Тема: «Архитектурафранцузского классицизма. Версаль- дворец, парк, город»
строительствоверсаль классицизм
Философия разума ирационального устройства мира.
Во всех видах искусствамы находим четыре классицизма. Но, пожалуй, ярким проявлением классицизма сталаархитектура. И если в Италии памятники архитектуры это, прежде всего культовыепостройки, то вершиной французской архитектуры той эпохи стали светскиесооружения. Абсолютизм предоставил зодчеству возможность строить великолепныедворцы, создавать грандиозные и высокохудожественные регулярныедворцово-парковые и градостроительные ансамбли.
Но классицистическийПариж возник не как внеочередное наслоение в архитектурной среде, а как началокоренного преобразования, продолженного в XVIII и ХIХ вв.В основу планировки города была положена возникшая еще в античности трехлучевая система улиц, исходящих из одной точки. В Париже такой точкой являетсяпарк Тюильри с центральным лучом — Елисейскими полями, два крайних проложены небыли. В Версале эта идея была реализована полностью. Неотъемлемой частьюклассицистического ансамбля стал парк. Была предпринята первая в историиновоевропейской архитектуры попытка создать большой и универсальный «дворец,парк, город».
Развитие классицизма воФранции принято делить на три этапа.
Первый этап обхватывалпериод первой трети XVIII в ихарактеризовался вертикальной устремленностью архитектурных форм, несвойственной классицистической системе. Средневековье сохранялопривлекательность для французской архитектуры даже на стадии классицизма. В этовремя еще сильны были готические традиции: высокие пирамидальные кровли,башнеобразные объемы фасадов. Самым ярким архитектурным образом ранней стадииклассицизма явился Люксембургский дворец, построенный Соломоном де Броссом дляМарии Медичи. По желанию королевы, флорентийки по происхождению, Люксембургскийдворец должен был напоминать палаццо Питти, ренессансное творение Брунелеско.Однако только рустовка служила косвенным указателем на подразумевающийсяобразец. Основной композиции архитектор сделал курдонер- большой парадный двор,образованный фасадом и выступающим по бокам флигелями.
Интересным архитектурнымансамблем, который как бы открывал собой период регулярного градостроительства,явилась королевская площадь, или площадь Вогезов, созданная Клодом Шантийоном.Абсолютно прямоугольная в плане, замкнутая похожими один на другой домами,площадь стала отображением нового способа организации городского пространства:она была разомкнута на улицу только с одного угла, и еще две улицы соединялисьс ее прямоугольным пространством через аркады. Подобные площади сталипоявляться во многих европейских городах, из них наиболее интересными являютсяплощадь Майор в Мадриде и площадь святого Марка в Венеции.
Второй этап классицизмаво Франции начался с 1630 года и продолжался тридцать лет. Он характеризовалсястремительным формированием стилевых особенностей, проявившихся, прежде всего встроительстве дворцов. Внутренний народный двор мало- помалу сошел на нет.Центральная ось дворца, обозначившаяся двумя порталами народным и садовым,стала организующим началом окружающей местности превращающийся в регулярный,т.е. правильно распланированный парк.
Дворцы, созданныеархитекторами Франсуа Мансаром и Луи Лево, представляют собой здания,неразрывно связанные с ландшафтом и ставшие центром паркового ансамбля. Первымтаким дворцовым ансамблем был Во- ле- Виконт, сооруженный Луи Лево(1612-1670).Впервые расчет был сделан на удобство и функциональность помещений.Индивидуальные жилые «блоки», куда входили прихожая, спальня, кабинет,гардероб, были изолированы, однако связи между ними тщательно продуманы ипозволяли избегать далеких переходов. В таком скрупулезном продумываниипланировки проявился новый жизненный принцип «art vivre»- искусство жить. Отсюда и стремление связать жизньвнутри дворца с окружающим ландшафтом. Большой овальный салон, увенчанныймощной купольной кровлей, являясь центром внутренних помещений, служил такжекомпозиционным центром паркового ансамбля: главная продольная ось ансамбляпереходила в центральную алею с геометрическими ячейками цветников по обеимсторонам от нее, словно повторяющими очертания внутренних комнат.
Равнинный ландшафтобусловил многие особенности дворца Во — ле- Виконт, рассчитанного на далекоевосприятие: это и усложненный заостренный силуэт, и преувеличенные по масштабамстатуи, украшающие фронтон главного фасада, и колоссальные пилястры. При этомбезукоризненная геометрия портеров, дорожек, водоемов, рациональнаяупорядоченность своего ансамбля нивелировали прихотливость форм самого дворца.И именно в парковом оформлении Во — ле- Виконт просматривались черты будущегоклассического садово-паркового ансамбля: зеленый ковер, водный партер, каналы,гроты, фонтаны, статуи.
Третий этап классицизмаво французской архитектуре охватывал последнюю треть ХVII в и знаменовал собой появление строгого стиляклассицизма, который во Франции отмечался своеобразным сочетанием классическойстрогости внешнего оформления с прихотливостью и декоративной перегруженностьюинтерьера. Основные черты этого стиля, называемого высоким, или строгим,проявились в преобладание горизонтальных членений над вертикальными; висчезновении высоких вертикальных крыш и появлении единой кровли, маскируемойбалюстрадой. В упрощении композиции здания в полном соответствии его внешнихразмеров величине и расположению внутренних помещений.
Начало нового этапаклассицизма ознаменовалось строительством Коллежа четырех наций, учебногозаведения, предназначенного для дворянской молодежи присоединенных к Францииобластей. В этой постройке архитектор Луи Лево развил принципыклассицистической архитектуры в условиях городского ансамбля. Расположив зданиеКоллежа на левом берегу Сены, Лево развернул
Главные полукружия фасадав сторону реки так, что купольная церковь, являющаяся центом композиции Коллежаоказалась на оси квадратного двора Лувра, расположенного на правом берегу.
Было достигнутопространственное единство двух выдающихся городских ансамблей, не последнююроль, в которой сыграла водная гладь реки. Если для барокко характернойстилевой принадлежностью являлись водные статуи фонтанов, т.е. вода в ееподвижном, изменчивом состоянии, то для классицизма таковой являлась воднаягладь. Причем ее роль не столько живописна, сколько подчеркивающая горизонтальв фундаменте ансамбля.
Наиболее полное и всестороннееразвитие классицистические тенденции в архитектуре получили в самом грандиозномансамбле- Версале.
Строительство Версаля какглавной королевской резиденции осуществлялось не одно десятилетие. В 1624 годубыл выстроен охотничий дворец Людовика XIII в стиле раннего классицизма, т.е. с большим параднымдвором, с башнями, увенчанными высокими кровлями.
С 1678 по 1687г Версальстановится официальным центром государства и воплощением в парадно- официальнойархитектуре «великого царствования». Все помещения совмещали функции жилья с«ритуальными». Главная «святыня» дворца — спальная короля располагалась нацентральной планировочной оси восток- запад и обращена была окнами в сторонувосходящего солнца.
В интерьерах Версаляособое внимание художники уделяли плафонам, расписным так, что создавалосьиллюзия уходящего вверх пространства. Сюжеты росписей заимствовали из античноймифологии, они в аллегорической форме служили прославлению короля- солнца.
Так же идея подчиненностивеличию короля- солнца была положена Ленотром в основу оформления имрегулярного парка. Цветники и дорожки планировались симметрично, так, чтобы сопределенных точек, отмеченных декоративными вазами и скульптурой, можно былонаблюдать линейную перспективу. Ощущение бесконечной глубины пространства иисключительной грандиозности версальского парка достигалось лучевыми аллеями,каналом, огромными водоемами, низкими партерными газонами и цветниками. Паркявлялся важной частью ансамбля, неотделимой от дворца, расположенного поцентральной оси симметрии. Линейному трезубцу дорог с востока вториларегулярная планировка парка с запада. Уходящая в западном направлении большаяалея, вбирала в себя другие аллеи и переходила Большой канал, как бы для того,чтобы все леса и воды страны в установленном порядке могли явиться повелителю,как по трем дорогам стороны дворца являлись к нему сильные миры всего.
В странах, где произошлибуржуазные революции,- в Голландии, Англии,- ведущей стилевой системой сталклассицизм. Особое место заняла Франция, где драматические испытания конца XVI в. поставили нацию перед угрозойраспада и деградации. В этих условиях победа порядка абсолютной монархии надбеспорядком феодального сепаратизма предопределила все дальнейшее развитиекультуры. Восторженная религиозность была заменена политизированной религией,«верой без эксцессов».
Идеалы абсолютизматребовали художественных форм, которые вызывали бы ассоциации с величиемправителей древних греков и римлян. Но строгий рациональный классицизм казалсянедостаточно пышным и полезным для прославления Людовика XIV- короля- солнца, что никогда незаходит над Францией. Поэтому обратились к прихотливым, вычурным формамитальянского барокко, связанного с демонстрацией мощи католизма.
Сложился один из самыхярких художественных стилей — «большой», или «королевский», который наиболееполно выражал идеи торжества национального единства и сильной, абсолютнойкоролевской власти. В нем соединились элементы классицизма и барокко.
Придворная культураверсальского периода любила именно такие нюансы. Ансамбль Версаля кактеатральная декорация при ритуальном разыгрывании сюжета «Повелитель природы».К примеру, в зимний день король выходил со свитой в парк, и оказалось, чтоцветники цветут, как будто в присутствии короля- солнца оживало растение.
Грандиозный ансамбльВерсаля отразил коренные проблемы духовной жизни эпохи: с одной стороны, культвласти, дошедшей до крайности, оказалось несовместимым с классическойуравновешенностью, и прибегал к барочным формам во внутреннем оформлениидворца. С другой — идея разумного просвещенного правления, в основе котороголежал принцип человечности, получала все больший резонанс в обществе.
Литература
1. «Мировая художественнаякультура»……Евамохунова
2. «История мировой художественнойкультуры»… Горжан Д.В.
3. «100экзаменационных ответов» ……………… Горжан Д.В.