Истоки и причины социального сиротства в современной России и пути его преодоления

Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации
Липецкий Государственный Технический Университет
Кафедра психологии
Реферат на тему: Истоки и причины социального сиротства в современной
России и пути его преодоления.
Выполнил:ст.гр. ПХ-
98-1
Абдулов О.В.
Приняла: Климова
И.В.
Липецк 2001
Содержание:
1. Понятие социального сиротстваюю………………………3
2. Истоки социального сиротства сиротства в России…4
3. Литература………………………………………………………9
1.Понятие социального сиротства
В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети-сироты
и дети, которые по разным причинам остаются без попечения родителей. И в
этом случае общество и государство берет на себя заботу по развитию и
воспитанию таких детей.
Ребенок, потерявший родителей – это особый, по-настоящему трагический мир.
Потребность иметь семью, отца и мать – одна из сильнейших потребностей
ребенка.
В настоящее время в обыденной речи и в теоретических исследованиях широко
используются два понятия: сирота (сиротство) и социальный сирота
(социальное сиротство).
Дети-сироты – это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или
единственный родитель.
Социальный сирота – это ребенок, который имеет биологических родителей, но
они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о
нем. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство. Это
и дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но
фактически не заботятся о своих детяхСоциальное сиротство – социальное
явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения
родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей
недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д.
Попечительство – это форма защиты личных и имущественных прав
несовершеннолетних (и некоторых других категорий людей). Понятие, близкое к
опеке. Опека – это “форма охраны личных и имущественных прав недееспособных
лиц (детей, лишившихся родителей, душевнобольных” Под опекой также понимают
лица и учреждения, на которые возложено такое наблюдение. Лицо, которому
поручена опека, называют опекуном, а его обязательства опекунством. Под
попечение, по сравнению с опекой, может попадать значительно более широкая
категория детей. К ним относятся дети, родители которых:
· умерли;
· лишены родительских прав; · ограничены в родительских правах;
· признаны безвестно отсутствующими;
· недееспособны (ограниченно дееспособны); отбывают наказание в
исправительных колониях;
· обвиняются в совершении преступлений и находятся под стражей;
· уклоняются от воспитания детей;
– отказываются забрать детей из лечебных, социальных учреждений, куда
ребенок помещен временно.
Согласно закону Российской Федерации “О дополнительных гарантиях по
социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”
опека и попечительство – норма устройства таких детей для содержания,
воспитания, образования, защиты их прав и интересов. Опека устанавливаются
над детьми, не достигшими возраста 14 лет, попечительство устанавливается
над этой категорией детей в возрасте от 14 до 18 лет. В дальнейшем,
употребляя слово “сирота”, мы будем иметь в виду и ребенка, оставшегося без
родителей, и социального сироту.
2. Истоки социального сиротства в России
Проблема социального сиротства является сегодня проблемой, характерной для
многих развитых и развивающихся стран. Так, американские исследователи
отмечают, что по всему миру больницы, родильные дома, специальные заведения
заполнены брошенными младенцами. В разных странах и разные специалисты их
называют по-разному: “отказные дети”, “казенные младенцы”, “рожденные,
чтобы быть покинутыми”, вечные новорожденные” и др. По данным международных
экспертов ООН, отмечается заметный рост числа брошенных детей в странах
Западной и Восточной Европы.
Распространение явления социального сиротства в нашей стране обусловлено
комплексом особых условий и процессов в обществе, характеризующих развитие
России на протяжении XX века и связанных с революцией 1917 г., тремя
разрушительными войнами (первая мировая, гражданская, Великая
Отечественная), террором 20-х-30-х годов, а также последствиями перестройки
конца 80-х – начала 90-х годов.
В первые же десятилетия после революции большевиками был нанесен мощный
удар по вековому зданию русской культуры. Выражение “вековое здание
культуры” было введено известным русским философом и культурологом Ю.М.
Лотманом. Он писал, что это выражение не случайно, что “культура всегда
подразумевает сохранение опыта. Более того, одно из важнейших определений
культуры характеризует ее как “негенетическую” память. Поэтому она всегда
связана с историей, всегда подразумевает непрерывность нравственной,
интеллектуальной, духовной жизни человека, общества и человечества. И
потому, когда мы говорим о культуре нашей, современной, мы, может быть сами
того не подозревая, говорим и об огромном пути, который эта культура
прошла. Путь этот насчитывает тысячелетия, перешагивает границы
исторических эпох, национальных культур и погружает нас в одну культуру –
культуру человечества” Л.Н. Толстой считал, что зло, совершенное человеком,
не только лишает его истинного блага, но умаляет его душу. В одном из
индусских источников ему понравилась мысль, которую он включил в свою книгу
афоризмов “Круг чтения”: “Зло в этом мире не тотчас дает плоды, но, как
земля, понемногу и в свое время. И плоды эти ужасны”
Начавшись с материальной культуры, зло разрушения, коснувшись русских
храмов, усадеб, других исторических мест, стерло с лица земли не только
архитектурные памятники, оно уничтожило огромный пласт духовной культуры,
иссушило души и убило память нескольких поколений. Но без прошлого для
человека нет будущего. О необходимости “любви к родному пепелищу” и к
“отеческим гробам” когда-то писал А.С. Пушкин. Современник Л.Н. Толстого
известный философ-космист Н.Ф. Федоров, разрабатывая свою концепцию
воскрешения отцов детьми, главным долгом последних считал долг памяти.
С разрушением “векового здания русской культуры” оказалась нарушена и
взаимосвязь прошлого – настоящего – будущего, взаимосвязь поколений. Удар,
нанесенный культуре, отразился и на состоянии российской семьи. Согласно
коммунистическим социальным концепциям того времени, роль семьи в обществе
должна постепенно уменьшаться, пока наконец, этот институт не исчезнет
вообще. В 20-е-30-е годы в России регистрация брака и его расторжение были
настолько упрощены, что занимали несколько минут. При этом заключить или
расторгнуть брак мог один из супругов, даже не ставя другого в известность.
Исчезло отношение к браку как к величайшему таинству и акту
ответственности, на смену ему пришло легкомыслие.
В результате за десятилетие гражданской войны и первых лет строительства
социализма был нанесен мощнейший удар по патриархальному укладу российского
общества и связям между поколениями. При этом практически уничтоженными
оказались дворянство, купечество, интеллигенция, духовенство, крестьянство,
считавшие основами своего существования продолжение рода, семейные узы и
связи, уважение старших поколений. (Положение детей в России. С.11). Так, в
основе взаимоотношений между поколениями в русской крестьянской семье
всегда лежало уважение к старшим – к родителям, к дедам и прадедам, к
старикам в общине. Крестьянская нравственность, все нормы поведения
требовали безусловного уважения родителей на протяжении всей их жизни. “В
крестьянстве здешнем родители очень чадолюбивы, а дети послушны и
почтительны. Не видано еще примеров, чтобы дети оставляли в пренебрежении
отца или мать устаревших”, – писали из Тульской губернии на рубеже XVIII-
XIX веков. Общественное мнение резко осуждало лиц, позволявших себе
непочтительное отношение к старшим
Крестьянская семья, прежде всего, представляла собой коллектив совместно
хозяйствующих людей, и эта черта многое определяла в семейных отношениях.
Но семья и община служили организующим началом во многих явлениях духовной
жизни крестьян. Семья не только воспитывала детей и вела совместное
хозяйство, будучи первичным и основным производственным коллективом. Она
была носителем глубоких традиций, связывающих человека с окружающим его
миром, хранительницей коллективного опыта. По православным понятиям, семья
являлась “малой церковью”, то есть призвана была блюсти основы христианской
жизни каждого своего члена
С разрушением православной культуры и церкви (вспомним лозунг “Религия –
опиум для народа”) исчезла еще одна опора русской семьи. С изменением в 50-
е годы политических ориентиров в стране произошли изменения и в семейной
политике. Правительство предприняло ряд мер, направленных на укрепление
института семьи. Однако “зло разрушения” принесло свои плоды: в России
впервые за ее многовековую историю появились так называемые “отказные”
дети, которых матери, не желая брать на себя ответственность за воспитание,
передавали под расписку государству, навсегда отказываясь от прав на
ребенка. Такие дети пополняли Дома ребенка, а позже – детские дома и школы-
интернаты.
Прошли годы. Сегодня мир вступает в XXI век. Однако проблема детей-сирот
приобретает еще большую остроту и актуальность, так как число их не
уменьшается, а непрерывно растет. В сегодняшнем обществе происходят сложные
и неоднозначные процессы.
Глобальные изменения, происходящие на мировой арене, позволили философам и
культурологам назвать современную эпоху вторым “осевым временем”. Известный
философ Карл Ясперс, введший это понятие в научный оборот, подразумевал под
ним эпоху резкого поворота в истории от мифологического сознания к научно-
философскому осмыслению мира и места человека в нем, “одухотворение
человеком смысла своего бытия”
Сегодня термин Ясперса приобретает новый смысл. В развитии современной
цивилизации ясно просматриваются две тенденции. С одной стороны, происходит
религиозное и философское осознание человечеством смысла бытия, становление
личностного сознания, осмысление мировым сообществом наличия глобальных
общечеловеческих проблем, от стратегии разрешения которых зависит
дальнейшее существование современной цивилизации. На рубеже столетий к
таким глобальным проблемам специалисты относят: угрозу мировой термоядерной
войны, истощение природных ресурсов, загрязнение природной среды и др.
С другой стороны, налицо явный кризис культуры, охвативший различные страны
и слои общества и приведший к переоценке и перекомпоновке слагаемых духовно-
смыслового ядра культуры, включая вековечные народные традиции; “крушение
гуманизма”, итогом которого стали разгул насилия, терроризма и
обесценивание человеческой жизни; утверждение надиндивидуальных форм
культуры – от диктата группы до тоталитаризма; обострение проблем
одиночества и взаимопонимания в обществе.
Политические и социально-экономические изменения, происходящие в последние
10 лет в нашей стране, придали этим явлениям особый трагизм. Особенностями
России стали: обострение противоречий между жизненными установками
поколений, различных слоев общества, резкое падение уровня жизни
большинства. населения, резкое и прогрессирующее ослабление этических
мотиваций в обществе, чему в немалой степени способствует и “расцвет” масс
культуры, поддерживаемый средствами массовой информации. Проявлением общего
духовного кризиса стал и кризис воспитания – серьёзнейшая проблема
современной педагогической науки. В одном из выступлений в ТГПУ им. Л.Н.
Толстого президент РАО академик Н.Д. Никандров с горечью констатировал: “С
разрушением коммунистической системы воспитания было устранено воспитание
как задача образования. Была разрушена привычная система ценностей, в том
числе система патриотического воспитания, воспитания любви к своей стране,
что признается необходимым и практически осуществляется во всем мире.
Главная причина этого состоит в утрате общей цели, в ценностном вакууме, в
том, что в стране сегодня нет хотя бы некоторого согласия относительного
того, что мы строим, куда идем, по каким законам хотим жить”
Начало реформ привело к фактической ликвидации централизованной экономики,
а вместе с ней начала погибать и централизованная система социальной
защиты, в том числе система поддержки семьи, материнства и детства.
Небывалый духовный, экономический, политический, социальный кризис,
потрясший Россию, привел к увеличению числа семей с тем или иным уровнем
социальной, психологической или структурной дезорганизации. Резкое падение
жизненного уровня населения впервые вызвало такое явление как отказ от
ребенка в связи с отсутствием возможности его прокормить. Кризисные явления
в российском обществе вызвали рост преступности, наркомании, алкоголизма,
психических заболеваний, расширив истоки детского неблагополучия.
Кризис современной семьи, констатируемый специалистами, негативно отразился
на состоянии детства в стране, приведя к росту социального сиротства и
увеличению числа таких специфических учреждений как детские дома и школы-
интернаты. Впервые проблемой стало их переуплотнение.
В условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической,
политической жизни страны продолжает расти число детей, попавших в особо
трудные условия. Среди них – сироты, социально дезадаптированные дети и
юные преступники, дети-инвалиды, дети-беженцы и вынужденные переселенцы,
дети, проживающие в неблагоприятных экологических условиях.
Весьма широк спектр причин детского неблагополучия. В числе существенных
факторов следует выделить кризисные явления в семье: нарушение ее структуры
и функций, рост числа разводов и количества неполных семей, асоциальный
образ жизни ряда семей; падение жизненного уровня, ухудшение условий
содержания детей, нарастание психоэмоциональных перегрузок у взрослого
населения, непосредственно отражающихся на детях; распространение жестокого
обращения с детьми в семьях и интернатных учреждениях при снижении
ответственности за их судьбу.
Происходящее в обществе резкое изменение ценностных ориентацией,
психологическая дезадаптация значительной части населения, снижение
нравственных норм негативно сказывается на процессе социализации детей и
подростков.
Растущие масштабы асоциального поведения среди взрослых стимулируют
развитие аналогичных процессов и в детской среде.
Наиболее существенным признаком последних лет стало значительное увеличение
размеров социального сиротства, появление его новых характеристик.
Обнаружилось качественно новое явление – так называемое “скрытое”
социальное сиротство, которое распространяется под влиянием ухудшения
условии жизни значительной части семей, падением нравственных устоев семьи,
следствием чего становятся изменение отношения к детям, вплоть до полного
вытеснения их из семей, беспризорность огромного количества детей и
подростков.
Рост числа разводов является одним из факторов, неблагоприятно влияющих на
судьбу детей. Все больше становится семей, где детей воспитывает один отец.
Увеличивается количество детей, рожденных вне брака. Материальные
трудности, суженный круг внутрисемейного общения в неполной семье негативно
сказываются на детях. Они труднее налаживают контакты со сверстниками, у
них чаще, особенно у мальчиков, встречаются невротические симптомы. Более
50% несовершеннолетних нарушителей выросли в неполной семье, более 30%
детей, имеющих психические отклонения, росли без отца.
Дополнительным фактором риска для развития ребенка становится безработица
родителей.
Продолжает увеличиваться число детей, осиротевших в раннем возрасте.
Растет число выявленных детей, оставшихся без попечения родителей.
Большинство из них передаются под опеку (попечительство) и на усыновление,
около 30% от их числа устраиваются в дома ребенка, детские дома, школы-
интернаты и другие учебно-воспитательные учреждения. Несмотря на увеличение
числа детей, переданных в семью, количество детей, помещенных в интернатные
учреждения, не снижается.
По данным специалистов, сегодня Россия переживает третью (после гражданской
и великой Отечественной войн) волну социального сиротства.
Статистика свидетельствует: по числу детей-сирот, приходящихся на каждые 10
тысяч детского населения (а по данным государственного комитета России по
статистике сейчас в Российской Федерации проживает 40 миллионов детей),
Россия занимает первое место в мире. Почти 50% детского населения страны
(около 18 млн.) находится в зоне социального риска. Сегодня в России 1 млн.
беспризорных, 330 тыс. преступлений совершено подростками, 2 тыс. детей в
год заканчивают жизнь самоубийством. Только в Московские больницы ежегодно
попадает 1800 детей, совершивших попытку суицида. В нашей стране 573 тыс.
детей-сирот, 422 дома ребенка для 35 тыс. детей; 745 детских домов для 84
тыс. детей, 237 школ-интернатов для 71 тыс. детей. Ежегодно в России
выявляется около 100 тыс. детей, нуждающихся в опеке.
В числе непосредственных причин социального сиротства назовем следующие: ·
добровольный отказ родителей (чаще матери) от своего несовершеннолетнего
ребенка, чаще всего это отказ от новорожденного в родильном доме. С
юридической точки зрения отказ от ребенка – правовой акт, который
официально подтверждается специальным юридическим документом. В течение 3-х
месяцев родители (мать) могут изменить свое решение, и ребенок может быть
возвращен в семью. · принудительное изъятие ребенка из семьи, когда в целях
защиты прав, жизни и интересов ребенка родителей лишают родительских прав.
В основном это происходит с неблагополучными семьями, в которых родители
страдают алкоголизмом, наркоманией, ведут асоциальный образ жизни,
недееспособны и т.д. Лишение родителей родительских прав – это также
правовой акт, который осуществляется по решению суда и оформляется
специальным юридическим документом. · смерть родителей. Сюда же могут быть
отнесены дети, потерянные в силу каких-либо природных или социальных
катаклизмов, вынуждающих население страны к хаотической миграции.
К сожалению, дети-сироты, не имеющие положительного опыта семейной жизни,
воспитывающиеся в государственных учреждениях, воспитательные системы
которых далеки от совершенства, часто повторяют судьбу своих родителей, как
и они впоследствии лишаясь родительских прав, тем самым расширяя поле
социального сиротства.
Каковы же пути преодоления этого трагического, ставшего масштабным,
социального явления? Назовем главные:
1. Стабилизация социально-экономических и политических процессов в
обществе.
2. Возрождение духовной культуры нации.
3. Экономическая, законодательная, социальная поддержка семьи, материнства
и детства.
4. Возрождение, развитие и пропаганда лучших воспитательных традиций,
основанных на гуманизме, любви и уважении к ребенку; возвращение
“воспитания” в учебные заведения.
5. Реорганизация жизнедеятельности системы учреждений для детей-сирот, в
том числе воспитательных систем этих учреждений.
6. Совершенствование системы устройства детей-сирот.
Литература:
1. Социальная педагогика: Курс лекций /Под общей ред. М.А. Галагузовой. –
М., 2000.
2. Социальная педагогика. М.,1999. Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова.