Исследовательское обучение школьников

–PAGE_BREAK–

Глава 2. Применение исследовательского метода обучения при организации производства в школе
2.1 Использование исследовательского метода
Использование исследовательского метода подразумевает следующие этапы организации учебной деятельности: определение общей темы исследования, предмета и объекта исследования; выявление и формулирование общей проблемы; формулировку гипотез; определение методов сбора и обработки данных в подтверждение выдвинутых гипотез; сбор данных; обсуждение полученных данных; проверку гипотез; формулировку понятий, обобщений, выводов; применение заключений, выводов.

1. Определение общей темы исследования, предмета и объекта исследования. При выборе темы большое значение имеют социальная, культурная, экологическая, экономическая и прочая значимость. Намеченная идея может быть осознана только после рассмотрения в определенной системе знания, социального явления, экономической проблемы и т. д. То есть идея может потянуть за собой целую серию взаимосвязанных проектов, составляющих единую тему которую целесообразно рассматривать, анализировать, последовательно изучать, все глубже вникая в проблему, рассматривая различные ее аспекты [12, с.85].

2. Выявление и формулирование общей проблемы. Перед учащимися ставится ряд проблем, вопросов, обсуждение которых ведет к следующему шагу — формулированию общей проблемы на основе частных. Обсуждение актуальности и новизны исследования помогает решить сформулированные проблемы.

3. Формулировка гипотез. Учащиеся с помощью педагога формулируют гипотезу исследования, которая в дальнейшем служит им ориентиром в поиске нужной информации. Например, гипотеза может соответствовать одному или нескольким проблемным вопросам, обсужденным ранее. Обычно гипотезы формулируются в виде определенных отношений между двумя или более событиями, явлениями.

Когда проблема определена, предмет, объект исследования намечены, гипотеза сформулирована, можно приступать к написанию введения к будущему исследованию. Для него могут быть рекомендованы приведенные в таблице обороты речи.

Актуальность проблемы

Одной из актуальных проблем… в настоящее время является… Огромную важность приобретают вопросы… Особое значение приобретает вопрос… Социальная значимость темы определяется…

Среди проблем, связанных с… внимание исследователей в последние годы

привлекает вопрос.

Интерес к проблеме… обусловлен…

Вариант решения

Известны следующие способы… Широкое применение получили…

Проблеме… посвящено значительное число публикаций…

В последние годы проблеме… уделялось большое внимание в таких работах, как.

Освещение проблемы… нашло отражение в монографиях, статьях, диссертациях.

Достоинства автора используемого источника

Предложенный метод выгодно отличается от… позволяя повысить. улучшить. устранить.

К числу достоинств описанного подхода следует отнести… Преимуществом предложенного способа является… Концепция, сформирования коллективом авторов учебника, позволяет. открывая следующие возможности…

Недостатки предложенного варианта решения

Недостатком известных способов решения… является… Использование. связанно с серьезными трудностями. Несмотря на. существуют определенные препятствия. Предложенный авторами подход наряду с достоинствами имеет и ряд недостатков…

Там не менее предполагаемое решение не позволяет…

Однако подход к решению вопроса… описанный в… не дает нужного ответа, неоправданно сужает возможности.

Предложенный в… способ отрицательно сказывается на…

Определение целей исследования

Цель настоящей работы… Цель данной работы состоит в…

Прежде чем приступить к исследованию, сформулируем поставленные цели…

4. Определение методов сбора и обработки данных в подтверждение выдвинутых гипотез. Чтобы определить наиболее эффективные методы сбора и обработки данных по обозначенной проблеме, необходимо использовать элементы методики обучения в сотрудничестве. В этом случае работа осуществляется в малых группах (из 3-4 человек). Учащиеся и учитель должны определить методы исследования (изучить первоисточники, провести анкетирование и интервью и т. д.), скоординировать их во времени. Также обсуждаются способы и источники получения информации, методика ее обработки. Подходы могут быть различными [17, с.134]:

• можно предоставить группам возможность собрать информацию по всем гипотезам, чтобы в дальнейшем интегрировать ее в наиболее убедительные доказательства. Обычно это делается в тех случаях, когда предмет исследования не столь объемен, но требует тщательного отбора и сопоставления данных;

• можно поручить каждой группе учащихся найти доказательства в подтверждение только одной из выдвинутых гипотез.

Каждая группа, обсудив свое мнение в узком кругу, выносит его на общее обсуждение. Педагог активно участвует в этом обсуждении, в случае необходимости корректирует и направляет ход мысли учащихся, предлагает дополнительные источники информации.

5. Сбор данных. На этапе сбора данных учащиеся проводят самостоятельные исследования или работают в малых группах. При этом они определяют способы обработки данных (например, статистические данные проверяют с помощью электронных таблиц, определения зависимостей, построения диаграмм, составления разного рода вторичных текстов с соответствующими иллюстрациями из произведений искусства, литературы, фольклора, научных статей, публицистики и пр.). Так же определяют способ оформления результатов (научная статья в газету, журнал; предоставление работы на научно-практическую или научно-исследовательскую конференцию регионального или государственного уровня либо на сетевую конференцию; видеофильм; презентация в Интернете и пр.).

6. Обсуждение полученных данных. Собранные материалы могут быть представлены учителю, преподавателям смежных дисциплин, а также другим учащимся группы в той форме, о которой они договорились на предыдущем этапе исследования (публичная презентация, отчет на сетевой конференции, организация ролевой игры и т. п.).

Вслед за презентацией данных группа обсуждает и анализирует представленную информацию. Учащиеся определяют ее достоверность, надежность и доказательность, задавая докладчику соответствующие вопросы: какие источники информации использовались; представляет ли информация доказательства в пользу выдвинутой гипотезы или против нее; могут ли учащиеся счесть полученные данные недостаточно доказательными и попросить группу продолжить исследование [7, с.34].

7. Проверка гипотез. Если представленные данные удовлетворили группу и педагога, наступает следующий этап исследования: гипотезы по обозначенной проблеме вновь представляются всей группе, из них выбираются лишь те, которые имеют достаточно доказательные данные. В некоторых случаях, например в исследованиях естественнонаучного направления, для доказательности выдвинутых гипотез недостаточно только теоретических данных, требуется их экспериментальная проверка, порой многократная.

8. Формулировка понятий, обобщений, выводов. Из совокупности собранных данных на основе установленных связей, выдвинутых ранее гипотез, ставших утверждениями, делаются обобщения. Все они фиксируются. Если мнение учащихся по какому-то вопросу расходится, не стоит настаивать на одной версии, даже если ее придерживается большинство, включая преподавателя. Каждый имеет право на собственную аргументированную точку зрения.

В создании основной части работы могут помочь обороты речи, приведенные в таблице.

Описание предлагаемого варианта решения или предмета рассмотрения

Предполагаемая… форма… базируется на…

Предполагаемый подход. основан на.

Предлагается метод. который.

Далее будет предложен один из методов…

Настоящая работа посвящена…

Мы предлагаем…

Мы полагаем, что оптимальный вариант решения проблемной ситуации… должен быть основан на. Наша точка зрения такова…

Особенность(новизна) предлагаемого варианта решения

Особенность предполагаемого способа. состоит в следующем. Отличительная черта предлагаемого метода… заключается в следующем… Характерным признаком, отличающим наш способ… является… Новизна предлагаемого подхода состоит в… Новизна. проявляется в.

Принципиальное отличие и новизна предложенной модели заключается в…

Технические средства, оборудование

В ходе исследования использовалась следующая аппаратура… Технической базой проведения исследования послужила система… Для этого применялось следующее оборудование… С целью… был использован аппарат…

Метод исследования

В данной работе использован метод. применена методика. Используемый метод основан на…

Исследование предполагало комплексное использование таких методов, как… Сочетание наблюдения и тестирования позволило…

 

Применение таких методов, как… дало возможность…

В состав методов, обеспечивших проведение данной научно-исследовательской работы, входили…

Экспериментальная проверка

Эксперимент показал, что… Эксперимент… проводился в… Опытным путем показано. Испытания проводились… Опыты подтвердили, что. Наши эксперименты доказали, что. Цель эксперимента…

9. Применение заключений, выводов. Учащиеся делают заключение о возможности применения полученных выводов (в жизни своего города, поселка, страны, человечества) и формулируют новые проблемы для настоящего и будущего времени, например, с помощью элементов, предложенных в таблице.

Таблица

Заключение по поводу полученных результатов

Результаты исследования (тестирования, наблюдения) показали следующее… Из полученных результатов видно, что…

Основные результаты исследования заключаются в том, что…

Главным результатом проведенного исследования следует считать…

Полученные результаты. позволяют утверждать следующее.

С учетом изложенного основными результатами… можно считать: 1… 2… и

т. д.

Выводы

Итак, можно сделать вывод о том, что.

Проделанная работа позволяет сделать вывод о том, что.

Проведенные исследования позволяют сделать следующий вывод…

Подводя итоги, можно констатировать.

В заключение отметим, что…

Резюмируя предшествующие рассуждения, можно сказать, что… Из проведенного анализа следует вывод о том, что. Таким образом, можно сделать следующий вывод. Следовательно, приходим к выводу… Дальнейшее использование… предполагает…

Преимущества предложенного решения

Преимущество этого способа заключается в.

Следовательно, преимущество состоят в.

Анализ показал следующие преимущества метода…

Предлагаемый способ позволяет повысить. ускорить. снизить.

Такой подход позволяет считать, что…

Рекомендации

Система может быть рекомендована для.

Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что…

Разработанный метод может быть рекомендован для… Этот метод может найти применение для. Бесспорно, не менее важным является…

Многие образовательные телекоммуникационные проекты, хорошо проработанные с дидактической, методической и организационной стороны, заняли прочное место в учебном расписании тысяч школ по всему миру и могут по праву считаться классическими. К числу таковых можно отнести проекты Национального географического общества США: «Здравствуй!», «Кислотные дожди», «Погода в действии» и др. Все они проводятся в рамках виртуальной телекоммуникационной сети National Geographic Society Kids Network, головной компьютер которой находится в учебно-методическом центре Географического общества (NGS).

Исследовательская деятельность под руководством педагога позволяет обучающимся [20, с.246]:

• овладеть существенными научными понятиями, представлениями;

• самостоятельно определить проблемные ситуации, найти пути для их разрешения;

• точно описать факты, явления с применением общепризнанной технологии;

• приобрести навык подбора фактов по их существенным признакам;

• сгруппировать факты, признаки в соответствии с общенаучными правилами;

• проанализировать факты и явления, вычленить из них общее и единое, случайное и закономерное;

• выстроить доказательство и давать опровержение.

При написании исследовательской работы у молодых людей развиваются умения:

• анализировать, систематизировать (анализ — это способ познания объекта посредством изучения его частей и свойств);

• сравнивать (сравнение — это способ познания посредством установления сходства и различия);

• обобщать и классифицировать (обобщение — это способ познания посредством определения общих существенных признаков);

• определять понятия (понятие — это слово или словосочетание, обозначающее отдельный объект или совокупность объектов и их существенные признаки);

• доказывать и опровергать (доказательство — это рассуждение, устанавливающее истинность какого-либо утверждения путем приведения ранее доказанных утверждений. Опровержение — это рассуждение, направленное на установление ложности выдвинутого утверждения).

Участвуя в научно-исследовательской работе, молодежь усваивает готовые формы социальной жизни, приобретает собственный социальный опыт, занимает активную жизненную позицию, которая помогает добиться позитивной самореализации. Полученные в процессе творческой деятельности навыки и умения позволят учащимся чувствовать себя приобщенными к культуре и науке, способными активно проявлять себя на рынке труда, свободно распоряжаться образовательным капиталом.

Достоинством исследовательского метода организации учебной деятельности является привитие учащимся навыка сотрудничества. Участники исследовательской деятельности не замыкаются на личностных интересах, учатся видеть проблемы и интересы своих партнеров и понимать, что результаты их исследований будут использованы для анализа полученных данных и формулирования выводов. Неверным было бы утверждать, что, используя исследовательский метод обучения, учащиеся имитируют работу ученых, — они действительно выполняют научное исследование, если верно определены проблематика, тема и цели работы. Такое исследование может оказаться значимым с точки зрения вклада в науку или привлечения внимания общественности к той или иной проблеме. Поэтому для формирования целостной, гармоничной и инициативной личности воспитанника в процессе обучения исследовательский метод следует использовать как можно чаще.
2.2Программа исследовательского обучения среднего звена

I. Актуальность.

Программа «Проектная и исследовательская деятельность обучающихся» разработана на основе Конвенции о правах ребенка, закона РФ «Об образовании», Устава школы, Концепции модернизации российского образования на период до 2010, окружной Программы «Образование и здоровье».

Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Архиважным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года ставится задача по формированию «целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования». Образование в результате модернизации неизбежно должно перейти на два основания – знаньевую и компетентностную парадигмы. Формирование ключевых компетентностей, к которым относится проектная компетенция, должно стать одним из результатов общего среднего образования, а проектирование и проектная деятельность – новым содержанием.

В настоящее время современная школа должна обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентного опыта в сфере учения, познания, профессионольно-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества.

Цель программы: развить познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Программа «Проектная и исследовательская деятельность обучающихся» предназначена для обучающихся начальной, основной и средней школы, интересующихся исследовательской и проектной деятельностью, а также для одаренных учащихся. Она направлена на формирование оргдеятельностных (методологических) качеств учащихся – способность осознания целей проектной и учебно-исследовательской деятельности, умение поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных (творческих) качеств – вдохновенность, гибкость ума, терпимость к противоречиям, прогностичность, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют и позволяют решить

 Задачи:

·       приобретение знаний о структуре проектной и исследовательской деятельности; способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации;

·       овладение способами деятельностей: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;

·       освоение основных компетенций: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной;

·       выявление образовательного запроса обучающихся, с целью определения приоритетных направлений исследовательской деятельности;

·       разработка системы проектной и исследовательской деятельности в рамках образовательного пространства школы; выстраивание целостной системы работы с детьми, склонными к научно-исследовательской и творческой деятельности;

·       разработка рекомендаций к осуществлению ученических проектов;

·       создание системы критериев оценки работ, премирования и награждения победителей;

·       создание оптимальных условий для развития и реализации способностей детей;

·       подготовка педагогических кадров для работы с детьми, склонными к творческой и научно-исследовательской деятельности.

    продолжение
–PAGE_BREAK–