Исследование познавательной сферы личности Л. Елизаветы

Министерствообразования и науки российской федерации
Государственноеобразовательное учреждение
Высшего профессиональногообразования
«СтерлитамакскаяГосударственная Педагогическая Академия им. Зайнаб Биишевой»
Институтпедагогики и психологии
Кафедрапедагогики и психологии
Контрольнаяработа
«Исследованиепознавательной сферы личности Елизаветы Л.»
Стерлитамак2011

Содержание
Вводная часть
Исследование познавательной сферы личности Елизаветы Л.
Заключение
Список использованной литературы

Вводная часть
Психические процессы:ощущение, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь — выступаюткак важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобыудовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человекдолжен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты иликомпоненты деятельности, представлять то, что ему нужно сделать, запоминать,обдумывать, высказывать суждения. Следовательно, без участия психическихпроцессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как еенеотъемлемые внутренние моменты.
Целью нашей контрольнойработы является изучение познавательной сферы личности Елизаветы Л., т.е. еепознавательных процессов.
Елизавета Л. выступает вкачестве испытуемого. Женщине 53 года, образование высшее техническое, работаетинженером на химическом предприятии, замужем.
Для исследованияпознавательной сферы личности Елизаветы Л. были использованы следующиеметодики:
Изучение устойчивости внимания(тест «Таблицы Шульте»)
Исследование кратковременнойпамяти (методике Джекобсона)
Методика на определениеизбирательности внимания (методика Мюнтерберга.
Исследование особенностейраспределения внимания методом корректурной пробы (методика Бурдона)
«Заучивание слов»(методика А.Р. Лурии)
«Пиктограмма»
Тест Равена

Исследованиепознавательной сферы личности Елизаветы Л.
Изучение устойчивостивнимания (тест «Таблицы Шульте»)
Стимульный материал: 5таблиц в 25 клеток (5х5), с цифрами расположенными в таблицах в случайномпорядке, цифры от 1 до 25.
Задача испытуемого:отыскивать цифры и показывать их в порядке возрастания.
Фиксируется времявыполнения, затем строиться кривая устойчивости внимания.
/>
В данной таблице указановремя, затраченное испытуемой на выполнение задания.
№ таблицы Затраченное время, сек. 1 43,18 2 38,06 3 42,88 4 51,87 5 43,74
Основной показатель — время выполнения, а так же количество ошибок отдельно по каждой таблице. Порезультатам выполнения каждой таблицы построена «кривая истощаемости(утомляемости)», отражающая устойчивость внимания и работоспособность вдинамике.
/>
Вывод: анализируяполучившийся график можно сделать вывод о том, что внимание у испытуемойнеустойчивое, быстро утомляемое, об этом свидетельствует повышенный уровеньвнимания в начале работы и резкий спад в конце.
Исследованиекратковременной памяти (методике Джекобсона)
Стимульный материал:бланк с четырьмя наборами рядов чисел, лист для записи, ручка и секундомер.
Процедура исследования: экспериментаторзачитывает испытуемой один из наборов следующих цифровых рядов, задачаиспытуемой после прочтения каждого ряда с интервалом в 2-3сек. по команде «Пишите!»воспроизвести элементы ряда в том же порядке, в каком они предъявлялисьэкспериментатором.Первый набор 5241 96023 254061 7842389 34682538 598374623 6723845207 Второй набор 7106 89934 856086 5201570 82744525 715843413 1524836897 Третий набор 1372 64805 725318 0759438 52186355 132697843 3844528716 Четвертый набор 7106 89934 856086 5201570 82744525 715843413 1524836897
Обработка результатов: коэффициентобъема памяти, который вычисляется по формуле:
/>
Пк – обозначение объемакратковременной памяти,
А – наибольшая длинаряда, который испытуемый во всех опытах воспроизвел правильно;
С – количество правильновоспроизведенных рядов, больших чем А;
n – число серий опыта, вданном случае – 4.
Подставим полученныеданные:
Пк = 5+6/4= 6,5
Анализ результатов:
Для анализа результатовпользуются следующей оценкой уровней объема кратковременного запоминания:
Шкала оценки уровня кратковременного запоминания Коэффициент объема памяти /Пк/ Уровень кратковременного запоминания 10 8-9 7 6-5 23-4 очень высокий высокий средний низкий очень низкий
Вывод: анализируяполученные результаты исследования был выявлен средний показатель объемакратковременной памяти у испытуемой.
Тест на определениеизбирательности внимания (методика Мюнтерберга.
Стимульный материал: бланкс текстом, в котором зашифрованы слова.
Задача испытуемой:отыскать и выписать из предложенного ничего не значащего текста слова. Время ограниченодо 2-х минут.
/>
Вывод: всего зашифрованов тексте 25 слов, испытуемой было найдено 23 слова. Результат выполнения 92 %,что свидетельствует о высокой избирательности внимания.
Исследование особенностейраспределения внимания методом корректурной пробы (методика Бурдона).
Стимульный материал:бланк с набором букв русского алфавита, секундомер.
Задача испытуемой:необходимо отыскивать на бланке «корректурной пробы» буквы «к»,«с» и зачеркивать их.
Обработка и анализрезультатов. Подсчитываются общее количество просмотренных за десять минутбукв, количество правильно вычеркнутых за время работы букв, количество букв,которые необходимо было вычеркнуть. Рассчитывается продуктивность внимания,равная количеству просмотренных за десять минут букв и точность, вычисленная поформуле
K = m / n х 100%
где К – точность, n –количество букв, которые необходимо было вычеркнуть, m – количество правильновычеркнутых во время работы букв.
Анализ полученныхрезультатов:
Общее количество букв «к»и «с» в тексте – 329
Найдено испытуемой – 326
К = 326 / 329 х 100% =0,99088 х 100% = 99 %
Вывод: полученные данныев процессе исследования свидетельствуют о высоком уровне распределения вниманияу испытуемой.
«Заучивание слов»(методика А.Р. Лурии)
Материал: бланк –протокол проведения исследования
Процедура исследования:экспериментатор зачитывает слова с бланка – протокола, задача испытуемойвоспроизвести данные слова в любом удобном для нее порядке. Названные словаиспытуемой, записываются в протокол экспериментатором. Данная процедураповторяется 5 раз.
Обработка и анализрезультатов:№ выполнения Кол-во слов 1 7 2 9 3 9 4 10

Во время проведенияисследования, получаемые данные заносились в таблицу, на основании которой былпостроен график воспроизведения слов.
/>
Вывод: на основанииданных, полученных из графика, можно сделать вывод о том, что у испытуемойнаблюдается эмоциональная вялость, кривая направлена вверх только в конце – этоговорит о том, что истощаемость низкая, но серединная часть графикасвидетельствует о слабой заинтересованности испытуемой.
«Пиктограмма»
Материал: ручка, белыйлист бумаги.
Процедура исследования:произносятся слова или словосочетания, испытуемой необходимо нарисовать образ,который будет служить в дальнейшем ключом для процесса вспоминания названногослова или словосочетания. Испытуемой не дается никаких ограничений по поводуполноты и содержания образа, так же как и по поводу используемых материалов:размера и времени.
Набор слов для проведенияисследования: веселый праздник, развитие, тяжелая работа, зимний день, разлука,легкая работа, болезнь, счастье, обман, бедность.
Обработка и анализ полученныхрезультатов: При обработке учитывались не только основные 4 критерия(адекватность, восстанавливаемость понятий спустя отсроченный период,конкретность – абстрактность, стандартность — оригинальность), но также илегкость выполнения, эмоциональное отношение к нему.
Полученные результаты впроцессе исследования:
Адекватность – 96 %
Восстанавливаемостьпонятий – 91 %
Конкретность –абстрактность – 2 балла
Стандартность –оригинальность – 3 балла
Вывод: объекты,изображенные испытуемой вполне адекватны, испытуемая без особых затрудненийсмогла воспроизвести слова либо словосочетания по изображенным объектам.Изображаемые объекты не лишены конкретики о чем свидетельствует средний балл,высокий балл испытуемой получен за оригинальные идеи во время зарисовкиобъектов.
Тест Равена.
Стимульный материал: 60таблиц (5 серий). В каждой серии таблиц содержатся задания нарастающейтрудности. В то же время характерно и усложнение типа заданий от серии к серии.
Процедура исследования:процедура исследования занимает 20 мин., испытуемой предлагается стимульныйматериал и после команды она приступает к выполнению заданий.
Полученные результаты впроцессе исследования:  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 /> А 4 5 1 2 6 3 6 2 1 3 4 15 91 % B 2 6 1 2 1 3 5 6 4 3 4 5 91 % C 8 2 3 8 7 4 5 1 7 6 5 2 91 % D 3 4 3 7 8 6 5 4 1 2 5 6 86 % E 7 6 8 2 1 5 7 6 3 2 4 6 70 %

Вывод: испытуемая впроцессе выполнения тестовой методики показала высокий уровень внимания ивоображения, может строить умозаключения на основе линейных взаимосвязей,способна представлять и воспринимать быстрые и непрерывные изменения. Низкаяспособность наблюдать качественные и количественные изменения. При суммарномподсчете баллов, выявлен коэффициент интеллекта – средний.

Заключение
Испытуемая: Елизавета Л.
Дата проведения: 22.11.2010г.
Цель обследования: диагностика познавательных процессов
Проведённые методики быливыполнены испытуемой со средним показателем успешности:
— Выявлен низкийпоказатель устойчивости внимания, высокий уровень утомляемости;
— Испытуемая показаласредний уровень объёма памяти;
— У испытуемой выявленвысокий показатель избирательности и распределения внимания;
— В процессе исследованиябыла выявлена оригинальность мышления и адекватность суждений;
— Испытуемаяпродемонстрировала средний уровень интеллектуальных способностей, развитоевоображение и восприятие.
Рекомендации: испытуемойнеобходимо обратить внимание на развитие кратковременной памяти, работать надразвитием устойчивости внимания.
Для улучшения процессазапоминания рекомендую использовать приемы мнемоники. Одним из способовтренировки внимания может быть способ «запоминания лиц».

Список использованнойлитературы
Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения.–М.:ПРОГРЕСС, 2008.
Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальноеформирование внимания. – М.: 2007.
Гуревич П.С. Психология: учебное пособие. – М.: Знание, 2008.
Карелин А.А. Психологические тесты. Том 2. – М.: ВЛАДОС,2006.
Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед.учеб.заведений: В 3 кн. — 4-е изд. – М.: Гуманит.изд центр ВЛАДОС, 2007.- кн. 2:Психология образования.
Петровский А.В. Общая психология. – М.: Просвещение, 2007.
Ратанова Т.А. Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методыизучения личности. – М.: Просвещение, 2008.
Римская Р., Римский С., Практическая психология в тестах, илиКак научиться понимать себя и других. – М.: АСТ — ПРЕСС КНИГА, 2007.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Издание 5-едоработанное. – М.: Приора, 2006.
Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практическогопсихолога. – М.: Эксмо, 2007.
Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды.– М., 2007.