Исследование распределения субъектов Российской Федерации по уровню бюджетных расходов на душу населения

Чумакова Екатерина Александровна,аспирант кафедры экономики и управления Волгоградского института бизнеса, государственный налоговый инспектор МИФНС России № 2 по Волгоградской области, г. Волгоград

В статье рассматриваются динамика и разброс расходов бюджетов разных уровней на одного человека, анализируется распределение расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на душу населения. Предложена типология оценки регионов Российской Федерации по расходам на одного жителя по сравнению со среднероссийским показателем и группировка субъектов Российской Федерации на основании динамики изменения расходов на душу населения. Определено положение Волгоградской области по расходам консолидированного бюджета региона среди субъектов Южного федерального округа, а также среди субъектов Российской Федерации.

Распределение расходов бюджета на душу населения за 2008-2012 годы

1

руб/чел

Наименование бюджета

2008

2009

2010

2011

2012

Консолидированный бюджет РФ

78 817,95

87 301,12

89 385,51

99 846,01

113 634,52

Федеральный бюджет РФ

47 144,62

60 855,28

63 393,61

76 542,19

90 110,17

Бюджет субъекта РФ

Средний по РФ

43 787,18

43 807,17

46 446,4

53 729,57

58 195,95

mm

17 809,00

23 923,24

22 327,82

25 762,05

27 527,97

ma-x

279 353,77

324 861,92

333 881,57

370 285,69

431 652,71

Бюджет г. Волгограда

13 804,41

13 130,09

13 370,55

14 361,09

15 537,62

Россия отличается высокой неравномерностью экономического развития в территориальном разрезе. Значительные территориальные диспропорции присущи огромной стране, которая является ареной жизни людей с их социальными, культурными, национальными, духовными интересами, с их потребностями и привязанностями. Возникнув первоначально в силу различий в географическом положении и природно-климатических условиях, обусловивших характер расселения населения, региональные диспропорции со временем обостряются.

Проведем оценку распределения расходов на душу населения консолидированного бюджета РФ, федерального и регионального бюджетов, а также бюджета г. Волгограда (табл. 1).

Величина среднедушевых расходов бюджетов разных уровней существенно отличается. Так, за 2012 год расходы консолидированного бюджета РФ на одного жителя России в 1,3 раза больше аналогичного показателя на уровне федерального бюджета, в 1,9 раза больше среднероссийского показателя на региональном уровне и в 7 раз больше расходов на одного жителя на уровне бюджета г. Волгограда. Совокупные расходы федерального бюджета в расчете на душу населения в 1,6 раза и 5,8 раза превышают аналогичный показатель консолидированных бюджетов субъектов РФ и бюджета г. Волгограда соответственно. Довольно пестро выглядит картина в различных регионах, где диспропорции в бюджетном финансировании на порядок отличаются друг от друга, где максимальное значение расчетного показателя в 16 раз превышает минимальное и в 7 раз больше среднероссийского значения.

В последнее время расходы бюджетов всех уровней неуклонно растут. Темп роста совокупных расходов федерального бюджета в 2009 году по сравнению с предыдущим 2008 годом составил 129%, в 2010/2009 – 104%, в 2011/2010 – 121%, в 2012/2011 – 118%.

Если в 2008 году расходы федерального бюджета на душу населения не превышали 50000 рублей на человека в год, то в 2012 году – уже свыше 90000 рублей, темп роста в 2012 году по сравнению с 2008 годом составил 191%. С меньшим темпом роста за аналогичный период происходит увеличение расходов бюджетов субъектов РФ на душу населения и составляет 133%, на уровне бюджета г. Волгограда -113%.

Для получения ответа, как обстоят дела в регионах со среднедушевыми расходами, была проведена оценка субъектов по расходам консолидированных бюджетов субъектов РФ на душу населения [1, с. 42]. Методика предполагает ранжирование регионов по отношению показателя «Расходы консолидированного бюджета субъекта РФ» к показателю «Население региона»:

Рдш= Р1/ Щ

где i – субъект РФ.

Далее были определены интервалы значений расходов населения для соответствующих расходных групп [2, с. 106]. Для этого использовались интервальные ряды распределения регионов по уровню расходов на душу населения, учитывая среднероссийский показатель, и условно разбиты результаты расчетов на 5 групп:

я группа – 200% к среднероссийскому показателю;

я группа – 100% к среднероссийскому показателю;

я группа – 80% к среднероссийскому показателю;

я группа – 60% к среднероссийскому показателю;

я группа – ниже 60% к среднероссийскому показателю.

Затем был определен количественный состав регионов в каждом интервальном ряду (табл. 2).

Таблица 2

Типология регионов России по уровню расходов бюджета субъекта РФ на одного жителя в 2012 году

№ группы

Уровень расходов

Регионы

Численность

населения

1

200-700% к среднероссийскому показателю

Чукотский автономный округ, Ненецкий автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ, г. Москва, Сахалинская область, Магаданская область, Камчатский край, Республика Саха (Якутия)

11,25% населения РФ

2

100-200% к среднероссийскому показателю

Амурская область, Республика Тыва, Архангельская область, Республика Коми, Хабаровский край, Республика Алтай, Чеченская Республика, Красноярский край, Мурманская область, г. Санкт-Петербург

10,29% населения РФ

3

80-100% к среднероссийскому показателю

Тюменская область, Московская область, Еврейская автономная область, Республика Карелия, Вологодская область, Кемеровская область, Калининградская область, Белгородская область, Республика Татарстан, Томская область, Ленинградская область, Свердловская область, Республика Бурятия, Краснодарский край, Новгородская область, Иркутская область, Ярославская область, Забайкальский край, Новосибирская область, Приморский край, Калужская область, Республика Мордовия, Республика Ингушетия

32,07% населения РФ

4

60-80% к среднероссийскому показателю

Астраханская область, Пермский край, Самарская область, Липецкая область, Нижегородская область, Оренбургская область, Челябинская область, Омская область, Республика Калмыкия, Республика Хакасия, Тверская область, Удмуртская Республика, Ульяновская область, Волгоградская область, Республика Башкортостан, Тульская область, Рязанская область, Кировская область, Курганская область, Курская область, Костромская область, Псковская область, Владимирская область, Пензенская область, Алтайский край, Республика Марий Эл, Тамбовская область, Орловская область, Ростовская область, Смоленская область, Воронежская область, Карачаево-Черкесская Республика, Брянская область

37,65% населения РФ

5

Ниже 60% к среднероссийскому показателю

Чувашская Республика, Республика Северная Осетия-Алания, Саратовская область, Ивановская область, Республика Адыгея, Кабардино-Балкарская Республика, Ставропольский край, Республика Дагестан

8,75% населения РФ

Источники: [3; 4].

Только в 19 из 83 регионов (21,54% населения России) в 2012 году расходы регионального бюджета на одного человека выше среднероссийского значения, в остальных 64 регионах (78,46% населения России) показатель расходов на одного жителя ниже среднероссийского показателя. И только в 7 регионах России расходы бюджета на одного жителя близки (+/-5%) к среднему по России значению:

Республика Карелия (55564,59 рубля), Московская область (55708,40 рубля), Республика Татарстан (56059,39 рубля), Чеченская Республика (58516,44 рубля), Архангельская область (58963,27 рубля).

Среди макрорегионов наиболее высокие бюджетные расходы на душу населения характерны для территорий Дальневосточного федерального округа (Чукотский автономный округ, Сахалинская область, Магаданская область, Камчатский край, Республика Саха (Якутия) и отдельных регионов Уральского (Ямало-Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ), СевероЗападного (Ненецкий автономный округ) и Центрального (г. Москва) федеральных округов. В первой группе субъектов РФ по итогам 2008-2012 годов объем расходов регионального бюджета на одного жителя существенно выше, чем по России в целом:

Чукотский автономный округ – 600-700% к среднероссийскому показателю;

Ненецкий автономный округ – 500-600% к среднероссийскому показателю;

Ямало-Ненецкий автономный округ – 400-500% к среднероссийскому показателю;

Ханты-Мансийский автономный округ, г. Москва, Сахалинская область, Магаданская область, Камчатский край, Республика Саха (Якутия) – 200-300% к среднероссийскому показателю.

По итогам 2012 года объем расходов регионального бюджета Чукотского автономного округа, где проживает 51 тыс. человек, составил 431652 рубля на одного жителя этого региона, Ненецкого автономного округа (43 тыс. человек) – 344028 рублей, Ямало-Ненецкого автономного округа (542 тыс. человек) – 307654 рубля, Магаданской области (152 тыс. человек) – 175035 рублей, Камчатского края (320 человек) – 168849 рублей, Сахалинской области (494 тыс. человек) – 155877 рублей, Республики Саха (Якутия) (955 тыс. человек) – 150503 рубля, Ханты-Мансийского автономного округа (1584 тыс. человек) – 136967 рублей и замыкает девятку лидеров столица России г. Москва, где на каждого москвича из 11978 тыс. человек приходится 128605 рублей бюджетных расходов. Высокие расходы населения ряда северных регионов с небольшой численностью обусловлены преобладанием в зоне с экстремальными природными условиями отраслей добывающей промышленности (газовая, нефтяная, горная химия).

Вторая группа регионов включает 10 субъектов РФ, или 10,29% населения страны, где расходы регионального бюджета на одного жителя соответствуют или превышают среднероссийский показатель (100-200%). Преимущественно это регионы Северо-Западного (Архангельская область, Мурманская область, г. Санкт-Петербург, Республика Коми), Сибирского (Республика Тыва, Республика Алтай, Красноярский край) и Дальневосточного (Амурская область, Хабаровский край) федерального округов. Из южных регионов в этой группе присутствует только один субъект РФ Северо-Кавказского федерального округа – Чеченская Республика.

В 23 субъектах РФ (третья группа регионов) расходы бюджета несколько ниже среднероссийского значения и включают регионы всех округов, концентрируя 1/3 населения страны. С 2008-го по 2012 год стремительно улучшили свои позиции следующие регионы данной группы: Республика Ингушетия (+30 позиций), Краснодарский край и Республика Мордовия (+24 позиции). С наибольшими потерями заняли свои места в рейтинге следующие субъекты РФ: Вологодская область (-15 позиций), Кемеровская область (-12 позиций) и Свердловская область (-10 позиций).

Наиболее многочисленна четвертая группа регионов из 33 субъектов РФ (37,65% населения России). Данная группа регионов включает регион с минимальным значением расходов бюджета на душу населения – Брянская область с показателем 35164 рубля на одного человека – и максимальным значением у Самарской области – 46083 рубля на одного жителя. Самые стремительные потери своих позиций в рейтинге субъектов РФ по расходам на душу населения за 2008-2012 годы произошли у следующих субъектов: Астраханская область (-42 позиции), Республика Калмыкия (-24 позиции), Челябинская область (-19 позиций), Саратовская область (-17 позиций) и Волгоградская область (-14 позиций). Из 4-й группы регионов максимально улучшили свое место в рейтинге по среднедушевым расходам следующие субъекты РФ: Карачаево-Черкесская Республика (+29 позиций), Смоленская и Псковская области (+24 позиции), Орловская область (+14 позиций).

В 5-й группе регионов РФ в девяти субъектах РФ (8,75% населения России) региональные расходы на душу населения значительно ниже среднероссийских расходов, в Кабардино-Балкарской Республике и Республике Дагестан расходы бюджета на одного человека в 2 раза ниже среднероссийских: 29057 рублей (859 тыс. человек) и 27528 рублей (2946 тыс. человек) соответственно. Республика Дагестан неизменно находится в нижней части списка на последнем 83-м месте в рейтинге субъектов РФ по среднедушевым расходам регионов; Кабардино-Балкарская постепенно с 2008 года потеряла свои позиции в рейтинге, переместившись с 79-го на 83-е место; Чувашская Республика и Республика Северная Осетия-Алания с 2008 года стремительно потеряли свои позиции на 26 мест каждая.

Распределение всех субъектов РФ по 5 группам регионов с разбивкой по интервалам по отношению к среднероссийскому показателю с 2008-го по 2012 год можно увидеть на рис. 1-5, где видно, что наиболее постоянная картина на протяжении всего анализируемого периода остается в 1-й и 2-й группах регионов с интервальными значениями 200700% и 100-200% соответственно. Так, за последние 4 года девятка регионов из 1-й группы стабильно занимает свои лидирующие позиции в оценке расходов бюджета субъекта РФ на одного жителя, в 2008 году Республика Саха (Якутия) не входила в 1-ю группу регионов и занимала свою позицию во 2-й группе регионов. Постоянными «жителями» второй группы регионов за последние пять лет были следующие субъекты РФ: Республика Коми, г. Санкт-Петербург, Мурманская область, Хабаровский край, Красноярский край, Республика Алтай, Архангельская область, Чеченская Республика. Республика Тыва и Амурская область в 2008 году занимали свои позиции в 3-й группе регионов, но уже с 2009-го по 2012 год попали в число «постояльцев»

й группы регионов. От 1 года до 3 лет находившиеся и не сумевшие удержать свои позиции во 2-й группе регионов были следующие субъекты РФ: Еврейская автономная область, Республика Татарстан, Московская область, Республика Карелия, Белгородская область, Приморский край, Тюменская область.

Состав 3-й и 4-й групп регионов самый многочисленный, и за последние 5 лет он менялся как в сторону увеличения расходов бюджета субъекта РФ на одного человека, так и в сторону уменьшения. Тем не менее к числу постоянных регионов 3-й группы относятся Новгородская область, Калининградская область, Томская область, Республика Бурятия, Вологодская область, Кемеровская область. К числу постоянных регионов 4-й группы относятся Нижегородская область, Рязанская область, Удмуртская Республика, Оренбургская область, Липецкая область, Омская область, Республика Башкортостан, Челябинская область, Ульяновская область, Волгоградская область, Республика Калмыкия.

Сравнивая рис. 4 и 5, видим, что произошло заметное сокращение количества регионов 5-й группы с 23 регионов до 5 регионов в 2009 году по сравнению с 2008 годом в интервале «ниже 60%» и одновременное увеличение количества регионов в 4-й группе с интервалом «60-80%» с 24 до 40. Расходы бюджета субъекта РФ Республики Дагестан и Кабардино-Балкарской Республики за последние 5 лет не достигали и / среднероссийского значения расходов на душу населения, оба региона прочно закрепили статус ре- гионов-аутсайдеров.

Анализируя результаты оценки субъектов РФ по расходам регионального бюджета на одного жителя, можно отметить, что к числу регионов, максимально поднявших планку среди субъектов РФ с 2008-го по 2012 год, относятся:

Республика Ингушетия (+ 30, с 81-го на 51-е место);

Карачаево-Черкесская Республика (+29, с 82-го на 53-е место);

Краснодарский край (+24, с 55-го на 31-е место);

Республика Мордовия (+24, с 48-го на 24-е место);

Смоленская область (+24, с 76-го на 52-е место);

Псковская область (+21, с 67-го на 46-е место);

Приморский край (+20, с 46-го на 26-е место);

Калужская область (+18, с 49-го на 29-е место).

К числу регионов, максимально утративших свои позиции в рейтинге по расходам на душу населения за 20082012 годы, относятся следующие субъекты:

Астраханская область (-42, с 33-го на 75-е место);

Чувашская Республика (-26, с 53-го на 79-е место);

Республика Северная Осетия -Алания (-26, с 56-го на 82-е место);

Тюменская область (-25, с 15-го на 40-е место);

Республика Калмыкия (-24, с 50-го на 74-е место);

Челябинская область (-18, с 45-го на 63-е место);

Саратовская область (-17, с 63-го на 80-е место);

Вологодская область (-15, с 24-го на 39-е место);

Волгоградская область (-14, с 58-го на 72-е место).

С учетом динамики среднедушевых расходов за 20082012 годы все субъекты РФ можно разделить на три группы. К первой группе субъектов РФ можно отнести такие регионы, у которых расходы на душу населения растут на протяжении всего рассматриваемого периода (табл. 3). В данную группу входит 51 регион (61% от общего числа субъектов РФ).

Субъекты РФ, у которых расходы регионального бюджета на одного жителя увеличиваются

№ п/п

Регион

№ п/п

Регион

№ п/п

Регион

1

Республика Дагестан

18

Курганская область

35

Пермский край

2

Брянская область

19

Саратовская область

36

Ленинградская область

3

Карачаево-Черкесская Республика

20

Кировская область

37

Республика Татарстан

4

Республика Ингушетия

21

Рязанская область

38

Белгородская область

5

Ставропольский край

22

Республика Башкортостан

39

Калининградская область

6

Республика Адыгея

23

Волгоградская область

40

Амурская область

7

Воронежская область

24

Краснодарский край

41

Еврейская автономная область

8

Смоленская область

25

Удмуртская Республика

42

Республика Коми

9

Ростовская область

26

Тверская область

43

Хабаровский край

10

Ивановская область

27

Республика Калмыкия

44

Республика Алтай

11

Орловская область

28

Республика Мордовия

45

Мурманская область

12

Тамбовская область

29

Калужская область

46

Республика Саха (Якутия)

13

Республика Марий Эл

30

Нижегородская область

47

Камчатский край

14

Владимирская область

31

Забайкальский край

48

Магаданская область

15

Псковская область

32

Ярославская область

49

Сахалинская область

16

Костромская область

33

Новгородская область

50

Ненецкий автономный округ

17

Курская область

34

Республика Бурятия

51

Чукотский автономный округ

Вторая группа субъектов РФ объединяет регионы, у которых расходы на душу населения оставались неизменными на протяжении двух и более лет в течение анализируемого периода с 2008-го по 2012 год. В данную группу входит 12 регионов (12% от общего числа субъектов РФ).

Таблица 4

Субъекты РФ, у которых расходы регионального бюджета на одного жителя оставались неизменными

п/п

Регион

п/п

Регион

1

Кабардино-Балкарская

Республика

7

Липецкая область

2

Алтайский край

8

Новосибирская область

3

Пензенская область

9

Томская область

4

Ульяновская область

10

Республика Тыва

5

Республика Северная Осетия-Алания

11

Архангельская область

6

Омская область

12

Московская область

В третью группу субъектов РФ входят регионы, у которых расходы на душу населения в динамике уменьшились. В данную группу входит 20 регионов (24% от общего числа субъектов РФ).

Таблица 5

Субъекты РФ, у которых расходы на душунаселения уменьшились

п/п

Регион

п/п

Регион

1

Тульская область

11

Кемеровская область

2

Чувашская Республика

12

Вологодская область

3

Республика Хакасия

13

Республика Карелия

4

Приморский край

14

Тюменская область

5

Челябинская область

15

Чеченская Республика

6

Оренбургская область

16

Красноярский край

7

Иркутская область

17

г. Санкт-Петербург

8

Самарская область

18

г. Москва

9

Астраханская область

19

Ханты-Мансийский автономный округ

10

Свердловская область

20

Ямало-Ненецкий автономный округ

В рейтинге субъектов по расходам консолидированного бюджета области за 2012 год среди субъектов Российской Федерации Волгоградская область занимает 69-е место, за 2011 год – 70-е место, за 2010 год – 69-е место, за 2009 год – 63-е место, за 2008 год – 58-е место, то есть регион постоянно теряет свои позиции в рейтинге субъектов РФ. Среди субъектов Южного федерального округа по расходам консолидированного бюджета региона Волгоградская область стабильно занимает 3-е место из 6, пропуская вперед Краснодарский край и Ростовскую область и оставляя за собой Астраханскую область и республики Адыгею и Калмыкию. Показатель на уровне бюджета г. Волгограда несопоставимо мал по сравнению с показателем на федеральном и региональном уровнях. В среднем на одного жителя Волгограда из бюджета города тратится 15537 рублей в 2012 году. Самые высокие показатели среднедушевых бюджетных расходов среди городов у двух столиц – официальной и «северной», отставание Волгограда от Москвы – 8-кратное, от Санкт-Петербурга – 5-кратное. Но даже между лидерами рейтинга наблюдаются сильные разрывы в обеспеченности бюджетными средствами: в среднем на одного москвича за 2012 год городские власти потратили 128604 рубля, на петербуржца – 76022 рубля.

В целом выполненный анализ позволяет видеть, насколько велик разброс субъектов РФ по расходам регионального бюджета на одного жителя и насколько существенно меняется структурный состав каждой группы регионов по отношению к среднероссийскому показателю расходов на душу населения за последние 5 лет.

Рост качества жизни населения реально происходит на уровне муниципальных образований, где под руководством органов власти создают (или должны создавать) условия, благоприятные для развития (или привлечения) предпринимательства. Реализация этой задачи способствует созданию политической и социальной стабильности в обществе, сокращению правонарушений, росту доходной части муниципального бюджета, предоставляет более широкие возможности органам муниципальной власти для выполнения намеченных программ социального развития [5, с. 34].

Список литературы

Белочук Е. В., Мариен Л. С. Межрегиональная дифференциация социального комплекса в современной России // Вопросы регулирования экономики. 2011. № 2. Т. 2. С. 32-43.

Пахомов М. А., Ермаков А. И., Пахомова Е. С. Исследование распределения населения Тамбовской области по уровню среднедушевого денежного дохода и структуры расходов // Социально-экономические явления и процессы. 2012. № 4 (038). С. 105-109.

Официальный сайт Министерства финансов российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://info.minfin.ru (дата обращения: 25.05.2013).

Регионы России. Социально-экономические показатели. 2012: стат. сб / Росстат. М., 2012.

Кабанов В. Н. Долгосрочная финансовая политика: учеб. пособие. М.: Высшая школа, 2010. 300 с.

Морозова Н. И. Анализ качества жизни населения России: региональный аспект // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2011. № 3 (16). С. 108-113.

Бородин О. И. Модернизация экономики России: этнические и региональные аспекты // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2013. № 2 (23). С. 149-154.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://vestnik.volbi.ru/

Дата добавления: 22.04.2014