Исследовательский проект по экологической психологии

Исследовательский проект поэкологической психологии, 2006
 
Направление: экопсихологический подход впсихотерапии.
Тема: Избавление от страхов при помощиэкотерапии.
                   У природы нетплохой погоды. 
 
Участники:
Продолжительность проекта: 3 месяца: октябрь-декабрь 200 г.
 
Содержаниепроекта
 
Проблема: В данном проекте мы собираемсяисследовать, каким образом можно использовать позитивное влияние различныхфакторов окружающей среды  на человека в психотерапии, как, используяэкологические понятия, можно выразить эмоции.
Целью проекта является разработкапсихотерапевтических методик, приемов, техник на основе использованияэкопсихологических факторов, апробация этих методов, выяснение их эффективностии внедрение в широкую практику.
Как пишет в своей работе«Основи екологічноїпсихології» Лёвочкина А. М.(1), сейчаспоявились новые подходы в психотерапии, такие как ландшафтотерапия,ароматерапия. Ведутся исследования по воздействию различных факторов среды(зрительных, слуховых, цветовых, вибрационных, информационных, обонятельных,освещенности). Мы считаем, что важно использовать результаты таких исследованийдля разработки методов психотерапии. При помощи них улучшить эмоциональноесостояние человека, найти конфликтные зоны, помочь выявить и разрешитьопределенные жизненные проблемы можно, целенаправленно изменяя различныесредовые факторы. Особенно чувствительны к различным изменениям дети и этопозволяет успешно использовать экопсихологические методы для коррекцииразличных невротических реакций у детей.
Для детейландшафтотерапия, микроландшафтотерапия есть суть уже багажа возможностилюбования. Будущего макролюбования макроландшафтом.(2). С точки зрения Т.Бабушкиной, все дети относятся к разным стихиям: «земляной», «воздушной»,«огненной», «водяной». Кроме того, для них важна «стихия бумаги», чтоиспользуется в тренинге: разрезание, разрывание, аппликация, комкание.Использовать принадлежность детей к различным стихиям можно во время прогулок изанятий на свежем воздухе в разных средовых  условиях: берег реки, моря, лес, песочница, площадка, где можно лазить, прыгать.
 Страх известен людямиздавна. Он является неотъемлемым от эволюции человека, поскольку частовыступает в роли инстинкта самосбережения.  Страх – эмоция, возникающая вситуациях угрозы биологическому или социальному существованию человека инаправленная на источник действительной или нереальной опасности.Противоположность страху – способность действовать свободно. Эта способностьсвойственна всем детям, и от взрослых  зависит, разовьется или притупится этаспособность.
Поскольку проблемы детейсвязаны с проблемами у родителей, то работа должна вестись не только с детьми,но и с родителями. Иногда это невозможно в случае, если родители отказываютсяработать или в детских домах. Предложенный нами тренинг будет достаточноуспешен и в этом случае.
 
Литература:
1.        Левочкина А.М.«Основы экологической психологии» (на укр. яз.), К., МАУП, 2004
2.        Т. Бабушкина «”Секретики” детства», К., «Редакции общепедагогических газет», 2005
Описание метода.
Предложенный тренингпредназначен для коррекции страхов и повышения самооценки у детей 5 – 10 лет. Сопределенной адаптацией он может быть использован для детей от 3-х лет. Тренингсостоит из 4-х занятий, рассчитанных на 30-40 мин. (в зависимости от возраста иразмера группы) с перерывом на 15 мин. Для младших детей количество упражненийможет быть уменьшено.
Нами были использованыупражнения из арт-терапии, телесно-ориентированной терапии, элементыпсиходрамы, НЛП.
Занятие 1Знакомство
Цель: Снять физическое и психическоенапряжение, познакомить участников. Заинтересовать детей и настроить наактивную совместную деятельность. 
Упражнение №1Знакомство.
 В начале занятияпредложить каждому из присутствующих встать и представиться, после чего ребенкупредлагается придумать себе кличку, связанную с названием животного. Например,Миша- тигр, Даша – белка. При этом можно попросить сопровождать свою кличкужестом. Можно после окончания упражнения прокомментировать действия участников,подвести некоторые итоги, высказать пожелания.
Упражнение №2Чей голос?
Все участники становятсяв полукруг, а один ребенок поворачивается к ним спиной. Дети по очерединазывают звук, который произносит животное, которым назван человек, отвернутыйот них. Задание этого ребенка – угадать, кто говорил.
Данное упражнениепозволяет сосредоточить внимание, и увеличивает активность.
Упражнение №3Соединифигуры.
 Детямпредлагается изобразить животное, птицу, рыбу, которого от больше всего боится.Сначала каждое из мелких треугольников, затем из прямоугольников, из квадратов,окружностей. Эти образы наклеиваются на картон. Затем ребенок ножницами разрезаетбумагу на мелкие кусочки.
Данное упражнение позволяет, преодолеть боязнь животных.
Психогимнастика
Цель: обращение ребенка к своим эмоциям и оценка их.
Упражнение №4 «Круглые глаза»
Этюд. Однаждыдети пошли в лез за грибами. И внезапно в лесу встретили медведя. Детямпредлагают показать, какие круглые глаза были у детей, когда они увиделимедведя. Желательно проиграть продолжение ситуации, и предложить нескольковыходов из этой ситуации.
Упражнение №5 У природы нет плохой погоды
Детямпредлагается вспомнить разные состояния природы. А затем ведущий предлагаетпоиграть, используя эти слова. Например, когда ведущий говорит дождь – то вседети начинают бегать, если говорит солнце, то они останавливаются и расставляютшироко руки и ноги, а если гром — начинают топать ногами и произносить звуки.
Упражнение №6
Заканчиваяпервый день желательно, чтобы дети все вместе или спели песню, или станцевалихоровод.
Занятие 2
Коррекция страхов
Упражнение №1 Прогноз погоды.
Детямпредлагают обратить внимание на их внутреннее состояние и нарисовать, какаяпогода сейчас у них в душе. После рисования детям предлагается обсудить, почемуу них такая погода. Если у детей плохая погода, то пытаются дорисовать рисунок,так чтобы состояние ребенка изменилось. 
Упражнение №2
Один из основных методов,которые мы хотим предложить для разработки: «Метод опосредованного выражениясвоих чувств». Описание метода
Предлагаемый метод можетбыть использован для работы с тревожностью, страхами, негативными эмоциями.Этот метод позволяет узнать, чего ребенок боится, и помогает уменьшитьтревожность или страх, имеющийся у ребенка. Целью методики является выражениеребенком своих чувств и эмоций, связанных со страхами и мечтами человека.Ребенок научается осознавать свои эмоции.
Материалы: 1) наборрепродукций с изображением пейзажей, различных времен года, суток, явленийприроды, погодных условий и т. д.
                                 2) цветные карандаши.
Ребенка расспрашивают,чего он часто боится, какие у него есть страхи и предлагают выбратьрепродукцию, куда бы он хотел поместить свой страх. Расспрашивают, почемуименно в эту  картинку. Следует обращать внимание на цвета, которыми рисуютдети, и на эмоции, которые выражает ребенок, отвечая на вопросы.
Этот рисунок откладывают,и предлагают выбрать картинку, которая больше всего нравится. Расспрашивают:чем нравится эта репродукция, если бы ты был там, чтобы ты делал; что хорошегоможет дать тебе природа, чтобы ты чувствовал себя хорошо. Затем ребенка просятнарисовать себя в этой картинке  и всему живому улыбки. В момент, когда ребенокбудет очень увлечен и рад, необходимо дотронутся до него (поставить якорь).
После этого передребенком кладутся эти 2 картинки. И говорят ему: «посмотри внимательно на эти 2картинки. Когда я буду говорить слово – страх, то ты должен смотреть накартинку, на которой нарисован страх, и говоря: «Я тебя не боюсь», делатьглубокий вдох и медленно выдох. А когда я говорю – мечта, ты начинаешьрадоваться и хлопать с ладоши, и смотреть на другую картинку».
В тот момент, когдаребенок радуется, терапевт дотрагивается до него, фиксируя приятныевоспоминания.
Упражнение №3 Гора с плеч
Детистановятся в круг, поднимают вверх руки и тянутся к солнцу. После этого делаютвыдох, и стряхивают руки вниз. Желательно повторить несколько раз.
Упражнение № 4Гусеница
Детистановятся в цепочку и водящий должен провести всех через лабиринт, чтобы онине распались. После прохождения лабиринта гусеница сворачивается  в куколку(дети, держась друг за друга, сворачиваются в клубок). Задание детей всемвместе поместится на одной маленькой подстилке 1 мин. После этого все онипревращаются в бабочек. Быстро бегают по комнате, когда звучит хлопок, онидолжны найти себе пару и покружится парами.
Данная играпозволяет раскрепостить детей, сплотить коллектив.
Занятие 3
Повышение самооценки.
Упражнение №1  Ты – лев.
Дети закрывают глаза,представляют льва — царя зверей, который сильный, уверенный в себе, красивый,свободный и мудрый. С закрытыми глазами они грациозно ходят по комнате, а затемоткрывают глаза и демонстрируют другим, какие они львы.
Упражнение№2Этюд «Битва»
Дети изображаютКотигорошко, который победил змея, и теперь очень рад и гордится этим. (Можноиспользовать другого героя, главное, чтобы он был знаком детям).
Упражнение№3 Зеркало
Дети представляют, чтопопали в магазин зеркал. Одна часть детей – зеркала, другая – звери. Звериходят возле зеркал, скачут. Зеркала должны точно отображать мимику и жестызверей.
Упражнение №4Трон
На стол ставится стул, накоторый по очереди садится дети – короли. Все остальные слуги, которые говорятему комплементы. Потом меняются ролями.
Упражнение №5Подоляночка
Детистановятся в хоровод и играют в игру, которая включает в себя танцевальныедвижения и песни.
Занятие 4
Закрепление
Упражнение №1Ты какой?
Дети выбираютиз них самого веселого, грустного, доброго, дружелюбного. Затем дети меняютсясвоими характеристиками, и должны показать их мимикой или жестом.
Упражнение №2Прикосновения природы.
Детямрассказывают, что у природы есть разные прикосновения с землей: град, дождь,ветер, лучи солнца. Всем предлагают разыграть дружбу между землей и природой.Кто-то один – земля, он ложится на пол и закрывает глаза. Все остальные –природа, должны прикасаться к земле: дождь-покалывание, ветер- поглаживание,град – пощипывание и т. д.
Упражнение №3 Преодоление своего страха
Детям выдаются их ранеенарисованные пейзажи с их страхом. При этом они могут внести изменения врисунок, например, если это был огонь, то нарисовать дождь, который погаситего, т. е. найти то, что может победить страх. Можно просто порвать илипорезать рисунок, говоря при этом: «Ты мне не нужен. Я тебя не боюсь».
Упражнение №4Прогноз погоды.
Детям предлагают обратитьвнимание на их внутреннее состояние и нарисовать, какая погода сейчас у них вдуше. После рисования детям предлагается обсудить, почему у них такая погода.Предлагается сравнить рисунок, который они нарисовали на 2 занятии и сейчас,узнать что изменилось.
Упражнение №5Преодолеем все.
Терапевт рассказываетисторию, переполненную опасностями, а дети по очереди преодолевают опасности.Желательно, чтобы дети предлагали несколько вариантов решения одной и той жеситуации. Это упражнение формирует уверенность и способность к самоконтролю.
Заканчивая тренинг надопровести завершающее упражнение в подгруппах или в общей группе по типу«Волшебного чемодана», «Подарок на день рождения», где каждый может подаритьдругому все, что считает нужным.
Дополнительное  занятиеможно провести на природе, провести работу с природными материалами, развиваятворческое восприятие окружающего мира и наблюдательность.     
 
Календарный план.
1. Подготовительныйэтап
1.10 –30.10.2006.Создание стимульного материала  (пейзажных картинок), оборудование кабинета,закупка необходимого материала.
21.10.2006 – диагностикастрахов у детей и отбор в тренинговую группу.
2. Проведение проекта
30.10. 2006 – проведениепервого занятия «Разминка».
6.10.2006 – проведениевторого занятия «Коррекция страхов».
10.10.2006 – проведениепрогулки
13. 10.2006 – проведениетретьего занятия «Повышение самооценки».
20. 10.2006 – проведениечетвертого занятия «Закрепление».
3. Оценка тренинговойработы
27.10.2006 – оценкарезультатов, при помощи проективных методов. 
28.10.- 15.11.06 –обработка полученных материалов.
 Финансовоеобеспечение.
Всего в проекте будетпотрачено   — от 4525 грн. до 5225 грн.
Расходные статьи:
–    оплата тренерам – 100 грн Х 5 занятий=500 грн.
–    аренда помещения- 3000 грн. за 3 мес
–    закупка стимульного материала(краски, карандаши, кисточки, бумага, картинки) – 300 грн.
–    Продукты (завтрак и обед) — 5 дней Х25 грн. =125 грн.
–    Легкий завтрак детям в перерыве – 50грн. Х 4 дня =200 грн.
–    Продукты на прогулку – по 50 грн. накаждого ребенка. (от 300 до 500 грн.)
–    Организация прогулки (проезд, термосы,возможно, помещение для отдыха) – от 100 до 600 грн.
 
Полученные результатыи критерии оценки успешности проекта
 После проведения данноготренинга, обнаружилось, что у детей уменьшилась боязнь многих вещей, иповысилась самооценка. Мы попытались при помощи данного тренинга дать ребенкувозможность, чтобы в проблемных ситуациях он принимал решение самостоятельно,смог более сознательно оценивать свое состояние, осознавать и принимать своиэмоции и чувства.
Экологические методыпозволили ребенку раскрепоститься,  раскрыться, почувствовать принадлежность кгруппе и окружающему миру. А так же данные игры показали, что природа всегдасможет нам помочь.
Рассмотрим полученныеданные в виде таблицы.   Страх До тренинга После тренинга Боязнь животных 64% 42% Боязнь темноты 84% 70% Боязнь одиночества 32% 27% Страх смерти 15% 13% Боязнь публики 12% 10%
Эти данные были полученыв результате проведения проективного теста «Несуществующее животное», ЦТО иопроса ребенка и родителей. Как мы видим из таблицы, после тренинга дети сталименьше бояться животных и одиночества. Экологические методы позволили детямпобыть разными животными, походить одним в лесу, Скорее всего, это и привело куменьшению страхов.
Успешность проектаоценивается по результатам диагностики до и после проекта.