Источники трудового права. Их классификация

Институт финансов, экономики и права офицеров запаса
Кафедра государственно-правовых дисциплин

КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине:
Трудовое право
Тема:
Источники трудового права. Их классификация.
Выполнил:
Новикова А.Ю.
   
Группа:
ЮЗ-19
 
Руководитель:
 
 
 
 
  Дата сдачи законченной работы:
  «____» _______________ 2004 г.
 
г.Москва — 2004 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение… 3
1.  Понятие источников трудового права и ихклассификация.     4
1.1.Понятие источников трудового права.… 4
1.2.Классификация источников трудового права.… 5
2. Общая характеристика основных источников трудового права… 8
2.1. Актымеждународного правового регулирования.… 8
2.2.Конституция РФ.… 8
2.3.Законы.… 10
2.4.Подзаконные акты.… 12
2.4.1. Указы ПрезидентаРФ.… 12
2.4.2. Постановления ираспоряжения Правительства РФ.… 13
2.4.3. Акты министерстви ведомств.… 13
2.5.Судебная практика.… 15
2.6.Соглашения о труде.… 16
2.7.Локальные акты о труде.… 18
Заключение… 20
Список используемой литературы… 21
 />/>/>/>/>Введение.
Актуальность темы. Выбраннаятема имеет большое научное и практическое значение, а в настоящее времяявляется особенно актуальной в связи с введением с 1 февраля 2002г. новогоТрудового кодекса РФ (далее ТК) – кодифицированного источника трудового праваохватывающего все важнейшие институты. Правильное регулирование трудовыхотношений невозможно без знания источников трудового права и их классификациипо различным основаниям. В новом ТК  понятию источников трудового праваотведена ст.5 в которой это понятие раскрывается и перечисляются источникитрудового права в порядке убывания по юридической силе.  В подтверждениеактуальности данной темы хочу заметить, что рассматриваемая тема интересна ещеи тем, что среди ученых юристов нет единого мнения по вопросу отнесениясудебной практики к источникам трудового права. [1]
Цельюисследования: рассмотрение вопросовсвязанных с источниками трудового права и их классификацией.
Задачиисследования:
1.Определить. как понятие источников представлено в литературе и в новом ТК, свыражением своего понимания источников трудового права;
2.Рассмотреть классификацию источников трудового права по различным основаниям;
3.Рассмотреть основные источники трудового права и дать им общую характеристику./>/>/>1.  Понятие источников трудового права и их классификация.1.1. Понятие источников трудового права.
До введения в действие нового ТК, вКЗоТе РФ 1971г. понятие источников трудового права понятие источников трудовогоправа не раскрывалось, и его можно было встретить только в научной и учебнойлитературе.Вот, например один из вариантов понятия источника трудовогоправа: источники трудового права – это нормативные правовые акты, регулирующиетрудовые отношения, устанавливающие права и обязанности участников этихотношений.[2]Трудовыеотношения, согласно ст.15 ТК, — это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем оличном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определеннойспециальности, квалификации или должности), подчинении работника правиламвнутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда,предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором,соглашениями, трудовым договором.
В ст.4 КЗоТ РФ было указано лишьто, что законодательство о труде РФ состоит из КЗоТ и иных актов трудовогозаконодательства. Новый ТК не только раскрывает понятие источников трудовогоправа, но перечисляет эти источники по юридической силе в порядке убывания.
Согласно ст.5ТК, регулирование трудовых отношений ииных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией РФ, федеральнымиконституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включаязаконодательство об охране труда) и иными нормативными правовыми актами,содержащими нормы трудового права: настоящим Кодексом, иными федеральнымизаконами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ инормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти,конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актамисубъектов РФ, актами органов местного самоуправления и локальными нормативнымиактами, содержащими нормы трудового права.
Следует учесть,что Конституция РФ (ст.15), а вместе с ней и ТК  (ст.10) устанавливаютприоритет являющихся частью российской правовой системы международно-правовыхнорм, регулирующих трудовые и иные связанные с ними отношения, надвнутригосударственными.
Учитываявышеизложенное, можно сделать вывод, что источники трудового права – это нормативныеправовые акты трудового законодательства (включаянормативные правовые акты законодательства об охране труда) и иныенормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, регулирующиетрудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения. 1.2. Классификация источников трудового права.
Источники трудовогоправа многочисленны и многообразны, их можноклассифицировать по характеру принятия, по сфере действия, поюридической силе и др. Рассмотрим, классификацию источников трудового правапо некоторым основаниям: [3]
а) по характерупринятия:
принимаемые государственнымиорганами (законы, указы и др.);
принимаемые по соглашению междугосударственными органами, работодателями и профсоюзами (соглашения,коллективные договоры и др.);
принимаемые органамимеждународно-правового регулирования труда (пакты о правах человека, конвенциии рекомендации Международной организации труда).
б) по сфере действия:
действующие в пределах всей РФ;
действующие в пределах отдельныхсубъектов РФ;
действующие в пределах отдельныхрегионов;
действующие в пределах организаций.
в) по юридической силе:
Конституция РФ;
акты международного правовогорегулирования труда;
законы;
подзаконные акты;
акты судебных органов;
соглашения о труде;
локальные акты.
Классификация источников трудовогоправа по юридической силе наиболее удобна, т.к. она позволяет охарактеризоватьстепень и условия применения того или иного источника. Вышеприведенный вариантклассификации источников трудового права в целом соответствует классификациизакрепленной в ст.5 ТК с учетом того, что Конституция РФ (ст.15), а вместе сней и ТК (ст.10) устанавливают приоритет являющихся частью российской правовойсистемы международно-правовых норм, регулирующих трудовые и иные связанные сними отношения, над внутригосударственными. Однаков классификации закрепленной в нормах ТК нет места актам судебных органов.
Являются лиакты судебных органов источниками трудового права? До сегодняшнего дня средиученых нет единого мнения по этому вопросу. Большинство ученых считают, чтоакты судебных органов являются источниками трудового права. Одни ученыесчитают, что акты судебных органов не являются источниками трудового права,т.к. акты судебных органов – это акты применения норм права.[4] Другие ученые считают, что акты судебных органов,признавая незаконными нормы закрепленные в источниках трудового права, создаютновую норму и поэтому сами являются источником трудового права.[5] Причем, по этому мнению считается, что источникамитрудового права могут являться не все акты судебных органов, а толькоопубликованные и реально изменяющие права и обязанности участников трудовыхотношений.
Скорее всего,последняя точка зрения была бы более правильной, т.к. признание нормы трудовогоправа незаконной означает создание новой нормы, а следовательно новогоисточника трудового права. [6]
Местосудебной практики, в общем смысле, нельзя определить в иерархической структуреисточников трудового права. Каждый отдельно взятый акт судебного органа,который можно приравнять к источнику трудового права, будет занимать свое местосреди источников трудового права в зависимости от его юридической силы. Местосудебной практики, как источника трудового права, в классификации поюридической силе должно быть между актами органов местного самоуправления(соглашениями о труде) и централизованными актами о труде. [7]
Учитываявышеизложенное, и в соответствии со ст.15 Конституции РФ, ст.5 и ст.10 ТК РФ,можно сделать вывод, что классификация источников трудового права поюридической силе должна выглядеть так:
актымеждународного правового регулирования;
КонституцияРФ;
федеральныеконституционные законы;
Трудовойкодекс РФ;
иныефедеральные законы;
указыПрезидента РФ;
постановленияПравительства РФ и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительнойвласти;
конституции(уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ;
судебнаяпрактика;
акты органовместного самоуправления (соглашения о труде) и локальные нормативные акты(коллективные договоры)./>/>/>2. Общая характеристика основных источников трудового права.2.1. Акты международного правового регулирования.
Согласно ч.4 ст.15 Конституцией РФ, общепризнанные принципы инормы международного права и международные договоры РФ являются составнойчастью правовой системы РФ. Данное положение так же отражено в ст.10 ТК.Если международным договором РФ установлены другие правила, чемпредусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами, содержащиминормы трудового права, применяются правила международного договора. В трудовомправе такими нормами международного права являются:
пакты о правах человека, одобренныеГенеральной Ассамблеей ООН в 1966г.;
конвенции и рекомендации МОТ.
В международном пактеоб экономических, социальных и культурных  правах закрепленыважнейшие трудовые права: право на труд, право на справедливые и благоприятныеусловия труда, включая справедливую заработную плату без дискриминации, правона отдых, право на профсоюзную организацию, право на забастовку др. Вмеждународном пакте о гражданских и политических правах содержатся нормы озапрещении принудительного труда и свободном осуществлении права на ассоциацию.
Уже в 1998 году число конвенций ирекомендаций МОТ превышало 350, из которых Россией было ратифицировано более40. Конвенции и рекомендации МОТ обеспечивают сравнительно полное регулированиетрудовых отношений.[8]2.2. Конституция РФ.
Конституция РФ,принятая 12.12.1993г. всенародным голосованием, является актом высшейюридической силы. Основной закон РФ устанавливает основные положенияроссийской правовой системы, закрепляет исходные начала всех отраслей права, втом числе и трудового права. В ч.1 ст.7 Конституции закреплено направлениесоциальной политики государства: создание условий, обеспечивающих достойнуюжизнь и свободное развитие человека. Одним из средств осуществления такойполитики является свобода трудовой и предпринимательской деятельности (ст.37,34 Конституции).
Основы правового регулированиятруда заложены в ст.37 Конституции, которая определяет главным образомреализацию права на труд как работу по найму, выполняемую на основаниитрудового договора. Текст статьи начинается с закрепления свободного характератруда. Свобода труда означает прежде всего свободный для гражданина выбор –работать или не работать. Вместе с тем согласно ч.1 ст.37, свобода трудаозначает для гражданина свободный выбор рода деятельности и профессии. ВКонституции нет указания на всеобщую обязанность граждан трудиться, апринудительный труд согласно ч.2 ст.37 запрещен. Выбор граждан в пользу работыподкрепляется материальными стимулами, т.к. для большинства граждан работаявляется основным источником существования.
Следуетдобавить, что в ст.37 Конституции закреплен ряд других важных положенийсогласно которым:
каждый имеетправо на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, навознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не нижеустановленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а такжеправо на защиту от безработицы (ч.3);
признаетсяправо на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованиемустановленных федеральным законом способов их разрешения, включая право назабастовку (ч.4);
каждый имеетправо на отдых, работающему по трудовому договору гарантируются установленныефедеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничныедни, оплачиваемый ежегодный отпуск (ч.5).
Важно так жезаметить, что Конституция определяет компетенцию РФ и субъектов Федерации вобласти трудового законодательства. Согласно ч.1 ст.72 Конституции трудовоезаконодательство отнесено к совместному ведению РФ и ее субъектов, т.е.трудовые законы могут приниматься как на уровне  Федерации, так и на уровне еесубъектов. В случае противоречия между федеральным законом о труде и законами отруде, принятыми субъектами РФ, действует федеральный закон (ч.5 ст.76Конституции).
Конституционныеположения по вопросам правового регулирования труда составляют основу трудового законодательства РФ. Другие источники трудового права опираются на Конституцию и вместе с ней составляютсистему трудового законодательства.
Так же, какупоминалось ранее, следует учесть, что Конституция РФ(ст.15) устанавливают приоритет являющихся частью российской правовой системымеждународно-правовых норм, регулирующих трудовые и иные связанные с нимиотношения, над внутригосударственными. 2.3. Законы.
Следующим после конституции звеномв иерархии правовых актов являются законы. Законы — это акты,принимаемые органом законодательной власти, Федеральным Собранием РФ.Законыобладают высшей, после Конституции, юридической силой, все остальные актыдолжны соответствовать законам.
Среди законовцентральной место принадлежит Трудового кодексуРФ вступившему в действие с 1 февраля 2002 года и являющемусякодифицированным источником трудового права и охватывает важнейшие институты.
Если в Кодексе дано регулированиевсех институтов трудового законодательства, то другие законы о труде посвященыотдельным институтам и потому обеспечивают более подробное регулирование.Таковы федеральные законы:
«О профессиональных союзах, ихправах и гарантиях деятельности» от 12.01.1996г.;
«О коллективных договорах исоглашениях» от 11.03.1992г. (с изменениями и дополнениями);
«О занятости населения в РФ» вредакции Закона от 20.04.1996г.;
Основы законодательства РФ об охранетруда от 06.08.1993г. (с изменениями и дополнениями);
«О порядке разрешения коллективныхтрудовых споров» от 23.11.1995г.;
«Об основах государственной службыРФ» от 31.07.1995г.
Ряд законов о труде был принят ещев бывшем СССР Верховным Советом СССР. С принятием нового ТК, согласно ст.422ТК, отдельные законодательные акты признанны утратившими силу. В ст.422перечисляются в основном законодательные акты принятые еще до принятияКонституции 1993г. в т.ч. КЗоТ 1971г., а так же федеральные законы касающиесявнесения изменений и дополнений в ранее действовавший КЗоТ 1971г. Так же вст.422 ТК указывается, что другие законы ииные нормативные правовые акты, действующие на территории РФ, подлежатприведению в соответствие с настоящим Кодексом.
В ст.423 ТКзакреплен порядок применения законов и иных нормативных правовых актовдействовавших до принятия ТК. В ч.1 данной статьи говорится, что впредь доприведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территорииРФ, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты РФ, а такжезаконодательные акты бывшего СССР, действующие на территории РФ в пределах ипорядке, которые предусмотрены Конституцией РФ, постановлением ВерховногоСовета РСФСР от 12.12.1991г. № 2014-I «О ратификации Соглашения о созданииСНГ», применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящемуКодексу. Ч.2  упомянутой статьи указывает, что изданные до введения в действиенастоящего Кодекса нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ иприменяемые на территории РФ постановления Правительства СССР по вопросам,которые в соответствии с настоящим Кодексом могут регулироваться толькофедеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующихфедеральных законов.
Конституция(ст.72) отнесла трудовое законодательство к совместному ведению Федерации и еесубъектов. В ст.6 ТК закреплено разграничение полномочий между федеральнымиорганами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФв сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.Это значит, что субъекты Федерации могут принимать законы и другие нормативныеправовые акты о труде с тем условием, что они не будут противоречитьфедеральным актам (ч.5 ст.76 Конституции). В некоторых субъектах РФ, главнымобразом в республиках, приняты свои законы о труде (ТК Республики Башкортостан,законы об охране труда  в Республике Саха, Марий Эл, Чувашской Республике иРеспублике Карелия).[9]2.4. Подзаконные акты.
Вст.5 ТК среди источников трудового права выделены нормативные правовые акты неотносящиеся к трудовому законодательству, но имеющие немаловажное значение:
указыПрезидента РФ;
постановленияПравительства РФ и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительнойвласти;
конституции(уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ;
акты органовместного самоуправления и локальные нормативные акты, содержащие нормытрудового права.
Все эти актыносят подзаконный характер, т.е. должны непременно соответствовать закону.Рассмотрим некоторые подзаконные акты.2.4.1. Указы Президента РФ.
Среди подзаконных актов ониобладают высшей силой. Президент РФ согласност.80 Конституции РФ является главойгосударства, гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Вст.90 Конституции РФ закреплено право Президента РФ издавать указы ираспоряжения обязательные для исполнения на всей территории РФ.
Источникамиправа, в т.ч. трудового, являютсяуказы Президента РФ, имеющие нормативный характер. Не имеют нормативногохарактера указы, носящие персонифицированный характер и содержащиеиндивидуальные решения (например о назначениях, поощрениях, присвоении классныхчинов и др.). Подзаконный характер указов заключается в том, что они не должныпротиворечить Конституции РФ и федеральным законам.
К указамПрезидента РФ, содержащим крупные нормативные решения, относятся:
Указ от 16.12.1993г. «О привлечении и использовании в РФ иностранной рабочей силы»;
Указ от04.05.1994 г. «о государственном надзоре и контроле за соблюдениемзаконодательства РФ о труде и охране труда»;
Указ от23.08.1994 г. «О повышении квалификации и переподготовке федеральныхгосударственных служащих»;
Указ от16.08.1995г. «О некоторых социальных гарантиях лиц замещающих государственныедолжности федеральных государственных служащих» и др.2.4.2. Постановления и распоряженияПравительства РФ.
Согласно ст.115 Конституции РФ, онидолжны соответствовать Конституции РФ,федеральным законам и указам Президента РФ.  Источниками трудового права так жеявляются акты органов управления субъектов Федерации.
В настоящеевремя наряду с ТК действуют законы о труде, которые в значительной степениобеспечивают регулирование трудовых отношений. Но законы не обеспечиваютнеобходимой полноты регулирования, т.к. охватывают сравнительно крупные областиправового регулирования. Постановления и распоряжения Правительства РФ на базезакона обеспечивают конкретизацию и оперативность регулирования, продолжают иразвивают положения закона и тем самым придают большую полноту регулирования. Всовременных условиях на постановления Правительства РФ приходится основной объемправового регулирования труда.
Кпостановлениям Правительства РФ, регулирующим трудовые отношения и иныесвязанные с ними отношения, относятся следующие постановления Правительства РФ:
от12.08.1994г. «О ежегодных отпусках научных работников, имеющих ученую степень»;
от24.08.1995г. «О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки пооплате труда работников бюджетной сферы»;
от03.06.1995г. «Об утверждении Положения о порядке расследования и учетанесчастных случаев на производстве» и др.2.4.3. Актыминистерств и ведомств.
Акты министерств и ведомств так жеявляются одним из источников трудового права подзаконного характера. Главнымобразом к этим актам относятся акты Министерства труда и социального развитияРФ, в меньшей степени – акты Министерства финансов РФ, Министерства юстиции РФи др. В этих актах дается дальнейшая конкретизация норм трудового права, а также разъяснения по вопросам трудового законодательства.
В прежние годы, когда преобладалоцентрализованное регулирование трудовых отношений, многие частные, детальныевопросы регулировались постановлениями Государственного комитета СССР по трудуи социальным вопросам. И тогда акты Госкомтруда (и ВЦСПС) составляли крупную,наиболее объемную часть правового регулирования труда.[10]
В настоящее время многие вопросы изтех, которые раньше регулировал Госкомтруд, организации решают сами в актахлокального регулирования. За Минтрудом РФ, как нормотворческим органом,сохранились два важных направления деятельности:
Во-первых,в отношении государственных организаций сохранилось централизованноерегулирование труда, которое главным образом в отношении заработной платы, осуществляетМинтруд РФ. В качестве примера можно привестиразъяснение Минтруда РФ от 20.01.1994г. «О порядке установления стимулирующихнадбавок руководителям учреждений, организаций и предприятий, находящихся набюджетном финансировании», разъяснение Минтруда РФ от 23.12.1994г. «О порядкевыплаты процентных надбавок должностным лицам и гражданам, допущенных кгосударственной тайне».
Во-вторых,остается значительное число вопросов, требующих разъяснения и единогорешения во всех организациях, независимо от формы собственности. Этивопросы Минтруд РФ решает по собственной инициативе, а так же по запросам смест и по поручениям Правительства РФ. В качестве примера можно привестиежегодно принимаемые Минтрудом РФ постановления об исчислении среднегозаработка или разъяснение Минтруда РФ от 27.06.1996г. «Об отпусках безсохранения заработной платы по инициативе работодателя».
С принятиемнового ТК, согласно ст.422 ТК, ряд подзаконных актов утратили свою силу с01.02.2002г., а другие законы и иные нормативные правовые акты, действующие натерритории РФ, подлежат приведению в соответствие с ТК. Вместе с тем, в ст.423ТК регламентируется применение законов и иных нормативных правовых актовдействовавших до принятия нового ТК. В ст.423 ТК указывается, что впредь до приведения законов и иных нормативныхправовых актов, действующих на территории РФ, в соответствие с настоящимКодексом законы и иные правовые акты РФ, а также законодательные акты бывшегоСССР, действующие на территории РФ в пределах и порядке, которые предусмотреныКонституцией РФ, постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года№ 2014-I «О ратификации Соглашения о создании СНГ», применяютсяпостольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.
В ст.15 Конституции РФ говорится,что  все подзаконные акты должны соответствовать Конституции РФ и федеральнымзаконам. Кроме того, согласно ст.5 ТК, подзаконный акт, низший по иерархии,должен соответствовать высшему по иерархии подзаконному акту.2.5. Судебная практика.
С принятием в 1993г. Конституции РФроссийская правовая действительность претерпела существенные изменения. К числуважнейших изменений относятся:
закрепление в Конституции РФразделения государственной власти назаконодательную, исполнительную и судебную (ст.10);
признаниевысокого статуса суда и судебной власти (Гл.7 Конституции РФ).
Для всехветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной характерно одно и тоже средство осуществления власти – принятие правовых норм. Судебная система,являясь самостоятельной ветвью власти, предусматривает возможность принятиясудами правовых норм. Для законодательной и исполнительной власти такаявозможность не вызывала и не вызывает сомнения. Для судебной власти такуювозможность стоит признать сейчас.
Акты судебныхорганов в современном обществе являются типичным средством управления.Разрешение конкретной спорной жизненной ситуации производится  судом в видесудебного решения, являющегося правилом поведения принудительной силы. В этомсмысле судебное решение схоже с правовой нормой. Отличие нормы от конкретногосудебного решения в том, что норма имеет всеобщее применение, а судебноерешение относится только в конкретной жизненной ситуации.
В последниегоды, с признанием суда ветвью государственной власти, многие судебные решенияприняли всеобщий характер, что обусловлено следующим:
во-первых, судам предоставлено право проверять  нормативные акты ипризнавать их недействительными (ч.2 ст.46 Конституции РФ), т.е. суд, признаваянорму незаконной, создает новую норму;
во-вторых, Верховный Суд РФ дает разъяснения по вопросам судебнойпрактики (ст.126 Конституции РФ);
в-третьих, судам было предоставлено право непосредственногоприменения Конституции (постановление пленума Верховного Суда РФ от31.10.1995г.), т.е. суд может  не применять закон, если этот закон по мнениюсуда противоречит Конституции.[11]
в-четвертых, суды своими решениями осуществляют конкретизациюзаконов, т.е. приспосабливают общую правовую норму закона к конкретнымжизненным ситуациям.
Такимобразом, к источникам трудового права относятся опубликованные актысудебных органов реально изменяющие права и обязанности участников трудовыхотношений: постановления Пленума Верховного Суда РФ, постановленияКонституционного Суда РФ,  решения Верховного Суда РФ по отдельным делам,носящие принципиальных характер и опубликованные, решения нижестоящих судов,апробированные Верховным судом (при кассационном рассмотрении, при составленииобзоров судебной практики) и опубликованные.2.6. Соглашения о труде.
Соглашенияот труде – новыйисточник трудового права, появившийся в последние годы. До принятия нового ТК,законодательной основой для соглашений о труде являлся Закон РФ «О коллективныхдоговорах и соглашениях». В ТК положения о соглашениях о труде так же нашлисвое отражение (Глава 7.). Соглашения о труде, в отличие от другихисточников исходящих от государственных органов, являются актами социальногопартнерства.
Согласност.45 ТК, соглашение — правовой акт, устанавливающий общие принципырегулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономическихотношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателейна федеральном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальномуровнях в пределах их компетенции.
Соглашения подоговоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, могут быть двусторонними(между представителями работодателей и  трудящихся) и трехсторонними(принимает участие компетентный орган государственного управления).
Содержание иструктура соглашения определяются по договоренности между представителямисторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения всоглашение.
В соглашениемогут включаться взаимные обязательства сторон по следующим вопросам: оплататруда, условия и охрана труда, режимы труда и отдыха, развитие социальногопартнерства, иные вопросы, определенные сторонами.
Взависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могутзаключаться соглашения:
генеральное — устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений нафедеральном уровне;
региональное — устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовыхотношений на уровне субъекта Российской Федерации;
отраслевое(межотраслевое) — определяетобщие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам отрасли(отраслей), может заключаться на федеральном, региональном, территориальномуровнях социального партнерства;
территориальное — устанавливает общие условия труда, трудовые гарантиии льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования;
иныесоглашения — соглашения,которые могут заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства поотдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и иныхнепосредственно связанных с ними отношений.
Соглашения отруде по юридической силе занимают промежуточное положение междуцентрализованными и локальными актами о труде.2.7. Локальные акты о труде.
Локальныенормы занимаютнизшую ступень в иерархии источников трудового права и применяются непосредственно ворганизациях. Действие локальных актов распространяется на работников в тойорганизации, в которой это акт принят. Многиелокальные акты принимаются работодателем по согласованию с профсоюзнымкомитетом, и как правило, сводятся в коллективный договор.
Согласно ст.40 ТК, коллективный договор — правовой акт, регулирующий социально-трудовыеотношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице ихпредставителей.
Коллективный договор может заключаться в организации вцелом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурныхподразделениях. Содержание и структура коллективного договора определяютсясторонами. При заключении коллективного договора в филиале, представительстве,ином обособленном структурном подразделении организации представителемработодателя является руководитель соответствующего подразделения,уполномоченный на это работодателем.
В коллективный договор могут включаться взаимныеобязательства работников и работодателя по следующим вопросам:
формы, системы и размеры оплаты труда;
выплата пособий, компенсаций;
механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен,уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором;
занятость, переобучение, условия высвобожденияработников;
рабочее время и время отдыха, включая вопросыпредоставления и продолжительности отпусков;
улучшение условий и охраны труда работников, в том числеженщин и молодежи;
соблюдение интересов работников при приватизацииорганизации, ведомственного жилья;
экологическая безопасность и охрана здоровья работниковна производстве;
гарантии и льготы работникам, совмещающим работу собучением;
оздоровление и отдых работников и членов их семей;
контроль за выполнением коллективного договора, порядоквнесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, обеспечениенормальных условий деятельности представителей работников;
отказ от забастовок при выполнении соответствующихусловий коллективного договора;
другие вопросы, определенные сторонами.
Также в коллективном договоре с учетомфинансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы ипреимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению сустановленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями.Следует заметить, что в коллективный договор включаются нормативные положения,если в законах и иных нормативных правовых актах содержится прямое предписаниеоб обязательном закреплении этих положений в коллективном договоре./>/>/>/>/>Заключение.
/>/>/>/>В процессе работы было определено понятие источниковтрудового права, рассмотрена классификация источниковтрудового права по различным основаниям, а так же дана общая характеристикаосновным источникам трудового права.
Итак, источникитрудового права – этонормативные правовые акты трудового законодательства (включая нормативныеправовые акты законодательства об охране труда) и иные нормативные правовыеакты, содержащие нормы трудового права, регулирующие трудовые отношения и иныенепосредственно связанные с ними отношения.
Источники трудового права можноклассифицировать по характеру принятия, по сфере действия, по юридическойсиле и др. Классификация источников трудового права по юридической силенаиболее удобна, т.к. она позволяет охарактеризовать степень и условияприменения того или иного источника.
Внастоящее время классификацию источников трудового права по юридической силебольшинство ученых юристов представляют так:
актымеждународного правового регулирования;
КонституцияРФ;
федеральныеконституционные законы;
Трудовойкодекс РФ;
иныефедеральные законы;
указыПрезидента РФ;
постановленияПравительства РФ и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительнойвласти;
конституции(уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ;
судебнаяпрактика;
акты органовместного самоуправления (соглашения о труде) и локальные нормативные акты(коллективные договоры).Список используемой литературы
Нормативные документы
1.        Конституция Российской Федерации. – М.: Экмос, 2000.
2.        Трудовой кодекс РФ. – М.: Юрист, 2002.
3.        Полный сборник кодексов РФ. — М.: Информэкспо, 2001.
4.        Закон РФ «О профессиональных союзах, их правах и гарантияхдеятельности» – М.: Ось-89, 2001.
5.        Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» – М.: Ось-89,2001.
6.        Закон РФ «О занятости населения в Российской федерации» – М.:Ось-89, 2001.
7.        Основы законодательства РФ об охране труда. – М.: Ось-89, 2001.
8.        Закон РФ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» – М.:Ось-89, 2001.
9.        Закон РФ «Об основах государственной службы РФ» – М.: Ось-89,2001.Учебно-методическая литература
1.        Горбачева Ж.А. Комментарий к Трудовому кодексу РФ (вводный). – М.:Книжный мир, 2002.
2.        Лившиц Р.З., Орловский Ю.П. Трудовое право России – М.: Статут,2001.
3.        Лыгин Р.Н., Толмачев А.П. Трудовое право (конспект лекций). – М.:Приор, 2001.