Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников. Конспектзанятия «ИСТОРИЯ МОЕГО ГОРОДА»
Цели и задачи:
воспитать в ребёнке чувство гордости, уважения и любви ктому месту, где он живёт
закрепить знания детей об исторических фактах образованиягорода и его улиц.
развивать кругозор детей
Предварительная работа:
Экскурсии по городу; детям заранее раздаются тексты истихотворения для заучивания. Во время занятия на детях надета одежда, которуюносили в прежние времена (для девочек: длинная юбка, блузка, шляпка или платоки т.п., для мальчиков: брюки, рубаха, пиджак или жилетка, кепка или шляпа).
Ход занятия:
Воспитатель:
Наш город старинный, возник очень давно. По легенде Ржевначинался с крепости на высокой горе; потом построили деревянные дома, город. Нагоре возвели собор и гора стала называться Соборной. В наше время на этой горевысится Обелиск — памятник воинам-освободителям.
Ребёнок:
Склонили ели ветви низко,
Земли касаясь, как рукой.
Они стоят у обелиска
Над Волгой — матушкой-рекой.
Стоят в почётном карауле,
Скорбя в торжественном строю.
Когда-то здесь свистели пули,
Пылал огонь в родном краю. *
Ребёнок:
Недалеко от Успенского собора стояло здание городской управыи там же — пожарная часть с высокими каланчами. (Воспитатель: «Для чегонужна каланча?» Ответы детей). Теперь на этом месте ещё один памятник солдатам-освободителям- пушка.
Ребёнок:
Над Ржевом воцарилась тишина –
Минута памяти священна.
У каждого через судьбу прошла война,
И память о защитниках нетленна.
Ребёнок:
Там, где сейчас находится Советская площадь, раньше тожебыла площадь, но называлась — Торговая. На ней располагались магазины,библиотека, гостиница. Там же были и театр, и гимназия. Здание гимназиисохранилось — сейчас там швейная фабрика.
Ребёнок:
Центральная улица нашего города -улица Ленина, раньше называласьБольшая Ильинская. Она была выложена булыжниками (большими камнями), поэтомубыла чистая, с двухэтажными домами каменными. Некоторые дома частичносохранились — это выставочный зал, институт.
Воспитатель:
Крытый рынок, лестница, газон.
Под горой журчит себе Холынка.
Летом ли, зимой — в любой сезон
Помнит речка древние картинки:
Здесь когда-то тракт булыжный был.
Он большим и вечным ей казался.
К Старице не близкой уходил,
Потому-то Старицким и звался.
В той атаке под стеной огня
Гибла на траве кровавой рота,
И сержант Никита Головня
Грудью лёг на амбразуру дота.
Здесь асфальт кругом давным-давно,
Этажи жилых домов высоких,
А в базарный день людей полно,
Познающих наших дней уроки.
Крытый рынок. Лестница. Газон.
Летний зной. Зимы морозной замять.
Отдалённый колокольный звон
Будит человеческую память…
Ребёнок:
Улица Карла Маркса — это сейчас. А раньше она называласьПервая Успенская; на ней было ремесленное училище. Теперь в этом зданиирасполагается служба помощи в особых ситуациях. А ещё на этой улице — школа,больница, магазины, телевизионная вышка.
Ребёнок:
Здесь — церковь была. Там — дорога.
Здесь — школа была. Там — трактир.
Ещё погуляем немного?
Здесь время затёрто до дыр. .
Здесь — кладбище было. Там — пристань.
Здесь — лавка была. Там — базар. .
Роняя багряные листья,
Деревья глядят нам в глаза.
Ребёнок:
Одна из длинных и широких улиц города — Ленинградское шоссе.В старину называлось Александровское шоссе, в честь царя Александра. Железнодорожныйвокзал был деревянный, а ещё на этой улице была шелкокрутильная фабрика.
Ребёнок:
Немало доблестных героев
Рождает русская земля.
Ни время славу их не скроет,
Ни прах, ни пепел, ни зола.
Они живут в преданьях давних,
В легендах, песнях и стихах,
В теченье рек могучих, плавных
В цветах и травах на лугах.
Ребёнок:
Улица Садовая так называется потому, что на ней росло многофруктовых (особенно вишнёвых) садов. В городе был завод фруктовых вод. А ещёделали из фруктов, ягод мармелад и пастилу.
Ребёнок:
На сером фоне небосвода
Деревья тощие стоят,
Не улыбается природа
Уже двенадцать дней подряд.
В низинах мокрыми очами
Мерцают лужи в тишине,
А дома тёмными ночами
Тепло, уютно спится мне.
Ребёнок:
В старину города строили на берегах рек и речушек (Воспитатель:«Скажите, почему?» Ответы детей). По Волге везли всё необходимое дляжителей города и увозили товары для продажи. Вначале город построили только наодной стороне (Князь-Фёдоровская), но со временем город разросся на две части (вторая- Князь-Дмитриевская). Летом горожане переправлялись через реку на лодках ипароме, а ещё был летний мост.
Ребёнок:
Сейчас через Волгу пролегают три моста: железнодорожный идва транспортно-пешеходных. Часть старого моста (каменный бык) держит мост исегодня, хотя ему почти 100 лет. На берегу Волги была лесопильня — пилилибрёвна для строек и сплавляли их по реке.
Ребёнок:
Кто вырос в этом городе, тот знает,
Что нет на свете лучше городов.
Здесь Волга крылья улиц рассекает,
Плывя сквозь толщу лет и берегов
Ребёнок:
Во Ржеве в старину производили мармелад, пастилу из фруктови ягод; был завод фруктовых вод; писчебумажная фабрика. Выращивали рожь, лён. Изльна производили не только полотно для одежды, но и канаты. Разводили голубей.
Воспитатель:
Топча копытами Россию,
От русской крови охмелев,
Летели полчища Батыя
Через Рязань, Владимир, Ржев.
Копыта конские топтали
Луга, посевы и поля,
И сёла русичей пылали,
Горела русская земля.
Но гордость наше сердце греет –
В несметных битвах уцелев,
Растёт и дивно хорошеет
Старинный русский город Ржев!
Воспитатель:
Наш город — это часть государства России. В России много разныхгородов — молодых и старинных. Многие города имеют свой символ, знак с прежнихвремён. Как он называется? (Ответы детей: «герб»). И наше государствоимеет свой символ, свой герб — герб России (демонстрация).
Задание:
«Найди герб Ржева»
Сегодня мы узнали о старинном Ржеве. Что производили раньшев городе? (ответы детей). А что делают сейчас? (ответы детей).
В занятии использованы стихотворения Ржевских поэтов.