История государства и права Башкортостана

ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
БАШКИРСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ПРАВА
КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
 
подисциплине: «История государства и права Башкортостана»
Тема № 1
Выполнил: студент 2-гокурса заочного
отделения группа №
Проверил: проф. ИскужинТ.С.
Уфа — 2008г.

 
СОДЕРЖАНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ
1. Добровольное вхождениеБашкортостана в состав Русского государства (политико-правовая характеристика)
2. Правовое положениенаселение Башкортостана.
Политика царскогоправительства в крае
3. Система царскойколониальной администрации и местное башкирское самоуправление
4. Система права
5. Судоустройство исудопроизводство
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ

 
ВВЕДЕНИЕ
Рассматриваемая мною темаочень актуальна, так как она затрагивает истоки и начало формированиямноговековой дружбы и сотрудничества между великой Россией и сувереннымБашкортостаном.
Изучая данную тему,раскрывая сущность поставленных вопросов я, попытаюсь понять, как, какимобразом, Россия сумела привлечь на свою сторону башкирский народ и объединить всвоем государстве великое множество и других народов.
Данная тема позволит ещёлучше понять, как проходило объединение двух совершенно разных культурныхсистем христианской и мусульманской.
А также я постараюсьраскрыть сущность объединения европейской России и восточной по сути Башкирии.
Путь объединения был нелегким, слишком разные культурные и правовые системы столкнулись в процессеинтеграции.
Необходимо проследить, счем пришли стороны к объединению, являлось ли оно прогрессивным и какую рольоно сыграло для обоих народов.
Рассматриваемый период вистории двух народов русского и башкирского являлся переломным и результат ходаистории, его итоги, позволили двум народам культурно и экономическиобогатиться.
Башкирский народ сделалправильный и мудрый выбор, избрав добровольное вхождение в состав Русскогогосударства, так как, Башкирия, являясь в то время пограничной, буферной зоной,как для России, так и для соседних государств, всегда виделась жирным кускомсвоих притязаний.
Только интеграцияБашкирии с Россией позволила нашему краю стать в настоящее время одной из самойсильной экономически и культурно развитым регионом.
Знать, как проходило этоисторическое объединение, какие вопросы приходилось решать нашим предкам,позволит новому поколению россиян строить свои взаимоотношения, опираясь наисторический опыт наших предков.

1.Добровольное вхождение Башкортостана в состав Русского государства
Присоединение Башкирии кРоссии имело важное историческое значение как для народов, проживавших натерритории современного Башкортостана, так и для Русского государства,получившей надежный форпост на восточной границе державы.
До середины XVI века территория Башкортостана быларасчленена между Казанским(северо-западные районы), Сибирским(северо-восточные районы) ханствами и НогайскойОрдой (центральные и южные районы) и была ареной между усобныхфеодальных войн и набегов.
С завоеванием в 1552 годуРусским государством Казанского ханства часть башкир, подвластная последнемустала свободной. Ногайские и сибирские ханы не собирались отказываться отвласти над башкирами, которые не смогли в этих условиях объединиться и создатьсамостоятельное государство. После падения Казани Иван IV обратился кбашкирскому народу с призывом добровольно войти в состав Русского государства.
Первыми в Казань кцарскому наместнику в 1554 году ездили послы западных и северо-западныхбашкирских племен во главе с биямидляпредварительных договорных условиях вхождения. В 1554-55 в Казань ездилипредставители центральных, южных и юго-восточных башкир (племена: юрматы, бурзян,кыпсак, усерган, тамьян).В 1556-57 башкирские послы ездили в Москву, где получили царские жалованныеграмоты с изложением условий их вхождения в состав Русского государства. В80-90-е гг. XVI в. — нач. 20-х гг. XVII в., в результате разгрома Сибирскогоханства, русское подданство приняли зауральскиебашкиры.
Присоединение Башкириик Русскому государству гарантировало:
— защиту башкир отпритязаний ногайских и сибирских ханов, от вторжения внешних врагов;
— сохранило за башкирскимнародом занимаемые ими земли на условиях вотчинного права;
— обещало не посягать нарелигию башкир и не переводить их в другую веру;  
— обязалось невмешиваться во внутреннюю жизнь башкирского общества, оставив власть на местахв руках башкирских биев и князей.
Башкиры, признав себяподданными русского царя, обязались за свой счет нести военную службу и вноситьв казну поземельную подать (ясак)медом и пушниной.
Присоединение Башкирии кРусскому государству и принятие башкирами русского подданства закреплялось наоснове соглашения с царским правительством и выдачей жалованных грамот.
Жалованная грамота — документ о предоставленииопределенных прав или привилегий отдельным лицам, группам населения,выдававшийся правительством царской России.
В Башкортостане первыеЖалованные грамоты были получены в ходе присоединения Башкирии к Русскому государству. В 1557 году основная частьбашкирских племен и родов получили Жалованные грамоты, ставшие юридическойосновой вотчинного права башкир на землю.
Жалованная грамотавыдавалась «на имя лица пожалованного», иногда принимала формупредписания «дать во владение башкирам». Получение Жалованной грамотына владение землей на вотчинных правах каждым племенем или родовой группой,разделение всех угодий между ними в письменной форме позволили упорядочитьвопрос о землевладении в Башкортостане.
Подлинники Жалованныхграмот не сохранились, их копии и переводы содержатся в шежере и архивах.
В результате вхожденияБашкортостана в состав Русского государства в крае прекратилась феодальнаямежду усобица, что положительно сказалось на развитие хозяйства и ростечисленности населения. В Башкирию стали переселяться русские крестьяне иремесленники. Между ними и башкирами устанавливаются хозяйственные и культурныесвязи. В свою очередь, Русское государство расширило свою территорию, отодвинувгосударственные границы от Волги до середины течения Тобола на Востоке и Яика (Урала) на Юго-Востоке. Однако усилилсяфеодальный и национальный гнет населения края.  С XVII в. правительство стало нарушать условияприсоединения: начались захват башкирских земель, рост налогов и повинностей,насильственная христианизация мусульман. В этих условиях недовольные башкирыподнимали многочисленные восстания. В историографии нет единого мнения охарактере присоединения Башкирии к Русскому государству, западные и некоторые российские историкиписали о завоевании Башкирии Русским государством, а А.З.Асфандияров,В.Н.Татищев, А.Н.Усманов, и др. – о добровольном вхождении. Я полагаю, всё же,что присоединение Башкирии к Русскому государству носило в большей степенидобровольный характер, так как в основном присоединение к России поддержалоавторитетная среди населения феодальная родовая верхуш- ка, что не исключало внекоторых случаях и принуждения.

2.Правовое положение населения Башкортостана. Политика царского правительства вкрае
Правовое положениенаселения Башкортостана было различным, это видно из социального положениянаселения, проживавшего в то время.
В целях уп­рочения своих позицийправительство строило на территории Башкирии воен­ные поселения и развивалотесные экономические отношения с местным населением.
Первыми жителямикрепостей Баш­кирии и города Уфы были в основном русские служилые люди.Гражданское население складывалось постепенно и оставалось малочисленным.Основная часть гарнизонного войска уезда состоя­ла из детей боярских и служилыхлюдей «по прибору» (стрельцы, пушкари, ворот­ники и другие). Первые стрелецкиесотни с детьми боярскими прибыли в Уфу с воеводой в 1586 г.1.
Военное населениепроживало на территории Башкирии вместе с семьями. В 80-х гг. формируетсяУфимское городовое казачье войско.
Постепенно формировалоськресть­янское население Башкирии. Сюда сти­хийно шли переселенцы из централь­ных,средневолжских и прикамских рай­онов, из Западной Сибири. Уход их с местпрежнего жительства был связан с малоземельем и усилением феодаль­нойэксплуатации.
В связи с пожалованиямимонасты­рям и дворянам земельных угодий в крае появились монастырские и поме­щичьикрестьяне. Если дворцовые, об­рочные, ясачные, государственные крестьяне ибобыли прибывали в Башкирию самовольно, то монастыри и помещики переселялисвоих крестьян принуди­тельно.
Состав пришлогокрестьянского насе­ления был многонациональным. Поме­щичьи, монастырские,дворцовые и госу­дарственные крестьяне состояли в ос­новном из русскогонаселения, ясачные и оброчные крестьяне и бобыли — из та­тар, мишарей,марийцев, чувашей, удмур­тов, русских, мордвы.
1 Очерки по истории Башкирской АССР. Т.I. Ч. I.; Разрядная книга. 1475—1598. С. 390.
В результате самовольногои прину­дительного переселения в течение XVII — первой трети XVIII вв. в Башки­рии сложились все основные слои фео­дальногонаселения Российского госу­дарства: мелкопоместные дворяне, пред­ставителиправославного духовенства, мелкие служилые люди, белопоместные казаки,посадские жители, помещичьи, дворцовые, монастырские, ясачные и государственныекрестьяне, бобыли и другие. В количественном отношении преобладало крестьянскоеи бобыльское население. В течение указанного времени пришлое население заселилов основном крайний восток, север и северо-запад края.
Приток небашкирскогонаселения имело важное значение для развития эко­номики и культуры края.Ускорился про­цесс перехода башкир к оседлому зем­леделию. Башкиры заимствовалиу рус­ских и нерусских пришлых земледельцев сельскохозяйственные орудия,учились у них приемам обработки почвы, посевам хлеба, уборке урожая ипереработке продуктов зернового хозяйства1.
После присое­динения кРусскому государству про­должалась феодализация башкирского общества. Являясьмонопольным соб­ственником всей земли в крае, Русское государство передало вовладение баш­кирским племенам и родам занимаемые ими земли и закрепило этограмотами.
Земли за­креплялись завсеми жителями башкир­ского рода, племени, либо их подразде­лений в общеевладение всех жителей общины. Правительство не подразделяло их напривилегированную верхушку — биев, тарханов, мурз, князей и т. д. — и наповинностную ясачную часть насе­ления, как это осуществлялось, напри­мер, вотношении народов Среднего По­волжья.
Владельцем волостнойземли являлась башкирская община. Наряду с владениями отдельных волостей имелиместо владения общие для двух, трех и более башкирских волостей (охотничьи ипрочие угодья)2.
Каждый член общи­ны имелправо на пользование волостной землей.
1Очерки по истории Башкирской АССР. Т.I. Ч. I. С. 97.
2Демидова Н. Ф. Социально-экономические отношения вБашкирии в первой четверти XVIIIв. С. 42
Общинная собственность наземлю не препятствовала развитию феодальных отношений. Фактически волостнымиземлями распоряжалась башкирская феодально — патриархальная верхушка.Феодальная собственность на землю при господстве кочевого и полукочевого ско­товодческогохозяйства выступала не открыто, а сильно завуалированная пере­житкамипатриархально-родового бы­та1. Отсутствие юридически оформлен­нойчастной земельной собственности не мешало существованию у башкир фео­дальнойземельной собственности2.
В полукочевом обществефеодальная собственность на землю осуществлялась в форме права распоряжениякочевьями. Право собственности на землю получало реализацию посредствомвладения ско­том3. Скот у башкир находился в част­ной собственности.На этой почве в полу­кочевом обществе обозначилось доста­точно глубокоеимущественное неравен­ство. Патриархально-феодальная баш­кирская знать владелабольшими стада­ми скота. Применяя открытое насилие и используяпатриархально-родовые обычаи, она захватывала лучшие паст­бища, присваиваласебе право отводить районы для кочевок другим членам об­щины. Так складываласьфеодальная собственность на землю, которая приоб­рела форму распоряжениякочевьями4. Рядовые общинники попадали в зависи­мое положение, вобществе возникали элементы и внеэкономического принуж­дения. Общественныеотношения у баш­кир во второй половине XVI — XVIIвв. были патриархально-феодальными5.
Верхний слой башкирскогообщества состоял из биев, князей, тарханов, ста­рост и других «лучших людей», атакже представителей мусульманского духо­венства. После присоединения Башки­риик России правительство жаловало биев в князья и мурзы. Они несли во­еннуюслужбу государю и не числились в разряде ясачных людей6.
1 Очерки по истории БашкирскойАССР. Т.I. Ч.I.С. 91.
2Демидова Н. Ф. Указ. соч. С.41.
3Устюгов Н. В. О характеребашкирских вос­станий XVII —первой половины XVIII вв.//400-летие присоединения Башкирии к Русскому государству. Уфа, 1958. С. 96—97.
4Демидова Н. Ф. Землевладениеи земле­пользование в Уфимском уезде в XVI—XVIIIвв. //Ежегодник по аграрной истории Восточной Европы. 1962. Минск, 1964. С.266, 269.
5Демидова Н. Ф.Социально-эконо­мические отношения в Башкирии в первой чет­верти XVIII в. С. 40;
6Акманов И. Г.Социально-экономическое развитие Башкирии во второй половине XVI — первой половине XVIII вв. С. 47—48.
Со временем князьяслились с тарха­нами, составлявшими основную часть башкирскойфеодально-патриархальной верхушки. Звание тархана получали и старосты, а также«лучшие люди» за военные заслуги (охрана гра­ниц Башкирии, участие в дальнихпохо­дах).
Тарханы имели большие привилегии, которыепредоставлялись им наследст­венно или лично. Они могли занять и пользоватьсялюбыми участками волост­ной земли, кроме бортных угодий и боб­ровых гонов,находившихся во владении отдельных семей. Рядовые общинники не смелисопротивляться действиям тарха­нов по распоряжению волостными зем­лями1.
Тарханы были освобожденыот налогов, ясака и подводной повинности. На них лежала обязанность нестивоенную службу, которую они воспринимали как почетную повинность. Их включали всо­став дипломатических миссий прави­тельства, направлявшихся в Казахстан иСреднюю Азию.
К разряду феодальной вер­хушкиобщества относились старосты и сотники, наделенныеадминистративно-управленческой и судебной властью в волостях. Во главенебольших воинских формирований башкир стояли сотники. На должности старост исотников попа­дали, как правило, наиболее влиятель­ные и богатые башкиры, в т.ч. бии, тар­ханы, батыры. Следовательно, богатство и власть оказывались сосредоточеннымив одних и тех же руках. Это обстоятель­ство усиливало господствующее положе­ниестарост и сотников в обществе и открывало для них возможность нажи­ваться засчет общины.
Развитие феодальныхотношений среди башкир имело свои особенности. В рассматриваемое время рядовыебаш­киры и феодально — патриархальная вер­хушка общества пребывали в составеодной и той же общины, были связаны общинными отношениями. Формальнопредставители башкирских господствую­щих слоев считались членами общины, нофактически они стояли над общиной .
1Очерки по истории Башкир­ской АССР.Т. I. Ч. I. С. 128, 129
Рядовые общинники, ведясамостоятельное хозяйство, подчинялись воле тарханов и старост, которым при­надлежалоправо распоряжения волост­ными землями. Из-за всевозможных поборов и другихпричин они зачастую теряли скот и попадали в долговую кабалу к собственным ипришлым бога­чам.
Обнищавшие башкирывыталкива­лись из общины и становились туснахами. Положение туснаков вбашкирском обществе было близко к положению рабов. Туснаки принудительноработали на богатых башкир, их продавали и покупали. В 30-х годах XVIII в. начальник Оренбург­скойэкспедиции И. К. Кирилов писал о туснаках, что «множество таких иноверцов убашкирцов и других иноверцов же живут», и башкиры и «другие ино­верцы» «работоюих богатятся и усили­ваются»1. Правительство запрещало старостам,тарханам, богатым башкирам брать людей в заклад и иметь крепостных людей. Темсамым оно стремилось ослабить позиции башкирской феодализирующейся верхушки.
Башкирское общество зналои рабов-ясыров, ими становились в основном пленные. Богатые башкирыпринуж­дали их работать в своем хозяйстве или сбывали в Казахстан и СреднююАзию. Несмотря на существование ра­боторговли, ясыры не представляли устойчивойсоциальной группы среди башкир.
По мере притока зем­ледельческогонаселения из центральных районов страны и Среднего Поволжья возникали новыеформы земельных от­ношений в крае. Значительная часть пришлого населенияУфимского уезда вела хозяйство на землях башкирских волостей. К их числуотносились ясач­ные татары, чуваши, мари, мордва, уд­мурты, служилые татары имишари. Пос­ледние имели право, в силу своей сослов­ной принадлежности,получать земель­ные наделы от казны, но угодья, необходимые для ведения земледельческогои ското­водческого хозяйства, служилые татары и мишари предпочитали брать у баш­кирв долгосрочную аренду (припуск) и поселяться на терри­тории башкирской волости.
1Материалы по истории Башкирской АССР.Т. III. С. 491.
Переселен­цев,устроившихся на башкирских во­лостных землях, независимо от их этни­ческой исословной принадлежности, стали называть припущенниками. Припущенникиоседали на башкирских зем­лях по договору с вотчинниками, т. е. припуску,представлявшему разновид­ность арендного соглашения. Договор о припускесоставлялся как в устной, так и письменной форме. Припуск позволял крестьянамбез ведома уездной и двор­цовой администрации, помещичьих и монастырскихуправителей завести в Башкирии свое хозяйство. Припущенни­ками становились ибашкиры, по разным причинам потерявшие вотчинное право на землю, покинувшиесвои волости (участие в восстаниях, захват земель казной и заводами и т. д.)1.
Плата за припуск и запоследующее пользование волостными землями, уста­навливаемая между вотчинникамии припущенниками, была намного легче фео­дальных повинностей, лежавших на по­мещичьих,монастырских и других фео­дально зависимых крестьянах. Поэто­му к припускуприбегала значительная часть переселенцев.
В состав башкирскихприпущенников входили представители различных фео­дально-зависимых сословий.Наиболее многочисленную часть переселенцев составляли бобыли. Основ­наямасса их прибыла в Башкирию со своим бобыльским ясаком, т. е. будучи бобылями вместах выхода. Незначи­тельная часть бобылей попала в это сос­ловие в Уфимскомуезде из числа «гуля­щих людей» и других категорий кре­стьян.
Бобыли вели крестьянскоехозяйство на арендованных башкирских землях, платили казне бобыльский ясак инесли другие повинности. Они обязаны были поставлять в Уфу строительные материа­лы,давать подводы и провожатых, рабо­тать на строительстве и ремонте казен­ныхмельниц, Табынского солеварного городка2. Кроме государственных бобы­лейв Башкирии встречалось небольшое количество помещичьих, монастырских идворцовых бобылей. Они не были припущенниками башкир, пользовались землямисвоих феодалов и несли повин­ности в их пользу.
1Очерки по истории Башкирской АССР. Т.I. Ч. I. С. 131.
2Материалы по исто­рии БашкирскойАССР. Ч. I. С. 128.

Из среды припущенниковпостепенно образовалось сословие тептярей, известных только в Башкирии.По мнению ряда авторов, возникновение слова «тептярь» связано с персидскимсловом «дэфтэр», что означает «запись», «договор»1. Тептяризаключали с башкирами-вотчинни­ками письменные условия, в которых определялось количествополученных в аренду угодий и размер повинностей2. Тептяриобосновывались не только на башкирских вотчинных землях, но и на казенных исобственных, причем без припускных записей3. Возможно, словом«дэфтэр» назывались воеводские «оклад­ные ясачные книги», куда включалась частьбашкирских припущенников, ко­торые, очевидно, и получили название тептяри.
По другой версии, терминтептярь произошел от слова тибеу, тибелеу, тип-тереу, типтер. Башкир, неимевший воз­можности нести феодальные повинности за свое сословие, выходил самили на­сильно выталкивался (тибелэ) из общи­ны. Он терял вотчинное право наземлю, свою сословную принадлежность и ста­новился тептяром. Со временем,особен­но в XVIII в., в состав тептярей влилисьпереселенцы из татар, мари, чувашей, удмуртов, вышедших из своих общин ипорвавших связь со своими прежними сословиями4 (ясачным, служилым,бобыльским).
В первое время феодальныеповин­ности тептярей были сравнительно лег­кими. Они платили казне тептярскийокладной ясак. В отличие от бобылей-припущенников, тептяри были свободны отвыполнения каких-либо натуральных повинностей в пользу государства.
Несмотря на пользованиебашкир­скими землями, тептяри, как и бобыли, являлись казенными людьми и неслифеодальные повинности в пользу госу­дарства.
1Ахмаров Г. Н, Тептя­ри и их происхождение. Казань,1907. С. 9—10, 26.
2Очерки по истории Башкирской АССР. Т.I. Ч. I. С. 97.
3Асфандияров А. 3. Семья ибрак у башкир в XVIII — первойполовине XIX в. Уфа, 1989. С. 33—34.
4 Там же.
Сохранившиеся источникине позво­ляют определить численность мишарей и служилых татар. Живя набашкирских волостных землях в качестве припущен­ников, они также находились вличной зависимости от государства, несли воен­ную службу, составляя особоефеодаль­ное сословие.
Итак, в пределахбашкирской воло­сти вели хозяйство представители не только разных народов, но иразных сос­ловий: башкиры-вотчинники, бобыли, тептяри, мишари, служилые татары.
Таким образом, в Башкириисосу­ществовали различные формы феодаль­ных отношений. Несмотря на заметныесоциальные сдвиги, в башкирском об­ществе по — прежнему господствовали присущиекочевым и полукочевым наро­дам патриархально — феодальные отно­шения, сильныбыли пережитки родово­го строя. Отношения же между башкир­ским обществом и государствомбыли феодальными.
Феодалы состояли из башкирской, татарской и мишарскойзнати, русских помещиков, монастырей, дворца и само­го феодального государства.
К эксплуатируемойчасти населения от­носились рядовые башкиры, мишари, служилые татары, мелкие служилыелюди, ясачные крестьяне, тептярское и бобыльское население, помещичьи, мо­настырские,дворцовые и государствен­ные крестьяне.
Из всего сказанного можносделать определенный вывод, чтополитика царского правительства в Башкирииносило чисто колониальный характер и это отчетливо видно из предпринимаемыхдействий центральной власти в отношении, вновь присоединенных земель.
Во-первых, создаются местные колониальныеадминистрации во вновь созданных военных поселениях для надзора и управлениятерриториями;
Во-вторых, идет активное заселение новыхтерриторий подданными русского государства из центральных районов России;
В-третьих, осваиваются природные ресурсы краядля поддержания и увеличения экономической мощи русского государства;
В-четвертых, на фоне успехов освоения Башкирииместное население в большей части оставалось на уровне феодально-патриархальныхотношений и до определенного времени экономически развивалось слабо.
Продолжение на сайте: WWW.vzfeii.web-box.ru