Лекция
На тему: Исследовательские стратегиии методы
Донецк 2009
Сущность исследовательских проектов
Исследовательские проекты обычно начинаются как частьпредыдущей работы и могут привести к продолжению других проектов, посколькубудут подняты вопросы ранее не затрагиваемые исследователем. Эти вопросы могутвозникать и благодаря чтению работ других исследователей, книг, профессиональныхжурналов, и исследователь может прийти к лучшему пониманию специфическихпроцессов нашего общества. Например, в последние годы намечается отчетливая тенденцияк интеграции инвалидов в общество. Исследователи могут задуматься надвопросами: что привело к изменению установок общества и каковы вероятныеследствия этого процесса для инвалидов и для общества в целом? Исследование можетбыл описательным, предполагать получение эмпирических сведений, дающихотносительно целостное представление об изучаемом явлении, или жеаналитическим, направленные на анализ, выяснение причин лежащих в основеявлении и обусловливающих его характер.
Исследование может быть разведывательным (пилотным,пилотажным), если разделяются, на разовые (когда к решаемой проблеме больше невозвращаются) и повторные, а также мониторинговые (лонгитюдные) когда по заданному сценариюисследование через определенный промежуток времени повторяется или проводитсярегулярно (как, скажем, переписи населения). Разновидностью повторныхисследований оказываются исследования панельные, когда обращаются черезопределенный промежуток времени к одним и тем же людям.
Полевые исследования проводятся в нормальных,естественных для изучаемой общности условиях. Лабораторные —- в условиях,созданных специально для исследования (например, фокус группа). Исследованиеможет быть эмпирическим: опирающимся на действия, поступки, поведение людей,и/или теоретическим, основанным на существенных свойствах, состояниях,выявленных в предыдущих исследованиях или построенных иным способом безнепосредственного обращения к эмпирической реальности. Кроме того, по типуиспользуемых для анализа данных исследования могут опираться на первичныйанализ данных — здесь используются эмпирические данные, материалы, собранныесамим исследователем в ходе собственного исследования.
Вторичный анализ данных подразумевает использованиеполевых материалов, собранных ранее, часто другими исследователями, в целяхсравнения или проведения дополнительного анализа./>
Исследования, в которых удается получить новые эмпирические данныепосредством наблюдения, интервью / опроса или анализапервичных документов, называются полевыми.
Выборметода исследования в социальной работе
Исследованияв социальной работе, развиваются благодаря широким познавательным возможностямкачественной методологии: интервью, наблюдения, анализа текстов. Метод — этоосновной способ сбора, обработки и анализа данных. Методологией в широкомсмысле называют систему принципов научного исследования, или учение о методе.Методология в узком смысле означает совокупность исследовательских процедур,техники и методов, включая приемы сбора и обработки данных. Техникой называютсовокупность специальных приемов для эффективного использования того или иногометода. Методика — это совокупность технических приемов, связанных с даннымметодом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь.Процедурой называют последовательность всех операций, общую систему действий испособов организации исследования, систему приемов сбора и обработкисоциологической информации. Каждая из процедур может быть законченнымминиатюрным эмпирическим исследованием, которое входит в общую теоретико-методологическуюпрограмму: анализ содержания публикаций в центральной и местной прессе,установление эффекта воздействия этих публикаций на читателя, анализ другихисточников, влияющих на информированность в данном вопросе.
Методымогут заимствоваться, развиваться, переходить из одной научной сферы в другую.Они могут классифицироваться по разным основаниям. По способу сбора данныхметоды делятся на опросные (всевозможные виды опроса и интервью) и неопросные(наблюдение, анализ текстов). В свою очередь, по степени формализации наформализованные, полуформализованные, и неформализованные. Кроме того, всеисследовательские программы подразделяются на экспериментальные инеэкспериментальные. В первом случае исследователь контролирует условия, вкоторых взаимодействуют переменные. Во втором случае такой контроль невозможенили такая задача не ставится. На методе эксперимента мы остановимся вдальнейшем.
Методыотносятся к способам сбора первичной информации, а также к способам обработки ианализа исходных данных. Методы сбора данных включают приемы, связанные сустановлением фактов (надежной информации) о единичных событиях или ихсочетаниях (например, метод опроса, наблюдения, анализ документов); а такжеприемы, относящиеся к определению порядка, последовательности событий, илиспособы фиксирования отдельных событий или их сочетаний (кейс стадии, монографические,сплошные, выборочные обследования).
В своюочередь, к методам обработки и анализа данных относятся описание иклассификация, типологизация, методы качественного анализа: смысловаяинтерпретация; статистический анализ (поиск статистической закономерности),экспериментальный анализ (реальный и мысленный эксперименты), системный анализ,генетический или исторический анализ, социальное моделирование.
Посколькусоциальная работа представляет собой систему, исследовательские методыприменяются на всех уровнях и в различных подсистемах этой профессиональнойдеятельности. Прежде всего, проводя оценку потребностей клиента — скажем,ребенка-инвалида как самостоятельного потребителя услуг, а также его семьи —специалист осуществляет сбор и анализ эмпирических данных, получаемых припомощи беседы или из документов. Это так называемый микроуровень социальнойработы, поэтому исследования здесь также носят характер изучения единичногослучая, кейс стадии (от англ. саse —случай, study изучение).
Висследовательской традиции под кейс стади понимается глубинное изучениевсевозможных данных об одном отдельном объекте или случае, в качестве которогоможет выступать предприятие или организация, профессия, или образовательнаяпрограмма, деятельность фонда или политическая элита конкретного региона. Впрактике социальной работы под конкретным случаем понимается жизненная ситуацияиндивидуального клиента или семьи, группы или сообщества. Как видим, смыслыслучая или кейса в практике и исследованиях социальной работы пересекаются,однако в практике социальной работы случай — это всегда объект интервенции, тоесть вмешательства, тогда как в ситуации исследования выявление какой-либосоциальной проблемы не обязательно сопрягается с ее решением.
Вколичественных — массовых социальных исследованиях конкретный человек нерассматривается как уникальная личность, но лишь как представительопределенного пола, возраста, рода занятий, типа поведения, т. е. какпредставитель определенной группы. Некоторые: из этих признаков влияют надругие: так, на уровень удовлетворенности социальным обслуживанием могут влиятькак профессионализм. Работников, так и характеристики клиента, в частности, чемвыше уровень образования, тем, как правило, критичнее оценки, которые даетчеловек.
В качественнойметодологии в фокусе анализа находится индивид, организация или определеннаясоциальная практика. Это малые выборки, где нет строгого требования кколичеству информантов (тех, кто предоставляет информацию, рассказывая о своемопыте). В результате сбора данных исследователь получает совокупность полевыхматериалов, которые подвергаются, по преимуществу, описательному анализу, длякоторого- исследовательская” проблема формулируется, начиная с вопроса«что» и «как». Выводы не имеют такой статистической определенности и строгости,как в количественном исследовании — это обобщения, носящие характерпредположений. Как правило, в качественном исследовании не подтверждается гипотеза,а проверяются несколько разных гипотез или выявляется вариативный ряд значенийисследуемых практик.
Количественныйанализ рассматривает факты, связанные с поведением, настроениями, внутренниммиром, деятельностью людей, изучая количественную сторону общественных явленийи их распространенность в разных группах и слоях общества. Поэтому численныеданные, которыми оперируют в своих исследованиях социальные ученые, имеют неабсолютное значение, они относительны применительно к тем или иным группам, слоям.Количественное исследование позволяет охватить сразу всю выборочнуюсовокупность респондентов, рассматривая их не самих по себе, а в сравненииразных групп. Это обеспечивается требованием репрезентативности, предъявляемымк выборке и означающим, что по выделенным параметрам (критериям) составобследуемых должен приближаться к соответствующим пропорциям в генеральнойсовокупности (население города, все инвалиды, проживающие в области, все те,кто признан малообеспеченным).
Частьтаких критериев известна заранее из материалов переписей, государственногоучета (пол, возраст, уровень образования, уровень дохода), а другие параметрыузнать можно, только опросив большую массу людей и выявив распространенность вобществе, например, плохого или хорошего отношения к существующей пенсионнойсистеме, грядущей реформе медицинского обслуживания, оценки обеспечениянаселения лекарственными препаратами. Предполагается, что если по известнымпараметрам совокупность респондентов соответствует генеральной совокупности товыводы, которые сделаны из статистического анализа полученного массива данных,можно распространить, с известной долей вероятности, на всю генеральнуюсовокупность.
Передокончательной формулировкой исследовательских вопросов необходимо провестиобзор того, что уже было сделано в этой области, чтобы не «изобретатьвелосипед». Затем следует уточнение исследовательской проблемы, после чегоможно приступать к планированию полевых исследований. При этом решают следующиеосновные задачи: составляют словарь переменных, определяют единицы исследованияи объект, формулируют гипотезы, переводят концептуальные определения переменныхв операциональные, разрабатывают проект выборки, составляют макеты таблиц ипрограмму анализа данных.
Одна изцентральных задач количественной методологии — анализ причины и следствия.Когда один фактор продуцирует другой, говорят о причинно-следственном, иликаузальном отношении между переменными. Если существует регулярное, но непричинно-следственное отношение между двумя переменными, то говорят осуществовании корреляции.
/>Переменная — это признак изучаемого объекта; этолюбое измерение или критерий, по которому различаются индивиды или группы.
Выделяютдве основные группы переменных — зависимые и независимые. В качестве переменныхмогут выступать возраст, доход, уровень преступности, социально-классовыеразличия. Не всегда переменные, пусть и тесно связанные между собой, вступают впричинно-следственные отношения, хотя есть соблазн объяснить корреляциюкаузальной связью. Например, Э. Дюркгейм обнаружил связь между уровнем суицидаи временем года: с января — рост самоубийств до июня-июля, затем снижение доконца года. Что же влияет на людей — может быть, температура воздуха? Ученыйобъяснил свое открытие так: весной и летом люди обычно более включены вактивную социальную жизнь, чем зимой, и те, кто одиноки несчастлив, переживаютрост этих чувств тогда же, когда растет уровень активности других людей.
Выборметода требует учитывать два аспекта исследования: генерализуемостъ и реактивность.
Генерализуемость — это возможность с определенной степенью надежности распространять или переносить наши выводы, основанные на наблюдении за поведением людей в нескольких случаях, на предполагаемое поведение всей совокупности.
Если визучаемой генеральной совокупности имеется малое количество объектов илисобытия в изучаемой группе повторяются малое число раз, то, скорее всего, нашивыводы, сделанные при изучении одного события или одного объекта,распространяются на все объекты. Если же число объектов генеральнойсовокупности многочисленно, достигает сотен тысяч и миллионов, то исследованиемалого числа объектов вряд ли позволит распространить выводы на всюсовокупность. В этом случае необходимо формировать выборку, с помощью которойможно достичь генерализуемое выводов.
Реактивность подразумевает одну из двух возможностей: либо тот, кто проводит исследование, либо методы исследования могут каким-то образом воздействовать на тех, за кем ведется наблюдение, и вносить в их действия изменения, обусловленные именноприсутствием исследователя. Иными словами,существует опасность, что процедура исследования может изменить поведение тех, кто подвергается изучению, так что конечные результаты могут оказаться ошибочными.
Количественноеисследование предполагает штат анкетеров, специализированные группы поподготовке выборки, вопросника и статистического анализа придают процессуизвестную дробность. Строгость полевой работы в массовом опросе обеспечиваетсязаданной. Последовательностью процедур — контакт с респондентом по ти/>пизированному образцу, сведение кминимуму случайных обстоятельств, вмешивающихся в формализованный ход сбораданных (контролируемость).
Впротивоположность этой стратегии, в качественном исследовании особое значениепридается фигуре исследователя. Способность войти в контакт с теми, чьижизненные смыслы отражаются в исследовательской работе умение гибко строитьпроцесс сбора данных, не придерживаясь жестко заданной схемы, — таковытребования, предъявляемые к ученому.
Вкачественном исследовании применяется иной, чем в количественном, принципотбора.Типы выборки в различных методологиях Количественное исследование Качественное исследование Случайная Систематическая Кластерная (квотная) Стратифицирующая
Целевая
По методу снежного кома
Теоретическая
Стратегическая
Вкачественном исследовании невозможно строго определить критерии достаточности икорректности отбора информантов или тех материалов, которые собираются в ходеполевой работы. Обосновывая отбор респондентов (отвечая на вопрос «кого,выбрать» и «сколько интервью или информантов») такого исследования, можно.Говорить о релевантности — собранные материалы (документы, интервью) должнысоответствовать по своему содержанию целям исследования, и о насыщенности —количество материалов и их качество должно быть достаточным, чтобы сталовозможным сделать содержательные выводы, выдвинуть и подтвердитьисследовательские гипотезы.
/>Некоторые считают, что социальнаяработа слишком сложна и неточна для «научных», «строгих» подходов, поэтомунужен подход, в большей степени основанный на опыте и знаниях, чтобыразобраться с «предметной областью, особенно в отношении к повседневностипрофессиональной практики и структурным контекстам социального неравенства.Однако и качественные исследования, и связанные с ними «мягкие» методы сбораинформации, как количественные, предусматривают поиск и обоснование механизмоввалидизации качественных данных и проверки достоверности полученныхрезультатов. В частности, одной из основных особенностей качественной традициив социальных исследованиях является ориентация на использование различныхметодов — множественная стратегия полевого исследования. Особый интереспредставляет ее применение в целях валидизации. Р. Берджес отмечает, что дляполевых исследователей вопросы. Валидности (соответствия метода природеизучаемого феномена) представляют наибольший интерес. Рассматриваютсяпреимущественно два вопроса: насколько существенно исследовательскиепредставления влияют на сбор данных (внутренняя валидность); могут ли данные,полученные исследованием одной ситуации, быть обобщены для другой ситуации(внешняя валидность). Решением этих проблем может стать процедура триангуляции,представления о которой заимствованы из психологической практики. Впервые этоттермин использовал Д. Кемпбелл, выразив мнение, что качественные данные,подтвержденные двумя независимыми источниками, более убедительны, чем те,которые взяты из одного источника’».
Вероятно,триангуляция стала одним из первых методологических терминов, возникших врамках качественного метода без отсылки к количественной методологии”.
Подтриангуляцией понимается использование. Различных методов исследования иразличных источников данных для оценки эмпирического события. Предположение,под крепленное несколькими измерениями (пусть даже каждое из них имеет своиошибки и сдвиги), устраняет неопределенность интерпретации лучше, чем то,которое основывается лишь на одном измерении.
Основнойпринцип рассматриваемой стратегии — включение в проект несколькихисследователей. Р. Берджес, подчеркивая активную самодостаточность каждогочлена команды, показал, что исследователи включаются, в различные видыдеятельности. В одном случае исследователи действуют отдельно, однакокоординирование создают общий порядок, в котором происходит взаимная перекрестнаявалидизация сбора данных и анализа. В другом в исследованиях, выполняемыхкомандой, ученые перепроверяют работу друг друга. Такой способ использовал М.Стаей, в научных проектах которого сотрудники представляли различные классы иразличались по полу, возрасту и этничности;
Сейчасповсюду в мире объем литературы о качественных исследованиях в журналах посоциальной работе растет, особенно с учреждением в 2002 году журнала«Качественная социальная работа», в 2001-м — журнала «Качественные исследования».В России качественные исследования социальных проблем, социальной политики исоциальной работы пока еще только начинаются.