История бизнеса на Руси

История бизнеса на Руси

М.
Туган-Барановский в своем труде “Русская фабрика в прошлом и
настоящем” писал, что русские ремесленники “ничего не принимают на
заказ, но все изготовляют для продажи – башмаки, туфли, сапоги, кафтаны и
другие предметы одеяния, шубы, постели, одеяла, столы, стулья – короче
всевозможные предметы”. Все эти вещи ремесленники поставляли купцам за
определенную плату, а те продавали их в своих магазинах. При редкости населения
и ничтожном количестве городов в московской Руси торговец являлся необходимым
посредником между производителем и потребителем. Поэтому, как заключает М.
Туган-Барановский, “торговец не мог не быть крупной фигурой в общественной
и экономической жизни старого времени”

Русским
купцам приходилось вести ожесточенную конкурентную борьбу с иностранцами,
которые при Петре 1 стали активно действовать на российском рынке, умело и
сплоченно воздействуя на городские власти. Как писал Посошков, иностранцы,
приехав “засунут сильным персонам подарок во сто – другое, то за сто
рублев сделают они, иноземцы, прибыли себе полмиллиону…”

Еще
до Петра 1 Русь выработала несколько форм соединения промышленных и торговых
сил. Обычной формой такого соединения был торговый дом. Это – экономический
союз неразделенных родственников – отца, братана брательников, племянников. В
нем не было ни сложения капитала, ни совместного ведения торговых операций:
всеми делами управлял большак – отец или братан, которые несли перед
правительством полную ответственность за все дела кровных родственников и
приказчиков. В конце XVI века славился своими торговыми делами торговый дом
братьев Строгановых, заработавших на солеварном бизнесе 300 тысяч рублей.

Черта
первого поколения русских предпринимателей – неуемное стремление вырваться
любой ценой из пут крестьянско-крепостного рабства и подняться хотя бы на одну
ступеньку выше. Второму поколению присуща упорная жажда обогащения, деспотизм и
самоограничение, вместе с которыми рождается стремление к общественному служению
и благотворительности, меценатству. Облик третьего поколения крупных русских
предпринимателей определяется культурными достижениями в бизнесе и ростом
политического самосознания.

Яркой
иллюстрацией этого служит путь становления одной из самых знаменитых
предпринимательских династий России – Морозовых, в родословной которых
представлена почти вся история российской промышленности. Их отличает
крестьянское происхождение, связь со старообрядством, упорство в достижении
цели, что было типично для всего крупного предпринимательства. Об основателе
династии Савве Морозове сохранилось легенда, что свой товар – красиво
отделанные кружева, ленты, бахрому он носил сам, пешком от владимирского села
Зуева, за сто верст от Москвы: уходил засветло, а к вечеру уже входил со своим
красным товаром в богатые дома Москвы. Конкурентоспособность его товара была
настолько высока, что вскоре скупщики стали выходить ему навстречу, чтобы
первым взять товар. Обладая, как и многие русские купцы двойственностью натуры,
Савва Морозов, как и первые Рокфеллеры в Америке, использовал все средства
обогащения, например, промышлял торговлей фальшивыми ассигнациями.

В
дальнейшем росте Морозовских капиталов большую роль сыграло вхождение Саввы
Васильевича Морозова в состав Рогожской общины московского старообрядчества. По
мнению многих исследователей, старообрядчество в России сыграло почти такую же
роль, как кальвинизм в Западной Европе и явилось одним из важных источников
накопления крупных капиталов. Из среды старообрядцев вышли крупные династии
фабрикантов России – Морозовы, Гучковы, Солдатенковы, Хлудовы, Рябушинские.
Савва Морозов быстро занял главенствующее положение, став одним из ее
попечителей. Попечители сосредотачивали в своих руках огромные средства. Помимо
этого, купцы – старообрядцы могли рассчитывать на разветвленную сеть
посредников из числа старообрядцев для перевозки и охраны своих товаров. Члены
старообрядческих общин были везде – содержали постоялые дворы, были в ямщицких
артелях, торговых агентствах и крепко связаны суровой дисциплиной и
послушанием. Все это способствовало быстрому росту крупного бизнеса
старообрядцев

Конкурентоспособность
российских товаров опиралась на уникальность, красоту и доступность
производимых товаров. Русские купцы, даже иностранного происхождения, всегда
старались удивить своими товарами или методами их рекламы.

Так,
в 1882 году на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Москве
вдруг… забил фонтан из цветочного одеколона и каждый мог попользоваться
бесплатной ароматической водой. Его открыл для посетителей владелец фабрики
Генрих Брокар (ныне парфюмерная фабрика “Новая заря”). А еще раньше
“Брокар и Ко”, при открытии своего нового магазина в Москве выпустил
в продажу “образцовые коробки”, в которой находилось десять предметов
– духи, одеколон, мыло, пудра, помада, саше (ароматная подушечка для белья).
Все это вместе с изящной упаковкой стоили всего… один рубль.

До
сих пор, сто лет спустя, поражают краски и плотность морозовских сатинов,
яркость прохоровских ситцев, изящество кузнецовского фарфора. Обувь,
сработанная на “Высочайше утвержденном товариществе Санкт-Петербургского
механического производства обуви, знаменитые – “скороходы” –
полуботинки и дамские полусапожки за сто лет не потеряли своей формоустойчивости
и подлинного изящества.

В
каждом деле существовали свои секреты, тщательно охраняемые от конкурентов.
Например, образцы прочных красителей текстильные фабриканты получили от
растительных красок, используемых древними египтянами при росписи своих фресок.
Тайна высокой формоустойчивости и прочности, особая “доброта”, то
есть качество скороходовской обуви – в секретах дубления кожи в естественном
колагене – белке куриного яйца. Все это делало русские товары наиболее
конкурентоспособными в Европе, о чем свидетельствуют многочисленные золотые и
серебряные медали, полученные русскими товарами на европейских и всемирных
выставках. Все это позволяет сделать вывод, что в России в конце XIX-ХХ века
зародилась товарная концепция маркетинга, подобно тому как производственная в
это же время развивалась в Америке.

Отношение
русских предпринимателей к своему делу и богатству было несколько иным, чем на
Западе и в Америке. На свою деятельность русские купцы и промышленники смотрели
не только как на источник наживы, но и как на выполнение более широкой задачи,
своего рода миссию, или, как говорили на Руси, как на свой крест, возложенный
Богом или судьбой. Про богатство говорили, что Бог дал его в пользование и
потребует за него отчета. Этим и объясняется широкое развитие благотворительности
и меценатства, коллекционирования. В дореволюционной России не было такого
культа богатых людей и богатства, как на католическом и протестантском Западе.
У городской интеллигенции, разночинцев к богатым было недоброжелательное
отношение, которое сыграло свою роль и в революционных событиях. В купеческих
клубах и на бирже богатство также не играло решающей роли, а при выдвижении
владельца на высокие посты всегда интересовались его происхождением. Не любили
и не уважали не только ростовщиков, но и откупщиков, бравших откуп на торговлю
водкой, а также тех, кто нажил свое состояние “выворачиванием шубы” –
то есть неплатежами.

Более
подробно с этими вопросами можно ознакомиться в монографии “Исторические
корни Российской модели маркетинга” Н.С. Перекалина, действительный член
Академии проблем качества, д. э. н., профессор
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.troek.net/