Исследование влияния эмоционального стресса на психофункциональное состояние подростка

–PAGE_BREAK–
1.3. Особенности общения в подростковом возрасте

В подростковом возрасте общение с роди­телями, учителями и другими взрослыми начинает складываться под влиянием возникающего чувства взрослости. Подростки начинают оказывать сопротивление по отношению к ранее выполняемым тре­бованиям со стороны взрослых, активнее отстаивать свои права на самостоятельность, отождествляемую в их понимании со взросло­стью. Они болезненно реагируют на реальные или кажущиеся ущем­ления своих прав, пытаются ограничить претензии взрослых по от­ношению к себе.[14;63]

«Несмотря на внешние противодействия, проявляемые по отноше­нию к взрослому, подросток испытывает потребность в поддержке. Особо благоприятной является ситуация, когда взрослый выступает в качестве друга. В этом случае взрослый может значительно облегчить подростку поиск его места в системе новых, складывающихся взаимо­действий, помочь оценить свои способности и возможности, лучше познать себя. Совместная деятельность, общее времяпрепровождение помогают подростку по-новому узнать сотрудничающих с ним взрослых. В результате создаются более глубокие эмоциональные и духов­ные контакты, поддерживающие подростка в жизни».

В связи с легкой ранимостью подростка для взрослого очень важно найти формы налаживания и поддержания этих контактов. Подрос­ток испытывает потребность поделиться своими переживаниями, рас­сказать о событиях своей жизни, но самому ему трудно начать столь близкое общение.[26;21]

Большое значение в этот период имеют единые требования к под­ростку в семье. Сам он больше притязает на определенные права, чем стремится к принятию на себя обязанностей. Если подросток почувст­вует, что от него многого ожидают, он может пытаться уклониться от выполнения обязанностей под прикрытием наиболее «доброго» взрослого. Поэтому для освоения подростком новой системы отноше­ний важна аргументация требований, исходящих от взрослого. Про­стое навязывание требований, как правило, отвергается.

«В случаях, когда взрослые относятся к подросткам как к маленьким детям, они выражают протесты в различных формах, проявляют непод­чинение с целью изменить сложившиеся ранее отношения. И взрослые постепенно под воздействием притязаний подростков вынуждены пере­ходить к новым формам взаимодействия с ними. Этот процесс далеко не всегда проходит безболезненно, так как на восприятие взрослыми под­ростков как подчиненных и зависимых от них влияет множество факто­ров. Среди них необходимо выделить экономический фактор (подрос­ток материально зависим от родителей) и социальный (подросток со­храняет социальное положение ученика). В результате между подрост­ками и взрослыми могут возникать конфликты».[16;63]

Общение подростка во многом обусловливается изменчивостью его настроения. На протяжении небольшого промежутка времени оно может меняться на прямо противоположное. Изменчивость настрое­ний ведет к неадекватности реакций подростка. Так, реакция эманси­пации, проявляющаяся к стремлении высвободиться из-под опеки старших, может принимать под влиянием момента такие крайние формы выражения, как побеги из дома.

«Неустойчивость подростка, неумение оказать сопротивление дав­лению со стороны взрослых зачастую ведут к «уходам» из ситуации. Поведение подростка также в определенной степени характеризуется детскими реакциями. При чрезмерных ожиданиях от подростка, свя­занных с непосильными для него нагрузками, или при уменьшении внимания со стороны близких может следовать реакция оппозиции, характеризующаяся тем, что он разными способами пытается вернуть внимание, переключить его с кого-то другого на себя».[31;56]

Характерными для подросткового возраста являются имитации чьего-либо поведения. Чаще имитируется поведение значимого взрос­лого, достигшего определенного успеха, причем в  первую очередь обращается внимание на внешнюю сторону. При недостаточной кри­тичности и несамостоятельности в суждениях такой образец для под­ражания может оказать негативное влияние на поведение подростка. Сравнительно редко проявляется у подростков отрицательная имита­ция, когда определенный человек выбирается в качестве отрицатель­ного образца. Зачастую это бывает кто-либо из родителей, причинив­ших много горя и обид подростку.

Слабость и неудачливость в какой-либо одной области подрос­ток стремится компенсировать успехами в другой. Причем сравни­тельно часто встречаются формы гиперкомпенсации, когда для само­реализации выбирается область деятельности, представляющая наи­большие трудности.

В ряде случаев позиции взрослых по отношению к подростку не­благоприятны для его развития. Так, авторитарная позиция по отно­шению к подростку может стать условием, искажающим его психиче­ское и социальное развитие.

Тяготы авторитарного стиля — это не только проблема отношений детей и родителей. За этим стоит формирующийся стиль отношения подростка к другим людям. Где, как ему кажется, он ненаказуем, под­росток из авторитарной семьи обычно жестко общается со сверстни­ками, выражает неуважение к взрослым, явно демонстрирует свою свободу, нарушая нормы поведения в общественных местах. С посто­ронними людьми такой подросток или беспомощно застенчив (гово­рит тихим голосом, опускает глаза), или расхлябанно дурашлив и неуважителен. В то же время в семье с благополучными отношениями подросток уже способен соответствовать общественным ожиданиям в сфере общения и быть достаточно прогнозируемым.[23;56]

«Недостаток внимания, заботы и руководства, формализм взрослых болезненно воспринимаются подростком. Он чувствует себя лишним, ибо является источником обременяющих хлопот. Подросток в подоб­ных случаях обычно начинает жить своей тайной жизнью».

Чрезмерная опека и контроль, необходимый, по мнению родите­лей, также нередко приносят негативные последствия: подросток ока­зывается лишенным возможности быть самостоятельным, научиться пользоваться свободой. В этом случае у него активизируется стремле­ние к самостоятельности. Взрослые же нередко реагируют на это уже­сточением контроля, изоляцией своего чада от сверстников. В резуль­тате противостояние подростка и родителей лишь возрастает.[17;110]

«Чрезмерное покровительство, стремление освободить подростка от трудностей и неприятных обязанностей приводят к дезориентации, неспособности к объективной рефлексии. Ребенок, привыкший к все­общему вниманию, рано или поздно попадает в кризисную ситуацию. Неадекватно высокий уровень притязаний и жажда внимания не соче­таются с малым опытом преодоления сложных ситуаций».

Вместе с тем многие подростки стремятся избегать конфликтов, пытаясь скрыть недозволенные поступки. Стремление к явным кон­фликтам с родителями проявляется сравнительно редко. Скорее ис­пользуются внешние формы отстаивания своей независимости, такие, например, как дерзость в общении. Подростка может привлекать ореол дерзости как символ его личной свободы. Однако подросток «в действительности сензитивен к культурным ожиданиям его поведения в отношении к родителям.[6;100]

В каждой культуре есть доминирующий образ родителей, который, в свою очередь, контролирует позиции матери и отца в отношении к ребенку. «Так, американская ментальность выделяет образ «мамочки», который Э. Эриксон распознает по ряду признаков как исторически сложившийся феномен.

Признаки «мамочки» по Э. Эриксону:

1.  «Мамочка»- бесспорный авторитет в вопросах нравов и нравственности в своем доме и (через клубы) в своей общине; тем не менее, она, так или иначе, позво­ляет себе оставаться тщеславной в своем облике, эгоистичной в своих требовани­ях и инфантильной в своих эмоциях.

2.  В любой ситуации, где это расхождение приходит в столкновение с почтением, которого она требует от своих детей, она винит детей, но никогда не винит себя.

3. Таким образом, она искусственно поддерживает то, что Рут Бенедикт назвала разрывом между статусом ребенка и статусом взрослого, без наделения этой дифференциации более высоким смыслом, проистекающим из высшего примера.

4. Она демонстрирует непреклонную враждебность к любому свободному вы­ражению самых наивных форм чувственного и сексуального удовольствия со стороны своих детей и достаточно ясно дает понять, что их отец, с его сексуаль­ными притязаниями, смертельно ей наскучил. Однако сама, по-видимому, вовсе не расположена с возрастом жертвовать такими внешними знаками сексуальной конкуренции, как слишком молодежные наряды, ужимки эксгибиционизма и макияж. Вдобавок у нее развивается жадный интерес к сексуальным проявлениям в книгах, фильмах и разговорах.

5.  Она учит воздержанию и самоконтролю, но сама не способна ограничить по­требление лишних калорий хотя бы для того, чтобы влезать в те самые наряды, которые она предпочитает.

6. Она ожидает, что ее дети не будут давать себе никаких поблажек, тогда как сама ипохондрически обеспокоена собственным благополучием.

7.  Она стоит стеной за высшие ценности традиции, хотя сама не хочет становиться «старушкой». На самом деле она смертельно боится того статуса, который в прошлые времена был плодом богатой жизни, а именно статуса бабушки».[22;89]

Пожалуй, этого будет достаточно, чтобы показать: «мамочка»- это образ женщи­ны, в жизненном цикле которой остатки инфантильности соединяются с рано насту­пившей старостью, вытесняя средний диапазон женской зрелости, в результате чего она становится эгоцентричной и косной. Фактически как женщина и как мать она не доверяет своим собственным чувствам. Даже ее сверхозабоченность вызывает вместо доверия прочное недоверие.

«Немецкая ментальность выделяет образ «немецкого отца», кото­рый выступает в роли главы и тирана, преданного государству чело­века. Отчужденность и строгость «немецкого отца» традиционно воз­рождаются из истории культуры».

«Российская ментальность состоит в неоднозначности образов ро­дителей — ведь Россия безгранично распростерта в разных параллелях и меридианах Востока и Запада северных и южных широт, в разных этнических (более 200) и религиозных воплощениях».

Описанные выше стили родительского общения и воспитания дают возможность представить варианты условий, создавае­мых подросткам родительскими семьями и школьными учителями. Именно разнообразие стилей, которое получает подросток в каждо­дневном общении со взрослыми, обучает его стратегиям общения в реальном взаимодействии людей.[35;63]

Общение со сверстниками. В подростковом возрасте, как хорошо известно, об­щение со сверстниками приобретает совершенно исключительную значимость. В отношениях исходного возрастного равенства подрост­ки отрабатывают способы взаимоотношений, проходят особую шко­лу социальных отношений.[3;28]

В своей среде, взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии на себя и сверстника. Взаимная заинтересованность, совме­стное постижение окружающего мира и друг друга становятся само­ценными. Общение оказывается настолько притягательным, что дети забывают об уроках и домашних обязанностях. Связи с родителями, столь эмоциональные в детские годы, становятся не столь непосредст­венными. Подросток теперь менее зависит от родителей, чем в детст­ве. Свои дела, планы, тайны он доверяет уже не родителям, а обретен­ному другу. «При этом в категорической форме отстаивает право на дружбу со своим сверстником, не терпит никаких обсуждений и ком­ментариев по поводу не только недостатков, но и достоинств друга. Обсуждение личности друга в любой форме, даже в форме похвалы, воспринимается как покушение на его право выбора, его свободу».[23;96]

В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможности в общении. Чтобы осу­ществлять эти стремления, ему нужны личная свобода и личная ответ­ственность. И он отстаивает эту личную свободу как право на взрос­лость. При этом по отношению к родителям подросток, как правило, занимает негативную позицию.

Успехи в среде сверстников у подростков ценятся всего более. В подростковых объединениях в зависимости от общего уровня разви­тия и воспитания стихийно формируются свои кодексы чести. Конеч­но, в целом нормы и правила заимствуются из отношений взрослых. Однако здесь пристально контролируется то, как каждый отстаивает свою честь, как осуществляются отношения с точки зрения равенства и свободы каждого. Здесь высоко ценятся верность, честность и кара­ются предательство, измена, нарушение данного слова, эгоизм, жадность и т.п.[10;23]

«Нормативность в подростковых группах формируется стихийно, контроль за ней осуществляется в максималистских формах. Если подросток подвел, предал, бросит, он может быть избит, ему могут объявить бойкот и оставить в одиночестве. Подростки жестко оцени­вают сверстников, которые в своем развитии еще не достигли уровня самоуважения, не имеют собственного мнения, не умеют отстаивать свои интересы».

Перечисленные подростковые ориентации в общении, конечно же, в целом совпадают с ориентациями взрослых. Однако оценка поступков сверстников идет более максималистично и эмоционально, чем у взрослых.

«При всей ориентации на утверждение себя среди сверстников под­ростки отличаются крайним конформизмом в подростковой группе. Один зависит от всех, стремится к сверстникам и подчас готов выпол­нить то, на что его подталкивает группа. Группа создает чувство «Мы», которое поддерживает подростка и укрепляет его внутренние позиции. Очень часто подростки для усиления этого «Мы» прибегают к автономной групповой речи, к автономным невербальным знакам; в этом возрасте подростки начинают носить одного стиля и вида одеж­ду, чтобы подчеркнуть свою причастность друг к другу».[2;26]

«В неформальных подростковых объединениях формируется (или заимствуется из старших по возрасту группировок) своеобразный сленг (англ. slang) или арго (фр. arg’o) — слова или выражения, упот­ребляемые определенными возрастными группами, социальными прослойками. Сленг придает эффект усиления чувства «Мы» тем, что сокращает дистанцию между общающимися через идентифика­цию всех членов группы общими знаками общения. Речь подростков может быть сплошь сленговая, но может иметь в обороте и 5-7 слен­говых слов».

Помимо автономной сленговой речи, которая объединяет подро­стков в группы, необходимо выделить также площадные жесты и по­зы — агрессивные, снимающие дистанцию, подчас откровенно цинич­ные. Подростковое невербальное общение может вызывать протест смотрящих на это взрослых, но сами подростки подчас с готовностью проходят через эту возрастную инициацию вольными жестами и поза­ми. При этом они не вникают в глубинные смыслы своих выразитель­ных действий.[21;45]

Подростки мало интересуются глубинным смыслом используемых в общении поз и жестов. Они подхватывают эти телесные формы экс­прессии и интенсивно используют их независимо от пола.

Конечно же, многое в вербальных и невербальных формах обще­ния определяют культурная среда, в которой живет подросток, и его внутренняя позиция по отношению к сленгу и ненормативным жестам вообще. Есть категория подростков, которая весьма чутко относится к родному слову и стремится к очищению и развитию собственной речи. Им претит пошлость, подчиняющая себе общение со сверстни­ками через сленг и невербальные агрессивные формы коммуникации. Чувствительность к пошлости одних подростков и нечувствитель­ность других ставят их в отношения конфронтации или безмолвного отчуждения друг от друга. Начинается и в этой сфере разделение на «своих» и «чужих».[28;200]

«Диапазон подростковых ориентации в общении велик и многообра­зен, как сама окружающая среда. Однако на эти ориентации оказывает сильное воздействие потребность в сверстнике, в чувстве «Мы», страх перед возможным одиночеством. Самое трудное в подростковом возрасте — чувство одиночества, ненужности своим сверстникам. Подросток начинает комплексовать, испытывает чувство растерянности и тревоги. Совсем другое, когда отношения со сверстниками строятся благополучно: под­росток удовлетворен этим и может чувствовать себя счастливым».

Дружба. «Для подросткового возраста большое значение имеет обретение друга. Друг в подростковом возрасте обретает особую ценность. Общение по нормативам возрастного статуса подростка сочетается здесь с нежной привязанностью и обожанием. Не только девочки-подростки выражают свои чувства объятиями и стремление прикасаться друг к другу, это становится свойственно и мальчикам-подросткам. Наряду с дружескими потасовками и борьбой мальчики так же, как и девочки, выражают свою приязнь друг к другу через объятия и рукопожатия. Все — и мальчики, и девочки-подростки — озаряют своего друга сиянием восхищенных любящих глаз. Подростковая друж­ба, начавшись в 11, 12, 13 лет, постепенно переходит в юношескую, уже с другими особенностями взаимной идентификации. По большей части следы возвышенных отношений и совместных стремлений к совершен­ствованию остаются в душе взрослого на всю жизнь».[15;69]

Совместное отчуждение от взрослых. Стремление подростков к взрослости сопряжено с различными формами изживания своей зави­симости от родителей и от взрослых в целом. В сознании подростка проигрываются различные ситуации, где «родители» (речь идет не о своих лично родителях, а о родительских социальных ролях) и другие взрослые выглядят вовсе неприглядно; создаются фантастические образы агрессивных, неумных, бессердечных людей, привязанных больше не к своему собственному ребенку, а к материальным ценно­стям. Через страшные ситуации фантастических вымыслов подростки изживают свою глубинную зависимость от собственной семьи. Отчу­ждаясь от своих собственных отношений с родителями, подростки психологически освобождаются от стереотипа детско-родительских отношений как чего-то изначально правильного, добродетельного и неизменного. Так, со смехом и содроганием от отвращения подростки начинают включать в совместное общение «черный юмор», «изобли­чающий» опасность совместного проживания с родителями.[29;99]

Перечислим несколько изустных примеров из подросткового фольклора.

«Дочка просила у мамы конфетку. Мать ей сказала: «Сунь пальчик в розетку!» Сморщилось тело, обуглились кости. Долго смеялись над шуткою гости».

«Наша Таня громко плачет. По головке скачет мячик. Ну а мячик из свинца. Это шуточки отца».

«Бабушка внучку из школы ждала. Цианистый калий в ступке толкла. Дедушка ба­бушку опередил. Внучку гвоздями к забору прибил».

При этом подростки могут предоставить своему герою инициативу и сообрази­тельность для самообороны и противостояния: «Свистнула пуля, и сторож упал. Мальчик свой маузер раньше достал».

«Следует обратить внимание, что подростковый «черный» юмор ге­роями своих произведений делает не сверстника, «а маленького маль­чика», «девочку», «дочку», «внучку». Как показывает лексика, это всегда кто-то более младший, наивный. Поэтому он — жертва взрос­лых. Подросток как бы смотрит на все эти кошмары со стороны. По­этому-то он смеется — его голыми руками не возьмешь!»[34;29]

«Черный юмор» освобождает подростков не от самих родителей, а от предписаний возрастного статуса детства «Слушайся маму и папу», а также от глубинной психологической зависимости. Человек может освободиться и жить как уникальная самостоятельная личность, лишь отчуждаясь от зависимости от других. «Черный юмор» как нельзя лучше содействует отчуждению.

Совместное отчуждение от взрослых может осуществляться в раз­ных формах: озорство в общественном транспорте, на улице; грубость и демонстрация агрессивного игнорирования и т.д. Нельзя при этом сказать, что подростки осознают эту свою потребность в переживании отчуждения. Часто демонстрация отчуждения возникает спонтанно. Переступая вложенные в него ориентации на нормативное поведение и уважение к старшим, подростки испытывают пьянящее чувство ос­вобождения и укора совести одновременно.[19;15]

Кроме поведенческих форм отчуждения подростки могут обсуж­дать друг с другом характеристические особенности своих родителей. Содержание этих обсуждений и общий стиль беседы и здесь зависят от их общего культурного развития. «Дети из хороших семей, ориентиро­ванных на духовность в жизни и в общении, делятся друг с другом своими переживаниями, связанными с тем, что они стали отстраненно наблюдать родителей, смотреть на них как бы со стороны. Это отчу­ждение души мучает и создает напряжение, раскаяние. У таких подро­стков внешний план отношений с родителями может сохранять при­стойные формы. Дети из деградирующих семей также могут тонко рефлексировать, и страдать, но проявляют себя в отчужденных по­ступках: уходят из дома вместе с приятелями, угрожают, грубят и т.п.»[18;87]

Каково бы ни было воспитание подростка, обособление от ро­дителей дается подростку нелегко. Обособление, связанное с повзрослением, необязательно происходит именно в подростковом возрасте. Оно может произойти и в более старшем возрасте.

Общение подростков со сверстниками противоположного пола. Проявляющееся чувство взрослости толкает подрост­ка к тому, чтобы освоить новые для себя взрослые» виды взаимодей­ствий. Этому, естественно, способствуют бурное телесное развитие и, следовательно, идентификация подростка с взрослыми.

Отмеченные факторы существенно влияют на изменение отноше­ний между мальчиками и девочками: они начинают проявлять интерес друг к другу как к представителю другого пола. В этой связи подрост­ку становится особенно важно, как относятся к нему другие. С этим, прежде всего, связывается собственная внешность: в какой мере лицо, прическа, фигура, манера держать себя и др. соответствуют половой идентификации: «Я как мужчина», «Я как женщина». Особое значение в этой же связи придается личной привлекательности — это имеет пер­востепенное значение в глазах сверстников.[12;100]

Диспропорции в развитии между мальчиками и девочками могут служить источником переживаний. Так, в физическом развитии де­вочки опережают мальчиков, они могут быть крупнее и выше. Девоч­ка, опережающая других в росте, может переживать это как неполно­ценность. Низкий рост у мальчиков вызывает аналогичные чувства. Особенно тяжело переживаются рост, полнота, худоба и др.

Формы общения со сверстниками противоположного пола. Возни­кающий интерес к другому полу у младших подростков проявлялся вначале в неадекватных формах. «Так, для мальчиков характерны такие формы обращения на себя внимания, как «задирание», при­ставание и даже болезненные действия. Девочки обычно осознают причины таких действий и серьезно не обижаются, в свою очередь, демонстрируя, что не замечают, игнорируют мальчиков. В целом мальчики также с интуитивным вниманием относятся к этим прояв­лениям девочек».[25;95]

Позднее отношения усложняются. Исчезает непосредственность в общении. «Часто это выражается либо в демонстрации безразличного отношения к другому полу, либо в стеснительности при общении. В то же время подростки испытывают чувство напряжения от смутного чувст­ва влюбленности к представителям противоположного пола».

Наступает этап, когда интерес к другому полу еще более усилива­ется, однако внешне во взаимоотношениях мальчиков и девочек воз­никает большая изолированность. На этом фоне проявляется интерес к устанавливающимся отношениям, к тому, кто кому нравится. У де­вочек этот интерес обычно возникает раньше, чем у мальчиков: о соб­ственных симпатиях таинственно сообщается единственной подруге, но часто и группе сверстниц. Даже при взаимных симпатиях открытые дружеские отношения проявляются редко, так как для этого подрост­кам необходимо не только преодолеть собственную скованность, но и быть готовым противостоять насмешкам и поддразниванию со сто­роны сверстников.[11;69]

«У старших подростков общение между мальчиками и девочками становится более открытым: в круг общения включаются подростки обоего пола. Привязанность к сверстнику другого пола может быть интенсивной, как правило, ей придается очень большое значение. Отсутствие взаимности иногда становится причиной сильных нега­тивных эмоций».

Интерес подростка к сверстникам противоположного пола ведет к увеличению возможности выделять и оценивать переживания и по­ступки другого, к развитию рефлексии и способности к идентифика­ции. Первоначальный интерес к другому, стремление к пониманию сверстника дают начало развитию восприятия людей вообще. Посте­пенное увеличение выделяемых в других личностных качеств и пере­живаний, способность к их оценке повышают возможность оценить самого себя.[16;147]

Непосредственной причиной для оценки своих переживаний мо­жет являться общение с привлекательным для себя сверстником дру­гого пола.

Романтические отношения могут возникать при совместном про­ведении времени: на прогулках, при посещении музеев, театров, танцев, кино и т.д. Подростки нередко отождествляют себя с попу­лярными персонажами и стремятся соответствовать внешним фор­мам их поведения. Они тонко чувствуют происходящие с их телом и душой метаморфозы. Одних это смущает. Другие гордятся собой. [8;125]

Стремление нравиться становится одним из значимых стремлений. Взгляд обретает особую цену: «Он на меня так смотрит! Я ему нрав­люсь!» Взаимные взгляды и улыбки уже ко многому обязывают. Это как бы немой обет к предпочтению другим. Другой становится пред­метом неотступного внимания, что побуждает его к ответному пове­дению в таком же духе.

Если ответных взглядов нет, то подросток сильно и остро страдает. У девочек переживания прорываются в слезы и отчаянные возгласы: «Он меня не любит!»

Особую цену приобретают прикосновения. Руки становятся про­водниками внутренней напряженности, связанной с физическим и пси­хическим обретением тела. Эти намагниченные прикосновения запо­минаются душой и телом на всю последующую жизнь. Поэтому очень важно одухотворить подростковые отношения, но не принизить их.

Именно в эту пору многие подростки, стремясь сохранить свои пере­живания для самих себя, начинают писать дневник, стихи и т.д.

«Романтическое отношение к представителю другого пола побуж­дает к мечте, к фантазиям, где осуществляются самые невероятные замыслы и сбываются надежды. Мечты и фантазии развивают рефлек­сию и смелость в решении вымышленных или реальных коллизий. Подросток учится действовать в своих фантазиях, но отрабатывает свои действия и поступки по-настоящему, переживая их и рефлексируя на все возможные ситуации».[36;145]

«Подростковая влюбленность может, конечно, оказаться истинной любовью. Но такие случаи редки — они не правило, а исключение. Обычно подросток страдает от любви, слезы накатываются на его глаза.

«Все кончено», — говорит он. И мы готовы сострадать ему. Но, глядь, он уже весел, счастлив игрой в мяч, возней с приятелем на траве или в море. «А как же твое горе?» — «Горе?» — переспрашивает он, глядя на вас ясными глазами и едва вспоминая о чем, идет речь. — «Ах, это! Все прошло. Я ошибся», — говорит он, досадуя на то, что еще вче­ра искал утешения».

Многие подростки не переживают столь открыто и экспрессивно сво­их чувств. Однако и они мечтают о ком-то прекрасном, а найдя в тол­пе сверстников симпатию, открыто не смотрят в глаза другому, мило­му, а лишь тайно посматривают в моменты, когда, как им кажется, никто не наблюдает за ними. Безмолвные воздыхатели любят столь же кратко, как и их более открытые сверстники. Иногда подросток больше любит свою мечту о другом, чем его самого.[28;88]

Первые чувства оказывают на юную душу столь сильное воздейст­вие, что многие люди уже в зрелые годы вспоминают именно эти чув­ства и предмет сердечной склонности, давно растворившийся в реаль­ной жизни в течение лет.

Сексуальность подростков. В подростковом возрасте начинают формировать­ся сексуальные влечения, которые характеризуются определенной недифференцированностью и повышенной возбудимостью (обычно это состояние подростка называют гиперсексуальностью). Подросток может легко возбудиться под влиянием сюжета и зрительного воспри­ятия кинофильма, рассказов о сексуальных действиях сверстника, собственных фантазий.

Естественно, при этом возникает внутренний конфликт между стремлением подростка освоить новые для себя формы поведения, например физические контакты, и запретами, как внешними — со сто­роны родителей, так и собственными внутренними табу.

Подростки при этом часто не решаются выступить инициаторами физических контактов. Социально приемлемой формой таких кон­тактов считаются танцы, где приглашение партнера требует от под­ростка определенной уверенности в себе. Танцы, помимо других причин, в этом контексте становятся особенно значимыми. Первые опыты телесных контактов посредством танцев со временем содей­ствуют их увеличению.[31;46]

«Психологическая фиксация на сексуальных переживаниях может быть направлена на мечту, на взрослого человека, на сверстника сво­его и другого пола. Поэтому в этом возрасте под влиянием комплекса весьма разнообразных ситуаций могут возникать девиации сексуаль­ного поведения. В этом отношении наиболее подвержены сексуаль­ным провокациям подростки с недостаточно развитым чувством мо­ральных запретов, бездуховные, инфантильные, развитые физически, но не способные при этом давать несексуальный выход своей энергии. Отставание в развитии социальной и психологической зрелости и быстрое физическое созревание открывают путь половому влечению у одних, неадекватное же представление о взрослости подогревает стремление к сексуальным контактам у других».[25;78]

«Интерес к сексуальным контактам у многих подростков в силу своей значимости и одновременно отсутствия средств для выражения зачас­тую приводит их к карнавализации всего того, что связано с половой идентификацией». Когда возникает повод, мальчики с интересом пере­одеваются в девичьи платья, а девочки — в мальчиковую одежду. В этом случае подросток старается не только передать манеру двигаться и проявить себя в общении как представитель другого пола, но и вчувствоваться в глубинные свойства противоположного пола. Само по себе переодевание как знак возбуждает и придает особый смысл тому, что происходит в момент идентификации с противоположным полом. Все, что проде­лывают подростки, представляет собой прорыв из нормативной поло­вой идентификации в карнавальные формы освоения табуированных обществом форм бытия противоположного пола.[34;200]

Переодевания являются вполне корректной формой раскрепоще­ния подростков и расширения их душевного опыта. Для этого прием­лемы театрализованные представления, шоу и карнавалы.

В подростковой культуре нередко пользуются популярностью рас­сказы о своих любовных победах. Эти рассказы подростков (особенно мальчиков) о своих невероятных похождениях отличаются гипербо­лизацией описываемых ситуаций, своего сексуального поведения и невероятных последствий. Обычно подростки рассказывают друг другу прочитанные, подсмотренные и преувеличенные подлинные истории. Они понимают, что каждый явно присочиняет, но не улича­ют друг друга — ведь так важно вербализовать свои фантазии, пере­жить их вместе с другими. Иногда подростковая гиперсексуальность приводит к реальным сексуальным взаимоотношениям, когда одни подростки могут совращать других (это касается как подростков од­ного, так и противоположного пола). В более резких формах подрост­ки могут совершать насилие над сверстниками.[15;56]

«Подростки с высокой сексуальностью часто занимаются онаниз­мом (принято считать, что около 70 % подростков мужского и 15-20 % женского пола после 14 лет занимаются онанизмом). В этом же воз­расте между подростками может возникать так называемый группо­вой, совместный, онанизм, когда мастурбацией занимаются несколько подростков на виду друг у друга. Эта форма сексуального поведения чаще проявляется у подростков из неблагополучных семей, у лишен­ных родительского попечительства». Неокультуренная сексуальность, соединенная в совместных переживаниях, частично компенсирует нереализованную потребность в недостаточных положительных эмо­циях, в любви, частично дает выход самому сексуальному напряже­нию. Однако совместная мастурбация может быть и у подростков из полных семей, обучающихся в престижных учебных заведениях и при­тязающих на высокий уровень интеллектуального развития. В «этом» подростки могут находить для себя некое таинство.[18;14]

Некоторые подростки начинают раннюю половую жизнь. Этому содействуют социально неблагополучные условия (от­сутствие надзора, алкоголизация и наркотизация родителей, сиротст­во) и недоразвитие нравственных ценностных ориентации. У подрост­ков, живущих в трудных условиях, как правило, отсутствуют чувство стыда, естественная застенчивость и доминирует сексуальное влече­ние. Подросток этого типа уходит полностью в сексуальные отноше­ния, и все остальное в мире перестает для него существовать.[12;25]

«Согласно статистике ежегодно в России у пятнадцатилетних матерей рождается около 1,5 тыс. младенцев, у шестнадцатилетних- 9тыс., у семнадцатилетних — 30 тыс. Ежегодно создается множество подростко­вых семей из-за ранней беременность девочки-подростка, но внебрачная рождаемость имеет тенденцию к росту. В последние годы беспорядоч­ное начало половой жизни стало типичным явлением (считается, что среди подростков эта величина может быть определена 40-60 %)».[28;24]

Беременность и роды в подростковом возрасте нарушают процесс роста и развития. Кроме того, беременность создает для девочки-подростка особую ситуацию психологического дискомфорта, послед­ствия которого либо формируют чувство вины, комплекс неполно­ценности, либо побуждают к еще большему освобождению от норма­тивного поведения, соответствующего возрасту. Переживания девоч­ки-подростка, связанные с беременностью, усугубляются также отно­шениями с родителями, которые чаще всего применяют репрессии к своему незадачливому чаду.

Поэтому очень важно просвещать подростков по вопросам любви и секса, готовить их к этой сфере взрослой жизни. И в первую очередь следует воспитывать чувство ответственности за себя и за другого.[14;16]    продолжение
–PAGE_BREAK–
1.4 Особенности идентификации с собственным «Я». Кризис личности  подростков

Идентификация с собственным Я. Важнейшей особенностью лич­ности в подростковом возрасте является быстрое развитие самосознания посред­ством рефлексии подростка на себя и других. Чем лучшее образование и воспитание получил подросток в детстве, тем богаче его рефлексия. Подросток может, забыв обо всех забавах, отвлекшись от любимого занятия в сфере познавательной деятельности, уйдя от общения, по­долгу заниматься рефлексией на свои собственные характерологиче­ские и общечеловеческие особенности. Это занятие при живости ума может продуцировать важные для подростка откровения общемо­рального порядка и относительно своей собственной персоны. Подро­стковая рефлексия хотя и поднимает подростка на исключительную для его возможностей высоту, отличается свободной ассоциативностью — мысли текут по разным направлениям в зависимости от чувств и внешних обстоятельств. Целостность рефлексии придает лишь исклю­чительная направленность подростка на самого себя — куда бы он ни устремился в своих ассоциациях, он неизменно проидентифицирует себя с самим собой, возвратится к самому себе, к своему собственному Я.[24;25]

В специфичном мышлении подростка, можно наблюдать, как строятся в индивидуальном сознании тонкие рефлексии не только на окружаю­щий мир и на самого себя, но и на сами рефлексии («Я думаю, о чем я думаю…»). «Удачные рефлексии вызывают чувство восхищения собой и повышают самооценку. В обыденной жизни подростку становится на­столько страшно уронить себя в собственных глазах, что он начинает бояться общаться с другими. Одна из самых типичных социально-психологических «болезней» в  чувстве  застенчивость. Робость из-за возможных неудач в своих общих суждениях, в откровениях по поводу своих рефлексий, в своей самооценке ввергает подростка в мучитель­ный обвал переживаний. Переживания по поводу возможных пережи­ваний (эмоциональные рефлексии) вовсе останавливают подростковые порывы в столь открытом доверительном общении».

Подросток углубленно изучает самого себя. Благодаря рефлексии происходит активное наполнение структурных звеньев самосозна­ния. Изучая свои особенности, размышляя о себе в прошлом, на­стоящем и будущем, анализируя свои притязания в деятельности, в общении и, в частности, в сфере общения с представителями другого пола, подросток реализует свою потребность в адекватной само­идентификации. Здесь его интересует собственное «Я» именно в дан­ный момент — «здесь и теперь».[21;56]

Особое значение имеет внешность. Идентификация с собой как с физическим телом у подростка обычно затруднена: ведь он начинает претерпевать очень быстрые метаморфозы в физической и духовной конституции лица и тела. Подросток придает своей внеш­ности особое значение. Привлекательность, соответствие прически и одежды канонам референтной группы сверстников, соответствие ма­неры телесных выразительных движений стандартам окружения — все это имеет чрезвычайное значение.

Подросток пристально рассматривает себя природного в зеркале. Удлинившийся нос, прыщик и другие новообразования во внешности смущают его. Идентификация с прежним образом нарушает­ся, и подросток испытывает неуверенность в себе. Даже самые обая­тельные и гармоничные подростки не уверены в себе по-настоящему -ведь они в соответствии с возрастом тоже очень быстро изменяются.[18;26]

«Одной из причин возрастной застенчивости является именно высо­кая значимость внешности для большинства подростков: в подростковом возрасте нередко встречается недовольство теми или иными чертами лица или фигуры (чаще- у девочек-акселераток с ускоренным созреванием и мальчиков-подростков с задержкой или недостаточным физическим развитием). При этом воспитатели не только не вытесняют гипертро­фированные ориентации подростков на свою внешность, но нередко своими критическими замечаниями и поддразниванием по поводу тех или иных особенностей физического облика усиливают у подростка чувство собственной неполноценности, что, в свою очередь, приводит к замкнутости, необщительности, пониженному настроению, а, то и к депрессии. Известно, что психотравмирующие высказывания позво­ляют себе многие родители, школьные врачи, педагоги. Особенно часто это делают учителя физкультуры, тренеры, хореографы».[12;111]

Разумные взрослые, понимающие подростковые проблемы, стараются поддержать подростка и придать ему уверенность в себе.

В этом возрасте впервые человек начинает стремить­ся познать себя как такового. Давая оценки своим исключительно значимым для себя и других качествам, открыто восхваляя себя сейчас или свой потенциал, который проявит себя в будущем, подростки прини­мают себя вместе со своими недостатками. Как правило, они любят в себе свои недостатки и этим тоже утверждают себя в мире: «Примите меня таким, каков я есть!» — это, конечно, вызов, но, прежде всего это нормальная идентификация с собственным Я.[10;12]

Кризис личности. В подростковом возрасте могут с чрезмерной скоростью происходить изменения, связанные с ростом организма. В этом случае подростку трудно справиться с ситуацией. В лучшем слу­чае он взывает о помощи, обращаясь к близким взрослым.

Многие подростки, подпадая под зависимость от физического со­стояния, начинают сильно нервничать и обвинять себя в несостоятель­ности. Эти ощущения часто не осознаются, а подспудно формируют напряженность, с которой подростку трудно справиться. На таком фоне любые внешние трудности воспринимаются особенно трагически. «Подростковый возраст — период отчаянных попыток «пройти че­рез все». При этом подросток по большей части начинает свой поход с табуированных или прежде невозможных сторон взрослой жизни. Многие подростки «из любопытства» пробуют алкоголь и наркотики. Если это делается не для пробы, а для куража, возникает физическая зависимость. Но и баловство, пробы могут привести к психологиче­ской зависимости, что проявляет себя в возникновении напряженно­сти, тревоги, раздражительности.[13;120]

Подростки достаточно легкомысленно относятся к человеческим порокам и слабостям и в результате быстро приобщаются к алкоголю и наркотикам, превратив их из источника ориентированного поведе­ния (любопытства) в предмет своих потребностей. «На этом фоне, реф­лексируя на свое «падение», подросток нередко превращает его в форму своего самоутверждения, заглушая внутреннее чувство потери себя, своего личного кризиса».

«Подростки с большим любопытством относятся к сексуальным отношениям. Там, где слабы внутренние тормоза, где слабо развито чувство ответственности за себя и другого, прорывается готовность к сексуальным контактам с представителями противоположного, а иногда и своего пола. Высокая степень напряжения до и после сексу­ального общения ложится сильнейшим испытанием на психику. Первые сексуальные впечатления могут оказать влияние на сферу сексуальной жизни взрослого человека. Поэтому важно, чтобы эти впечатления отражали достойные формы взаимодействия юных сек­суальных партнеров. Многие подростки на почве неблагополучного опыта обретают неврозы, а некоторые и венерические заболевания. Все эти формы новой жизни подростков ложатся на психику тяже­лым бременем. Напряженность от неопределенности жизни в новом качестве (курильщик, сексуальный партнер и др.) в результате поте­ри самоидентичности толкает многих подростков в состояние остро переживаемого кризиса».[14;15]

Отдельно следует указать на подростковый кризис, связанный с ду­ховным ростом и изменением психического статуса. Хотя в этот пери­од происходит объективное изменение социального положения подростка (возникают новые отношения с близкими, сверстниками, учителя­ми; расширяется поле деятельности и др.), наиважнейшим фактором, влияющим на возникновение кризиса, являются рефлексия на внут­ренний мир и глубокая неудовлетворенность собой. «Потеря идентич­ности с самим собой, несовпадение прежних представлений о себе, с сегодняшним образом — вот основное содержание подростковых пережи­ваний. Неудовлетворенность может быть столь сильной, что появля­ются  навязчивые  состояния:  непреодолимые угнетающие  мысли  о себе, сомнения, страхи. При этом сохраняется критическое отношение к этим состояниям, что усугубляет тяжелые чувства подростка».[17;45]

«Многие подростки переживают кризис во внешних проявлениях негативизма — бессмысленном противодействии другому, немотиви­рованном противостоянии (часто родителям). Задача близких взрос­лых и психологов здесь однозначна — необходимо включиться в про­блемы подростка и постараться облегчить его жизнь в этот период».

Не всякий подросток, однако, проходит столь тяжелое испытание душевным кризисом. А те, кто проходят, по большей части выбира­ются из него самостоятельно: близкие нередко не догадываются о душевных бурях своих дорогих чад.
Глава
II
Экспериментальные исследования

В исследовании участвовало 30 детей: 15 мальчиков и 15 девочек в возрасте 13-15 лет. Все дети из полных семей, посещают школу. Исследование проводилось в период  с 1.10.08г. по 25.12.08г. и состояло из следующих этапов:

1. Диагностика всех респондентов.

2. Выявление респондентов подверженных стрессу.

3.Работа  с группой респондентов подверженных стрессу.

4. Повторная диагностика группы респондентов, подверженных стрессу, с целью оценки эффективности работы психолога.
2.1. Методы исследования

Методика 1.Самооценка тревожности, фрустированности и агрессивности

По всем трем оцениваемым свойствам личности инструкция предлагает поставить против каждого суждения цифру 1, 2, 3 или 4, в соответствии с тем, насколько точно эти суждения характеризуют состояние обычно. По каждому свойству итоговая сумма баллов умножается на 2. Максимальное количество баллов по каждому свой­ству — 80.(См.Приложение 1)

Так как тревожность является одним из ведущих параметров индивиду­альных различий, то необходимо сопоставить ее с другими, так или иначе связанными с нею параметрами. В частности, устанавливаются проявления фрустированности и агрессивности.

Фрустрированность как форма проявления подверженности пси­хологическому стрессу есть состояние переживания человеком объек­тивно существующей или воображаемой неудачи. Объективная или субъективная непреодолимость жизненных затруднений вызывает от­рицательные эмоции и повышение тревожности, восходящей до лич­ностной.

Одной из возможных реакций при этом является агрессия, питае­мая всей обстановкой фрустрации, гневом, ненавистью или отчаянием человека. Таким образом, может сформироваться личностная агрессив­ность как готовность к агрессивному поведению, в частности направ­ленному и на самого субъекта (в случаях самоубийств, суицидного по­ведения). Преодоление состояния фрустрации требует повышения устойчивости (фрустрационцой толерантности) личности к неблаго­приятным обстоятельствам жизни на основе адекватного их осознания.

Это осознание предполагает перестройку мотивов, эмоций и воспри­ятия человеком содержания его социальной адаптации, возможных путей разрешения конфликтов и проблем. Относительная неспособ­ность к переосмыслению поведения и его перестройке, затрудненность выхода из состояний зависимости и приобретенной беспомощности выражается в ригидности личности.

При интерпретации показателей использовались следующие оценки:

·        до 30 баллов – низкий показатель;

·        31 – 45 – умеренный показатель;

·        46 и более баллов – высокий.

Методика 2.Исследование тревожности (опросник Спилберга — Ханина)

Данная методика позволяет сделать первые и существенные уточнения о качестве интегральной самооценки личности: является ли нестабильность этой самооценки ситуативной. Методика позволяет соотнести полученные результаты с диапазонами нормального распределения индивидов с различной тревожностью по параметру активности. В методике предложена шкала личной тревожности, состоящий из двадцати утверждений, при ответе на которые, респонденту предлагается оценить утверждения по 3-х бальной шкале. (См.Приложение 2)

При интерпретации показателей использовались следующие оценки тревожности:

·        до 30 баллов – низкая тревожность;

·        31 – 45 – умеренная тревожность;

·        46 и более баллов – высокая.

Итоговый показатель может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов.
 Методика 3.Диагностика состояния агрессии (опросник Басса — Дарки)

В исследовании нас интересовала мотивационная агрессия как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций. Опросник Басса – Дарка позволяет определить уровень таких деструктивных тенденции, что дает возможность с большей степенью вероятности прогнозировать возможность проявление открытой мотивационной агрессии.  А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций:

·        физическая агрессия;

·        косвенная агрессия;

·        раздражение;

·        негативизм ;

·        обида;

·        подозрительность;

·        вербальная агрессия;

·        чувство вины.

Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет» (См.Приложение 3)

Агрессивность, как свойство личности, и агрессия, как акт поведения, могут быть поняты в контексте психологического анализа мотивационно — потребностной сферы личности. Поэтому опросник Басса – Дарка используется, в данном исследовании, в совокупности с личностным тестом психических состояний Спилберга.

В предложенных шкалах:

·        физическая агрессия – использование физической силы против     другого лица;

·        косвенная агрессия – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или не на кого не направленная;

·        раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость);

·        негативизм  — оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов;

·        обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия;

·        подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред;

·        вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия угрозы);

·        чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, ощущаемые им угрызения совести.

Физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение и вербальная агрессия вместе образуют суммарный индекс агрессивных реакций, а обида и подозрительность – индекс враждебности; враждебность – общая негативная, недоверчивая позиция по отношению к окружающим; агрессия – активные внешние реакции агрессии по отношению к конкретным лицам.

Нормой агрессивности является величина ее суммарного индекса, равная 21 +/- 4 баллов.

Нормой враждебности – 7 +/- 3 баллов.
 4.Тест «Самооценка психического состояния: самочувствие, общая активность, настроение»

Характерные симптомы изменений самочувствие отчетливо проявляется при разных состояниях индивида – например, утомлении, напряженности, стрессе. Активность проявляется в творчестве, волевых актах и общении. А в зависимости от степени осознанности причин, вызвавших конкретное настроение, оно переживается либо как нерасчлененный общий эмоциональный фон, либо как четко идентифицированное состояние. Опираясь именно на вышеизложенные факты мы посчитали необходимым включит в исследование тест «САН».

Данный опросник основывается на самооценке своего состояния по предлагаемым 30 парам противоположных  характеристик на которые предлагается ответить респонденту (См.Приложение 4)

При подсчет крайняя степень выраженности негативного полюса пары оценивается в 1 балл, а крайняя степень выраженности позитивного полюса пары – в 7 баллов. При этом учитывается, что полюса шкал постоянно меняются, но положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные — низкие. Полученные баллы группируются в соответствии с ключом в три категории (самочувствие, активность, настроение), и подсчитывается количество баллов по каждой из них.

Средний балл шкалы равен – 4. Оценки, превышающие 4 балла, говорят о благоприятном состоянии испытуемого, оценки ниже 4 – свидетельствуют об обратном. Нормальные оценки состояния лежат в диапазоне 5-5,5 баллов.
 Методика 5.Опросник Г.Айзенка

С целью определения типа личности (экстроверт, интроверт) мы использовали опросник Г. Айзенка. (См.Приложение 5)

Респондентам предлогается опросник, состоящий из 57 вопросов, на каждый вопрос нужно ответить «Да» или «Нет».

Обработка результатов.

Если сумма баллов равна 0-10, то человек интроверт, внутри себя.

Если 15-24, то экстраверт, общительный, обращен к внешнему миру.

Если 11-14, то амбиверт, общается, когда нужно.

Невротизм – находится количество ответов «Да» в 24 вопросах из 57.   

Если набранное количество баллов по шкале лжи 0—3 — норма человеческой лжи, ответам можно верить.    

Если 4—5, то сомнительно.

Если 6—9, то ответы недействительны.
 Методика 6.Определение силы нервных процессов при помощи теппинг-теста

Тест предложен ЕЛ.Ильиным в качестве экспресс-метода, не требующего специальных условий проведения и аппаратуры. Тест основан на изменении во времени максимального темпа движений кисти. Испытуемые в течение 30 сек. стараются удержать максимальный для себя темп. Показатели темпа фиксируются через каждые 5 сек. и по шести получаемым результатам строится кривая о работоспособности данного испытуемого.

Исследование осуществляется с помощью устройства типа телеграфного ключа с электросчетчиком или арифмометра. При отсутствии регистрирующей аппаратуры можно пользоваться графическим способом регистрации темпа движений. Для этого лист бумаги делят на 6 квадратов. Испытуемый должен поставить карандашом или ручкой в каждом квадрате в отведенное ему время (5 сек.) как можно больше точек. Переходить с одного квадрата на другой следует всегда в одинаковом порядке: по часовой стрелке, не прерывая работы. Перед началом работы: карандаш необходимо ставить не в первом квадрате, а перед ним.

Ход исследования. Испытуемому предлагают выполнить задание в течение 5 сек. в максимальном темпе, после чего ему дают задание работать с максимальной частотой в течение 30 сек. все время на максимуме своего усилия. В протокол записывают количество движений за каждые 5 сек. работы. На основании этих данных строят кривые работоспособности, на которых за исходную точку берется темп движений за первые 5 сек. Испытуемых распределяют по типам кривых работоспо­собности.                                         

Выпуклый тип: максимальный темп движений отмечается в первые 10—15 сек., а затем может сократиться меньше исходного уровня. Такой тип кривой свидетельствует о сильной нервной системе.

Ровный тип: максимальный темп удерживается примерно на одном уровне в течение всего времени работы. Этот темп свидетельствует о средней силе нервной системы.

Нисходящий тип: максимальный темп снижается, начиная со второго 5-секундного отрезка, и далее продолжает умень­шаться. Такой тип свидетельствует о слабости нервной системы испытуемого.

Промежуточный тип (между ровным и нисходящим): первые 10—15 сек. темп удерживается на одном уровне, а затем снижается (средне-слабый тип нервной системы).

Вогнутый тип: первоначальное снижение сменяем нарастанием темпа до исходного уровня (средне-слабый нервной системы).
2.3 Результаты исследования

Методика 1. Самооценка тревожности, фрустрированности и агрессивности

Полученные данные по этой методике отражены в таблице 1 и гистограмме 1.

Таблица 1.

Как видно из таблицы 1 у большинства подростков имеет место быть тот или иной завышенный показатель. В целом по группам можно констатировать, что мальчики более тревожны и агрессивны, чем девочки, а девочки более фрустрированны, чем мальчики.
Гистограмма 1

Как показывает гистограмма 1 всего из респондентов высокий показатель:

— тревожности у 4 девочек и 5 мальчиков;

— фрустрированности у 7 девочек и 5 мальчиков;

— агрессивности у 4 девочек и 8 мальчиков.    продолжение
–PAGE_BREAK–
Методика 2.  Исследование тревожности (опросник Спилберга — Ханина)

Данные исследования личностной тревожности отражены в таблице 2 и гистограмме 2.

Таблица 2

Гистограмма 2

Как видим из таблицы 2 и гистограммы 2 и у девочек, и у мальчиков в группах большой процент показателя повышенной личностной тревожности (по 10 человек в группе). Обратим внимание на то, что показатель личностной тревожности в «норме» отсутствует как у девочек, так и у мальчиков.
Методика 3. Диагностика состояния агрессии (опросник Басса — Дарки)

Полученные показатели по суммарным индексам отображены в таблице 3 и гистограмме 3.

Таблица 3

Гистограмма 3

Как видно из приведенных данных и в группе девочек, и в группе мальчиков одинаково завышены все измеряемые факторы. Единственное различие среди групп – у девочек чувство вины чуть ниже, чем у мальчиков.
4. Тест «Самооценка психического состояния: самочувствие, общая активность, настроение»

Полученные результаты по тесту отображены в таблице 4 и гистограмме 4.

Таблица 4

Гистограмма 4

Полученные данные показывают, что как у девочек, так и у мальчиков в целом по группам, показатели самочувствия чуть ниже нормы, но в данный возрастной период, когда происходят интенсивные физиологические изменения такой показатель был предсказуем.

Активность и настроение и у мальчиков и у девочек находятся в пределах нормы.
5. Опросник Г.Айзенка

В процессе обработки результатов диагностики у 7-ми респондентов (3 мальчика и 4 девочки) обнаружилась превышение допустимого количества баллов по школе «лжи», в связи с этим в таблице 5 приводятся данные 12 мальчиков и 11 девочек.

Таблица 5

Гистограмма 5

Как мы видим, из приведенных данных соотношение по группам экстровертов, интровертов и амбивертов примерно одинаково. У мальчиков чуть больше (на 1 респондента) амбиверта, но учитывая разницу в количестве человек в группах (11 у девочек и 12 у мальчиков) эта разница не существенна.
    продолжение
–PAGE_BREAK–
6. Определение силы нервных процессов при помощи теппинг-теста

Данные отображены в таблице 6 и гистограмме 6.

Таблица 6

Гистограмма 6

Из приведенных данных мы видим, что в группе девочек преобладает ровный и промежуточный типы нервной системы, наименьшее количество респондентов-девочек относится к вогнутому типу.

В группе мальчиков одинаковое количество человек с ровным, нисходящим и вогнутом типом, чуть меньше с промежуточным типом нервной системы.

Полученные нами данные свидетельствуют о том, что все подростки в большей или меньшей степени подвержены стрессу. Это связано, прежде всего, с психологическими и физиологическими особенностями возраста.

Как мы выяснили, на наличие стресса не оказывают влияние ни тип личности, ни особенности нервной системы.

Таким образом, возникает актуальность психологической профилактики подростков, в связи с этим мы предлагаем обучающий социально-психологический курс для подростков. 
2.3 Методы коррекции эмоционального стресса

Как мы увидели, в процессе исследования детям подросткового возраста свойственен интерес к самим себе. Чем глубже подросток осознает самого себя, свои интересы, способности, отноше­ния, переживания, тем более четкими формируются у него представления о дальнейших перспективах своего жизненного пути, тем меньше он подвержен стрессу. Но не всегда ребята спо­собны применить знания о себе в жизни. Поэтому важно обучать подростков использовать свои знания в конкретных ситуациях. Дети подросткового возраста более всего нуждаются в психологиче­ской поддержке, так как это период перехода от детства к взрослому состоянию. В течение этого краткого астрономического времени подросток проходит в своем развитии большой путь: через внутренние конфликты с самим собой и другими, через внешние срывы и колоссальные достижения он вступает на порог юности.

В структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончатель­ного, неподвижного, что и порождает противоречивые желания и поступки. Моральные ценности, качества личности становятся для них предметом са­мовоспитания. Подросток постепенно осознает себя как личность. В связи с этим порождается потребность в отчуждении от всего привычного (заново оценивает свои отношения с семьей, сверстниками). Он нацелен на поиск новых продуктивных форм общения с теми, кого он любит и уважает, на от­крытие самого себя. Часто в отрочестве подросток обретает не чувство взрос­лости, а чувство возрастной неполноценности, погружаясь при этом в состоя­ние психологического кризиса. Субъективно — это тяжелые переживания. Но, тем не менее, кризис отрочества обогащает подростка знаниями и чувст­вами, которые помогают ему пройти трудную школу идентификации, на­учиться преодолевать кризисные этапы в своей жизни и отстоять свое право быть личностью. Поэтому именно на этом этапе развития учащихся необходимо опреде­лить методические подходы к работе с подростками. Целесообразнее всего использовать социально-психологический практикум, так как он позволяет использовать различные методы и приемы влияния на личность подростка. Занятия позволяют ребятам не только получать определенную информацию, но и овладеть навыками, необходимыми для поведения в трудных ситуациях, научиться выбирать соответствующий антикризисный, конструктивный ва­риант поведения.

Цель данного курса: максимальное содействие психическому здоровью и личностному развитию подростков, формирование психологической готов­ности к самоопределению в жизни и антикризисного поведения.

Исходя из полученных данных исследования мы считаем необходимым направить социально-психологический практикум на решение таких задач:

1  — помочь подростку лучше узнать себя, свои сильные и слабые стороны; развивать потребность в познании себя и окружающих;

2  — создать условия для осознания своих проблем, а также научить

вырабатывать собственную позицию и отношение к проблемам, ясно и точно излагать свои мысли;

3  — обучить способам конструктивного поведения, внутреннего самоконтроля, разрешения межличностных конфликтов;

4 — способствовать преодолению неуверенности в себе, развивать навыки уверенного поведения;

5  — развивать навыки эффективного общения в различных жизненных (в том числе кризисных) ситуациях (со сверстниками, учи­телями, родителями и с другими людьми);

6  — развивать рефлексивно-оценочные способности подростков, направленные на анализ собственного поведения и поступков окружа­ющих людей;

7  — обучить подростка способам психологической защиты, способствовать формированию стрессоустойчивости.

В программе определены 8 содержательных блоков.

I. Проблемы подросткового возраста. На занятиях рассматрива­ются физические и психические новообразования подросткового возраста, обусловленные пубертатным периодом развития. Обсуждение вопросов под­ростковых «комплексов» позволит предупредить многие трудности личност­ного становления учащихся.

II. Начни с себя. Данный круг вопросов связан с интересом подростка к своему внутреннему миру, рассчитан на углубление самопознания и ока­зания помощи в становлении представлений о себе, своих жизненных целей и стремлений. Подросткам предлагается освоить навыки самоконтроля, саморегуляции и уверенного поведения.

III.  Ты и сверстники. Учащимся предлагается разговор о дружбе и любви и работа но овладению навыками конструктивного поведения в отно­шениях со сверстниками: поиск решения в конфликтной ситуации, умение активно слушать партнера, прилагать усилия для развития отношений и другие коммуникативные навыки.

IV. Школьная жизнь. Темы данного содержательного блока посвяще­ны вопросам взаимодействия с одноклассниками и учителями. Па занятиях подростки смогут обсудить разногласия, возникающие между сверстниками и в отношениях с учителями в учебных и неучебных ситуациях, спроекти­ровать адекватную модель поведения в школьных конфликтах.

V.  Ты и твоя семья. Рассматриваются внутрисемейные отношения, семейные проблемы. Занятия помогут учащимся проанализировать собст­венное отношение к своей семье и свои обязанности по отношению к семье и близким, а также использовать навыки эффективного общения в отноше­нии членов семьи различного возраста.

VI.  Крик о помощи. Рассматриваются вопросы эмоционального само­чувствия подростка вследствие неспособности самостоятельно справиться с критическими жизненными ситуациями. Большая роль отводится овладению учащимися способами саморегуляции, самозащиты, самовнушения, повыше­нию самооценки для развития эмоциональной устойчивости подростка.

VII. Опасный путь. Рассматриваются вопросы о вредных привычках как стратегиях поведения подростка в трудных для него ситуациях. Уча­щимся предлагаются практические советы «скорой помощи» себе и другим, а также способы волевого противостояния давлению группы.

VIII. Путевка в жизнь. Для подростков создается возможность для изучения своих склонностей и способностей с целью профессионального и личностного самоопределения. Рассматриваются вопросы притязания лич­ности, освоения навыков планирования, соотнесения ближней и дальней жизненной перспективы, формируется умение самостоятельно принимать решения, способность к самопрезентации.

Поскольку каждый блок проблемно направлен, содержит специфиче­ский круг вопросов и является содержательно законченным, тематику про­граммы можно применять выборочно, в зависимости от запросов учителей и учащихся, от актуальности возникших трудностей.

Программа предназначена для подростков 13-15 лет и рассчитана на 2 года. Занятия организуются в форме социально-психологического прак­тикума, что позволяет учащимся общаться. Общению нужно учиться, поэто­му по характеру предлагаемый курс является прежде всего клубом общения.

Занятия целесообразно проводить 1 раз в неделю в течение 40—45 ми­нут. Время может изменяться в зависимости от особенностей конкретной группы: количества участников, уровня из заинтересованности, глубины осоз­нания членами группы стоящих перед ними проблем. Однако полноценная работа группы возможна только при условии, что при каждой встрече обязательно соблюдается алгоритм занятия — от упражнений на групповое сплочение до обсуждения итогов работы в группе.

Занятия должны проводиться в отдельном помещении, в котором мож­но было бы довольно быстро организовать учебное пространство — перестав­лять стулья и столы, освобождать место для выполнения упражнений, свя­занных с двигательной активностью детей, а также чтобы участники могли сесть в круг. Желательно, чтобы это было хорошо звукоизолированное помещение либо находящееся в значительном удалении от других классов.

Оптимальной является группа из 10 или 12 человек (количество участ­ников четное), в которой объединяются уча­щиеся разного пола и возраста. Успех занятий возможен, если состав группы будет постоянен.

Занятие по каждой теме содержит теоретическую и практическую части. Теоретическая часть направлена на выявление знаний и представлений уча­щихся но конкретной проблеме и сообщение новой информации. Практи­ческая часть направлена на отработку различных навыков и включение их в контекст поведения в конкретных ситуациях.

На занятиях используются самые разные методы работы: наблюдение, беседа, дискуссия, анкетирование, тестирование, психогимнастика, рассматри­вание рисунков, фотографий и таблиц; свободное и тематическое рисование; импровизация; моделирование и анализ заданных ситуаций; игры с прави­лами, ролевые игры; чтение отрывков из художественных произведений; минисочинения; тесты, опросники, анкеты; мини-конкурсы; релаксационные техники, прослушивание аудиозаписей, просмотр видеоматериалов.

Структура занятия включает в себя: упражнение на групповое сплочение; обсуждение домашнего задания; сообщение новой информации; дискуссия; упражнение на овладение навыком; разыгрывание и анализ проблемных си­туаций; обсуждение итогов работы; домашнее задание. Однако, в намечен­ный замысел могут быть внесены коррективы прямо по ходу занятия.

Работа по предлагаемой программе требует от ведущего определенного уровня подготовленности: соответствующее психологическое образование, опыт ведения занятий в школе, опыт работы в психологических группах в качестве участника, владение навыками поддержки, слушания, я-высказывания.

Задачи ведущего: дать участникам группы информацию, организовать процесс групповой работы и главное — самому в общении с группой демон­стрировать партнерский стиль взаимоотношений. Постоянная психологиче­ская поддержка дает ребятам больше, чем час дискуссии на эту тему. Слу­шая каждого участника, реагируя на его переживания и обеспечивая адек­ватную обратную связь, ведущий сможет создать в группе атмосферу доверия и взаимопомощи.
Учебно-тематический план

    продолжение
–PAGE_BREAK–
Заключение

Наша гипотеза о том, что эмоциональный стресс подросткового возраста влияет на психическую и социальную жизнь человека, проявляется в дисгармоничности, противоречивости личностных характеристик, была подтверждена проведенными исследованиями.

Переходный период это сложный процесс, который у каждого подростка еще имеет и личностный оттенок. К взрослению каждый идет своим путем, это зависит от уровня развития, испытания отдельного человека, обстановки и окружения, психологический климат в класса, во дворе и т. д.

Взрослых  больше   всего   настораживают   активность   и энергичность подростков.  Напуганные и  встревоженные взрослые окружают своих детей всевозможными запретами. Но нужно как раз обратное.  Подросткам   надо  показать   разумные   пути   для претворения в  жизнь их  энергии. При  этом им  нужны любовь и понимание.

Подростковая фаза  первичной социализации — все подростки   этого возраста — школьники, находящиеся на иждивении родителей  или  государства.   Социальный  статус   подростка  мало   чем отличается от  детского.  Психологически  этот  возраст  очень противоречив,  для  него  характерно  диспропорции  уровней  и темпов развития.  Подростковое  «чувство  взрослости»  главным образом новый  уровень притязаний,  предвосхищающий положение, которого подросток  фактически не  достиг. Для подростка очень          важно, чтобы  его взрослость  была замечена окружающими, чтобы форма его  поведения не  была  детской.  Ценность  работы  для подростка   определяется   ее   взрослостью,   а   возникающие представления о  нормах поведения  провоцируют  на  обсуждение поведения взрослых.

Нельзя  быстро   и  без   труда  разрешить  все  проблемы подросткового  возраста.   И  взрослые,   и  подростки  должны набраться терпения и продолжать работать, разговаривать друг с другом, любить  друг друга. Полезный опыт появляется тогда, когда человек,  полагаясь  на  свою  мудрость,  справляется  с конфликтами и депрессией, берет на себя ответственность за все происходящее и готов к встрече с новыми жизненными проблемами. Шрамы появляются  тогда, когда  дух терпит  крах. Незаживающая рана свидетельствует  о том,  что исцеление не наступило и она не затянулась  даже тонкой  кожицей.  Причиной  тому  являются тяжелые   психологические    и   социальные    условия.   Опыт практической работы  психологов  убеждает, что взрослые стремятся сделать все,  чтобы кризис  подросткового возраста  прошел, не оставив у их ребенка незаживающих следов. Они часто с тревогой ожидают приближения  подросткового  возраста  у  своих  детей. Волнение вызывают и их собственные воспоминания об отрочестве, и многочисленные  страшные истории о подростковом алкоголизме, наркомании, сексуальных  извращениях и  злостном  хулиганстве. Если взрослого  во всем  ограничивать, то он, как и подросток, будет  сильно   страдать.   (Попытки   сексуального   контакта подростков  вызваны  жаждой  нежности,  тепла  и  близости,  а повышенная агрессивность  — результат  отчаянного  желания  не выглядеть  слабым  и  зависимым).  Разрешение  и  серьезных  и пустяковых проблем  зависит от  того,  известны  ли  взрослым подходящие алгоритмы  их решений.  Если  они  знают  выход  из ситуации –  половина дела  уже сделана. Чтобы снять повышенную тревожность,  взрослым   стоит  понаблюдать   за  подростком, узнать, какие  замечательные дела совершаются руками их детей. Следует   обращать  внимание на перестройку характера  взаимоотношений и  общения взрослых  с юношами  и  девушками  в  сторону  сотрудничества,  реализации стремления стать для юности другом и советчиком.
     Список использованной литературы

1.     Абраменкова В.В. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. СПб, Питер,1999.- 235с.

2.      Авдеев Д. А. Мы и стресс. Чебоксары, изд-во гос-го ун-та,1991г.- 214с.

3.     Андреева А.Д. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. М.: Педагогика, 1995.- 325 с.

4.     Анзорг Л. Дети и семейный конфликт. М.: Наука, 1987 г.- 125с.

5.     Апчелов В. Я. Стресс и стрессоустойчивость человека. СПб, 1999.- 128с.

6.     Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. М.: ЮВЕНТУС, 1991.-156с.

7.     Бодров В. Я. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. М.: Прометей, 1995г.- 256с.

8.     Возрастная и педагогическая психология под ред. Гамезо и др. М.: Психологическая служба, 1984 г.- 236с.

9.     Веселова Е. В. Как снять стресс. Тверь, ТИОППКРО, 1995г.- 125с.

10.Волкова Е.М. Трудные дети или трудные родители? М.: Педагогика, 1992 г.- 258с.

11.Гурьева В.А. Психогенные расстройства у детей и подростков. М.: Психиатрия, 1996г.- 152с.

12.Гурьева В.А. Психопатология подросткового возраста. Томск, Изд-во Томского гос-го ун-та, 1994.- 189с.

13.Дармодехин С. В. Современный подросток: проблемы жизнедеятельности. М.: Педагогика, 1999 г.- 256с.

14.Игошев К.Е. Семья, дети, школа. М.: Педагогика, 1989 г.- 258с.

15.Кон И.С. Дружба.  М.: Наука, 1980 г.- 112с.

16.Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Психологическая служба, 1991.- 258с.

17.Крогиус Н. В. Личность в конфликте. Саратов, из-во Саратовского гос-го ун-та, 1976 г.- 256с.

18.Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М.: Педагогика, 1991 г.- 256с.

19.Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. М.: Наука, 1983 г.-136с.

20.Можчинская Ю.Б. Агрессивность подростков: Эмоциональный и кризисный механизм. СПб, Питер, 1999.- 236с.

21.Молодцова Т.Д. Психолого-педагогические проблемы предупреждения и преодоления дезадаптации подростков. Ростов н/Д, изд-во гос-го ун-та, 1997.- 302с.

22. Наш проблемный подросток: Учебное пособие.- СПб.: Союз, 144с.

23.Орлов Ю. М. Эмоциональный стресс. М.: МНЭПУ, 1997г.- 214с.

24.Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология. М.: Педагогика, 1975 г.- 255с.

25.Полонский И.Я. Внешкольное общение или фактор формирования личности подростков и юношей. М.: Педагогика, 1983 г.- 214с.

26.Психологическая и педагогическая помощь детям и подросткам. Под ред. Ткаченко А.С. Брянск, ВОЛЕНТО, 1994.- 216с.

27.Психологический словарь/ Ред.А.В. Петровский, М.Г.Ярошевский. М., 1990.-259с.

28.Психология современного подростка. Под ред. Д. И. Фельдштейна М.: Психологическая служба,  1997 г. – 257с.

29.Пэррет Л. Подросток и его проблемы. СПб, Питер, 2002.-131с.

30.Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. М.: Педагогика, 1994 г.-265с.

31.Роуз М. Трудности с подростками. Руководство по воспитанию подростков. М.: Педагогика, 1994 г.- 156с.

32.Селье Г. Стресс без дистресса.Рига, 1992, 157с.

33.Соколова В.Н., Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире. М.: Педагогика, 1991 г.-245с.

34.Социальная дезадаптация: нарушение поведения у детей и подростков. Сб. науч. статей. Под. ред. С.К.  Короленко М.: из-во МГУ, 1996.- 214с.

35.Учителям и родителям о психологии подростка. Под ред. Аракелова Г.Г. М.: Педагогика, 1990 г.-210с.

36.Хухлаева О.В. Счастливый подросток. М.: Педагогика, 2000.- 185с.
Приложение 1
Самооценка тревожности, фрустрированности и агрессивности

Приложение 2

Тест «Исследование тревожности» (опросник Спилберга Ханина)

Бланк ответов

Ф. И. О. _____________________________________________

Дата заполнения ______________________________________

Шкала личностной тревожности

    продолжение
–PAGE_BREAK–