Исследование уровня тревожности на этапе адаптации учащихся 5-ых классов

Введение
 
Тема:Исследование уровня тревожности на этапе адаптации учащихся 5-ых классов.
Цели:освоение умений и навыков постановки целей, формулирования задач индивидуальнойи совместной деятельности, кооперации с коллегами по работе в интересах решенияисследовательских задач и задач психологической работы;
— углубления и закрепления теоретических знаний, приобретенных в процессеплановых учебных занятий, получения навыков практического применения;-формирования профессиональной позиции психолога в учреждения различногопрофиля;
— сформированности устойчивых навыков использования компьютерной техники идостижения информатики в рамках избранной специальности.
Место прохожденияпрактики: МОУ «Могойтуйская средняя общеобразовательная школя№2»
Дата прохожденияпрактики: 18.10.10г. – 31.10.10 г.
Перечень основных работи заданий, выполненных в процессе практики:
— оценка развития уровня тревожности учащихся на этапе адаптации в среднем звене;
— разработка коррекционно – развивающих занятий по снижению уровня тревожностиучащихся
— групповые развивающие занятия для учащихся средней школы
— индивидуальные и групповые консультации классных руководителей, учителей — предметников, родителей.

Основнаячасть
Производственнаяпрактика проходила на базеМОУ «Могойтуйская средняя общеобразовательнаяшколя №2».
Основнаяорганизация работы в процессе практики была согласована:
— выработка адекватных профессиональных установок к практической деятельностипсихолога;
— проведение психологических исследований;
— освоение практических профессиональных умений и навыков поведения в рамкахизбранной специальности;
— апробирование полученных в процессе обучения инструментария и методов работы,полученных в процессе обучения (сбор информации, способы обработки данных,методы анализа информации, приемы проведения исследования);
— приобретение умений и навыков использования компьютерных методов поиска, сбора,хранения и обработки информации в сфере своей профессиональной деятельности.
1. Фронтальное психологическое тестирование учащихся:
Оценкаразвития уровня тревожности учащихся на этапе адаптации в среднем звене.
Адаптационныйпериод по окончании начальной школы длится 2 месяца с момента перехода восновную школу.
Адаптация– это приспособление индивида к условиям социальной среды.
Социальнаясреда включает:
· Адекватноевосприятие окружающей действительности и самого себя
· Успешноеобщение и адекватное отношение с окружающими
· Способностьк труду, обучению и организации досуга и отдыха
· Способностьк самообслуживанию и самоорганизации
· Изменчивостьповедения в соответствии с ролевыми ожиданиями
Диагностикаадаптации на этапе перехода с начальной школы в среднюю ступень включалаисследование уровня тревожности учащихся.
Общаятревожность в школе – это эмоциональное состояние ребенка, связанное сразличными формами его включения в жизнь школы.
Исследованиетревожности проводился по методике Филлипса, который содержал 58 вопросов.
Кромеисследования уровня общей тревожности, была исследована тревожность последующим факторам:
— переживание социального стресса;
— фрустрация (переживание) потребности успеха;
— страх самовыражения;
— страх несоответствия ожиданиям окружающих (учителей, родителей,одноклассников);
— низкая физиологическая сопротивляемость стрессу;
— проблемы и страхи в отношении с учителями.
Всегобыло протестировано 95 учащихся 5-ых классов.
Результатытестирования получились следующие:
1. Общаятревожность:
Нанизком уровне тревожности 18% уч.,
Наповышенном – 31% уч.,
Навысоком 51 % уч.
2. Пофактору «переживание социального стресса»:
Навысоком уровне – 10%;
Наповышенном – 49%;
Нанизком – 36%;
3. Пофактору « фрустрация (переживание) потребности успеха»:
Навысоком уровне –18%;
Наповышенном –54%;
Нанизком–23%
4. Пофактору «страх самовыражения»:
Навысоком уровне –44%;
Наповышенном –37%;
Нанизком–14%
5. Пофактору «страх ситуации проверки знаний»:
Навысоком уровне – 29%;
Наповышенном – 44%;
Нанизком–22%
6. Пофактору «страх несоответствия ожиданиям окружающих»
(учителей,родителей, одноклассников):
Навысоком уровне –19%;
Наповышенном – 26%;
Нанизком–50%
7. Пофактору «низкая физиологическая сопротивляемость стрессу»:
Навысоком уровне –11%;
Наповышенном –17%;
Нанизком–67%
8. Пофактору «проблемы и страхи в отношении с учителями»:
Навысоком уровне –35%;
Наповышенном –41%;
Нанизком –19%
Вцелом по результатам диагностики уровня тревожности пятиклассников, следующиевыводы:
1. Пофактору «страх самовыражения» преобладает наибольшее количество пятиклассников.Это означает, что у учащихся преобладают негативные эмоциональные переживанияситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим,демонстрации своих возможностей.
Навысоком уровне –44%;
Наповышенном –37%;
Нанизком–14%
2. Пофактору «проблемы и страхи в отношении с учителями» у учащихся общий негативныйэмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обученияребенка.
Навысоком уровне –35%;
Наповышенном –41%;
Нанизком –19%
3. Пофактору «страх ситуации проверки знаний» у учащихся негативное отношение ипереживание тревоги в ситуациях проверки (особенно) публичной знаний,достижений, возможностей:
Навысоком уровне – 29%;
Наповышенном – 44%;
Нанизком – 22%
Наиболеенизкие результаты по фактору «низкая физиологическая сопротивляемость стрессу».
Навысоком уровне –11%;
Наповышенном –17%;
Нанизком –67%
Этоозначает, что у большинства пятиклассников особенности психофизиологическойорганизации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенногохарактера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования натревожный фактор среды.
Полученныеданные свидетельствуют о том, что необходима коррекционно-развивающая работа сучащимися, которые показали высокий и повышенный уровень тревожности. Работазаключается, прежде всего, в работе классного руководителя, учителей – предметников,служб сопровождения, и конечно же непосредственно родителей. Формы работы можетбыть различной: лекции, консультации, проведение различных занятий с включениемигр, упражнений на развитие коммуникативной сферы (обучение навыкам общения сокружающими и т.п.), развитие личностной сферы (повышение самооценки), развитиепознавательных процессов ()внимания, памяти, мышления). Также необходимаиндивидуальная работа с ребенком и углубленное изучение личности, микроклиматасемьи.
2.Методическоенаправление
Разработкакоррекционно-развивающих упражнений по снижению уровня тревожности учащихся.
Упражнения,развивающие задания решают следующие задачи:
· Созданиедоброжелательной атмосферы;
· Знакомствокласса;
· Выяснениеожиданий учеников.
Процедуразнакомства: ведущий предлагает учащимся сесть вкруг и по очереди назвать своеимя. Направление по часовой стрелке или против. Если в начале процедурызнакомства никто не вызвался сам, то его назначает учитель: просит начатьсидящего справа или слева от себя. После того, как все представились можнопредложить следующее упражнение, начинающий называет свое имя и прилагательное,которое характеризует его () напр. Люба – ласковая, Дмитрий – добродушный),причем это прилагательное должно начинаться на ту же букву, на которуюначинается имя ученика”. Сидящий рядом повторяет его имя с прилагательным, азатем называет свое. При этом нужно следить затем, чтобы прилагательные,подбираемые к своим именам учениками, не совпадали, т.е. они должны бытьразными. Упражнение помогает ребятам быстрее запомнить имена одноклассников.
Упражнение2. Участникисидят кругом.
“Сейчасмы поиграем в игру, которая называется “Японская машинка”. Эта машинка сделанадля того, чтобы помочь людям запоминать имена. Теперь давайте запомним ритм,который на протяжении всей игры мы будем выдерживать. Учитель демонстрируетритм: два хлопка в ладоши, два притопа ногами. Задавать этот ритм буду я. Тотиз вас, кто первым получит машинку, тот первым начинает игру: он хлопнет двараза в ладоши и назовет свое имя, а потом, притопнув в два раза ногами, — имятого, кому он хочет передать машинку.
Тот,чье имя будет названо, в свою очередь, хлопая два раза в ладоши, назовет себя,а потом, топнув два раза ногами, назовет имя другого игрока. При этом нельзявыбиваться из ритма и нельзя называть имя того, кто только что передал машинку.
Будьтеочень внимательны, т.к. те кто “сломает” машинку, должны будут ее починить, — проделать задание заново. В процессе упражнения учитель может усиливать темпего исполнения. Упражнение способствует эмоциональной разрядке, создает хорошийфон для продолжения работы.
Упражнение3.
Налисте бумаги нарисуйте 5-6 или более геометрических фигур. Затем нужновыполнить следующее:
1. Внутрикаждой фигуры впишите продолжение следующей мысли: ”Я хочу, чтобы период моегообучения в школе… ” ответов много – начало предложения одно.
2. Теперь,пожалуйста, пронумеруйте по значимости для вас свои ответы. Цифрой 1 обозначьтесамый важный для вас, а мене важные цифрами 2,3,4 и т.д.
3. Поконтуру каждой фигуры добавьте свои пояснения “Это возможно, если…”
4. Ярчевыделите фигуры, где всё зависит лично от вас.
5. Откаждой фигуры проведите стрелки с ответами на вопрос: “Кто или что мне может вэтом помочь”.
Результаты,полученные после выполнения, данного упражнения учащимися позволяют выяснить ихожидания, настроения.
Упражнение.1. Ребятасадятся по кругу.
Упражнение,которое мы сейчас вами выполним, будет заключаться в следующем: мы просто будембросать друг другу мячик и называть имя того кому бросаем – тем самым мыосвежим свою память и вспомним, как зовут одноклассников.
Упражнение2. Участникисидят по кругу.
“Сейчася раздам вам карточки, на которых написано название животного. Названияповторяются на двух карточках. К примеру, если вам достанется карточка сословом “слон”, знайте, что у кого-то есть карточка, на которой тоже написано“слон”. Учитель раздает карточки. Если в классе нечетное количество ребят,учитель, тоже принимает участие в упражнении.
“Прочитайте,пожалуйста, что написано на вашей карточке. Сделайте это так, чтобы эту надписьвидели только вы. Теперь карточку можно убрать. Задача каждого найти пару. Приэтом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничегоговорить и издавать характерные звуки “вашего животного”. Другими словами, все,что мы будем делать, мы будем делать молча.
Когдавы найдете свою пару, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, непереговаривайтесь. Только когда все пары будут образованы, мы проверим, что увас получилось.
Послетого, как все участники группы нашли свою пару, учитель спрашивает у каждойпары по очереди: “Кто вы?”
Упражнение3.Участники стоят по кругу.
“Представьтесебе, что все мы – атомы. Атомы постоянно двигаются и время от времениобъединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разным. Оно будетопределяться тем, какое число назову я. Мы все сейчас начнем быстро двигатьсяпо классу, и время от времени я буду говорить какое-либо число, например, 3. Итогда атомы должны будут объединиться в молекулы по 3, т.е. взяться за рукинужно будет троим”.
3.Развивающеенаправление.
Групповыеразвивающие занятия для учащихся средней школы.
4. Психологическое консультирование классныхруководителей,
учителей–предметников, родителей.
Важнымэтапом является подготовка и проведение родительского собрания. Педагог –психолог помогает классным руководителям: настроиться на идею сотрудничества,определить стратегию работы с родителями в течение года, предлагает различныеформы взаимодействия.
Насобрании можно решить следующие задачи:
· снятиенапряженности родителей, вызванных опасением новой школы;
· поделитьсявпечатлениями о классе, об его особенностях, трудностях;
· определениетрудностей родителей в общении с ребенком;
· договоритьсяо способах взаимодействия учителей с родителями течение года.
Народительских собраниях можно использовать различные формы взаимодействия:лекции, проблемные дискуссии, игры, проведении анкет и вопросников, где можновыявить и родительские установки, и систему отношений в семье, и стиль родительскоговоспитания.
Наиболеепопулярные темы, которые интересуют родителей подростков:
Какналадить общение со своим ребенком?
Какотвечать на грубость подростка?
Чтоделать если подросток попал в дурную компанию?
Какзаинтересовать ребенка учебой?
Какопределить специальные способности ребенка и помочь ему в их развитии?
Именнона основе этих вопросов можно строить родительские собрания. Также эффективнопроводить индивидуальные и групповые консультации классных руководителей,учителей – предметников, родителей.

Заключение
Деятельностьпедагога – психолога в образовательном учреждении в моем представлении сложна имногообразна. В ходе прохождения производственной практики открыласьвозможность ознакомиться с научно – исследовательской стороной деятельностипедагога – психолога. В течение практики я вел работу в разных направлениях:диагностической, коррекционно-развивающей, консультативной, организационно –методической. Были проведены исследования уровня тревожности на этапе адаптациив 5-ых классах, обработаны данные и по результатам была составлена коррекционно-развивающаяработа. Коррекционно-развивающая работа, касалась, прежде всего, классныхруководителей, учителей – предметников и родителей.

Список использованныхисточников
 
1. АбрамоваГ.С. Введение в практическую психологию. М., изд-во “Академия”, 1996г. С. 224.
2. ДубровинаИ.В. Школьная психологическая служба. М.,1997г.
3. НемовР.С. Психология. Кн. №2, М., Просвещение Владос., 1995г.
4. ОбуховаЛ.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы, — М., 1995г.
5. НаенкоН.И. Психическая напряженность. – М., 1975г.
6. ПрихожанА.Н. Причины и профилактика и преодоление тревожности //психологическая наука иобразования, 1998г., №2.
7. Психологическийсловарь. / общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, М., 1990г.
8. РоговЕ.И. Настольная книга практического психолога в образовании М., 1996г.
9. Словарьпрактического психолога. Под общ. Ред. С.Ю. Головин Минск: Харвест., 1997г.
10. СпиваковскаяА.С. Профилактика детских неврозов. М., 1997г.
11. ФельдштейнД.И. проблемы возрастной и педагогической психологии. М., 1995г.
12. ФрейдЗ. психоанализ и детские неврозы. СП/б., 1997г.