Носовиха
Носовиха? Вряд ли кто сейчас ответит, что это такое. Давно уже нет деревни Носовихи (Сергеевка и Александровка тож),
вошедшей в 1960 году в состав г.Железнодорожный, но часть старинной дороги, идущей от МКАД по-прежнему зовут Носовихинским шоссе, о чем напоминает нам
солидный транспарант, установленный в конце Кетчерской улицы у моста через кольцевую дорогу.
На восточной окраине старой Москвы, между таганкой, Яузой и Рогожской заставой лет
200-300 тому назад располагалась знаменитая Рогожская ямская слобода. Заканчивалась она у Каменной Рогожской заставы, где с 1742 года проходил
Камер-Коллежский земляной вал – граница города. От заставы сохранился каменный столб с надписью “От Москвы две версты”.
В прежние времена от Рогожской заставы пролегали три дороги: знаменитая “Владимирка” (теперь шоссе Энтузиастов), проходившая через село
Рогожки (впоследствии г.Богородск, затем – Ногинск) во Владимир; “Носовиха”, проходившая через Перово и Носовиху в Павловский Посад (
прежде Вохна или Вохонь); “Коломенка” – через Люберцы и Бронницы до Коломны и дальше на Рязань (с 1919 года – ул. Рабочая).
Рядом с Москвой по Носовихинской дороге в 19 веке селились работники близлежащих
предприятий (большей частью старообрядцы). В поселке Носовиха действовала церковь Василия Исповедника (архитектор А.И.Попов). В начале 1930-х годов
служба в церкви была прекращена. Здание стали использовать для хранения следственных дел НКВД.
В 1864-66 годах началось строительство Московско-Курской железной дороги, которая
пересекла все три вышупомянутые шоссе. Она прошла по мосту над Владимиркой, под мостом Коломенской, через переезд Золоторожскоговала у завода
“Гужон”( ныне “Серп и Молот”), а Носовиху просто перекрыли и на ней построили товарную станцию и вагоноремонтные
мастерские (ныне завод имени В.Е.Войтовича). Дорога на Перово и Носовиху стала начинаться от мастерских. После постройки
между мастерскими и Старообрядческой улицей автобазы Метростроя №3 проезд на Перово стал начинаться у северной границы старообрядческого
Рогожского кладбища, возникшего между Перовской и Коломенской дорогами еще во время чумы 1771 года.Ныне это участок дороги называется Перовским проездом.
Левая сторона дороги (Перовского проезда) застраивалась со второй половины XIX столетия типовыми деревянными домиками, стоявшими регулярными кварталами между
Владимирским шоссе и Носовихой. Поселок этот первоначально также называли Носовихой, а улицы и переулки именами домовладельцев или их прозвищами: Шепелюгинская,
Душинская, Старообрядческая улицы, Бобылевский, Бондарный, Еремеевский, Минеев, Мягков, Магазинный, Рунов, Силин, Постовой переулки…
Рогожское кладбище стало единственным общественным и культурным центром старообрядцев.
Церковные службы здесь никогда не прерывались. В 1930-годы, когда почти все церкви в городе были закрыты, на Рогожское кладбище приходили молиться, святить
пасху и куличи христиане различных направлений. После тотальной эвакуации в октябре 1941 года службу здесь продолжил священник протоиерей отец Лев
Лазаревич Овсянников. Его дети были отмечены за свои трудовые заслуги различными государственными отличиями вплоть до орденов Ленина включительно.
Карп Львович Овсянников с довоенных лет возглавлял строительный главк Моссовета. Реконструкция и строительство Москвы, а в годы войны и ее оборона,
велось непосредственно под его руководством.
Дора Львовна (в крещении -Феодора) была педагогом; несколько поколений всех местных
жителей внутри четырехугольника железнодорожных линий Курской и Нижегородских дорог были ее воспитанниками. Рассказывали, что один из ее учеников был в местной воровской
шайке, которая однажды пыталась ограбить и ее, поздно вечером возвращающуюся домой. По голосу дора Львовна его узнала и приказала завтра же придти в ее
кабинет. Тот с перепугу закричал: “Огольцы, атас, это Дорушка!”- и все разбежались.
Рядом с Перовским проездом, напротив завода “Москабель” у железнодорожной
линии была свалка металлолома( позже- завод”Вторчермет”), куда в годы войны привозили с полей сражений подбитую технику для переплавки на
заводе”Серп и Молот”. Местные ребята – Юра Цепков и его друзья с Перовского проезда- сняли пулемет с подбитого танка и во время вражеских
налетов обстреливали “Юнкерсы”. Когда же один из “Юнкерсов” был сбит, то никак не могли выяснить – кто сбил. Неизвестную огневую точку
вскоре нашли и ребятишек осудили за незаконное владение оружием. Выпустили их только в конце войны после длительных
хлопот матерей.
В конце Перовского проезда (дом № 41) в 1927 году был создан завод “Химметалл”, занимавшийся переработкой отходов белой жести и выпуском
радиоизделий. В начале 1930 годов его преобразовали в химический завод №5 имени М.В.Фрунзе, выпускавший продукцию на базе олова, а в конце 1930 -годов –
Московский экспериментальный завод пластмасс.
В апреле 1943 года на базе заводских лабораторий был организован НИИ пластмасс
имени Г.С.Петрова. Здесь начинал свою трудовую деятельность мэр Москвы Ю.М.Лужков.
Справа по проезду, рядом с Рогожским кладбищем, в конце 20 годов был организован
Перовский колхозный рынок, в конце войны принявший от Малаховского и Тишинского рынков эстафету главной “барахолки” Москвы. Ее закрыли только в
середине 1950-х годов, когда началась реконструкция шоссе Энтузиастов и осложнилось движение транспорта по дороге.
За переездом на следующем отрезке Носовихинской дороги в 1928 году появился 4-й
Кабельный проезд, частично застроенный заводом “Москабель”(слева), а справа -АО”Мазут”. 4-й Кабельный проезд заканчивается у бывшего
Центрального проезда ( ныне конец Авиамоторной улицы) .Здесь стояли бараки рабочих и строителей здешней большой промышленной зоны.
Промышленная зона начала складываться к началу XX столетия. У пруда ключики, рядом с
Перовской дорогой, возник рессорный заводик П.В. Мохова (80 рабочих), выпускавший рессоры к различным экипажам. После революции его преобразовали в
рессорно-механический завод им. Володарского. Здесь же с середины XIX века и до революции работала шелковая фабрика Рошфора. За прудом была дачаДавыдова. Ныне
этот участок Носовихинской дороги у платформы Новогиреево сохранился в виде Перовской и Кетчерской улиц.
Г.Еремин.