История государства и права России. (Образование Русского централизованного государства в XV-XVI вв. Свержение Временного правительства и захват власти большевиками. WinWord)

Министерство общего ипрофессионального образования РФ
Ивановский ГосударственныйУниверситет
Кафедра теории и историигосударства и права
Контрольная работа
по курсу
История государства и праваРоссии /Ч. I/
на тему
Образование Русскогоцентрализованного государства в XV-XVI вв.
Выполнил: студент 1 курса 2 группы
бюджетного отделения заочного обучения
Бородавко А. Е.
Иваново 1997Оглавление
Основные закономерности и особенности Русского единогогосударства……………………………………………………………… 3
Созданиеединого централизованного аппарата и русского
права………………………………………………………………………6
Казус………………………………………………………………………9
Списокиспользованной литературы…………………………………10
Вопрос 1.
Основные закономерности и особенностиРусского единого государства.
          Образование единого государства наРуси имело определённые социально-экономические предпосылки. Оно былоподготовлено самим историческим развитием. В основе объединения русских земельлежали те же причины, что и в государствах Европы, но имелись и своиособенности.
          С древних времён на территориибудущего Русского государства происходит так называемая колонизация (освоениеновых земель). Эта территория очень богата лесом и водой, но почвы неблагоприятствуют земледелию. Также имеют большое значение лесные и водные(речные) промыслы – бортничество, охота и рыболовство. Поэтому население оченьчасто покидало занимаемые территории и переходило на другие. Таким образом, натерритории будущей страны сложились мелкие крестьянские поселения – волости.Волости были замкнутым в себе самоуправляющимся мирком[1].Основной сферой производства Руси было сельское хозяйство. К XV векув нём зарождаются некоторые прогрессивные черты: подсечно-огневая системаземледелия и перелог сменяются пашенной, расширяются посевные площади,земледелие становится всё более прибыльным, появляется избыточный продукт.Получает распространение животноводство. Сельскому хозяйству стали требоватьсявсё более совершенные орудия труда. Это в свою очередь послужило толчком кразвитию ремесла, как на селе, так и в городах. Происшедшее к XV векуобщественное разделение труда привело к дальнейшему росту ремесленногопроизводства с центром в городах. Возникает необходимость обмена между городоми селом и, как следствие этого, происходит усиление экономических связей нетолько между городом и деревней, но и между различными областями и феодальнымикняжествами[2].Усилению экономических связей способствовала также торговля, которая сталавозможна благодаря избыточному продукту. Особо выделяется торговля хлебом идругими  сельскохозяйственнымипродуктами. Появляются богатые скупщики хлеба и других продуктов. Наиболеекрупные из них вели торговые операции не только в пределах волости, но и вболее обширных районах поставляли продукты в города. В этот период формируютсяторгово-денежные отношения.
          Торгово-денежные отношения ломалинатуральное хозяйство феодалов, вызывали заинтересованность феодала в полученииизбыточного продукта с зависимого населения, толкали их на усиление феодальнойэксплуатации. Сущность хозяйственной системы того времени состояла в том, чтовся земля данной вотчины разделялась на барскую и крестьянскую; последняяотдавалась в надел крестьянам, которые своим трудом и орудиями трудаобрабатывали её, получая с неё своё содержание. Такая система называласьбарщинной. Вместе с барщиной начала развиваться к XV-XVIвекам иденежная рента, т.е. оброк, размеры которого постоянно росли. Наряду с этим,барская запашка постоянно увеличивалась за счёт сокращения крестьянских земель.Всё это вызывало классовые противоречия и вспышки классовой борьбы. Протесткрестьян принимал различные формы: от нападения крестьян на своих феодалов, добегства крестьян на окраины государства. Для подавления сопротивления крестьян феодалынуждались в сильном едином государстве (Для сравнения. Процесс образованияцентрализованных государств в Европе в эту эпохубыл связан с разрушением натурального хозяйства, укреплением экономическихсвязей между различными регионами и появлением буржуазных отношений. Экономический подъём был заметен и на Руси в XV вв., он сыграл немалую роль вформировании централизованного государства, однако, в целом, это формированиепроисходило, в отличие от Европы, на чисто феодальной основе. Большую роль вэтом процессе сыграли интересы бояр, вотчины которых перерастали границыкняжеств).
          Особую роль в создании Русскогоцентрализованного государства сыграл внешнеполитический фактор. Россия, вотличие от стран Европы, испытала на себе гнёт татаро-монгольских ханов. Какизвестно, татаро-монгольское нашествие и золотоордынское иго привели к тому,что центр русской экономической и политической жизни переместился насеверо-восток Руси. Здесь, во Владимиро-Суздальской земле, возникают крупныеполитические центры, среди которых ведущее место заняла Москва, возглавившаяборьбу за свержение ига и объединение русских земель. Растущие города нередкообъединялись вокруг великокняжеской власти в борьбе за централизацию. ЖителиТвери, Новгорода своим участием способствовали присоединению земель к Москве.Но прочного союза городов с князем ещё не было. Золотоордынское иго резкозатормозило развитие Руси. Для обороны страны, возрождения разрушенногохозяйства и культурных ценностей нужна была твёрдая единая княжеская власть ицентрализованное государство. Совокупность всех перечисленных выше причинсложилась и отчётливо проявилась к серединеXV века. Сложились к этомувремени и силы, способные обеспечить объединение Руси (как князья, так и бояре,дворяне, феодалы вообще).
          Класс феодалов того времени включал всебя крупных вотчинных землевладельцев – бояр и зарождавшийся слой дворянства.Бояре занимали важное место на Руси. Они пользовались правом независимости,могли свободно переходить от одного князя к другому[3].В XIII-XV веках боярство было главной опорой великокняжескойвласти, и первым шагом к прочному усилению государства было собирание вокругсебя князем наиболее значительных боярских сил. Великий князь московскийжаловал боярам города и вотчины. Но когда Москва начала усиливаться, «…когдачисло владетельных князей уменьшилось, а власть государства сделаласьнеограниченнее в отношении к народу, тогда и достоинство боярское утратило своюважность»[4].В это время происходит и изменение смысла слова «боярин». Теперь оно означает, чточеловек находится при дворе князя, т.е. боярин – придворный чин, пожалованныйкнязем. Изменение природы боярства способствовало изменению его отношения квеликому князю. Боярство становится оппозиционной силой. А опорой князя впроцессе централизации утверждается новая группа феодалов – дворяне. Дворянствосформировалось к XV веку из средних и мелких феодалов (детей боярских идр.). Дворяне были условными держателями земли, получившими её за службу князю(например, княжеские дружинники). Положение дворян и получение ими новых земельзависело только от князя. Поэтому дворянство становится верной социальнойопорой князя в процессе централизации.
          Существовала ещё одна важнаяполитическая сила – церковь. Она была крупным феодалом, сохраняла иммунитетныепривилегии и была свободна от государственной службы и тягла. Церковь такжеактивно выступала за усиление государства.
          Среди феодально-зависимого населения,несшего повинности, выделялось городское и сельское. В городах к XV векусложилась торговая аристократия (купцы), которая освобождалась от государеватягла, получала привилегии княжеского суда, несла государственную службу.Торговые люди пользовались поддержкой князя, который также устанавливал правилаторговли[5].Остальное городское население несло повинности в пользу князя и сближалось пообразу жизни и бытовому укладу с крестьянами чёрных государевых волостей.
          Крестьянство делилось на чернотягловых(государственных) и частновладельческих (дворцовых, вотчинных и проч.).Образование сильного единого государства принесло крестьянам только усилениефеодального гнёта, рост податей, оброк, барщину. Усиление феодальнойэксплуатации способствовало неэкономическому принуждению крестьян к труду и,как следствие, усилился процесс закрепощения, выгодный дворянству.
          Таким образом, в истории Руси к XV-XVIвекам прослеживаются предпосылки к образованию централизованного государства(экономический подъём, борьба против внешней опасности и др.), которое, вотличие от Западной Европы, складывалось в период господства феодального строя.Создание единого централизованного государства определило процесс складыванияединого всероссийского рынка и образования нации.
Вопрос 2.
Создание единогоцентрализованного аппарата и русского права.
          Значительные перемены в системе государственногоуправления произошли в ходе завершения процесса образования Российскогогосударства в конце XV – начале XVI века. Взаимодействиеклассов-сословий и классовая борьба также оказали воздействие на перестройкугосударственного строя и законодательную деятельность государства.
          Свойственные периоду феодальнойраздробленности отношения сюзеренитета-вассалитета заменяются единодержавнойвластью князя[6]. Сконца XV века главой русского централизованного государства был великий князь,обладавший широким кругом прав и полномочий. Он издавал законы, руководилгосударственным управлением, имел полномочия высшей судебной инстанции.Княжеская власть с течением времени всё более укрепляется. Первоначально своизаконодательные, административные, судебные функции великий князь могосуществлять в пределах своего княжества. С падением власти удельных князейвеликий князь стал подлинным властителем всей территории государства. Ноговорить о самодержавии ещё рано. Власть монарха ещё ограничена другими органамираннефеодального государства, прежде всего Боярской думой.
          Боярская дума являлась высшимгосударственным учреждением, выросшим из совета при князе. Это былсовещательный орган, с которым князь должен был считаться. После образованияцентрализованного государства состав Думы расширился, и она стала приобретатьхарактер постоянного верховного органа[7].Функции Боярской думы трудно отделить от функций великого князя. Она участвуетв обсуждении и разрешении хозяйственных, судебных, внешнеполитических и другихвопросов. «Великий князь юридически не был обязан считаться с мнением Думы, нофактически не мог поступать самовольно»[8].Его решения должны одобрить бояре.
          Московское государство унаследовало отпрежнего периода органы центрального управления, дворцово-вотчинную систему.Однако постепенно дворцово-вотчинная система отмирает и зарождается новое,приказное управление.
          Преобразование старой системыначинается с её усложнения. Она подразделяется на две части: управление дворца,во главе с дворецким, и пути, т.е. ведомства, обеспечивающие нужды князя и егоокружения. Вслед за усложнением расширилась и компетенция дворцово-вотчинныхорганов и их функции. Создавался разветвлённый государственный аппарат. Изсостава дворца выделяется великокняжеская казна, ставшая самостоятельнымведомством. Создаётся дворцовая канцелярия. Постепенно из этого ко второйполовине XVI века складывается приказная система и утверждаетсятермин «приказ»[9].Первыми приказами были Большой дворец и Казённый приказ. Приказное управление былоболее развитой и современной формой государственного управления, по сравнению спрошлым периодом. В приказную систему входил целый ряд приказов: разрядный,посольский, поместный и др. Как видно, каждый приказ ведал делами вопределённой области. Приказы делились на государственные (ведали отдельнымиотраслями государственного управления) и дворцовые (осуществляли дворцовоеуправление).
          Местное самоуправление до середины XVI векастроилось по системе кормлений. Государство делилось на уезды, уезды – на станы,станы – на волости. Гражданское и военное управление находилось в ведениинаместников и волостелей с их тиунами, доводчиками и приветчиками. Наместникуправлял городом, а частями уезда – волостями – волостели. Делопроизводствовели дьяки и подьячие. Кормленщики были заинтересованы в личном обогащении и немогли обеспечить должного управления. Существовало множество недовольных этойсистемой, и поэтому в середине XVI векасистема кормлений упраздняется. В конце XV века появились городовыеприказчики, которые обладали полномочиями по управлению в области военногодела, суда, финансов.
          Во второй половине XVI векапри Иване IV, ведшем борьбу с боярской оппозицией, начинаетсясозыв Земских соборов – сословно-представительных органов. В это времяскладывается так называемая «Избранная рада» (Ближняя дума) – совет при царе.Расширяется сеть приказов, преимущественно военного характера: стрелецкий,пушкарский. После разделения страны на опричнину и земщину возникают своиопричные и земские приказы, независимые друг от друга.
          В городах и уездах военное управлениеосуществлял воевода, а гражданское – наместник. Возникают особые учреждения –избы. Главным была Съезжая (приказная) изба. Отраслевое управление осуществлялитаможенная, разрядная и другие избы.
          Выдача с конца XV веканаселению отдельных уездов уставных грамот подготовила введение земскогосамоуправления. Земство ликвидировало наместничество, и должно было обеспечитьисправность внесения населением государственных податей и выполнениягосударственных повинностей.
          Образование Русского централизованногогосударства отразилось и на всех отраслях права. Медленно, но развиваетсягражданское право. Также видны нововведения в вещном, обязательственном праве.
          Но самые существенные измененияпретерпевает уголовное право. Оно отражает обострение противоречий феодальногообщества и усиление классовой борьбы. По-новому стало трактоваться само понятиепреступления. Если раньше по Русской Правде преступлением считалось нанесениеущерба конкретному человеку или его имуществу, то теперь преступление – всякоедействие, которое угрожает государству или господствующему классу. Преступлениеименуется «лихим делом», а не «обидой», как раньше.
          Расширился круг субъектов права.Теперь холоп признаётся способным отвечать за свои действия.
          Изменяются и цели наказания. На фонеклассовой борьбы оно становится основным средством устрашения, а не доходнойстатьёй казны. Введены новые наказания – смертная и торговая казнь; известныслучаи членовредительства.
          Вводятся новые составы преступления.Предусматривается и новый род – государственные преступления.
          Развивается состязательный процесс насуде, появляется новая форма судопроизводства – розыск, ранее бывший только вцерковном суде.
          Изменения в праве обусловлены изданиемновых законов, но в это время сохраняют своё действие и старые. Развитиефеодальных отношений, обострение классовой борьбы, необходимость централизацииобусловили появление разного рода грамот. Большое значение имели уставныеграмоты наместничьего управления. С введением местного самоуправления возникаютгубные и земские грамоты. Грамоты содержат в себе некоторые сведения обуголовном судопроизводстве (Двинская уставная грамота), о льготах, обограничениях и т.д. и т.п.
          Известно, что была проведенакодификация законов. Её результатом стало издание Судебников 1497 и 1550 годов.Источниками Судебников явились Русская Правда, судные грамоты, разного родальготные, жалованные, охранительные грамоты, указы и инструкции в области судаи управления. Добавлю, что в интересах феодалов-землевладельцев Судебник 1497года ограничивал право крестьянского перехода двумя неделями в году,приуроченным к осеннему Юрьеву дню (26 ноября)[10].Таким образом, Судебник 1497 года положил начало всеобщему закрепощениюкрестьян.
          В 1551 году был создан Стоглав,который содержал в себе нормы церковного права. Он явился результатомзаконодательной деятельности Собора, созванного правительством и предложившегопрограмму церковной реформы.
          Таким образом, централизация Русскогогосударства отразилась и на аппарате государственного управления, и на русскомправе, что способствовало его развитию в прогрессивном направлении.
Казус.
                                                          
В деревне Петровкау старожильца Фёдорова была обнаружена кражаносильных вещей. Недельщик совместно с понятымиобнаружил похищенное в бане, принадлежащей навопорядчикуПетру Иванову. Определить вид правонарушения. Квалифицировать действия Ивановапо нормам Судебника 1497 года.
        По моемумнению, вид правонарушения в данном случае можно определить как «татьба», т.е.воровство, кража. В соответствии со статьями 8 («А ТАТЬБЕ»), 10 («О ТАТЕХ») и13 («О ПОЛИЧНОМ») Судебника 1497 года, Иванов подвергнется наказаниям: 1. Пост. 10 «…ино его казнититорговою казнию (битие кнутом на торговой площади сцелью наказания), бити кнутиемда исцево на нем доправя(телесному наказанию, истребованию украденного, а также ущерба, причиненногокражей) … А не будет у того татя статка, чем исцево заплатить (если же не будет у вора имущества, чтобыистцу заплатить), ино его бив кнутьем,да исцу его выдать вь егогибели головою на продажю[11]…(тогда подвергнуть еготелесному наказанию, и отдать истцу обвиняемого в холопы в порядке возмещенияущерба…)» 2. По ст. 13 «…а взмолвят на него (татя)человек пять или шесть (в нашем случае — понятые) по … крестному целованию, чтоон тать ведомой (если донесут, дав клятву, на вора понятые, что он вор опасный(?)) … ино того казнитисмертною казнию, а исцево заплатити из его статка[12] (тогда наказать его (ноне смертной казнью(?)), а истцу заплатить с его имущества.).» 3. Ст. 8[13] также указывает нателесные наказания и платы «из его статка» (с егоимущества).
        Теперь болееподробно. Из вышесказанного ясно, что Пётр Иванов совершил татьбу – кражу. Еслина него не было указаний в прежних кражах, значит его кража простая, и он будетнаказан торговой казнью, с него будут взысканы убытки, понесённые истцом, атакже «продажа» – денежный штраф за преступление в пользу князя или лиц,осуществляющих правосудие.
        Торговаяказнь означает, что человека станут бить кнутом на торговой площади с цельюнаказания, а также с целью устрашения других лиц. Торговая казнь частозаканчивалась смертью наказуемого, и могла быть, по моему мнению,замаскированной смертной казнью.
        Если жевиновный не может возместить убытки потерпевшему, то он отдаётся последнему вхолопство, а судье не выплачивается ничего.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА.
1.     Пресняков А. Е. «Российскиесамодержцы» М., 1990
2.     Ерошкин Н. П. «Историягосударственных учреждений России до Великой Октябрьской социалистическойреволюции» М., 1985
3.     «Развитие Русского права в XV–первой половине XVII веков» М., 1986
4.     «Российское законодательствоX – XX веков. Законодательство периода образования иукрепления Русского централизованного государства» М., 1955., том 2.
5.     «Пособие по историиОтечества» М., МГУ, 1996
6.     Карамзин Н. М. «Преданиявеков» М., 1988
7.     Титов Ю. П. «Историягосударства и права России» М., 1996

[1] Пресняков А. Е.,«Российские самодержцы» М., 1990 г., стр. 332-335.
[2] Ерошкин Н. П., «Историягосударственных учреждений дореволюционной России» М., 1983 г., гл. 1
[3] Карамзин Н. М., «Преданиявеков» М., 1988 г., стр. 424-425.
[4] Там же. Стр. 426.
[5] Пресняков А. Е.«Российские самодержцы» М., 1990 г., стр. 400.
[6] «Развитие русского права вXV – первой половине XVII века» М., 1986 г., стр.13.
[7] Ерошкин Н. П., «Историягосударственных учреждений России до Великой Октябрьской социалистическойреволюции» М., 1985 г., стр. 16-17.
[8] «Российскоезаконодательство X – XX веков.Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованногогосударства» М., 1955 г., стр. 20, том 2.
[9] Там же. Стр. 21.
[10] Пособие по историиОтечества. М., МГУ, 1996 г., стр. 70
[11] Хрестоматия по историигосударства и права России (дооктябрьский период) М., 1990 г. Стр. 45
[12] Там же.
[13] Там же.