часов,
предусматриваемых годовыми учебными планами по спортивным единоборствам, причем
наиболее часто употребляемые приемы самозащиты, такие, как задержание,
конвоирование, защита от прямых ударов руками и ногами, следует предлагать
занимающимся выполнять (в сочетании с игровыми заданиями) уже в первый год
обучения.

7. При разработке правил
соревнований по “боевой самозащите” предлагаем:

1) в статью “Допуск участников
к соревнованиям” внести ограничения, которые разрешали бы участие
спортсменов, имеющих спортивную квалификацию не менее I разряда по спортивным единоборствам. Что, во-первых,
позволитуменыпитьтравматизмвпо-добныхсостязанияхи, во-вторых, будет способствовать
совершенствованию технико-тактического арсенала занимающихся;

2) для спортсменов каждой
квалификации соревнования проводить отдельно, причем для массовых разрядов
ввести большее количество ограничений, касающихся мест нанесения и силы ударов,
а также спортивной формы, защищающей соперников. По мере перехода спортсменов
на более высокий соревновательный уровень подобные ограничения должны
уменьшаться.
Список литературы

Для подготовки данной работы были
использованы материалы с сайта http://lib.sportedu.ru