Содержание
Введение………………………………………………………………………………..3
1. Понятие источников права и источников гражданского права…………………..6
1.1 Понятие источников гражданского права………………………………………….6
1.2 Гражданское законодательство……………………………………………………9
1.3 Система нормативных актов гражданского права………………………………12
2. Виды источников гражданского права РФ………………………………………..14
2.1 Законодательные акты……………………………………………………………14
2.2 Подзаконные нормативные акты…………………………………………………16
2.3 Нормативные правовые акты ф. о. исполнительной власти …………………..18
2.4 Комплексные нормативные акты…………………………………………………19
2.5 Нормы международного права, международные договоры……………………21
2.6 Федеральный закон «Об исполнительном производстве» – как источник гражданского права……………………………………………………………………23
Заключение …………………………………………………………………………..26
Глоссарий………………………………………………………………………………..28
Список использованных источников……………….…………………………….33
Приложение А ……………………………………………………………………….35
Введение
Одним из наиболее важных и крупных законов в условиях перехода страны к рыночным отношениям является гражданский кодекс Российской Федерации. Исходя из положений Конституции, гражданский кодекс определяет основные правовые устои экономики рыночного типа такие как: организационно — правовые формы предпринимательской деятельности, равенство и механизм использования различных форм собственности, свободу договора, которая в свою очередь позволяет предпринимателям самостоятельно определять своих контрагентов и условия своих хозяйственных связей.
В основе любого права лежат его источники. Процесс развития правового государства в свою очередь зависит от того, каким образом в государстве построена система нормативных актов, от их взаимодействия и решения проблем взаимодействия права.
Под источником гражданского права понимается система его внешних форм, в которых содержатся гражданско-правовые нормы.
Сохранив ранее сложившуюся в России систему гражданского законодательства (общие положения, субъекты гражданского права — граждане и юридические лица, собственность, обязательственное право), Гражданский кодекс включил в эту систему ряд новых гражданско — правовых институтов, призванных обслуживать рыночные отношения, существенно обновил многие ранее действовавшие нормы гражданского права, а также ввел регулирование, направленное на повышение имущественной ответственности и усиление надежности договора.
Гражданский кодекс предусматривает издание ряда новых важных законов, которые должны дополнять его положения. Некоторые из таких законов уже введены в действие (Закон об акционерных обществах, Закон о некоммерческих организациях), другие разрабатываются и должны быть приняты в ближайшее время1. По возникшим в ходе применения Гражданского кодекса вопросам опубликованы разъяснения Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Такое коренное обновление гражданского законодательства России требует внимательного изучения норм нового Гражданского кодекса РФ и практики их применения судами.
Исходя из вышесказанного, значительное обновление гражданского законодательства повлекло за собой количественное и качественное изменение источников гражданского права. Таким образом, новые формы экономических и социальных отношений потребовали пересмотра и изменения многих институтов гражданского права как науки.
Актуальность данной темы (источники гражданского права) на сегодняшний день весьма значительна, так как происходит изменение всей законодательно-нормативной базы страны, принимаются новые законы, а, следовательно, изменяются и источники.
1Гражданское право. Том 1. Учебник. Издание пятое, переработанное и дополненное. // Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – М.: ПБОЮЛ А.В. Ротников», 2000, ст.123.
При написании работы использованы различные литературные источники и нормативно — правовые акты, законы и подзаконные акты, а также научно-практическая литература, разработанная в трудах следующих авторов:
Даниленко Г. М., Зыкин И. С., Кулапов В.Л., Малько А.В., Масляев А.И, Матузова Н.И., Мозолин В.П., Муромцев Г. И., Нерсесянц В.С., Садикова О.Н., Суханов Е.А.
1
Понятие источников права и источников гражданского права
1.1
Понятие источников гражданского права
Источники гражданского права это нормативные акты, содержащие нормы гражданского права. Нормативные акты такого плана в совокупности образуют гражданское законодательство в широком смысле.
Сам термин «источник права» пришел в современное правоведение из Римского права. Теоретическая литература отмечает многозначительность этого термина. В данном случае речь идет о форме выражения правовых норм, которые в свою очередь имеют общеобязательный характер. Признание или установление государством того или иного источника права имеет важное юридическое, в том числе правоприменительное, значение. Ведь только выраженные в таком источнике нормы права могут применяться для регулирования соответствующих отношений. Формально не признанный источник права, как и содержащиеся в нем правила поведения, не имеет общеобязательного юридического значения.
Нормативные акты являются господствующей формой права в современных развитых правопорядках. Среди этих актов приоритетное место занимают законы как акты высшей юридической силы. В гражданско-правовой сфере они традиционно охватываются понятием гражданского законодательства, а в прежнем отечественном правопорядке, основанном на огосударствленной экономике, нормативные акты, принятые или санкционированные государством, считались единственным источником гражданского права. Поэтому в категории гражданского законодательства данное понятие исчерпывается.
В настоящее время в российской правовой науке термины «источники права» и «форма права» используются в значении внешней формы объективации, выражения права или нормативной государственной воли2.
2Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. – М.: 1999. – С.339-400; Кулапов В.Л. Формы права//Теория государства и права: Курс лекций/Под ред. Н.И.Матузова и А.В. Малько. 2-е изд. – М.: 2001. – С.374-375.
Истории классового общества известны три основных способа «возведения в
закон» господствующими классами своей воли, придания ей общеобязательной силы. Такими способами являются: санкционирование государством некоторых обычаев, в поддержании и закреплении которых заинтересован господствующий класс; придание нормативной силы решению органа государства по конкретному делу; прямое установление государством предписания общего характера. Им соответствуют такие формы права, как правовой обычай, правовой прецедент, нормативный акт3.
Известны и другие формы права: международный договор, санкционированные государством нормативные акты негосударственных организаций.
В некоторых государствах юридическое значение придавалось и религиозным нормам. Независимо от формы выражения любая норма права действует в составе правовой системы.
Исходя из вышеизложенного, источники гражданского права – это система его внешних форм, в которых содержатся гражданско-правовые нормы.
Классификацию источников гражданского права следует производить с учетом анализа конституционных норм4 и норм Гражданского кодекса Российской Федерации5.
1. Ведущее место в системе источников российского гражданского права занимают общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации (ч.4 ст.15 Конституции РФ, ст.7 ГК РФ).
2. Вторым источником гражданского права является Конституция Российской Федерации, а также федеральные конституционные законы (ч.2 ст.4, ст.15 Конституции РФ).
3Кулапов В.Л. Формы права//Теория государства и права: Курс лекций//Под ред. Н.И.Матузова и А.В. Малько. 2-е изд. — М.: 200, ст. 87.
4Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. – М.: 2003.
5 Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая, от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ//Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
3. Третья группа источников – это собственно Гражданский кодекс РФ (три части), а также принятые в соответствии с ГК РФ иные федеральные законы, регулирующие гражданско-правовые отношения (п.2 ст.3 ГК РФ).
4. Иными источниками являются акты, содержащие нормы гражданского права:
— указы Президента РФ (п.3 ст.3 ГК РФ);
— постановления Правительства РФ (п.4 ст.3 ГК РФ);
— акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы гражданского права (п.7 ст.3 ГК РФ).
5. Следующий вид источников – обычаи делового оборота (ст.5 ГК РФ).
6. К источникам гражданского права также относятся акты органов власти и управления субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей (пп.2 п.1 ст.8 ГК РФ).
7. Источниками гражданского права являются локальные нормативные акты юридических лиц.
8. Также к источникам относятся и действующие нормативные акты Российской Федерации, Союза ССР и РСФСР, изданные до введения в действие ГК РФ (ст.4 Федерального закона от 30 ноября 1994 года № 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», ст.4 Федерального закона от 26 января 1996 года № 15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации», ст.4 Федерального закона от 26 ноября 2001 года № 147-ФЗ «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации»).
Так выглядят основные виды источников гражданского права по российскому законодательству.
Также некоторые авторы в качестве источников гражданского права включаются также договоры (подп.1 п.1 ст.8 ГК РФ), судебная и арбитражная практика (подп.3 п.1 ст.8 ГК РФ)6.
6Гражданское право. Часть первая: Учебник/Отв.ред.В.П.Мозолин, А.И.Масляев. – М.: Юристъ, 2005.
1.2
Гражданское законодательство
Гражданское законодательство представляет собой совокупность нормативных актов различной юридической силы. При этом охватываемые им нормативные акты во многих случаях имеют комплексную, межотраслевую природу, так как зачастую содержат не только гражданско-правовые нормы. Даже в Гражданском кодексе имеются нормы публично-правового характера, такими нормами являются, например устанавливающие состав гражданского законодательства. В актах гражданского законодательства гражданско-правовые нормы преобладают, но весьма редко полностью вытесняют нормы иной юридической природы. Вызвано это тем, что законодатель обычно думает о содержательной стороне, а не об отраслевой принадлежности принимаемых им актов, содержащиеся же в них нормы в силу своих объективных юридических свойств распределяются на публично-правовые и частноправовые. Главной особенностью гражданского законодательства является наличие в нем большого числа диапозитивных правил, действующих только в том случае, если сами участники регулируемого отношения не предусмотрят иной вариант своего поведения. Такие правила носят восполнительный характер, так как рассчитаны на восполнение недостающей по каким-либо причинам воли самих субъектов. Такие нормы преобладают в регулировании договорных отношений, т. е. имущественного оборота. В них проявляются особенности гражданского права, которое обычно разрешает, позволяет участникам регулируемых отношений самим выбрать наиболее приемлемый вариант поведения в общих рамках, установленных законом, наделяя их для этого соответствующими правовыми возможностями. Диспозитивная норма обычно содержит определенное правило поведения, снабженное оговоркой «если иное не установлено договором», которая и позволяет сторонам урегулировать свои отношения иначе, нежели это по общему правилу предусматривает закон.
Также в гражданском законодательстве имеется и значительное количество общеобязательных, императивных норм. Данные нормы не допускают никаких отступлений от своего содержания, более того, в случае сомнения в юридической природе конкретной гражданско-правовой нормы следует исходить из ее императивного характера, так как диспозитивность должна быть прямо, недвусмысленно выражена в ней, будучи все-таки особенностью, а не общим правилом правового (в том числе гражданско-правового) регулирования7. Нормативные акты, входящие в гражданское законодательство составляют весьма
значительную по объему законодательную массу. Их объем вызван широтой и сложностью самого предмета гражданско-правового регулирования. Вместе с тем это обстоятельство затрудняет ознакомление с действующим гражданским правом и значительно усложняет установление необходимых взаимосвязей между составляющими его различными актами. Исходя из этого, именно для гражданского законодательства первостепенное значение имеет решение проблемы его систематизации и упорядочения. К основным способам систематизации законодательства, применяемым и в гражданско-правовой сфере, относятся инкорпорация, консолидация и кодификация. Инкорпорация нормативных актов представляет собой сведение ранее изданных актов в единый сборник (источник) без изменения их содержания. Инкорпорация (официальная) обычно оформляется в виде единого свода, собрания или иного сборника законов или других нормативных актов. К примерам такой инкорпорации можно отнести Свод законов Российской империи, и Собрание действующего законодательства Союза ССР (которое не было завершено в связи с распадом СССР в 90-91 г.)8. Инкорпорации носящие неофициальный характер представлены различными сборниками нормативных актов, обычнотематического характера. Консолидация нормативных актов представляет собой объединение ряда актов, посвященных общему кругу вопросов, в единый нормативный акт, иногда даже более высокой юридической силы (например, в 1992 г. Центральным банком РФ было принято Положение о безналичных расчетах в Российской Федерациии, заменившее собой ряд ранее действовавших банковских инструкций, которое, однако, утратило силу с введением в действие второй части ГК РФ). К достоинствам консолидации можно отнести возможность некоторой «расчистки» законодательства при его объединении путем отмены или замены явно устаревших или повторяющихся норм, однако стоит отметить, что все изменения, происходящие при «расчистке» происходят без внесения изменений в их содержание.
В случае больших изменений, внесенных в закон или иной нормативный акт, используется также возможность его повторной официальной публикации в полном объеме, при которой старая редакция акта теряет силу. Данный прием, к сожалению редко используемый отечественным законодателем, значительно облегчает применение официального текста нормативного акта. Кодификация является высшей формой систематизации законодательства. При кодификации принимается единый новый закон, отменяющий действие ряда старых нормативных актов. Особенностью кодекса является построение его по
7Зыкин И. С. Обычай в советской правовой доктрине. // Сов. государство и право. 1981, N 3.
8Основы ГЗ Союза ССР и республик от 31 мая 1991 г. / Ведомости СССР, 1991, № 26, ст. 733
определенной системе с непременным выделением общих положений и охват им всех основных правил соответствующей сферы, что предопределяет его центральное, стержневое место в общей системе нормативных актов, поэтому кодекс становится главным источником права соответствующей отрасли.
В гражданском праве кодификация может носить общий или еще можно сказать отраслевой характер либо частный. В том случае, когда кодификация носит общий характер, она выражается в принятии Гражданского кодекса, охватывающего все основные нормы и институты данной отрасли права. Во втором случае (частный характер) — в принятии закона, в том числе в форме кодекса, регулирующего определенную узкую группу общественных отношений, для которых возможна разработка и некоторых реальных, а не надуманных общих положений.
Нормы гражданского права расположенные с учетом единства и дифференциации находят свое выражение в статьях различных правовых нормативных актов, которые принято называть источниками гражданского права. В своей совокупности указанные нормативные акты образуют гражданское законодательство, но вместе с тем следует иметь ввиду, что в гражданском кодексе понятие «гражданское законодательство» используется в узком смысле. Статья 3 ГК включает в понятие «гражданское законодательство» только ГК и принятые в соответствии с ним иные федеральные законы. Другие акты, содержащие нормы гражданского права выведены за пределы понятия «гражданского законодательства». Обусловлено это, по-видимому, тем, что принятие законов является прерогативой законодательной власти. Органы же исполнительной власти не должны законодательствовать. Исходя из этого указы Президента РФ и постановления Правительства РФ названы «иные правовые акты», а содержащие нормы гражданского права акты федеральных министерств, комитетов и иных ведомств именуются «нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти».
Нормы гражданского права, таким образом, могут быть закреплены как в законах, так и в подзаконных нормативных актах. В зависимости от юридической силы все эти нормативные акты, расположены по определенной строгой иерархической системе, в которой значение нормативного акта определяется его юридической силой. Чем больше юридическая сила нормативного акта, тем выше его положение в системе гражданского законодательства. Данное построение нормативных актов гражданского законодательства имеет не только теоретическое, но и важное практическое значения. В виду многочисленности нормативных актов гражданского законодательства и не совершенства
законодательной техники встречаются ситуации, когда различные нормативные акты по – разному решают один и тот же вопрос. В таком случае применяются нормативные акты, имеющие большую юридическую силу.
1.3
Система нормативных актов гражданского права
Гражданско-правовые нормативные акты, составляют определенную систему, построенную по иерархическому принципу. Содержание данной системы предопределено нормами Конституции, которая имеет высшую юридическую силу в отношении любых законов и других нормативных актов. Необходимо отметить, что в состав этой системы теперь могут входить лишь акты федеральных государственных органов, так как в соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции РФ гражданское законодательство составляет предмет исключительной федеральной компетенции. Никакие акты, содержащие нормы гражданского права, не вправе принимать ни органы субъектов Федерации, ни иные государственные органы или органы местного самоуправления. Если такие акты были приняты до момента введения в действие части первой нового Гражданского кодекса, они сохраняют силу лишь в части, не противоречащей ему. Также следует учитывать, что нормы гражданского права могут содержаться и в актах некоторых других отраслей законодательства, отнесенных к совместному ведению Федерации и ее субъектов (п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ). Например, к их числу относится, жилищное законодательство, состоящее из комплексных нормативных актов, содержащих нормы как гражданского, так и административного права. Указанные акты могут, следовательно, приниматься и субъектами Федерации, но не могут противоречить нормам федеральных законов (таковыми являются ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).
Гражданско-правовые акты по своей юридической силе распределяются на три группы:
— обладающие высшей юридической силой федеральные законы -нормативные акты, принятые Государственной Думой РФ;
— носящие подзаконный характер указы Президента РФ и постановления федерального Правительства;
— нормативные правовые акты иных федеральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств).
Входящие в первую группу актов законы возглавляются Гражданским кодексом и охватываются понятием гражданское законодательство (п. 2 ст. 3 ГК). Точнее говоря, действующий закон придает этому термину весьма узкое значение. Президентские указы и постановления федерального Правительства охватываются понятием иные правовые акты (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ и п. 3-6 ст. 3 ГК). Понятие нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти
составляют акты федеральных министерств и ведомств. Такая терминология, последовательно проведенная в нормах Гражданского кодекса, несколько отличается от традиционно используемой в теории, однако, избрана не случайно. С помощью ее не только подчеркивается различие в юридической силе гражданско-правовых актов, но и устанавливаются ограничения подзаконного нормотворчества в сфере гражданского права. Если при формулировке конкретного правила в Гражданском кодексе допускается возможность его конкретизации или установления иного решения «законодательством», это означает, что такая конкретизация или иное решение не могут устанавливаться никакими актами исполнительной власти. Если же Кодекс предусматривает возможность установления отличных от его правил предписаний «иными правовыми актами», то по этим вопросам возможно принятие президентского указа или правительственного постановления, но не ведомственного нормативного акта.
В случае отсутствия таких указаний нормы Кодекса или иного федерального гражданско-правового закона вообще не подлежат конкретизации и тем более изменениям, так как законодатель счел соответствующую регламентацию исчерпывающей. Потому, что согласно п. 4 ст. 3 Гражданского кодекса даже постановления федерального Правительства, содержащие нормы гражданского
права, могут приниматься им лишь на основании и во исполнение федеральных законов или президентских указов, т. е. основываться на актах более высокого уровня. Прямое и строгое соблюдение вышеизложенных правил призвано сделать гражданское законодательство четкой и непротиворечивой системой, избавив его от многочисленных неувязок, пробелов и противоречий.
2 Виды источников гражданского права Российской Федерации
2.1
Законодательные акты
Все нормативные акты в зависимости от их юридической силы делятся на законодательные акты и подзаконные нормативные акты. Как нормативные акты высших органов государственной власти законодательные акты (законы) обладают большей юридической силой по отношению к подзаконным нормативным актам. Конституция РФ в ст. 76 разграничивает федеральные конституционные законы и федеральные законы. Большей юридической силой, по сравнению с федеральными законами обладают федеральные конституционные законы.
Рассматривая федеральные конституционные законы можно выделить Конституцию РФ, которая обладает наиболее высшей юридической силой среди других федеральных конституционных законов. Являясь основным законом нашей страны, Конституция РФ содержит нормы различных отраслей права, среди которых есть нормы и гражданского права (ст.20-25,35,36).
Отраслевые кодифицированные нормативные акты в виде Основ гражданского законодательства и Гражданского Кодекса занимают важное место в системе гражданского законодательства. Они призваны урегулировать все общественные отношения, входящие в предмет гражданского права, и являются базой для развития всего текущего гражданского законодательства на территории РФ. (Ст.12 ГК), т. е. акта исполнительной власти.
Гражданский кодекс является основополагающим источником гражданского права.
Стержневым (или центральным) актом гражданского законодательства России
является Гражданский кодекс. Данным положением он обязан не только общему характеру содержащихся в нем правил, но также и требованию о том, чтобы все иные гражданские законы и законы, содержащие нормы гражданского права, хотя бы и принятые после введения в действие Гражданского кодекса, соответствовали его предписаниям (п. 2 ст. 3).
2.2
Подзаконные нормативные акты
После законодательных актов (законов) ведущую роль источников гражданского законодательства играют правовые акты, издаваемые президентом и Правительством РФ. Входящие в эту группу нормативные акты имеют подзаконный характер. Тем не менее, при наличии прямого указания в Гражданском кодексе или в ином федеральном законе соответствующее отношение может быть урегулировано ими иначе, чем это предусмотрено в правилах Кодекса или другого закона.
Президентские указы обладают наибольшей юридической силой среди подзаконных нормативных актов. Если, к примеру, брать сферу прямо не урегулированную нормами закона то, по сути, правила указов у нас имеют такое же значение, что и закон, конечно только в том случае если они не содержат прямых противоречий ему.
В соответствии с постановлением Съезда народных депутатов РСФСР от 1 ноября 1991 г. «О правовом обеспечении экономической реформы» проекты президентских указов, издаваемые «в целях оперативного регулирования хода экономической реформы и находящиеся в противоречии с действующими законами», представлялись на утверждение в парламент и в случае их неотклонения в семидневный срок вступали в силу, т. е. тем самым приобретали силу большую, чем закон. Такой порядок действовал в 1991— 1992 гг. и в настоящее время уже не используется. В случае противоречия президентского
указа закону теперь применяется закон как акт высшей юридической силы (п. 5 ст. 3 ГК). Многие указы Президента РФ по вопросам экономического развития содержат гражданско-правовые нормы. Те из них, которые были изданы до принятия ГК или предусмотренных им законов и содержат противоречащие им правила, теперь могут применяться лишь в части, соответствующей предписаниям Кодекса. Президентские указы, изданные по вопросам, которые согласно ГК могут теперь регулироваться только законами, сохраняют действие до принятия соответствующих законов.
Все правительственные постановления, которые содержат нормы гражданского права, должны не только соответствовать Гражданскому кодексу, другим федеральным законам и президентским указам, но и приниматься могут теперь лишь «на основании и во исполнение» перечисленных актов более высокой силы (п. 4 ст. 3 ГК). Если данный постулат не соблюдается, они не подлежат применению (п. 5 ст. 3 ГК). Речь при этом идет лишь о тех правительственных постановлениях, которые имеют гражданско-правовое значение. Большое количество нормативных актов федеральное правительство принимает в сфере хозяйственной деятельности, акты главным образом комплексного характера и содержат нормы гражданского права. По вопросам, которые согласно ГК могут регулироваться только законами, принят ряд правительственных постановлений. В данном случае они, как и президентские указы, сохраняют силу до принятия соответствующего закона и в части, не противоречащей Кодексу9.
9Муромцев Г. И. Источники права. // Правоведение, 1992 г., N 2;
2.3 Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти
В сфере гражданского права наименьшей юридической силой, формально, обладают нормативные акты федеральных министерств и ведомств. Точнее говоря, само их принятие здесь обусловлено наличием прямого указания на такую возможность в акте более высокого уровня — законе, либо президентском указе, или правительственном постановлении (п. 7 ст. 3 ГК), одновременно определяющем и пределы ведомственного нормотворчества. В связи с постоянными, не прекращающимися попытками многих министерств и ведомств исказить в принимаемых ими правилах содержание закона,
все ведомственные нормативные акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, а также все аналогичные акты межведомственного характера подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ10. Государственной регистрации не подлежат только нормативные акты Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг. В результате подавляющее большинство актов данного ведомства имеет прямые противоречия с Гражданским кодексом или другими законами.
Также предусмотрена Законом и обязанность возмещения убытков, которые были причинены гражданам или юридическим лицам в результате издания ведомственного акта, не соответствующего закону или иному правовому акту (ст. 16 ГК). Данные в ведомственном нормотворчестве призваны содействовать установлению должного порядка.
10См. п. 8 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 (СЗ РФ. 1996. № 22. Ст. 2663) Указанный порядок применялся и ранее в соответствии с Указом Президента РФ от 21 января 1993 г. № 104 (САПП РФ. 1993. № 31. Ст. 2858). Согласно Правилам подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 (СЗ РФ. 1997. № 33. Ст. 3895), такие акты могут издаваться лишь в форме постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений (но не в виде писем и телеграмм)
Раньше (до введения в действие Конституции РФ) к числу источников гражданского права относились также нормативные акты, издаваемые местными органами власти и управления. Конституция Российской Федерации (в статье 71) установила, что гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации. В соответствии с данным порядком в Конституции, органы власти и управления субъектов Российской Федерации и муниципальные образования не вправе издавать нормативные акты, содержащие нормы гражданского права.
Согласно ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды. Из этого следует то, что субъекты Российской Федерации вправе принимать содержащие нормы гражданского права акты, относящиеся к семейному, жилищному, земельному, водному, лесному законодательству, законодательству о недрах, об охране окружающей среды и должны соответствовать п. 2 ст. 76 Конституции РФ.
2.4
Комплексные нормативные акты
Комплексные нормативные акты также содержат нормы гражданского права. В них входят такие нормативные акты, которые содержат в себе нормы различной отраслевой принадлежности. При этом свой комплексный характер нормативный акт приобретает только в том случае, если он содержит сопоставимое по объему количество норм различных отраслей права. Но при наличии в нормативном акте даже незначительного содержания норм иных отраслей права, такой нормативный акт уже не может являться комплексным и может оставаться лишь нормативным актом той отрасли права, нормы которой составляют его основное содержание. Таким образом, Гражданский кодекс Российской Федерации является гражданско-правовым нормативным актом, не смотря на имеющиеся в нем нормы
публичного права. Отраслевые нормативные акты, не содержащие норм другой отраслевой принадлежности встречаются крайне редко, это обусловлено тем, что законодатель обычно стремиться обеспечить наиболее полное урегулирование всех отношений, возникающих в соответствующей сфере деятельности человека, и мало озабочен отраслевой принадлежностью принимаемых им нормативных актов11.
Оправданно принятие комплексных нормативных актов лишь в тех случаях, когда требуется согласование норм различной отраслевой принадлежности, регулирующих пусть и разнообразные, но тесно связанные общественные отношения, которые возникают в одной и той же сфере деятельности человека. Из-за требования к организации любой из сфер деятельности человека неизбежно складывается организационное отношение, которое в свою очередь регулируется нормами административного права. Таким образом, Жилищный Кодекс РФ можно отнести к числу комплексных нормативных актов, так как наряду с нормами гражданского права, регулирующими имущественные отношения жилищного найма, в нем содержатся и сопоставимые по объему и количеству норм административного права, регулирующих порядок предоставления в пользование гражданам жилой площади социального назначения. Принятие комплексных нормативных актов осуществляется не только на уровне законов, но также и на уровне подзаконных нормативных актов.
11Граждаснкое право. Т. 1. 2-е изд./ Отв. Ред. Е.А. Суханов., М., 1998. С. 62.
2
.5
Нормы международного права, международные договоры
В настоящее время роль России как активного участника международных экономических, культурных связей и сотрудничества растет. Все это говорит о расширении отношений с участием иностранных предпринимателей. Исходя из этого обстоятельства российское гражданское законодательство (как и законодательство других стран) вынуждено включать немало норм, для регулирования такого рода отношений.
Международное право играет важную роль в регулировании международных отношений, ответствующие указания на этот счет содержатся в Конституции Р.Ф. Согласно п.4 ст.15 Конституции «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы». Данное положение также воспроизведено и в п. 1 ст. 7 Кодекса.
Особое место среди международных актов занимают конвенции (многосторонние договоры), имеющие прямое отношение к регулированию гражданских отношений. Прежде всего, следует указать на Конвенцию ООН о договорах международной купли-продажи товаров. Эта Конвенция состоит из 101 статьи, которые посвящены правам и обязанностям контрагентов, порядку заключения соответствующих договоров, средствам правовой защиты, применяемым при нарушении сторонами своих обязанностей, определению момента перехода риска случайной гибели передаваемых по договору товаров, обеспечению поставок товаров отдельными партиями и др12.
Возможные коллизии международного и национального законодательства Гражданский Кодекс предотвращает в п. 2 ст. 7 («если международным договором
12Даниленко Г. М. Обычай в современном международном праве. М. 1995 г., ст. 64
Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора»). В наше время данная норма включена в п. 4 ст. 15Конституции РФ.
В Уставе ООН, декларациях и резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, документах и заявлениях других универсальных международных организаций и конференций, решениях Международного Суда содержатся общепризнанные принципы и нормы международного права.
Международными договорами признаются соглашения, заключаемые Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемые международным правом, независимо от того, содержатся ли такие соглашения в одном или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от их конкретного наименования (ст.2 Федерального закона от 15 июля 1995 г. «О международных договорах Российской Федерации» — СЗ РФ, 1995, N 29, ст.2757).
Положения международных договоров обычно применяются к регулируемым ими отношениям (непосредственно), так как они являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Но бывают случаи, когда для применения международного договора необходимо издание внутригосударственного акта, предусматриваемого международным договором. Взять, к примеру, Парижскую конвенцию по охране промышленной собственности 1983 г., она содержит ряд статей, предусматривающих издание участвующими в Конвенции государствами национальных актов, обеспечивающих ее применение (ст.10, 11, 20). Положения аналогичные этому содержат и многие другие международные договоры с участием Российской Федерации.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора (ст.7 п.2 ГК РФ). Положения
международных договоров Российской Федерации имеют приоритет не только перед нормами гражданского законодательства, как оно определено в п.2 ст.3 ГК, но и перед правилами правовых актов, названных в п.6 ст.3 ГК, а также всеми другими нормами гражданского права Российской Федерации.
2.6
Федеральный закон «Об исполнительном производстве» – как источник гражданского права
21 июля 1997 года были приняты Федеральные законы № 118-ФЗ и № 119-ФЗ, вступившие в законную силу 6 ноября 1997 года. В первом говорится «о судебных приставах», во втором «об исполнительном производстве». Данные Федеральные законы были закреплены в рамках проведения правовой реформы в России в соответствии с международно-правовыми документами и Конституцией Российской Федерации. В себе они отражают важнейшие принципы защиты судом прав человека и борьбы с преступностью, обосновывают точное и быстрое исполнение судебных решений, предусматривают охрану законом прав потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью, обеспечивают государством доступ потерпевшего к правосудию и возмещению причиненного ущерба.
Предмет гражданского права составляют столь многообразные и в тоже время сложные отношения, что все они не могут быть урегулированы Гражданским кодексом. Для этого необходимо множество других законов, развивающих и конкретизирующих его правила и институты.
В новом Гражданском кодексе предусмотрен ряд норм, в которых отражается необходимость принятия нескольких десятков таких законодательных актов, как бы закрепив тем самым основную структуру всей отрасли гражданского законодательства. Одна часть из этих законов (главным образом о статусе
отдельных юридических лиц) уже принята, другая находится в стадии разработки и обсуждения законодателем.
Значительно укрепить гарантии защиты прав граждан и организаций в исполнительном производстве позволило принятие Федерального закона «Об исполнительном производстве». Данный закон регулирует порядок принудительного исполнения судебных актов и актов других органов. Для его разработки было необходимо восполнить пробелы в законодательстве, определяющем правила обращения взыскания на денежные средства и имущество граждан и организаций-должников, а также устранить противоречия, возникшие, в частности, между нормами ст. 411-413 ГПК и ст. 56 ГК РФ. Также необходимо было создать правовые предпосылки для реального и своевременного исполнения решений судов, актов других органов, подняв тем самым их эффективность и авторитет в обществе, а также повысить ответственность организаций и граждан по своим обязательствам. При реализации этих задач потребовалось создание новых органов принудительного исполнения, имеющие соответствующие полномочия. Опираясь на это, одновременно, был принят Федеральный закон «О судебных приставах», определяющий правовую основу их деятельности, что позволило надежно обеспечить реализацию на практике Федерального закона «Об исполнительном производстве». Наряду с этим введены новые правила, касающиеся возбуждения исполнительного производства и требований, предъявляемых к исполнительному документу. Впервые в Закон включены общие нормы о сроках совершения исполнительных действий, о последствиях прекращения исполнительного производства, а также новая глава, в которой определен круг лиц, участвующих в исполнительном производстве, и их правовое положение, регламентированы основания применения мер исполнительного производства. Закон содержит и другие новые институты, и правовые нормы, значительно укрепляющие права сторон в исполнительном производстве. Вместе с тем нельзя не сказать о том, что законодательные новеллы на практике еще не апробированы, не все они в должной мере согласованы между собой и с ранее действовавшими правовыми нормами, нечетко изложено содержание некоторых
из них, что может создать определенные трудности при применении. Это потребует совершенствования статей Закона на основе анализа и обобщения судебной практики.
Заключение
В своей работе я рассмотрел понятие и сущность, а также классификацию источников гражданского права. Благодаря рассмотрению этих аспектов я сделал вывод, что источниками гражданского права являются формы выражения гражданско — правовых норм, которые в совокупности образуют гражданское право. Источники гражданского права РФ делятся на правовые акты и обычаи.
Источники права в РФ, построенные по определённому (иерархическому) принципу, формируют систему нормативных актов, во главе которых стоит Конституция РФ. По своей юридической силе гражданско-правовые акты распределяются на три группы:
1. обладающие высшей юридической силой федеральные законы – нормативные акты, принятые Государственной Думой РФ;
2. носящие подзаконный характер указы Президента РФ и постановления федерального Правительства;
3. нормативные правовые акты иных федеральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств).
Гражданский Кодекс РФ занимает особое значение в системе гражданского законодательства. Он имеет высшую юридическую силу среди других гражданских законов и содержащиеся в них нормы не должны ему противоречить.
Ведущею роль (после законов), источников гражданского законодательства среди нормативных актов играют правовые акты, издаваемые президентом и Правительством РФ. В свою очередь правительственные постановления, содержащие нормы гражданского права, должны не только соответствовать ГК, другим федеральным законам и президентским указам, но и могут теперь
приниматься лишь «на основании и во исполнение» перечисленных актов более высокой силы.
В комплексных нормативных актах также содержатся нормы гражданского права. Под комплексными нормативными актами понимаются такие нормативные акты, в которые входят нормы различной отраслевой принадлежности. Комплексный характер при этом нормативный акт приобретает только в случае, когда он содержит сопоставимое по объему количество норм различных отраслей права.
Нормы международного права, международные договора РФ тоже являются источником гражданского права РФ. Международные договоры Российской Федерации (как источник гражданского права) имеют приоритет перед ее гражданским законодательством.
Система источников гражданского права и система гражданского законодательства являются неравнозначными понятиями. Гражданский кодекс РФ в настоящее время под гражданским законодательством понимает лишь сам Кодекс и принятые в соответствии с ним федеральные законы. То есть, понятие источников шире, чем понятие гражданского законодательства.
Всеобщему и эффективному урегулированию общественных отношений способствует многообразие источников гражданского права и это очевидно.
Проведённые исследования в моей курсовой работе показали, что в источниках гражданского права РФ существует множество противоречий, когда один нормативный акт противоречит другому, причём эти противоречия не всегда могут быть устранены по принципу главенства юридической нормы. В данном направлении и предстоит российскому законодателю продолжить работу по упорядочению в нашей стране источников гражданского права.
Глоссарий
№ п/п
Новое понятие
Содержание
1
2
3
1
Гражданское законодательство
в РФ совокупность норм, определяющих правовой статус участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), регулирующих договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. Г.з. регулирует и отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием. В соответствии с Конституцией РФ Г.з. находится в ведении РФ и состоит из ГК РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов. Отношения, составляющие предмет Г.з., могут регулироваться также указами Президента РФ, которые не должны противоречить ГК РФ, иным законам. На основании и во исполнение ГК РФ (иных законов, указов Президента РФ) Правительство РФ вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права. Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами.
2
Гражданский кодекс
систематизированный единый законодательный акт, определяющий правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), регулирующий договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли
и имущественной самостоятельности их участников (физических и юридических лиц, а в некоторых случаях — государства и муниципальных образований). В РФ и других странах, где отсутствуют торговые кодексы, Г.к. регулирует и отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием. Основной источник гражданского права.
3
Гражданское право
важнейшая (после конституционного права) отрасль российского права, включающая в себя науку Г.п., одноименную учебную дисциплину и гражданское законодательство. Предметом Г.п. являются имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. В предусмотренных законом случаях Г.п. регулирует и иные личные неимущественные (напр., защиту чести и достоинства) отношения. Основным источником является ГК РФ.
4
Диспозиция
(от лат. dispositio — расположение) — структурный элемент нормы права, который раскрывает содержание юридически значимого поведения субъекта права. Если гипотеза является предпосылкой применения властного предписания, то Д. представляет собой ядро юридической нормы, ибо указывает действие (бездействие), непосредственно влекущее правовые последствия.
5
Закон
1) юридический акт, принятый высшим представительным органом государственной власти либо непосредственным волеизъявлением народа (в порядке референдума) и регулирующий, как правило, наиболее важные общественные отношения. Составляет основу системы права государства, обладает наибольшей юридической силой по отношению к нормативным актам всех иных органов государства. Для 3. характерен особый порядок принятия, специальная законно — творческая процедура, распадающаяся на ряд стадий: законодательная инициатива, обсуждение законопроекта, принятие закона и его опубликование. Будучи единым по способу формирования, положению в правовой системе государства и роли в регулировании общественных связей, 3. в то же время делится на определенные виды. В частности, по
значимости содержащихся в законе норм они делятся на конституционные, органические (см. Конституционный закон, Органический закон) и обычные. Обычные 3. делятся на кодификационные и текущие; 2) в широком смысле — нормативные правовые акты в целом; все установленные государством общеобязательные правила.
6
Императивная норма права
(лат. jus co-gens; англ. imperative legal norm) – норма права, диспозиция которой выражена в определенной, категоричной форме. И.н.п. содержит абсолютно определенное правило, которое не может быть изменено в процессе ее реализации. Напр., ряд норм ГК РФ* предусматривают обязательные для сторон договора правила поведения или отдельные условия договора. Такие нормы имеют императивный характер, и стороны договора не вправе предусмотреть в нем иные, по сравнению с И.н.п., правила. УК РФ* состоит только из И.н.п. Преимущественно императивный характер имеют нормы процессуального законодательства, определяющие общие правила уголовного и гражданского процесса. И.н.п. в международном праве определяется ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. как норма, которая принимается и признается международным сообществом государств в целом в качестве нормы, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой международного права, имеющей такой же характер.
7
Инкорпорация
(лат. incorporatio) — способ систематизации действующего права путем объединения в сборнике или собрании правовых актов в хронологическом, алфавитном или ином порядке (напр., по отраслям права). В отличие от кодификации не преследует цели обновить содержание правовых актов. Однако И. дает возможность-внести в первоначальный текст правовых актов все последующие официальные изменения и дополнения, исключить отмененные нормы, выявить несогласованности, противоречия и т. п. Различают И. официальную и неофициальную. В текстах международных договоров термин «И.» иногда обозначает включение одного государства в состав другого на основе соглашения.
8
Кодификация
деятельность право-творческих органов государства по созданию нового, систематизированного нормативно-правового акта; осуществляется путем глубокой и всесторонней переработки действующего законодательства. В процессе К. отбрасывается устаревший нормативно-правовой материал, внутренне увязываются и рубрицируются части нормативно-правовых актов, формируется структура кодифицированного акта со своим специфическим содержанием. К. всегда носит официальный характер.
9
Комплексная отрасль права
совокупность правовых норм, регулирующих отношения в какой-либо определенной сфере деятельности и относящихся к разным отраслям права. К таким отраслям относятся, напр., аграрное право (сельскохозяйственное право) и экологическое право, в состав которых входят нормы административного, земельного, лесного, гражданского, финансового и ряда других отраслей. К.о.п. уже достаточно давно выделены юридической теорией в национальной системе права, имеют соответствующие (весьма развитые) научные дисциплины и учебные курсы. К.о.п. следует отличать от межотраслевых комплексов правовых норм (банковское право, медицинское право и т.п.), которые регулируют более узкую, специфическую сферу деятельности и редко выделяются в специальный учебный курс.
10
Конституция Р.Ф
основной закон государства; имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Принята всенародным голосованием (референдумом) 12 декабря 1993 г… Состоит из преамбулы, двух разделов, 9 глав, 137 статей и 9 параграфов переходных и заключительных положений. Закрепляет основы конституционного строя РФ, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство, организацию высших органов государственной власти.
11
Международный договор
Соглашение между двумя или несколькими государствами или иными субъектами международного права относительно установления, изменения или прекращения их взаимных прав и обязанностей в политических, экономических или иных сферах. Основной источник международного права. М.д. — родовое понятие, охватывающее договоры, соглашения, пакты, трактаты, конвенции,
декларации, коммюнике, протоколы и т.п. Твердо установленного значения тех или иных названий не существует. Независимо от наименования все М.д. имеют одинаковую юридическую силу. По числу участников делятся на двусторонние и многосторонние (региональные или универсальные): Если в М.д. могут участвовать любые заинтересованные государства, то он называется открытым.
12
Нормативный правовой акт
письменный официальный документ, принятый (изданный) правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В РФ и ее субъектах Н.п.а. издаются в форме конституций, уставов, федеральных конституционных законов, законов, кодексов, указов президентов, постановлений правительств, распоряжений глав региональных администраций (губернаторов) и др. Согласно Правилам подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г., федеральными органами исполнительной власти Н.п.а. издаются в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание Н.п.а. в виде писем и телеграмм не допускается. Является основным источником права в РФ и других странах романо-германской системы права. Н.п.а. образуют стройную систему, основанную на их юридической силе.
Список использованных источников
Нормативно — правовые акты
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. – М.: 2003;
2. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая, от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ//Справочно-правовая система «Консультант Плюс»;
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. 26.11.2002). — «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, N 32;
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 29.01.1996 г. № 14-ФЗ (ред. от 26.11.2002 ). — «Собрание законодательства РФ», N 5;
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ — «Собрании законодательства Российской Федерации» от 3 декабря 2001 г. N 49;
6. Основы ГЗ Союза ССР и республик от 31 мая 1991 г. / Ведомости СССР, 1991, № 26;
7. Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»;
8. Федеральный Закон «Об исполнительном производстве» от 21.07.1997 г. № 119-ФЗ. — «Собрание законодательства РФ», 28.07.1997, N30.
Научная и учебная литература
1. Гражданское право. Том 1. Учебник. Издание пятое, переработанное и дополненное. // Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. — М.: ПБОЮЛ А.В. Ротников, 2000;
2. Гражданское право. Часть первая: Учебник//Отв.ред. В.П.Мозолин, А.И.Масляев. – М.: Юристъ, 2005;
3. Граждаснкое право. Т. 1. 2-е изд.// Отв. Ред. Е.А. Суханов, М., 1998;
4. Даниленко Г. М. Обычай в современном международном праве. М. 1995 г.
5. Зыкин И. С. Обычай в советской правовой доктрине. // Советское государство и право. 1981, N 3;
6. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (часть первая) Под ред. О.Н. Садикова // М.: Юридическая фирма КОНТРАКТ; ИНФРА М, 1997;
7. Комментарий к части второй Гражданского Кодекса Российской Федерации для предпринимателей (под общей редакцией Брагинского М. И.);
8. Кулапов В.Л. Формы права//Теория государства и права: Курс лекций//Под ред. Н.И.Матузова и А.В. Малько. 2-е изд. — М.: 2001;
9. Муромцев Г. И. Источники права (теоретические аспекты проблемы). // Правоведение, 1992 г., N 2;
10. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. — М.: 1999;
Приложение А
Источники гражданского права Российской Федерации