История кипрской проблемы во внешней политике Турции

В 50-е годы в Греции и на Кипре среди киприотов-греков наблюдалось стремление к эносису (присоединение Кипра к Греции – движение, уходящее корнями в XIX век), а в Турции и у киприотов-турок в ходу были лозунги “Кипр – турецкий” и “Раздел или смерть”. Второй лозунг впоследствии определил непреклонную турецкую позицию – создание на Кипре федерации двух равноправных государств – греческого и турецкого. Первый лозунг был бессмысленным, хотя основывался на том, что Кипр был владением Османской империи три столетия, до 1878 г., когда по Кипрской конвенции Англии было дано право “оккупации и управления” островом. В 1914 г. Англия аннексировала Кипр, используя такой фактор, как вступление Османской империи в Первую мировую войну на стороне Германии. После Второй мировой войны на Кипре расширилось движение за независимость, в результате которого Англия пошла на подписание в 1959 г. Лондонских соглашений, по которым она соглашалась на независимость Кипра в составе британского содружества наций, Греция отказывалась от эносиса, Турция – от претензии на раздел острова. 19 февраля были подписаны: “Основы государственного устройства Республики Кипр”, что было основой для составления конституции; “Гарантийное соглашение между Республикой Кипр и Англией, Грецией и Турцией”, по которому его участники обязались предотвращать возможность раздела острова, присоединения его к какому-либо государству и вступления в какой-либо экономический или политический союз; “Договор о союзе между Республикой Кипр и Грецией и Турцией”, предусматривавший совместную оборону Кипра и размещение на его территории 950 греческих и 650 турецких солдат и 2-тысячной кипрской армии. Под суверенитетом Англии осталась территория двух военных баз – районы Акротили и Декелии, военный гарнизон на которых не должен был превышать 2750 чел. Выведение английских баз за рамки суверенитета Республики Кипр объясняется военно-стратегическим значением острова, что отмечалось военными и политическими деятелями, в частности в 1956 г. министром иностранных дел Селвином Ллойдом1.6 июля 1960 г. в Никосии были парафированы соглашения, подготовленные Объединенным комитетом в Лондоне. Их подписали представители Англии, Греции, Турции и греческой и турецкой общин Кипра.
После состоявшихся в декабре 1959 г. выборов президента и вице-президента, а 31 июля 1960 г. выборов в палату представителей английский губернатор Фут, президент Кипра архиепископ Макариос, вице-президент Фазыл Кучук подписали 16 августа 1960 г. договор о провозглашении Республики Кипр.
После провозглашения независимости разногласия на острове не были устранены. Турки настаивали на разделе муниципалитетов на греческие и турецкие, греки были против, у греков проявлялось стремление к эносису, турки протестовали против этого. Турецкий военный флот курсировал у Кипра, военные самолеты облетали остров. С 1964 г. кипрско-турецкая администрация осуществляла широкую практику по переселению турок на север острова и созданию компактных турецких поселков, объединяя их в “независимую общину”.
В начале 70-х годов турки-киприоты предлагали и двойной эносис – присоединение южной части Кипра к Греции, а северной – к Турции, и создание двуобщинной, двузональной федерации.
Идея создания на Кипре “двух равноправных частей” вынашивается турками более 30 лет2. Они постепенно приготовились к этому. После осуществления концентрации турок, хотя и незначительной на Севере, 29 октября 1968 г. было сообщено о создании временной Кипрской турецкой администрации. Осуществлялось это при участии компетентных лиц из Турции.
Греческая сторона предпринимала меры с тем, чтобы не допустить укрепления турецкой общины и вернуть Кипр к идее эносиса. Президент Республики Кипр был против превращения ее в федеративное государство. Позиция Макариоса вызывала резкое недовольство в Турции и у турок-киприотов. На межобщинных переговорах имели место непримиримые противоречия – греки против идеи федерации, турки требовали полной административной автономии. В начале 1974 г. на остров тайно прибыл из Греции лидер Национальной организации борьбы за свободу (ЕОКА – В) полковник И. Дертилис. Одновременно на остров было доставлено оружие для подпольных групп. Греческие офицеры на Кипре вели антиправительственную деятельность с целью создания условий для осуществления эносиса. Макариос потребовал от греческого правительства отозвать их. В ответ на это греческие “черные полковники” произвели на Кипре 15 июля военный переворот, приведший к многочисленным жертвам. Турция вела переговоры с Англией о вмешательстве на Кипре в качестве гарантов с целью восстановления существовавшего до переворота режима, но английское правительство отказалось от этого. США, заявив, что переворот – внутреннее дело Кипра, вместе с тем критиковали греческое правительство и заявили о непризнании нового кипрского правительства. Позиция стран НАТО определялась рядом факторов: необходимостью не допустить столкновение между членами НАТО – Грецией и Турцией из-за кипрской проблемы; стратегическим положением Кипра в регионе (и наличием на Кипре английских – НАТОвских баз); противоречащей интересам НАТО проводимой Макариосом политики неприсоединения3.
Не добившись от союзников действенного давления на Грецию, Турция воспользовалась благоприятной обстановкой и решила высадить на остров войска с тем, чтобы оградить турок от путчистов-греков и укрепить их положение.20 июля на Кипр высадились турецкие войска, началась Первая кипрская операция. В заявлении премьер-министра Турции Бюлента Эджевита о высадке говорилось, что турецкие солдаты посланы на Кипр для того, чтобы “принести мир не только для турок, но и для греков”. Во время операций на Кипре было высажено около 30 тыс. солдат и 200 танков. Провал организованного греческими офицерами переворота на Кипре был важной причиной отставки 23 июля правительства в Греции и дискредитации сторонников эносиса.
25 июля в соответствии с резолюцией СБ ООН в Женеве начались переговоры между Англией, Грецией и Турцией. Проходили они на фоне боев на острове. Турция настаивала на создании на Кипре федерации на основе географического раздела острова. Ее позиция подкреплялась мощной военной силой. Греция не соглашалась. Бесконечные переговоры ни к чему не приводили. Анкара отклонила выработанный во время переговоров проект решения, так как он не увязывался с тезисом о федеративном устройстве государства на основе географического раздела острова. Все же было признано существование на Кипре двух автономных административных общин.
Для осуществления силой оружия раздела острова между общинами турецкие войска начали 14 августа Вторую кипрскую операцию. В итоге, турецкой общине принадлежат 36% территории Кипра, расположенной на его севере и находящейся под охраной турецкой армии. Премьер-министр Эджевит заявил, что на Кипре должны быть две автономные администрации под контролем федерального правительства. На турецких картах Кипра была прочерчена граница турецкой общины – “линия Аттилы”.
13 февраля 1975 г. лидеры турецкой общины провозгласили создание Кипрского турецкого федеративного государства на территории, над которой турецкие вооруженные силы установили контроль4. В заявлении Рауфа Денкташа говорилось, что совет министров и законодательное собрание автономной администрации турок-киприотов решили, что должно быть создано федеративное государство и что конституция Кипра должна быть изменена в соответствии с конструированием нового государства. В представленных Денкташем в тот же день специальному представителю генерального секретаря ООН предложениях предусматривалось создание на Кипре двухобщинного и двухрегионального государства, состоящего из турецкого и греческого федеративных государств. Предложения предусматривали ограничение функций федеральной администрации и предоставление широких полномочий турецкому и греческому федеративным государствам. Но в них ничего не говорилось о возвращении в свои дома греков, бежавших на юг в результате операций турецких войск, о выводе с Кипра иностранных войск, о принципах определения территорий двух федеративных государств5.
Главой “Федеративного турецкого государства Республики Кипр” стал Payф Денкташ, и уже 17 февраля были проведены выборы в законодательный орган – “Учредительное собрание турецкого государства Республики Кипр”.
Многие страны осудили одностороннее решение руководства турецкой общины. Действия турецкой стороны привели к срыву межобщинных переговоров. Кипр, поддержанный Грецией, обратился в Совет Безопасности ООН с просьбой рассмотреть создавшуюся ситуация. После тяжелого обсуждения кипрского вопроса в СБ ООН на острове начались межобщинные переговоры. Однако стороны сохраняли непримиримые позиции по важнейшим проблемам государственного устройства на Кипре, что не привело к положительным результатам.
Межобщинные переговоры на Кипре возобновились в августе 1980 г. Разногласия сохранялись. Если обе стороны по-прежнему были сторонниками межобщинного раздела, то в территориальном вопросе позиции были противоположны: турки были за признание произведенного турецкой армией раздела острова на два региона – южный – греческий, северный – турецкий. Греки же были против территориального раздела острова6. Избрание в июне 1981 г. Денкташа вновь президентом КТФГ (Кипрского турецкого федеративного государства) укрепило позиции турок-киприотов. Меджлис КТФГ принял в июне 1983 г. решение о праве кипрско-турецкого народа на самоуправление, что отрицательно сказалось на межобщинных переговорах.
Обстановка определялась тем, что греки-киприоты, опираясь на Грецию и международную влиятельную греческую диаспору, добивались непризнания созданного на севере Кипра турецкого государственного образования, вывода с Кипра турецких войск. Христианский мир был на стороне Греции. Вместе с тем, мусульманский мир не поддерживал Турцию в кипрской проблеме из-за традиционного недовольства лаицистским режимом, установленным кемалистами в стране, его прозападными устремлениями.
В феврале 1983 г. в греческой Республике Кипр президентом был избран Спирос Киприану, который, имея поддержку греческого правительства Андреаса Папандреу, добился превращения кипрского вопроса из межобщинного в международный.
17 июня 1983 г. Меджлис (парламент) КТФГ принял резолюцию о праве турок-киприотов на самоопределение, что также отрицательно повлияло на межобщинные переговоры.
8 августа генеральный секретарь ООН Перес де Куэльяр представил сторонам на Кипре новый план решения проблемы. Спирос Киприану отклонил этот план.
С целью консолидации турок-киприотов и укрепления государственности Меджлис КТФГ принял 15 ноября решение о провозглашении Турецкой республики Северного Кипра (ТРСК) и одновременно декларацию о ее независимости. В этом решении вновь говорится о создании федерации между “двумя равными народами” и о том, что “проблемы между ними могут быть легко решены, если не будет помех”7. В декларации о независимости указывается, что ТРСК и в дальнейшем будет привержена принципам ООН, осуществлять независимую внешнюю политику, не будет вступать в военные блоки, сохранит соглашения, связанные с ее основанием (Республики Кипр), с гарантиями, с союзом.
Провозглашение независимой ТРСК было отрицательно встречено многими странами, в том числе США. Американцы вынудили Пакистан и Бангладеш отказаться от признания этой республики. В результате ТРСК признана только Турцией. Решение кипрской проблемы ‘было одной из важнейших задач турецкой внешней политики. Кроме военно-стратегического аспекта с ней было связано будущее рассмотрение вопроса о принятии Турции в ЕС. Турция была сторонником межобщинной договоренности на Кипре.
Провозглашение ТРСК привело к срыву межобщинных переговоров. Однако, уже 23 января 1984 г. Денкташ обратился к Пересу де Куэльяру с предложением об их возобновлении. Генсек ООН выбрал для обсуждения проблемы Мараша (Вароши), открытия международного аэропорта в Никосии (Лефкоше), начало работы Комитета по пропавшим людям. Считалось, что эти проблемы могут способствовать установлению сотрудничества между двумя общинами. Турки предлагали “временное” управление ООН в Мараше в границах, ими же определенных в августе 1981 г. Греческая сторона ответила отказом. Обстановка вокруг Кипра обострялась. Начавшиеся в сентябре 1984 г. в Нью-Йорке переговоры были весьма напряженными. На этот раз греческая сторона не соглашалась на непосредственные встречи с турками до тех пор, пока ТРСК не отменит объявление о независимости. Выполнявший роль посредника генсек ООН беседовал с каждой стороной отдельно в разных помещениях. В итоге был подготовлен проект соглашения, в котором фиксировалось: провозглашается Кипрская Федеративная Республика, как независимое, неприсоединившееся, двухзональное двухобщинное государство с двумя официальными языками (греческим и турецким), за турецкой зоной сохраняется 29% территории острова, турки-киприоты будут иметь в двухпалатном Парламенте 50% мест в Сенате и 30% – в Палате представителей, президентом Республики будет грек, вице-президентом – турок, с острова выводятся некипрские вооруженные силы, что означало вывод и турецких солдат и замену турецких гарантии стабильности на международные8.
Лидеры кипрских общин 17 января 1985 г. собрались в Нью-Йорке для подписания готового документа. Однако церемония не состоялась. Греки преследовали цель ликвидировать “турецкую оккупацию” северного Кипра, и, в сущности, не стремились к подписанию соглашения с турками.
Президент Республики Кипр Спирос Киприану предложил пересмотр уже согласованного документа. Встреча лидеров общин ни к чему не привела.
Реакцией ТРСК на провал межобщинных переговоров было принятие в мае 1985 г. новой конституции, в соответствии с которой Рауф Денташ был избран в июне президентом республики.
ООН предприняла очередную попытку добиться соглашения между кипрскими общинами. Переговоры между президентом Республики Кипр Георгиосом Василиу и президентом ТРСК проходили при посредничестве генсека ООН с сентября 1988 г. до лета 1989 г. Взгляды сторон по-прежнему не свидетельствовали о возможности придти к соглашению.28 июля 1989 г. генсек ООН Перес де Куэльяр представил сторонам свой новый план урегулирования кипрской проблемы. По этому плану создается двухзональная, двухобщинная кипрская федеративная республика, между греческой и турецкой общинами устанавливается правовое равновесие, снижается численность военных на острове. Денкташ не принял этот план.
В связи с тупиком в кипрской проблеме Европейский Союз стал связывать ее решение со стремлением Турции вступить в ЕС. Об этом условии говорилось в коммюнике встречи ЕС на высшем уровне, состоявшейся в Дублине в июне 1990 г. А правительство Республики Кипр обратилось 3 июля в ЕС с просьбой о принятии ее в качестве полного члена. К обращению Республики Кипр Европейская комиссия отнеслась положительно. В связи с этим президент ТРСК Денкташ послал в Комиссию ЕС меморандум, в котором оспаривал право правительства Республики Кипр представлять весь остров. Он напоминал, что, по соглашениям 1960 г., Республика Кипр состоит из двух равноправных общин9.
Однако непризнанная в мире ТРСК не является субъектом международных отношений. В связи с этим Турция и ТРСК в стремлении усилить позиции турок-киприотов приняли решение углублять двусторонние экономические и социальные связи, создать таможенный союз между ними, отменить паспорта для поездок друг к другу. Таким образом Турция создавала соответствующую обстановку на случай, если возникнет необходимость присоединения Северного Кипра к Турции. Сторонники такого выхода из сложной обстановки на Кипре были и в ТРСК, и в Турции, хотя реальность его была ничтожной. Международная обстановка, усилия ООН добиться урегулирования греческо-турецких отношений на Кипре вынуждали обе стороны продолжать переговоры. С другой стороны, нередкие кризисные ситуации в отношениях между Турцией и Грецией, противостояние в Средиземноморском регионе и на Балканах отрицательно сказывались на кипрской проблеме, обостряли ее. В ноябре 1993 г. во время нахождения президента Республики Кипр Глафкоса Клиридиса в Афинах была объявлена новая военная “доктрина совместной обороны”: Кипр входит в сферу обороны Греции; в случае турецкого нападения на Южный Кипр Греция будет расценивать это как нападение на нее и как причину для войны; правительства Греции и Республики Кипр подготовят совместно планы обороны и будут осуществлять их; два правительства будут вместе принимать решения на международных форумах и осуществлять их. Турция резко реагировала на эту акцию Греции11.
Принятие греческой программы совместной обороны и стремление Республики Кипр вступить в ЕС вызвали полемику в Турции. Начались поиски средств эффективного противостояния. Между Турцией и ТРСК было подписано соглашение, по которому внешние сношения, оборона Северного Кипра возлагаются на Турцию. Меджлис (парламент) ТРСК по совету Бюлента Эджевита принял 29 августа 1994 г. решение о новой политике, в котором говорится о праве кипрского турецкого народа на суверенитет; о том, что, в противовес упомянутой греческой “доктрине совместной обороны”, ТРСК и Турция вынуждены прибегнуть к принятию совместных мер в области иностранных дел, обороны и безопасности; об осуществлении инициатив в области предпринимательства, необходимых для завершения экономической интеграции; об упразднении всех принятых ранее решений, в которых единственным путем разрешения кипрской проблемы считалась федерация. Таким образом, вновь в качестве давления на греков выдвигался тезис о возможном присоединении ТРСК к Турции.
В конце 1995 г. Турция и ТРСК в совместном заявлении определили целью своей политики создание двухобщинного и двухзонального федеративного государства при сохранении гарантий безопасности ТРСК до окончательного политического решения кипрской проблемы12.
Лидеры кипрских общин Денкташ и Клиридис после почти трехлетнего перерыва встретились по инициативе генсека ООН Кофи Аннана в Нью-Йорке 9 июля 1997 г. На встрече присутстовал специальный представитель президента США Билла Клинтона по кипрской проблеме Ричард Холбрук. Представленный на этой встрече план ООН по решению кипрской проблемы предусматривал следующее: создаются два федеративных государства, равные с политической точки зрения; в федерации будет иметь силу общий суверенитет, уходящий корнями в обе общины; конституция войдет в силу после голосования по двум общинам; создаваемая кипрская республика будет светской, и никто с религиозными атрибутами не будет привлекаться на государственную службу; разрешается устанавливать особые связи двух государств с Грецией и Турцией; официальными языками будут греческий и турецкий. Этот сбалансированный документ не устраивал турецкую сторону, однако он не мог не быть основой для дальнейших поисков решения проблемы. На следующей встрече кипрских лидеров, состоявшейся в середине августа, Денкташ отклонил тезис о “едином и неделимом суверенитете” федеративного государства, что свидетельствовало о том, что лидеры ТРСК надеялись добиться ее признания международным сообществом, необходимого для создания федерации двух суверенных равноправных государств.
греция турция кипрская проблема
Решение Люксембургского саммита ЕС, принятое 12 декабря 1997 г., о начале переговоров по приему Кипра в ЕС вызвало резкую реакцию и в Турции, так как она не была включена в число стран, с которыми должны были начаться переговоры о приеме, и в ТРСК, где считали, что ЕС не должно распространять на нее компетенцию Республики Кипр13. Турция решила ограничить диалог с ЕС, не участвовать в каких-либо встречах в ЕС, в которых будут рассматриваться кипрский вопрос и турецко-греческие отношения. На Совете ассоциации Турция – ТРСК были приняты решения, направленные на расширение отношений между ними.
Однако это не помешало ООН подготовить последний проект создания на Кипре федеративного государства путем объединения Республики Кипр – греческая община и Турецкой республики Северного Кипра – турецкая община (план Генерального секретаря ООН). После неоднократного внесения изменений в соответствии с претензиями греческой и турецкой общин достаточно сбалансированный план Аннана был представлен им 29 марта 2004 г. Ввиду отрицательной реакции на план лидеров общин, он был вынесен на референдум, который проводился в общинах раздельно 24 апреля.
Документ по кипрскому урегулированию (“Дорожная карта”) предусматривал:
1) создание двухобщинного и двухзонального федеративного государства. Равноправное представительство общин в законодательных и исполнительных органах;
2) уменьшение территории ТРСК с 36% до 29% территории острова. Возвращение с Юга 120 тыс. чел., бежавших с Севера на Юг в 1974 г. во время операций турецких войск. Исправление ошибок, допущенных при вычерчивании границ на карте;
3) ограничение прав греков-киприотов на собственность в северной части острова до времени, когда невысокий уровень жизни на Севере достигнет уровня на Юге;
4) ограничение 18% числа возвращающихся на Север греков, бежавших в 1974 г. на Юг. Установления 5-летнего моратория на возвращение греков. Ограничение числа греков на Севере до 33%;
5) в течение 19 лет или до принятия Турции в ЕС число прибывающих греков из Греции или турок из Турции соответственно в греческую или турецкую часть объединенного Кипра не будет превышать 5% численности их населения;
6) создается Президентский совет из 6 греков и 3 турок. Он осуществляет и исполнительную власть;
7) для принятия решений Президентским советом должно быть большинство в 5 голосов, из которых 2 голоса турок. Не предусмотрено право вето;
8) Сенат избирается пообщинно – по 24 человека;
9) в Палате представителей пропорционально населению – 36 греков и 12 турок;
10) решения принимаются Палатой представителей и Сенатом простым большинством, включая 1/4 голосов сенаторов каждой общины, а по особо важным делам – 2/5 голосов сенаторов каждой общины;
11) Правительство федерации состоит из 3 греков и 3 турок;
12) предусмотрена ротация между греками и турками постов президента и вице-президента. На заседаниях ЕС будут присутствовать президент и вице-президент республики, представляя, таким образом, обе общины; 13) в общинах будут содержаться греческие и турецкие солдаты: по 6 тыс. солдат до 2011 г., по 3 тыс. до 2018 г. или до принятия Турции в ЕС. После их вывода сохранятся 950 солдат в греческой общине и 650 – в турецкой, как было предусмотрено в IV-соглашении 1959 г.14 Сохранятся миротворческие силы ООН для гарантии мира до тех пор, пока на Кипре будущее федеральное правительство не примет иное решение. Предусматриваются гарантии Греции, Турции, Англии, подобные гарантийному соглашению 1959 г.
Уже после получения этого плана турки-киприоты предложили равенство общин в Парламенте.
В общинах, которые образуют федерацию, будут сохранены законодательные и исполнительные органы.
Несмотря на то, что это был пятый вариант плана Аннана, учитывавший замечания лидеров общин, они отнеслись к нему неоднозначно. В греческой общине расширилась ведущаяся и до этого кампания против объединения с турецкой общиной. Среди доводов были: наличие турецких войск на Кипре (при том, что присутствуют и греческие), ограничение прав греков на приобретение собственности на Севере, пока уровень жизни там не сравняется с уровнем на Юге, возможность остаться на Кипре переселенцам из Турции, приехавшим во время событий 1974 г., ограничение численности греков на Севере.
Президент Республики Кипр Тассос Папандопулос призывал греков не голосовать за план, “защищать свои права, историю и моральные ценности”15. В греческой общине для пропаганды отказа от плана Аннана использовались все средства массовой информации. Единичными были высказывания в пользу принятия плана объединения. За него, в частности, были бывшие президенты Кипрской Республики Глафкос Клиридис и Георгиос Василиу.
Если в греческой общине было предопределено отрицательное голосование по плану Аннана, то в Турции, особенно в ТРСК, отношение к перспективе принятия Кипра в ЕС было неоднозначно. Некоторые влиятельные политические деятели Турции выступали против объединения двух общин, что предусматривалось планом Аннана. Бюллент Эджевит, который в 1974 г., будучи премьер-министром, отдал приказ о высадке турецких войск на Кипр, в апреле 2004 г. начал кампанию против объединения общин. Против принятия плана Аннана были семь политических партий Турции. Президент ТРСК Рауф Денкташ организовывал митинги, на которых превалировал лозунг: “Нет плану Аннана”16. На митинге лишенных работы рабочих в столице Кипра Лефкоше (Никосии) он сказал, что, если план Аннана будет принят без изменений, то без работы будут тысячи. Поэтому реакция митинга рабочих, что касается принятия плана Аннана, была жесткой17.
Военные круги Турции осторожно относились к проблеме объединения общин, исходя из военно-стратегических интересов. Им необходимо продолжение присутствия на острове турецких вооруженных сил в качестве оперативной силы, их заботило поддержание турецко-греческого баланса в регионе. Расположение Кипра всего в 40 милях от Анатолийского берега при том, что почти две трети территории острова занимает греческая Республика Кипр, объясняет позицию командования турецких вооруженных сил.
Если греки-киприоты стремились вступить в ЕС в качестве единственного представителя острова, то, можно полагать, что турки предпочитали в условиях разделенного, no-существу, на Юг и Север, Кипра формальное объединение в федеральном государстве18. После прихода к власти в результате выборов в ТРСК 14 декабря 2003 г. Республиканской турецкой партии во главе с Мехмедом Али Талатом и Демократической партии во главе с Сердаром Денкташем в турецкой общине проявилась новая тенденция. Коалиционное правительство Мехмеда Талата, в котором Сердар Денкташ – министр иностранных дел, заявило, что намеревается примириться с греками и добиваться урегулирования кипрского диспута до мая 2004 г., т.е. до времени провозглашения приема в ЕС новых членов, в том числе Республики Кипр. Их позиции подкреплялись политикой Турции, стремящейся к урегулированию кипрского вопроса, имея ввиду облегчение достижения своей основной цели – вступление Турции в ЕС19.
Условием принятия объединенного Кипра в ЕС было согласие обеих общин с планом Аннана. В Республике Кипр три четверти голосов на референдуме 24 апреля 2004 г. были против этого плана. Таким образом ТРСК, где две трети голосов были поданы за объединение острова, оказались за рамками ЕС. Она не может обращаться индивидуально, так как никем, кроме Турции, не признана, не является субъектом международного права.
Позиция Республики Кипр вызвала недовольство у турок-киприотов, в Турции, США, в ЕС. В западной печати обоснованно отмечается, что отрицательное голосование греков-киприотов “испортило праздничное настроение в связи с расширением ЕС”, что Европе придется наследовать последний конфликт периода “холодной войны”, нестабильность в Средиземноморье20.
ЕС, ООН и США заявили на следующий день после референдума, что они намерены наказать греков-киприотов и вознаградить турок21. Спецпосланник США на Кипре Том Вестон сообщил, что США улучшат условия существования турок-киприотов, которые терпели тяготы более 30 лет. США будут просить СБ ООН изменить статус ТРСК.
После референдума Анкара призвала международное сообщество положить конец изоляции Северного Кипра, отменить экономическое эмбарго, введенное после турецкого вторжения на Кипр в 1974 г. с целью подавления военного переворота, осуществленного греческими офицерами, стремящимися осуществить присоединение Кипра к Греции.
Комиссия ЕС признала обоснованность призывов к прекращению изоляции ТРСК, хотя и в качестве премии за положительное голосование по плану Аннана. Туркам-киприотам была обещана помощь в размере 269 млн. евро22. В ЕС был разработан план перевоза товаров из турецкой общины в Европу через греческую зону. До середины 2004 г. это касалось только фруктов. В плане ЕС перечислены и другие товары: потребительские, сельскохозяйственные, рыба23. Комиссия ЕС обещала, что будет разрешено устанавливать торговые и экономические связи с Северным Кипром. Вводятся и другие послабления: туристам разрешается пересекать “зеленую линию” (граница между общинами), устраняется эмбарго и в спортивной области, национальный Олимпийский комитет ТРСК вступает в 2004 г. в контакты с ЕС и международными организациями, вводится безвизовое пересечение “зеленой линии”24.
Впервые переход границы осуществлялся в конце апреля 2003 г. после 29-летнего запрета. “Зеленую линию” начали пересекать многие тысячи греков и турок.
Греки-киприоты с тем, чтобы развеять критику в их адрес за отказ принять план Аннана, обещали оказывать помощь туркам-киприотам, в частности, при экспортировании турецкими компаниями товаров через греческие морские порты и международный аэропорт в Ларнаке.

Список источников и литературы
1. Б.М. Поцхверия. Внешняя политика Турции после второй мировой войны. Москва 1976, с. 204;