Волгоградская государственная сельскохозяйственная академия
Кафедра "Садоводство, селекция и семеноводство"
Реферат на тему:
"История флористики как направление в цветоводстве"
Выполнила: студентка
1 курса агрономического факультета А-12
Ветошкина Александра
Проверил:
Преподаватель дисциплины "История цветоводства"
Подковыров Игорь Юрьевич.
Волгоград, 2010
План реферата
1. Общее значение флористики как таковой
2. Профессия и бизнес
3. Наиболее известные стили флористики
4. Значение специфических цветов
5. О флористике в Древнем Мире
6. Выставки, которые проходят в честь цветов и культуры флористики
7. Сведения о современном развитии флористики
Использованная литература
1. Общее значение флористики как таковой
Флористика, составление композиций из цветов, цветочный дизайн – это искусство создания цветочных композиций в вазах, шарах и корзинах или создание букетов и композиций из срезанных цветов, листьев, трав, декоративных трав и других ботанических материалов. Часто термины "цветочный дизайн" и "флористика" считаются синонимичными. Цветочники – это люди, которые работают с цветами и растениями, обычно в рамках розничной торговли. Этот термин не следует путать с флористами. Флористику также не следует путать с садоводством.
Флористика иногда используется как обобщенный термин, относящийся к культивированию цветов, а так же к композициям из них, а не исключительно к бизнесу по их продаже. Однако, цветочная промышленность – это основной двигатель флористики. Цветочные магазины, наряду с он-лайн складами-магазинами – главные места продажи цветов, но универсамы, магазины садовых товаров и многие бензозаправочные станции также продают цветы.
2. Профессия и бизнес
Профессия флориста предполагает различные навыки. Они включают отбор цветов, которые будут гармонично выглядеть вместе (основываясь на принципах дизайна или индивидуального вкуса), знания о том, как срезать, ухаживать и хранить цветы и другие растения, таким образом, чтобы они оставались свежими максимально долгое время, и (как описывалось выше) их продажа, которая предполагает знания требований клиента и его ожиданий. Знания в области составления венков, букетов, корсажей, бутоньерок, искусственных цветов и другие более сложные манипуляции с цветами также важны. Венки могут быть сделаны из различных типов цветов и растений, и часто включают ленты и искусственные цветы.
Цветы, продаваемые в магазинах цветочницами, обычно представляют собой множества доступных сезонных цветов, но также включают и цветы, привозимые со всего света. Основную массу цветов включают розы, тюльпаны, ирисы, орхидеи и лилии. Мода иногда играет роль во флористике. Тенденции по поводу самого модного цветка, который каждый должен иметь, меняются очень быстро.
Некоторые магазины также имеют в наличии подарочные корзины, фрукты и конфеты одновременно с цветами, тогда как часть магазинов закупает такие вещи только когда это необходимо для определенного заказа. Цветочный бизнес является сезонным и сильно зависит от следующих праздников и событий, таких как Рождество, День святого Валентина, День Матери, День Всех Святых, Адвент, Пасха, свадьбы и похороны. Эти случаи составляют наибольшую часть бизнеса, с продажей растений для дома и домашней обстановки, являющейся меньшей, но более постоянной частью прибыли. Цветы для личного удовольствия, а также отобранные для празднования дней рождения, годовщин, благодарений и прочих жизненных событий – также являются существенной частью цветочного бизнеса.
На цветочный бизнес значительно повлияли корпоративные и социальные мировые события, в которых цветы играют большую роль, украшая обстановку специальных мероприятий и встреч. Орнаментальные украшения в центре потолка, лестничные площадки, стойки ресепшиониста, свадебные букеты и сцена – это только несколько примеров того, как цветы используются в деловых и социальных публичных событиях.
3. Наиболее известные стили флористики
Икебана.
Икебана – это японский стиль цветочного дизайна, отмеченного за его простоту и чистоту линий и цветов. Часто Икебана использует ветки вьющихся деревьев, таких как ива.
Английский сад.
Английский сад – это традиционно английская форма дизайна, но она также включает и многие популярные европейские тенденции, например, французские или голландские. Эти композиции часто делаются, как невысокие возвышения или более высокие композиции в вазах, оси дизайна которых всенаправлены (360°). Многие флористы, которые следуют этому стилю дизайна, не используют перекати-поле, гвоздики и болотный мирт.
Высокий стиль.
Высокий стиль – это форма дизайна, происходящего из Соединенных Штатов. Такой дизайн часто использует девиз ‘лучше меньше да лучше’. Цветы, которые являются популярными среди флористов Высокого стиля, включают многие тропические растения, как, например, вечнозеленые райские растения и антуриумы, а также более популярные цветы, как – гвоздики.
Рынок цветов.
Основная потребность цветочных магазинов – это покупка цветов для пополнения своих запасов. Рынок цветов, подобно другим сельскохозяйственным рынкам, подчинен многим колебаниям из-за естественных факторов спроса и предложения, а также моды. Наука о том, как покупать таким образом, чтобы получить в последствии прибыль – не простой навык. В Северной Америке наибольший и наиболее известный аукцион цветов – "UFG" (Объединенные Производители Цветов), расположенный в Барнаби, Канаде. Существует множество аукционов и рынков цветов, расположенных в Голландии, например, "VBA" ("Bloemenveiling Aalsmeer").
Расстановка в магазинах цветов.
Обычно магазин цветов располагает большое количество цветов на улице или имеет большое зеркальное стекло, чтобы лучше представить цветы. Чтобы сохранить растения свежими, цветы держат в холодильнике и помещают в воду, обычно в стеклянных, пластмассовых или металлических вазах или других контейнерах. Большинство магазинов имеет холодильник около передней витрины с большими стеклянными дверями так, чтобы клиенты могли легко рассмотреть содержимое. Некоторые магазины также имеют другой холодильник, скрытый от клиентов, где они хранят дополнительный запас, и составляют букеты по заказам клиентов. Большинство магазинов также имеет заднюю секцию, в которой флористы могут составлять заказы с большей секретностью.
4. Значение специфических цветов
Как правило, флорист компонует цветы в зависимости от сезона и праздника.
Цветы имеют различные значения в различных культурах. Праздники и события, для которых цветы используются, влияют на композиции флористов. Маки, например, используются, чтобы помянуть павших солдат, – только в Англии и Странах Содружества. Культурное значение цветов также затрагивает выбор и использование цветов. Люди часто предпочитают цветы, которые связаны с их этнической группой или страной, и различные цвета могут иметь определенные значения удачи или смерти, или любви, или других основных человеческих понятий. Такой цветок, как красная роза, мог бы означать любовь, но многие могли бы счесть этот цветок неприличным или просто озадачивающим. Значительно расходящиеся представления относительно белого цвета могут привести к определенным проблемам. Белый рассматривается как цвет смерти во многих азиатских культурах, но также его считают символом чистоты и невинности во многих европейских и американской культурах. Такие различия могут привести к сложностям при доставке, например, букета белых лилий разным людям.
флористика цветоводство стиль цветок
5. О флористике в Древнем Мире
Любовь к цветам зародилась еще в древности. Индусы считали, что цветы
появились на свет не ради красоты и аромата, а для того, чтобы ими одаривать любимых. Поэтому цветы должны были быть сорваны в собственном саду, так как близким нужно дарить цветы, которые выращены собственными руками.
Многим цветам приписывали божественное происхождение и о них слагали легенды. К примеру, в Древней Греции существовала легенда о том, что прекрасные лилии
появились из капель молока матери всех богов – Геры. Когда она пыталась покормить маленького Геракла, сына Зевса и царицы Алкмены, младенец оттолкнул богиню, молоко брызнуло, и на небе образовался Млечный путь, а на Земле – лилии.
Название величественного водного цветка лотоса
в Древней Греции связывали с легендой о Лотис – прекрасной нимфе, укрывшейся в его венчике от преследователей Приама.
Астра
в переводе с древнегреческого значит "звезда". По легенде, ей приписывается звездное происхождение:
она выросла из пылинки, упавшей на Землю со звезды. В Древней Греции этот цветок носили как амулет на счастье.
Всем известна легенда о прекрасном юноше Нарциссе
, сыне речного бога Цефеза. Увидев свое отражение в воде, он так и не смог оторваться от созерцания своей красоты, и за самолюбование и заносчивость боги наказали его, превратив в цветок.
Пестрый цветок ириса
был посвящен у древних греков богине радуги Ириде; ярко-желтые звездочки цветка адониса
, по преданию, возникли из капель крови возлюбленного Афродиты – бога Адониса; анемоны
– из слез богини любви и красоты Афродиты, плачущей над его телом.
В Древнем Риме гладиолус считался цветком гладиаторов, его корень носили на груди в качестве амулета, считая, что он приносит победу. Гладиолус в переводе с латыни значит "меч".
Одним из древнейших видов украшений из цветов, популярным в древние времена, был венок. Ведь в Греции, Риме, да и на Руси букетов не делали, а плели венки для украшения головы или гирлянды для украшения жилищ. Именно венкам посвятил целую главу в своем научном трактате Теофраст – древнегреческий философ и естествоиспытатель, живший в III в. до н.э. и считающийся одним из первых известных ботаников. Венками украшали статуи богов, венками обменивались влюбленные. Во время пиров в знак дружеского расположения вместе с вином выпивали лепестки цветов, из которых был сплетен венок. Человека, явившегося на вечер без венка из роз, римляне переставали уважать. Искусством плетения венков занимались девушки, которые обладали вкусом и художественным мастерством.
Знали плетение венков и на Руси. Белые цветы в них были рядом с красными, красные – с желтыми, а желтые и розовые – с сиреневыми. Считалось, что цветов в венках должно быть не больше двух-трех видов, разных по форме и окраске. В древних славянских обрядах венки играли большую роль. Лучшим украшением для девушек и юношей во время народных праздников служили венки из ярких полевых цветов. Венки использовались также для гаданий. На Ивана Купалу девушки пускали их на воду и по тому, как они поплывут, старались узнать свое будущее. Древнеславянский обычай украшать голову невесты венком сохранился и до наших дней.
Народные предания о любимых цветах были распространены и у наших предков. К примеру, появление ландыша одни легенды связывали со слезами Волховы – морской царевны, которую разлюбил Садко, другие – со счастливым смехом Мавки – лесной красавицы, впервые испытавшей чувство любви. Ландыш всегда считался символом чистоты, нежности и любви.
Существовала легенда и о купальнице, или купаве, по которой юная русалка полюбила веселого и красивого пастуха Алексея, но, не дождавшись ответного чувства, превратилась в маленький желтый цветочек, растущий на берегах рек.
В древних славянских сказаниях водная кувшинка связана с русалками – прекрасными дочками подводного царя, поэтому называют ее русалочьим цветком. А в маргаритки, по легенде, превратились жемчужины с разорвавшегося ожерелья красавицы Любавы, рванувшейся навстречу своему возлюбленному Садко.
На Древнем Востоке в III – IV вв. зародилось искусство составления цветочных композиций – икебана. В переводе с японского языка слово "икебана" значит "вторая жизнь цветов". И сегодня икебана является обязательной частью интерьера в домах Японии.
На Востоке были очень популярны цветочные гирлянды, в которых яркие цветы переплетались с листьями и ветвями растений. Без этого эффектного цветочного украшения и в наше время в Индии, Китае и на Шри-Ланке не обходится ни одно праздничное шествие.
Многие цветы пришли к нам с Востока, с ними связаны легенды и определенная символика.
Символом божественной тайны, священным цветком у восточных народов древности считалась роза
– царица цветов. Первые упоминания о ней относятся ко II веку до н.э. По древнему персидскому преданию, лепестки розы были сначала белоснежными. Но соловей увидел благоухающую красавицу, полюбил ее и в порыве восхищения прижал цветок к груди. Вдруг из сердца соловья, пронзенного шипами, брызнула кровь – лепестки розы окрасились в алый цвет. В Древней Индии человек, принесший царю розу, мог просить исполнения любого желания. Розами платили дань, а розовое масло ценилось на вес золота.
Родина хризантемы
– Япония, там этот цветок называют "кику", что в переводе значит "солнце". Хризантема с древних времен считается символом дневного светила, ее изображение являлось и является священным, а ткань с рисунком цветка могли носить только члены императорской фамилии.
В Древней Индии существовало предание о бессмертнике, в нем рассказывалось о влюбленных, растерзанных в лесу дикими зверями. Именно на месте их гибели и вырос бессмертник
.
Большое значение на Востоке придавали цветку лотоса
. Красный лотос олицетворял бесконечную божественную мудрость и плодоносящие силы природы. В Древнем Египте лотос играл очень важную роль. Он был посвящен богу солнца Озарису и богине плодородия Изиде. Обилие лотосов во время разлива Нила, по народным приметам, обещало богатый урожай. Великое множество легенд, преданий и определенной символики, относящихся к происхождению и значению цветов, берет свое начало в древности. Но даже по приведенным выше легендам и преданиям, можно иметь представление о любви к цветам и о том значении, которое в древнем мире придавал этим прекрасным растениям человек.
Креативная флористика – это один из видов визуального искусства.
Креативная флористика это один из видов визуального искусства, где художник с помощью цветов создает эстетический образ, наполненный содержанием. Изящество, изысканность, очарование, неожиданность – и это далеко не все, что приходит на ум, при взгляде на цветочные творения. Они выполнены с безукоризненным чувством стиля, пропитаны индивидуальным видением мира и философией мастера.
Креативная флористика наиболее органично и естественно вписывается в сущность человеческой природы – потребность человека творить подарила нам несчетное количество мировых шедевров. Тяга преобразовывать существующий мир помогает людям создавать картины из образов, книги из слов, и, наконец, букеты из цветов.
Как и любое искусство, креативная флористика состоит из двустороннего взглядана мир, идея композиции рождается при гармоничном слиянии двух мировоззрений: флориста и клиента. В руках настоящего мастера букет становится гибким инструментом для выражения Вашего мироощущения. Креативная флористика ценит классику, но бежит банальности и обыденности; не чурается традиций, но избегает штампов и аксиом.
Вдохновляйте и будьте вдохновимы! Искусство флористики, – искусство составления букетов, украшение цветами и растениями своей жизни человеком, одно из древнейших искусств. В каждой стране есть своя история, свои традиции, свои вкусы и опыт жизни, наконец свои растения, поэтому искусство аранжировки, составления композиций из цветов и растений может сильно отличаться, но везде оно является прекрасным средством для создания более красивой и приятной жизни. В человеке от рождения заложено стремление к прекрасному, но не всегда оно получает развитие. Не каждый может стать художником или скульптором, но каждый может научиться понимать красоту, которая преображает душу человека, делает её более доброй, отзывчивой, творческой.
Рассмотрите красоту природы, поданную Вам в виде растений, попробуйте отыскать и почувствовать эстетическое наслаждение в сложных, изысканных композициях, в самом обыденном – в венке из полевых цветов, в икебане с самыми простенькими цветами и веточками – и это даст Вам большой заряд жизненной энергии. В отличие от других видов искусств, флористика “работает" с природным материалом, с частичками живой природы, и через эти произведения Природа непостижимым образом передаёт нам свой “жизненный” потенциал. Картины и композиции из высушенных растений, также как и из живых растений, создают положительное психо-биоэнергетическое воздействие на климат помещения и людей, находящихся в нём.
Цветы, листья, плоды, полевые травы символизируют вечно обновляющуюся природу. Собранные в цветочные композиции, они позволяют полнее осознать наше единство с миром, возвысить душу, придать особый характер торжественному событию, украсить интерьер… В зависимости от смены сезонов и настроений мы по-разному представляем себе и творим гармоничные отношения с миром. Иногда экстравагантные композиции лучше всего отражают богатство природы и нашего воображения. Составление композиций – истинный отдых сродни любительским занятиям живописью, требующим сиюминутного вдохновения; временами, напротив, – серьезное исследование и кропотливый труд.
Цветы прекрасны и в простой корзине, и в вычурной вазе – не полюбить эти живые скульптуры невозможно!
6. Выставк
и, которые проходят в честь цветов и культуры флористики
Выставка цветов
– это своеобразная площадка, на которой демонстрируются современные тенденции во флористике. Экспозиция выставки цветов напрямую отражает уровень цветочной индустрии на сегодняшний день. Большинство цветочных выставок, кроме экспозиции, представляют еще и новые решения для технического и технологического перевооружения производства цветочной продукции.
Самая крупная выставка цветов
на сегодняшний день – это ежегодная международная выставка "Цветы" на ВВЦ. Эта выставка широко известна за рубежом и привлекает большое количество профессионалов и представителей цветочного бизнеса. В выставочном зале царит сказочная атмосфера, наполненная буйством растений и цветов, брызгами фонтанов, яркими цветами и запахами. Выставки цветов
привлекают огромное количество посетителей, которые приходят просто полюбоваться на красочные дары природы. Ежедневно на открытые выставки цветов
прибывают тысячи садоводов и цветоводов.
С каждым годом растет количество участников выставок цветов
. Привлекаются как российские, так и иностранные фирмы, занимающиеся цветочным бизнесом.
7. Сведения о современном развитии флористики
Торговля цветами в нашей стране получила свое широкое развитие сравнительно недавно. Однако уже на сегодняшний день данное развитие ни на минуту не останавливается, предлагая нашим взорам все более удивительные композиции, способные захватить дух.
Появление первые цветочные магазинов и салонов датируется девяностыми годами прошлого века. Как раз с того времени предприниматели поняли, что данный товар очень выгодно продавать. Так как спрос на него, особенно в преддверии праздников невероятно велик. Однако продажа цветов самих по себе большой прибыли не приносила, но вот за красивый дизайн люди готовы были выложить солидные суммы из своего кошелька.
Так в нашей стране появилось такое направление, как флористика. Флористы сразу стали главными представителями данного направления. Чаще всего это были одаренные люди с оригинальным эстетическим вкусом. Именно эти качества и позволяли им составлять такие букеты и композиции, которые у многих захватывали дух.
На самом деле сегодня хороший флорист, грамотно разбирающийся в цветочных материалах – довольно большая редкость. Так что если вы встретили человека, который выполнил ваш заказ так, что вы не просто остались довольны, но и при этом были непомерно счастливы, то считайте, что вам повезло.
Однако совсем необязательно, чтобы в цветочном магазине работал флорист, ведь его главная задача – творить, а не обслуживать прихотливых клиентов. Обычно самые популярные магазины в качестве продавца нанимают обычного человека, а вот консультантом берут опытного флориста, который не только делает красивые букеты и композиции, но и способен получить от покупателя всю необходимую для его работы информацию.
Использованная литература
1. Панкратов В.П. "Советы цветовода-декоратора. Цветоводство"
2. Калва В.А. "О цветочных композициях. Цветоводство"
3. Власов В.М. "Декоративное оформление интерьеров. Цветоводство"
4. florist. planet-earth. su