История экономических теорий

Введение
На протяжении уже по меньшей мерепоследних трех столетий ведутся последовательные теоретические исследования вобласти международной торговли, направленные на систематическое изучениеоптимального поведения страны на внешнеторговой арене. Рассмотрим классические(неоклассические) теории международной торговли. Первая теория – теориямеркантилизма (Mercantilism) – направление экономической мысли, разработанноеевропейскими учеными, подчеркивавшими товарный характер производства (TomasMun, 1571–1641; Sir William Petty, 1623–1687). Меркантилисты придерживалисьвзглядов, согласно которым количество мирового богатства ограничено и поэтомублагосостояние одной страны могло увеличиться только за счет обнищания другой.Поэтому для укрепления национальных позиций государство должно: поддерживатьположительный торговый баланс; регулировать внешнюю торговлю, поощряяувеличение экспорта при одновременном сокращении импорта; запретить или строгоограничить вывоз сырья и разрешить его беспошлинный импорт; запретить всякуюторговлю колоний с иными странами, кроме метрополий. Ограниченностьмеркантилистов состоит в том, что они не смогли понять, что обогащение странвозможно не только за счет перераспределения уже существующего богатства, но иза счет его наращивания.
Цель работы – рассмотретьнеотехнологические теории мировой торговли.
Задачи работы – рассмотретьпричины развития экономических связей между странами; обозначить основныенеотехнологические теории: меркантилистскую теорию; теорию соотношения факторовпроизводства; парадокс Леонтьева; теорию модели прямых инвестиций; теориюпередачи технологии.
1.Причины развития экономических связей между странами
Коренная причинавозникновения и развития международных экономических отношений – это различия внаделенности стран факторами производства (экономическими ресурсами), что, содной стороны, ведет к международному разделению труда, а с другой стороны, – кперемещению этих факторов между странами.1.1 Международное разделение труда
Вследствие разнойнаделенности факторами производства хозяйствующие субъекты специализируются напроизводстве ограниченного набора продукции. При этом они достигают высокойпроизводительности труда в ее изготовлении, но одновременно вынужденыобмениваться этой продукцией для удовлетворения своих потребностей. Вначалеразделение труда зарождается в рамках страны, затем охватывает соседние страныи, наконец, весь мир.
Международноеразделение труда представляет собой специализацию отдельных стран на производстветоваров и услуг, которыми они обмениваются между собой. До промышленногопереворота (конец XVIII – первая половина XIX вв.)международное разделение труда базировалось на различиях в наделенности странприродными ресурсами: климатом, почвами, недрами, водными и лесными ресурсами ит.д. Затем усиливается специализация, основывающаяся на различиях внаделенности стран остальными факторами производства – капиталом, трудом,предпринимательскими способностями, знаниями. Именно это сегодня во многомопределяет, на производстве каких товаров и услуг для мирового рынкаспециализируется страна. Так, Россия и сто лет тому назад, и сейчас поставляетна мировой рынок продукцию, производство которой обеспечивается прежде всегообилием природных ресурсов (на их базе тогда производились и экспортировалисьзерно, лен, лесоматериалы, сейчас – энергоносители). Однако в настоящее время вроссийском экспорте значительное место занимают товары, производство которыхсвязано с обилием не только природных, но и других ресурсов (например, металлыи удобрения), или же вообще не зависит от наличия природных ресурсов в стране(вооружение).1.2 Движение факторов производства
Странамцелесообразно не только использовать изобилие одних и скудость других факторовдля налаживания экспорта и импорта тех или иных товаров и услуг, но иэкспортировать имеющиеся в изобилии и импортировать недостающие факторыпроизводства. Бедные капиталом страны активно привлекают его из-за рубежа,избыточная для одних стран рабочая сила стремится найти себе применение вдругих странах, государства с развитой наукой вывозят технологию туда, гдетакой собственной технологии нет. Международное движение факторов производствазависит не только от спроса и предложения этих факторов в разных странах, но иот их мобильности, различных барьеров на пути движения факторов и многих другихмоментов, которые мешают этому движению. Тем не менее, объем международногодвижения факторов производства вполне сопоставим с объемом международнойторговли.
На этой основестроятся теории международной торговли и международного движения факторовпроизводства.
2.Основные теории мировой торговли 2.1Меркантилистская теория международной торговли
Из теориймеждународной торговли первой появилась меркантилистская теория, разработаннаяи проводившаяся в жизнь в XVI–XVIII вв. Сторонники этой теории неучитывали той выгоды, которую в ходе международного разделения труда страныполучают от импорта иностранных товаров и услуг, а экономически оправданнымсчитали только экспорт. Поэтому меркантилисты считали, что стране нужноограничивать импорт (кроме импорта сырья) и стараться все производить самой, атакже всячески поощрять экспорт готовых изделий, добиваясь притока валюты(золота). Приток золота в страну в результате положительного торгового балансаувеличивал возможности накопления капитала и тем самым способствовалэкономическому росту, занятости и процветанию страны.
Главнымнедостатком этой теории следует считать представление меркантилистов, идущеееще от средневековья, что экономическая выгода одних участников товарообменнойсделки оборачивается экономическим ущербом для других (стран-импортеров). Кглавному достоинству меркантилизма можно отнести разработанную им политикуподдержки экспорта, которая, однако, сочеталась с активным протекционизмом иподдержкой отечественных монополистов. В России наиболее ярким меркантилистомбыл, вероятно, Петр I, который всячески поощрял российскуюпромышленность и экспорт товаров, в том числе через высокие ввозные пошлины,раздачу привилегий отечественным монополистам.2.2 Теория абсолютных преимуществ
Из совершеннодругой предпосылки (по сравнению с меркантилистской теорией) исходила теорияабсолютных преимуществ. Ее создатель, Адам Смит, начинает первую главу своейзнаменитой книги «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776)словами о том, что «величайший прогресс в развитии производительной силы трудаи значительная доля искусства, умения и сообразительности, с какими оннаправляется и прилагается, явились, по-видимому, следствием разделения труда»,и далее приходит к выводу, что «если какая-либо чужая страна может снабжать наскаким-нибудь товаром по более дешевой цене, чем мы сами в состоянии изготовлятьего, гораздо лучше покупать его у нее на некоторую часть продукта нашегособственного промышленного труда, прилагаемого в той области, в которой мыобладаем некоторым преимуществами.
Теория абсолютныхпреимуществ гласит, что стране целесообразно импортировать те товары, покоторым у нее издержки производства выше, чем у зарубежных стран, иэкспортировать те товары, по которым у нее издержки производства ниже, чем зарубежом, т.е. имеются абсолютные преимущества. В противоположностьмеркантилистам А. Смит выступал за свободу конкуренции внутри страны и намировом рынке, разделяя выдвинутый французской экономической школой физиократовпринцип «laissez-faire» – невмешательствагосударства в экономику.
К наиболее сильной стороне теории абсолютных преимуществ нужноотнести то, что она демонстрирует преимущества международной торговли для всехее участников, к слабой стороне – что она не оставляет в международной торговлеместа тем странам, у которых все товары производятся без абсолютных преимуществперед другими странами.2.3 Теория сравнительных преимуществ
Отмеченный вышенедостаток теории абсолютных преимуществ стимулировал появление теорииотносительных преимуществ. Бывший лондонский дилер Давид Рикардо в своей книге«Принципы политической экономии и налогового обложения» (1817) посвятил этойтеории главу, в которой доказал, что в международной торговле выгодноучаствовать всем странам. В своем знаменитом условном примере с производствомвина и сукна в Португалии и Англии Рикардо математически доказал, что хотя вПортугалии производство этих двух товаров обходится дешевле, чем в Англии (т.е.у Португалии есть абсолютные преимущества по обоим товарам), тем не менее ейвыгодно специализироваться на производстве и экспорте вина, по которому у нееиздержки по сравнению с сукном ниже. В свою очередь, Англии целесообразноспециализироваться на производстве и экспорте сукна, потому что по немуиздержки сравнительно ниже, чем по вину, которое ей выгоднее ввозить изПортугалии в обмен на английское сукно.
Допустим, чтоотрез сукна длиной 25 м обменивается на бочонок вина емкостью 50 л ичто издержки производства измеряются только затратами труда. На производствоотреза сукна в Португалии затрачивается годовой труд 90 работников, в Англии – 100работников, а на производство бочонка вина – годовой труд соответственно 80 и120 работников.
Если Португалияоткажется от производства сукна и будет импортировать его из Англии, то накаждом отрезе она будет экономить годовой труд своих 10 работников. В своюочередь, если Англия откажется от производства вина, то на каждом бочонке онасэкономит годовой труд своих 20 работников.
В примереподразумевается, что оплата труда в обеих странах одинаковая. Но даже если онаи разная, то. как указывали последователи Рикардо, это не вносит принципиальныхизменений в теорию сравнительных преимуществ. В нашем случае, если уровеньоплаты труда в Португалии, скажем, вдвое ниже, чем в Англии, то Португалия отобмена по-прежнему получает выгоду, но уже не в два, а в четыре раза меньше,чем Англия, а у последней эта выгода, наоборот, будет не в два, а в четыре разабольше. Это нетрудно подсчитать, если условно определить годовую заработнуюплату виноделов и ткачей в Португалии в 1000 фунтов стерлингов, а их заработнуюплату ‘в Англии – в 2000 фунтов стерлингов.
Таким образом,теория относительных преимуществ рекомендует стране импортировать тот товар,издержки производства которого в стране выше, чем по экспортируемому товару. Впоследующем экономисты доказали, что это распространяется не только на двестраны и два товара, но и на любое количество стран и товаров.
Главнымдостоинством теории сравнительных преимуществ является убедительноедоказательство того, что международная торговля выгодна всем ее участникам,хотя одним она может давать меньше выгоды (в нашем примере это – Португалия), адругим – больше (Англия). В этом – огромное достижение рикардианской теории,которая доказывает, что и во внешней торговле подтверждается идея Смита овыгодности разделения труда для всех его участников. Основным недостаткомтеории Рикардо можно считать то, что она не объясняет, почему сложилисьсравнительные преимущества.2.4 Теория соотношения факторов производства
На поставленныйвыше вопрос во многом отвечает теория соотношения факторов производства,разработанная шведскими экономистами Эли Хекшером и Бертилем Олином и подробноизложенная в книге последнего под названием «Межрегиональная и международнаяторговля» (1933). Используя концепцию факторов производства (экономическихресурсов), созданную французским предпринимателем и экономистом Ж.-Б. Сэеми дополненную затем другими экономистами, теория Хекшера – Олина обращаетвнимание на различную наделенность стран этими факторами (точнее, трудом икапиталом, так как Хекшер и Олин сосредоточились только на двух факторах).Обилие, избыток одних факторов в стране делает их дешевыми по сравнению сдругими, скудными факторами. Производство любой продукции требует комбинациифакторов, и товар, в производстве которого преобладают сравнительно дешевые,избыточные факторы, будет относительно дешев и внутри страны, и на внешнемрынке и тем самым будет обладать сравнительными преимуществами. Согласно теорииХекшера-Олина страна экспортирует те товары, выпуск которых базируется наизбыточных для нее факторах производства, и импортирует товары, для выпускакоторых она хуже наделена факторами производства.2.5 Парадокс Леонтьева
Теория Хекшера-Олинаразделяется большинством современных экономистов. Однако она не всегда даетпрямой ответ на вопрос, почему именно тот или иной набор товаров преобладает вэкспорте и импорте страны. Американский экономист российского происхождения В. Леонтьев,исследуя внешнюю торговлю США в 1947, 1951 и 1967 гг., указал, что этастрана со сравнительно дешевым капиталом и дорогой рабочей силой участвует вмеждународной торговле не в соответствии с теорией Хекшера–Олина: болеекапиталоемким оказался не экспорт, а импорт. Так называемый парадокс Леонтьеваобъясняли по-разному: высококвалифицированная американская рабочая сила требуетдля своей подготовки больших затрат капитала (т.е. американский капитал большевкладывается в человеческие ресурсы, чем в производственные мощности); напроизводство американских экспортных товаров затрачивается в больших объемахимпортируемое минеральное сырье, в добычу которого были вложены огромныефинансовые средства (опять же из США). Но в целом парадокс Леонтьева являетсяпредупреждением от прямолинейного использования теории Хекшера-Олина, которая,как показало последующее ее тестирование, срабатывает в большинстве, но не вовсех случаях.
Россию можноотнести скорее к типичному для теории Хекшера-Олина случаю: изобилием природныхресурсов, наличием больших производственных мощностей (т.е. реального капитала)по переработке сырья (металлургия, химия) и ряда передовых технологий(преимущественно в производстве вооружения и товаров двойного назначения)объясним больший экспорт сырья, простой металлургической и химической продукции,военной техники и товаров дойного назначения. В то же время теория Хекшера – Олинане дает ответа на вопрос, почему из современной России с ее огромнымисельскохозяйственными ресурсами мало экспортируется сельскохозяйственнойпродукции, а наоборот, она импортируется в огромных количествах; почему приналичии сравнительно дешевой и квалифицированной рабочей силы страна малоэкспортирует, но много импортирует гражданской машиностроительной продукции.Вероятно, для объяснения причин международной торговли теми или иными товараминедостаточно только разной наделенности стран факторами производства. Важно ито, насколько эффективно используются эти факторы в той или иной стране.2.6 Теория конкурентных преимуществ
Во многом именновопросу эффективного использования факторов производства посвящена теорияконкурентных преимуществ американского профессора Майкла Портера. В своей книге«Международная конкуренция» (1990) он на основании анализа более 100 отраслей иподотраслей из 10 стран приходит к выводу, что международные конкурентныепреимущества действующих в этих отраслях и подотраслях национальных фирмзависят от того, в какой макросреде осуществляется их деятельность всобственной стране. Макросреда определяется не только факторами производства,но и характером спроса на внутреннем рынке (он может помочь фирме достичьзрелости перед выходом на внешний рынок), развитостью родственных и смежныхотраслей, уровнем менеджмента и конкуренции в стране, а также экономическойполитикой правительства и даже случайными событиями (войной, неожиданнымиизобретениями и т.д.). Сочетание этих шести главных параметров (особенно первыхчетырех, которых Портер называет детерминантами), определяет конкурентныепреимущества фирм, подотраслей и стран на мировом рынке.2.7 Теория цикла жизни продукта
Теория «цикла жизни продукта»широко распространилась, так как объясняла закономерности развития внешнейторговли большой группы товаров.
В соответствии с />теориейобъяснялось производство хлопчатобумажных тканей в Пакистане и Индии, консервовв Аргентине и Бразилии и т.д. Здесь длительность «/>цикла жизни»,начиная от производства хлопчатобумажных изделий в Англии и кончая ихизготовлением в Индии, составила десятки, а иногда и сотни лет.
Несмотря на технические трудности,связанные с невозможностью дать точные количественные характеристики «/>циклу жизни продукта» во внешней торговле, теория распространиласькак среди экономистов, так и политиков высокого ранга. Она использоваласьпрежде всего для объяснения торговли технологически сложными товарами.
Последующие события выявилинедостатки теории, некоторое ограничение ее приложения. Во-первых, производстворяда товаров (например, ориентированных на спрос элитарных групп населения,таких дорогостоящих товаров, как яхты, автомобили и т.д.) сохранялось вузкоспециализированных районах и не распространялось на другие страны.
Во-вторых, теория закрепляла заСША лидирующее положение, поскольку они его уже занимали.
Это делало бесперспективнымипопытки развивающихся стран добиться изменения своего положения в международномразделении труда. Вторые роли отводились и развитым странам Европы и Японии.
Однако в последнее время некоторыестраны (Япония и Германия) смогли догнать и даже перегнать США, специализируясьна определенных видах производств. В дальнейшем в />теорию «/>цикла жизни продукта» были включены дополнения. Понятие«нововведение» охватило открытия и технические усовершенствования, направленныене только на удовлетворение вкусов наиболее обеспеченных потребителей, но и насокращение потребностей в земельных ресурсах (что важно для западноевропейскихфирм) и в сырье (в этом заинтересованы японские компании).
Дополнения отразили реальныетенденции развития японских и западноевропейских монополий, потеснившихамериканские за последние десять – пятнадцать лет. В ряде случаев производствовысококачественных товаров, ориентированных на удовлетворение вкусов элитарныхпотребителей, продолжало сохраняться в одном месте, не обнаруживая никакойтенденции к перемещению за границу.
Несоответствия на практикедополнялись нерешенностью ряда проблем внешней торговли. Вопрос, которыйпостоянно задавали политические руководители развитых стран, звучал так:«Почему отдельные фирмы ряда стран приобретают конкурентные преимущества вспецифических отраслях промышленности, уступая одно временно лидерство в другихобластях?»
Требовались конкретныерекомендации относительно государственных программ поддержки национальногопредпринимательства, его выведения на мировой рынок. Попытку совместитьэлементы неоклассической теории и теории внешнеторговой деятельности фирмпредпринял американский исследователь М. Портер, чтобы ответить на вопрос:«Почему фирмы конкретных стран приобретают конкурентные преимущества вотдельных отраслях?»
В конце 80-х годов ученый провелисследования в десяти крупнейших промышленных странах, на которые приходилась1/3 мирового экспорта. Результаты исследований позволили ему разработать теорию«международной конкурентоспособности наций», показывающую взаимосвязь четырехглавных параметров, от которых зависит конкурентоспособность страны на мировыхрынках.
По мнению М. Портера,четырьмя главными параметрами, определяющими развитие современной внешнейторговли, являются: факторные условия; условия спроса, близкие и обслуживающиеотрасли; стратегия фирмы и конкуренция.
Дополняя учение неоклассическойшколы, М. Портер признает значимость первого параметра – факторныхусловий, численность которых увеличивается путем введения новых.
В отличие от создателейнеоклассической теории, он считает, что эти факторы страной не наследуются, асоздаются в процессе расширения производства. Например, нехватка такогофактора, как земля, стала основой для разработки в Японии компактных технологическихпроцессов, востребованных впоследствии на мировом рынке. Нехватка пространствазаставила японцев создать методику жестко гарантированной поставки товаров всрок. В других странах ситуация аналогична. Швейцарские фирмы, «столкнувшиеся»после второй мировой войны с нехваткой рабочей силы, пошли по пути повышенияпроизводительности труда.
Второй параметр – условия спроса –представляет собой требования внутреннего рынка, определяющие развитие фирмы,взаимосвязь с потенциальным развитием мирового рынка.
Нерешенным оказался вопрос онациональных культурных, образовательных и экономических особенностях,способствующих выходу национальных фирм на мировой рынок. Чем объясняютсяконкурентные преимущества, скажем, какой-либо японской отрасли, а неамериканской или швейцарской.
Развивая теорию С. Линдера, М. Портерутверждает, что требования внутреннего рынка являются важнейшими длявоздействия на деятельность компании. Например, японцы, проживающие в небольшихкомнатах, ориентировались на потребление дешевых энергосберегающихкондиционеров, которые стала выпускать японская промышленность. Впоследствиитакие кондиционеры широко использовались во всем мире, что обеспечивало ихэкспорт японскими компаниями. Американская система быстрого приготовления пищиполучила популярность во всем мире и обеспечила экспорт американской технологиисоответствующего типа.
Третий параметр – близкие иобслуживающие отрасли–характеризует наличие эффективного производственногоокружения, непосредственно влияющего на деятельность фирмы. Итальянские фирмы,производящие ювелирные изделия, процветают потому, что Италия выступает мировымлидером по производству машин для обработки драгоценных камней и металлов.
Близкие контакты междупроизводителями кожаных изделий и высокий уровень выделки кожи в Италии даютзначительные преимущества итальянским обувным предприятиям, лидирующим намировом рынке.
Наконец, четвертый параметр – стратегияфирмы и конкуренция – связан с фирменной стратегией и организационнойструктурой. При этом нельзя выделить какую-либо единую и универсальную системууправления, которая была бы одинаково применима для всех.
Итальянским фирмам, лидирующим впроизводстве мебели, светотехнических устройств, упаковочных машин, свойственныдинамизм, отсутствие жестких форм управления, способность к быстрым изменениям.Для немецких фирм, специализирующихся в области производства оптики, точногомашиностроения, типична жесткая система централизованного управления.
Очень важно присутствиеконкурентов на внутреннем рынке. М. Портер категорически отрицаетпотенциальную полезность концентрации производства на одной национальной фирме,защищенной государственной поддержкой. Большинство таких государственных фирмотличается низкой эффективностью, расточительным использованием природныхресурсов, низкой производительностью.
Большинство конкурентоспособныхкомпаний действует одновременно, конкурируя в равных условиях. Итальянскиеювелирные фирмы сосредоточены в городах Ареццо и Валенца, компании попроизводству кухонных ножей и вилок – в Золингене (Германия), Секи (Япония) ит.д.
Острая конкуренция на внутреннемрынке стимулирует выход фирмы за границу, способствуя поиску ею внешних рынков.Внутренняя конкуренция не позволяет национальным фирмам, обвиняя в своихнеудачах иностранцев, искать государственную поддержку. Вместе с тем та жеконкуренция на внутреннем рынке разрешает активно искать внешний сбыт приусловии достаточной конкурентоспособности товара.
Теория М. Портера официальнопризнана, о чем свидетельствует тот факт, что ученый принимал участие вразработке практических рекомендаций по государственной политике повышенияконкурентоспособности национальных товаров США, Австралии, Новой Зеландии.2.8 Другие теории международной торговли
Существуют теориимеждународной торговли, не связанные с теорией сравнительных преимуществ, адополняющие ее. Так, теория эффекта масштаба (теория международной торговли наоснове монополистической конкуренции) американского экономиста Пола Кругманаобъясняет, почему существует торговля между странами, которые одинаковонаделены факторами производства. По мере возрастания масштабов производства,которое обычно идет в рамках монополистической конкуренции, издержкипроизводства каждой единицы продукции снижаются. Отсюда таким странам становитсявыгодным специализироваться и обмениваться даже технологически однородной, нодифференцированной продукцией (так называемая внутриотраслевая торговля).Примером может служить торговля автомобилями между странами – ихпроизводителями.
К теории Кругманаблизка теория внутриотраслевой международной торговли английского экономиставенгерского происхождения Белы Балассы, который обратил внимание не только наэффект масштаба, но и на различия во вкусах потребителей разных стран,географическую близость их пограничных регионов, несовпадениесельскохозяйственных сезонов.
Разработчики такназываемой стандартной модели международной торговли английские экономистыЭджуорт и Маршалл, а также американский экономист австрийского происхожденияХаберлер считали теорию Смита, Рикардо, Хекшера-Олина частными случаями болееобщей картины, для которой полная специализация одной страны на том или иномтоваре или группе товаров не характерна.
Таковы главныетеории, объясняющие причины торговли товарами и услугами между странами. Теперьперейдем к краткому рассмотрению теорий, объясняющих движение производственныхфакторов между странами. Использование теории Хекшера-Олина для объяснениядвижения факторов производства. В теории Хекшера–Олина оба фактора – труд икапитал – мобильны и могут перемещаться между странами. Тем самым онидополняют, а иногда и заменяют международную торговлю, как это происходит,например, с международным движением капитала, на базе которого за рубежоморганизуется производство тех товаров, которые иначе могли бы быть тудаэкспортированы. Другим выводом из теории Хекшера-Олина, который был сделанамериканским экономистом Полом Самуэльсоном, является то, что перемещениефакторов производства между странами ведет к выравниванию цен, точнее, квыравниванию соотношения цен на эти факторы в разных странах. Подобный выводнередко называется теоремой Хекшера-Олина-Самуэльсона.
Заключение
Основные законы международногоразделения труда сформулированы в эпоху промышленной революции великимианглийскими экономистами. «Теория абсолютных преимуществ» Адама Смита (1723–1790)утверждает, что на некоторой территории следует сосредоточить имеющиеся на нейресурсы в производстве только тех товаров, издержки производства которых здесьменьше, чем на других территориях, при этом отказавшись от производств, которыеэффективнее в иных местах, рассчитывая получить эти недостающие продукты вобмен на свои. Смит уподобляет национальное хозяйство семейному и говорит, чтопытаться производить все виды товаров в одной стране столь же неоправданно идаже нелепо, как если бы один работник пытался сам изготовить все нужные емувещи вместо того, чтобы добиться мастерства в изготовлении какой-нибудь одной иторговать ею.
Но может случиться и так, чтопроизводство всех товаров и услуг в данной стране более эффективно, чем вдругих. Тогда ей все же выгоднее сосредоточить ресурсы в тех производствах, гдеее превосходство в экономической эффективности особенно велико. Соответственно,менее развитой стране выгоднее специализироваться на отраслях, в которых онаотстает слабее. Практически всегда из любых двух стран ни одна не окажетсяболее эффективным производителем всех продуктов, выпуск которых возможен вдругих странах. Разделение же между этими странами отраслей специализациивызовет увеличение их суммарных производственных возможностей, причем выигрышот взаимной торговли получат обе страны. Это – так называемая «теорияотносительных преимуществ», обоснованная Давидом Рикардо (1772–1823 г.).
Списоклитературы
1.  Гусейнов Р.М. История экономических учений:Учебное пособие. – М.: Экономикс, 2002. – 680 с.
2.  Жид Ш., Рист Ш. История экономических учений. – М.:Мысль, 1995. – 639 с.
3.  Замятнин В.Н. История экономических учений:Учебное пособие для студентов экономических специальностей. – М.: Вузиздат,2004. – 820 с.
4.  Негиши Т. История экономической теории. – М.: Просвещение,1995. – 305 с.
5.  Хейне П. Экономический образ мышления. – М.: Мысль, 2002. –694 с.