История экономической этики

Содержание
 
Введение1.  История экономической этики
2.  Историявозникновения деловой этики за рубежом
Заключение
Список литературы
 

Введение
 
Слово «этика» (греческое ethika,от ethos – обычай, нрав,характер) обычно употребляется в двух смыслах (3, стр. 89).
С одной стороны, этика – это область знания, научнаядисциплина, изучающая мораль, нравственность, их возникновение, динамику,факторы и изменения. С другой стороны, под этикой понимается сама совокупностьнравственных правил в той или иной сфере поведения человека или организации.
Как обозначение особой области знания этот терминвпервые употребил Аристотель. Понятием «этос» обозначают согласованные правилаи образцы житейского поведения, уклад, стиль жизни какого-либо сообщества людей(сословия, профессиональной группы, социального слоя, поколения и т.п.), атакже ориентацию какой-либо культуры, принятую в ней иерархию ценностей.
Непосредственная связь этики с жизненной практикойхорошо прослеживается в сфере, так называемой профессиональной этики, котораяпредставляет собой систему моральных требований к профессиональной деятельностичеловека. Одним из видов профессиональной этики является этика деловыхотношений. Она возникла сравнительно поздно на основе общей трудовой морали. Всвою очередь, основное место в этике деловых отношений занимает этика бизнеса(предпринимательства). Она включает в себя этику менеджмента (управленческуюэтику), этику делового общения, этику поведения и др.
Существует две основные точки зрения на соотношениеобщечеловеческих этических принципов и этики бизнеса:
1) правила обычной морали к бизнесу не относятся илиотносятся в меньшей степени. Эта точка зрения соответствует концепции такназываемого этического релятивизма, согласно которой для каждой референтнойгруппы (т.е. группы людей, на мнение которых о своем поведении ориентируетсяданный субъект) характерны свои особые этические нормы;
2) этика бизнеса основана на всеобщих универсальныхэтических нормах (быть честным, не причинять вреда, держать слово и т.п.),которые конкретизируются с учетом специфической социальной роли бизнеса вобществе. Теоретически более правильной считается вторая точка зрения (3, стр.90).
1.   История экономической этики
Историю развитию деловогоэтикета и его трансформацию с течением времени можно проследить по памятникамлитературы и культуры. Знание истории делового этикета важно и для нашеговремени, поскольку многие современные правила поведения берут свое начало вдалеком прошлом и зачастую первоначально имели совсем другой смысл. Некоторыеэтикетные нормы прошлого изменились почти до неузнаваемости, а другие простоисчезли вместе с породившими их условиями, но так или иначе все принятыеритуалы поведения наложили отпечаток на развитие западноевропейской культуры.
Слово «этикет» впервыебыло употреблено в современном его значении на приеме при дворе короля ФранцииЛюдовика ХIV (1638–1715), когда гостям были розданы карточки (этикетки) сизложением того, как они должны держаться, но само существование сводовопределенного порядка поведения людей гораздо древнее (2, стр.34).
Об этом говорят дошедшиедо наших дней памятники культуры Древнего Египта с его сложной системойвнутридворцовых отношений и обширными дипломатическими связями, и Шумерскогоцарства с его многочисленными записями на глиняных табличках, в которыхфиксировались все более-менее значимые события, включая передачу предметов,необходимых для храмового обмена, или процедуры вручения даров,предназначавшиеся божеству.
С давних времёнлетописцы, философы, писатели и поэты давали многочисленные рекомендацииотносительно поведения человека за столом. В Древнем Египте в III тысячелетиидо н. э. одной из популярных рукописей был сборник добрых советов«Поучения Кочемни». В сборнике в виде рекомендаций отца сыновьямобъяснялась необходимость практически обучать молодых людей правилам приличия иобразцового поведения в обществе. Уже тогда у египтян считалось необходимымпользоваться столовыми приборами, также умение есть красиво, бесшумно. Такоеповедение расценивалось как большое достоинство и необходимый компоненткультуры.
В памятникедревнескандинавской литературы «Эдда» также повествуется подробно оправилах поведения за столом. Например, для произнесения тостов был детальноразработан деловой этикет, и нарушение этих правил вело к штрафу. У скандинавовмы заимствовали также правило предоставлять почётные места за столом женщинам инаиболее уважаемым гостям.
Первый письменныйдипломатический договор был заключён в 1278 году до н. э. между египетскимфараоном Рамзесом Вторым и хеттским царём Хаттушилем Третьим. Египтянепроиграли войну, но для хеттского царя было выгодно иметь в Египте не врага, асоюзника, поэтому он заключает мир, условия которого были выгравированы насеребряной пластинке, которая и является первым материальным воплощениемдипломатического протокола и этикета. И неслучайно, что первые проявлениярегламентированных отношений появлялись в наиболее важных — «горячихточках» человеческих взаимоотношений. Говоря в целом об истории развитияделового этикета, необходимо упомянуть древних греков, которые, придаваябольшое значение межгосударственным отношениям, в дальнейшем в большой степениразвили дипломатический этикет, насытив его огромным количеством сложныхритуалов (2, стр. 36-38).
Экономическая этикаявляется особым проявлением профессиональной этики. Проблемам экономическойэтики в настоящее время уделяется много внимания, хотя трактуется онанеоднозначно. Часто наряду с понятием “экономическая этика” как идентичныеупотребляют понятия “деловая этика”, “этика бизнеса”, “предпринимательскаяэтика”, “этика рынка” и др. Большинство современных исследований по этикебизнеса внеисторичны. Помимо обязательных ссылок на Канта и Милля, в них обычнотрудно найти обсуждение концепций и идей, сформировавшихся ранее. Экономическаяэтика — наука древняя. Ее начало положено Аристотелем в произведениях “Этика”,“Никомахова этика” и “Политика”. В этих произведениях Аристотель аргументирует триосновных принципа: частная собственность, примат двух главных производственныхотраслей — сельского хозяйства и промышленности, субподчиненность торговли,ростовщичества и денег по отношению к производственным отраслям.
Аристотель не отделялэкономику от экономической этики. Он советовал своему сыну Никомаху заниматьсятолько производством благ. Его принципы нашли развитие в идеях и концепцияхкатолических и протестантских теологов, которые в течение длительного временинапряженно размышляли над проблемами этики бизнеса.
Возникновение капитализмав Европе 16-го века было тесно связано с протестантской Реформацией.
Можно сказать, чтопротестантизм сделал возможным формирование этики бизнеса. Если бы он следовалза средневековой католической теологией, утверждавшей, что “делание денег”подлежит моральному осуждению, то не смог бы установить нравственных стандартовдля достижения своих целей (1, стр.12).
Как известно, один изидеологов католицизма Августин Блаженный утверждал, что “торговец может считатьсебя безгрешным, но не может одобряться Богом”, а основоположник католическойфилософии Фома Аквинский верил в то, что большинство форм торговли,осуществляемой с целью извлечения прибыли, являются аморальными.
Католические теологиразличали разные типы экономической активности. Они рассматривали производствапродукта для продажи как подлежащие меньшему этическому осуждению, чем,например, торговля продуктами или выдача займом.
Отрицая эти установки,протестантизм сделал возможным формирование этики бизнеса в результатеморального освящения стремления к прибыли. Он утверждал, что бизнесмен можетбыть одобрен Богом. Стремление к прибыли и стремление к Богу стали не толькосовместимыми, но и взаимообуславливающими. А вознаграждение финансовым успехомстало пониматься как знак расположения Бога. Светская версия протестантскойэтики бизнеса стала важной составной частью западной общественной культуры.
Светский вариантпротестантской этики ныне возрожден основной частью представителей бизнеса.Доклады по этике бизнеса, подготовленные такими организациями, как “Круглыйстол бизнеса”, “Тач Росс” и другие утверждают, что хорошая этика означаетхороший бизнес. В них заявляется, что можно быть одновременно добродетельным ипреуспевающим в бизнесе человеком, и что даже моральная добродетель необходимадля успеха.
Идея о том, что успешныебизнесмены могут быть хорошими людьми, составила важное измерение сложившейсяпри капитализме моральной ситуации. Второе измерение включало новое пониманиевзаимосвязи между экономическим успехом и общественным благом. До капитализма,в сущности, вся прибыль рассматривалась как результат спекуляции.Соответственно и получение прибыли морально осуждалось. Капитализм обеспечилморальную правомочность “делания денег”.
2.   История возникновения деловой этики за рубежом
Система норм и правил, принятая в настоящее время вмировом бизнесе, не возникла в готовом виде. Она складывалась на протяжениидлительного исторического периода, по мере развития цивилизации, на основенепреднамеренного следования людей определенным традициям и обычаям.
Первичные основы профессиональной этики былизаложены в период расцвета античных цивилизаций. Оттуда берут свое начало,например, профессиональная клятва Гиппократа, правила и нормы торговли, в томчисле – (что особенно важно для ситуации в отечественном бизнесе) представлениео важности соблюдения договоров. Однако в духовном мире человека античной исредневековой культур, основанных на насильственном принуждении человека кпроизводительному труду, не было места представлениям о связи между трудом исобственностью, богатством. Более того, они мыслились как отдельные, дажепротивоположные элементы человеческой жизни (1, стр. 1-3).
Большинство постулатов и норм, лежащих в основесовременной этической культуры хозяйствования, современного моральногоотношения к труду и коммерческой деятельности, уходит своими корнями впротестантскую этику. В период Реформации западноевропейские страны пережиливажный духовный переворот, сущность которого состояла в новом осмыслении трудаи богатства. Согласно представлениям идеологов Реформации Лютера и Кальвина,труд является не наказанием, а божественным призванием, предназначениемчеловека. Цель труда – не искупление греха и не спасение от греха праздности, априобретение и умножение богатства, накопление собственности, стремление кприбыли.
Переосмысление роли труда наряду с установкой намаксимальную прибыль, финансовый успех привели и к новой оценке ролисобственности и богатства в жизни человека. В протестантской этикесобственность важна как основа и фундамент свободы личности.
Такое понимание связи свободы, независимости,самостоятельности личности с богатством привело к формулированию одного изфундаментальных принципов современного буржуазного общества: принципа неприкосновенностичастной собственности. Частная собственность оказалась мощным стимуляторомделовой и трудовой активности человека, динамичного развития общественногопроизводства. Ценными качествами стали признаваться индивидуальная инициатива,способность к разумному риску, готовность самостоятельно принимать решения иотвечать за свои действия. На первое место среди принципов ведения бизнесавышли строгое соблюдение всех договоренностей с партнером, высокое качествоработы.
Низкое качество и несоблюдение договоренностей, вконечном счете, способствуют вытеснению бизнесмена (фирмы) с рынка. Конкуренцияобеспечивает выживание, прежде всего тем, кто умеет трудиться в соответствии свысшими, лучшими достижениями профессиональной трудовой культуры, от чего выигрываети все общество в целом. Однако частная собственность обеспечивает этот эффектне автоматически, а лишь в условиях правового государства, в котором законжестко соблюдается и при этом не может быть произволом властвующей группы.Только при законодательной поддержке этические нормы начинают играть рольединых для всех ограничителей.
На первых этапах развития капитализма доминирующаяустановка на деловой успех и стремление к прибыли вызвали жестокую эксплуатациюнаемного труда. Соответственно получили развитие теории, нацеленные напримирение моральных принципов со стремлением к максимальной выгоде. Вершиной вразработке таких воззрений стала теория М. Фридмана, согласно которой законавтоматически считается институционализированным выражением моральных норм,следовательно, в бизнесе морально оправданы любые действия, если они непротиворечат закону (соображения честности, нравственности и справедливости недолжны влиять на принятие решения). Эта позиция получила название «этики laissez-faire».
В 1924 г. Комитет по этике бизнеса при Торговойпалате США впервые в истории разработал национальный этический кодекс «Принципыведения бизнеса». В нем отмечено, что в основе бизнеса лежит доверие,проистекающее из справедливых взаимоотношений, эффективного оказания услуг ивзаимной выгоды. Здесь, однако, еще доминируют воззрения «примитивной этики»прошлого века, согласно которым моральное оправдание получает любой бизнес, вкотором партнеры по сделке признают их обмен эквивалентным.
Следующим переломным моментом стал кризис 1929–1931гг. «Новый курс» Ф. Рузвельта послужил отправной точкой в поисках новыхпринципов организации хозяйственной деятельности. К 50-м годам в СШАсформировался ряд социально-философских доктрин, которым можно дать общееназвание «теории человеческих отношений». В практике корпораций сталиреализовываться лозунги «социального партнерства», «участия в доходах» и т.п.Концепция «человеческих отношений» получила свою конкретизацию в комплексеконкретных профессиональных кодексов морали (этика управления, этика бизнеса,этика делового общения и др.)
Наконец, последний существенный переворот в этикебизнеса был вызван современной НТР и созданной ею экологической угрозой.Современная цивилизация находится на таком этапе, когда необходимо развивать иусиливать эффективность хозяйственной деятельности, отказавшись в то же времяот установки на извлечение максимальной финансовой выгоды. Существенноизменились моральные требования, предъявляемые обществом к бизнесу. Основнаячерта этих изменений – рост социальной ответственности бизнеса. К нему сейчаспредъявляются такие требования, как обеспечение занятости, охрана здоровья,устранение дискриминации, охрана окружающей среды, и т.п.
В сфере отношений фирмы и общества на сменутрадиционной модели приходит корпорация нового типа. Она провозглашает себяморально ответственной как перед людьми, которые в ней работают, так и передвсеми, кто оказывается под воздействием ее деятельности. Важными признаютсяследующие принципы, носящие по существу этический характер (5, стр.54-56):
·       объемувласти, которой обладает бизнес, должен соответствовать объем социальнойответственности;
·       бизнесдолжен действовать как открытая система, которая получает от обществанеобходимую информацию и предоставляет обществу объективные сведения о своихоперациях;
·       впределах своей компетенции бизнес должен помогать обществу решать социальныепроблемы;
·       учетсоциальных затрат и доходов должен служить одним из решающих факторов впроцессе принятия решений;
·       потребительдолжен оплачивать все затраты на производство продукции, оказание услуг и т.п.,включая социальные расходы.
Наиболее ярко эти принципы проявляются в сферемаркетинга, поскольку через систему маркетинговых мероприятий происходитвзаимодействие фирмы с ее контрагентами, с конкурентной средой, с целевымипотребителями и обществом в целом. В той части, в которой маркетинговыемероприятия касаются разработки товара, велика социальная ответственность сточки зрения его пользы (или вреда) для человека. В той части, которая связанас организацией сбыта и рекламой, наиболее тесной является связь с общественныммнением и, следовательно, наиболее тщателен контроль со стороны общества(общественных организаций). В сфере маркетинговых исследований чрезвычайноважно не переступить грань, за которой получение маркетинговой информации,необходимой фирме, перерастает во вмешательство в частную жизнь и нарушениесоответствующих прав человека. Поэтому менеджеры, ответственные за маркетинг, внаиболее явном виде сталкиваются в своей профессиональной деятельности сэтическими проблемами. Стремление учесть этическую сторону бизнеса нашло своевыражение в концепции общественного маркетинга, предложенной Ф. Котлером(Котлер, 1992). Эта концепция провозглашает целью предприятия не просто удовлетворениепотребностей покупателей, а непритворную заботу об их благополучии идолгосрочном благополучии общества в целом.
 

Заключение
Регламентация поведения иобщения людей пронизывает всю человеческую историю. Без соблюдения определенныхнорм или регламента невозможно строить политические, экономические, культурныеи семейные отношения, ибо мы не можем существовать, не считаясь друг с другом,не налагая на себя определенные обязательства.
Этикет — это свод норм,правил общения людей между собой, поведения каждого конкретного человека вобществе — в той социальной среде, где он живет, с членами которойвзаимодействует.
Некоторые этикетные нормыпрошлого изменились почти до неузнаваемости, а другие просто исчезли вместе спородившими их условиями, но так или иначе все принятые ритуалы поведенияналожили отпечаток на развитие западноевропейской культуры.
 

Список литературы
 
1.   Емельянов Е.Н., Поварницына С.Е. ПсихологияБизнеса. – М.: АРМАДА, 1998. — 511 с.
2.   Кудряшова Е.В. Лидер и лидерство. –Петрозаводск, 1996.
3.   Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основыменеджмента: Пер. с англ. – М.: «Дело», 1993. – 702 с.
4.   Основы предпринимательского дела.Благородный бизнес. / Под ред. Ю.М. Осипова. – М., 1992. – 432 с.
5.   Разин А.В. Этика: история и теория –М.: Академический проект, 2002
6.   Смирнов И. Н., Титов В. Ф. Этика –М.: Гардарики, 2005
7.   Управление персоналом: Учебник длявузов / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. – 2-е изд. Перераб. И доп. – М.:ЮНИТИ, 2002. – 560 с.
8.   Уледов А.К. Структура общественногосознания. — М.: Мысль, 1968.
9.   Ягер Д. Деловой этикет: Как выжить ипреуспеть в мире бизнеса. – М., 1994.
10.     Холопова Т.И.,Лебедева М.М. Протокол и этикет для деловых людей. «Инфра-М», Москва, 1995.
11.     Этикабизнеса: Межкультурные аспекты. Отв.ред. Лобанов А.А. М., 1992.
12.     Этикабизнеса: Международные аспекты. Отв.ред. Лобанов А.А. М., 1996.
13.     Этикабизнеса. (К определению предмета). РАН ИНИОН. М., 1994.
14.     Этика. Вводныйкурс. // Под общ. редакцией И.Н. Сиренко. – М.: Серебряные нити, 2006