План работы
Введение
1. Конфуцианство и даосизм – основа миропонимания древнихкитайцев
2. Своеобразие искусства Древнего Китая (пейзажная живопись иархитектура)
3. Литература Древнего Китая
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Китайский народ создалособый тип культуры, отличающий его от культуры других народов. Длительноевремя живя в изоляции, он создал оригинальную цивилизацию с особым типомвзаимоотношений человека и природы, устойчивыми культурными традициями.
В древности китайцыназывали свою страну Срединным государством, считая ее центром мироздания –единственным цивилизованным миром. У них уже во II тыс. до н. э. существовала иероглическаяписьменность, был изобретен календарь, не имевший себе равных во всей восточнойАзии. В своей основе это был лунный календарь, но учитывал и движение солнца.Он сводил в единый ритм движение светил на небе, годовой круговорот природы ихозяйственную деятельность людей. Он стал своеобразным символомосновополагающей идеи китайской цивилизации – органического единства трех началмироздания: Неба, Земли, Человека.
Исключительную роль вистории китайской культуры сыграло Тринадцатикнижие, являвшееся основойобучения и воспитания на протяжении двух тысячелетий, так как содержалосведения по истории, о деянии царей и героев, песни и гимны, и многое другое.Оно включало «Книгу истории», «Книгу перемен»,«Записки об обрядах» и др. и явилось фундаментом преемственностидуховной культуры во всех областях.
Особое внимание укитайцев сложилось к природе. Мир в их представлении – это мир абсолютноготождества противоположностей, здесь нет места ни враждебности, ни дисгармонии,существует совершенство. Гармония внутренне присуща природе, поэтому в нейничего не нужно переделывать. Изначально ей присущи пять совершенств:человечность (жень), чувство долга (и), благопристойность (ли), искренность(синь) и мудрость (чжи). В основе гармонии общества и природы лежала идеясоциально-политического порядка, санкционированного Небом. Эта идеяподдерживалась и развивалась в конфуцианстве и даосизме.
Значительны достижения ив области материальной культуры и науки.
В Китае было сделано едвали не половина важнейших изобретений и открытий, на которых сегодня зиждется нашажизнь – компас, мачты, пушки, порох, бумага, шелк. Существенны достижения вматематике: десятичные дроби, пустая позиция для обозначения нуля; в VII-X вв.были изобретены механические часы. Высокого уровня развития достигла медицина:иглоукалывание, прижигание, массаж, учение о «жизненной энергии» –чи, лечебная гимнастика «ушу».
Китайская культураоказывала воздействие на западную – влияние архитектурных стилей, парковоеискусство. Европейских философов привлекло учение Конфуция.
Китай и Запад взаимновлияли друг на друга. Запад испытывал воздействие богатого культурного наследияКитая, в свою очередь Китай перенимал передовые научные и техническиедостижения Запада, его философские и художественные идеи. Все этоспособствовало укреплению взаимопонимания между культурами.
1. Конфуцианство идаосизм – основа миропониманиядревних китайцев
Китайская школа мыслиуходит своими корнями в глубь веков. Её история насчитывает более чем два споловиной тысячелетия, в течение которых формировалась традиция, которуюназывают китайским мышлением. К 221г до н.э., когда династия Цинь объединилаКитай, в стране существовали разные философские течения, причём основными былишколы конфуцианского и даосского направлений, возникшие в VI в. до н.э.
Конфуцианство—(соnfucianism), жу-цзя, жу-цзяо — (учение) школы ученых-интеллектуалов.Древнейшая философская система и одно из трех главных этико-религиозных учений,наряду с даосизмом и буддизмом Дальнего Востока. Возникло в Китае на рубежеVI–V вв. до н. э.
Одним из наиболее яркихпредставителей китайской философской школы, несомненно, является Конфуций. Онродился 22 сентября 551 г. до Р. Хр. на востоке Китая в княжестве Лу. С юностиКонфуция мучила мысль о состоянии жизни в Китае. Он также верил в то, что встарые добрые времена «Золотого Века» жизнь людей была лучше, да истрана в целом была более процветающей. Он пришел к этим убеждениям путемдлительного изучения и исследования древней китайской литературы. По мере тогокак он собирал и переводил классическую литературу, он нашел то, что по егомнению, было ключом к разгадке более счастливой жизни прежних дней.
Конфуций как истинныйконсерватор учил, что следует сохранять и должным образом развивать все лучшее,что осталось от прошлого. В этом прошлом находится ключ к настоящему игрядущему. Он не стремился основать ни новую религию, ни новую этическуюсистему. Перед ним вставали вопросы: Что такое жизнь? Как я могу наилучшимобразом прожить в этом мире? Как жить, чтобы быть счастливым? Кто я? За частьюответов Конфуций обратился к природе и Дао. Он заметил, что все в природенаходится в гармонии друг с другом. Он пришел к заключению, что человек можетучиться у природы. Самое лучшее, что люди могут сделать в этом мире, этоследовать путем природы и гармонии. Он полагал, что главная ответственностьчеловека — это ответственность перед обществом. Человек не является человеком вотрыве от своих собратьев. Когда личность развивает свою способность к гармониис близкими, она становится способной понять всеобщую гармонию.
Конфуций видел, что невсе люди ведут себя в соответствии с правилами сотрудничества и взаимнойпомощи. Для его практического ума это означало только то, что люди нуждаются внекоторых определенных правилах. В своих трудах Конфуций придавал особоезначение таким правилам, воспроизводя и интерпретируя древние традициикитайского общества. Для того чтобы люди могли узнать, как им следует жить,Конфуций описал «совершенного человека». Совершенный человеквырабатывал в своем характере Пять Постоянных Добродетелей, которые онтренировал до тех пор, пока они не становились такими же естественными, какдыхание.
Истинное отношение Перваяиз Пяти Постоянных Добродетелей касается отношений с другими людьми.Совершенный человек стремится быть в гармонии с людьми. Он знает, что не сможетвыполнить свою задачу в жизни до тех пор, пока не будет жить в ладу с другими.Правильное отношение выражается в поведении. В людях скрыто зерно такогоотношения, но ему надо помочь прорасти. Под таким добродетельным отношениеминогда понимают закон самоконтроля.
Истинное поведение ВторойПостоянной Добродетелью является надлежащий образ действий. Человекблагородного ума изучил правила поведения. Он знает, как применять их в каждойситуации, с которой он сталкивается. Он знает все правила этикета, которыеопределяют, что именно требуется от человека в каждой конкретной социальнойситуации. Он знает все церемонии и ритуалы, относящиеся к почитанию предков. Онзнает, как сесть, как встать, как беседовать, как ходить, как владеть своимлицом при любых обстоятельствах. Тем не менее, все эти ритуалы и действия неимеют значения, если в человеке нет правильного отношения. «Если учеловека нет милосердия, то какой ему прок от церемоний».
Истинное знание ТретьейПостоянной Добродетелью является знание. Совершенный человек — это человекзнающий. Он должен быть образован, для того чтобы точно соответствоватьтребованиям. Целью конфуцианства было постепенное развитие до уровня, когдавыученные правила становятся привычкой. Предметами, которые формируют учеловека правильные нравственные привычки, являются история, литература игражданское право, составляющие китайскую классику. Совершенный человек такпланирует свое образование, чтобы в него вошли все эти необходимые предметы.Веками классика составляла основу образования в Китае. Современная эпоха ввелановые области знания, однако конфуцианец по-прежнему относится с уважением кклассике.
Истинное состояние духаСогласно Четвертой Постоянной Добродетели совершенный человек должен развитьтакое состояние духа, которое необходимо, чтобы оставаться верным себе имилосердным к своим ближним. Он должен обладать такими качествами, чтобы все,что он делает, было достойным вкладом в общество. Что бы он ни делал — этоулучшает человеческие отношения.
Истинное постоянствоЗначение Последней из Пяти Постоянных Добродетелей выделено в самом названии — это постоянство. Достигнув первых четырех добродетелей, совершенный человекупорно их придерживается. Он неизменно добр и полезен. Он знает, что он долженделать в каждом конкретном случае, и всегда знает, как сделать это. Посколькуон прорастил семена добродетели в глубине своей души, он находится в гармониисо всем в этой вселенной. Поскольку он находится в гармонии с самим собой, он — часть космической гармонии. Вот почему он может сделать все, что нужно, когдаэто необходимо.
В качестве одного изаспектов своей теории, направленной на то, чтобы сделать праведную жизньдоступной для каждого, конфуцианцы подчеркивали пять типов важных межличностныхвзаимоотношений, которые требовали доброты и такта, они считали, что если быкаждый приложил «Пять Постоянных Добродетелей» к этим пяти типамвзаимоотношений, начался бы настоящий золотой век. Если счастью и гармониисуждено быть, то десять человек, вовлеченных в эти связи, должны проявлятьдобродетельность в своем поведении и в отношении друг к другу, если они:
муж и жена
отец и сын
старший брат и младшийбрат
начальник и подчиненный
друг и друг
Следует отметить, что обестороны в таком взаимодействии имеют определенные обязательства. Каждый несетответственность за то, чтобы действовать, говорить и думать в соответствии спонятиями о доброте и сотрудничестве. Кто-то может возразить, что все это неможет быть абсолютным. Что же делать людям одиноким? Однако один человек несталкивается со всеми другими людьми на земле. Его круг общения ограничен.Именно по этой причине перечислены только пять типов межличностных отношений.Действительно, гораздо лучше, когда человек относится доброжелательно и суважением к нескольким людям, с которыми он общается часто, чем торжественнопровозглашать о своей «любви» ко всем людям.
Конфуций поощрял культили почитание предков потому, что полагал, что это помогает человеку выработатьверную позицию и правильное поведение. Когда человек приносит дары кмемориальной доске в память об умершем предке, он вспоминает о своих истоках исвоей любви. Это вызывает у него чувство уважения и преданности. Сохранениесыновней почтительности даже после смерти предков свидетельствует о еще большемпочитании, чем просто уважение по отношению к живым родителям.
При жизни Конфуций былуважаемым учителем, но только одним из многих учителей. Пока он был жив, егославы и известности не были достаточно для того, чтобы его учение былоиспользовано правителями. Напротив, он долгие годы пытался убедить одногоправителя за другим использовать его идеи, но все было безрезультатно. У негобыло несколько верных учеников, которые были уверены в превосходстве его идей,но остальные не были с этим полностью согласны. Понадобилось несколько столетийпосле его смерти, чтобы учение Конфуция о нравственности начало приобретатьбольшое значение в жизни китайцев. Китайская классика, на которую он потратилстолько времени, была принята за основу при сдаче государственными служащимиэкзаменов для занятия ими правительственных постов. Это ознаменовало время,когда весь строй жизни китайцев стал основываться на конфуцианстве.
Даосизм
Другим крупнымфилософским направлением в Китае был даосизм. Его основателем является Лао-цзы(579—499 гг. до Р. Хр.), биография которого полулегендарна. Известно лишь, чтородился он в царстве Чу, служил архивариусом при дворе царства Чжоу. Но,наблюдая упадок и обнищание этого царства, он покинул службу и ушел на западстраны. Больше о нем ничего неизвестно. Покидая страну, Лао-цзы оставил своюрукопись «Даодэцзин», которая стала основой этой философии. В основеэтой философии лежит представление об устройстве вселенной, где над людьми,богами, духами, Небом (в понятии древних китайцев Небо или Небесный владыкаявляется верховным божеством) стоит могущественнейшая сила Дао. Онапредставляет собой источник, откуда исходит вселенная и в то же время онаявляется ее управителем. Человек является порождением Дао, неотъемлемой частьюприроды, и поэтому главная его задача — жить согласно природе, идти по путидобродетели — дэ. Все несчастья же людей проистекают из того, что они постоянночто-либо делают вопреки природе — строят города, возводят храмы, пишут книги ит. д. От всего этого нужно отказаться и вернуться к родоплеменным отношениям.Таким образом, цель человека — жить по законам природы, путем полногоничегонеделания.
А что же тогдапредставляет реальную ценность? На что человеку следует тратить свои силы? Онне может просто сидеть сложа руки и ждать. Раз уж он живет среди людей, ондолжен думать об остальных. Ранние даосисты бесстрашно смотрели в лицотрудностям повседневной жизни в этом мире. Они знали, что они должны и в жизнипридерживаться той же философии, что и в мыслях. Они решили, что существуют тривещи — три сокровища, как они их назвали, — которые являются высшиминаставниками человека Дао. Это любовь, умеренность и смирение. Как же эти трикачества помогали последователям Дао жить в этом мире? «Любя, можно бытьхрабрым; будучи умеренным, можно быть обеспеченным; не пытаясь выделиться вэтом мире, можно управлять всеми начальниками».
Тот, кто видит Дао внутрисебя, видит его и в других, и во всем мире. Это как раз тот человек, которыйвидит, что его благополучие — это добро для всех людей. А добро для всех — этотакже и его добро. Вот что Лао-Цзы подразумевал под словами «быть всостоянии любви». Человек Дао будет творить добро всем людям: и хорошим, иплохим, платя любовью даже за сильную ненависть. Если этого не делать, тонезависимо от того, насколько справедливо человек отвечает на ненависть,какая-то ее часть или ее результат останутся. В состоянии любви человек можетбыть смелым. Человек Дао относится к миру с доверием, и мир может доверять ему.
Человек Дао сдержан всвоих мыслях и поступках. Излишества в любой области препятствуютудовлетворению. Последователь Дао не будет заранее решать, какие в точностидействия он предпримет в каждой конкретной ситуации. Он также не будет заранеерешать, что не поведет себя определенным образом. Он всегда помнит, что в своихмыслях и действиях надо следовать тому, что представляется наиболее простым иестественным. В этом случае его действия всегда целесообразны и всегдаправильны. «Тот, кто умерен, может быть обеспечен».
Сокровища, которыепредставляют собой эти качества, не захоронены настолько глубоко, чтобы ихневозможно было откопать без учителя, друга или философа. Они обнаруживаются,когда мы начинаем осознавать то, что глубоко скрыто в нашей природе и что мыобычно игнорируем. Мы обнаруживаем эти сокровища, счищая слой за слоем нашистрахи, привычки и поверхностные устремления. Отсутствие этих качеств делаетнас подавленными, неестественными и несчастными.
Даосизм Лао-Цзыпродолжает свою жизнь в основном в идеях, которые он предложил другим, болеесильным и долговечным религиям. Конфуцианство вобрало в себя даосистскую веру вто, что человек в основе своей добр. Буддизм в Китае с его изначальнымпризнанием важности познания своей глубинной сути был усилен и в чем-то измененэтой местной религией. Как религиозная философия даосизм пришел в упадок, но онмногих привел к пониманию того, что внутренняя жизнь человека — это именно тажизнь, которая и является важной.
2.Своеобразие искусствадревнего китая (пейзажнаяживопись и архитектура)
Корни зарождения великойкультуры Китая относят к древним временам. Показателем общего подъема культурыДревнего Китая являются развитие живописи, литературы и архитектуры.
Живопись Древнего Китая
Китайская живопись настолькоже древня, как и история этой восточной цивилизации. Она берет свое начало в VI — V тыс. до н. э. В это время живопись использовалась дляросписи ритуальных сосудов. Зачастую, на таких предметах изображались животныеили птицы, растения или люди. Постепенно начинают украшаться не только глиняныесосуды, но и бронзовые предметы. А в период, вошедший в китайскую историю подназванием Сражающихся царств, зарождается живопись на шелке. Самыми раннимиизделиями, известными на сегодняшний день являются рисунки из погребений временцарства Чу; на одном изображены человеческие фигуры, драконы и птицы феникс, надругом — люди верхом на драконах. Китайская живопись резко отличается отизобразительного искусства других стран. Китайские художник рисовали полотна,придерживаясь уникальной манеры. Они большее внимание уделяли линиям и формампредметов, нежели их цветовой окраске. Мастерство китайского художникаопределялось по шести факторам. При написании картины главным образом следоваломастеру уловить гармонию его с окружающим миром, что позволит полно передатьприроду или человека. Все предметы, изображенные на картине, должны были поформам и цвету соответствовать настоящим образцам. Высшим пилотажем считалосьумение передавать движение человека и животных. Только достигнув всего этого,можно считаться настоящим художником.
Основа китайской живописиотнюдь не философия или религия, как это может показаться на первый взгляд.Принципы китайской живописи заключаются в любовании природой как совершеннымтворением. Жанры китайской живописи довольно разнообразны. Так, существовалианималистические жанры («Цветы и птицы», «Растения и насекомые»),бытовые жанры («Люди и предметы»), парадный портрет, миниатюра навеерах и других предметах обихода и китайская пейзажная живопись («Горы иводы»). В Китае не существовало натюрморта в привычном для нас смысле,неподвижные предметы с точки зрения китайцев мертвы без динамики движения жизнии времени. Если рисовали камни или фрукты, то рядом с камнем всегда растение, афрукты всегда на ветке.
Китайская живописьтяготеет к определенным устойчивым образам: одним из самых излюбленных объектовэстетического воплощения в живописи является бамбук. На китайских картинахбамбук — это не просто растение, а символ человеческого характера. Изображаябамбук, художник воспевает настоящего мужа высоких моральных качеств, поройсравнивая с ним свой характер.
Древняя китайскаяживопись, как в прочем и современная, знала два основных стиля: «гун би»(прилежная кисть) и «се и» (выражение идеи); для картин первого стиляхарактерна такая техника рисования, при которой обведен каждый предмет иотдельная деталь, четкость линий. Сделав обрисовку, художники Китая закрашиваютрисунок яркими минеральными красками, которые придают картине яркость и выразительность.Стиль «гун би» был очень популярен на раннем этапе развития китайскойживописи, примерно до XII века: именно в этом стиле работали те мастера,которые занимались росписью интерьеров императорского дворца и знати.
На среднем и позднемэтапе широкое распространение получил стиль «се и», более небрежный иэкспрессивный. Стиль «гун би» был обязательным для профессиональныххудожников, второй же стиль получил распространение средихудожников-интеллектуалов.
В китайской живописипринято использовать для письма кисть: это напрямую связано с техническимиразличиями между искусством Востока и Запада. В Китае использование одногоинструмента и для живописи, и для каллиграфии — кисти — связало эти два видаискусства, Связь текста и изображения приобретает философский смысл. Частохудожник подписывал картину своим именем, или давал ей название, но зачастуютакже изречения на картине становились прямым к ней дополнением, придаваякартине дополнительный смысл, либо усиливая его.
Архитектура ДревнегоКитая
Виды древних китайскихсооружений очень многообразны: это и дворцы, и храмы, и садовые сооружения, имогилы, и жилища. По своему внешнему облику эти сооружения или торжественны ивеликолепны, или изящны, изысканы и динамичны. Тем не менее они обладаютхарактерной особенностью, которая так или иначе сближает их друг с другом, — это те строительные идеи и эстетические устремления, присущие исключительнокитайской нации.
В древнем Китае наиболеетипичной конструкцией дома считалась каркасно-столбовая, использующая для этогодревесину. Это объясняется тем, что тяжесть дома выдерживают столбы, а нестена. В этом и заключается суть дела. Такая каркасная система не толькопозволяла китайским архитекторам свободно проектировать стены дома, носпособствовала предотвращению разрушения дома при землетрясениях.
Древние архитектурныесооружения Китая носят и другой яркий характер: они подвергаются художественнойотработке, придавая им специфическую декоративность. Например, крыши домов небыли ровными, а всегда вогнутыми. А для того, чтобы придать зданию определенноенастроение, строители обычно вырезали на балках и карнизах разнообразныекартины животных и трав. Подобные узоры наносились гравированные и деревянныестолбы комнат, окон и дверей.
Своего наивысшегоразвития архитектура Древнего Китая достигли в III в. до н.э.- III в. н.э. (период династий Цинь и Хань), когда страна была объединена вкрупное централизованное государство. Китай этого времени представлял собоймощную империю, в состав которой были включены ранее независимые многочисленныеплемена и государства. Циньские и ханьские города достигали больших размеров иотличались установившимися принципами планировки. Раскинувшиеся на большомпространстве, они обносились крепостными стенами с башнями и многочисленными воротамии внутри делились на несколько частей.
Дворцовые сооружения,башни и дома знати выделялись среди остальных построек своими размерами ироскошной отделкой. Во время династии Цинь в столице государства — Сяньяне —число дворцов достигало 300. Зданий, относящихся к этому времени, несохранилось до наших дней, так как основным строительным материалом служилодерево. Однако представление о них дают описания в литературных источниках.Строительные принципы китайской архитектуры, восходящие к очень древним временам,изложены уже в «Щицзине».На подготовленной и утрамбованной площадкезакладывался земляной фундамент (род стилобата), облицованный камнем илимрамором. На этом фундаменте возводился основной каркас здания, состоявший издеревянных столбов, связанных поперечными перекладинами. На каркас опираласьширокая и высокая крыша, которая была самой большой и тяжелой частью здания. Пообразному представлению древних китайцев, она должна была производитьвпечатление развернутых крыльев летящего фазана. Тяжелая массивная кровля,столь обычная в памятниках китайского зодчества, предопределила особенностиодного из основных конструктивных и декоративных элементов китайских построек —так называемого доу-гун. Доу-гун представляет собой своеобразную системумногоярусных деревянных кронштейнов, которая, увенчивая опорный столб в местеего соединения с горизонтальной балкой, принимает на себя тяжесть этой балки ислужит для поддержки большого выноса широких крыш, равномерно распределяя ихтяжесть. Доу-гун состоит из ряда изогнутых брусьев, наложенных друг на друга идалеко выступающих за пределы здания. Выступающие концы балок и доу-гуны вханьское время уже богато декорировались. Легкие деревянные стены зданияукреплялись на каркасе и служили как бы ширмами, которые можно было разбирать изаменять в зависимости от времени года. Судя по описаниям в летописях и древнихкнигах, дворцы циньских и ханьских правителей строились из различных породценного дерева и имели кровли из цветной черепицы. Внутри дворцов стеныукрашались росписями и пропитывались ароматическими веществами, полыинкрустировались драгоценными камнями. Вокруг дворцов были разбиты сады и паркис цветниками, сохранявшимися на протяжении всего года.
По сравнению с дворцамижилые помещения в южной части Китая очень скромны. Дома покрыты темно-серымичерепичными крышами, их стены перекрыты белыми цветами, а деревянные каркасы — темно — кофейным цветом. Вокруг домов растут бамбук и бананы. Религиознаятрадиция предписывала строить здание в соответствии с благоприятным длячеловека направлением ветров, уровнем подземных вод и рельефом местности. Воснове своей эта традиция опиралась на народный опыт и имела не толькосимволический смысл, но и определенное практическое значение. По суевернымпредставлениям, здания должны были фасадом обращаться на юг, строиться у реки иу подножия гор. Практически это было связано с защитой строений от ветров иобогреванием солнечными лучами с юга.
Самым грандиознымархитектурным сооружением времени Чжаньго является «Великая китайская стена», Этоуникальный памятник крепостной архитектуры, который начали сооружать в IV—IIIвв. до н.э., когда китайские государства были вынуждены защищаться от набеговкочевых народов Центральной Азии. Великая стена, словно гигантский змей, вьетсяпо горным хребтам, вершинам и перевалам Северного Китая. Ее длина превышает 3тыс. км, примерно через каждые 200 м стоят четырехугольные сторожевые башни сотверстиями-амбразурами. Расстояние между башнями равно двум полетам стрелы,оно легко простреливалось с каждой стороны, что обеспечивало безопасность.Верхняя плоскость стены представляет собой широкую защищенную дорогу, покоторой могли быстро передвигаться воинские части и обозы.
3.Литература ДревнегоКитая
Начало китайской литературытеряется в глубине тысячелетий. Самыми ранними письменными текстами накитайском языке были гадательные надписи, выцарапанные каким-либо острыморудием на черепашьем панцире или лопаточной кости барана. Желая узнать,например, будет ли удачной охота, правитель приказывал нанести свой вопрос напанцирь и потом положить панцирь на огонь. Специальный гадатель истолковывал «ответбожества» в соответствии с характером трещин, появившихся от огня.Впоследствии материалом для надписей стала служить бронза на огромныхритуальных сосудах (по поручению древних царей делались дарственные или иныенадписи). С начала I тыс. до н. э. китайцы стали использовать для письмабамбуковые планки. На каждой такой дощечке помещалось примерно по сорокиероглифов. Планки нанизывали на веревку и соединяли в связки. Легкопредставить себе, какими громоздкими и неудобными были первые китайские книги.Каждая, даже небольшая книга занимала несколько возов.
В III в. до н. э. китайцыстали применять для письма шелк. Дороговизна этого материала привела в началенашей эры к изобретению бумаги, в результате чего и появилась возможностьширокого распространения письменного слова.
Первое место в своемперечне древней историографии отводится сочинениям конфуцианского канона. Изэтих сочинений, составивших основу конфуцианского учения первостепенноезначение имела «Книга песен». Этот поэтический свод, состоящий изчетырех разделов («Нравы царств», «Малые оды», «Великиеоды», «Гимны») донес до нас самые различные образцы древнейшейлирической и гимнической поэзии.
Первый раздел — «Нравыцарств» — сюда входят лирические народные песни, поражающие своейискренностью и задушевностью. Вот одна из таких песен: “… Взойду на южнуюгору, сорву там папоротник. Не вижу любимого — сердце в горе печалится. Но лишьувижу его, но лишь встречу его — сердце сразу радуется…”
Второй раздел — «Малыеоды» и третий раздел «Великие оды» содержат в большинстве своемавторские стихотворения, основной темой которых является служение правителю,военные походы, пиры и жертвоприношения.
Четвертый раздел — «Гимны»— здесь собраны образцы торжественных храмовых песнопений в честь предков иправителей прошлого.
Следующее место затрудами конфуцианских наставников отведено сочинениям представителей другойвлиятельной философской школы древности – даосам, которые разрабатывалипроблемы бытия, утверждая примат естественного Пути — Дао как основы всегосущего во вселенной, как источника всех вещей и явлений.
В разделе философскойлитературы после даосов помещены сочинения натурфилософов, развивавших учение овзаимодействии двух полярных сил природы: света — ян и тьмы — инь. За ними шлилегисты, или законники, трактовавшие и развивавшие учение о государственнойвласти, осуществляемой с помощью четкой системы наказаний и поощрений.
Для китайцев нехарактеренантропоцентризм (от греч. Anthropos – «человек» и греч. – kentron – «центр»).Это одна из основных причин отсутствия в китайской литературе эпопей.Прекрасное не связано с отдельным человеком, его субъективными чувствами,воспринимается как гармония природы и общества.
Говоря о поэзии ДревнегоКитая можно отметить, что наиболее древними дошедшими до нас памятникамиявляются фольклорные поэтические произведения, собранные в Шицзин (одну из книгконфуцианского «пятикнижия»). Шицзин — это древнейшее в Китаесобрание песен и гимнов, созданных с XII по V вв. до н.э. В конце I тыс. дон.э. в Китае развивается авторская поэзия, в основном в двух жанрах песни ипоэмы, причем последние писались ритмической прозой и были предназначены для скандирования.Прозаические сочинения интересны не только сами по себе, но и потому, что жанржизнеописаний, присутствующий уже у «отца китайской историографии»Сыма Цяня (II в. до н.э.), повлиял на создание повествовательной прозы,зарождающейся, в I — II вв. н.э. Еще одним источником этой прозы были такназываемые «малые (пустячные) речения» — уличные рассказы, которыеспециально записывались особыми чиновниками для доклада государю, чтобы он могзнать об умонастроении народа. Эти рассказы практически не сохранились.
Китайская средневековаялитература чрезвычайно богата по содержанию. Высокая оценка литературы в самойкитайской культуре сказывается уже в том, что в государственных экзаменах надолжность чиновника требовалось в первую очередь знание классическойлитературы.
Заключение
Настоящее этойграндиозной страны нельзя понять, не зная её прошлого.
Изучение Китая началосьсравнительно недавно, лишь в конце XIX века. Однако долгое время истинное лицовеликой китайской культуры, вызывающей чувство глубочайшего уважения,оставалось нераскрытым. В настоящее время страна, сбросившая с себя оковымноговекового рабства и достигшая за короткие годы таких значительных успеховво многих областях, привлекла к себе внимание. Величественная история,всепобеждающая сила ее древней и самобытной культуры являются как бы ключом ксовременному Китаю. Огромный, прекрасный и ещё малоизвестный нам мир культурыКитая дополнил собой и бесконечно обогатил наше представление о стране.
Китай сегодня осваиваетбывшие многие столетия недоступным ему трудом и достижения Запада, и вместе стем он бережно сохраняет те ценности, которые созданы талантом его народа.
Список используемойлитературы
1) История Древнего Востока. Под ред. Кузищина В.И., 3-еизд. Перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 2003. – 462 с.
2) Будда; Конфуций; Савонарола; Торквемада; Лойола.Переиздание книг из биографической библиотеки Ф.Ф. Павленкова. Гл. ред.Васьковская Е.И. СПб: «ЛИО Редактор», 1993.-368 с.
3) История философии. Пер. с чеш. Богута И.И. -М.:«Мысль», 1995. — 590 с.
4) Хрестоматия по истории философии. Гл. ред. Микешина Л.А. — М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1997. — 448 с.
5) Энциклопедия для детей. Религии мира. М.:«Аванта+», 1996. -720 с.
6) История Востока. Васильев Л.С.: В 2-х тт. М., 1994.