Исторические цивилизации и древние города Среднеазиатского Двуречья

–PAGE_BREAK–Земли сельских общин были издревле размещены на естественно орошаемой территории. Конечно, не вся естественно орошаемая земля была распределена между сельскими общинами. Они имели свои наделы на той земле, на нолях которых ни царь, ни храмы не вели своего собственного хозяйства. Лишь земли, которые не находились в непосредственном владении правителя или богов, были расчленены на наделы, индивидуальные или коллективные. Индивидуальные наделы распределялись между знатью и представителями государственного и храмового аппарата, а коллективные наделы сохранялись за сельскими общинами. Взрослые мужчины общин были организованы в отдельные группы, которые и на войне и на сельскохозяйственных работах выступали совместно, под началом своих старост. В Шуруппаке они назывались гуруш, т. е. «сильные», «молодцы»; в Лагаше в середине III тысячелетия они назывались шублугаль — «подчинённые царя». По мнению некоторых исследователей, «подчинённые царя» были не общинниками, а уже оторванными от общины работниками храмового хозяйства, но это предположение остаётся спорным. Судя по некоторым надписям, «подчинённых царя» совершенно необязательно рассматривать как персонал какого-либо храма. Они могли работать и на земле царя или правителя. Мы имеем основание считать, что в случае войны «подчинённые царя» включались в армию Лагаша.
Наделы, передаваемые отдельным лицам или, может быть, в некоторых случаях и сельским общинам, были небольшими. Даже наделы знати в то время равнялись лишь нескольким десяткам гектаров. Некоторые наделы отдавались безвозмездно, а другие за налог, равнявшийся 1/6 —1/8 урожая.
Владельцы наделов работали на полях храмовых (позже также царских) хозяйств обычно месяца четыре. Тягловый скот, а также плуг и прочие орудия труда выдавали им из храмового хозяйства. Они обрабатывали и свои поля с помощью храмового скота, так как на своих маленьких участках держать скот не могли. За четыре месяца работы в храмовом или царском хозяйстве они получали ячмень, в небольшом количестве — эммер, шерсть, а в остальное время (т. е. в течение восьми месяцев) кормились урожаем со своего надела ( Существует также и другая точка зрения на общественные отношения в раннем Шумере. Согласно этой точке зрения, общинпьши землями являлись в равной стопени и естественно заливаемые и высокие земли, так как орошение последних требовало пользования общинными резервами воды и по могло быть осуществлено без больших затрат труда, возможных лишь при коллективной работе общин. Согласно этой же точке зрения, лица, работавшие на земле, выделенной храмам или царю (в том числе — на что есть указание источников — и на земле, отвоеванной у степи), уже потеряли связь с общиной и подвергались эксплуатации. Они, как и рабы, работали в храмовом хозяйстве круглый год и получали за работу натуральное довольствие, а в начале также и земельные наделы.Урожай па храмовой земле не считался урожаем общин.Работавшие на этой земле люди не имели ни самоуправления, ни каких-либо прав в общине или выгод от ведения общинного хозяйства, поэтому, согласно этой точке зрения, их следует отличать от собственно общинников, не вовлечённых в храмовое хозяйство и имевших право, с ведома большой семьи и общины, в которую они входили, покупать и продавать землю. Согласно этой точке зрения, и земельные владения знати не ограничивались наделами, которые оии получали от храма.— Ред.).
Рабы работали круглый год. В рабов обращали пленных, захваченных на войне, рабы покупались и тамкарами (торговыми агентами храмов или царя) за пределами государства Лагаш. Их труд использовался на строительных и оросительных работах. Они несли охрану полей от птиц и использовались также в садоводстве и отчасти в скотоводческом хозяйстве. Труд их применялся также в рыболовстве, продолжавшем играть значительную роль.
Условия, в которых жили рабы, были чрезвычайно тяжёлыми, и поэтому смертность среди них была огромная. Жизнь раба мало ценилась. Имеются данные о принесении в жертву рабов.

Войны за гегемонию в Шумере.
По мере дальнейшего освоения равнинных земель границы мелких шумерских государств начинают соприкасаться, развёртывается ожесточённая борьба между отдельными государствами за землю, за головные участки оросительных сооружении. Борьба эта заполняет историю шумерских государств уже в первой половине III тысячелетия до н. э. Стремление каждого из них захватить контроль над всей ирригационной сетью Двуречья привело к борьбе за гегемонию в Шумере.
В надписях этого времени встречаются два различных титула для правителей государств Двуречья — лугаль и патеси (некоторые исследователи читают этот титул энси). Первый из титулов, как можно предположить (есть и другие толкования этих терминов), обозначал ни от кого не зависимого главу шумерского города-государства. Термином же патеси, который первоначально, возможно, был жреческим титулом, обозначался правитель государства, признававшего над собой господство какого-нибудь другого политического центра. Подобный правитель играл в основном лишь роль верховного жреца в своём городе, политическая же власть принадлежала лугалю государства, которому он, патеси, подчинялся. Лугаль — царь какого-нибудь шумерского города-государства — отнюдь ещё не являлся царём над прочими городами Двуречья. Поэтому в Шумере в первой половине III тысячелетия имелось несколько политических центров, главы которых носили титул царя — лугаля.
Одна из таких царских династий Двуречья укрепилась в XXVII—XXVI вв. до н. э. или несколько ранее в Уре, после потери Шуруппаком своего прежнего преобладающего положения. До этого времени город Ур находился в зависимости от близлежащего Урука, который в царских списках занимает одно из первых мест. В течение ряда веков, судя по тем же царским спискам, имел большое значение и город Киш. Выше упоминалась легенда о борьбе между Гильгамешем, царём Урука, и Аккой, царём Киша, входящая в состав цикла эпических поэм Шумера о витязе Гильгамеше.
О мощи и богатстве государства, созданного первой династией города Ура, говорят оставленные ею памятники. Вышеупомянутые царские гробницы с их богатым инвентарём—замечательным оружием и украшениями—свидетельствуют о развитии металлургии и усовершенствованиях в обработке металлов (меди и золота). Из тех же гробниц дошли до нас интересные памятники искусства, как, например, «штандарт» (точнее — переносный балдахин) с изображениями военных сцен, выполненными в мозаичной технике. Раскопаны и предметы прикладного искусства высокого совершенства. Гробницы привлекают к себе внимание и как памятники строительного мастерства, ибо мы находим в них применение уже таких архитектурных форм, как свод и арка.
В середине III тысячелетия до н. э. на преобладание в Шумере претендовал и Киш. Но затем выдвинулся Лагаш. При патеси Лагаша Эаннатуме (около 247.0 г.) в кровавой битве было разгромлено войско Уммы, когда патеси этого города, поддержанный царями Киша и Акшака, осмелился нарушить древнюю границу между Лагашем и Уммой. Свою победу Эаннатум увековечил в надписи, которую он вырезал на большой каменной плите, покрытой изображениями; на ней представлен Нингирсу, главный бог города Лагаша, накинув ший сеть на войско врагов, победоносное наступление войска Лагаша, его торже ственное возвращение из похода и т. л. Плита Эаннатума известна в науке под названием «Стелы коршунов» — по одному из своих изображений, в котором представлено поле битвы, где коршуны терзают трупы убитых врагов. В результате победы Эаннатум восстановил границу и вернул захваченные ранее врагами плодородные участки земли. Эаннатуму удалось также одержать победу и над восточными соседями Шумера — над горцами Элама.
Военные успехи Эаннатума, однако, не обеспечили длительного мира Лагашу. После его смерти возобновилась война с Уммой. Её победоносно закончил Энтемена, племянник Эаннатума, успешно отражавший также и набеги эламитов. При его преемниках началось ослабление Лагаша, снова, невидимому, подчинившегося Кишу.
Но господство последнего тоже было недолговечным, быть может, в связи с усилившимся напором семитических племён. В борьбе с южными городами Киш также стал терпеть тяжкие поражения.

Военная техника.
Рост производительных сил и постоянные войны, которые велись между государствами Шумера, создали условия для усовершенствования военной техники. О развитии её мы можем судить на основании сопоставления двух замечательных памятников. Первым, более древним из них, является отмеченный выше «штандарт», найденный в одной из гробниц Ура. Он был украшен с четырёх сторон мозаичными изображениями. На лицевой стороне изображены сцены войны, на оборотной — сцены триумфа после победы. На лицевой стороне, в нижнем ярусе, изображены колесницы, запряжённые четвёрками ослов, попирающих копытами распростёртых врагов. В кузове четырехколёсной колесницы стояли возница и вооружённый топором боец, их прикрывал щиток передка кузова. К передку кузова был прикреплён колчан с дротиками. Во втором ярусе, слева, изображена пехота, вооружённая тяжёлыми короткими копьями, наступающая редким строем на врага. Головы воинов, как и головы возницы и бойца на колеснице, защищены шлемами. Туловище пеших воинов защищалось длинным плащом, изготовленным, может быть, из кожи. Справа изображены легковооружённые воины, добивающие раненых врагов и угоняющие пленных. На колесницах сражались, надо полагать, царь и окружающая его высшая знать.
Дальнейшее развитие шумерской военной техники шло по линии укрепления тяжеловооружённой пехоты, которая могла заменить с успехом и колесницы. Об этом новом этапе в развитии вооружённых сил Шумера свидетельствует уже упомянутая «Стела коршунов» Эаннатума. На одном из изображений стелы представлена плотно сомкнутая фаланга из шести рядов тяжеловооружённой пехоты в момент её сокрушительного наступления на врага. Бойцы вооружены тяжёлыми копьями. Головы бойцов защищены шлемами, а туловище от шеи до ступней ног укрыто большими четырёхугольными щитами, настолько тяжёлыми, что их держали особые щитоносцы. Почти исчезли колесницы, на которых ранее сражалась знать. Теперь знать сражалась в пешем строю, в рядах тяжеловооружённой фаланги. Вооружение шумерских фалангитов было настолько дорогим, что его могли иметь только люди со сравнительно большим земельным наделом. Люди, имевшие маленькие земельные наделы, служили в войске легковооружёнными. Очевидно, боевая ценность их считалась небольшой: они лишь добивали уже побеждённого противника, а исход сражения решала тяжеловооружённая фаланга.
Религия. Шумерская мифология
Шумерийцы — племена неизвестного происхождения, в кон. 4-го тыс. до н. э. освоили долину Тигра и Евфрата и образовали первые в Двуречье города-государства. Шумерский период истории Двуречья охватывает около полутора тысяч лет, он завершается в кон. 3 — нач. 2-го тыс. до н. э. т. н. III династией города Ура и династиями Исина и Ларсы, из которых последняя была уже только частично шумерской.
Ко времени образования первых шумерских городов-государств, видимо, сформировалось представление об антропоморфном божестве.
Божества — покровители общины являлись в первую очередь олицетворением творящих и производящих сил природы, с которыми соединяются представления о власти военного вождя племени-общины, совмещающейся (сначала нерегулярно) с функциями верховного жреца. Из первых письменных источников (самые ранние пиктографические тексты т. н. периода Урук III — Джемдет-Наср датируются концом 4 — началом 3-го тыс.) известны имена (или символы) богов Инанны, Энлиля и др., а со времени т. н. периода Абу-Салябиха (поселения близ Ниппура) и фары (Шуруппака) 27- 26 вв. — теофорные имена и наиболее древний список богов (т. н. «список А»).
Самые ранние собственно мифологические литературные тексты — гимны богам, списки пословиц, изложение некоторых мифов (напр., об Энлиле) восходят также к периоду Фары и происходят из раскопок Фары и Абу-Салябиха. От времени правления лагашского правителя Гудеи (ок. 22 в. до н. э.) дошли строительные надписи, дающие важный материал, касающийся культа и мифологии (описание обновления главного храма города Лагаш Энинну — «храма пятидесяти» для Нингирсу, бога-покровителя города). Но главная масса шумерских текстов мифологического содержания (литературных, учебных, собственно мифологических и др., так или иначе связанных с мифом) относится к кон. 3 — нач. 2-го тыс., к т. н. старовавилонскому периоду — времени, когда шумерский язык уже вымирал, но вавилонская традиция ещё сохранила систему преподавания на нём.
Таким образом, ко времени появления письменности в Двуречье (кон. 4-го тыс. до н. э.) здесь зафиксирована определённая система мифологических представлений. Но в каждом городе-государстве сохранялись свои божества и герои, циклы мифов и своя жреческая традиция. До кон. 3-го тыс. до н. э. не было единого систематизированного пантеона, хотя имелось несколько общешумерских божеств: Энлиль, «владыка воздуха», «царь богов и людей», бог города Ниппур, центра древнейшего шумерского племенного союза; Энки, владыка подземных пресных вод и мирового океана (позднее и божество мудрости), главный бог города Эреду, древнейшего культурного центра Шумера; Ан, бог кеба, и Инанна, богиня войны и плотской любви, божества города Урук, возвысившегося в кон. 4 — нач. 3-го тыс. до н. э.; Наина, лунный бог, почитавшийся в Уре; бог-воитель Нингирсу, чтившийся в Лагаше (этот бог позднее отождествлялся с лагашским Нинуртой), и др.
Древнейший список богов из Фары (ок. 26 в. до н. э.) выделяет шесть верховных богов раннешумерского пантеона: Энлиль, Ан, Инанна, Энки, Нанна и солнечный бог Уту. Древние шумерские божества, в т. ч. и астральные боги, сохраняли функцию божества плодородия, которое мыслилось как бог-покровитель отдельной общины. Один из наиболее типичных образов — образ богини-матери (в иконографии с ней иногда связывают изображения женщины с ребенком на руках), которая почиталась под разными именами: Дамгальнуна, Нинхурсаг, Нинмах (Мах), Нинту. Мама, Мами. Аккадские варианты образа богини-матери — Белетили («владычица богов»), та же Мами (имеющая в аккадских текстах эпитет «помогающая при родах») и Аруру — создательница людей в ассирийских и нововавилонских мифах, а в эпосе о Гильгамеше — «дикого» человека (символ первочеловека) Энкиду. Не исключено, что с образом богини-матери связаны и богини-покровительницы городов: так, шумерские богини Bay и Гатумдуг также носят эпитеты «мать», «мать всех городов».
В мифах о богах плодородия прослеживается тесная связь мифа с культом. В культовых песнях из Ура (кон. 3-го тыс. до н. э.) говорится о любви жрицы «лукур» (одна из значительных жреческих категорий) к царю Шу-Суэну и подчёркивается священный и официальный характер их соединения. Гимны обожествлённым царям III династии Ура и I династии Исина также показывают, что между царём (одновременно и верховным жрецом «эном») и верховной жрицей ежегодно совершался обряд священного брака, в котором царь представлял воплощение бога-пастуха Думузи, а жрица — богини Инанны.
Содержание произведений (составляющих единый цикл «Инанна-Думузи») включает в себя мотивы ухаживания и свадьбы героев-богов, нисхождения богини в подземное царство («страну без возврата») и замену её героем, гибели героя и плача по нему и возвращения героя на землю. Все произведения цикла оказываются преддверием драмы-действа, составлявшей основу ритуала и образно воплощавшей метафору «жизнь — смерть — жизнь». Многочисленность вариантов мифа, равно как и образов уходящих (гибнущих) и возвращающихся божеств (каким в данном случае выступает Думузи), связана, как и в случае с богиней-матерью, с разъединённостью шумерских общин и с самой метафорой «жизнь — смерть — жизнь», всё время меняющей свой облик, но постоянной и неизменной в своём обновлении.
Культура Вавилонии.
 
Наследницей шумеро-аккадской культуры стала Вавилония. Её административным и культурным центром служил город Вавилон («Ворота бога»), цари которого во втором тысячелетии до н.э. смогли объединить Шумер и Аккад.
Расцвет Древневавилонского царства пришелся на время правления шестого царя первой Вавилонской династии – Хаммурапи (ок. 1792-1749гг. до н.э.). При нем Вавилон из небольшого города превратился в крупнейший экономический, политический и культурный центр Передней Азии.
При Хаммурапи появляется знаменитый свод законов, записанный клинописью на двухметровом каменном столбе, развиваются астрономия, медицина и математика. После смерти Хаммурапи его огромное царство быстро распалось.
 
Кравченко А.И. Культурология: Уч. пособие для вузов.-М., 2001.
 
В первой половине второго тысячелетия до н.э. произошло новое объединение всей долины Двуречья вокруг Вавилона. Начиная с этого времени Вавилон в течение почти двух тысяч лет оставался культурным и экономическим центром всего древнего мира.
Древневавилонское царство достигло наивысшего расцвета при царе Хаммурапи – опытном полководце, политике и законодателе. При Хаммурапи и его преемниках Вавилон вступил в отношения с Египтом. Законы Хаммурапи – первый из известных во всемирной истории сборник законов. В них выражена попытка учета злой воли при определении наказаний за преступления. В Вавилонии были развиты ростовщичество и долговое рабство. Хаммурапи законодательно пытался сдерживать ростовщичество, но его законы выполнялись далеко не всегда. Торговля и имущественная зависимость приводили в конечном итоге к тому, что родители продавали своих детей. Они являлись прибыльным товаром для многих семей, хотя в моральном отношении подобная торговля была уже в те времена весьма сомнительной.
Верховным божеством вавилонского пантеона был Мардук, он являлся покровителем города Вавилона. Семь главных астральных богов послужили основой современной семидневной недели.
Величайшим поэтическим произведением древневосточной литературы является «Эпос о Гильгамеше, или О всё видавшем». В центре эпоса человекбогоборец, претендующий на бессмертие. Эпос о Гильгамеше выражает художественно-мифологическое мировоззрение.
Первоначально общество шумеров не знало жречества как особого сословия. В Вавилонии жречество было развито. В храме бога Солнца – Шамаша – были даже жрицы-затворницы, своеобразные дохристианские монахини.
Жречество сдерживало развитие науки и культуры в целом. Но математические познания были глубокими, что характерно для культуры с мощным жречеством. Вавилонские математики стали основоположниками алгебры, они решали уравнения с тремя неизвестными. Больших успехов достигла астрономия, были созданы основы карты звездного неба. Вместе с тем и астрономия, и медицина развивались в тесной связи с астрологией и магией.
Первые следы появления земледелия на территории Египта относятся к эпохе неолита (7 тысяч лет до н.э.), однако характерные для цивилизации черты появляются лишь к VI тысячелетию до н. э. Человек начал переходить в этих местах к оседлости, активно развивалось скотоводство и земледелие, начали изготавливаться предметы погребального культа из терракоты, появилось гончарное ремесло. Чтобы обуздать Нил, сделать его управляемым, люди начали возводить береговые дамбы, сооружать водоотводные каналы, насыпать поперечные плотины (3300 г. до н. э.). В первой половине IV тысячелетия окончательно складывается система орошения, которая господствовала до середины XX столетия. Во второй половине IV тысячелетия до н. э. «номы» — отдельные догосударственные общества, сложившиеся вокруг ирригационных систем, объединились в Верхне-Египетское и Нижне-Египетское царства. Центром Южного (Верхнего) Египта стал город Иераконполь, а Северного — Буто. Древнеегипетское письмо не передавало гласных звуков, поэтому все названия и имена традиционно даются в древнегреческой транскрипции, которая значительно видоизменяла подлинное звучание.
Историю Древнего Египта принято делить на периоды Древнего (конец IV—III тысячелетие до н. э.). Среднего (до XVI в. до н. э.) и Нового царств (до конца XI в. до н. э.). Выделяют также 3050—2715 гг. до н. э., время правления I и II династий, в так называемый Ранний период, который предшествовал Древнему царству. Основателем первой египетской династии и объединителем Египта считается полулегендарный царь Менее (Мина) (2950 г. до н. э.). Еще Менесу приписывается основание «Белых стен» (Мемфиса) — города на левом берегу Нила, главной опорной крепости, контролирующей Дельту. Многолетние войны на севере завершились окончательной победой при царе II династии Хасехемуи (2660 г. до н. э.), который, уничтожив до 50 тысяч северян, жестоко подавил восстание в Нижнем Египте. С прекращением династической борьбы и с победой юга фактически начинается эпоха Древнего царства (2715—2192 гг. до н. э.), эпоха пирамид, когда столицей Египта становится Мемфис. Одно из названий этого города (Хет-ка-Птах—Усадьба двойника Птаха) в греческом произношении звучало как Айгюптос, что дало современное название страны — Египет. Во главе сложившегося единого египетского государства стоял царь, которого в литературе чаще всего называют фараоном (этот термин пришел из греческого языка).
В период правления III—VI династий начинается строительство пирамид. Первой считается пирамида фараона Джосера в Саккаре (около 2620 г. до н. э.), построенная архитектором Имхотепом. Внедрение папируса в качестве письменного материала помогло египтянам сохранять разнообразные научные сведения. Установились прочные торговые связи с Ливаном и Сирией. С VI династии (2290 г. до н. э.) начинается постепенный закат государства, закончившийся периодом бедствий и внутренних конфликтов. Чиновники, управлявшие областями (номархи) стали бесконтрольно править провинциями и по примеру фараонов принялись возводить величественные гробницы. С другой стороны, при царе Меренре (2255—2246 гг. до н. э.) впервые не было возведено пирамиды фараона. После самого длительного в истории правления — фараона Пепи II (2246—2152 гг. до н. э.), во время правления VII—VIII династий, происходит распад государства, который сопровождался гражданскими войнами. В последующую эпоху (IX—Х династий) Египтом правят две параллельные династии. Номархи (правители) Фив, объединив под своей властью другие номы Нижнего Египта, отказываются подчиняться фараонам, столица которых находилась в южном Египте (время правления IX династии) и впоследствии также провозглашают себя царями. Таким образом, Верхним Египтом с центром в Фивах управляет впоследствии победившая XI династия, а Нижним Египтом со столицей в Гераклеополисе — IX—Х династии. Этот период называют Первым междувластием. Обстановка в Египте изменилась в период Среднего царства (2040—1650 гг. до н. э., XI—XIV династии).
Фараоны Антеф III, Ментухотеп I и Ментухотеп II вновь объединяют Верхний и Нижний Египет, наместники лишаются какого-либо влияния. Фивы становятся культурно-политическим центром страны под покровительством верховного бога Амона. Захвативший престол Аменемхет I основывает новую столицу, Иттауи, к югу от Мемфиса (1991 г. до н. э., XII династия). В период своего правления, будучи опытным администратором, он собственноручно определил границы номов, ограничил власть номархов и строго регламентировал сферу их полномочий. Сын Аменемхета I, Сесострис I, покоряет «золотую» страну Нубию вплоть до третьих порогов Нила, затем при его наследниках были завоеваны Сирия, Куш, Палестина и ряд других территорий. Были продолжены работы по обустройству страны, например, усовершенствована ирригационная система Фаюмского оазиса, а жрецом Ахмесом были предложены способы определения площадей и исчисления дробей.
В 1783 г. до н. э. начинается период Второго междувластия, продолжавшийся до 1580 г. до н. э. (XIII—XVII династии). Многочисленные претенденты на царский трон (за 200 лет сменилось почти 175 фараонов) настолько ослабили страну, что гиксосы — кочевники, пришедшие из Азии, завоевывают Египет. Их вождь, Салитис, был провозглашен фараоном, а город Аварис, на востоке дельты Нила, стал новой столицей страны. Формально подчиняясь новым царям, правители Верхнего Египта сохранили свою самостоятельность и при помощи фиванских жрецов смогли изгнать гиксосов из страны. Ахмосис (Яхмос), основатель XVIII династии, победоносно занимает Аварис и изгоняет гиксосов на территорию Палестины. Появление в Египте боевых колесниц, заимствованных у гиксосов (лошади не были ранее известны египтянам), сделало армию фараонов сильнейшей в регионе. Начался подъем в науке и искусстве. Например, папирусы сообщают о первых хирургических операциях. С воцарением Яхмоса (1580—1558 гг. до н. э.) начинается самый блестящий период египетской истории (до     продолжение
–PAGE_BREAK–1085 г. до н. э.), который называется историками Новым царством (XVIII—XX династии). Это время правления великих фараонов Аменофисов (Аменхотепов), Тутмосов, царицы Хатшепсут, Эхнатона, Тутанхамона и Рамсесидов. Расцвет страны приходится на правления Аменофиса III и Тутмоса III (он провел 17 успешных военных кампаний), когда границы страны на севере дошли до северной Сирии и Евфрата, а на юге до четвертого порога Нила. Обложение покоренных народов тяжелыми податями обогащало сам Египет, способствовало грандиозным строительным работам.
К периоду Нового царства относится строительство храмов в Карнаке, Луксоре, Абидосе, Абу-Симбеле и пирамид в Долине фараонов в Фивах. Пришедший к власти Аменофис IV (1372—1354 гг. до н. э.) переносит столицу в Ахетатон (современную Эль-Амарну), вводит новый культ бога Атона вместо прежнего Амона, а сам принимает имя Эхнатон. Серьезные изменения в государственной жизни временно ослабили Египет, но уже преемники Эхнатона восстановили культ Амона и возвратили столицу в Фивы. Под руководством военачальника Хоремхеба Египет возвращает себе утраченные при Эхнатоне территории. Еще одним испытанием для Египта стало нашествие хеттов, которое было приостановлено лишь свирепой эпидемией. Неожиданная отсрочка позволила фараону Сети I (1312—1298 гг. до н. э.) даже отвоевать сирийский город Кадеш. Сын Сети I Рамсес II, правивший 66 лет, еще продолжал грандиозное строительство в Египте, хотя и терпел поражения в сражениях с хеттами. В восточной части Дельты он заложил новую столицу — Пер-Рамсес (около современного Кантира), чем снискал себе славу фараона-строителя. Однако последующие Рамсесиды все чаще стали сталкиваться с серьезными проблемами. В стране господствовала коррупция, жрецы приобретали все большую власть, народу не хватало даже хлеба, с севера наступали «народы моря», появившиеся в результате распада хеттского государства, с запада —ливийские племена.
После кончины Рамсеса XI, в 1085 г. до н. э., в стране разразилась гражданская война, которая в 1070 г. до н. э. положила конец династии Рамсесидов. Власть фактически перешла от фараонов к жрецам бога Амона, а царский титул перестал восприниматься как божественный. Время правления XXI—XXX династий называют Поздним периодом (иногда историки разделяют время правления XXI—XXV и XXVI— XXX династий на периоды Третьего междувластия и Поздний период). Уже при последних Рамсесидах Египет потерял свое прежнее влияние в Передней Азии. Жрец храма Амона в Карнаке Херихор стал фактическим правителем Верхнего Египта, а наследственный правитель одного из городов в Дельте (Таниса) Смендес властвовал на севере страны. Несубанебджед, могущественный правитель Таниса (Пер-Рамсеса), стал основателем новой, XXI династии, цари которой около ста лет правили Дельтой, поддерживая дружественные отношения с правителями и верховными жрецами Амона-Ра в Фивах. Через столетие на политическую арену выступили ливийцы, уже с давних пор проникавшие с запада и оседавшие в дельте. Еще со второй половины Нового царства пленные ливийцы использовались фараонами в качестве воинов-наемников. Впоследствии ливийцы селились в дельте целыми семьями. Шешонк, один из вождей-военачальников при последнем царе XXI династии, Псусеннесе II, в 950 г. до н. э. провозгласил себя царем и стал основателем новой, XXII ливийской династии.
Со времени переноса столицы из Таниса в Бубастис начинается новый период в истории страны. Шешонк I укрепил свою власть в дельте и объявил своего сына верховным жрецом Амона-Ра в Фивах. Казалось, страна вновь объединяется. Вскоре войска Шешонка вторглись в Палестину, в 945 г. до н. э. ими был взят и разграблен Иерусалим. Затем север Верхнего Египта контролировался могущественным номархом Гераклеополя, на юге власть находилась у жречества Амона-Ра. Страна переживала время тяжелого кризиса, упадка ирригационной системы. За новое объединение страны выступило фиванское жречество, которое смогло в этой борьбе опереться на военную мощь уже отделившейся от Египта Нильской Эфиопии (Куша). Консолидация местных эфиопских племен кушитов привела в VIII в. до н. э. к возникновению на южных границах Египта государства со столицей Напата у четвертого нильского порога. В середине VIII в. до н. э. эфиопский царь Пианхи вступил в Фивы и при поддержке жречества Амона, которому поклонялись и в Эфиопии, начал поход на север. Нижний Египет оказал упорное сопротивление. Возглавил борьбу против эфиопов правитель Саиса Тефнахт, которого поддерживали жрецы Мемфиса. Однако Мемфис был взят, и Пианхи вступил в дельту, пленив последнего царя XXIII ливийской династии — Осоркона. Тефнахт был вынужден признать власть Пианхи над Нижним Египтом.
Кушиты считали себя не завоевателями, а реставраторами древнеегипетской традиции, им частично удалось вернуть прежний блеск Египту. Например, в Судане, в некрополе Мероэ, они начали возводить остроконечные пирамиды, правда менее пропорциональные, чем египетские. XXIV династия правила уже не всем Египтом. Один из ее царей, Бокхорис, попытался положить конец ростовщичеству и долговому рабству в дельте. По преданию, он был взят в плен эфиопским царем Шабакой и сожжен.
В XXV династии (эфиопской) кроме Шабаки, окончательно объединившего страну, следует упомянуть имя Тахарки. Эти цари пытались играть политическую роль и в Передней Азии, но не могли даже контролировать Египет. Формально Египет в это время был единым государством с Нубией, которым управляла суданско-нубийская династия. Но уже царь Танумтамон жил практически не в Египте, а в Судане. Страна распалась на мелкие ливийские и египетские княжества, и в 647—665 гг. до н. э. Египет не смог противостоять ассирийскому завоеванию. В борьбе против захватчиков, правителям Саиса в дельте, Псамметиху I (663—610 гг. до н. э.) и его сыну Нехо II (609—594 гг. до н. э.), ливийцам по происхождению (XXVI династия), удалось объединить страну, откупившись золотом от ассирийцев. Нехо II принял участие в бурных событиях, сопровождавших гибель Ассирии в конце VII в. до н. э. Он на короткое время завоевал Палестину и Сирию, однако был наголову разбит вавилонскими войсками Навуходоносора II. Нехо пришлось отойти на собственную территорию. Однако честолюбивый правитель взялся еще за одно великое дело, он решил соединить Средиземное море с Красным. Это стоило жизни 120 тысячам рабов, но работы завершились лишь через 150 лет, при персидском царе Дарий. В 550 г. до н. э. греки основывают свою первую колонию на территории Египта — Навкратис, стремясь при помощи торгово-политического союза противостоять персам. В 527—525 гг. до н. э. Египет, после поражения Псамметиха III от Камбиса II, был завоеван персами и стал шестой сатрапией огромной империи. Персидские цари (Камбис II, Дарий I, Ксеркс I) провозглашали себя фараонами, но не переносили центр своей империи в Египет. Господство персов продолжалось почти два века. Восстания, зачастую инспирированные греками, однако, не приводили к независимости страны. Лишь Амиртею в 404 г. до н. э. (во время правления Ахеменидов в Персидской державе) удалось снова добиться независимости (XXVIII—XXX династии). Особенно прославился Нектанеб I (378—360 гг. до н. э.), который даже пытался завоевать некоторые области Передней Азии. В 343 г. до н. э. Артаксеркс III вновь сумел восстановить контроль над Египтом.
Вторжение войск Александра Македонского в 332 г. до н. э. было воспринято египтянами как избавление от персидского владычества. Он основал город Александрию. После смерти Александра Македонского в Вавилоне в 323 г. до н. э. его империя распадается. После правления в стране Филиппа Архидея и Александра IV (323— 304 гг. до н. э.), Египет попадает под власть одного из полководцев Александра Македонского Птолемея Лага (Сотера). Он основывает династию Птолемеев, начинается эллинистический период в жизни страны (IV—I вв. до н. э.). Первоначально преемники Птолемея I проводили мудрую и гибкую политику. Они восстанавливали разрушенные персами храмы, строили новые святилища, например Филе, Карнак, КомОмбо, Дендеру. К этому времени относится строительство Александрийского маяка, ставшего одним из чудес света. Однако Птолемеи начинают затяжные военные кампании против империи Селевкидов, запрещают использование папируса в качестве писчего материала (его сменяет пергамент). В это время Александрия становится признанной столицей Египта, центром не только торговли, но и культуры. Здесь жили многие знаменитые философы, писатели, художники. Здесь впервые на греческий язык переводится Библия. Здесь основывается знаменитая библиотека, делаются многие технические открытия. Кризис наступает с восшествием на престол Птолемея IV Филопатора (221—205 гг. до н. э.), который для нрихода к власти убивает свою мать, сестру и брата. Бесконечные дворцовые интриги, убийства, войны с государством Селевкидов становятся нормой египетской жизни. В середине I в. до н. э. власть перешла к 10-летнему Птолемею XIII, который был женат на своей 17-летней сестре Клеопатре VII. Интриги вышей знати вынудили ее искать покровительства римлян. Клеопатра обратилась за помощью к Помпею, который в это время начал войну с Юлием Цезарем. Однако в битве при Фарсале (48 г. до н. э.) Помпеи потерпел поражение и бежал в Александрию, где затем был убит. Именно в это время, в 47 г. до н. э., сгорела знаменитая Александрийская библиотека. Цезарь, покорив страну, не смог устоять перед чарами образованной и красивой царицы, которую он утвердил на египетском троне. Вместе с Цезарем Клеопатра торжественно въезжает в Рим, где, согласно египетским обрядам, совершается их бракосочетание. От их брака родился сын и наследник — Цезарион. После гибели Юлия Цезаря в 44 г. до н. э. Клеопатра возвратилась в Александрию, куда вскоре прибыл Марк Антоний, правитель восточной части римского государства, ставший новым возлюбленным Клеопатры. В 31 г. до н. э. Марк Антоний в битве при Акциуме потерпел поражение от своего соперника Октавиана Августа. В 30 г. до н. э. Антоний кончает жизнь самоубийством, а через несколько недель за ним последовала и Клеопатра, предпочтя смерть плену. Октавиан приказал умертвить Цезариона, последнего из Птолемеев, что положило конец XXXIII династии. Египет стал провинцией Римской империи и до 395 г. переживал с ней времена расцвета и упадка.
Бегство в Египет Святого Семейства знаменует начало новой истории этой древней страны. Согласно традиции, в 40 г. апостол Марк начал проповедь христианства в Египте, которое постепенно завоевало признание во всей стране. В условиях обеднения страны и жестоких преследований христианства со стороны римских императоров, в особенности Деция (249—251), в Египте появляются первые монахи-отшельники в глухих местах Синайского полуострова и в Фиванской пустыне. Под влиянием примера Святого Антония и его ученика Павла основываются и первые монастыри. В 272 г. Зенобий, правитель Пальмиры, совершает успешную военную экспедицию в Египет, но вскоре попадает в плен к римлянам у Евфрата. Египет вновь становится частью владений «императоров-солдат». В условиях жестоких преследований внутри христианской общины возникли яростные богословские споры. Одним из раскольников стал Арий Александрийский (280—336), который обосновал (318) собственное арианское учение, объявленное Никейским Вселенским собором 325 г. еретическим. Переломным в истории христианства было правление императора Константина (306— 337), поскольку Миланским эдиктом императора была провозглашена свобода вероисповедания. При Феодосии (379—395) христианство было объявлено государственной религией, а в 383 г. все языческие храмы были либо разрушены, либо переделаны в христианские церкви. После смерти Феодосия Римская империя была разделена между двумя его сыновьями. Египет стал основной частью владений Аркадия и провинцией могущественной Византии. Это произошло в 395 г. После Вселенского собора 451 г. в Халкедоне происходит окончательный раскол Египетской (коптской) Церкви и официального христианства. В 551 г. был закрыт последний «древнеегипетский» храм в Филе, а в 527 г. основан монастырь святой Екатерины — оплот православия в Египте. Это и в настоящее время действующий монастырь с самым богатым в мире собранием древнейших икон. В б 10 г. византийским императором стал Ираклий. Именно в его правление, в 619 г., в Египет вторглись персы, которым активно помогали евреи и христиане-монофизиты. Персы, копты и евреи разрушили большую часть Александрии и утвердились в Египте, но в 629 г. Ираклию все-таки удалось восстановить свою власть в Египте и даже занять Месопотамию. В 639 г. войска арабского халифа Омара под предводительством Амр ибн эль-Аса одержали победу над византийцами, оккупировали Дельту и основали город Фустат (часть современного Каира). К 642 г. арабам удалось овладеть всем Египтом. Упорное сопротивление новым захватчикам оказала лишь Александрия, которая пала в 641 г. после 14 месяцев осады. В 661 г. Муавия, губернатор Сирии, отказался повиноваться халифу Али, захватил власть и основал в Дамаске династию Омейядов. В 706 г. арабский язык стал официальным языком в Египте, а все ключевые посты оказались сосредоточенными в руках мусульман. Арабский военачальник Абу аль- Аббас ас-Саффах (потомок одного из родов семьи пророка Мухаммеда) возглавил коалицию противников Омейядов и уже в 750 г. стал первым халифом династии Аббасидов. Последний правитель предыдущей династии был обезглавлен. Аль-Мансур, сын Аббаса, основал Багдад и перенес туда столицу халифата. Губернатор Египта Ахмед ибн-Тулун восстал против халифа, разбил багдадские войска и даже захватил часть Сирии. В 868 г. он основал в Египте новую династию Тулунидов. Свою столицу Аль-Катайя Ахмед ибн- Тулун украсил многочисленными монументами, дворцами, мечетями, однако вскоре после его смерти, в 905 г., Аббасидам удалось временно восстановить свое господство над Египтом. После кратковременного правления в стране династии Ихшидидов (935—969), основанной тюрком Мухаммедом ибн-Тугджем, получившим от Аббасидов титул правителей Согдианы и Ферганы «ихшид», в Египте началось правление Фатимидов. Время правления мусульманских династий было разорительным для Египта. Фатимиды, выходцы из Северной Африки, считали себя потомками Фатимы, дочери пророка Мухаммеда, отсюда и название их династии. Они в 969 г. основали новую столицу Аль-Кахира («Победительница»), превратившуюся в современный Каир. При Фатимидах впервые за долгие годы Египет вновь становится независимым государством. В 1001 г. император Византии Василий II и правитель Египта Аль-Хаким заключили договор, по которому признавали новые границы между двумя государствами (на территории современной Сирии). Однако уже в 1009 г. Аль-Хаким разрушил храм Гроба Господня в Иерусалиме. Во второй половине XI в. Каир разрушают турки-сельджуки, а норманны Сицилии — Дамьетт, важный город в Дельте. В 1168 г. король-крестоносец Амальрик Иерусалимский вторгся в Египет и разбил армию Фатимидов около Каира. Столица державы Фатимидов Фустат полностью сгорел, и от города осталась лишь мечеть Амра. В 1171 г. полководец Салах-ад-дин ибн-Айюб (Саладин), курд по происхождению, окончательно уничтожил державу Фатимидов и объединил Сирию и Египет. Он стал основателем новой династии, правившей до 1250 г. и получившей название Айюбидов. Саладин вел успешные боевые действия против крестоносцев, у которых отобрал Палестину, Иерусалим, Антиохию. При Саладине был создан и корпус мамлюков, успешно противостоявший рыцарям-крестоносцам. В 1250 г. мамлюки захватили власть в стране и основали новую династию тюркских мамлюков — Бахаритов. Новые правители, утверждая свою власть, начали возведение в Каире великолепных зданий (мечетей, медресе, мавзолеев), которые считаются лучшими архитектурными памятниками исламского мира. В 1382 г. бывший раб-черкес Захир Сайф-ад-дин Баркук, руководитель одного из отрядов мамлюков, захватил власть в стране и основал новую династию Бурджитов («черкесских мамлюков»), за время правления которой Египет постепенно утрачивает остатки своего великолепия. Постоянная борьба за власть (большинство правителей умирало не своей смертью), военные неудачи, преследования коптов, торговое соперничество португальцев — все это подрывало силы страны. Османский султан Селим I, после двух побед над войсками Бурджитов, захватил Египет. В 1517 г. был казнен последний правитель из династии Бурджитов Ашраф Туман-бей, и Египет вошел в состав Османской империи. 1 июля 1798 г. 35-тысячная французская армия во главе с Наполеоном Бонапартом высадилась около Александрии и захватила весь Египет, нанеся ряд поражений мамлюкам. Французы хотели превратить Египет в «цивилизованную» колонию, а также разрушить систему влияния Англии на Востоке. В августе 1798 г. французский флот был разгромлен при Абукире, к востоку от Александрии, английским адмиралом Нельсоном. В 1799 г. Бонапарт предпринял неудавшийся до конца поход в Сирию, заняв Газу и Яффу и нанеся ряд поражений туркам. Высадившиеся в сентябре 1801 г. английские войска заставили капитулировать остатки французов, которыми руководил генерал Мену. Англичане, вынужденные также эвакуироваться из Египта, оставили страну в состоянии полной анархии. В 1805 г. молодой офицер из албанского отряда наемников — Мухаммед Али, используя недовольство египтян мамлюками и при поддержке Стамбула, провозгласил себя пашой и турецким наместником в Египте. Он добился вывода из страны остатков войск англичан. 1 марта 1811г. Мухаммед Али пригласил на пир в Каирскую цитадель 470 мамлюкских вождей. Когда пир подошел к концу, гости, собиравшиеся разойтись по домам, проходили через узкий проход между крепостными стенами, и солдаты Мухаммеда Али, перекрыв все выходы, устроили резню мамлюков. Обладая большим авторитетом в стране, Мухаммед Али совершает успешные походы в Саудовскую Аравию, Грецию, Сирию, Ливан, Судан. Западные государства, обеспокоенные появлением новой мощной восточной державы, заставляют, однако, Мухаммеда Али отказаться от всех завоеванных территорий (кроме Судана). Тем не менее в 1840 г. он признается наследственным правителем Египта (ранее сохранялась формальная зависимость Мухаммеда Али от Оттоманской империи). В 1882 г., используя различные предлоги, Великобритания оккупировала Египет, разгромив войска Араби-паши и вытеснив французов в контроле над финансами. В 1914г. Англия провозгласила Египет протекторатом. В 1922 г. был формально упразднен протекторат и Египет был провозглашен независимым королевством во главе с Фуадом I. Во время Второй мировой войны, в 1942 г., итало-немецкие войска под командованием Роммеля вели успешные наступательные операции в Египте.
По окончании войны в Египте получают распространение коммунистические и исламистские идеи. В 1948—1949 гг. на Ближнем Востоке разразилась война между Израилем и коалицией арабских государств (Египет, Иордания, Ирак, Сирия, Ливан, Саудовская Аравия, Йемен). Египет в ходе этой войны оккупировал сектор Газа. 22— 23 июля 1952 г. в стране произошел бескровный переворот, подготовленный и осуществленный организацией «Свободные офицеры» во главе с генералом Мухаммедом Нагибом. Молодые военные, создавшие правительство, повели страну по пути решительных реформ. 18 июня 1953 г. в Египте была провозглашена республика. Первым президентом страны стал генерал Нагиб, однако в 1956 г. он был отстранен от власти группой военных во главе с полковником Насером. В июне 1956 г. последний стал новым президентом страны, под его давлением англичане вывели все свои войска из Египта. Когда США и Всемирный банк отказались финансировать строительство Асуанской плотины, Насер решил национализировать Суэцкий канал. В качестве ответных действий Израиль оккупировал Синайский полуостров, а Англия и Франция высадили свои десанты в районе Порт-Саида. Лишь под давлением Советского Союза и США заключается перемирие и выводятся все войска из Египта. Насер начинает ориентироваться на Советский Союз, проводит индустриализацию страны, строит Асуанскую плотину, вводит новую систему здравоохранения, пытается в 1956— 1958 гг. вместе с Сирией и Северным Йеменом создать Объединенную Арабскую Республику. Хотя уже в 1961 г. Сирия вышла из состава новой союзной республики, прежнее название оставалось в употреблении до сентября 1971 г., когда за Египтом было закреплено современное название. В 1967 г., в ответ на закрытие Египтом прохода для судов по проливу ат-Тиран, Израиль в ходе Шестидневной войны оккупировал Синайский полуостров вплоть до Суэцкого канала, были заняты также Голанские высоты и весь Иерусалим. Насер под угрозой полного разгрома подписал договор о прекращении огня. После смерти Насера в     продолжение
–PAGE_BREAK–