История и возникновение физической культуры

Министерство образования и науки РФ
НОУ Южно-Уральский институт управления и экономики
Кафедра Экономики и финансов
РЕФЕРАТ
По дисциплине: Физическая культура
Тема: История и возникновение физической культуры
Выполнил:
студент гр.
Плохотниченко И.С.
Проверила:
Копылова Н.В.
Челябинск 2008

Содержание
Введение
1.Возникновение и распространение физической культуры
2. Истоки физической культуры
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Многочисленные спортсмены илюбители спорта все больше интересуются историей физической культуры. Онихотели бы ознакомиться с формами состязаний, системами физического воспитания,спортивными идеалами различных эпох, достижениями, которых добивалосьчеловечество в разные периоды.
При рассмотрении историческогопроцесса выделяют целенаправленные и планомерные усилия, которые предпринималилюди различных эпох в области физической культуры. Сюда относятся физическоевоспитание детей, военная подготовка, гигиенические и лечебные двигательныеупражнения, игры и традиционные состязания. В то же время физическая культура,постоянно обогащающая арсенал своих средств элементами физических упражнений,заимствуемыми из процессов трудовой и военной деятельности, проявляется нетолько как опора воспитания и здравоохранения, она также удовлетворяетпотребности общества, связанные с развитием эмоциональных представлений,снятием напряжения, развлечением и сохранением энергии. В конечном счете,синтез истории физической культуры отражает специфическую сферу преобразованияприроды человеком, формирования все более совершенного человеческого естества,сознания, регулирования социального общежития, а также развитие соответствующихтрадиций, институтов и организаций.
Область физической культурыточно так же, как архитектура, литература, искусство и прочие общественныеявления, имеет свои специфические закономерности. В связи с этим онаразвивается и самостоятельно; ее содержание, организационные формы, сфера действияпостоянно интегрируется и дифференцируются. Однако определяющую роль в ееразвитии играет материальная база общества, его строй и вытекающие из него целии задачи. Цепь взаимосвязей дополняют такие виды социальной деятельности,влияющие на физическую культуру, как техника, военное искусство, политика,право, здравоохранение, воспитание, религия, эстетика, равно как и уровенькультурных потребностей, местные обычаи и возможности. Таким образом, если мыхотим сделать определенные выводы о прошлом физической культуры необходимопостоянно иметь в виду:
а) каковы были содержание иосновные задачи физической культуры, иными словами, как складываласьисторическая практика физического воспитания и спорта в отдельных общественныхформациях;
б) как проявлялись специфическиезаконы развития физической культуры в условиях определяющего влиянияобщественных потребностей. Каким образом общественные отношения, связанные сфизической культурой в целом, формируют цели, задачи, систему институтовфизического воспитания и спортивной деятельности, систему средств, изменяющуюсяпо мере изменения целей. Через какие передаточные механизмы оказываетфизическая культура свое воздействие на общественные отношения и наформирование облика человека данной эпохи;
в) когда и под влиянием какихфакторов рождаются, а также претворяются в жизнь (либо оттесняются на заднийплан) теории и научные открытия, связанные с развитием физической культуры.
Не следует забывать, что периодыразвития физической культуры всегда проявляются как части культуры,определяемой господствующими классами или общественными устремлениями. Инымисловами, в характере физической культуры отражаются потребности, стиль жизниклассов и слоев, владеющих властью. Но поскольку развитие физической культурытребует постоянной творческой деятельности, физическая культура любого обществане может быть лишена определенного общенародного содержания. В этом смыслеможно говорить об этнических или национальных особенностях физической культурытой или иной страны.
При рассмотрении историифизической культуры чрезвычайно важно подчеркнуть диалектику всеобщего развитияи развития так называемых региональных единиц. Даже в рамках самоговсеобъемлющего синтеза резко выделяется влияние специфических этническихособенностей отдельных народов и наций. Однако главный предмет анализасоставляет всеобщая, универсальная физическая культура человека, котораяодновременно является источником и одним из определяющих факторов развитияфизической культуры в национальных рамках. В классовых общественных формацияхтакое взаимодействие осуществляется в условиях острых конфронтаций. Господствующиенации тормозят либо извращают развитие физической культуры угнетенных народов. Всвязи с возникающим в результате этого противоречивым воздействием подчас создаваласьситуация, при которой институты физической культуры открыто вовлекались в сферуполитических столкновений.
1.Возникновение и распространение физическойкультуры
Проблема развития содержанияфизической культуры тесно связана с вопросом ее возникновения и распространения.Значительная часть спортивных историографов рассматривают содержание иинституты физической культуры той или иной эпохи как нечто данное. Другие жезанимаются поисками того единственного места на земле, откуда все пошло. Действительно,элементы физических упражнений — и это хорошо заметно в отношении подвижных игри различных видов спортивной борьбы — кочуют точно так же, как мотивы народныхсказок. Они переходят из одной местности в другую и, обогатившись местнымопытом, превращаются в новые элементы стиля, формы игр.
Ни одна физическая культура невозникает из ничего или путем простого заимствования. Новые системы всегдасоздаются как наследие прошлого. Заимствованные элементы приспосабливаются ксуществующим жизнеспособным формам. В процессе развития они освобождаются отсвоей прежней социальной роли, а затем, приспособившись к изменившимсяпотребностям, становятся органической частью складывающегося нового главногосодержания. Изменение общественной формы физической культуры лишь в самыхредких случаях происходит скачкообразно и бесконфликтно. Поскольку отдельный человековладевает физическими упражнениями и играми только как член более или менеезамкнутого коллектива, наряду с главными тенденциями преобразования могутсохраняться и традиционные обычаи.
В то же время заслуживаетвнимания то обстоятельство, что в области физической культуры — так же, как и вискусстве, — иногда могут возникать поразительно сходные элементы и в полностьюизолированных друг от друга районах, если они становятся необходимыми ввидуаналогичных общественно-экономических условий. В подобных случаяхспортивно-игровая фантазия данных народов создает в зависимости отгеографических условий соответствующие достигнутому уровню общественногоразвития формы физической культуры, служащие целям боевой подготовки,здравоохранения, воспитания и развлечения.
В распространении отдельныхвидов физической культуры, формировании ее местных особенностей исключительноустойчивую роль играют традиции. В Канаде на основе имеющей многовековуютрадицию индейской игры «рекет» национальной игрой стал «лакросс».Индия и Пакистан, располагающие тысячелетней традицией игры в мяч с палкой,увековечили ее в хоккее на траве, а футбол латиноамериканских народов отражаетчерты стиля древнего искусства игры в мяч.
Формальная сторона развитияфизической культуры весьма изменчива. Время от времени господствующее положениеначинают занимать одни системы движений, виды физической подготовки,состязания, виды спорта, типы занятий по физическому воспитанию, системытренировок, другие же оттесняются на задний план. Однако опыт, полученный отних, продолжает жить, развиваться и подчас проявляется в совершенно иныхобластях. Мало кто знает, что такие понятия, как тренинг, старт, митинг, матч,гандикап, фит, дресс, допинг, классис, кентер и кондиция, заимствованы изконного спорта. Другие формы и элементы (олимпийские игры, обязательноефизическое воспитание) были забыты на сотни лет, чтобы затем вновь возродитьсяна более высоком уровне, при изменившихся условиях. В принципе физическимиупражнениями, спортом могут стать самые различные виды человеческойдеятельности. История физической культуры наших дней как раз свидетельствует отом, что будущее может создать такие «виды спорта», о которых мысейчас, и не подозреваем. Однако многообразие экспериментов, форм и методов неисключает осуществление закономерностей развития физической культуры. Формыдвижения, утрачивающие содержательную ценность или мотивирующую роль,закономерно отмирают со временем.
2. Истоки физической культуры
Предыстория физической культурыуходит корнями в тот период, когда вся физическая и умственная деятельностьчеловека ограничивалась непосредственным обеспечением условий существования. Вопросзаключается в том, какие факторы в этих условиях, в непрекращающейся борьбе сприродой, побудили наших предков разработать комплекс физических упражнений,служащих формированию человека.
Некоторые отечественныепозитивистские историки довольствовались утверждением, что «спорт вечен»,что спорт «создавался вместе с человеком». Буржуазные авторымеждународных трудов по истории спорта объясняют сложную проблему происхожденияспорта, исходя из трех гипотез: из теории игры в духе Шиллера; из теории магии,впервые изложенной Рейнаком; из теории излишней энергии, сформулированнойСпенсером. Следует учесть, что Шиллер, Рейнак и Спенсер формулировали своимысли применительно к развитию деятельности, связанной с играми и искусством вузком смысле слова, и их положения в настоящее время уже вышли за рамки этойобласти.
Н. Пономарев в своей монографии«Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания» пришелк выводу о том, что человек стал человеком не только в ходе развития орудийтруда, но и в ходе постоянного совершенствования самого человеческого тела,организма человека как главной производительной силы. В этом развитии ключевуюроль играла охота как форма работы. Использование средств труда для целей охотытребовало качественно новых навыков движений, прежде всего увеличениявоздействия силы, навыков быстроты, выносливости и активности в работе.
Рассмотрим физическую культуру вразличные эпохи развития человечества:
1. В древние времена длячеловека главным источником существования была охота на крупных животных. Онсоздал метательное орудие с костяным наконечником. Удачную охоту на животныхможно было обеспечить только с помощью заранее изготовленных и опробованныхсредств, организованных совместных действий всех членов клана. В процессе этогодревний человек научился наиболее рационально использовать в качествеметательного оружия разнообразные предметы. Он открыл для себя способ метания,значительно увеличивающий дальность полета. В процессе применения метательногооружия он, владея своими мышцами, мог рассчитывать затрачиваемую энергию взависимости от отдаленности цели, координировать собственные движения. Овладениежизненно необходимыми навыками движения происходило путем наблюдения,копирования. Древний человек все чаще наблюдал и применял те закономерности вдвижениях, с помощью которых можно было преодолеть водные препятствия, рыхлыйснег, топкие, болотистые места. Применявшийся при охоте или при спасениибегством от противника бег и прыжки через препятствия начали самостоятельное развитиев магических действиях. Появились синтезированные формы бега на расстояние,прыжков, танцевальных и метательных движений.
2. В эпоху мезолита и неолита,главными источниками существования человека стали земледелие и животноводство. Вфизической культуре народов, занимавшихся пастушеством, потеряли свою жизненнуюважность бег, прыжки, метание и преследование дичи. На передний планвыдвинулась верховая езда. Появился интерес к поднятию тяжестей, танцам,медитациям типа йоги, основывавшимся на верованиях, связанных с плодородием. Обостриласьборьба за лучшие земли и территории. Это вызвало необходимость усложненияпроцесса подготовки юношества к самостоятельной жизни. Стали проводить схватки поединковдля «пробы сил». Важное значение стала иметь военная подготовка. Возниклипостоянные ритуальные центра проведения состязаний: Карнак, Марас, Пампас,Олимпия, Куфферн.
3. В эпоху перехода отпервобытнообщинного строя к классовому обществу возник эстетический идеалнаделенного сверхъестественными телесными и духовными способностямилегендарного героя, который осмеливался вступать в борьбу с потустороннимисилами. Гильгамес у вавилонян, Озирис у египтян, Геракл, Прометей и Ахиллес угреков — все они были непобедимыми мастерами борьбы. Нет охотников более ловких,лучших, чем они, бегунов, метателей диска, камни или копья. Человечество, у которогопроснулось самосознание, возвеличивая себя до героев своей фантазии, началобросать вызов силам природы. Появился будущий идеал физической культурынарождавшейся рабовладельческой эпохи — которого еще не сломила социальнаянесправедливость — сильный, гордый и победоносный титан. Процесс разложенияфизической культуры первобытнообщинного строя, происходивший с VII тысячелетия до нашей эры и до эпохи расцвета Римскойимперии, охватывал сравнительно небольшую часть заселенной территории Земли. Ееостатки сохранились вплоть до распространения современной цивилизации наСевере, в тропической и субтропической Африке.
По словам норвежскогопутешественника К. Лумхольца, тарахумары способны проводить состязания по бегуна дистанции длиной в несколько сот километров. Эти способности связаны спреследованием дичи и суровыми природными условиями. Восточноафриканские вахумыспособны, отталкиваясь босыми ногами от низкой термитной кучи, прыгнуть вверхна высоту свыше двух метров. Условия жизни вынуждают их в первую очередьразвивать прыгучесть, что является главным критерием в обряде посвящения вмужчины. Тот, кто во время испытаний не способен прыгнуть выше своего роста, неможет попасть в число полноправных мужчин своего племени. Из приведенных вышесведений видно, что первобытная физическая культура сочетала в себе личнуюфизическую подготовку каждого члена племени и воспитание у соплеменниковчувства общности.
В развитии физической культурыпервобытнообщинного строя дважды происходил качественный скачок. В ходе первого- охота на крупных животных вызвала к жизни обособившуюся от процесса труда ипостепенно совершенствующуюся систему движений, и ее перенос на другие областижизни. В рамках возникшей новой сферы деятельности (физическое воспитание) началасьдифференциация непосредственно полезных телесных упражнений, танцевальныхдвижений и игровых элементов. Входе второго скачка — в эпоху разложенияпервобытнообщинного строя — возникли нормы подготовки и отбора, которые сталисредствами общественного подчинения. От основных элементов форм движений,сложившихся в рамках первобытной магии, через противоречивые условия классовыхобществ человечество пришло к высокой степени систем движения физическойкультуры наших дней. В ходе этого процесса материал движений физическойкультуры постоянно подвергался стилизации, дифференциации и интеграции. Но дажев наиболее развитых видах физкультурной и спортивной деятельности таятсяэлементы, отражающие стремление человека к покорению природы, которые либопорознь, либо в сочетании друг с другом вросли в сегодняшнюю физическуюкультуру. Так, например:
а) за играми с мячом, тяжелойатлетикой, толканием ядра и охотой стоят производственные процессы;
б) за конным спортом, бегом,прыжками, автогонками, лыжным и конькобежным спортом, соревнованиями судов — виды деятельности, связанные с передвижением и преодолением препятствий, исоответственно средства достижения этого;
в) за плаванием и полетами — движения, подмеченные в природе;
г) за лечебной гимнастикой имассажем — опыт врачевания;
д) за соревнованиями пострельбе, метанием копья и диска, борьбой и массовыми выступлениямифизкультурников проглядываются отдельные боевые действия или их элементы.
Заключение
Мы изучаем прошлое физическойкультуры не только для того, чтобы понять возникновение актуального настоящего.Познание прошедших периодов — включая сюда и самые древние, не связанныенепосредственно с нашим веком, — позволяет уяснить единство, равно как имногообразие творческой деятельности человечества в области физической культуры.Заметив и в истории физической культуры повторение, происходящее на все болеевысоком уровне, встречаясь с одними и теми же потребностями, проявлениямичеловека, мы глубже понимаем структуру, функционирование, законы движенияобщества. Когда же мы видим, насколько различны и многообразны формычеловеческого бытия, определяющие физическую культуру, мы начинаем лучшепонимать свои собственные особенности, свое место в мировом историческомпроцессе.
В конечном счете, тот, ктоизучает историю сменяющихся эпох, обязательно сопоставляет их одну с другой исо своей эпохой. При проведении параллели между физической культуройопределенной эпохи, ее противоречиями и тем, что характерно для нашего века, мыподходим к вопросу лишь с мерками, оценками сегодняшнего дня. То, чтосовременный человек относит к основополагающим ценностям, возможно, не былотаковым в глазах человека другой эпохи, иной культуры. В то же время то, чтонам представляется незначительной формой деятельности или способом применения,для члена другого общества было совершенно необходимо. В связи с этим прианалитическом подходе к культуре прошлого необходимо показывать «мерки»(системы ценностей) соответствующих эпох.
В различные исторические периодыи в различных культурах люди по-разному воспринимают и осознают окружающий мир,по-разному получают впечатления и знания, то есть формируют историческиопределенную картину мира. Здесь в связи с физической культурой и возникаетпроблема идеала эпохи. Ясно, что на основе идеала нельзя оценить физическуюкультуру никакого общества. Однако он четко показывает господствующую духовнуюустановку, принятые нормы воспитания, морали и эстетики, отражает ту системуценностей, которая тем или иным образом является руководящим принципом всехчленов общества. Объектом анализа является общественное существо, человек,живший, мысливший, чувствовавший в различные периоды истории физическойкультуры, человек, чьи потребности и запросы определяет данное общество и чьипотребности и запросы в свою очередь воздействуют на жизнь, движение общества. Егопоступки мотивируются системой ценностей, идеалами его эпохи и среды. Так мыприходим к причинам и внутренним побудительным мотивам, которые делали и делаютлюдей активными участниками или не участниками творческой деятельности,относимой к кругу понятий физической культуры.
Таким образом, физическаякультура, рассматриваясь в исторической практике в плоскости различных интересов,может воплотить в себе устремления классов и групп общества.
Список использованной литературы
1.        Бальсевич В.К. «Физическая культура для всех и для каждого» — М: ФиС, 1988г.
2.        Быховская И.М. «Человеческая телесность в социокультурномизмерении: традиции и современность» — М: ГЦОЛИФК, 1993г.
3.        Лубышева Л.И. «Концепция формирования физической культуры человека»- М: ГЦОЛИФК, 1992г.
4.        Решетников Н.В. «Физическая культура» — М: Академия, 2004г.
5.        Столбов В.В., Финочентова Л.А., Мельникова Н.Ю. «История физическойкультуры и спорта» — М: ФиС, 2001г.