Источники конституционного права Российской Федерации

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ ИПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
КУРСОВАЯ РАБОТА ПО КОНСТИТУЦИОННОМУПРАВУ
ПО ТЕМЕ:
ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВАРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СТУДЕНТКА_____________________________
_________________________________________
_________________________________________
_________________________________________
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ________________________
_________________________________________
_________________________________________
_________________________________________________
МОСКВА, 2003
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….…………3
1.  ОСОБЕННОСТИКОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РФ……………..6
2.  ОБЗОРИСТОЧНИКОВ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА………….9
3.  ХАРАКТЕРИСТИКАИСТОЧНИКОВ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА…………………………………………………………………………..13
3.1КОНСТИТУЦИЯ РФ ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК КОНСТИТУЦИОННОГОПРАВА………………………………………….13
3.2.ФЕДЕРАЛЬНЫЕ КОНСТИТУЦИОННЫЕ ЗАКОНЫ КАК ИСТОЧНИКИКОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА……………………….16
3.3.ФЕДЕРАТИВНЫЙ ДОГОВОР КАК ИСТОЧНИК КОНСТИТУЦИОННОГОПРАВА………………………………………….18
3.4. ДОГОВОРЫ О РАЗГРАНИЧЕНИИ ИЛИ ВЗАИМНОМ
ДЕЛЕГИРОВАНИИ ПРЕДМЕТОВ ВЕДЕНИЯ И ПОЛНОМОЧИЙ МЕЖДУ ОРГАНАМИГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕЕ СУБЪЕКТОВ КАК ИСТОЧНИКИКОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА…………………………………………19
3.5. ПОСТАНОВЛЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ КАК ИСТОЧНИКИКОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА……………………….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….29
ВВЕДЕНИЕ
Конституционноеправо этосовокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы человека иучреждающих в этих целях определенную систему государственной власти.     
Один изважнейших постулатов современной цивилизации гласит: государство существует длячеловека, чтобы охранять его свободу и содействовать благополучию. Но какобеспечить баланс свободы и власти? Ведь если свобода оказывается вне прочнойгосударственности, она легко может выродиться в анархию и вседозволенность, аесли государственность строится на отказе от свободы, человек попадает в оковытоталитарного гнета.
Нахождениебаланса власти и свободы составляет главнейший и деликатнейший смыслконституционного права. Но поскольку эта отрасль права регулирует столь важнуюи сложную сферу общественной жизни, она неизбежно приобретает ведущий характерв системе права. Собственно, с конституционного права начинается формированиевсей системы национального права, всех отраслей, и в этом его системообразующаяроль. Ни одна отрасль национального права той или иной страны не можетразвиваться, если она не находит опоры в конституционных принципах или нормахконституционного законодательства, а тем более противоречит им.
Конституционное право юридическая основа демократии, ее закрепление и мера.
Демократияширокое понятие, включающее экономический, социальный и политический аспекты.Конституционное право призвано закреплять основы народовластия во всех этихаспектах, поскольку современная демократия это не стихийное, а упорядоченноесостояние общества, полноправие, основанное на добровольном согласии людей наопределенное ограничение своей свободы во имя ее сохранения.
Для того,чтобы в полной мере уяснить специфику и характер конституционно-правовыхотношений, нужно обратиться к  источникам конституционного права.
Источникамиконституционного права являются нормативные правовые акты, посредством которыхустанавливаются и получают юридическую силу конституционные правовые нормы.
       Для источников конституционногоправа существует особый порядок не только их принятия, но и их отмены,признания утратившими силу, изменения. После отмены акта он перестает считатьсяисточником действующего конституционного права.
Тема курсовойработы звучит актуально и подразумевает глубокий уровень исследования т.к.источники конституционного права, на сегодняшний день относятся к числукатегорий, требующих углубленной разработки.
Уровень научнойразработки данной проблемы, и прежде всего общего понятия источника права, явнонедостаточен, в связи с тем, что на протяжении нескольких десятилетий вотечественной юридической науке вопрос об источниках права изучался оченьслабо. В период с 1946 по 1981 г. в СССР были опубликованы лишь двеобщетеоретические работы по данной проблеме и небольшое число исследованийисточников права в отдельных правовых системах и отраслях права.
Исследование проблемисточников права велось, как правило, в рамках проблематики советского права.При этом, хотя применительно к остальному миру признавалась множественностьисточников права, сложившаяся в ходе исторического развития, однако в условияхсоветской правовой системы, по существу, единственным источником правапризнавался нормативный акт. Поэтому понятие «система источниковправа» обычно заменялось понятием «система законодательства».Проблема роли источников права в правовой системе вытеснялась вопросом осоотношении системы права и системы законодательства. Сама терминология«нормативный акт»,  «законодательство в широком смысле»какбы стирала грань между законом и актами подзаконной силы. В условияхкомандно-административной системы такой подход вел к тому, что верховенствозакона на практике превращалось в своеобразную ширму, призванную скрытьреальную подчиненность закона актам нормотворчества правящей партии ибюрократического аппарата.
Другая причинамногозначность и нечеткость самого понятия источника права. Оно принадлежит кчислу наиболее неясных в теории права. Не только нет общепризнанногоопределения этого понятия, но даже спорным является сам смысл, в которомупотребляются слова “источник права”.
В общей теории правапринято различать понятия источника права в материальном и в формальном,юридическом смыслах. В первом значении под источником права понимаются тефакторы, которые определяют само содержание права. К ним принято относитьматериальные условия жизни общества, свойственные ему экономические отношения.
В юридическом смысле вкачестве источника права рассматриваются формы, посредством которыхустанавливаются и получают обязательную силу правовые нормы. Формами,выполняющими такую функцию, выступают правовые акты.
В связи с радикальнойреформой Российского государства и права в постсоциалистический периодактуальность исследования источников права возросла.
IОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РФ
Несомненно, источникиконституционного права того или иного государства зависят от особенностей егоконституционного права. Поэтому, исследование источников конституционного праваРоссийской Федерации необходимо начать с изучения особенностей ееконституционного права.
Конституционное правоРоссийской Федерации как юридическая
наука изучает общественные отношения, лежащие в основе конституционногоустройства Российской Федерации, правового положения человека и гражданина,способа организации и деятельности государственных органов и местногосамоуправления. Причем формой таких
отношений являются волевые общественные отношения, с которыми
связано осуществление государственной власти. И это понятно, ибо
конституция, властные структуры государства, правовой статус человека игражданина и т.д. все это относится к сфере государственно-правовой надстройки,возвышающейся над социально-экономическим базисом общества.        
  Важно также подчеркнуть, что наука конституционного права
Российской Федерации не просто вскрывает характер общественных
отношений, лежащих в основе государственного строя Российской Федерации, апризвана показать и доказать, как указанные отношения
с естественной необходимостью находят соразмерное выражение и
воплощение в конституционном устройстве государства. Иначе говоря, как наукаона должна вывести из господствующих в обществе общественных отношенийадекватную модель его конституционной организации. А это неизбежно предполагаетабстрагирование от всего случайного, второстепенного, нехарактерного в способеорганизации
и осуществления государственной власти. Тем самым наука конституционного праваосвещает путь практике. Она призвана показать и
обосновать, каким должно быть устройство Российской Федерации при
господствующих в обществе общественных отношениях. Поэтому наука
конституционного права РФ имеет дело с осмыслением только таких
государственно-правовых норм, которые адекватно выражают и закрепляют указанныеотношения. Более того она должна предлагать
властным структурам государства модель оптимальных норм права,
стимулирующих поступательное конституционное развитие общества,
государства. На основе таких норм должны возникать и функционироватьгосударственно-правовые отношения. В систему конституционного права входят следующиезнания:     
1. О конституционном праве РФ как ведущей отрасли права. Они   
включают в себя знания о его предмете и методологии исследования.                
2. О сущности Конституции Российской Федерации 1993 г., особенностях ееструктуры и содержания.       
3. Об основах конституционного строя Российской Федерации и их соотношении сгосподствующими в обществе общественными отношениями.
4. О правах и свободах человека игражданина.     
5. О национально-государственном иадминистративно   территориальном устройстве Российской Федерации.       
6. О системе органов РоссийскойФедерации, местном самоуправлении.
Конституционное право РФэто выраженная в системе государственно-правовых норм общеобязательная волямногонационального
народа Российской Федерации, обеспеченная государством.
В этом определениисхватывается сущность конституционного
права РФ в виде общеобязательной или государственной воли народа
и способ ее выражения, воплощения в лице системы государственно-правовых норм.         
Предметом конституционного права РФ является изучение сущностигосударственно-правовых реалий, с которыми связаны властеотношения и которыеадекватно отражают господствующие в обществе
общественные отношения.   
         Это определение позволяет понять, что не всягосударственно-правовая надстройка является предметом изучения конституционноюправа России, а только та ее часть в которой представлены,
«овеществлены» властеотношения. Причем она должна быть соразмернойгосподствующим в обществе общественным отношениям. Или говоря
словами Гегеля, указанные стороны должны быть доведены до полной
адекватности друг другу, т.е. государственно-правовые явления призванывыступать исключительно как воплощение основополагающих общественных отношений.
  Следовательно конституционное право России охватывает государственно-правовыенормы, закрепляющие основы конституционною
строя РФ, определяемые социально-экономическим базисом многонациональногообщества, права и свободы человека и гражданина, правовой статус властныхструктур государства и содержание их деятельности, местное самоуправление. Ивсе эти институты пронизаны од
ним смыслом, одним содержанием волей многонациональном народа
Российской Федерации, который является носителем суверенитета и
единственным источником власти в государстве.
IIОБЗОР ОСНОВНЫХ ИСТОЧНИКОВ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Общее представление осистеме источников рассматриваемой отрасли права дает схема (см. схему 1),некоторые пояснения к которой я хочу вам предложить.
/>
Система нормативныхправовых актов, являющихся источниками конституционного права, многообразна ивключает в себя несколько их видов.
Источникамиконституционного права РФ служат правовые нормативные акты, т.е. такие акты,которые содержат хотя бы одну норму конституционного права. К ним относятся:
·    правовыеакты, действующие на всей территории Российской Федерации,
·    акты,имеющие сферу действия только на территории конкретного субъекта Федерации илитерритории, в пределах которой осуществляется местное самоуправление.
    В первой группе особое место занимает Конституция Российской Федерации.
    К числу источников конституционного права, устанавливающих нормыобщефедерального значения, относятся и федеральные законы. В Конституциипредусматривается принятие федеральных конституционных законов и федеральныхзаконов, которые различаются:
·    поюридической силе;
·    попорядку принятия;
·    попредметам ведения;
·    повозможности применения в отношении них отлагательного вето Президентом РФ.
    К источникам конституционного права относятся:
·    «Федеральныйконституционный закон о референдуме Российской Федерации»,
·    «Федеральныйконституционный закон о Конституционном Суде»,
такиезаконы РФ, как:
·    «Законо гражданстве РФ»,
·    «Законо статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной ДумыФедерального Собрания Российской Федерации» и многие другие.
    Источниками конституционного права являются и содержащиеконституционно-правовые нормы правовые акты, принимаемые Президентом РФ,Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством РФ. Это:
·    указыи другие нормативные акты Президента,
·    постановленияпалат Федерального Собрания,
·    постановленияПравительства.
 Источники отрасли:
·    Регламентыпалат Федерального Собрания,
·    Положенияо различных вспомогательных органах, образуемых органами законодательной иисполнительной власти.
Характеризуя видыисточников права, следует выделить такой специфичный вид, обусловленныйфедеративным устройством, как договоры о разграничении или взаимномделегировании предметов ведения и полномочий между органами государственнойвласти Российской Федерации и ее субъектов, заключаемые на основании упомянутойчасти 3 статьи II КонституцииРоссийской Федерации. Примерами таких договоров могут служить договор «Оразграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий междуорганами государственной власти Российской Федерации и органами государственнойвласти Республики Татарстан (от 15.02.1994 г.), почти аналогичный договор сРеспубликой Башкортостан (июль 1994 г.). Всего на март 1996 г. было заключено12 подобных договоров.
Значительной частьюисточников конституционого права являются постановления Конституционного СудаРоссийской Федерации о толковании Конституции Российской Федерации, выносимыена основании части 5 статьи 125 Конституции. Эти постановления также содержатнормы конституционного характера.
    Особое место среди источников конституционного права занимают декларации:
·    Декларацияо государственном суверенитете,
·    Декларацияо языках народов России,
·    Декларацияправ и свобод человека и гражданина.
    К числу источников, действующих только на территории субъектов РФ, относятсяпрежде всего конституции республик и уставы других субъектов РФ. Эти актысодержат нормы, в обобщенной форме закрепляющие правовой статус данногосубъекта Федерации, основы его устройства, компетенцию, структуру органовгосударственной власти.
    Конституции республик и уставы должны соответствовать Конституции России ифедеральным законам. По отношению к другим нормативным правовым актам,принимаемым органами субъекта Федерации, они обладают более высокой юридическойсилой. Формами установления правовых норм, действующих только на территориисубъекта, являются такие правовые нормативные акты, как законы, постановления,иные нормативные акты, принимаемые его органами законодательной иисполнительной власти. К источникам отрасли относятся и правовые актыпредставительных органов местного самоуправления, содержащиеконституционно-правовые нормы, в частности, их уставы (положения).
    Среди источников конституционного права следует выделить и такую специфическуюформу, как договоры. В их числе можно назвать Федеративный договор от 31 марта1992 г.
    В систему источников конституционного права входят и некоторые законы бывшегоСССР в той части, в которой они не противоречат Конституции России и еезаконам.
III ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКОВКОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
 
3.1Конституция Российской Федерации основной источник конституционного права.
Каждая конституция — это«визитная карточка» государства и общества. В ней отражаются основныеинтеллектуальные, ценностные потенциалы, притом в концентрированно-нормативнойформе. Конституция служит не только фиксированным «моментом покоя», высшей,формой гражданского согласия, достигаемого путем борьбы, компромиссов,завоеваний власти, противоборства программы с концепцией. Ею задается курсдальнейшего развития, и сверка с конституционным компасом служит мерилом оценкидеятельности государственных институтов, партий, общественных движений, лидерови, конечно, граждан. Конституция это основной закон, обладающий высшейюридической силой и закрепляющий основы общественных отношений во всех сферахжизни общества и государства.
Конституция РоссийскойФедерации, была принята всенародным голосованием 12 декабря и вступила в силу25 декабря 1993 г., с изменениями, которые внесены в статью 65 двумя УказамиПрезидента Российской Федерации на основании части 2 ее же статьи 137,истолкованной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 28ноября 1995 г.
Юридическиепризнаки Конституции РФ:
1.Высшая юридическая сила: все нормативные правовые акты на территории РФ недолжны противоречить Конституции РФ. При этом действие Конституциираспространяется на всю территорию Федерации, безотносительно к тому, сколькоизбирателей проголосовало „за“ и „против“ Конституции РФ натерритории того или иного ее субъекта.
2.Особый порядок принятия и изменения. Конституция РФ принимается либопосредством референдума, либо Конституционным собранием, специально образуемымдля решения вопроса о принятии новой Конституции РФ.
3.Конституция является нормотворческой базой текущего законодательства. Этозначит, что с принятием Конституции все действующие акты должны быть приведеныв соответствие с ней (либо отменены те из них, которые полностью ейпротиворечат). В то же время Конституция требует издания большого числа новыхноративно-правовых актов.
4.Прямое действие норм Конституции. Многие ее нормы не нуждаются в опосредованииактами текущего законодательства, а если и нуждаются, то, тем не менее, доиздания таковых действуют непосредственно. Если же акт текущегозаконодательства противоречит Конституции, то до его отмены также действуетсоответствующая норма Конституции.
К числуособенностей Конституции Российской Федерации можно отнести следующее:
1) нормы, устанавливаемые в Конституции,имеют учредительный характер, являются первичными. Они не связаны какими-либозаконами, которые были бы для них юридически обязательными, могут устанавливать, в частности, новые институты, изменять систему государственных органов;
2) в Конституции устанавливаютсягосударственно-правовые нормы общего характера, являющиеся основополагающимидля всего государственно-правового регулирования. В них определяются всеосновные связи, посредством которых данная общность людей объединяется вгражданское общество, определяет механизмы управления государственными иобщественными делами;
3)  Конституция как источник правахарактеризуется и широтой содержания выраженных в ней норм. Они охватываютустройство государства, его сущность и формы, определяют субъекты власти,механизм её реализации, принципы участия в управлении всех субъектовполитической деятельности. В Конституции закреплены и принципы экономическойструктуры общества, формы собственности, способы охраны прав всех субъектовэкономической жизни. Через конституционные нормы определяются основы правовогостатуса личности, права и свободы граждан, охраняемые и гарантируемые отнарушений государством. Таким образом, нормы Конституции касаются всех сфержизни общества: политической, экономической, социальной, духовной. Такойширотой содержания своих норм Конституция отличается от всех иных источниковконституционного права;
4) Конституция имеет высшую юридическуюсилу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иныенормативные акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречитьКонституции(ст.15);
5) в Конституции определяются многиедругие виды источников федерального уровня. В ней устанавливаются наименованияправовых актов, их юридическая сила, порядок принятия, отмены и опубликования;
6) значение Конституции как основногоисточника определяется и тем, что установленные в ней нормы выступают вкачестве формы воплощения государственной воли народа. В Конституцииопределяются те цели, которые общество перед собой ставит, принципы егоорганизации и жизнедеятельности;
7) Конституция по сравнению с другимиисточниками является актом наивысшего не только правового уровня, но иобщественного значения. Её нормы касаются каждого гражданина, всех субъектовобщественной деятельности.
Посвоей форме и сущности Конституция РФ это писаная Конституция демократического,федеративного, правового, социального, светского государства с республиканскойформой правления. В то же время это и Конституция общества, поскольку онарегулирует и такие общественные отношения, в которых государство не принимаетнепосредственного участия.
Правоваяохрана Конституции это совокупность юридических средств, обеспечивающихсоблюдение режима конституционной законности.
3.2 Федеральные конституционныезаконы как источники конституционного права.
Следующимисточником конституционного права Росссии являются федеральные конституционныезаконы, впервые названные в Конституции РФ 1993 года. Они регулируют важнейшиеотношения в сфере организации и осуществления государственной власти ивзаимоотношений государства и гражданина. Все федеральные конституционныезаконы перечислены в самой Конституции. Их тринадцать. К сожалению, в связи снечеткостью конституционных формулировок имеются разночтения даже в количестветаких законов: от 12 до 16. Идея конституционных законов преследовала цельуменьшить объем самой Конституции Российской Федерации.
По своейюридической силе федеральные конституционные законы занимают промежуточноеместо между Конституцией Российской Федерации и обычными федеральными законами,принимаются по более сложной процедуре, чем последние, требуя более высокойстепени общественного согласия. Такое представление о соотношении юридическойсилы Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов иобычных федеральных законов преобладает. Основанием для него могут служитьположения части 1 статьи 15 (»Законы и иные правовые акты, принимаемые вРоссийской Федерации, не должны противоречить Конституции РоссийскойФедерации”) и части 3 статьи 76 Конституции («Федеральные законы немогут противоречить федеральным конституционным законам»). Нельзя, однако,не признать определенных оснований и для иной позиции, согласно которойфедеральные конституционные законы имеют ту же силу, что и Конституция, какэто, например, имеет место в Италии или Франции.
На сегодняшний деньу нас действуют лишь 6 федеральных конституционных законов. Таким образом,законодатель реализовал свою обязанность принять предусмотренные Конституциейфедеральные конституционные законы только наполовину. Действуют федеральныеконституционные законоы “О референдуме Российской Федерации”, “О судебнойсистеме Российской Федерации”, “О Конституционном Суде Российской Федерации”,“О Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации”, “О Правительстве РоссийскойФедерации”, “Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации”.Остальные – среди них конституционные законы о флаге, гербе, гимне, чрезвычайномположении, военном положении, Верховном Суде РФ, Конституционном Собрании,принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта,порядке изменения конституционно-правового статуса субъекта – до сих пор еще неприняты. Таким образом, остаются не урегулированными правом важнейшиеконституционно-правовые отношения, касающиеся символов власти, устройстваФедерации, статуса органов государственной власти, порядка пересмотраКонституции, непосредственно затрагивающие положение человека в государстве.
Источникамиконституционного права являются обычные федеральные законы, если они регулируютконституционно-правовые отношения, то есть отношения по поводу установлениясистемы органов государственной власти и местного самоуправления, ихформирования и принципов деятельности, распределения полномочий поосуществлению властных функций, а также закрепляют различные формы правовойсвязи человека с государством (гражданство, состояние в гражданстве другогогосударства, состояние без гражданства, статус беженца и вынужденногопереселенца), предусматривают правовой механизм реализации конституционных прави свобод человека и гражданина, гарантируют со стороны государства обеспечение,охрану и защиту таких прав.
3.3 Федеративный договор как источник конституционного права
Практикафедеративных отношений, а во многом политическая целесообразность,предопределили появление среди источников конституционного прававнутригосударственных договоров. Помимо подписанного в марте 1992 годаФедеративного договора, имевшего учредительный характер и действующего донастоящего времени в части, не противоречащей Конституции РФ, были заключенымногочисленные договоры (более 45) между федеральными органами государственнойвласти и органами власти субъектов РФ о разграничении предметов ведения иполномочий.
Эти договорыоформили превращение России в действительную федерацию (до этого она былафедерацией лишь по названию, а вопрос о том, кто является ее субъектами былсовершенно неясен и практического значения не имел). Федеративный договор былвключен 21 апреля 1992 г. в качестве приложения в действовавшую тогдаКонституцию Российской Федерации России, а его основные положения вошли всостав ее текста.
В нынедействующей Конституции Российской Федерации в части 3 статьи 11 указано, чтопредметы ведения и полномочия разграничиваются между органами государственнойвласти Российской Федерации и ее субъектов как самой Конституцией, так иФедеративным договором и иными договорами. А в абзаце четвертом части 1 разделавторого Конституции «Заключительные и переходные положения»установлено, что в случае несоответствия положений Федеративного договораположениям Конституции действуют положения Конституции. Отсюда можно сделатьвывод, что в той мере, в какой положения Федеративного договора положениямКонституции не противоречат, они имеют ту же силу, что и Конституция.
3.4 Договоры о разграничении или взаимном делегированиипредметов ведения и полномочий между органами государственной власти РоссийскойФедерации и ее субъектов как источники конституционного права.
Следующимвидом источников конституционного права являются договоры о разграничении иливзаимном делегировании предметов ведения и полномочий между органамигосударственной власти Российской Федерации и ее субъектов, заключаемые наосновании упомянутой части 3 статьи II Конституции Российской Федерации.
Такими договорами с разбивкой по видам субъектов Федерации в сокращенномих наименовании являются: договоры органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти республик Российской Федерации – Татарстан, Кабардино-Балкария, Башкортостан, Северная Осетия-Алания, Саха (Якутия), Бурятия, Удмуртия, Коми, Чувашия и Марий Эл, итого 10 договоров; договоры органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти краев Российской Федерации – Краснодарского, Хабаровского, Алтайского и Красноярского, итого 4; договоры органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти областей Российской Федерации – Свердловской, Калининградской, Оренбургской, Омской, Иркутской, Сахалинской, Пермской, Нижегородской, Ростовской, Ленинградской, Тверской, Челябинской, Магаданской, Вологодской, Брянской, Саратовской, Самарской, Ульяновской, Мурманской, Ярославской, Кировской, Астраханской, Амурской, Воронежской, Ивановской и Костромской, итого 26; договоры органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти городов федерального значения – Санкт-Петербурга и Москвы, итого 2; договоры органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти автономных округов Иркутской и Пермской областей и Красноярского края Российской Федерации – соответственно Усть-Ордынского Бурятского, Коми-Пермяцкого, Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского, итого 4.
Таким образом, договорами охваченыпочти все виды субъектов Федерации (кроме автономной области). Переченьдоговоров дается в хронологическом порядке, по времени их подписания. Договорыс автономными округами подписывались не отдельно, а одновременно с краем,областями, в состав которых они входят.
Анализ договоров по времени ихподписания свидетельствует, что наиболее интенсивная полоса их подписаниявыпадает на 1996 год. В этом году заключено (подписано) 17 договоров. Затем поинтенсивности стоит 1997 год подписано 12 договоров, затем 1998 год подписаноиз проанализированных 6 договоров. Менее всего подписано договоров в 1994 годутри. В 1995 году четыре.
К сожалению,возможные рамки такого договорного разграничения (взаимного делегирования)предметов ведения и полномочий конституционно не определены. Не определена ипроцедура заключения и прекращения указанных договоров.
На практикедоговорами нередко изменяется разграничение компетенции Российской Федерации иее субъектов, установленное статьями 71-73 федеральной Конституции. Оно, как мывидели, имеет преимущество перед разграничением, содержащимся в Федеративномдоговоре.
Отсюдаследует, что положения соответствующих договоров имеют более высокуююридическую силу, чем упомянутые статьи Конституции, не говоря уже о положенияхфедеративного договора. Такой вывод вытекает из части 3 статьи II, находящейся в главе 1, котораяпредставляет собой как бы конституцию в Конституции, ибо ее юридическая силавыше, чем у остальной части Конституции. Следовательно, отступления в договорахот норм статей 7173 Конституции нельзя рассматривать как ее нарушение.
В литературевстречается и иная позиция. Так, в одном из комментариев Конституции РоссийскойФедерации утверждается, что договоры, о которых идет речь в части 3 статьи II Конституции (помимо Федеративногодоговора), не должны противоречить Конституции и федеральным законам, посколькутакое условие предусмотрено в части 2 статьи 78 Конституции. В действительностиже в части 2 статьи 78 предусмотрен иной институт, чем в части 3 статьи II, а именно: не договоры, носоглашения, и не вообще между органами государственной власти РоссийскойФедерации и ее субъектов, но лишь между соответствующими органами исполнительнойвласти. Такие соглашения действительно не должны противоречить Конституции ифедеральному закону, хотя это и ставит под сомнение целесообразность ихзаключения. Можно согласиться с автором комментария в том, что конституционныйспособ разграничения компетенции между Российской Федерацией и ее субъектамиимеет приоритет перед договорным, но выражается это только в том, чтодоговорное разграничение компетенции опирается на положение части 3 статьи II Конституции. Отсюда, однако, отнюдьне следует, что договоры, о которых идет речь в части 3 статьи II, обладают меньшей юридической силой,чем федеральный закон. Дело, похоже, обстоит как раз наоборот.
Не стольбесспорен, однако, порядок заключения таких договоров, сложившийся на практике.Он заключается в том, что договоры подписываются Президентом РоссийскойФедерации с федеральной стороны и Президентом или главой республики, главойадминистрации со стороны субъекта Российской Федерации и вступают в силу обычносо дня опубликования. Само официальное опубликование на федеральном уровне невсегда имеет место (в печати субъектов Российской Федерации договоры обычнопубликуются). С более или менее значительным опозданием часть договоровпубликуется в газете «Российские вести», которая предназначена дляофициального опубликования правительственных и ведомственных актов. Однако, какпоказано выше, уровень юридической силы договоров таков, что требуетофициального опубликования в первом разделе «Собрания законодательстваРоссийской Федерации» и, соответственно, в «Российской газете».
Еще болееважен вопрос о субъектах, участвующих в заключении договоров. Поскольку вдоговорах содержатся нормы конституционного характера, вряд ли правильноотстранять от их создания законодательную власть. Представляется, что договорыдля вступления в силу должны бы утверждаться Федеральным Собранием ипредставительным органом законодательной власти соответствующего субъектаРоссийской Федерации. Причем для принятия решения было бы логично предусмотретьтребование квалифицированного большинства, необходимого соответственно дляпринятия поправок к Конституции на федеральном уровне и для измененияконституции (устава) на уровне субъекта Российской Федерации.
Есть здесь иеще одна юридическая проблема, связанная с правовыми последствиями заключениядоговоров о разграничении предметов ведения и полномочий. Например, согласночасти 1 статьи 76 Конституции, федеральные конституционные законы принимаютсятолько по предметам федерального ведения. Если по договору часть такихпредметов перешла в ведение какого-либо субъекта Российской Федерации, тофедеральный конституционный закон, изданный по таким предметам (скажем, осудебной власти), или вообще не будет действовать на территории данногосубъекта Российской Федерации без подтверждения со стороны его управомоченныхорганов государственной власти, или его юридическая сила на этой территорииокажется такой же, как у обычного федерального закона, изданного в сфересовместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (если предмет подоговору перешел в эту сферу). Соответственно, это относится и к обычнымфедеральным законам: по предметам, переданным по договору в сферу компетенциисубъекта Российской Федерации, федеральный закон без подтверждения действоватьна его территории не будет. Ситуация для правоприменителя тем самым значительноосложняется.
С учетомсказанного представляется, что процедура заключения и расторжения договоровмежду органами государственной власти Российской Федерации, а также еесубъектов о разграничении (взаимном делегировании) предметов ведения иполномочий в соответствии с частью 3 статьи II Конституции, кроме того отмеченная только что проблеманекоторых правовых последствий таких договоров нуждаются в урегулированиифедеральным конституционным законом. Это тем более важно, что о взаимномделегировании предметов ведения и полномочий в Конституции не говорится.
3.5 Постановления Конституционного Суда Российской Федерациикак источники конституционного права.
Возникает вопрос отом, являются ли постановления Конституционного Суда РФ источникомконституционного права. Это очень непростой вопрос. При этом ответ на него недолжен подменяться проблемой значимости и обязательности решенийКонституционного Суда. Такие значимость и обязательность – бесспорные качестварассматриваемых актов, что не устраняет сомнений в нормативности постановленийоргана конституционного контроля. Ведь романо-германская правовая система, ккоторой относится Россия, не допускает правотворческих функций судебныхорганов. Конституционный же Суд РФ и по названию, и по месту в системегосударственной власти относится к судебной ветви власти. Не вдаваясь в деталиэтого сугубо теоретического спора, следует заметить, что хотя творить право Судне может, он оказывает существенное влияние на это право, выводя из правовойсистемы нормы, которые признаны неконституционными, а также толкуя нормы,прежде всего конституционные.
 КонституционныйСуд РФ судебный орган конституционного контроля, осуществляющий судебную властьпосредством конституционного судопроизводства, на основе Конституции РФ (ст.125), Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. и принимаемогосудом регламента.
КонституционныйСуд РФ состоит из 19 судей и вправе осуществлять свою деятельность при наличиив его составе не менее трех четвертей от общего числа судей. ПолномочияКонституционного Суда не ограничены сроком. Судья Конституционного Суданазначается на должность сроком на 12 лет. Предельный возраст для пребывания вдолжности судьи 70 лет. Назначение на должность судьи на второй срок недопускается.
КонституционныйСуд располагает широкими полномочиями. В целях защиты основ конституционногостроя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства ипрямого действия Конституции РФ на всей территории РФ Конституционный Суд РФ:
    1. Решает дела о соответствии Конституции РФ:
    а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации,Государственной Думы, Правительства РФ;
    б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов,субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органовгосударственной власти РФ и совместному ведению органов государственной властиРФ и органов государственной власти субъектов РФ;
    в) договоров между органами государственной власти РФ и органамигосударственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственнойвласти субъектов РФ;
    г) не вступивших в силу международных договоров РФ.
    2. Разрешает споры о компетенции:
    а) между федеральными органами государственной власти;
    б) между органами государственной власти РФ и органами государственной властисубъектов РФ;
    в) между высшими государственными органами субъектов РФ.
    3. По жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан и по запросамсудов проверяет конституционность закона, применяемого или подлежащегоприменению в конкретном деле.
    4. Дает толкование Конституции РФ.
    5. Дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвиненияПрезидента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкогопреступления.
    6. Выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.
    7. Осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией РФ,Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может такжепользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными договорами оразграничении предметов ведения и полномочий между органами государственнойвласти субъектов РФ, если эти права не противоречат его юридической природе ипредназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.
КонституционныйСуд РФ решает исключительно вопросы конституционного права. При осуществленииконституционного судопроизводства он воздерживается от установления иисследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит вкомпетенцию других судов и иных органов.
КонституционныйСуд рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палатКонституционного Суда. Он состоит из двух палат, включающих в себя соответственно10 и 9 судей Конституционного Суда. Персональный состав палат определяетсяпутем жеребьевки.
Впленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного Суда, в заседанияхпалат судьи, входящие в состав соответствующей палаты.
КонституционныйСуд вправе рассмотреть в пленарном заседании любой вопрос, входящий в егокомпетенцию. Исключительно в пленарных заседаниях Конституционный Суд:
    разрешает дела о соответствии Конституции РФ конституций республик и уставовсубъектов РФ;
    дает толкование Конституции РФ;
    -дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвиненияПрезидента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкогопреступления;
    принимает послания Конституционного Суда;
    решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой по вопросам своеговедения.
КонституционныйСуд РФ не возглавляет систему конституционного правосудия. Это значит, чтоконституционные и уставные суды, образуемые в субъектах РФ, действуютсамостоятельно, на основе конституций и уставов соответствующих субъектов.
ПостановленияКонституционного Суда Российской Федерации о толковании Конституции РоссийскойФедерации, выносимые на основании части 5 статьи 125 Конституции также являютсяисточниками конституционного права. Эти постановления также содержат нормыконституционного характера.
Следуетоговориться, что Конституционный Суд толкует Конституцию не только приразрешении дел, рассмотренных по специальным запросам уполномоченных органов одаче такого толкования. Рассматривая и разрешая другие дела своей компетенции,относящиеся к проверке конституционности нормативных актов (ч. 2 и 4 ст. 125Конституции), Конституционный Суд подчас также должен формулировать своюправовую позицию, представляющую собой толкование Конституции. Но она в этихслучаях содержится только в мотивировочной части постановлений, аследовательно, вряд ли может безусловно считаться нормой.
ПостановленияКонституционного Суда, выносимые в связи с разрешением споров о компетенции (ч.3 ст. 125 Конституции), тоже, как представляется, должны содержать нормыконституционного характера, но таких дел в практике Конституционного Суда ещене было.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение хочется подчеркнуть, что источникамиконституционного права являются только те документы, которые содержат нормыгосударственного права.
На основании проделаннойработы можно сделать вывод, что источники конституционного права имеютколоссальное значение для укрепления правового государства. Совершенстворассмотренных источников напрямую зависит от уровня теоретических представленийо них и от качества всех видов юридической практики. Юридическая наука призванасвоевременно готовить пригодные рекомендации по улучшению форм права, апрактика должна умело реализовать предложения ученых в целях создания гибкой,динамичной и эффективно функционирующей системы источников права. От качестваэтой системы права зависит прочность законности в государстве.
Усовершенствованияисточников конституционного права современной России должно быть следующим:
1.    При улучшенииформ права надо внимательно учитывать юридические традиции России и братьлучшее из дореволюционной правовой системы.
2.    В конституционномправе РФ необходимо зафиксировать «фундамент» регулятивной системыгосударства, главную форму права. В правовом государстве главной формой правадолжен быть признан не нормативно-правовой акт вообще, а только один из нихКонституция. При этом Конституция государства не может ограничиваться«цементированием» лишь правовых актов. Все правовые акты и иные формыдействующего права Российской Федерации, противоречащие Конституции, не должныиметь юридической силы.
Кроме того, необходимопринять федеральный конституционный закон, в котором необходимо отразитьпроцедуру заключения, и расторжения договоров между органами государственнойвласти РФ и ее субъектов о разграничении (взаимном делегировании) предметовведения и полномочий в соответствии с частью 3 статьи 11 Конституции.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 
Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации.Учебник для юридических вузов и факультетов. М.: Издательская группа ИНФРА МНОРМА, 1997. 752 с.
Государственное право Российской Федерации. Под редакциейО.Е. Кутафина. М.Юридическая литература, 1996,-580 с.
1.  Коваленко А.  И.  Основыконституционного права РФ М.  1994
Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право РФ.Учебник. М. Юристъ. 1995.
Колесников Е.В. Источники науки росс. Конституционногоправа. Саратов, 1998
Конституционное право Российской Федерации. Учебник длястудентов юридических вузов и факультетов. Баглай М.В.-М. Норма-Инфра-М,1998,-741 с.
Конституция Российской Федерации: Принята всенароднымголосованием 12 дек. 1993 г .-М.: Новая шк., 1995.-61 с.
Лысенко В.Н. Развитие Федерации и Конституция России(Конституционные изменения как назревшая потребность развития федеративныхотношений) // Государство и право //  № 8, 1997.
Мирошникова В.А. Комментарии к Конституции РоссийскойФедерации.-М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». ИздательствоЭКМОС,1998.-176 с.
Основы государства и права. Учебное пособие. Под общейредакцией С.А.Комарова. М.: Манускрипт, Русь-90, 1996. ПолитологияСловарь-справочник М.  1993.
Политология Словарь-справочник М.  1993.
 Федеральное конституционное право России. Основныеисточники по состоянию на 15.09.1996 г. Учебное пособие для студентовюридических вузов и факультетов. Сост. Б.А. Страшун. М. Норма, 1996.-385 с.