Исследование уровня эмоционального выгорания

Исследование уровня эмоционального выгорания
Дисциплина: «Основы психологической самопомощи»

Содержание
 
Введение
1.     Исследование (испытуемый А)
2.     Исследование (испытуемый Б)
3.     Анализ результатов
Выводы
Список использованных методик

Введение
Целью данного исследования было выявление факторов, способствующихвозникновению негативных последствий работы связанной с общением с людьми, атакже выявление уровня эмоционального выгорания и личностной тревожности.
Задачи исследования:
— применения метода наблюдения для выявленияфакторов, способствующих возникновению негативных последствий работы связаннойс общением с людьми;
— использование метода беседы для определенияличностных особенностей социального работника;
— применение психодиагностических методик дляопределения уровня эмоционального выгорания и личностной тревожности;
— анализ и интерпретация полученныхрезультатов.
В качестве гипотезы исследования, быловыдвинуто предположение, что уровень личностной тревожности зависит отпоказателей шкалы тревоги и депрессии в методике диагностики уровняэмоционального выгорания В. В. Бойко.
Любая профессиональная деятельность, связаннаяс постоянным общением с людьми предполагает интенсивное использование эмоций ибольшие энергетические расходы. Это может способствовать эмоциональномувыгоранию, которое отрицательно сказывается на жизнедеятельности человека.
Поэтому очень важно знать те факторы и причины,которые способствуют формированию симптомов, формирующих эмоциональноевыгорание. Для того чтобы в будущем снизить негативное воздействие на человекапоследствий профессиональной деятельности связанной с общением.

1. Исследование (испытуемый А)
 
Учреждение – районное отделение военного комиссариата; должность– старший помощник начальника 1-го отдела.
1)        Социально-демографическиехарактеристики
Ø Пол — женский
Ø Возраст — 43
Ø уровень образования: среднее спец.
Ø стаж работы по специальности СР — 10 лет
Ø уровень з/п: средний
Ø семейное положение — замужем
2)      Условия работы
Ø освещенность: нормальная
Ø  температура: норма
Ø вентелируемость: есть
Ø организация рабочего места:
необходимость в оргтехнике: есть
оснащенность оргтехникой: низкая
удобство рабочего места: нет
расположение рабочих мест в помещении:необходимое пространство
3) Формальные характеристики работы
Ø  число клиентов, обслуживаемых ежедневно втечение рабочего дня: до 20 человек
Ø  уровень напряженности: очень высокий
4) Особенности профессионального взаимодействия
Ø  профессионализм (знание дела): высокий
Ø  четкое исполнение служебных обязанностей: да
Ø  уровень профессионального взаимодействия с
клиентом: высокий
Ø  характер отношений с коллегами: позитивный
Ø  психологический климат в коллективе: нейтральный
Ø  поведение: доброжел.
 
5) личностные особенности испытуемого: Степень выраженности отсутствует низкая ниже сред. средняя выше средн. высокая слишком высокая энергичность, активность + доброжелательность + интерес к людям + сочувствие, сопереживание + сдержанность + стрессоустойчивость + уважение личности клиента + принятие клиента + позитивный настрой + целенаправлнность + исполнительность + развитость познавательных процессов + сообразительность + гибкость мышления + ответственность + стремление к профессиональному росту + самооценка +
 
6) содержательная характеристика возможныхнегативных рабочих последствий
Ø  усталость: часто
Ø  мотивация: средняя
Ø  напряженность: часто
Ø  апатия, безразличие: редко
Ø  болезн. состояние: редко
Ø  стресс: редко
Ø  потеря интереса к работе: очень редко
Обработка данных тестирования:
1.    Методика диагностикиуровня эмоционального выгорания В. В. Бойко.
«напряжение»
1)    Переживание психотравмирующих обстоятельств – 25– сложившийся симптом; доминирующий;
2)    Неудовлетворенность собой – 10 – складывающийсясимптом;
3)    «Загнанность в клетку» — 11 — складывающийсясимптом;
4)    Тревога и депрессия – 3 — не сложившийсясимптом;
Общее кол-во по фазе – 49 – фаза в стадииформирования.
«резистенция»
1)    Неадекватное избирательное эмоциональноереагирование – 25 -сложившийся симптом; доминирующий;
2)    Эмоционально-нравственная дезориентация – 9 — не сложившийся симптом;
3)    Расширение сферы экономии эмоций – 13 — складывающийся симптом;
4)    Редукция профессиональных обязанностей – 22 — сложившийся симптом; доминирующий.
Общее кол-во по фазе – 69 – сформировавшаясяфаза.
«истощение»
1)    Эмоциональный дефицит — 20 — сложившийсясимптом; доминирующий;
2)    Эмоциональная отстраненность – 15 — складывающийся симптом;
3)    Личностная отстраненность (деперсонализация) – 10- складывающийся симптом;
4)    Психосоматические и психовегетативные нарушения- 13 — складывающийся симптом;
Общее кол-во по фазе – 58 – фаза в стадииформирования.
Общее кол-во по всем 3-м фазам – 176
2.    «Опросник на “выгорание”»MBI
1)    «эмоциональное истощение» — 27 (максимальнаясумма баллов – 54).
2)    «деперсонализация» — 14 (максимальная суммабаллов – 30).
3)    «редукция личных достижений» — 27 (максимальнаясумма баллов – 48).
Общая сумма – 66.
3. Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности (Ч.Д.Спилберг, Ю.Л. Ханин)
(10-22)+50=38 — умеренная тревожность.
4. Тест личностной тревожности Ч. Спилберга
(25-18)+35=42 – умеренная личностнаятревожность.
2. Исследование (испытуемый Б)
Учреждение – районное отделение военного комиссариата; должность– начальник отдела пенсионного обеспечения.
2)        Социально-демографическиехарактеристики
Ø  Пол — женский
Ø  Возраст — 52
Ø  уровень образования: высшее
Ø  стаж работы по специальности — 23 года
Ø  уровень з/п: средний
Ø семейное положение — замужем
2)      Условия работы
Ø освещенность: нормальная
Ø  температура: норма
Ø вентелируемость: нет
Ø организация рабочего места:
необходимость в оргтехнике: есть
оснащенность оргтехникой: нормальная
удобство рабочего места: да
расположение рабочих мест в помещении:необходимое пространство
3) Формальные характеристики работы
Ø  число клиентов, обслуживаемых ежедневно втечение рабочего дня: до 15-20 человек
Ø  уровень напряженности: очень высокий
4) Особенности профессионального взаимодействия
Ø  профессионализм (знание дела): высокий
Ø  четкое исполнение служебных обязанностей: да
Ø  уровень профессионального взаимодействия с
клиентом: высокий
Ø  характер отношений с коллегами: позитивный
Ø  психологический климат в коллективе: позитивный
Ø  поведение: доброжел.
5) личностные особенности испытуемого: Степень выраженности отсутствует низкая ниже сред. средняя выше средн. высокая слишком высокая энергичность, активность + доброжелательность + интерес к людям + сочувствие, сопереживание + сдержанность + стрессоустойчивость + уважение личности клиента + принятие клиента + позитивный настрой + целенаправлнность + исполнительность + развитость познавательных процессов + сообразительность + гибкость мышления + ответственность + стремление к профессиональному росту + самооценка +
 
6) содержательная характеристика возможныхнегативных рабочих последствий
Ø  усталость: иногда
Ø  мотивация: средняя
Ø  напряженность: часто
Ø  апатия, безразличие: редко
Ø  болезн. состояние: редко
Ø  стресс: редко
Ø  потеря интереса к работе: очень редко
Обработка данных:
1. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко.
«напряжение»
1)      Переживание психотравмирующих обстоятельств – 3- не сложившийся симптом;
2)      Неудовлетворенность собой – 8 — не сложившийсясимптом;
3)      «Загнанность в клетку» — 15 – складывающийсясимптом;
4)      Тревога и депрессия – 5 — не сложившийсясимптом;
Общее кол-во по фазе – 31 – фаза несформирована.
«резистенция»
1)      Неадекватное избирательное эмоциональноереагирование – 25 – сложившийся симптом; доминирующий;
2) Эмоционально-нравственная дезориентация – 9- не сложившийся симптом;
3) Расширение сферы экономии эмоций – 23 –сложившийся симптом; доминирующий;
4) Редукция профессиональных обязанностей – 27 –сложившийся симптом; доминирующий;
Общее кол-во по фазе – 84 – сформировавшаясяфаза.
«истощение»
1)      Эмоциональный дефицит – 27– сложившийсясимптом; доминирующий;
2)      Эмоциональная отстраненность – 8 — несложившийся симптом;
3)      Личностная отстраненность (деперсонализация) –15 – складывающийся симптом;
4)      Психосоматические и психовегетативные нарушения- 8 — не сложившийся симптом;
Общее кол-во по фазе – 58 – фаза в стадииформирования.
Общее кол-во по всем 3-м фазам – 173.
2. «Опросник на “выгорание”» MBI
1) «эмоциональное истощение» — 33 (максимальнаясумма баллов – 54).
2) «деперсонализация» — 7 (максимальная суммабаллов – 30).
3) «редукция личных достижений» — 28(максимальная сумма баллов – 48).
Общая сумма – 68.
3. Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности (Ч.Д.Спилберг, Ю.Л. Ханин)
(15-28)+50=37 – умеренная тревожность
4. Тест личностной тревожности Ч. Спилберга
(29-21)+35=43 – умеренная личностнаятревожность
3. Анализ результатов
Исследование показало, что при умеренном уровнереактивной и личностной тревожности по шкале тревога и депрессия (методика В.В.Бойко) наблюдается низкий уровень формирования данного симптома. Так, уиспытуемого А, по результатам Шкалы оценки уровня реактивной и личностнойтревожности (Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин) и Тесту личностной тревожности Ч.Спилберга наблюдается умеренная тревожность и, в свою очередь, по Методикедиагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко, в фазе «напряжение» тревогаи депрессия является не сложившимся симптомом. Аналогичные результаты былиполучены у испытуемого Б.
Данное наблюдение подтверждает гипотезуисследования, выдвинутую в начале работы, что уровень личностной тревожности зависитот показателей шкалы тревоги и депрессии в методике диагностики уровняэмоционального выгорания В. В. Бойко.
Также интересно сравнить результаты «Опросникана “выгорание”» MBI и Методики диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко по шкалам: редукция личных достижений и редукция профессиональныхобязанностей. Так, у испытуемого А редукция профессиональных обязанностейявляется сложившимся, доминирующим симптомом, а по шкале «редукция личныхдостижений» уровень выше среднего — 27 баллов (максимальная сумма по данномупоказателю баллов – 48).
У испытуемого Б были получены следующиерезультаты: редукция профессиональных обязанностей является сложившимся, доминирующимсимптомом, а шкала «редукция личных достижений» показала высокий уровень — 28(максимальная сумма баллов – 48).
Таким образом, результаты «Опросника на“выгорание”» MBI и Методики диагностики уровня эмоционального выгорания В. В.Бойко по шкалам: редукция личных достижений и редукция профессиональныхобязанностей являются соответствующими и взаимодополняющими. Это может служитьподтверждением валидности методик и всего исследования.
Полученные в результате данные, позволяютсудить о тех факторах (как внутренних, так и внешних), которые наиболеенегативно сказываются на профессиональной деятельности социального работника, атакже на других сферах его жизнедеятельности. Данные методики дают возможностьвыявить сильные и слабые стороны всего рабочего процесса, а также позволяютувидеть связь между различными симптомами и факторами.

Выводы
В результате проведенного исследования быливыявлены факторы, способствующие возникновению негативных последствий работысвязанной с общением с людьми, а также был определен уровень эмоционального выгоранияи личностной тревожности у двух испытуемых.
Данные, полученные в ходе работы, были проанализированыи сопоставлены между собой.
Необходимость исследований, направленных наопределение уровня эмоционального выгорания социальных работников очевидна помногим причинам.
Во-первых, деятельность связанная с постояннымобщением с людьми может быть причиной эмоционального истощения работника, чтонегативно сказывается на всех сферах его жизни.
Во-вторых, для того чтобы предотвратить и повозможности снизить негативное влияние профессиональной деятельности начеловека, надо четко определить те слабые стороны, которые наиболее подверженыотрицательному воздействию.
Также важно разделять внешние и внутренниефакторы, влияющие на деятельность профессионала. Так, например, ко внешнимфакторам можно отнести условия работы, число клиентов, обслуживаемых ежедневнов течение рабочего дня и др. Тогда как ко внутренним факторам могут относитсяличностные особенности социального работника.
Чем выше уровень профессионализма социальногоработника, тем менее он подвержен негативным воздействиям своей деятельности.Но в то же время, стаж работы, условия организации рабочего места, личнаяудовлетворенность своей работой и многое другое играют немаловажную роль в успешнойпрофессиональной деятельности.

Список использованных методик
В процессе исследования были использованыследующие методики:
ü  Методика диагностики уровня эмоциональноговыгорания В.В.Бойко;
ü  «Опросник на “выгорание”» MBI;
ü  Шкала оценки уровня реактивной и личностнойтревожности (Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин);
ü  Тест личностной тревожности Ч. Спилберга.